Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового мониторинга законодательства Республики Казахстан в области рекламы'

Некоторые вопросы правового мониторинга законодательства Республики Казахстан в области рекламы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реклама / рекламодатель / интернет-реклама / правовой мониторинг / громкость звука рекламы. / advertising / advertiser / Internet advertising / legal monitoring / a volume of advertising.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич

В статье рассмотрены вопросы совершенствования законодательства в области рекламы с учетом результатов правового мониторинга, а также актуальные аспекты правового регулирования рекламы. Проведен анализ и даны предложения касательно дальнейшего развития понятийного аппарата Закона Республики Казахстан «О рекламе», нормативной регламентации размещения рекламы на автотранспортных средствах, при кино-, видеои справочном обслуживании, повышении громкости звука рекламы, интернет-рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of legal monitoring of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of advertising

The article deals with the issues of improving legislation in the field of advertising, taking into account the results of legal monitoring, as well as relevant aspects of the legal regulation of advertising. The analysis and present proposals regarding the further development of the conceptual apparatus of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Advertising», normative regulation of advertising on motor vehicles, with film-, videoand reference services, increasing the volume of advertising, Internet advertising.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового мониторинга законодательства Республики Казахстан в области рекламы»

Дюсенов Ербол Абаевич,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ

Озвученная Людвигом Метцелем, который впервые в России открыл в 1878 году рекламное агентство, фраза «Объявление есть двигатель торговли» стал аксиоматичным, а её современная интерпретация «Реклама двигатель торговли» в современных условиях выглядит скромно и не отражает в полной мере своей значимости по воздействию на поведение человека. Реклама в быстром темпе современной жизни, бурлящей в крупных города, стала неотъемлемой частью окружающей действительности. Продукты рекламного бизнеса: слоганы, фирменные наименования, жесты, цветовая гамма в оформлении товаров, помещений, музыкальные композиции, - атрибуты жизни современного потребителя, коим является каждый из нас.

Реклама представляет собой отрасль экономики, в которой присутствуют финансовые интересы, созданы рабочие места, оказывается воздействие на эстетические и нравственные представления потребителя.

По оценкам экспертов объем рекламного рынка Казахстана по итогам 2015 года составит в тенге порядка 50 млрд. тенге [1].

При этом современная культура потребления складывается под воздействием навязчивой и пестрой «пропаганды» современных образов и стиля жизни.

Нормативное регулирование деятельности в области рекламы должно охранять интересы, законные права личности, общества, заказчиков рекламы и их контрагентов. Нормативное регулирование отношений в области рекламы осуществляется посредством Закона Республики Казахстан «О рекламе» от 19 декабря 2003 года №508-И. При этом вопросы налогообложения, защиты прав, законных интересов потребителей и лиц, участвующих в рекламной деятельности, регламентируются целым рядом нормативных правовых актов.

Постоянное совершенствование отношений в области рекламы предъявляет к нормотворческой деятельности требования постоянного учета внедряемых новшеств в рекламную деятельность для совершенствования цивилизованных условий развития рекламной индустрии, а также неотступного соблюдения прав и законных интересов общества, отдельных потребителей.

Одним из механизмов совершенствования действующего законодательства является правовой мониторинг, установленный Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

Следует отметить, что правовой мониторинг можно понимать как деятельность уполномоченных государственных органов и их подведомственных организаций, систему правовых норм, др.

В соответствии с действующим законодательством уполномоченными органами проводится на постоянной основе правовой мониторинг в отношении нормативных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность.

Данная деятельность необходима в силу того, что постоянное совершенствование способов и инструментов донесения рекламы, требует внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, которые востребованы практической деятельностью субъектов рекламной деятельности и уполномоченных органов.

Мониторинговая деятельность осуществляется в различных направлениях, тем самым в законодательстве Республики Казахстан можно выделить порядка 28 видов мониторинга. Мониторинг осуществляется в различных сферах деятельности, в экономике, геологии, географии,

климатологии, праве. Определяющим в проведении мониторинга является объект мониторинга. Содержание и характеристики объекта мониторинга обуславливают предмет, методы, принципы мониторинга, а также процедуру его проведения [2].

Правовой мониторинг в настоящее время проходит один из этапов его развития. Министерством юстиции, Институтом законодательства проводится работа по закреплению роли и содержания правового мониторинга в новом законопроекте «О правовых актах». Представляется необходимым определение правового мониторинга не только как индикатора состояния законодательства, правоприменительной практики, но и закрепление его как «отправной точки» нормотворческой деятельности уполномоченных органов.

Правовой мониторинг, проведенный в рамках деятельности Института законодательства Республики Казахстан, показал, что рекламная деятельность требует проработки нормативного регламентирования.

Так, с момента принятия Закона Республики Казахстан «О рекламе» от 19 декабря 2003 года №508-11 (далее - Закон) внесено около 20 поправок, направленных на устранение пробелов правового регулирования, установления согласованности Закона с другими законодательными нормативными правовыми актами и по иным основаниям, требующим внесения изменений и дополнений.

Согласно толковому словарю Ожегова С.И. реклама - оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей.

В современных условиях развитие рыночных отношений вызывает потребность в продвижении субъектами рынка своих товаров, работ или услуг в среде потенциальных потребителей. По широко устоявшемуся мнению реклама - «двигатель» торговли.

Однако придание цивилизованных условий рынка складывается от способов ведения и характера рекламной деятельности. Оправданным является установление в действующем законодательстве запретов, направленных на соблюдение норм морали и нравственности, охрану общественной, экономической и в целом национальной безопасности, а также здоровья населения.

Следовательно, в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан основополагающие принципы и нормы, касающиеся отношений правосубъектности, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц регулируются законодательными актами.

Вследствие принятия Закона Республики Казахстан от «19» декабря 2003 года № 508 «О рекламе» (далее - Закон) на законодательном уровне получило закрепление внедрение конкретных запретов и ограничений, направленных на охрану норм морали, нравственных устоев общества и защиты психологического и нравственного здоровья несовершеннолетних от возможного негативного воздействия рекламы.

На сегодняшний день реклама представляет собой не только телевизионную, радио и иного характера информационную продукцию, но и развитый рынок, в котором участвуют большое количество специалистов, задействованы финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы.

Основные условия и требования, предъявляемые к производству, распространению, размещению и использованию рекламы в Республике Казахстан закреплены в Законе.

Действие законодательного акта распространяет своё действие на физических и юридических лиц, осуществляющих производство, распространение, размещение и использование рекламы на территории Республики Казахстан.

На законодательном уровне определены следующие лица, осуществляющие производство, распространение, размещение и использование рекламы на территории Республики Казахстан:

1) рекламопроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее приведение рекламной информации к готовой для распространения и размещения форме;

2) рекламораспространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение и размещение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств телерадиовещания и иными способами;

3) рекламодатель - физическое или юридическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, распространения и размещения рекламы.

Наряду с этим в Законе выделяются уполномоченные государственные органы и потребители рекламы.

Закон не содержит отдельных статей либо иных структурных элементов, содержащих круг прав и

обязанностей рекламопроизводителя, рекламораспространителя либо рекламодателя.

При этом зарубежная практика показывает, что в законодательстве целесообразно и оправданно устанавливать запрет на повышение громкости звука рекламы и вытекающие из этого права, обязательства и меры ответственности. Так, в Соединенных Штатах Америки, Федеративной Республике Германия, Израиле в период с 2008 по 2010 годы приняты законодательные акты о регулировании громкости рекламы.

В Российской Федерации с 2010 года принимаются меры для выравнивания уровня звука рекламы в телепрограммах. Так, Федеральная антимонопольная служба России 20 мая 2010 года направляла письма 15 федеральным телеканалам о необходимости принятия мер по выравниванию уровня громкости рекламы и уровня громкости телепередач. [3]

Анализ опыта зарубежных стран не дает однозначного ответа по способу регулирования уровня громкости рекламы.

При этом в нормах Закона определены ограничения и запреты, касающиеся общих и специальных требований к рекламе, требования по защите несовершеннолетних при производстве, распространении, размещении рекламы, сроки хранения субъектами рекламной деятельности материалов, содержащих рекламу, т.д.

Анализ Закона выявил необходимость закрепления мер ответственности за несоблюдение отдельных его требований и запретов. Так, отсутствует в ранее действовавшем Кодексе Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 «Об административных правонарушениях» и в действующем Кодексе от 5 июля 2014 года № 235-У «Об административных правонарушениях» ответственность за нарушение части 2 пункта 1 статьи 8 Закона: «При трансляции рекламы ее звук не должен быть громче звука транслируемой программы».

В редакции пункта 1 статьи 342-1 ранее действовавшего Кодекса «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие нарушения законодательства о телерадиовещании:

- распространения отечественными теле-, радиоканалами менее установленной нормы процентов отечественных теле-, радиопрограмм;

- распространения на телеканале телепрограмм новостного характера без обеспечения сурдопереводом или переводом в виде субтитров;

- распространения на телеканале дополнительной информации, превышающей пятнадцать процентов площади кадра.

Аналогично ранее действующему Кодексу в действующем Кодексе «Об административных правонарушениях» в статье 452 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании» не закреплен состав административного правонарушения за превышение при трансляции рекламы громкости звука транслируемой программы.

Предлагается включить в статью 452 Кодекса от 5 июля 2014 года № 235-У «Об административных правонарушениях» состав нарушения законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании теле-, радиокомпаниями, совершенное в виде трансляции рекламы на телеканале громче звука транслируемой программы.

В Законе усматривается единая понятийно-терминологическая система, однако отдельные термины сформулированы некорректно.

Например, пункт 3) статьи 3 Закона «Основные понятия» содержит следующее нормативное определение термина рекламодатель.

«3) рекламодатель - физическое или юридическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, распространения и размещения рекламы».

Однако источником рекламной информации для производства, распространения и размещения рекламы может быть лицо, предоставляющее интервью для производителя рекламы. Ярким примером может служить информация, предоставляемая лично выдающимся спортсменом, политиком, общественным деятелем.

Таким образом, размывается граница между лицом, являющимся «рекламным лицом» того или иного бренда, и лицом, представившего рекламный материал для демонстрирования широкому кругу лиц, в том числе с использованием средств массовой информации.

Более удачной можно признать формулировку, использованную в Федеральном законе Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 № 38-ФЗ. Согласно статье 3 данного Закона, содержащей основные понятия, дается следующее определение рекламодателя: «5) рекламодатель - изготовитель

или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо».

Ясно прослеживается суть понятия «рекламодатель», которая отражается в определении лица, заинтересованного в информировании об указанном им товаре, работе либо услуге потенциальных клиентов посредством распространителей рекламы.

Предлагается внести уточнение в понятие «рекламодатель», содержащееся в пункт 3) статьи 3 Закона. В противном случае может возникнуть путаница в разграничении лиц, предоставляющих рекламный материал, т.е. рекламодателя, и лиц, рекламирующих товары, работы или услуги.

Далее, в пункте 1 статьи 10 «Реклама в кино-, видео- и справочном обслуживании» Закона: «1. Запрещается прерывать рекламой демонстрацию фильма в кино- и видеообслуживании, за исключением перерывов между сериями.».

Данная норма декларативна. Выявлена пробельность в регламентации на законодательном уровне понятий кино- и видеообслуживания, при этом данные понятия используются в тексте Закона.

В свою очередь пункты 2 и 3 статьи 10 Закона указывают на определенное условие справочного, платного справочного, компьютерного и иного обслуживания.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона «При справочном обслуживании реклама предоставляется только после сообщения запрашиваемой информации». При этом в пункте 3 статьи 10 Закона говорится, что «При платном справочном, компьютерном и ином обслуживании реклама распространяется только с согласия клиента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемой информации». Однако в Законе не содержится понятие справочного обслуживания, компьютерного и иного обслуживания, таким образом, не понятно о чем конкретно идет речь.

Что не позволяет установить юридические основания для привлечения к ответственности и устранить нарушения требований законодательства о рекламе.

В этой связи полагаем целесообразным дополнить статью 3 «Основные понятия» Закона определением понятия «справочное обслуживание».

Не достаточно полным, но удовлетворительным с позиций анализа Закона, представляется следующее определение: справочное обслуживание - это деятельность по предоставлению информационных данных о физических и юридических лицах, предлагаемых товарах, осуществляемых работах и оказываемых услугах.

Следовательно, под такое определение подпадает деятельность по предоставлению информации при обращении посредством телефонного звонка на номер «118-01», «38-88-88» и т.д.

Однако при звонке на справочную службу «38-88-88» помимо воли потребителя перед ответом оператора звучит «новость дня», которая в некоторых случаях может быть отнесена к рекламе.

Следующий аспект, заслуживающий внимания, это реклама на транспортных средствах.

Согласно статье 12 «Реклама на транспортных средствах» Закона: «Распространение, размещение рекламы на транспортных средствах осуществляются с соблюдением правил безопасности дорожного движения на основании договоров с собственниками транспортных средств и с лицами, обладающими иными вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих иными вещными правами на это имущество».

Анализ Закона и подзаконных актов в сфере рекламы на автомобильном транспорте показал отсутствие нормы, регулирующих процедуру распространения, размещения рекламы на транспортных средствах.

В ходе анализа данного Закона и подзаконных нормативных правовых актов такая процедура не выявлена.

При этом в данной отрасли задействованы специализированные организации, работают специалисты по размещению рекламы, соблюдению требований безопасности специальных конструкций на транспортных средствах и приспособлениях, требований обеспечения безопасности дорожного движения и др.

Согласно подпункту 1-3) статьи 3 настоящего Закона наружной (визуальной) рекламой признается реклама, размещенная на движимых и недвижимых объектах, а также расположенная в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах, отсюда следует, что реклама на транспортных средствах также является наружной рекламой.

Вместе с тем, статья 11 Закона не предусматривает при каких условиях допускается размещение рекламы на транспортных средствах. Также данный порядок не урегулирован в ранее действовавших Правилах дорожного движения и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650, а также не закреплен в действующих Правилах дорожного движения, Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 [4].

Отсутствие данной процедуры создает возможность для произвольной трактовки нерегулируемой сферы со стороны государственных служащих, может способствовать проявлению субъективизма и способствовать совершению коррупционных правонарушений, например, при проведении государственного технического осмотра транспортного средства, при контроле за дорожным движением и др.

Считаем необходимым уполномоченному органу в сфере размещения рекламы на автотранспортных средствах принять меры по развитию нормативной регламентации распространения, размещение рекламы на транспортных средствах.

Следующим не менее важным аспектом совершенствования является развитие нормативного регулирования рекламы в интернете. Сегмент рекламной индустрии в интернете не должен оставаться без внимания законодателя, уполномоченных органов в сфере рекламы и информационных технологий.

Сложившаяся практика в интернет-рекламе заимствует развитые в зарубежных странах инструменты подачи рекламного материала и классифицирует интернет-рекламу согласно данным сайта Wikipedia.org на следующие виды: медийная реклама, контекстная реклама, поисковая реклама, геоконтекстная реклама, вирусная реклама и другие виды рекламы, совмещающие признаки различных их видов.

Интернет-реклама вытесняет традиционные виды рекламы.

Развитие государственного регулирования в этой сфере является необходимым, поскольку представляется недостаточно развитым контроль за соблюдением рекламными агентствами требований национального законодательства, в частности гражданского, налогового, а также в сфере информационных технологий.

Таким образом, отмеченные в настоящей статье отдельные аспекты совершенствования правового регулирования отношений в сфере рекламы направлены на развитие национального законодательства Республики Казахстан, акцентировании внимания на учете прав и законных интересов граждан, общества и государства.

В завершение хотелось бы отметить, что в рекламной индустрии неустанно трудятся креативные и предприимчивые специалисты, деятельность которых не должна оставаться без внимания государства и их труд должен служить вкладом в общее дело по развитию Казахстана.

Список литературы

1. «Объем рекламного рынка Казахстана в 2014 году снизится на 7% в долларовом эквиваленте - прогноз» [Электронный ресурс] / «Интерфакс-Казахстан»: https://www.interfax.kz/;

2. Дюсенов Е.А. «Актуальные вопросы проведения правового мониторинга в Республике Казахстан»: Материалы международной научно-практической конференции «ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ» 29 ноября 2012 года. - Астана: Казахстан Республикасыньщ Зац шыгару институты, 2013. - С. 74;

3. «ФАС России направила федеральным телеканалам письма об уравнивании уровня громкости рекламы и телепередач» (27-05-2010 | 15:06) [Электронный ресурс] / Сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: http://фас.рф/press-center/news/detail. html?id=29364;

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от25.11.1997 г. № 1650 «Об утверждении Правил дорожного движения Республики Казахстан, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по

обеспечению безопасности дорожного движения и Перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам» (утратило силу); постановление Правительства Республики Казахстан от 13.11.2014 г. № 1196 «Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам».

Мацалада цуцыцтыц мониторинг нэтижелер1н ескере отырып зацнаманы жарнама саласында жетыд1ру мэселелер1, сонымен цатар жарнама цуцыцтьщ реттеудщ взект1 аспектыер1 царастырылган. «Жарнама туралы» Цазацстан Республикасы Зацыныц узымдьщ аппаратты одан эр1 дамыту, автокелж цуралдарында жарнама орналастыруды, кино-, бейне- жэне аныцтамалыц цызмет кврсетуд1, жарнаманыц дыбысын улзайтуды, интернет жарнаманы нормативтж реттеуге цатысты талдау жасалган жэне усыныстар бертген.

Ty^h свздер: жарнама, жарнама беруш1, интернет-жарнама, цуцыцтьщ мониторинг, жарнама дыбысы.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования законодательства в области рекламы с учетом результатов правового мониторинга, а также актуальные аспекты правового регулирования рекламы. Проведен анализ и даны предложения касательно дальнейшего развития понятийного аппарата Закона Республики Казахстан «О рекламе», нормативной регламентации размещения рекламы на автотранспортных средствах, при кино-, видео- и справочном обслуживании, повышении громкости звука рекламы, интернет-рекламы.

Ключевые слова:реклама, рекламодатель, интернет-реклама, правовой мониторинг, громкость звука рекламы.

The article deals with the issues of improving legislation in the field of advertising, taking into account the results of legal monitoring, as well as relevant aspects of the legal regulation of advertising. The analysis and present proposals regarding the further development of the conceptual apparatus of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Advertising», normative regulation of advertising on motor vehicles, with film-, video- and reference services, increasing the volume of advertising, Internet advertising.

Keywords: advertising, advertiser, Internet advertising, legal monitoring, a volume of advertising.

Ербол Абащлы Дуйсенов,

КР Зацнама институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.

Жарнама саласындагы Цазащстан Республикасы защамасыныц цуцыцтыц мониторингш жYргiзудщ кейбiр мэселелерi

Дюсенов Ербол Абаевич,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н.

Некоторые вопросы правового мониторинга законодательства Республики Казахстан в области рекламы

Dyussenov YerbolAbaevich,

Leading Researcher of the Center of legal monitoring in the SI "Institute of legislation of the Republic Kazakhstan", the candidate of the juridical sciences

Some questions of legal monitoring of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of advertising

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.