Научная статья на тему 'Законодательство о земле: проблемы правоприменения и совершенствования'

Законодательство о земле: проблемы правоприменения и совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗЕМЛЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательство о земле: проблемы правоприменения и совершенствования»

Живихина И.Б.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗЕМЛЕ

4.12. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗЕМЛЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Живихина И.Б., к.экон.н., заместитель председателя правительства Нижегородской области

В своей работе Правительство области регулярно сталкивается с проблемами и пробелами в российском законодательстве, в той или иной степени влияющими на эффективность работы всех уровней органов исполнительной власти. Наибольшее количество таких проблем относится к сфере регулирования земельных отношений.

Трудно решаются сегодня вопросы землеустройства: выделения земельных площадок, межевания, постановки на кадастровый учет. Особенно это касается центров субъектов Федерации и крупных городов, где сталкиваются интересы многих участников процесса. Существует много проблем с формированием и с оформлением прав на земли сельхозназначения.

С одной из них мы столкнулись при применении положений Земельного Кодекса Российской Федерации. Так, его статья 36 гласит, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Как установлено, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В то же время, согласно п. 2 статьи 3 Федерального Закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.

То есть, получается, что переоформлению подлежат участки, на которых расположены здания, строения и сооружения. Как поступать в случае, если участок не застроен, Федеральный закон ответа не дает.

Здесь же мы сталкиваемся с ещё одной проблемой. Как Вы знаете многие государственные монополии имеют в собственности значительное число линейных сооружений: газопроводы и нефтепроводы, подземные сооружения. Возникает вопрос о необходимости регистрации права собственности на земли, занятые такими сооружениями. При этом Федеральная регистрационная служба считает, что регистрация подобных зе-

мель обязательна, для чего требуется провести описание и выделение всех земельных участков, занятых линейными сооружениями, проведение оценки их кадастровой стоимости.

Или ещё один пример: в связи с принятием главы 31 Налогового Кодекса РФ, изменился порядок исчисления земельного налога, который теперь полностью поступает в местные бюджеты. В 90-е годы при реорганизации коллективных хозяйств их пайщики получали не конкретный земельный участок, имеющий кадастровый номер, границы и т.д., а долю в праве общей собственности. Земельный налог начисляется на конкретный земельный участок и равен проценту от кадастровой стоимости участка. В результате введения нового способа исчисления налога органы исполнительной власти и налоговые органы столкнулись с тем, что многие участки не оформлены в соответствии с требованиями закона и на них невозможно начислить земельный налог. В результате, по некоторым муниципальным образованиям у нас в регионе в 2006 году земельный налог поступил в размере 20-25% от уровня предыдущего года. По стране потери бюджетов местного самоуправления огромные.

Безусловно, Правительством области и органами МСУ предпринимаются шаги для исправления сложившейся ситуации. Однако мы сталкиваемся как с непониманием и нежеланием дольщиков нести определённые затраты на оформление своих долей, так и с трудностями в процедуре оформления собственности.

Например, проблемой, тормозящей государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения является размер государственной пошлины за регистрацию. В качестве законодательной инициативы с нашей стороны в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам переоформления прав на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности граждан», в котором предполагалось снижение государственной пошлины на регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. По нашему мнению, снижение пошлины с 500 до 100 рублей должно стимулировать процесс оформления земельных участков.

Однако на сегодняшний день Правительство РФ считает, что снижение пошлин приведёт к потерям федерального бюджета. Эффект от этой меры для местных бюджетов и для развития земельных отношений в регионах не учитывается.

Со своей стороны мы предпринимаем усилия по исправлению сложившейся ситуации, чтобы земли сельхозназначения были востребованы и используемы на законных основаниях теми сельхозпредприятиями, кто может и хочет работать, а не лежали в запустении, зарастая лесом.

В качестве одной из мер Правительством области начата реализация пилотного проекта по оформлению прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения на территории пяти районов области. Было принято распоряжение Правительства области от 6 июля 2007 года №914-р, выполнены расчеты затрат,

ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

№ 1

проведено совещание с представителями районов, предусмотрены средства в бюджете области. Мы планируем, что в ходе пилотного проекта будут аппроби-рованы схемы оформления в собственность сельхозпредприятий, муниципальных образований и Правительства области земельных участков из состава невостребованных земель сельхозназначения, которые сейчас либо заброшены, либо используются без законных оснований. Потом, после завершения пилотного проекта, анализа достигнутых результатов, мы планируем распространить полученный опыт на всю территорию области. Хотя уже и сейчас начали реализовывать ряд мероприятий и в целом рассчитываем завершить регистрацию таких сельхозземель в ближайшие два - три года.

К сожалению, некоторые проблемы землеустройства и землепользования невозможно решить исключительно на региональном уровне, поскольку процедура внесения изменений в сложившееся федеральное законодательство длительна по срокам.

Но делать это необходимо более быстро. Почему буксует «дачная амнистия»? Потому, что остаются сложности с оформлением в собственность граждан садовых участков, земельных участков, выделенных для дачного хозяйства и огородничества. И дело не только в значительных затратах, которые несет гражданин при оформлении земельного участка в собственность.

Одной из проблем является межевание садовых участков внутри объединения садоводов. За годы, прошедшие с момента их создания, а это иногда и 3040 лет, сменились собственники участков, менялись границы, велось строительство, проводились мелиоративные работы. Вместе с тем, в документах многих садоводческих товариществ прошедшие изменения не нашли отражения. Растёт число брошенных садовых

участков, особенно в садовых товариществах, отдалённых от транспортных магистралей и населенных пунктов.

Гражданин, желающий оформить свой садовый участок в собственность зачастую сталкивается с такими трудностями на начальном этапе оформления, что предпочитает отказаться от процедуры оформления.

Необходимо упростить и максимально удешевить, особенно для садоводов - инвалидов и ветеранов порядок межевания земельных участков, занятых садоводческими, огородническими и дачными объединениями граждан путём межевания только внешних границ земельного участка. Как вариант, необходимо рассмотреть возможность необязательности государственного межевания границ садовых участков внутри общего земельного участка, а закрепления функций внутреннего межевания за правлением общества садоводов, огородников, дачников.

В апреле 2007 года в комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации состоялся круглый стол «О проблемах ведения гражданского садоводства, огородничества и дачного хозяйства, кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, проведения оценки земель, взимания земельного налога», в ходе которого было дано поручение Министерству сельского хозяйства РФ и комитету Государственной Думы по аграрным вопросам доработать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» и в мае 2007 года внести его на рассмотрение в Государственную Думу.

К сожалению, до сих пор в базе проектов законов, подлежащих рассмотрению Государственной Думой, указанного проекта нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.