Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования земли путем упрощения процедуры оформления прав граждан на землю'

Повышение эффективности использования земли путем упрощения процедуры оформления прав граждан на землю Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования земли путем упрощения процедуры оформления прав граждан на землю»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ ПУТЕМ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ

ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЗЕМЛЮ

А.А. Ефимова, к.э.н., зав. отд. Псковского НИИ сельского хозяйства

С 1 сентября 2006 г. в нашей стране вступил в действие федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Согласно Гражданскому Кодексу РФ (ст. 130), федеральному закону № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. (в редакции на 18.12.2006 г. № 232-ФЗ) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу относятся: земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Механизм регистрации сделок со зданиями, сооружениями, жилыми и другими помещениями на практике отлажен. Процедура государственной регистрации несколько упростилась для ввода объектов индивидуального жилищного строительства в результате внесения изменений в федеральный закон «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ от 29.12.2004 г. в ред. от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ).

В отношении же регистрации прав на земельные участки, предназначенные для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства и т.п. упрощение процедуры произошло за счет отмены межевания при наследовании или иным основаниям (ст. 1 №268-ФЗ от 23.11.2007 г.).

В результате отмены межевания и снижения государственной пошлины регистрация права гражданина на земельный участок обходится в 100 руб. Однако сроки регистрации растянуты во времени -три и более месяцев. Чтобы зарегистрировать право гражданина на землю, необходимо представить правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт. Для подачи заявки на изготовление кадастрового паспорта земельного участка требуются также правоустанавливающие документы: акты о представлении гражданину земельного участка, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания, либо свидетельство о праве гражданина на земельный участок, выданные уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания или иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

У большинства граждан-членов садоводческих некоммерческих товариществ или других некоммерческих объединений, актов, указанных выше, на руках нет. В связи с постоянной реорганизацией органов управления документация передавалась в архивы. Для получения документа, подтверждающего право гражданина на земельный участок, уходит как минимум месяц. Это то дополнительное звено, которое удлиняет процедуру регистрации права гражданина на земельный участок.

Кроме того, ни в 93-ФЗ, ни в 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции № 232-ФЗ от 18.12.2006 г., ни в других законах и законодательных актах нет разъяснений, что следует относить к иным документам. Например, сельские советы в 1991 г. выдавали акты на пользование землей по форме, отличающейся от утвержденной государством. Выданные акты на землю подписывались земельными комиссиями, создаваемыми при сельсоветах и учреждениях. Приходится действительность таких документов доказывать через суд.

Государственные учреждения, предприятия, имеющие земли на праве постоянного (бессрочного) пользования, отводили их часть для садоводства, огородничества и т.п. неоднократно с 80-х годов. На практике документально оформление отчуждения земли для садоводческих некоммерческих товариществ и других некоммерческих объединений происходило позднее, чем выделение садовоогородных, дачных участков в натуре. На любом предприятии имеет место постоянное движение трудовых ресурсов по причинам естественной убыли, выхода на пенсию, миграции населения, увольнения, приема на работу новых работников. В условиях низкой заработной платы жизнь заставляет наделять землей вновь принятых работников. Следовательно, процесс отчуждения земли в натуре идет постоянно из земель, закрепленных за предприятием. По мере нарастания земельной площади для садоводства и огородничества происходит документальное оформление отчуждения земли. Поэтому в реальной жизни работники учреждений зачастую несколько лет пользуются земельными наделами без правоустанавливающих документов на эту землю. Причинами такой жизненной ситуации являются также длительность и сложность процедуры землеотвода, а также высокая стоимость межевания отчуждаемого участка.

В подобных случаях к иным правоустанавливающим документам следует относить акты, договора, справки, выдаваемые учреждениями (предприятиями) на землепользование гражданам. На основании этих документов земля должна оформляться гражданам в собственность.

Далее, Земельным кодексом предусмотрена бесплатная передача земли гражданину один раз, при этом ничего не говорится о площади земельного участка. В 80-90-е гг. гражданам землю выделяли для ведения садоводства (огородничества) вблизи городских поселений по 5-6 соток. Региональными законами устанавливались свои, более высокие нормы передачи земли для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства и т.п. Этот вопрос следует урегулировать в рамках земельного законодательства, исходя из принципа социальной справедливости, когда гражданин может получить бесплатно землю в собственность не выше, но и не ниже установленных субъектами федерации норм.

В садоводческих товариществах на протяжении двух-трех десятков лет происходил постоянный оборот садовых участков - как до принятия федерального закона «О садоводческих, огороднических

и дачных некоммерческих объединений граждан» (№ 60-ФЗ от 15.04.1998 г.), так и после его принятия. Часть садовых участков прошли процедуру приватизации с изданием законодательных актов по передаче земли в собственность уполномоченными административными органами. Распоряжения администраций издавались с приложением списка граждан, которым передавалась земля садоводческого некоммерческого товарищества в собственность и на основе их личных заявлений. На сегодня эти документы являются правоустанавливающими для регистрации права собственности на землю. Однако по разным причинам в садоводческих некоммерческих товариществах происходил оборот земли, который повлек внесения изменений в первоначальные списки. Например, на основе отказа от земельного участка, продажи участка без должного оформления документации и без государственной регистрации сделки ввиду ее дороговизны, не вступление в права наследования, отсутствия наследников после смерти собственника земельного участка и т.п.

В соответствии с Гражданским кодексом отказаться от земельного участка или признать его бесхозным можно только по решению суда. Судебная практика по таким вопросам не наработана. Администрация районов и Роснедвижимость иски не подает. Граждане, отказавшиеся от земельного участка, не видят смысла идти в суд. Поэтому гражданин, отказавшийся от земли на основе своего личного заявления, поданного в Правление садоводческого некоммерческого товарищества, числится в кадастровой службе собственником этого участка, так как нет решения суда.

Освобождающиеся по разным причинам садово-огородные участки передаются садоводческим некоммерческим товариществом другим гражданам, чтобы земля не зарастала и не превращалась в свалку. Естественно, что граждане, получившие по указанным выше причинам землю, хотят оформить ее в собственность. Они считают, что имеют на это моральное право, так как несколько лет обустраивали этот участок, вкладывая в него силы и материальные средства. Однако на сегодня они не могут получить эту землю в собственность, так как списки собственников в первоначальном варианте являются правоустанавливающими.

Так в СНТ «Родина» Псковского района Псковской области, организованного в мае 1989 г., насчитывается 680 садово-огородных участков. В результате приватизации земли в 1994 , 1998, 2000, 2001 гг. передано в собственность распоряжениями Администрации района и волости 660 земельных участков. Зарегистрировали право собственности и получили свидетельство на землю около 70% садоводов. Остальные члены товарищества в настоящий период восстанавливают свои правоустанавливающие документы. Своевременно не вступили в права наследования 5% садоводов, отказались от земли 17 человек. Не используют земельные участки более трех лет около 20%. Из этих 20% передано в пользование до принятия Земельного кодекса РФ 9 участков, после 2001 г. в аренду - 22 участка. Итого 31 участок садоводы хотели бы оформить в собственность, но не могут.

Следовательно, картина оборота земли в садоводческих некоммерческих товариществах сложилась аналогичная обороту земельных долей в сельскохозяйственных предприятиях. В федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйствен-

ного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2002 г.) принят и действует механизм перераспределения невостребованных земельных долей. Однако этот закон не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества (ст. 1, п. 1 № 101-ФЗ).

Учитывая сложившуюся практику, необходимо вносить поправки в действующие законодательные акты. Достоверной информацией о том, кому действительно на сегодняшний день принадлежит садовый участок, располагают только садоводческие некоммерческие товарищества и аналогичные некоммерческие объединения. Самой простой и короткой процедурой регистрации прав на землю, находящуюся в садоводческих некоммерческих товариществах в случае, когда нет на руках у гражданина свидетельства на землю, является: справка садоводческого некоммерческого товарищества о принадлежности гражданину садового участка с приложением плана садового участка и подтверждение волости, на территории которой находится садоводческое некоммерческое товарищество или иное некоммерческое объединение. Работники волости располагают полной информацией о пользователях земли. На основании этой документации должно регистрироваться право собственности гражданина на землю с присвоением кадастрового номера сразу в регистрационной службе.

Упрощенная процедура регистрации прав граждан на садово-огородные и иные земельные участки позволит реализовать поставленные цели по регистрации земельной недвижимости в ближайшие два-три года. Действующая же схема регистрации права на землю растянет этот процесс на десятки лет, так как большая часть населения не готова к волоките, заключающейся в посещении трех государственных инстанций не менее семи раз на протяжении трех и более месяцев. Из-за несовершенства имеющегося законодательства бюрократизм регистрации прав граждан на земельные участки почти не ослабел.

Регистрация прав на землю в сжатые сроки позволит устранить недобор земельного налога. Сейчас же земельный налог собирается налоговой службой только за земельные участки, зарегистрированные в регистрационной службе. Земельный налог является основным источником пополнения муниципальных бюджетов. За счет муниципальных бюджетов обеспечивается жизнедеятельность сельских поселений, в конечном итоге от этого зависит уровень жизни на селе.

Предложения:

1. Для сокращения сроков оформления гражданами садово-огородных, дачных участков в собственность с трех месяцев до нескольких дней и даже часов следует признать правоустанавливающими документами справку садоводческого некоммерческого товарищества или иного некоммерческого объединения граждан о пользователе земельного участка, план участка, удостоверенный председателем садоводческого или иного некоммерческого объединения и подтверждение волости, на территории которого расположено садоводческое некоммерческое товарищество или иное некоммерческое объединение.

2. Межевание садово-огородного участка целесообразно проводить только при совершении сделок с землей (купля, продажа, обмен, дарствен-

ная и т.д.) или при конфликтной ситуации, когда доводства, огородничества, ввести механизм невос-

одна из сторон не согласна с границами участка. требованных долей, упростить процедуру отказа от

3. С целью повышения эффективности ис- земельного участка.

пользования земель, переданных для ведения са-

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ

Л.Н. Крапчина, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В Пензенской области, как и во многих других регионах РФ, проводится работа по созданию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Одним из приоритетных направлений является организация кредитных кооперативов, число которых в настоящее время составляет 28 единиц. Кредитные кооперативы области объединяют 200 юридических и 600 физических лиц. Основная цель деятельности кредитного кооператива - микрофинансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также сбережение денежных средств граждан, проживающих в сельской местности. Однако необходимо отметить, что организация кооперативов идет недостаточно активно, это определяется рядом проблем, которые следует классифицировать как социальноэкономические барьеры. Выявление социально-

экономических барьеров и их устранение является первостепенной задачей в деле кооперирования сельских товаропроизводителей.

Одним из важнейших принципов организации кооператива является добровольность членства. Таким образом, сельскохозяйственный кредитный кооператив не может быть создан принудительно, а добровольно объединившиеся члены обязаны внести паевые взносы в паевой фонд кооператива и пользоваться услугами кооператива. Следовательно, сельскохозяйственные товаропроизводители должны быть лично заинтересованы в организации кредитного кооператива. Наибольший интерес к кооперативам проявляют крестьянские (фермерские) хозяйства, но их число в разрезе отдельно взятого района недостаточно велико для того, чтобы создать эффективно функционирующий кооператив. В целях достижения организационной эффективности кооператив должен объединять и юридические лица, и личные подсобные хозяйства (ЛПХ).

Если рассматривать юридические лица -сельскохозяйственные коммерческие организации, в качестве потенциальных членов кооперативов, то следует отметить, что часть из них инвестируется извне (других сфер экономики), опрос руководителей таких хозяйств показал, что они не видят смысла во вступлении в кредитные кооперативы.

Основными потенциальными членами российских кредитных кооперативов остаются граждане, имеющие личные подсобные хозяйства. Но имеют ли они интерес к кооперированию? Именно интерес является движущей силой на пути к организации кооперативов.

Не секрет, что наблюдается тенденция старения сельского населения, что влияет на производственно-экономические показатели деятельности ЛПХ, изменение его характера. По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи по Пензенской области удельный вес ЛПХ, в которых выполнением сельскохозяйственных работ занимается два человека, составляет 37,7% и 26,5% - это ЛПХ, ведением которых занимаются семьи, состоящие из 3-4 человек. Т.е. наибольший удельный вес состав-

ляют семьи, приближающиеся к пенсионному возрасту, либо уже пенсионного возраста. Размеры таких ЛПХ сокращаются (уменьшаются обрабатываемые земельные площади, сокращается или полностью ликвидируется поголовье скота). Так, например, на 1.07.06 г. по области число ЛПХ и других хозяйств граждан с заброшенными земельными участками составляло 23,2 тыс., или 7,0%.

Сокращение рабочих мест в сельскохозяйственных коммерческих организациях и неудовлетворительная оплата труда в сельскохозяйственном производстве, привели к высвобождению значительной массы рабочей силы. Основная ее часть нашла применение в личном секторе экономики. Отсутствие же закупочно-сбытовой инфраструктуры привело к тому, что продукция, производимая на личных подворьях либо не находит сбыта, либо реализуется по очень низким ценам, что делает сохранение прежних размеров ЛПХ или их расширение нецелесообразным.

Перечисленные экономические факторы в свою очередь повлияли на возникновение определенных социальных сдвигов: часть трудоспособного населения в возрасте от 18 до 29 лет начала деградировать (девиантное поведение, алкоголизм и пр.), часть населения, относящаяся к двум возрастным группам (от 18 до 29 и от 30 до 59 лет) воспользовалась «социальными лифтами». В частности, массовым явлением стала внутренняя миграция рабочей силы в другие регионы РФ. Последнее позволяет не только безбедно существовать сельским семьям, но и иметь возможность за счет высокого дохода, получаемого от работы за пределами сельской территории приобретать все необходимые как материальные, так и духовные блага.

Таким образом, совокупность социальноэкономических факторов способствовала тому, что личное подсобное хозяйство стало носить потребительский характер. Так, например, в области, лишь 33,4% ЛПХ граждане рассматривают как дополнительный источник денежных средств и 0,9,% - как основной источник денежных доходов. Если рассматривать ЛПХ в качестве потенциальных членов кредитных кооперативов, то они в большей части своей должны носить товарный характер. А для этого должны быть созданы определенные условия. Так в области предпринимаются попытки создания закупочносбытовых кооперативов.

На пути к созданию кредитных кооперативов имеют место и психологические барьеры, которые, даже если у граждан, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, есть интерес в кооперировании, очень тяжело преодолеть. Это, например, недоверие к чему-то новому, недоверие друг к другу, недоверие к руководству создаваемых кооперативов.

Следовательно, в этом плане велика роль ли-дера-инициатора и организатора кооператива. Руководитель должен уметь не только доказать необходимость кооперирования, но и заботиться о формирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.