Научная статья на тему 'Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы'

Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4658
763
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТНИКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ САДОВОДОВ / ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА / PARTICIPANTS OF LAND RELATIONS / NON-PROFIT ASSOCIATION OF GROWERS / THE ORDER OF ALLOCATION OF LAND PLOTS / THE ARRANGEMENT OF LAND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутовецкий Алексей Игоревич

Автором проводится анализ изменений, внесенных в земельное законодательство Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части порядка предоставления земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Раскрываются особенности предоставления земельных участков некоммерческим объединениям садоводов, огородников и дачников, а также гражданам, не являющимся членами таких объединений. Анализируется судебная практика по проблемным вопросам в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бутовецкий Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALLOCATION OF LAND PLOTS FOR GARDENING, HORTICULTURE AND COUNTRY ECONOMY IN THE LIGHT OF LAND REFORM

The author provides an analysis of changes in land laws by the Federal Law of June 23, 2014 № 171-FZ «On Amendments to the Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» in the part of the procedure for granting land plots intended for gardening, horticulture and country economy. The peculiarities of land-for-profit associations, growers, gardeners and gardeners, as well as citizens who are not members of such associations. Analyzed the jurisprudence on issues of concern in this area.

Текст научной работы на тему «Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы»

 Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы

А.И. Бутовецкий заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, кандидат юридических наук (г. Москва)

Алексей Игоревич Бутовецкий, butovetckiy@duma.gov.ru

Произошедшие в 2014 году изменения в земельном законодательстве Российской Федерации расцениваются федеральными органами исполнительной власти и специалистами как крупнейшая земельная реформа 1. Эти изменения затронули важнейшие вопросы, регулируемые земельным законодательством, в том числе порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) действительно полностью и концептуально изменил порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Его положения направлены на реализацию поручения Президента Российской Федерации от 26 октября 2012 года № Пр-2869 по итогам заседания

президиума Государственного совета Российской Федерации 9 октября 2012 года «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц» 2, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года, Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 297-р.

Вместе с тем только многолетнее формирование правоприменительной и судебной практики позволит сделать вывод о влиянии внесенных изменений на взаимоотношения участников земельных отношений, их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Кроме того, у граждан Российской Федерации, не являющихся специалистами в области земельного права, должна сформироваться своя оценка произошедших изменений исходя из того,

1 См., например:

интервью заместителя Министра экономического развития Российской Федерации П.Э. Королева «Российской газете» (федеральный выпуск) от 23 июня 2014 года № 6409;

информация Министерства экономического развития Российской Федерации «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»; Прихожан М. Землю - гражданам и организациям // ЭЖ-Юрист. 2015. № 14. С. 1, 5; Лесин С. Решение социально значимых задач // ЭЖ-Юрист. 2015. № 14. С. 1, 4, 5.

2 Официальный сайт Президента Российской Федерации. Ш1_: www.kremlin.ru

насколько проще или сложнее для них стало решение вопросов, связанных с землей.

В связи с этим нужно отметить, что, наверное, среди населения России нет более широко распространенного явления некоммерческого характера, связанного с использованием земли, как садоводство, огородничество или дачное хозяйство. По некоторым оценкам, общая численность садоводов, огородников и дачников составляет примерно половину всего населения России 3.

При этом садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан на территории нашей страны зачастую выполняют совершенно различные задачи и функции. Так, с помощью садовых, огородных, дачных земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости реализуется право гражданина на отдых, обеспечивается получение экологически чистой сельскохозяйственной продукции для собственных нужд, осуществляется развитие инфраструктуры муниципальных образований и даже решаются жилищные проблемы населения 4. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан создаются для содействия гражданам в решении задач, связанных не только с их материальными потребностями, но и в целях духовного и физического развития в том числе подрастающего поколения, что отвечает основным задачам гражданского общества и правовых институтов - возможность реализации социальных и экономических интересов личности.

Основой существования садоводческих,

огороднических и дачных некоммерческих объединений садоводов, огородников и дачников является земля. Она представляет собой главный объект их хозяйственной деятельности.

В связи с этим изменения земельного законодательства надлежит проанализировать с точки зрения их влияния на садоводов, огородников и дачников, а также на лиц, которые потенциально имеют возможность приобрести садовый, огородный или дачный земельный участок.

Как уже отмечалось, с момента введения в действия Закона № 171-ФЗ (основные положения вступили в силу с 1 марта 2015 года) порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, концептуально изменился.

Так, до 1 марта 2015 года предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан и их членам осуществлялось по правилам, предусмотренным как Земельным кодексом Российской Федерации, так и Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 66-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вновь созданным объединениям садоводов,

3 Пояснительная записка к проекту федерального закона № 444626-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» и в Земельный кодекс Российской Федерации» : [официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации]. Ш1_: www.duma.gov.ru

4 В заключении Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству к проекту федерального закона № 313087-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано, что «...безусловно, имеется положительный аспект решения жилищной проблемы за счет садовых домов, однако данное решение имеет отдаленные последствия, поскольку это потребует дорогостоящего социального обеспечения граждан, предусмотренного Конституцией Российской Федерации, именно по месту жительства, в частности, медицинское и социальное обеспечение» (см. официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации www.duma.gov.ru).

огородников и дачников осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта, которое регулировалось статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

С 1 марта 2015 года законодатель отказался от института выбора земельных участков для строительства и предварительного согласования места размещения объекта, в связи с чем статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации была признана утратившей силу. Теперь в Земельном кодексе Российской Федерации конкретно указаны случаи, в которых предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах или без проведения торгов, а приоритет в части образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдан документации по планировке территории.

Отказ законодателя от ранее действовавшего подхода, заключающегося в необходимости обеспечения выбора земельных участков для строительства, не является случайным.

Так, до 1 марта 201 5 года в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивал выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Однако федеральными законами не предусматривались случаи, когда необходимо было проведение

процедур согласования с государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями при выборе земельных участков для строительства. Кроме того, положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не было установлено, на кого именно возлагается обязанность получать согласования, предусмотренные соответствующим актом выбора земельного участка, не определялись основания для отказа в получении тех или иных согласований, что на практике порождало возникновение трудностей для садоводческих, огороднических или дачных объединений граждан при выборе земельных участков для их последующего приобретения, поскольку именно на садоводов, огородников и дачников ложилось бремя получения таких согласований.

Также до 1 марта 2015 года были не до конца понятны и сами случаи, в которых садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан необходимо было обеспечивать реализацию процедуры по предварительному согласованию места размещения объекта. Так, согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводилось при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержал и в настоящее время не содержит понятия «градостроительная документация о застройке», в связи с чем принцип разграничения случаев предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объ-

екта или без такового характеризовался правовой неопределенностью, что в принципе недопустимо 5. Это подтверждалось и судебной практикой 6.

Объединениям садоводов, огородников и дачников необходимо было иметь в виду, что с учетом сложившейся судебной практики выполнение процедуры предварительного согласования места размещения объекта не всегда обеспечивало дальнейшее предоставление земельного участка без проведения торгов. Так, согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года № 4224/10 исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. При этом порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в случае если на этот земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не был урегулирован. По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (см. [13]).

В частности, на практике имелись случаи, когда при поступлении заявлений от иных лиц, желающих приобрести земельные участки, ранее сформированные за счет объединений садоводов, огородников

и дачников, органы местного самоуправления предпринимали попытки по прекращению прав таких объединений на предоставленные им земельные участки.

Так, определением Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2015 года № 305-КГ15-2898 подтверждена правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций о незаконности действий администрации Можайского муниципального района Московской области по отмене ранее принятых решений о предварительном согласовании места размещения объекта и о предоставлении земельного участка для дачного строительства в аренду дачному некоммерческому партнерству «Новый Свет». В указанной ситуации при поступлении в орган местного самоуправления заявления от третьего лица о предоставлении земельного участка, ранее предоставленного этому некоммерческому партнерству, администрация приняла решение об отмене ранее принятых муниципальных правовых актов, что впоследствии в судебном порядке было признано незаконным.

Отметим, что Закон № 171-ФЗ «оградил» от подобных решений садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, намеревающиеся приобрести земельные участки после 1 марта 2015 года, поскольку исходя из положений статьи 391 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду или в безвозмездное пользование не сопровождается принятием решений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. В такой ситуации, при условии, что земельный участок образован и сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости,

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями (см. постановления от 15 июля 1999 года № 11-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

См., например, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 1633/13.

5

заключение договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком осуществляется без принятия каких-либо дополнительных решений.

Как следует из ранее действовавшей редакции пункта 1 статьи 14 Закона № 66-ФЗ, выбор земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан необходимо было осуществлять из фонда перераспределения земель. Напомним, что согласно пункту 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается из земельных участков сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения. Возможность использования земельных участков фонда перераспределения для дачного строительства Земельным кодексом Российской Федерации не предусматривалась, что ставило под сомнение возможность реализации этой нормы на практике.

Вместе с тем по вопросу необходимости предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства именно из фонда перераспределения в судебной практике встречаются различные позиции.

Так, согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав жилых зон населенных пунктов могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. На этом основании Высший Арбитражный Суд Российской Фе-

дерации в определении от 2 июля 2012 года № ВАС-5309/12 поддержал доводы судов предыдущих инстанций в части возложения на Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обязанности по рассмотрению заявления дачного некоммерческого товарищества «Акация» о предоставлении в аренду земельного участка для дачного строительства, который в соответствии с генеральным планом и правилами землепользовании и застройки Владивостокского городского округа расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и отнесен к землям населенных пунктов, которые соответственно не могут относиться к фонду перераспределения земель.

При этом иной позиции придерживается Верховный Суд Российской Федерации, в определении от 21 апреля 2015 года № 309-ЭС14-5958 указывающий на необходимость соблюдения требований, предусмотренных Законом № 66-ФЗ, в части порядка выбора и предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в том числе относительно выбора и предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель.

Наряду с названными позициями судов высших инстанций в их отдельных решениях 7 указывалось также на возможность предоставления земельных участков объединениям садоводов, огородников и дачников в соответствии с правилами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством), вообще не предусматривающими проведение процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 66-ФЗ в ранее действовавшей редак-

7 См., например, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июля 2012 года № ВАС-5355/12.

ции предоставление земельных участков объединениям садоводов, огородников и дачников должно было осуществляться на основании схем зонирования территорий, предусмотренных статьей 12 указанного закона, что ранее, в том числе по результатам общественного обсуждения, уже подвергалось сомнению 8, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не указывает на существование такого вида документа градостроительного зонирования, а также не содержит правила подготовки и утверждения указанной схемы. С 1 марта 2015 года садоводы, огородники и дачники, в том числе создав юридическое лицо, не связаны необходимостью поиска земельных участков, учтенных в таких схемах зонирования. В частности, со дня вступления в силу Закона № 171-ФЗ заинтересованные лица вправе подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае если отсутствует утвержденный проект межевания территории) и обратиться с заявлением о предоставлении заинтересовавшего их земельного участка.

Безусловно, такие процедуры не выполняются произвольно. В частности, согласно пункту 2 статьи 1110 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположе-

ния границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Непосредственно процедура приобретения садовых, огородных и дачных земельных участков членами вновь созданных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений ранее была урегулирована пунктом 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ, который было трудно применять на практике из-за наличия внутренних противоречий. Так, в частности, из ранее действовавшей редакции указанной нормы не представлялось возможным определить следующее:

• вид права, на котором земельный участок мог быть предоставлен бесплатно вновь созданным садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации такие случаи не устанавливал 9;

• порядок «последующего» предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков членам объединения при предоставлении их за плату, поскольку органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе осуществлять распоряжение земельными участками, находящимися в совместной собственности граждан 10.

Помимо этого, до 1 марта 2015 года пунктом 5 статьи 14 Закона № 66-ФЗ преду-

См. рекомендации парламентских слушаний на тему «Законодательство о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: правоприменительная практика и направления совершенствования» на официальном сайте Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству www.komitet3.km.duma.gov.ru

См., например, Слепынин А. Особенности предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям // Хозяйство и право. 2013. № 12.

См. письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 августа 2011 года № Д23-3492.

8

9

сматривалась возможность предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом.

Необходимо учитывать, что упоминание о «ведомственной принадлежности» применительно к садоводческим товариществам содержалось в Типовых уставах садоводческих товариществ от 1985 11 и 1988 годов 12. Так, в частности, предусматривалось, что в садоводческое товарищество, независимо от его ведомственной принадлежности организуемое в установленном порядке, имеют право вступить по представлениям исполкомов городских (районных) Советов народных депутатов в пределах до 20 процентов от количества членов садоводческого товарищества неработающие участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и партизан, а также ветеранов Вооруженных Сил СССР - неработающих пенсионеров из числа лиц офицерского состава, безупречно прослуживших на военной службе не менее 25 календарных лет, уволенных с действительной военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья.

Однако в дальнейшем, в том числе после распада СССР, правовое регулирование не предусматривало какие-либо правила создания объединений садоводов, огородников и дачников в соответствии с «ведомственной принадлежностью».

Являлся дискуссионным и вопрос о том, что именно понимал законодатель, говоря об «иных принципах» создания таких объединений, поскольку основные положения и

принципы создания объединений садоводов, огородников и дачников предусматриваются непосредственно статьей 1 Закона № 66-ФЗ - создание на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В условиях противоречивой правоприменительной и судебной практики перечисленные проблемы давали законодателю существенные основания для изменения подходов к порядку предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан и их членам.

Прежде всего обратим внимание на то, что установленный с 1 марта 2015 года порядок предоставления земельных участков объединениям садоводов и огородников существенно отличается от порядка предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 3910 Земельного кодекса Российской Федерации первоначально предоставление земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства и огородничества, осуществляется на праве безвозмездного пользования сроком на пять лет. При этом за указанный период такие некоммерческие организации обязаны обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (для садоводческих некоммерческих объединений) либо разработку и утверждение проекта межевания территорий и проведение кадастровых работ (для

11 Типовой устав садоводческого товарищества, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 11 ноября 1985 года № 517 // Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1986, № 18, ст. 132.

12 Типовой устав садоводческого товарищества, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 31 марта 1988 года № 112 // Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1988, № 10, ст. 45.

огороднических некоммерческих объединений) 13.

Такой подход представляется вполне логичным, поскольку установление платности при использовании земельных участков объединениями садоводов и огородников на период разработки и утверждения документации по планировке территории влечет необходимость поиска такими объединениями денежных средств, являющихся источниками уплаты арендной платы.

В связи с этим следует отметить, что ни один из видов взносов, вносимых членами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, партнерств или потребительских кооперативов (целевые, членские, вступительные, паевые, дополнительные), не рассматривается в Законе № 66-ФЗ как источник уплаты арендной платы в указанных случаях.

Фактическое «стирание» различий между земельными участками, предназначенными для дачного строительства и индивидуального жилищного строительства, выражающееся в том, что правовой режим каждого из таких земельных участков предусматривает возможность возведения жилого дома, подтолкнуло законодателя к изменению порядка предоставления земельных участков, предназначенных для дачного строительства (ведения дачного хозяйства). В соответствии с пунктом 1 статьи 396, пунктом 10 статьи 3911 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков юридическим лицам для ведения дачного хозяйства осуществляется на торгах на право заключе-

ния договора аренды. При этом такой договор должен предусматривать обязанность указанных юридических лиц обеспечить подготовку в отношении такого земельного участка проекта планировки и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Следует обратить внимание и на то, что при таком подходе законодателя дачное строительство приобретает четкий коммерческий оттенок, поскольку право на участие в таких аукционах не ограничено и для коммерческих организаций, которые могут осуществлять такую деятельность (в том числе продажу дачных и жилых домов, организацию отдыха граждан на дачных земельных участках) исключительно с целью извлечения прибыли. Вместе с тем ранее Верховным Судом Российской Федерации в определении от 31 марта 2015 года № 305-КГ15-2124 делался вывод о невозможности коммерческой организации использовать земельный участок, предназначенный для дачного строительства, по целевому назначению ввиду того, что такая организация не относится к числу юридических лиц, предусмотренных Законом № 66-ФЗ.

Предоставление членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан садовых, огородных и дачных земельных участков, образованных в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, осуществляется без проведения торгов в собствен-

13 До 1 марта 2015 года в соответствии с пунктом 4 статьи 114 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» для целей образования садовых, огородных и дачных земельных участков, а также для застройки территории таких объединений предусматривалась необходимость разработки и утверждения проекта организации и застройки объединения. С принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для указанных целей осуществляется разработка проектов планировки территории и проектов межевания территории, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом такие документы не подлежат обсуждению на публичных слушаниях (часть 51 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2018 года допускается утверждение проекта организации и застройки территории по ранее установленным правилам.

ность за плату (подпункт 3 пункта 2 статьи 393 Земельного кодекса Российской Федерации) либо в аренду (подпункт 7 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом вид права, на котором член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения желает приобрести земельный участок, определяется самим заявителем путем указания в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 5 пункта 1 статьи 3917 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отметим также, что положениями Закона № 171-ФЗ урегулированы и такие существенные вопросы, как сроки рассмотрения и принятия решений по заявлениям о предоставлении земельных участков без проведения торгов, перечень документов, необходимых для предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков. Такой перечень утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» 14, предоставление земельных участков осуществляется в тридцатидневный срок (пункт 5 статьи 3917 Земельного кодекса Российской Федерации) 15.

Важнейшим в Законе № 171-ФЗ является закрепление исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов (статья 3916 Земельного кодекса Российской Федерации), что в значительной степени исключает возможность принятия «усмотренческих» решений и злоупотреблений на практике со стороны органов публичной власти.

Так, в частности, исходя из подпункта 3 статьи 3916 Земельного кодекса Российской Федерации образованный в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории садовый, огородный или дачный земельный участок не может быть предоставлен иному лицу, помимо члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которому такой земельный участок распределен в соответствии с решением общего собрания (подпункт 18 пункта 1 статьи 21 Закона № 66-ФЗ). При этом до 1 марта 2015 года перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограничивался только основаниями для отказа в предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации). Основания же для отказа в предоставлении земельных участков на праве аренды, безвозмездного срочного пользования и постоянного (бессрочного) пользования земельным законодательством ранее не устанавливались.

Возможными негативными последствиями установления новых правил предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков, с которыми могут столкнуться субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, является потеря юридической связи между учетом нуждающихся в получении таких земельных участков и непосредственно их предоставлением. Напомним, что как до вступления в силу Закона № 171-ФЗ, так и после 1 марта 2015 года в соответствии со статьей 13 Закона № 66-ФЗ органы местного самоуправ-

Ранее перечень документов, необходимых для предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливался только для земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года № 475).

Ранее ни сроки предварительного согласования места размещения объекта, ни срок, в течение которого должно осуществляться предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан и их членам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), земельным законодательством не устанавливался.

ления обязаны вести учет нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков. На основании составленных списков определяется потребность в садовых, огородных и дачных земельных участках для жителей конкретного муниципального образования.

Вместе с тем следует обратить внимание на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по этому вопросу. Так, в определении от 5 июля 2012 года № ВАС-5355/12 указывается, что «...доводы о непредставлении заявителем списка членов кооператива, утвержденного органом местного самоуправления,.. были предметом исследования судов и отклонены как не основанные на нормах закона». Таким образом, опираясь на судебную практику, а также с учетом ранее проанализированных законодательных норм о возможности создания садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан по «иным принципам» можно предположить, что в ряде случаев приобретение земельных участков садоводческими некоммерческими товариществами, партнер-ствами и потребительскими кооперативами не ставилось в зависимость от учета органами местного самоуправления их членов в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков.

К сожалению, следует констатировать отсутствие единообразной судебной практики по этому вопросу, что в значительной степени осложняет как работу органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и определение гражданами возможности получить садовый, огородный или дачный земельный участок. В связи с этим отметим определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2015 года по делу № 309-ЭС14-6056, в котором делается вывод о том, что списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного

участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая для размещения общей инфраструктуры товарищества.

С принятием Закона № 171-ФЗ вопрос о подготовке списков лиц, которым в дальнейшем предполагается предоставить земельные участки, предназначенные для ведения садоводства и огородничества, отнесен к компетенции объединения садоводов или огородников, которое обращается с заявлением о предоставлении земельного участка (подпункт 6 пункта 2 статьи 3915, пункт 2 статьи 3917 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом именно исходя из количества лиц, указанных в таких списках, определяется площадь земельного участка, предоставляемого садоводческому или огородническому некоммерческому объединению без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 66-ФЗ предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования. В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определя-

ется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере 25 процентов от площади садовых или огородных земельных участков, определенной по указанным правилам.

Следует отметить, что ранее, при отсутствии соответствующих положений в федеральном законодательстве, некоторые специалисты давали рекомендации по расчету площади земельных участков, предназначенных для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан 16.

Представляется, что в целях решения вопроса об обеспечении садовыми, огородными или дачными земельными участками лиц, которые были учтены в качестве нуждающихся в их получении, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, столкнувшиеся с этой проблемой, вправе воспользоваться положениями части 31 статьи 34 Закона № 171-ФЗ, в соответствии с которой до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными

статьями 3915 и 3916 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой закон может быть принят до 1 января 2016 года.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе на региональном уровне установить в качестве основания для отказа в предоставлении земельных участков садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан факт создания таких объединений не из числа лиц, которые учтены органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.

Вместе с тем нельзя забывать, что само по себе включение гражданина в список нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка и раньше не являлось гарантией приобретения такого земельного участка в дальнейшем.

Так, специалистами указывалось, что норму об обязанности органов местного самоуправления обеспечить граждан по первому их требованию дачными, садовыми или огородными земельными участками не следует понимать буквально. Кроме желания граждан и органов местного самоуправления исполнить соответствующие требования, для этого должны быть и объективные условия. Под последними понимается наличие в муниципальном образовании свободных от прав третьих лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые в соответствии с градостроительной документацией (генеральным планом и правилами землепользования и застройки) предназначены для предоставления гражданам для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Отмечалась совершенно обычная ситуация (особенно в условиях крупного города), ког-

См., например:

Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный) / под ред. И. А. Алтухова. М. : ИНФРА-М-НОРМА, 1998; Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный) / под ред. А. А. Байтенова, Н. И. Кресникова. М. : Юстицинформ, 2006.

да орган местного самоуправления не располагает такими участками, поскольку все свободные (незастроенные) территории запланированы под жилую, общественно-деловую и иную застройку 17.

В целом с 1 марта 2015 года вопрос о необходимости включения в список лиц, нуждающихся в получении садового, огородного или дачного земельного участка, во многом теряет свою актуальность, поскольку законодатель в статьях 396 и 3918 Земельного кодекса Российской Федерации впервые на уровне федерального закона урегулировал порядок предоставления земельных участков гражданам, которые не являются членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и не планируют ими становиться.

Напомним, что ранее на практике сложилась ситуация, при которой приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения допускалось только в случае, если заинтересованное лицо является членом соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В частности, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, отмечено, что существующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. При этом сделан вывод о том, что выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что в некоторых судебных актах, принятых практически в тот же период,

Верховный Суд Российской Федерации отступал от такой позиции. Так, в определении от 3 сентября 2014 года № 44-КГ14-4 Верховный Суд Российской Федерации, отменив решения судов первой и апелляционной инстанций, указал, что Закон № 66-ФЗ предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (пункт 1 статьи 8 указанного Закона), то есть существующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально, и, следовательно, граждане вправе подавать заявления о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Представляется, что последняя позиция наиболее соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 марта 1998 года № 10-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска», приобретение права собственности на имущество не может быть поставлено в зависимость от членства в каком-либо объединении, поскольку согласно части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации членство в каком-либо объединении является добровольным.

Статья 3918 Земельного кодекса Российской Федерации установила особенности предоставления земельных участков для садоводства и ведения дачного хозяйства. В связи с тем, что указанная норма является именно особенностью, на эту процедуру распространяются и общие положения Земельного кодекса Российской Федерации,

17 См.: Анисимов А. П., ВасильчукЮ. В., Чикильдина А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». М. : ГроссМедиа ;

РОСБУХ, 2008.

регулирующие порядок подачи заявлений о предоставлении земельных участков и состав прилагаемых к таким заявлениям документов. В частности, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую гражданин, подающий заявление о предоставлении садового или дачного земельного участка, вправе подготовить самостоятельно, в том числе не определяя координаты характерных точек границ такого земельного участка в системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости. Определение таких координат осуществляется по желанию и усмотрению заявителя 18.

Предоставление садовых и дачных земельных участков осуществляется на торгах только в случае, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для садоводства или дачного хозяйства поступили заявления иных лиц о предоставлении этого земельного участка. Такие риски не относятся к огородникам, поскольку согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду сроком до трех лет для ведения огородничества осуществляется без предварительного опубликования в средствах массовой информации каких-либо извещений и без проведения торгов.

С принятием Закона № 171-ФЗ изменился и порядок приобретения прав на садовые, огородные или дачные земельные участки гражданами, которыми такие участки используются только на основании членства в соответствующих объединениях. Безусловно, эти случаи нередки, поскольку до на-

стоящего времени далеко не все садоводы, огородники и дачники смогли или захотели приватизировать свои земельные участки и имеют только членские книжки и решение о принятии их в члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

До 1 марта 2015 года этот вопрос был урегулирован пунктом 4 статьи 28 Закона № 66-ФЗ (признан утратившим силу), предусматривающим, что в случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен этому некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного закона было создано (организовано) некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом этого некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории этого некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в этом некоммерческом объединении документом.

Вместе с тем на практике отмечалось значительное количество случаев, когда органы государственной власти и органы местного самоуправления принимали решения об отказе в предоставлении садовых, огородных и дачных земельных участков, ставя при этом возможность бесплатного предоставления земельного участка в зависимость от даты вступления гражданина в члены объединения.

Такая позиция, безусловно, не была основана на положениях Закона № 66-ФЗ, на что, в частности, указал Верховный Суд Российской Федерации. Так, в Обзо-

См, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

ре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 года, указано, что «.судебной коллегией правильно было обращено внимание на то, что указанная норма закона не ставит вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения».

С 1 марта 2015 года вопросы приватизации земельных участков членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, не имеющими оформленных документов о правах на землю, урегулированы положениями пунктов 27-210 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При этом напрямую предусматривается возможность приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков независимо от даты вступления гражданина в члены объединения, которому до дня вступления в силу указанного федерального закона был предоставлен земельный участок. Для реализации названных положений федерального закона, также как до 1 марта 2015 года, предоставление документов, подтверждающих проведение государственного кадастрового учета садового, огородного или дачного земельного участка, не требуется.

Вместе с тем сохранение огромного количества садовых, огородных и дачных земельных участков, используемых гражданами только на основании их членства в некоммерческих объединениях садоводов, огородников и дачников, не может не вызывать беспокойства. В частности, лица, использующие такие земельные участки на основании членских книжек, не могут в полной мере называться их правообладателями (статья 5 Земельного кодекса Российской Федерации), что может создать для этих лиц определенные трудности на практике, например при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, проведении комплексных кадастровых работ.

В связи с этим положения пунктов 27-210 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» во многом имеют и стимулирующий характер для садоводов, огородников и дачников, поскольку устанавливают предельный срок бесплатной приватизации земельных участков, которые используются только на основании членства в товариществах, партнерствах и потребительских кооперативах (до 31 декабря 2020 года).

Подводя итог анализу положений Закона № 171-ФЗ, можно сказать, что в этом федеральном законе реализован целый ряд идей, поднимающих качество и прозрачность земельного законодательства для садоводов, огородников и дачников на новую ступень. Эта задача была выполнена совместными усилиями органов исполнительной и законодательной властей, в том числе с учетом результатов общественного обсуждения, что позволило обеспечить комплексное решение проблем в сфере земельных отношений, следствием чего должно стать повышение доступности земельных ресурсов для граждан Российской Федерации. В связи с этим нельзя не признать, что современные условия развития общества и государства требуют, чтобы принимаемые

законы не только решали существующие проблемы садоводов, огородников и дачников, но и стали основой развития и повышения уровня их правовой культуры, а также сближения их интересов с интересами органов публичной власти в вопросе использовании земельных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1.О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан : Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 16, ст. 1801.

2. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4148.

3. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 26, ст. 3377.

4. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.

5. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 1 90-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16.

7. Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 297-р.

8. По делу о проверке конституционности пунктов 1, 2 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 1998 года № 10-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. № 4.

9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 5 июля 1999 года № 11-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 12-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года № 13-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 1633/13. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года № 4224/10. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в определении от 2 июля 2012 года № ВАС-5309/12. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июля 2012 года № ВАС-5355/12. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

16. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года : утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы : утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 года. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

18. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2014 года № 44-КГ14-4. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 305-КГ15-2124. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

20. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2015 года по делу № 309-ЭС14-6056. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

21. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № 309-ЭС14-5958. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2015 года № 305-КГ15-2898. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

23. О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц : поручение Президента Российской Федерации от 26 октября 2012 года № Пр-2869 : [официальный сайт Президента Российской Федерации]. иЯЬ: www.kremlin.ru

24. Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка

или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 762.

25. Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1.

26. Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года № 475.

27. Типовой устав садоводческого товарищества : постановление Совета Министров РСФСР от 11 ноября 1985 года № 517 // Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1986, № 18, ст. 132.

28. Типовой устав садоводческого товарищества, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 31 марта 1988 года № 112 // Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1988, № 10, ст. 45.

29. Об утверждении типового устава садоводческого товарищества: постановление Совета Министров РСФСР от 31 марта 1988 года № 112 // Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1988, № 10, ст. 45.

30. Заключение Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству к проекту федерального закона № 313087-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» : [официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации]. URL. www.duma.gov.ru

31. Интервью заместителя Министра экономического развития Российской Федерации П.Э. Королева // Российская газета (федеральный выпуск) 2014. № 6409.

32. Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : информация Министерства экономического развития Российской Федерации. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

33. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 августа 2011 года № Д23-3492. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

34. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 444626-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» и в Земельный кодекс Российской Федерации» : [официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации]. иЯЬ. www.duma. gov.ru

35. Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный) / под ред. И. А. Алтухова. М. : ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

* *

36. Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный) / под ред. А. А. Байтено-вой, Н. И. Кресниковой. М. : Юстицинформ, 2006.

37. Анисимов А. П., Васильчук Ю. В., Чи-кильдина А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». М. : ГроссМедиа ; РОСБУХ, 2008.

38. Лесин С. Решение социально значимых задач // ЭЖ-Юрист. 2015. № 14.

39. Прихожан М. Землю - гражданам и организациям // ЭЖ-Юрист. 2015.

40. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Законодательство о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: правоприменительная практика и направления совершенствования» : [официальный сайт Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству]. иВЬ: www.komitet3.km.duma.gov.ru

41. Слепынин А. Особенности предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям // Хозяйство и право. 2013. № 12.

Окончание. Начало на с. 38

• федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»);

• государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» (НИИиПИ Генплана Москвы);

• Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса Минстроя России;

• Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН);

• Института комплексного развития территорий;

• Центра инноваций муниципальных образований;

• Союза архитекторов России;

• компании «Мосэксперт»;

• компании Land&RealEstate. LegalConsulting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.