Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ: СТРУКТУРА, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ '

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ: СТРУКТУРА, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридические лица / гражданское законодательство / ТК ЕАЭС / Закон о таможенном регулировании / принцип правовоспитания / legal entities / civil legislation / the EAEU Customs Code / the Law on Customs Regulation / the principle of legal education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанина Татьяна Владимировна, Шагиева Розалина Васильевна

Глобальные вызовы и угрозы российскому государству в экономической сфере определили необходимость уточнения подходов к правовому регулированию юридических лиц, которое должно стимулировать эффективность и качество их деятельности. На основе анализа актов законодательства в статье изложена авторская трактовка системы законодательства о юридических лицах и предложены некоторые принципы его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казанина Татьяна Владимировна, Шагиева Розалина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION ON LEGAL ENTITIES: STRUCTURE, STAGES OF FORMATION, PRINCIPLES OF IMPROVEMENT

Global challenges and threats to the Russian state in the economic sphere have determined the need to clarify approaches to legal regulation of legal entities, which should stimulate the efficiency and quality of their activities. Based on the analysis of legislative acts, the article presents the author's interpretation of the system of legislation on legal entities and suggests some principles for its improvement.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ: СТРУКТУРА, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _297

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ: СТРУКТУРА, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

LEGISLATION ON LEGAL ENTITIES: STRUCTURE, STAGES OF FORMATION, PRINCIPLES OF IMPROVEMENT

КАЗАНИНА Татьяна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии.

140015, Россия, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр., 4. E-mail: dogovor500@yandex.ru;

ШАГИЕВА Розалина Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры частного права Гоударственного университета управления,

профессор кафедры теории и истории государства и права Российской таможенной академии. 140015, Россия, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский пр., 4. E-mail: shagsas@mail.ru;

KAZANINA Tatyana Vladimirovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law The Russian Customs Academy.

4 Komsomolsky ave., Lyubertsy, Moscow region, 140015, Russia. E-mail: dogovor500@yandex.ru ;

SHAGIEVA Rosalina Vasilyevna,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Private Law State University of Management, Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Russian Customs Academy. 4 Komsomolsky ave., Lyubertsy, Moscow region, 140015, Russia. E-mail: shagsas@mail.ru

Краткая аннотация: Глобальные вызовы и угрозы российскому государству в экономической сфере определили необходимость уточнения подходов к правовому регулированию юридических лиц, которое должно стимулировать эффективность и качество их деятельности. На основе анализа актов законодательства в статье изложена авторская трактовка системы законодательства о юридических лицах и предложены некоторые принципы его совершенствования.

Abstract: Global challenges and threats to the Russian state in the economic sphere have determined the need to clarify approaches to legal regulation of legal entities, which should stimulate the efficiency and quality of their activities. Based on the analysis of legislative acts, the article presents the author's interpretation of the system of legislation on legal entities and suggests some principles for its improvement.

Ключевые слова: юридические лица; гражданское законодательство; ТК ЕАЭС; Закон о таможенном регулировании; принцип пра-вовоспитания.

Keywords: legal entities; civil legislation; the EAEU Customs Code; the Law on Customs Regulation; the principle of legal education.

Для цитирования: Казанина Т.В., Шагиева Р.В. Законодательство о юридических лицах: структура, этапы формирования, принципы совершенствования // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 297-300. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_297.

For citation: Kazanina T.V., Shagieva R.V. Legislation on legal entities: structure, stages of formation, principles of improvement //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 297-300. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_297.

Статья поступила в редакцию: 24.10.2023

Центральный институт гражданского права - институт юридического лица - детально изучается научным сообществом в течение последних 30 лет, обсуждению подвергаются все аспекты его создания, деятельности и прекращения деятельности. Всегда из текста нормативного правового акта и научного труда ясна трактовка понятия «гражданское законодательство»: в широком смысле - как совокупность всех нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, что следует из п. 3-7 ст. 3 ГК РФ, или в узком смысле - как совокупность ГК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов, что вытекает из п. 2 ст. 3 ГК РФ. При этом главный ориентир - ст. 71 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет гражданское законодательство в исключительном ведении Российской Федерации.

Несмотря на наличие многочисленных трудов, посвященных указанному институту, следует отметить отсутствие комплексной оценки законодательства, регулирующего положение юридических лиц в гражданско-правовом аспекте, что, по нашему мнению, чрезвычайно актуально с учетом его динамики, с одной стороны, и важности обеспечения социально-экономической стабильности, с другой стороны, при том, что первое не должно противоречить второму. В связи с этим полагаем необходимым уточнить систему источников права, регулирующих порядок создания, а также деятельности юридических лиц. Так, анализ актов законодательства показывает, что правовое положение юридических лиц определяется шире: международными договорами, актами публично-правового характера, т.е. иных отраслей законодательства, а также актами субъектов Российской Федерации.

В качестве доказательства определения правового положения юридических лиц международными договорами приведем нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС)1.

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

Так, в ТК ЕАЭС указаны четыре условия включения в реестр таможенных представителей:

1) наличие договора страхования риска гражданской ответственности таможенного представителя, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами (страховая сумма определяется законодательством государств-членов);

2) обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в размере, определяемом Евразийской экономической комиссией, а в отношении юридического лица, сфера деятельности которого в качестве таможенного представителя будет ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, размер определяется законодательством государств-членов;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган о включении в реестр таможенных представителей не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены законодательством государств-членов (ст. 402).

При этом правовое положение лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (в том числе таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов), определено и нормами отдельного федерального закона, уточняющего положения международного договора1.

Так, в соответствии с ТК ЕАЭС Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании) для таможенного представителя установлены:

- минимальный размер страховой суммы - 20 млн руб. Размер страховой выплаты определяется в размере причиненного вреда, но в пределах страховой суммы (ч. 2 ст. 347);

- размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, для таможенного представителя, сфера деятельности которого ограничена совершением определенных таможенных операций, - 5 млн руб. (ч. 3 ст. 347);

- иные условия:

запрет для казенных предприятий; организаций или государственных унитарных предприятий и организаций, участником (членом) которых прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в ч. 1 ст. 274 Закона о таможенном регулировании;

отсутствие у юридического лица вступивших в силу и не исполненных в установленный срок одного и более постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.2 КоАП РФ (ч. 4 ст. 347).

Таким образом, акты таможенного законодательства предусматривают включение в указанные реестры только лиц, которые соответствуют следующим критериям:

- надлежащим образом исполняющие как публично-правовые обязанности, так и обязанности по заключенным гражданско-правовым договорам;

- обладающие достаточными финансовыми ресурсами и материально-технической базой.

Запрет на занятие указанными выше видами деятельности для казенных предприятий, а также организаций и государственных унитарных предприятий обусловлен, очевидно, их назначением - выполнение функций по защите безопасности государства, в том числе военной и социальной.

Специфика деятельности лиц в сфере таможенного дела определяет уточнение как на уровне международного договора, так и на уровне отдельного федерального закона их прав и обязанностей.

Так, таможенный представитель обязан:

1) соблюдать условия включения в реестр;

2) выполнять комплекс публично-правовых обязанностей, взаимодействовать с таможенными органами;

3) не разглашать, не использовать в собственных целях и не передавать иным лицам полученную от представляемых им лиц информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных законодательством государств-членов (ст. 405 ТК ЕАЭС).

Дополнительные обязанности таможенного представителя определены в ст. 348 Закона о таможенном регулировании, в том числе:

- публиковать на своем официальном сайте в сети «Интернет» актуальную информацию о стоимости своих услуг при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела;

- информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, путем представления отчетности.

Так обеспечивается формирование добросовестного поведения юридического лица, причем как по отношению к контрагентам, так и по отношению к государству и обществу в целом.

1 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (с послед. изм.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.

Отметим, что указанный вид деятельности не является массовым (по состоянию на 31.12.2022 в реестре таможенных представителей (далее - Реестр) находилось 678 организаций (по состоянию на 31.12.2021 - 653 организации); в 2022 г. в Реестр включено 115 юридических лиц, исключено из Реестра 89 юридических лиц), однако значимость деятельности таможенных представителей обусловлена сложностью выполнения требований таможенного законодательства, что определяет выпуск таможенными представителями примерно половины от общего числа деклараций.

Важно, что государство принимает меры, направленные на упрощение деятельности таможенных представителей: внесены изменения в порядок и сроки представления ими отчетности (периодичность представления отчетности сокращена до одного раза в год в соответствии с приказом ФТС России от 16.11.2022 № 935 «О внесении изменений в порядок и сроки представления отчетности таможенным представителем, утвержденные приказом ФТС России от 13 декабря 2018 г. № 2038», который вступил в силу 22.01.2023)1.

В отношении прав таможенного представителя на уровне ТК ЕАЭС установлена их идентичность правам лица, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Соответственно, при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований (ст. 404).

Подчеркнем, что уровневая система требований к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела (международный договор, федеральный закон), продиктована необходимостью организации экономического взаимодействия государств в совокупности с обеспечением экономической и социальной безопасности.

Таким образом, законодательство о юридических лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, вполне правомерно рассматривать как совокупность двух частей - общей и особенной. Общую часть образуют нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, а особенную - нормы законодательства о таможенном регулировании, причем на двух уровнях - международного договора и федерального закона2.

Дискуссионным, на наш взгляд, является вопрос о регулировании деятельности юридических лиц на уровне актов городов федерального значения и субъектов Российской Федерации. Так, в п. 1 ст. 14 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы» указано, что порядок и условия участия города Москвы в хозяйственных обществах, товариществах устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы3. В отдельном законе подробно прописаны полномочия Правительства Московской области в сфере управления унитарными предприятиями, полномочия их учредителя, уполномоченного органа, уполномоченного финансового органа, отраслевых органов4. Анализ норм последнего закона дает некоторые основания считать этот акт элементом законодательства о юридических лицах, при том, что, как закреплено в ст. 2, управление унитарными предприятиями и учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ряд ученых также отмечают, что, несмотря на то, что гражданское законодательство относится к федеральной компетенции, субъекты Российской Федерации в своих законах нередко конкретизируют те или иные положения, содержащиеся в федеральном законодательстве, с учетом своих специфических региональных обстоятельств, безусловно, не изменяя их существа, целевой направленности, при этом не допуская создания новых норм гражданского законодательства5.

Таким образом, процесс совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности продолжается. Безусловно, есть все основания предполагать его дальнейшее развитие по многим направлениям. В связи с этим полагаем важным обсуждение принципов совершенствования законодательства о юридических лицах.

Ключевым принципом считаем принцип стабильности правового регулирования, т.е. внесение изменений по истечении нескольких лет, от трех до пяти, тем более, что такой подход по результатам «регулярной гильотины», проходившей в течение ряда лет и в целом завершившейся в 2020 г., предусмотрен в отношении некоторых нормативных правовых актов.

Следующий принцип совершенствования законодательства о юридических лицах - это обеспечение его проведения на базе анализа правоприменительной и судебной практики. Субъектами аналитической деятельности, с нашей точки зрения, должны стать Федеральная налоговая служба, Министерство юстиции (в отношении некоммерческих организаций), Центробанк России (в отношении кредитных и страховых организаций) и соответственно Верховный Суд. Причем здесь важны разъяснения обобщенного характера, так как рассмотрение отдельных проблемных вопросов в письмах министерств и ведомств, квартальных обзорах судебной практики не обеспечивают комплексного представления о возможных проблемах применения законодательства и доступных законных вариантах их преодоления. Это позволит представить результаты мониторинга деятельности юридических лиц с целью выявления как пробелов в законодательстве, так и мер по обеспечению прав и обя-

1 Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru.

2 Казанина Т.В. Законодательство о юридических лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела // Академический вестник. 2012. № 1(12). С. 52.

3 Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 49 (ред. от 28.12.2022) «Об основах управления собственностью города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. № 1.

4 Закон Московской области от 22.02.2008 № 14/2008ЮЗ (ред. от 15.04.2021) «О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 14.02.2008 № 3/33-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2008. 1 марта.

5 Бублик В.А., Семякин М.Н. Основные тенденции современного реформирования гражданского законодательства РФ: общая характеристика, онтологические и гносеологические основания, отдельные виды // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 50. С. 729, 731.

занностей главной группы налогоплательщиков. Подобное предложение, на наш взгляд, будет реально способствовать обеспечению прав действующих юридических лиц и потенциальных учредителей новых юридических лиц. Иначе говоря, это реализация принципа правовоспитания юридических лиц. Несомненно, правовоспитательную функцию призвана выполнять Федеральная налоговая служба, которая это делает через внедрение ряда сервисов, в том числе «Прозрачный бизнес», «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Реализует эту функцию и общество в целом, будучи заинтересованным в стабильной и качественной деятельности юридических лиц. Запрос граждан на добросовестное поведение контрагентов - юридических лиц трудно поддается оценке, однако постепенно, в том числе под влиянием общества, происходит формирование сообщества предпринимателей, демонстрирующих и подтверждающих свою позитивную деловую репутацию.

Поддерживаем мнение М.Н. Семякина о том, что с теоретико-методологических и практических позиций важно сформулировать ряд требований к осуществлению правоконкретизирующей деятельности в сфере реформирования гражданского законодательства, в числе которых необходимость онтологического обоснования предполагаемых дополнений и изменений норм гражданского законодательства: они должны быть обусловлены реальным состоянием и тенденциями развития регулируемых общественных отношений, потребностями правоприменительной практики1.

Здесь необходимо обсудить следующее: многочислены предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц в виде конкретизации норм. Очевидно, что такой подход будет реализовываться и в дальнейшем, однако важно соблюдение пределов, которые образуют, на наш взгляд, принципы, закрепленные в ст. 1 ГК РФ, - принцип обоснованного вмешательства в деятельность субъектов частного права и принцип обеспечения прав всех участников, включая тех, кто обладает незначительной долей, паем или количеством акций.

Разделяем точку зрения, что «внесение изменений в действующее гражданское законодательство недопустимо без учета того, что правовое регулирование происходит при функционировании определенного механизма гражданско-правового регулирования. Необходимо и учитывать конструктивный характер механизма правового регулирования, и соотносить новые положения закона с действующими нормами с точки зрения их согласованности и взаимозависимости»2.

Считаем значимым в связи с очевидным дальнейшим совершенствованием нормативных правовых актов и рассмотрение вопроса об определении показателей качества законодательства о юридических лицах. С учетом сложности данного вопроса полагаем возможным наметить общий подход к его решению. По нашему мнению, первая группа показателей - это количественные данные, а именно:

- количество действующих юридических лиц;

- количество юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации;

- количество юридических лиц, прекративших свою деятельность;

- количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с ликвидацией;

- количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с ликвидацией в порядке банкротства;

- количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ.

Вторая группа показателей - это данные судебной статистики, которые полагаем возможным разделить на следующие группы:

- споры, вытекающие из организационных отношений, т.е. количество исков государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом;

- споры, вытекающие из корпоративных отношений.

Как отмечал один из основоположников российской цивилистики Д.И. Мейер, «задачей юридической науки является не только познание действующего законодательства, но также и обнаружение общих начал, заключенных в конкретных, отдельных положениях закона»3. Считаем, что основным началом организации деятельности юридических лиц должно стать обеспечение их добросовестности, формирование заинтересованности в стабильной и качественной работе, воплощение которой - повышение качества жизни граждан. Безусловно, эти задачи призвано главным образом решать налоговое законодательство, однако стабильность гражданского законодательства также является важным компонентом, составляющим основу обеспечения социально-экономического развития.

Библиография:

1. Бублик В.А., Семякин М.Н. Основные тенденции современного реформирования гражданского законодательства РФ: общая характеристика, онтологические и гносеологические основания, отдельные виды // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 50. С. 705-737.

2. Демин А.А. О реформе российского гражданского законодательства и механизме гражданско-правового регулирования // Актуальные проблемы современного права. 2021. № 2(46). С. 48-55.

3. Казанина Т.В. Законодательство о юридических лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела // Академический вестник. 2012. № 1(12). С. 50-54.

4. Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. Ч. 1. [По испр. и доп. 8-му изд., 1902]. М.: Статут, 1997. 831 с.

5. Семякин М.Н. Интеграция и дифференциация норм российского гражданского законодательства как важнейшие тенденции его реформирования // Российский юридический журнал. 2020. № 4 (133). С. 61-72.

References:

1. Bublik V.A., Semyakin M.N. The main trends of modern reform of the civil legislation of the Russian Federation: general characteristics, ontological and epistemologi-cal foundations, certain types // Bulletin of the Perm University. Legal sciences. 2020. Issue 50. pp. 705-737.

2. Demin A.A. On the reform of Russian civil legislation and the mechanism of civil law regulation // Actual problems of modern law. 2021. No. 2(46). pp. 48-55.

3. Kazanina T.V. Legislation on legal entities operating in the field of customs affairs // Academic Bulletin. 2012. No. 1(12). pp. 50-54.

4. Meyer D.I. Russian civil law: at 2 h. Ch. 1. [According to ispr. and add. 8th ed., 1902]. Moscow: Statute, 1997. 831 p

5. Semyakin M.N. Integration and differentiation of norms of Russian civil legislation as the most important trends in its reform // Russian Law Journal. 2020. No. 4 (133). pp. 61-72.

1 Семякин М.Н. Интеграция и дифференциация норм российского гражданского законодательства как важнейшие тенденции его реформирования // Российский юридический журнал. 2020. № 4 (133). С. 67.

2 Демин А.А. О реформе российского гражданского законодательства и механизме гражданско-правового регулирования // Актуальные проблемы современного права. 2021. № 2(46). С. 52.

3 Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. Ч. 1. [По испр. и доп. 8-му изд., 1902]. М.: Статут, 1997. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.