Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / КОРПОРАТИВНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / УЧРЕЖДЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / LEGAL ENTITIES / CORPORATE LEGAL ENTITY / INSTITUTION / BUSINESS ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корелин Д.О.

В статье проанализированы способы и порядок создания корпоративных юридических лиц в РФ. В настоящее время ряд коммерческих юридических лиц осуществляют публичные властные полномочия, что не соответствует их правовому статусу коммерческих организаций. Некоторые вопросы, связанные с необходимостью урегулирования создания и деятельности коммерческих организаций, имеют актуальность и нуждаются в скорейшем решении посредством корректировки отечественного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE FEATURES OF THE PROCESS OF CREATING CORPORATE LEGAL ENTITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the methods and procedure for creating corporate legal entities in the Russian Federation. Currently, a number of commercial legal entities exercise public authority, which does not correspond to their legal status as commercial organizations. Some issues related to the need to regulate the creation and activities of commercial organizations are relevant and need to be addressed as soon as possible by adjusting domestic legislation.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.19

Корелин Д.О. студент магистратуры 2 курса Юридическая школа ДВФУ РФ, г. Владивосток

НОРМАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье проанализированы способы и порядок создания корпоративных юридических лиц в РФ. В настоящее время ряд коммерческих юридических лиц осуществляют публичные властные полномочия, что не соответствует их правовому статусу коммерческих организаций. Некоторые вопросы, связанные с необходимостью урегулирования создания и деятельности коммерческих организаций, имеют актуальность и нуждаются в скорейшем решении посредством корректировки отечественного законодательства.

Ключевые слова: юридические лица, корпоративное юридическое лицо, учреждение, хозяйственные общества.

Korelin D. O. 2 year undergraduate Law School FEFU

Russian Federation, Vladivostok

NORMATIVE FEATURES OF THE PROCESS OF CREATING CORPORATE LEGAL ENTITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: the article analyzes the methods and procedure for creating corporate legal entities in the Russian Federation. Currently, a number of commercial legal entities exercise public authority, which does not correspond to their legal status as commercial organizations. Some issues related to the need to regulate the creation and activities of commercial organizations are relevant and need to be addressed as soon as possible by adjusting domestic legislation.

Keywords: legal entities, corporate legal entity, institution, business entities.

В качестве критерия, который используется в гражданском праве для выделения способа создания юридических лиц, учитывается степень

вовлеченности органов государственной власти в соответствующий процесс. По данному критерию выделяют: явочно -нормативный, распорядительный, разрешительный способы [1, с .130]. Первый способ -необходимость государственной регистрации юридического лица, решение о создании которого приняли учредители, второй - возникновение юридического лица на основании распоряжения органа власти, третий -получение разрешения государственного органа. Корпоративное коммерческое юридическое лицо может быть создано различными способами.

Согласно п. 1 ст. 50.1 ГК РФ учреждение корпоративного юридического лица [2], под которым следует понимать «совершение учредителями совокупности юридически значимых действий ... направленных на создание юридического лица и приобретение предусмотренных законом прав» [3], осуществляется посредством принятия решения об этом его учредителем (учредителями). Данное обстоятельство обуславливает необходимость определиться с тем, кто может выступать в качестве учредителя конкретного вида юридического лица. Исходя из ст. 124 ГК РФ и главы 4 ГК РФ учредителем корпоративного юридического лица может быть на равных началах Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица за исключением случаев, когда такого рода действия им запрещено совершать законом.

Общие правила об учреждении корпоративных юридических лиц закреплены в ГК РФ, при этом отдельные особенности установлены специальными законами. Согласно ст. 50.1 ГК РФ учредитель принимает решение об учреждении юридического лица. В случае если их несколько, то решение принимается единогласно всеми учредителями. Таким решением утверждается устав организации, кроме того закрепляется порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, указываются иные сведения необходимые в соответствие с законом о конкретной организационно-правовой форме. В частности, в ст. 11 ФЗ «Об ООО» и ст. 9 ФЗ «Об АО» закреплены требования об отражении в решении сведений об исполнительном органе, размере уставного капитала и т.д.

Принятый учредителями устав является основным и единственным учредительным документом для хозяйственных обществ (ст. 12 ФЗ «Об ООО» и ст. 11 ФЗ «Об АО»), производственного кооператива (ст. 5 ФЗ «О производственных кооперативах») и хозяйственного партнерства (ст. 9 ФЗ «О хозяйственных партнерствах»). Согласно указанным нормам устав организации должен содержать ряд обязательных положений, отличающихся в зависимости от организационно-правовой формы корпорации, кроме того, в устав по усмотрению учредителей могут вноситься и другие нормы. В отличие от иных корпоративных юридических лиц ООО может не иметь утвержденного учредителями устава, а

действовать на основании типового устава, если в решении о его создании об этом будет указано. В настоящее время Приказом Минэкономразвития разработано 36 видов типовых уставов для ООО [4]. Представляется, что данный вид уставов можно также внедрить и в деятельность производственных кооперативов. Что касается АО, то в виду сложности корпоративной структуры взаимоотношений, разработка типовых уставов для них вряд ли целесообразна.

В целях выполнения названных выше действий учредители заключают учредительный договор, как этого требуют ст. 70, ст. 83, ст. 89, ст. 98 ГК РФ для полных товариществ, товариществ на вере, ООО и АО, или соглашение о создании, как это предусмотрено ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Что касается хозяйственных партнерств и производственных кооперативов, то законодательство не содержит требований о заключении их учредителями учредительных договоров, что видится неправильным, так как действия учредителей при создании организации должны быть строго согласованными.

Завершающей стадией создания корпоративного юридического лица является его государственная регистрация. Согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в соответствии с положениями ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», а сведения о нем вносятся уполномоченным органом, которым является Федеральная налоговая служба, в Единый государственный реестр юридических лиц [5]. В ст. 12 данного закона закреплен перечень документов, которые предоставляются при регистрации создаваемого юридического лица, а в ст. 14 указаны необходимые документы, если организация создается в результате реорганизации. В ст. 9 закона закреплен порядок предоставления документов. В соответствие со ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов, если же создается юридическое лицо в результате реорганизации, то, как указано в ст. 15 анализируемого закона, срок будет составлять не более пяти рабочих дней. Факт внесения записи в реестр о создании юридического лица подтверждается листом записи, который пришел на смену ранее действовавшему свидетельству о государственной регистрации [6]. Представляется, что отмена свидетельств явление преждевременное, так как несовершенство цифровых технологий не позволяет говорить о полной защите государственных реестров от несанкционированных изменений.

В ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» установлены также случаи, когда ФНС отказывает в регистрации организации. Одним из таких обстоятельств закон называет недостоверность сведений в документах, предоставляемых на регистрацию. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной

в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, о недостоверности, например, может свидетельствовать указание адреса, который используется большим числом иных организаций, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна [7]. Примечательно, что развивая позицию ВАС РФ, суды также указывают, что о недостоверности может свидетельствовать не указание на конкретное помещение или его вид, если в здании отсутствует нумерация офисов [8]. Такой подход направлен на борьбу с так называемыми «фирмами однодневками» и представляется верным.

Кроме нормативно-явочного корпоративные коммерческие юридические лица могут создаваться посредством разрешительного способа. Как отмечают исследователи, сущность разрешительного порядка заключается в необходимости получить разрешение уполномоченного органа [9]. В настоящее время данный порядок создания коммерческого корпоративного юридического лица применяется по отраслевому, территориальному принципам, а также по критерию возможного влияния на состояние конкуренции. В частности, для того чтобы учредить коммерческий банк, согласно ст. 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» необходимо решение Банка России [10]. Только при его наличии производится внесение сведений в государственный реестр юридических лиц. В случае создания организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно -территориального образования требуется разрешение Федеральной службы безопасности, Министерства обороны и Росатома [11]. В разрешительном порядке также создаются организации, подпадающие под критерии, указанные в ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции» [12]. Их учредители обязаны согласовать образование юридического лица с Федеральной антимонопольной службой, в противном случае, на них будут наложены санкции, предусмотренные этим законом. Как видно из изложенного, разрешительный порядок направлен на то, чтобы поставить под больший государственный контроль наиболее чувствительные сферы хозяйственной деятельности.

Важным аспектом является то, что создание корпоративных юридических лиц публично-правовым собственником осуществляется в распорядительном порядке посредством издания нормативных и ненормативных правовых актов. Так, например, Правительство РФ создало в частности, АО «ГЛОНАСС» со 100 процентами акций в федеральной собственности [13]. Некоторые акционерные общества образовываются государством посредством приватизации унитарного предприятия. Как отмечают исследователи, создание юридического лица возможно не только в результате учреждения, но и в результате реорганизации унитарного предприятия [14, с. 17], то есть его преобразования в хозяйственное общество согласно ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных

унитарных предприятиях» и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Примером такой ситуации может служить преобразование федерального государственного унитарного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Калининградгазификация» в акционерное общество в результате включения его в список приватизируемого имущества [15].

Примечательно, что некоторые акционерные общества создаются публичным собственником на основе закона. Данная возможность закреплена в п. 5 ст. 49 ГК РФ, которая говорит о приоритете такого рода законов над положениями ГК РФ и иных нормативных правовых актов в области регулирования хозяйственных обществ, в том числе и ФЗ «Об АО». В качестве примера можно назвать Федеральный закон о создании АО «Почта России» [16]. В ст. 8 федерального закона, посредством которого создано АО «Почта России», закреплены органы управления данного акционерного общества, установлена их компетенция. Это в значительной степени расходится с нормами ФЗ «Об АО», которые предусматривают большую свободу для органов акционерного общества, закрепляют, что такие органы, например, как правление общества, могут создаваться в соответствие с уставом (ст. 69-70 ФЗ «Об АО»). Такой подход к правовому регулированию данного акционерного общества можно объяснить его особым значением и тем, что при его учреждении публичный собственник решил не использовать подходы, предусмотренные п. 5 ст. 1 ФЗ «Об АО» и законодательством о приватизации, которые, по мнению ряда исследователей, являются устаревшими и ограничивающими публичного собственника в распоряжении имуществом [17].

При изучении хозяйственных обществ следует обратить также внимание на то, что Правительство РФ игнорируя коммерческую цель данных организаций, создает в организационно-правовой форме акционерного общества юридические лица, которые по сути дела выполняют публично-правовые функции. Так, управление территориями опережающего социально-экономического развития осуществляет согласно Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 432 АО «Корпорация развития Дальнего Востока» [18]. АО «Корпорация развития ДВ» осуществляет функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории опережающего развития. В данном случае законодатель исказил суть акционерного общества, ведь разрешительные полномочия в рамках оказания публичных услуг не должны подлежать передачи частным компаниям [19, с. 75].

Таким образом, коммерческие корпоративные организации могут быть созданы публичным собственником посредством приватизации его имущества в итоге реорганизации унитарного предприятия, либо на основании акта Правительства РФ, либо закона, прямо предусматривающего учреждение такого юридического лица.

Представляется, что создание акционерных обществ на основе специального закона не может быть оценено положительно, в виду того, что законодатель производит смешение акционерного общества с иными организационно-правовыми формами, создавая по сути дела коммерческую организацию, осуществляющую некоммерческие функции, либо, даже властно-распорядительные, как упомянутое выше АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Такие действия публичного собственника размывают понятие акционерного общества, делают данное понятие неконкретным и фактически, вносят коллизионность в акционерное законодательство. Исходя из этого, видится целесообразным прекратить такую практику, и учреждать акционерные общества исключительно в соответствии с ФЗ «Об АО» и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а не специальных законов. Такой подход позволит снизить противоречивость в законодательстве и упорядочить его.

В этой связи представляется необходимым законодательно ввести запрет на создание новых акционерных обществ публичным собственником посредством принятия закона или иного нормативного правового акта, противоречащего ГК РФ и (или) ФЗ «Об АО» дополнив п. 5 ст. 49 ГК РФ. В итоге данная норма может иметь следующий вид: «К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице. Создание акционерных обществ на основании специальных федеральных законов с 2020 г. не осуществляется».

Использованные источники:

1. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, - 2018. - Т. 1. - 528 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. № 29. Ст. 3618.

3. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / отв. ред. И.В. Ершова. - М.: Проспект, - 2017. - 848 с.

4. Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью: Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/09/24/mer-prikaz411-site-dok.html (дата обращения: 03.06.2020).

5. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 49 (часть VI). - Ст. 7121.

6. Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц

или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы: приказ ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2016. - № 43.

7. О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=13599701130770378 7389011074&cacheid=1A733D4F6DCA262DE6288A4233F17FDD&mode=spl us&base=LAW&n=150421&rnd=EEDB9BDC7586467841048C05FFEE85C9# 1mcojuzwsdl (дата обращения: 03.06.2020).

8. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.09.2018 № Ф03-3931/2018 по делу № А51-4441/2018 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ADV;n=105667#024864044094507243 (дата обращения: 03.06.2020).

9. Корпоративное право: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: Статут, -2019. - 735 с.

10. О банках и банковской деятельности: Федер. закон от 02.12.1990 № 3951 // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 49 (часть V). - Ст. 6953.

11. О создании и деятельности на территории закрытого административно -территориального образования организаций с иностранными инвестициями: постановление Правительства РФ от 22.05.2006 № 302 // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 49 (часть VI). - Ст. 7144.

12. О защите конкуренции: Федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 29 (ч. 1). - Ст. 3854.

13. Об учреждении акционерного общества «ГЛОНАСС» и о внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 23.01.2003 № 91-р: распоряжение Правительства РФ от 26.12.2014 № 2734-р // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 2. - Ст. 531.

14. Юдин Д.С. Участие публично-правовых образований в закрытом акционерном обществе // Право и экономика. - 2012. - № 9. - С.15-19.

15. О преобразовании федерального государственного унитарного предприятия "Институт геологии и разработки горючих ископаемых" и федерального государственного унитарного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Калининградгазификация" в открытые акционерные общества и внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4.08.2004 № 1009: указ Президента РФ от 28.12.2007 № 1753 // Собрание законодательства РФ. -2007. - № 53. - Ст. 6551.

16. Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 29.06.2018 № 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 27. - Ст. 3954.

17. Предпринимательское право: современный взгляд: монография / отв. ред. С.А. Карелина, П.Г. Лахно, И.С. Шиткина. - М.: Юстицинформ, - 2019. - 600 с.

18. Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного Федерального округа: постановление Правительства РФ от 30.04.2015 № 432 // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 21. - Ст. 2563.

19. Кравченко А.Г. Платные публичные услуги: проблема бюрократизации // Юристъ-Правоведъ. - 2013. - № 5. - С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.