Научная статья на тему 'Возникновение и развитие административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России'

Возникновение и развитие административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
927
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НАДЗОР / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОН / СВЕДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / BUSINESS ACTIVITY / STATE / REGISTRATION OF LEGAL ENTITIES / LEGAL ENTITIES / SUPERVISION / COMMERCIAL ORGANIZATIONS / ACTIVITY / LAW / INFORMATION / STATE REGISTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров А. Л., Казанкова Т. Н., Ревина С. Н.

В представленной публикации рассматриваются вопросы, характеризующие основные этапы становления и развития административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России. Имея свои исторические предпосылки возникновения и совершенствования, данный институт получает развитие и в настоящее время. В связи с этим целью настоящего исследования явился анализ исторических аспектов становления и развития административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России, а так же исследование зарубежного опыта правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций. Процедура регистрации субъектов предпринимательской деятельности как организационно-правовой институт сложилась в России в период XVIIXVIII вв. В советский период в контексте многообразия функций исполнительных органов государственной власти нами было отмечено необоснованное завышение отдельными авторами значения функции государственной регистрации хозяйствующих субъектов, так как набор функций исполнительно-распорядительных органов охватывал помимо функций регистрационного характера экономические, социальные, координационные и контрольные функции, а также функции по планированию самой экономики. В работе нашли свое отражение разные этапы основания современной системы нормативно-правового регулирования и механизма государственной регистрации коммерческих организаций. Отмечено, что в 1990-е гг. институт государственной регистрации подвергся значительному реформированию. Изменения, произошедшие в экономике страны, потребовали создания институциональной системы механизма государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе системы специализированных органов и системы законодательства. В работе сделан вывод, что система нормативных актов, регулирующих регистрацию юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, прошла исторический путь становления и развития. Особенно активно законодательное регулирование общественных отношений в сфере регистрации юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности развивалось после принятия Закона № 129-ФЗ. Однородность общественных отношений в сфере регистрации коммерческих организаций и публично-правовая сфера, где они возникают, система нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, дают основания для вывода о том, что в России сформировался административно-правовой институт государственной регистрации коммерческих организаций. При этом выделение процедуры для субъектов предпринимательской деятельности и иных хозяйствующих субъектов получило свое правовое подтверждение в новом названии Государственного реестра как Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF THE ADMINISTRATIVE-LEGAL INSTITUTION OF STATE REGISTRARION OF COMMERCIAL ORGANIZATION IN RUSSIA

This publication discusses issues that characterize the main stages of the formation and development of the administrative-legal institute of state registration of commercial organizations in Russia. Having its historical prerequisites for its emergence and improvement, this institution is being developed at present. In this regard, the purpose of this study was to analyze the historical aspects of the formation and development of the administrative-legal institute of state registration of commercial organizations in Russia, as well as the study of foreign experience in the legal regulation of state registration of commercial organizations. The procedure for registering business entities as an organizational and legal institution was established in Russia in the period of the XVII XVIII centuries. In the Soviet period in the context of diversity. We noted the functions of the state registration of business entities as unreasonable overestimation by some authors, since the set of functions of executive and administrative bodies covered not only functions of a registration nature, but also economic, social, coordination and control functions, as well as planning functions. the economy itself. The work reflected the different stages of the foundation of a modern system of legal regulation and the mechanism of state registration of commercial organizations. It is noted that in the 1990s. The institute of state registration has undergone significant reform. Changes in the country's economy required the creation of an institutional system for the mechanism of state registration of commercial organizations, including a system of specialized bodies and a system of legislation. The paper concluded that the system of regulations governing registration of legal entities, including commercial organizations, was held historical path of formation and development. Particularly active legislative regulation of public relations in the field of registration of legal entities In general, and commercial organizations in particular, developed after the adoption of Law No. 129-ФЗ by amending it, as well as law making of the Federal Tax Service governing State registration procedures. The homogeneity of public relations in the sphere of registration of commercial organizations and the public law sphere where they arise, the system of normative legal acts regulating these relations, give grounds for concluding that an administrative-legal institute of state registration of commercial organizations has been formed in Russia. At the same time, highlighting the procedure for business entities and other business entities received their legal confirmation in the new name of the State Register as the Unified Federal Register of legally relevant information on the facts of the activities of legal entities, individual entrepreneurs and other economic entities.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России»

УДК: 347

ББК: 67.0

Захаров А.Л., Казанкова Т.Н., Ревина С.Н.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Zaharov A.L., Kazankova T.N., RevinaS.N.

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF THE ADMINISTRATIVE-LEGAL INSTITUTION OF STATE REGISTRARION OF COMMERCIAL ORGANIZATION

IN RUSSIA

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государство, регистрация юридических лиц, юридические лица, надзор, коммерческие организации, деятельность, закон, сведения, государственный реестр.

Keywords: business activity, state, registration of legal entities, legal entities, supervision, commercial organizations, activity, law, information, state register.

Аннотация: в представленной публикации рассматриваются вопросы, характеризующие основные этапы становления и развития административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России. Имея свои исторические предпосылки возникновения и совершенствования, данный институт получает развитие и в настоящее время. В связи с этим целью настоящего исследования явился анализ исторических аспектов становления и развития административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России, а так же исследование зарубежного опыта правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций. Процедура регистрации субъектов предпринимательской деятельности как организационно-правовой институт сложилась в России в период XVII- XVIII вв. В советский период в контексте многообразия функций исполнительных органов государственной власти нами было отмечено необоснованное завышение отдельными авторами значения функции государственной регистрации хозяйствующих субъектов, так как набор функций исполнительно-распорядительных органов охватывал помимо функций регистрационного характера экономические, социальные, координационные и контрольные функции, а также функции по планированию самой экономики. В работе нашли свое отражение разные этапы основания современной системы нормативно-правового регулирования и механизма государственной регистрации коммерческих организаций. Отмечено, что в 1990-е гг. институт государственной регистрации подвергся значительному реформированию. Изменения, произошедшие в экономике страны, потребовали создания институциональной системы механизма государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе системы специализированных органов и системы законодательства. В работе сделан вывод, что система нормативных актов, регулирующих регистрацию юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, прошла исторический путь становления и развития. Особенно активно законодательное регулирование общественных отношений в сфере регистрации юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности развивалось после принятия Закона № 129-ФЗ. Однородность общественных отношений в сфере регистрации коммерческих организаций и публично-правовая сфера, где они возникают, система нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, дают основания для вывода о том, что в России сформировался административно-правовой институт государственной регистрации коммерческих организаций. При этом выделение процедуры для субъектов предпринимательской деятельности и иных хозяйствующих субъектов получило свое правовое подтверждение в новом названии Государственного реестра как Единого федерального ре-

естра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

Abstract: this publication discusses issues that characterize the main stages of the formation and development of the administrative-legal institute of state registration of commercial organizations in Russia. Having its historical prerequisites for its emergence and improvement, this institution is being developed at present. In this regard, the purpose of this study was to analyze the historical aspects of the formation and development of the administrative-legal institute of state registration of commercial organizations in Russia, as well as the study of foreign experience in the legal regulation of state registration of commercial organizations. The procedure for registering business entities as an organizational and legal institution was established in Russia in the period of the XVII - XVIII centuries. In the Soviet period in the context of diversity. We noted the functions of the state registration of business entities as unreasonable overestimation by some authors, since the set offunctions of executive and administrative bodies covered not only functions of a registration nature, but also economic, social, coordination and control functions, as well as planning functions. the economy itself. The work reflected the different stages of the foundation of a modern system of legal regulation and the mechanism of state registration of commercial organizations. It is noted that in the 1990s. The institute of state registration has undergone significant reform. Changes in the country's economy required the creation of an institutional system for the mechanism of state registration of commercial organizations, including a system of specialized bodies and a system of legislation. The paper concluded that the system of regulations governing registration of legal entities, including commercial organizations, was held historical path of formation and development. Particularly active legislative regulation of public relations in the field of registration of legal entities In general, and commercial organizations in particular, developed after the adoption of Law No. 129-ФЗ by amending it, as well as law making of the Federal Tax Service governing State registration procedures. The homogeneity of public relations in the sphere of registration of commercial organizations and the public law sphere where they arise, the system of normative legal acts regulating these relations, give grounds for concluding that an administrative-legal institute of state registration of commercial organizations has been formed in Russia. At the same time, highlighting the procedure for business entities and other business entities received their legal confirmation in the new name of the State Register as the Unified Federal Register of legally relevant information on the facts of the activities of legal entities, individual entrepreneurs and other economic entities.

Современный период правового регулирования хозяйственного оборота и функционирования субъектов предпринимательской деятельности характеризуется практически общим для всех правовых систем условием — они должны обладать статусом юридического лица. Как отмечают ряд ученых, статус юридического лица возник в Древнем Риме в виде частных корпораций, в последующие периоды его конструкция становилась все более совершенной, в настоящее время она приобрела достаточно привычный характер. В то же время практика признания статуса юридического лица и порядок регистрации и юридического подтверждения приобретения статуса юридического лица в разных странах отличаются и к настоящему времени прошли разные этапы в своем становлении и развитии.

Введение системы государственно установленных требований к хозяйствующим субъектам для признания и приобретения данного статуса и процедур, предусматривающих государственный контроль их соблюдения, имеет исторические предпосылки становления и получает свое развитие в настоящее время. Процессу становления публично-правового института регистрации юридического лица и признания права на занятие предпринимательской деятельностью предшествовало зарождение и развитие на Руси предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В исторических очерках, посвященных исследова-

нию становления и развития предпринимательства в России, отмечается, что начало российского предпринимательства датируется VII-VIII вв. Данный период характеризуется тем, что предпринимательская деятельность регламентировалась актами, либо имеющими общую межгосударственную природу, либо систематизированными кодифицированными актами феодального законодательства. В литературе обоснованно отмечается особое значение Русской Правды как кодифицированного правового акта русского феодального права ХЬХП вв. в регулировании предпринимательской деятельности на Руси. Последующий период формирования правового регулирования предпринимательской деятельности в XIV-XV вв. отмечается появлением складниче-ства в Москве (действовало до XVII в.), которое характеризуется коллективной формой осуществления предпринимательской деятельности. Так называемые складники объединяли свои товары и капиталы, вели торговые операции сообща, и их отношения во многом были построены на договорах о совместной деятельности. Принятие Судебника 1497 г. символизировало начало систематизации и кодификации законодательства единого централизованного Российского государства, которые в основном были завершены созданием Соборного уложения 1649 г. На основе анализа нормативно-правового регулирования зарождающегося предпринимательства в России в исторической литературе обоснованно указывается, что в XVII в. в России были созданы определенные условия для юридического оформления деятельности предпринимателей в качестве особой социальной группы, именуемой купеческим сословием. При исследовании предпосылок и условий возникновения и становления института регистрации как юридической формы публичного признания права на занятие предпринимательской деятельностью, следует отметить, что данный институт возник практически одновременно с патентным, лицензионным и паспортным институтами и развивался в России в виде системы разрешительных мер в сфере предпринимательской деятельности. Такой разрешительный характер обусловил его публичную административно-

правовую сущность регистрации, так как все процедуры, связанные с регистрацией предпринимательской деятельности находились в ведении государственных органов.

Таким образом, регистрация субъектов предпринимательской деятельности как организационно-правовой институт сложился в условиях формирования разрешительной системы в абсолютных монархиях. В структуре монаршего аппарата были созданы органы государства, обеспечивающие реализацию разрешительных мер в различных сферах и регулирование общественных отношений, возникающих при их осуществлении. В России в начале XVIII в. в качестве органов государственного управления в сфере предпринимательства были созданы Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия, Ком-мерц-коллегия. Дальнейшим важным этапом становления предпринимательства и развития организационно-правовых форм его осуществления стало издание в 1712 г. Указа «Об организации торгово-промышленных компаний». Данным указом были предусмотрены новые организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности в России. Торгово-промышленные компании учитывали уже сложившиеся в России формы осуществления предпринимательской деятельности в виде складничества. Таким образом, по инициативе органов государства или по собственной инициативе купцы объединяли капиталы, создавали промышленные и торговые объединения, оформляя совместную предпринимательскую деятельность договорами товарищества. С 1762 г. в связи с запретом на покупку и приписывание крестьян к заводам и предприятиям стал складываться рынок вольнонаемного труда, это обозначило смену характера отношений в предпринимательской сфере и начало развития в России капиталистических производственных отношений, основанных на наемном труде. Эти изменения вызвали потребность в смене законодательства. Все большее развитие получали коллективные формы занятия предпринимательством. Так, в целях развитие коллективных форм предпринимательства в сфере торговли был издан Манифест императора Александра I от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и иных

способах к распространению и усилению торговых предприятий», который предписывал купцам осуществлять торговлю путем образования купеческих товариществ, создаваемых на основе договора 1. Таким образом, к началу ХХ в. разнообразие организационно-правовых форм стало реальностью: предпринимательская деятельность осуществлялась на основе использования наемного труда, в разнообразных, как правило, коллективных, организационно-правовых формах. Это требовало государственного контроля через сложившуюся разрешительную систему, к которой относилась государственная регистрация без которой занятие предпринимательской деятельностью не представлялось возможной. Что касается советского периода, то интерес представляет обзор развития отечественного законодательства, представленный в работе А.С. Лазариди2. На основе системного анализа нормативно-правовых актов России и СССР в сфере государственной регистрации за 1917-1990 гг., он предложил выявленную им динамику изменения и выделил периоды становления государственной регистрации как административно-правового института, не подразделяя ее на виды по объектам регистрации. Автором названы четыре периода: 1) 1917-1923 гг. - наличие большого количества разрозненных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок образования и функционирования коммерческих организаций, которые не устанавливали единой, централизованной, упорядоченной системы их создания. Однако при этом Лазариди отмечает наличие определенной «упорядоченности в регулировании отдельных организаций по предмету деятельности, по принадлежности к определенной организационно-правовой форме»; 2) 1923-1931 гг. - создание института торговой регистрации; 3) 1931-1956 гг. - упразднение института торговой регистрации и образование государственной регистрации; 4) 1956-1990 гг. - отмена государ-

Полное собрание законов Российской империи .Собр. 1-е. Спб. Т. XXIX. № 22418.

2 См.:Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 86-149.

ственной регистрации и создание предприятий в зависимости от их ведомственной при-надлежности3. При определении природы государственной регистрации, действовавшей после принятия Гражданского кодекса РСФСР от 31 октября 1922 г.4, предусматривавшего альтернативный порядок приобретения гражданской правосубъектности юридических лиц посредством государственной регистрации и путем утверждения их уставов, Лазариди отмечает, что в практической деятельности применим не только разрешительный и нормативно-явочный порядок, но имеет место быть так же смешанный порядок, при котором для образования коммерческой организации требовалось разрешение, и одновременно государственная регистрация5. При этом им на примере религиозных организаций наглядно было показано, что государственная регистрация имела публичный характер и была введена в качестве механизма поэтапного общегосударственного контроля и фискального учета за созданием и деятельностью религиозных объединений граждан. Наряду с контрольным и фискальным характером регистрации при анализе порядка государственной регистрации первых кооперативных организаций Лазариди указывает на то, что она имела учредительное значение и имела цель создание централизованной базы данных всех существующих кооперативов - государственный учет, а так же контроль за законностью возникновения и деятельностью кооперативных организаций - государственный контроль». А.С. Лазариди делает обобщенный вывод на основе анализа отечественного законодательства периода 1917-1990 гг. о том, что в советский период регистрационная функция являлась одной из важнейших государственных функций, реализуемых исполнительными органами государственной власти, она определялась выражением публичного интереса в ходе

3 См.: Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы):дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 86 - 87.

4 См.: Гражданский кодекс РСФСР 1922 года // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 71, ст. 904.

5 См.: Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы) :дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 91.

осуществления полномочий властного характера. По его мнению, регистрационная функция преследовала реализацию механизма общегосударственного учета и контроля, осуществлявшихся в процессе легализации, приобретения правового статуса коммерческими и некоммерческими организациями в качестве основных целей1.

В юридической литературе обоснованно отмечалось, что установленный действовавшим в тот период «Положением о добровольных обществах и союзах» (утвержден Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1932 г.) порядок имел регистрационно-санкционирую-щий характер. В целом позитивно оценивая подход А.С. Лазариди, все же полагаем, что автором переоценена значимость функции по регистрации юридических лиц, набор функций исполнительно-распорядительных органов включал и экономические, и социальные, и координационные, и контрольные функции, а также функции по планированию экономики, значение которых не стоит недооценивать. Следует отметить, что и в 1990-е гг. в связи с существенными изменениями в сфере экономических отношений, институт государственной регистрации претерпел значительное реформирование. Назрела насущная необходимость в упорядочении процесса государственной регистрации, создании системы специализированных органов, осуществляющих государственную регистрацию. Базовыми нормативными актами, регулирующими в тот период государственную регистрацию юридических лиц, были Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» . Данные норма-

См.: Лазариди А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): дис. ...канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 116.

2 См.: Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ред. От 30.11.1994) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.1990. № 30, ст. 418.

3 См.: Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории

тивные акты закрепляли право государственной регистрации некоммерческие организации и местные органы власти. Такое разнообразие органов, осуществляющих государственную регистрацию которыми в одних субъектах могли быть территориальные органы исполнительной власти, а в других - органы местного самоуправления не могли способствовать укреплению налоговой дисциплины, и попросту создавали хаос в системе контроля государственных органов за деятельностью коммерческих организаций .

Существенные изменения в сфере регистрации и унификация регистрации юридических лиц в целом и коммерческих организаций, в частности, в Российской Федерации произошли с принятием в 2001 г. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В этот момент на законодательном уровне был учрежден единый порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на всей территории Российской Федерации. Закон стал важным этапом в становлении и развитии института государственной регистрации юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности. Законом в рамках установленного административно-правового механизма регистрации была определена единая регистрационная процедура и учрежден ЕГРЮЛ, а также предусмотрена административно-правовая процедура исключения из реестра юридических лиц, недействующих и не представляющих отчетность, во внесудебном порядке. Принятие данного Закона положило начало новому этапу становления законодательной основы государственной регистрации коммерческих организаций в России и очередным этапом становления административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций. Однако следует за-

Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») (ред. от 21.10.2002) // СЗ РФ. 11.07.1994. № 11, ст. 1194.

4 См.: Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: науч.-практ. пособие. М.: Норма, 2001.

метить, что данный Закон в последующем подвергался ряду изменений, направленных на развитие процедур регистрации. Анализ этих изменений, внесенных в Закон с 2010 по 2011 г., позволяет выделить определенные тенденции в изменении правовых основ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обусловленные темпами роста экономики, необходимостью систематизации и учета субъектов рыночных экономических отношений, необходимостью упрощения процедуры государственной регистрации хозяйствующих субъектов. Процесс совершенствования законодательства в этой сфере продолжается и по сей день, так, Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 172 были внесены изменения в ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ, а именно, изменено название Реестра -на Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (или сокращенно Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц). Единый федеральный реестр представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Законом № 129-ФЗ, а также другими федеральными законами. Данные изменения обеспечивают доступность сведений о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органам государственной власти и хозяйствующим субъектов через информационную сеть Интернет. Информационная доступность позволила ликвидировать те недоработки, на которые обоснованно указывалось в юридической литературе, в частности отсутствие системности в регистрации коммерческих организаций, что приводило к созданию множества коммерческих организаций - юридических лиц, реально несуществующих, или фирм-однодневок. Внесенные изменения значительно расширили круг сведений, подлежащих государственной регистрации. Статьей 5 Закона № 129-ФЗ, определяющей содержание государственных реестров, к сведениям, подлежащим государственной регистрации в отношении коммерческих органи-

заций, в частности, отнесены такие сведения как: полное и (если имеется) наименование в сокращенной форме, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его название закреплено на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках; организационно-правовая форма; адрес в пределах места нахождения юридического лица (современные информационные технологии потребовали так же дополнительного представления адреса электронной почты юридического лица при условии указания таких сведений в заявлении о государственной регистрации), а также сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; способ образования (создание или реорганизация); данные об учредителях (участниках), в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью -данные о размерах и номинальной стоимости в уставном капитале общества долей общества и его участников и др. Таким образом, можно сделать вывод, что система нормативных актов, регулирующих регистрацию юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, прошла непростой путь своего исторического становления. Особенно активно законодательное регулирование общественных отношений в сфере регистрации юридических лиц в целом и коммерческих организаций в частности развивалось после принятия Закона № 129-ФЗ. Однородность общественных отношений в сфере регистрации коммерческих организаций и публично-правовая сфера, где они возникают, система нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, дают основания утверждать, что в России сформировался административно-правовой институт государственной регистрации коммерческих организаций. При этом выделение процедуры для субъектов предпринимательской деятельности и иных хозяйствующих субъектов получило свое правовое закрепление в

новом названии Государственного реестра как Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных участников экономической деятельности. Система нормативных правовых актов, регулирующих процедуру государственной регистрации коммерческих организаций, может быть представлена на основании целостной системы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере экономики. Это Конституция Российской Федерации, нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты федеральных органов государственной власти, законодательство субъектов Федерации и акты органов местного самоуправления. Как уже ранее отмечалось, в Российской Федерации до 2001 г. единых подходов в регламентации процедуры государственной регистрации коммерческих организаций не существовало, ее правовое регулирование осуществлялось нормативными правовыми актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Однако с принятием Закона № 129-ФЗ такой порядок правовой регламентации изменился. Следует отметить, что на момент его принятия законодательство о регистрации юридических лиц включало в себя достаточно большое количество и иных нормативных правовых актов. В целях эффективного их учета и применения хозяйствующими субъектами необходимо было установить единый подход в определения понятия, сущности и содержания государственной регистрации как совершения юридически значимого действия уполномоченными органами государственной власти и юридического лица как субъекта правоотношений, в ходе которых оно наделялось гражданской правосубъектностью, необходим был системный подход и создание единой системы законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Современное состояние государственного правового регулирования государственной регистрации коммерческих организаций характеризуется его специализацией, являющейся отражением реализации государственной политики по поддержке малого и

среднего бизнеса. В этой связи следует упомянуть Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №408 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года1. Ведение данного реестра отнесено к компетенции Федеральной налоговой службой России2.

В дополнение к ЕГРЮЛ введен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в который вносятся сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным требованиям. Ведение данного реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - Федеральной налоговой службой России3.

В рамках исследования данного вопроса хотелось бы упомянуть о заслуживающем внимании опыте государств - приверженцах традиционного правопорядка, принадлежащих к континентальной правовой семье, в которых полномочиями по государственной регистрации хозяйствующих субъектов наделены судебные органы. Одним из таких примеров судебного порядка регистрации является Федеративная Республика Германия, где, согласно параграфу 8 Торгового уложения (Handelsgesetzbuch)

1 См.: Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть I), ст. 28.

2 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 21 декабря 2016 года): Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ // URL: http://docs.cntd.ru/ document/420326691 ./(дата обращения 29.10.2018).

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 21 декабря 2016 года): Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ // URL: http://docs.cntd.ru/ document/ 420326691./ (дата обращения 29.10.2018).

от 10 мая 1987 г., регистрация юридических лиц производится посредством внесения сведений в Торговый реестр, который ведется судами, при этом предусмотрена его электронная форма1. Установлена эксклюзивность названия реестра и положение о том, что иные собрания сведений не могут вводиться в оборот с использованием или добавлением обозначения «торговый реестр». Согласно установленному порядку запись о регистрации приобретает силу с момента ее внесения в базу данных, предназначенную для хранения записей Торгового реестра. Следует отметить разнопорядковый подход и определенную самостоятельность земель как субъектов федерации в установлении процедуры государственной регистрации, поскольку порядок ведения и объем данных, подлежащих внесению в торговый реестр, определяются правительствами земель (субъектом федерации) или министерством юстиции (параграфы 8а и 8Ь Торгового уложения)2.

В Венгрии обязанность регистрации юридического лица возложена на областной (столичный) суд, ведущий регистрацию фирм по местонахождению юридического лица. Процедура государственной регистрации включает в себя так же обязательные стадии, такие как проверку законности учреждения юридического лица, соблюдение им всех установленных законом требований и процедур.

В Республике Польша регистрация осуществляется в Общегосударственном судебном реестре в соответствии с Законом о национальном судебном реестре.

В Республике Хорватия действует единый порядок государственной регистра-

1 См.: Hefermehl Wolfgang.Handelsgesetzbuch. DTV. 352 c.

2 Иванов Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон и право. 2015. № 4. С. 131-

137; Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Hagndelsgesetzburch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz: пер. с нем. / [сост. В. Герман; пер. с нем. Е.А. Дубовицкая; научн. ред. Т.Ф. Яковлева. 2-е изд. перераб. М.: Волтерс Клувер, 2009. (Серия «Германские и Европейские законы». Кн. 2). С. 24-27.

ции коммерческих юридических лиц. Все коммерческие юридические лица, в том числе полные товарищества, коммандитные товарищества, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, подлежат обязательной регистрации путем занесения важнейших сведений о них в специальный Торговый реестр, который ведется судом.

Судебная процедура государственной регистрации хозяйствующих субъектов установлена и странах Южной Америки, так ст. 17 гл. II Торгового кодекса Республики Венесуэла от 26 июля 1958 г. предусмотрено, что секретариатом коммерческих судов ведется реестр, куда коммерсанты вносят сведения и свои документы, которые в соответствии с положениями Торгового кодекса должны быть включены в Торговый реестр. Интерес представляет установленная в данном государстве форма реестра. Реестр ведется в виде сшитой нитями бумажной книги, переплетенной, с пронумерованными страницами, использовать которую можно лишь после того, как на первом листе будет проставлена запись, датированная и скрепленная печатью, подписанная судьей и его секретарем или же коммерческим регистратором, в которой указывается количество листов, составляющих книгу. Записи нумеруются в соответствии с датой их внесения и подписываются секретарем суда или руководителем учреждения, а также заинтересованным лицом, в соответствии с просьбой которого делается указанная запись в реестре. В другой переплетенной книге ведется в алфавитном порядке список документов, содержащихся в реестре, по мере того как они регистрируются, с указанием соответствующего номера и листа, на который внесены соответствующие записи. Все имена заинтересованных лиц, указанных в регистрируемом документе, заносятся в список на букву, соответствующую первой букве фамилии3.

В Аргентинской Республике учредительный договор торговых товариществ подлежит регистрации в Государственном реестре по месту нахождения товарищества на

3 Иванов Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон и право. 2015. № 4. С. 131-137.

условиях и в срок, установленный ст.ст. 36 и 39 Торгового кодекса Аргентины. Согласно данным статьям каждый коммерсант обязан в течение 15 дней с момента выдачи представлять на регистрацию документы, подлежащие регистрации. Регистрация производится после удостоверения личностей учредителей судьей, кроме случаев, когда факт создания товарищества подтверждается изданием публичного акта или подписи учредителей удостоверены нотариусом либо другим компетентным лицом. Если учредительным актом предусматривается также принятие устава, он подлежит регистрации в Государственном торговом реестре в таком же порядке в соответствии со ст. 5 Закона о торговых товариществах. Следует отметить упрощенный порядок деятельности иностранных инвесторов в Аргентине, который установлен Декретом от 8 сентября 1993 г., предусматривает, что иностранные компании могут осуществлять свою деятельность без государственной регистрации, на тех же условиях, что и местные инвесторы.

И в завершении исследования зарубежного опыта государственной регистрации хозяйствующих субъектов вновь обратимся к странам континентальной Европы, которая имеет свои, присущие только этой правовой семье исключительные черты. Так, регистрирующими органами Франции, как и ФРГ выступают суды. В соответствии со ст. L.123-6 главы III раздела I Коммерческого кодекса Франции 2000 г. реестр коммерсантов и товариществ ведется секретарем каждого коммерческого суда под наблюдением председателя суда или назначенного для этой цели судьи. Всякое юридическое лицо, которое имеет намерения осуществить процедуру государственной, должно пройти строго-регламентированную процедуру, которая включает в себя обязательную подачу заявление о регистрации в канцелярию суда по месту нахождения хозяйствующего субъекта. В случае когда местонахождение расположено вне департамента или за границей, заявление о регистрации подается в канцелярию суда, в округе которого открыто первое учреждение или находится коммуна, упомянутая в последнем предложении части первой ст. 2 Декрета от 31 июля 1970 г. № 70-78 (о применении титула I и некоторых поло-

жений титула II Закона от 3 января 1969 г. № 69-3 о занятии передвижными видами деятельности и о режиме, применяющемся к лицам, которые перемещаются по Франции, не имея в этой стране местожительства или постоянного местонахождения)1.

Проведенный анализ дает основания для вывода: правовое регулирование государственной регистрации коммерческих организаций прошел определенный период становления и продолжает изменяться и совершенствоваться в настоящее время. Основными направлениями развития законодательства является расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере государственной регистрации юридических лиц и специализация государственной регистрации. Примером является установление требований и создания самостоятельного Реестра для субъектов малого и среднего бизнеса Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной регистрации коммерческих организаций в Российской Федерации, свидетельствует об их разнообразии и разном их иерархическом уровне, практически все они имеют административно-правовую природу, предметом их правового регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования исполнительной власти, по своей сути государственная регистрация коммерческих организаций в качестве юридических лиц является актом публичного признания права на занятие коммерческой или иной, не запрещенной законом, экономической деятельности и приобретение гражданской правосубъектности хозяйствующими субъектами.

1 См.: Коммерческий кодекс Франции (Регра-ментарная часть) / предисловие, пер. с фр., комментарии и примечания В.Н. Захватаева. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 16-18.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алехин, А.П., Козлов, Ю.М., Кармолицкий, А.А. Административное право Российской Федерации: учебник. Ч. II: Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами. - М., 2009.

2. Большой юридический энциклопедический словарь. - М., 2003. - С.539.

3. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 71, ст. 904.

4. Горкин, П.А. Популярный юридический энциклопедический словарь. - М., 2001. С. 798.

5. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (ред. От 30.11.1994) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.1990. № 30, ст. 418.

6. Закупень, Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: науч. - практ. пособие. - М.: Норма, 2001.

7. Законодательство Боливарианской Республики Венесуэла: сб. документов: в 3 т. Т. 1. - М.: Международные отношения, 2011.

8. Коммерческий кодекс Франции (Реграментарная часть) / предисловие, пер. с фр., комментарии и примечания В.Н. Захватаева. - М.: Волтерс Клувер, 2010.

9. Иванов, Д.И. Международно-правовой опыт регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Закон и право. - 2015. - № 4. - С. 130-137.

10. Лазариди, А.С. Государственная регистрация юридических лиц (административно-правовые вопросы): дис. ...канд. юрид. наук. - Саратов, 2004.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Спб. Т. XXIX. № 22418.

12. Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Hagndelsgesetzburch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz: пер. с нем. / [сост. В. Герман; пер. с нем. Е.А. Дубовицкая; научн. ред. Т.Ф. Яковлева. - 2-е изд. перераб. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - (Серия «Германские и Европейские законы». Кн. 2). - С. 21-37.

13. Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности») (ред. от 21.10.2002) // СЗ РФ. 11.07.1994. № 11.

14. Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016) // «Собрание законодательства РФ». - 04.01.2016. - № 1 (часть I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.