Научная статья на тему 'Способы образования юридических лиц: теория, практика и нормативное регулирование (Окончание)'

Способы образования юридических лиц: теория, практика и нормативное регулирование (Окончание) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3287
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / LEGAL ENTITIES / ATTRIBUTES OF LEGAL ENTITIES / WAYS OF ESTABLISHING LEGAL ENTITIES / LEGAL ENTITIES ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жабреев М.В.

Автор отмечает, что реформирование российского законодательства о юридических лицах и появление исследований о юридических лицах в публичном праве привели к необходимости переосмысления вопросов образования юридических лиц. На основе теории, судебной практики и российского законодательства советского и современного периода исследуются способы образования юридических лиц, предлагается их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of establishing legal entities: theory, practice and normative framework (the end)

The author claims that reforming of the Russian legislation on legal entities and developing research on legal entities in public law led to the need to re-think the issues of their establishment. Basing on the analysis of theory, judicial practice and the Soviet and current legislation he investigates the ways of establishing legal entities and proposes their classification.

Текст научной работы на тему «Способы образования юридических лиц: теория, практика и нормативное регулирование (Окончание)»

способы образования юридических лиц: теория, практика и нормативное регулирование

(окончание)

Жабреев Михаил Владимирович

Доцент кафедры права Института фундаментального образования

Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), e-mail: m.v.zhabreev@yandex.ru

Автор отмечает, что реформирование российского законодательства о юридических лицах и появление исследований о юридических лицах в публичном праве привели к необходимости переосмысления вопросов образования юридических лиц. На основе теории, судебной практики и российского законодательства советского и современного периода исследуются способы образования юридических лиц, предлагается их классификация.

Ключевые слова: юридические лица, признаки юридических лиц, способы образования юридических лиц, процесс образования юридических лиц

THE WAYS oF ESTABLISHING LEGAL ENTITIES:

theory, practice and normative framework

(the end)

Zhabreev Mikhail

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), e-mail: m.v.zhabreev@yandex.ru

The author claims that reforming of the Russian legislation on legal entities and developing research on legal entities in public law led to the need to re-think the issues of their establishment. Basing on the analysis of theory, judicial practice and the Soviet and current legislation he investigates the ways of establishing legal entities and proposes their classification.

Key words: legal entities, attributes of legal entities, ways of establishing legal entities, legal entities establishment

Третья группа способов образования юридических лиц

Общим для уведомительного, нормативно-явочного и уставного способов образования юридических лиц является то, что для создания юридического лица недостаточно волеизъявления лиц (что характерно для явочного и распорядительного способов), а требуется прохождение установленной законодательством специальной процедуры.

В отличие от нормативно-явочного и уставного способов образования юридических лиц при уведомительном лицам, принявшим решение о создании юридического лица, необходимо лишь письменно уведомить об этом уполномоченный орган с приложением необходимых документов в установленном законодательством порядке. При нормативно-явочном и уставном способах образования юридических лиц нужно не только уведомление уполномоченного органа лицами, создавшими юридическое лицо, но и соблюдение иной процедуры. Отличие нормативно-явочного способа образования юридических лиц от уставного состоит в том, что при нормативно-явочном способе обязательно принятие уполномоченным органом специального решения о регистрации юридического лица, тогда как при уставном достаточно нанесения уполномоченным органом на

титульный лист устава специальной надписи или штампа об утверждении устава вновь созданного юридического лица.

Уведомительный способ образования юридических лиц

Уведомительный (заявительный) способ образования юридических лиц характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента представления лицами, принявшими решение о его создании, определенного перечня документов в уполномоченный орган для учета нового юридического лица в соответствующем реестре1. При уведомительном способе акцент делается не на волеизъявление лиц о создании нового юридического лица, а на подачу учредителями заявления (уведомления) в уполномоченный орган о таком создании. Отсюда и его название.

В Российской империи в уведомительном порядке создавались общества, не преследующие цели извлечения прибыли (за исключением обществ, имеющих религиозные цели, и обществ, создаваемых учащимися в учебных заведениях). Уведомительный способ образования таких обществ был установлен именным высочайшим указом императора Николая II Правительствующему сенату от 4 марта 1906 г. «О временных правилах об обществах и союзах», где предусматривалось, что участники общества должны лишь передать устав своего общества губернатору или градоначальнику с ходатайством о включении в реестр. Причем моментом создания общества считался момент внесения сведений о нем в реестр.

В советской России такой способ образования юридических лиц также имел место. Так, в соответствии со ст. 296 и 298 Гражданского кодекса РСФСР, введенного в действие постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР от 11 ноября 1922 г.2, участники полного товарищества должны были подать подписанное всеми товарищами заявление об учреждении полного товарищества ведущему торговый реестр установлению по месту нахождения товарищества для внесения в реестр и опубликования. При этом полное товарищество со дня его внесения в торговый реестр признавалось юридическим лицом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации закреплен уведомительный способ образования таких юридических лиц, как профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичные профсоюзные организации (далее - профсоюз). Так, абз. 1 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»3 (с изм. от 22 декабря 2014 г.) предусматривает, что правоспособность профсоюза в качестве юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении его деятельности. А дальше - самое интересное. Абзац 2 ч. 1 этой же статьи гласит: «Государственная регистрация профсоюза в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке». Получается, что законодатель объединил в процедуре создания профсоюзов два способа образования юридических лиц: нормативно-явочный и уведомительный.

После того как лицо, принявшее решение о создании юридического лица, уведомляет об этом уполномоченный орган, последний просто включает созданное юридическое лицо в общегосударственный реестр юридических лиц, не принимая при этом никакого решения. Вопрос: может ли уполномоченный орган при уведомительном способе проверять пакет сдаваемых ему документов, в том числе с точки зрения содержания? На наш

1 Вольман И. С., Марков Н. О., Могилевский М. О., Никольский Д. П. Гражданское право. Популярные лекции для самообразования. Спб., 1904. С. 34; Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 149.

2 Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1922. № 256.

3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

взгляд, нет, так как в противном случае ни о каком уведомительном порядке речи быть не может. Если возникли основания вернуть документы на доработку, это уже не уведомление, а обращение, по получению которого уполномоченный орган проверяет наличие полного пакета документов и их содержание, что характерно для нормативно-явочного способа образования юридических лиц и нашло отражение в других нормах Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Так, абз. 3 ч. 1 ст. 8 Закона предусматривает обязанность профсоюзов представить в уполномоченный орган на регистрацию в строго установленные сроки строго установленный пакет документов: «Для государственной регистрации профсоюзов в федеральный орган государственной регистрации представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов». В абз. 4 ч. 1 этой же статьи сказано: «Профсоюзы представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования». В ст. 7 Закона прямо закреплено, что должно содержаться в уставе профсоюза. Все это - признаки нормативно-явочного способа образования юридических лиц, при котором (повторим) уполномоченный орган всегда проверяет наличие полного пакета документов, а также их содержание на соответствие законодательству, т. е. проверяет законность создания нового юридического лица1, и только после этого принимает специальное решение о его регистрации. Поэтому данный способ образования юридических лиц называется также регистрационным. Именно после принятия специального решения о регистрации юридического лица уполномоченный орган включает его в общегосударственный реестр юридических лиц (применительно к профсоюзам это делают органы Федеральной налоговой службы).

Таким образом, законодатель красиво назвал способ образования профсоюзов «уведомительным», чтобы подчеркнуть независимость профсоюзов от власти, а, по сути, распространил на них общий для всех юридических лиц способ образования - нормативно-явочный. В подтверждение этого вывода следует сослаться на Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Министерства юстиции России от 30 декабря 2011 г. № 4552 (с изм. от 8 апреля 2014 г.), который закрепляет единую процедуру образования всех некоммерческих организаций, включая профсоюзы, - нормативно-явочным способом, а также устанавливает основания для отказа в государственной регистрации вновь образованного юридического лица. Это прямо противоречит абз. 8 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где предусмотрен запрет на отказ в государственной регистрации профсоюзов.

Чтобы соблюсти нормы Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», касающиеся уведомительного способа образования профсоюзов, надо исключить правило об обязательном предоставлении профсоюзом установленного пакета документов и принятии уполномоченным органом специального решения о его государственной регистрации. А если учредительные документы профсоюза будут противоречить законодательству с точки зрения содержания, то уполномоченный орган всегда может обратиться в суд для приведения их в соответствие с законодательством. Уведомительный способ образования профсоюза как юридического лица необходим для обеспечения реализации прав граждан на объединение в профсоюзы и сохранения независимости последних от органов власти.

1 Субъекты гражданского права / под ред. С. Н. Братуся. М., 1984. С. 91.

2 Рос. газ. 2012. 16 марта.

Наоборот, в уведомительном порядке, на наш взгляд, в настоящее время создаются государственные корпорации и государственные компании, хотя в ст. 131 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1 (в ред. от 30 декабря 2015 г.) и провозглашен нормативно-явочный способ образования таких юридических лиц. Наш вывод основан на иных нормах этого же Закона. Так, чч. 1 и 3 ст.71 и ч. 1 ст. 72 Закона предусматривают, что государственные корпорации и государственные компании создаются на основании специальных федеральных законов. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, указанных в ст. 52 ГК РФ.

О чем это говорит? Вероятно, о том, что в соответствии со ст. 131 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации государственной корпорации и государственной компании либо ничего не представляется, либо сдается федеральный закон об их создании, так как в ст.14 Закона не перечислены виды учредительных документов для этих видов некоммерческих организаций. Проверку формы и содержания такого федерального закона на соответствие требованиям, предъявляемым к учредительным документам, не провести, следовательно, отказать в регистрации по этому основанию нельзя.

Можно ли вообще отказать в регистрации юридического лица, которое создано в силу нормативного акта высшей юридической силы - федерального закона? Конечно, нет. Поэтому и получается, что в данном случае регистрирующий орган выносит свое решение о государственной регистрации вновь созданного юридического лица автоматически, лишь соблюдая сроки, установленные для государственной регистрации юридических лиц. А это не что иное, как признаки уведомительного способа.

Особенностью образования государственных корпораций и государственных компаний уведомительным способом является замена при создании юридического лица волеизъявления лиц-учредителей на волеизъявление системы органов государственной власти Российской Федерации (Федерального Собрания РФ и Президента РФ), которые принимают отдельный федеральный закон об образовании государственной корпорации или государственной компании (т. е. в рассматриваемом случае меняется субъект волеизъявления и форма его выражения, все остальное остается). После вступления в действие названного федерального закона уполномоченный орган должен лишь внести сведения о создании государственной корпорации или государственной компании в ЕГРЮЛ, не принимая при этом решения об их государственной регистрации.

В качестве примера рассмотрим процедуру создания государственной компании «Российские автомобильные дороги». Часть 12 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании „Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 (с изм. от 14 декабря 2015 г.) устанавливает, что на государственную компанию не распространяется действие п. 4 ст. 131 (требование о предоставлении в трехмесячный срок документов в уполномоченный орган); п. 5 ст. 131 (требование о предоставлении в уполномоченный орган учредительных и иных документов, необходимых для государственной регистрации); ст. 14 (требования к содержанию учредительных и иных документов, необходимых для государственной регистрации) Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Таким образом, Федеральный закон «О государственной компании „Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

2 Там же. 2009. № 29. Ст. 3582.

ской Федерации» прямо исключает данную государственную компанию из числа лиц, которые должны создаваться нормативно-явочным способом.

Так зачем придумывать различные исключения из единого правила о нормативно-явочном способе образования юридических лиц? Необходимо просто закрепить в законодательстве несколько «удобных» способов создания юридических лиц и пользоваться ими открыто, не вводя никого в заблуждение. Нормативно-явочный способ образования юридических лиц

Нормативно-явочный (явочно-нормативный1, регистрационный2) способ образования юридических лиц3 характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации уполномоченным на то органом4. Особенностью данного способа является, как уже говорилось, обязательное наличие положительного решения регистрирующего органа о государственной регистрации вновь образованного юридического лица (оформляемого в виде отдельного документа в соответствии с ч.2 ст. 131 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ч.1 ст.11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с последующим внесением сведений о создании юридического лица в государственный реестр.

В Российской империи нормативно-явочный способ образования юридических лиц был закреплен в циркуляре Министерства внутренних дел от 23 июля 1906 г. № 25 и распространялся на общества, преследующие цель извлечения прибыли (например, трудовые артели). Для регистрации общества его учредители должны были представить губернатору или градоначальнику заверенный ими проект устава общества в двух экземплярах с нотариальным засвидетельствованием их правоспособности и личной подписи (при этом в случае отказа в регистрации общества обязательно указывались основания для него).

В советской России нормативно-явочный способ образования юридических лиц был установлен в Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 июля 1918 г. «О регистрации торговых и промышленных предприятий (Положение)»5, которым вводилась регистрация всех частных торговых и промышленных предприятий. Позднее это правило нашло закрепление и в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. Так, ст. 14 Кодекса устанавливала, что правоспособность юридического лица возникает «в тех случаях, когда закон требует регистрации юридического лица, - с момента таковой регистрации». Нормы о регистрации акционерных обществ содержались в ст. 335 и 338 кодекса: «Если учредительское общее собрание акционеров признает общество состоявшимся, то правление обязано немедленно подать заявление в Главный комитет по делам о концессиях и акционерных обществах при Совете Труда и Обороны о регистрации о-ва. О состоявшейся регистрации о-ва публикуется в официальной советской газете той губернии или области, на территории которой находится главное правление этого общества. Акционерное о-во со дня его регистрации признается юридическим лицом». Такой же порядок предусматривался для создания потребительских обществ. Так, п. 14 Декрета Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 20 мая 1924 г.

1 Гражданское право: учеб.: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1. С. 197.

2 Кашанина Т. В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): учеб. для вузов. М., 1999. С. 135.

3 Гражданское право / отв. ред. Е. А. Суханов. Т. 1. С. 197.

4 Ландкоф С. Н.. Гражданский кодекс РСФСР. Научный комментарий (с учетом гражданских кодексов союзных республик). Вып. III: Субъекты прав (лица) / под ред. С. М. Прушицкого, С. И. Раевича. М., 1928. С. 42.

5 Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР. 1918. № 175.

«О потребительской кооперации»1 закреплял, что «потребительские общества, а равно союзы потребительской кооперации со дня регистрации их в установленном порядке (ст. 13) пользуются правами юридических лиц».

Позднее специальный нормативный акт о процедуре регистрации юридических лиц подтвердил указанные нормы Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. Положение о торговой регистрации, утвержденное Советом Народных Комиссаров СССР 20 октября 1925 г.2, устанавливало, что «правоспособность юридических лиц возникает с момента их регистрации, если иное не установлено в специальных законах, на основании которых эти лица учреждены».

В настоящее время в Российской Федерации закреплен нормативно-явочный способ образования юридических лиц: ст. 51 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Уставный способ образования юридических лиц

Уставный способ образования юридических лиц характеризуется тем, что статус юридического лица у организации возникает с момента утверждения устава или положения данной организации уполномоченным на то органом3 путем проставления на титульном листе устава или положения штампа либо специально напечатанного слова «Утверждаю» с указанием соответствующей даты и подписи уполномоченного лица.

Уставный способ образования юридических лиц касается только организаций, действующих на основании индивидуального устава или положения4, которые и проверяются уполномоченным органом с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. Следовательно, при этом способе образования юридических лиц вопрос утверждения или неутверждения устава или положения является вопросом целесообраз-ности5. Утверждать или не утверждать устав, решает только уполномоченный орган.

В Российской империи уставный способ образования юридических лиц был предусмотрен именным высочайшим указом императора Николая II Правительствующему сенату «О временных правилах об обществах и союзах», который закреплял, что проекты уставов обществ, преследующих религиозные цели, и обществ, образуемых учащимися в учебных заведениях, направляются на утверждение соответствующему министру или главноуправляющему отдельной частью.

В советской России данный способ образования юридических лиц применялся очень широко. Так, ст. 14 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. устанавливала, что «юридическое лицо должно иметь утвержденный, а в подлежащих случаях зарегистрированный уполномоченным на то органом устав или положение. Правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения устава (положения), а в тех случаях, когда закон требует регистрации юридического лица, - с момента таковой регистрации». Необходимо обратить внимание на то, что в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. закреплены две разные процедуры. По первой устав вновь создаваемого юридического лица утверждался, а по второй - регистрировался. Именно первую процедуру мы и называем уставным способом образования юридических лиц. Что касается второй процедуры, согласно которой должен регистрироваться устав, а не юридическое лицо, то здесь, скорее всего, имела место неточность или небрежность, так как во втором предложении этой же статьи

1 Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1924. № 114.

2 Там же. 1925. № 283.

3 Ландкоф С. Н. Указ. соч. С. 42.

4 Субъекты гражданского права. С. 97.

5 Ландкоф С. Н. Указ. соч. С. 42.

говорится уже о регистрации юридического лица (хотя и в настоящее время некоторые авторы используют такую же терминологию1).

Интересно, что разработчиками проекта Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. был предложен лишь один способ образования юридических лиц - уставный, при котором правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава. Однако комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, рассматривавшая проект кодекса, во-первых, установила возможность наличия у юридического лица второго вида учредительного документа - положения о юридическом лице, а во-вторых, дополнила проект положением о необходимости регистрации в надлежащих случаях уполномоченным на то органом устава или положения юридического лица2 (тем самым предусмотрев в Гражданском кодексе и нормативно-явочный способ образования юридических лиц).

Аналогичную неточность встречаем в п. 13 Декрета Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР «О потребительской кооперации», предусматривающем, что «уставы регистрируются в порядке, устанавливаемом законодательством подлежащих союзных республик», и в более поздней ст. 15 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР»3, закрепляющей, что Банк России регистрирует уставы вновь создаваемых банков.

Уставный способ образования юридических лиц был сохранен и в Гражданском кодексе, утвержденном Законом РСФСР от 11 июня 1964 г.4 Так, ст. 26 кодекса устанавливала, что «правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава или положения». Позднее уставный способ образования юридических лиц нашел закрепление, в частности, в Положении о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 7315, и Положении о производственном объединении (комбинате), утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. № 2126, согласно которым государственное производственное предприятие и производственное объединение являются юридическими лицами со дня утверждения их уставов. Аналогичная норма содержалась в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)», в силу которого предприятие становилось юридическим лицом со дня утверждения его устава.

В. С. Якушев указывал, что «правоспособность юридического лица возникает лишь с момента, когда будет утвержден его устав»7. И хотя в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. и работе В. С. Якушева речь шла о моменте возникновения правоспособности, считаем необходимым отметить, что правоспособность у организации появляется только с момента возникновения у нее статуса юридического лица, исходя из чего и был сделан вывод о возникновении у организации статуса юридического лица с момента утверждения ее устава.

Более позднее законодательство также предусматривало уставный способ образования юридических лиц. Так, в силу п. 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2057-1 «О регистрации общественных объединений в РСФСР и ре-

1 Бондаренко Д. Б. Практические вопросы регистрации учредительных документов юридических лиц // Право и экономика. 2006. № 4. С. 9-14.

2 Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002. С. 67.

3 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1990. № 27. Ст. 357.

4 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.

5 Собр. постановлений Правительства СССР. 1965. № 19-20. Ст. 155.

6 Там же. 1974. № 8. Ст. 38.

7 Якушев В. С. Юридическая личность государственного производственного предприятия. Свердловск, 1973. С. 172.

гистрационном сборе»1 профессиональные союзы, их ассоциации, отделения, другие профессиональные организации, а также их руководящие органы приобретали права юридического лица с момента утверждения их уставных документов на учредительном съезде (конференции, собрании).

Для более четкого понимания специфики способов образования юридических лиц третьей группы заострим внимание на особенностях применения рассмотренных выше способов в советский период. Эти способы были закреплены в ст. 26 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., согласно которой «правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно действовать на основании общего положения об организациях данного вида, - с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. Если устав подлежит регистрации, правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации».

Например, в уставном порядке создавались организации, имеющие политическое или идеологическое значение для страны: организации культуры, литературы, искусства. Утверждение устава или положения юридического лица определялось исключительно целесообразностью его создания, отказ в утверждении устава или положения ничем не обосновывался.

Нормативный способ распространялся на основную массу государственных юридических лиц, которые создавались уполномоченными органами в упрощенном порядке для решения экономических задач и действовали, как правило, на основании общего типового устава или положения. Статус юридического лица определялся в нормативном акте, регулирующем его деятельность. Например, в таком порядке создавались заводы, фабрики, школы, больницы, поликлиники.

Нормативно-явочный способ касался образования юридических лиц, действующих на основании индивидуального устава или положения и создаваемых объединениями граждан. При этом статус юридического лица у таких организаций возникал после их регистрации. При регистрации проверялась законность процедуры создания юридического лица, в связи с чем отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности был невозможен. В таком порядке возникали жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы, кооперативы по строительству творческих мастерских, садоводческие товарищества и колхозы, позволяющие гражданам удовлетворить свои жилищные и иные потребности.

Признаковый способ применялся для образования юридических лиц, которые не подпадали под критерии юридических лиц, создаваемых в уставном, нормативном или нормативно-явочном порядке. Для них правоведы и судебная практика формулировали различные признаки, которые позволяли признать их юридическими лицами.

Четвертая группа способов образования юридических лиц

Общим для разрешительного и концессионного способов образования юридических лиц является то, что для создания юридического лица необходимо получить специальное разрешение уполномоченного органа или должностного лица.

Отличительной особенностью разрешительного способа служит наличие полного запрета на образование в государстве всех или отдельных видов юридических лиц, в связи с чем и требуется специальное разрешение на создание юридического лица. Концессионный способ характеризуется тем, что перед созданием юридического лица нужно получить исключительные привилегии или особые преимущества в сфере его будущей деятельности.

1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 299.

Разрешительный способ образования юридических лиц

Разрешительный способ предусматривает обязательное предварительное получение разрешения (согласия) уполномоченного органа на создание юридического лица1. Особенность данного способа образования юридических лиц состоит в отсутствии закрепленных в законодательстве оснований для отказа в даче такого разрешения. По сути, уполномоченный орган решает вопрос о создании юридического лица, лишь исходя из его целесообразности2.

Разрешительный способ образования юридических лиц схож с уставным способом. И в том и в другом случае вопрос образования юридического лица обусловлен его целесообразностью. Различие же состоит в том, что при уставном способе уполномоченный орган, установив целесообразность создания юридического лица, сам утверждает его устав или положение, а при разрешительном способе орган, определив целесообразность создания юридического лица, лишь дает предварительное разрешение на его создание, а образование юридического лица производится в том порядке, который предусмотрен в данной правовой системе для этого вида юридических лиц.

Впервые разрешительный способ образования юридических лиц был использован в Древнем Риме. Он появился после всеобщего запрета Юлия Цезаря на свободное образование объединений физических лиц, кроме жреческих коллегий. Такой запрет был обусловлен злоупотреблениями на политической почве при свободном создании объеди-нений3. Законом Октавиана Августа полный запрет на создание объединений был снят, но запрещалось создавать любые объединения физических лиц (кроме религиозных и похоронных) без получения предварительного разрешения Сената и утверждения этого разрешения императором.

Причиной возникновения такого способа образования юридических лиц в Российской империи также стала необходимость контроля за созданием юридических лиц в наиболее важных отраслях экономики и других сферах деятельности. Для этого была введена норма об обязательном получении такими организациями у уполномоченного органа специального права на функционирование либо в отдельных случаях - особых преимуществ или исключительных привилегий. Так, для получения права на создание общества взаимного кредита, акционерного банка или ссудо-сберегательного товарищества требовалось разрешение министра финансов4; для получения права на создание общероссийского политического союза граждан - министра внутренних дел5; для получения права на организацию трудовой артели - министра труда (ст. 2198 Свода законов Российской империи).

В советской России разрешительный способ образования был сохранен для отдельных видов юридических лиц. Так, постановлением Народного комиссариата торговли и промышленности РСФСР от 20 апреля 1918 г. «О правовых ограничениях, устанавливаемых для торговых и торгово-промышленных предприятий», утвержденным Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР от 30 июня 1918 г.6, устанавливалось, что «впредь до издания нового положения о порядке открытия, перехода

1 Советское гражданское право: учеб. для вузов: в 2 т. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. О. А. Красавчикова. М., 1985. Т. 1. С. 144.

2 Субъекты гражданского права. С. 91.

3 Дернбург Г. Пандекты. Т. 1: Общая часть / пер. Г. фон Рехенберга. М., 1906. С. 172; Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 225; Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: базовый учеб. / пер. с македон. В. А. Томсинова, Ю. В. Филиппова. М., 1999. С. 94; Ефимов В. В. Догма римского права: лекции. Спб., 1899. С. 89.

4 Мейер Д. И. Русское гражданское право: в 2 ч. М., 1997. Ч. 1. С. 121.

5 Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 93.

6 Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР. 1918. № 134.

и преобразования торговых и торгово-промышленных предприятий - воспрещается без особого в каждом отдельном случае разрешения Народного Комиссариата Торговли и Промышленности: образование и открытие новых предприятий; преобразование единоличных предприятий в товарищества полное или на вере и обратно; преобразование существующих единоличных предприятий и товариществ в акционерные общества».

Это же правило касалось частных учреждений и товариществ с ограниченной ответственностью. Так, в ст. 15 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. предусматривалось, что «частные учреждения с правами юридических лиц, как-то: больницы, музеи, ученые учреждения, публичные библиотеки и т.д. - могут быть учреждаемы только с разрешения соответственных органов власти», а ст. 320 закреплялось, что «т-ва с ограниченной ответственностью допускаются к учреждению только в тех отраслях народного хозяйства, в коих они прямо разрешены законом (напр., электрификационные товарищества, т-ва ответственного труда и т. п.), или только по специальным разрешениям в каждом отдельном случае управомоченных органов рабоче-крестьянского правительства».

В настоящее время разрешительный способ образования юридических лиц установлен Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»1 (в ред. от 5 октября 2015 г.). Он предусматривает обязательность получения предварительного согласия антимонопольного органа на создание, например, коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает 7 млрд руб., либо если суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует указать, что разрешительный способ все-таки не является способом образования юридических лиц. Это всего лишь обязательное предварительное условие, которое необходимо соблюсти до начала проведения процедуры создания юридического лица в соответствии с законодательством. Концессионный способ образования юридических лиц

Концессионный способ образования юридических лиц, как и разрешительный, нельзя признать полноценным способом образования юридических лиц. Речь идет лишь о получении лицами, объединившими свои капиталы, разрешения на осуществление предпринимательской деятельности и приобретении ими исключительных преимуществ или привилегий в определенной сфере (в юридической литературе эта система образования юридических лиц так и называлась - «концессионная»2).

Концессионный способ образования юридических лиц впервые был зафиксирован в Х^ХУП вв. в Англии, Голландии, Франции и других европейских странах. Так, в 1496 г. король Англии Генрих VII разрешил торговлю со всеми странами, которые будут открыты на северо-востоке, по пути в Индию, что привело к созданию для подобных морских экспедиций компании «Торговцы-искатели приключений для открытия регионов, вла-

1 СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. I). Ст. 3434.

2 Покровский И. А. Указ. соч. С. 148.

дений, островов и неизвестных мест», в 1566 г. переименованную в Русскую компанию. В 1595 г. правительство Голландии дало разрешение на объединение купеческих гильдий и морских товариществ в единую голландскую Ост-Индскую компанию для торговли с Индией. В 1603 г. королева Англии дала разрешение на образование английской Ост-Индской компании, даровав ей различные преимущества по ввозу и вывозу товаров из Индии. В XVIII в. десять берлинских купцов получили от правительства Германии разрешение на создание компании с правом исключительной торговли с Россией1.

В Российской империи Закон от 6 декабря 1836 г., регулирующий создание компаний, прямо указывал, что разрешение учредить компанию само по себе является предоставлением известного рода привилегии, при этом их не следует даровать предприятиям, которые не могут рассчитывать на успех.

Позднее разрешение на получение особых преимуществ или исключительных привилегий, например на создание компаний на акциях и товариществ по участкам, давалось только на основании «Величайшего утверждения Государя Императора» после обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы (ст. 2131, 2197 Свода законов Российской империи)2.

В заключение отметим, что сегодня в законодательстве Российской Федерации провозглашены два способа образования юридических лиц: нормативно-явочный и уведомительный, однако виды юридических лиц, образуемых этими способами, не совпадают с указанными в законодательстве. Уведомительный способ закреплен за профсоюзами, но по своей природе, как уже указывалось, является нормативно-явочным (таковым его и следует считать). И наоборот, для государственных корпораций и государственных компаний предусмотрен исключительно нормативно-явочный способ образования, а по существу к ним применяется уведомительный способ (и именно так его следует называть).

Как показало наше исследование, правильно определить способ образования юридического лица с точки зрения теории гражданского права не так просто, как может показаться на первый взгляд. К тому же законодательство Российской Федерации еще более запутывает этот вопрос.

В настоящей работе мы попытались представить законченное теоретическое исследование способов образования юридических лиц: сформулировали четкие критерии отграничения разных способов друг от друга, сгруппировали их и дали развернутую характеристику каждому из способов. Теперь в зависимости от способа образования можно разделить по группам имеющиеся виды юридических лиц. И самое главное - для каждого вида юридических лиц можно закрепить специфический способ образования, исходя из преследуемых ими целей (как это было сделано в советский период), систематизировав законодательство Российской Федерации в этой части.

Библиография

Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций: утв. приказом Министерства юстиции России от 30 декабря 2011 г. № 455 (с изм. от 8 апреля 2014 г.) // Рос. газ. 2012. 16 марта.

Бондаренко Д. Б. Практические вопросы регистрации учредительных документов юридических лиц // Право и экономика. 2006. № 4.

Вольман И. С., Марков Н. О., Могилевский М. О., Никольский Д. П. Гражданское право. Популярные лекции для самообразования. Спб., 1904.

Гражданский кодекс РСФСР: утв. постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР от 11 ноября 1922 г. // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1922. № 256.

1 Кашанина Т. В. Указ. соч. С. 91-111.

2 Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 117.

Гражданский кодекс РСФСР: утв. Законом РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.

Гражданское право: учеб.: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1.

Дернбург Г. Пандекты. Т. 1: Общая часть / пер. Г. фон Рехенберга. М., 1906.

Ефимов В. В. Догма римского права: лекции. Спб., 1899.

Кашанина Т. В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): учеб. для вузов. М., 1999.

Ландкоф С. Н. Гражданский кодекс РСФСР. Научный комментарий (с учетом гражданских кодексов союзных республик). Вып. III: Субъекты прав (лица) / под ред. С. М. Прушицкого, С. И. Раевича. М., 1928.

Мейер Д. И. Русское гражданское право: в 2 ч. М., 1997. Ч. 1.

Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002.

О банках и банковской деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1990. № 27. Ст. 357.

О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ (с изм. от 14 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582.

О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 5 октября 2015 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. I). Ст. 3434.

О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

О потребительской кооперации: Декрет Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 20 мая 1924 г. // Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1924. № 114.

О правовых ограничениях, устанавливаемых для торговых и торгово-промышленных предприятий: постановление Народного комиссариата торговли и промышленности РСФСР от 20 апреля 1918 г.: утв. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР от 30 июня 1918 г. // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР. 1918. № 134.

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе: постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2057-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 299.

О регистрации торговых и промышленных предприятий (Положение): Декрет Совета Народных Комисаров РСФСР от 27 июля 1918 г. // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета РСФСР. 1918. № 175.

Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

Положение о производственном объединении (комбинате): утв. постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. № 212 // Собр. постановлений Правительства СССР. 1974. № 8. Ст. 38.

Положение о социалистическом государственном производственном предприятии: утв. постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731 // Собр. постановлений Правительства СССР. 1965. № 19-20. Ст. 155.

Положение о торговой регистрации: утв. Советом Народных Комиссаров СССР 20 октября 1925 г. // Известия Центрального Исполнительного Комитета СССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. 1925. № 283.

Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: базовый учеб. / пер. с македон. В. А. Томсинова, Ю. В. Филиппова. М., 1999.

Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002.

Советское гражданское право: учеб. для вузов: в 2 т. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. О. А. Красав-чикова. М., 1985. Т. 1.

Субъекты гражданского права / под ред. С. Н. Братуся. М., 1984.

Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.

Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.

Якушев В. С. Юридическая личность государственного производственного предприятия. Свердловск, 1973.

Bibliography

Administrativnyj reglament predostavleniya Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii gosudarstvennoj uslu-gi po prinyatiyu resheniya o gosudarstvennoj registracii nekommercheskix organizacij: utv. prikazom Minis-terstva yusticii Rossii ot 30 dekabrya 2011 g. № 455 (s izm. ot 8 aprelya 2014 g.) // Ros. gaz. 2012. 16 marta.

Bondarenko D. B. Prakticheskie voprosy registracii uchreditel'nyx dokumentov yuridicheskix lic // Pravo i ehkonomika. 2006. № 4.

Dernburg G. Pandekty. T. 1: Obshhaya chast' / per. G. fon Rexenberga. M., 1906.

Efimov V. V. Dogma rimskogo prava: lekcii. Spb., 1899.

Grazhdanskij kodeks RSFSR: utv. postanovleniem Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta RSFSR ot 11 noyabrya 1922 g. // Izvestiya Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta. 1922. № 256.

Grazhdanskij kodeks RSFSR: utv. Zakonom RSFSR ot 11 iyunya 1964 g. // Vedomosti Verxovnogo Soveta RSFSR. 1964. № 24. St. 406.

Grazhdanskoe pravo: ucheb.: v 2 t. 2-e izd., pererab. i dop. / otv. red. E. A. Suxanov. M., 1998. T. 1.

Kashanina T. V. Korporativnoe pravo (Pravo xozyajstvennyx tovarishhestv i obshhestv): ucheb. dlya vuzov. M., 1999.

Landkof S. N. Grazhdanskij kodeks RSFSR. Nauchnyj kommentarij (s uchetom grazhdanskix kodeksov soyuznyx respublik). Vyp. III: Sub"ekty prav (lica) / pod red. S. M. Prushickogo, S. I. Raevicha. M., 1928.

Mejer D. I. Russkoe grazhdanskoe pravo: v 2 ch. M., 1997. Ch. 1.

Novickaya T. E. Grazhdanskij kodeks RSFSR 1922 goda. M., 2002.

O bankax i bankovskoj deyatel'nosti v RSFSR: Zakon RSFSR ot 2 dekabrya 1990 g. № 395-1 // Vedomosti SND RF i VS RF. 1990. № 27. St. 357.

O gosudarstvennoj kompanii «Rossijskie avtomobil'nye dorogi» i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 17 iyulya 2009 g. № 145-FZ (s izm. ot 14 dekabrya 2015 g.) // SZ RF. 2009. № 29. St. 3582.

O nekommercheskix organizaciyax: Federal'nyj zakon ot 12 yanvarya 1996 g. № 7-FZ (v red. ot 30 dekabrya 2015 g.) // SZ RF. 1996. № 3. Ct. 145.

O potrebitel'skoj kooperacii: Dekret Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta SSSR i Soveta Narodnyx Komissarov SSSR ot 20 maya 1924 g. // Izvestiya Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta SSSR i Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta. 1924. № 114.

O pravovyx ogranicheniyax, ustanavlivaemyx dlya torgovyx i torgovo-promyshlennyx predpriyatij: pos-tanovlenie Narodnogo komissariata torgovli i promyshlennosti RSFSR ot 20 aprelya 1918 g.: utv. Dekretom Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta RSFSR ot 30 iyunya 1918 g. // Izvestiya Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta RSFSR. 1918. № 134.

O professional'nyx soyuzax, ix pravax i garantiyax deyatel'nosti: Federal'nyj zakon ot 12 yanvarya 1996 g. № 10-FZ (s izm. ot 22 dekabrya 2014 g.) // SZ RF. 1996. № 3. St. 148.

O registracii obshhestvennyx ob"edinenij v RSFSR i registracionnom sbore: postanovlenie Verxovnogo Soveta RSFSR ot 12 dekabrya 1991 g. № 2057-1 // Vedomosti SND RF i VS RF. 1992. № 7. St. 299.

O registracii torgovyx i promyshlennyx predpriyatij (Polozhenie): Dekret Soveta Narodnyx Komisarov RSFSR ot 27 iyulya 1918 g. // Izvestiya Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta RSFSR. 1918. № 175.

O zashhite konkurencii: Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2006 g. № 135-FZ (v red. ot 5 oktyabrya 2015 g.) // CZ RF. 2006. № 31 (Ch. I). St. 3434.

Pokrovskij I. A. Osnovnye problemy grazhdanskogo prava. M., 1998.

Polozhenie o proizvodstvennom ob"edinenii (kombinate): utv. postanovleniem Soveta Ministrov SSSR ot 27 marta 1974 g. № 212 // Sobr. postanovlenij Pravitel'stva SSSR. 1974. № 8. St. 38.

Polozhenie o socialisticheskom gosudarstvennom proizvodstvennom predpriyatii: utv. postanovleniem Soveta Ministrov SSSR ot 4 oktyabrya 1965 g. № 731 // Sobr. postanovlenij Pravitel'stva SSSR. 1965. № 19-20. St. 155.

Polozhenie o torgovoj registracii: utv. Sovetom Narodnyx Komissarov SSSR 20 oktyabrya 1925 g. // Izvestiya Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta SSSR i Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta. 1925. № 283.

Puxan I., Polenak-Akimovskaya M. Rimskoe pravo: bazovyj ucheb. / per. s makedon. V. A. Tomsinova, Yu. V. Filippova. M., 1999.

Shershenevich G. F. Uchebnik russkogo grazhdanskogo prava. M., 1995.

Sinajskij V. I. Russkoe grazhdanskoe pravo. M., 2002.

Sovetskoe grazhdanskoe pravo: ucheb. dlya vuzov: v 2 t. 3-e izd., ispr. i dop. / pod red. O. A. Krasavchikova. M., 1985. T. 1.

Sub"ekty grazhdanskogo prava / pod red. S. N. Bratusya. M., 1984. Suvorov N. S. Ob yuridicheskix licax po rimskomu pravu. M., 2000.

Vol'man I. S., Markov N. O., Mogilevskij M. O., Nikol'skij D. P. Grazhdanskoe pravo. Populyarnye lekcii dlya samoobrazovaniya. Spb., 1904.

Yakushev V. S. Yuridicheskaya lichnost' gosudarstvennogo proizvodstvennogo predpriyatiya. Sverdlovsk, 1973.

U U w tí o

С

O

CQ

<

С

w

O «

и

И

<

Рч

l-H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.