Научная статья на тему 'Способы образования юридических лиц: теория, практика и нормативное регулирование'

Способы образования юридических лиц: теория, практика и нормативное регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3987
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жабреев Михаил Владимирович

Автор отмечает, что реформирование российского законодательства о юридических лицах и появление исследований о юридических лицах в публичном праве привели к необходимости переосмысления вопросов образования юридических лиц. В опоре на теорию, судебную практику и российское законодательство советского и современного периода исследуются способы образования юридических лиц, предлагается их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы образования юридических лиц: теория, практика и нормативное регулирование»



СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Жабреев Михаил Владимирович

Доцент кафедры права Института фундаментального образования

Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), e-mail: m.v.zhabreev@yandex.ru

Автор отмечает, что реформирование российского законодательства о юридических лицах и появление исследований о юридических лицах в публичном праве привели к необходимости переосмысления вопросов образования юридических лиц. В опоре на теорию, судебную практику и российское законодательство советского и современного периода исследуются способы образования юридических лиц, предлагается их классификация.

Ключевые слова: юридические лица, признаки юридических лиц, способы образования юридических лиц, процесс образования юридических лиц

THE WAYS OF ESTABLISHING LEGAL ENTITIES: THEORY, PRACTICE AND NORMATIVE FRAMEWORK

Zhabreev Mikhail

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), e-mail: m.v.zhabreev@yandex.ru

The author claims that reforming of the Russian legislation on legal entities and developing research on legal entities in public law led to the need to re-think the issues of their establishment. Basing on the analysis of theory, judicial practice and the Soviet and current legislation he investigates the ways of establishing legal entities and proposes their classification.

Key words: legal entities, attributes of legal entities, ways of establishing legal entities, legal entities establishment

В соответствии с теорией гражданского права для того, чтобы юридическое лицо «появилось на свет» как субъект гражданско-правовых отношений, ему необходимо пройти установленную законодательством процедуру. Вместе с тем в определенные периоды в законодательстве либо вообще отсутствовала, либо не была достаточно четко прописана процедура создания юридических лиц. Исходя из этого, наука гражданского права и правоприменительная практика вырабатывали собственные критерии, по которым субъект, участвующий в гражданско-правовом обороте, признавался новым юридическим лицом, а правоведы фиксировали новый особый порядок образования юридических лиц данного вида.

Рассмотрим предложенные наукой гражданского права и правоприменительной практикой, а также закрепленные в законодательстве способы образования юридических лиц.

Как известно, современная наука гражданского права выделяет пять основных способов образования юридических лиц: явочный1, распорядительный2, уведомительный3,

1 Гражданское право. Часть первая: учеб. / под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 1996. С. 118.

2 Гражданское право. Часть первая: учеб. / под общей ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998. С. 93.

3 Гражданское право: учеб.: в 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Е. А. Суханов. М., 1998. Т. 1. С. 197.

нормативно-явочный1 и разрешительный2. Вместе с тем в зависимости от политической и правовой ситуации в государстве российские и советские правоведы формулировали и обосновывали дополнительные способы образования юридических лиц, не изученные до конца наукой гражданского права.

В данной работе мы попытаемся осмыслить имеющиеся по данному вопросу научные изыскания, правоприменительную практику и нормы законодательства, на основе их анализа охарактеризовать все ранее существовавшие и существующие способы образования юридических лиц, сгруппировав их по определенному критерию, и провести критический анализ действующего законодательства Российской Федерации.

Нами не будут рассматриваться совсем уж «экзотические» способы образования юридических лиц, которые в настоящее время не воспринимаются всерьез наукой гражданского права. Это, например, договорно-правовой способ3 (в его основу положен учредительный договор) или доверительный способ, предусмотренный в первой редакции ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»4 (в его основу положена доверенность).

Для выяснения предпосылок появления дополнительных способов образования юридических лиц возьмем за основу предложенные В. А. Дозорцевым этапы образования юридических лиц:

1) этап создания организации, на котором реализуется юридически значимая инициатива (волеизъявление) лиц по созданию юридического лица путем их объединения в сообщество (что отражает такой признак юридического лица, как организационное единство);

2) этап признания вновь созданной организации юридическим лицом (что отражает такой признак юридического лица, как способность выступать в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени)5.

В соответствии с целями настоящей работы заострим внимание на втором этапе указанного процесса, когда у организации появляется статус юридического лица. Отсюда следует, что критерием, положенным в основу предлагаемой классификации способов образования юридических лиц, является наличие или отсутствие в дополнение к волеизъявлению лиц о создании организации других элементов, необходимых для признания за ней статуса юридического лица: соответствующего положения в нормативном акте, определенных признаков, специальной процедуры или решения уполномоченного органа. На основе названного критерия можно выделить девять способов образования юридических лиц и объединить их в четыре группы.

Первая группа: явочный и распорядительный способы образования юридических лиц. Для появления юридического лица необходимо и достаточно волеизъявления лиц, желающих его создать. При этом статус юридического лица вновь созданная организация приобретает при своем фактическом вступлении в гражданский оборот.

Вторая группа: нормативный и признаковый способы образования юридических лиц. На статус юридического лица у вновь созданной организации прямо указано в нормативном акте или данный статус определяется на основании наличия у нее характерных признаков юридического лица.

1 Субъекты гражданского права / под ред. С. Н. Братуся. М., 1984. С. 90.

2 Советское гражданское право: учеб. для вузов: в 2 т. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. О. А. Красавчикова. М., 1985. Т. 1. С. 144.

3 Гражданское право / под ред. П. Е. Орловского, С. М. Корнеева. М., 1969. Т. 1. С. 150.

4 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

5 Субъекты гражданского права. С. 90-98.

Третья группа: уведомительный, нормативно-явочный и уставный способы образования юридических лиц. У вновь созданной организации статус юридического лица появляется при прохождении ею специальной процедуры, результатом соблюдения которой служит факт создания юридического лица.

Четвертая группа: разрешительный и концессионный способы образования юридических лиц. У вновь созданной организации статус юридического лица появляется при получении соответствующего разрешения уполномоченного органа на создание юридического лица.

первая группа способов образования юридических лиц

Общим для явочного и распорядительного способов образования юридических лиц являются следующие признаки:

1) для создания юридического лица необходимо и достаточно волеизъявления лиц, не требующего дополнительного разрешения уполномоченного органа либо соблюдения дополнительной процедуры;

2) образование юридических лиц происходит по следующей схеме: лица принимают решение о создании юридического лица, после чего вновь созданное юридическое лицо фактически вступает в гражданско-правовые отношения, чего вполне достаточно для признания его третьими лицами участником гражданско-правовых отношений;

3) момент появления у организации статуса юридического лица определяется моментом ее фактического вступления в гражданско-правовые отношения (признавать таковым момент создания юридического лица некорректно, так как если юридическое лицо по какой-либо причине не вступит в гражданско-правовые отношения, то третьи лица так и не узнают о его создании).

Отличие явочного способа образования юридических лиц от распорядительного состоит в отсутствии у субъектов, принимающих решение о создании юридического лица, властных полномочий по отношению к третьим лицам. Если лица, создающие новое юридическое лицо, не обременены властными полномочиями по отношению к третьим лицам, то они вводят его в круг гражданско-правовых отношений в общедозволительном порядке, являя его миру (явочный способ). Если же лица, создающие новое юридическое лицо, обладают властными полномочиями по отношению к третьим лицам, то они вводят новое юридическое лицо в гражданско-правовой оборот в общеобязательном (ультимативном) порядке, отдавая всем участникам гражданского оборота распоряжение о появлении нового участника гражданско-правовых отношений (распорядительный способ).

Явочный способ образования юридических лиц

Появление явочного способа образования юридических лиц было обусловлено тем, что в определенный период либо вообще не существовала специальная процедура создания юридических лиц, либо она касалась только конкретной их группы, в связи с чем создание иных юридических лиц не подпадало под данную процедуру.

Например, в США в настоящее время до сих пор на основе судебных решений признается существование «фактических корпораций», которые были созданы в явочном порядке в XIX в., когда отсутствовало законодательство, определяющее порядок образования американских корпораций. Аналогично в Великобритании с незапамятных времен функционируют так называемые компании, которые были образованы в явочном порядке на основании общего дозволения на создание компаний, предусмотренного в акте английского парламента.

В царской России документом, предоставлявшим возможность создания в явочном порядке организаций в виде компаний как объединений физических лиц, был указ Пе-

тра I от 27 октября 1699 г. В нем «купецким людям» предписывалось «торговать так же, как торгуют в иных государствах торговые люди, компаниями»1.

В Российской Федерации с 1991 по 1995 г. в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их ассоциации, отделения и другие профсоюзные организации. Так, в силу п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 2057-1 «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе»2 профессиональные союзы, их ассоциации, отделения, другие профессиональные организации приобретали права юридического лица с момента утверждения их уставных документов на учредительном съезде (конференции, собрании).

Сейчас явочный порядок применяется при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии3.

Таким образом, если следовать точке зрения В. А. Дозорцева на процесс образования юридических лиц, то при явочном способе юридическое лицо считается созданным уже при прохождении первого этапа создания организации.

В доказательство наличия в современной России явочного способа образования юридических лиц отдельные правоведы, например Н. В. Козлова, приводят абз. 4 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г.) «Об общественных объединениях»4, согласно которому «создаваемые гражданами общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации, что характерно для явочного порядка»5.

В настоящее время в Российской Федерации объединения граждан могут действовать и без государственной регистрации, но придавать им статус юридического лица, созданного явочным способом, на наш взгляд, не совсем верно, так как явочный порядок как один из способов образования юридических лиц должен быть прямо предусмотрен в законодательстве для рассматриваемого случая. Однако в законодательстве Российской Федерации такой порядок не установлен, исходя из чего говорить о явочном способе образования юридического лица в данном случае невозможно. Это всего лишь деятельность объединения граждан без образования юридического лица.

Распорядительный способ образования юридических лиц

Распорядительный способ характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента принятия уполномоченным органом решения о создании юридического лица (принятие компетентным органом акта о создании организации6 или органа7). Наличие распорядительного способа образования юридических лиц, как и явочного, говорит о том, что в законодательстве государства отсутствует какая-либо специальная процедура, связанная с образованием юридических лиц.

В России распорядительный способ образования юридических лиц был закреплен в п. 4.10 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@8 (утратили силу

1 Лапо-Данилевский И. П. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб., 1888. С. 17.

2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 299.

3 Гражданское право. Часть первая / под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. С. 118.

4 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

5 Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учеб. пособие. М., 2003. С. 233.

6 Субъекты гражданского права. С. 96.

7 Мартемьянов В. С. Местные Советы и их исполнительные органы как юридические лица. М., 1975. С. 66.

8 Рос. газ. 2004. 29 дек.

в связи с изданием приказа Федеральной налоговой службы России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@1), в котором прямо сказано, что органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, имеющие статус юридических лиц, создаются в распорядительном порядке и считаются созданными с момента принятия соответствующего акта органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. При этом следует обратить особое внимание на то, что в силу указанных Методических разъяснений момент появления у создаваемого органа статуса юридического лица в точном соответствии с концепцией распорядительного способа образования юридических лиц совпадает с моментом принятия акта органа государственной власти или местного самоуправления о создании такого органа. Получается, что внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о вновь возникшем юридическом лице - органе государственной власти или местного самоуправления является лишь способом фиксации сведений о нем в официальном государственном реестре, но никак не влияет на появление у органа статуса юридического лица.

Вместе с тем согласно ч. 8 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи о нем в ЕГРЮЛ, которая в свою очередь в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с изм. от 13 июля 2015 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2 вносится только после принятия уполномоченным органом решения о государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

вторая группа способов образования юридических лиц

Общим для нормативного и признакового способов образования юридических лиц является то, что юридическое лицо создается на основании волеизъявления лиц, не требующего дополнительного разрешения уполномоченного органа либо соблюдения дополнительной процедуры. Этим они очень похожи на явочный и распорядительный способы образования юридических лиц. Однако если для явочного и распорядительного способов необходимо и достаточно волеизъявления лиц о создании своего юридического лица, то для нормативного и признакового способов нужно также наличие дополнительных факторов (указаны ниже), которые позволяют сделать однозначный вывод о том, является ли создаваемая организация юридическим лицом.

Отличие нормативного способа образования юридических лиц от признакового состоит в том, что при нормативном способе статус юридического лица у вновь созданной организации определяется на основе указания об этом в соответствующем нормативном акте, а при признаковом - на основе наличия у нее соответствующих признаков юридического лица, закрепленных в гражданском законодательстве.

А. В. Венедиктов прямо указал на наличие нормативного и признакового способов образования юридических лиц (не давая им при этом специального названия). В частности, он писал, что «при определении круга организаций, за которыми советское право признает гражданскую правоспособность, оно пользуется одним из двух приемов: 1) либо прямым указанием на юридическую личность соответствующего вида организаций, 2) либо указанием на тот специальный признак, которым должна обладать организация определенного вида для признания за ней юридической личности»3.

1 Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 44.

2 СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3431.

3 Венедиктов А. В. Государственные юридические лица в СССР // Сов. государство и право. 1940. № 10. С. 76.

Нормативный способ образования юридических лиц

Нормативный способ образования юридических лиц (повторим) характеризуется тем, что статус юридического лица у организации прямо определен в нормативных актах (актах законодательства и локальных актах организаций).

В. А. Дозорцев отмечает, что «организации определенного типа» пользуются правами юридического лица в силу прямого указания закона, «особенно если они действуют на основании общего положения для организации данного вида (например, школа)», и специального акта о признании организации юридическим лицом не требуется1. Такая организация, как писал А. В. Мицкевич, «признается юридическим лицом в силу закона»2. Соответственно когда в нормативных документах говорится, что организация является юридическим лицом, наделяется правами юридического лица, имеет статус юридического лица, обладает правами юридического лица, пользуется правами юридического лица и т. д., то этого, по В. А. Дозорцеву, вполне достаточно для подтверждения того, что пройден второй этап процесса образования юридического лица.

В начале ХХ в. в советской России такой способ образования юридических лиц был закреплен, например, в Декрете Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах»3, который закрепил, что государственные учреждения, предприятия и их объединения признаются юридическими лицами в силу закона.

На статус каких-либо организаций как юридических лиц могло быть указано в нормативных актах как Союза ССР, так и современной России. Например, в п.1 циркуляра Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов СССР от 18 января 1927 г. № 124 юридическими лицами названы центральные, областные, районные и иные комитеты союзов Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов, а ст. 1 постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 23 января 1929 г. «Об имущественной ответственности профсоюзов»5 установила, что профсоюз является юридическим лицом. Об этом писал и М. И. Брагинский: «Действующие уставные акты подчеркивают, что и потребительское общество, и рай-потребсоюз, и обл (край), и республиканский потребсоюз, и сам Центрсоюз являются юридическими лицами»6. А. В. Венедиктов приводил в пример ряд бюджетных учреждений, за которыми права юридического лица признаны их уставами или положениями: Академия наук СССР, Академия архитектуры СССР, Всесоюзная книжная палата и др.7.

Из возможности существования нормативного порядка образования юридического лица исходили при рассмотрении споров и суды, основывая свои решения на мнении Верховного Суда РСФСР, который указал в разъяснении 1925 г., что правами юридического лица пользуются только такие организации, которым эти права предоставлены по закону или уставом, или положением, определяющим круг их деятельности8.

В более поздних правовых актах также использовалась данная конструкция. Например, по Закону СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х! (с изм. от 15 апреля 1998 г.) «О кооперации в СССР»9 юридическим лицом являлся кооператив; по Закону СССР от 30 июня

1 Субъекты гражданского права. С. 96.

2 Мицкевич А. В. Субъекты гражданского права. М., 1962. С. 134.

3 Собр. узаконений РСФСР. 1922. № 36. Ст. 423.

4 Известия Народного комиссариата труда СССР. 1927. № 6-7.

5 СЗ СССР. 1929. № 7. Ст. 63.

6 Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981. С. 26.

7 Венедиктов А. В. Государственные юридические лица в СССР // Сов. государство и право. 1940. № 10. С. 84.

8 Сб. разъяснений Верховного Суда РСФСР. М., 1931. С. 52-55.

9 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.

1987 г. (с изм. от 7 апреля 1989 г.) «О государственном предприятии (объединении)»1 -государственное предприятие (объединение); по Закону СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР»2 - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. В. С. Якушев, рассматривая Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», говорил, что «в правовой характеристике предприятия как товаропроизводителя, прежде всего, надо указать, что Закон о предприятии признает его юридическим лицом»3. Н. И. Коняев прямо указывал, что уставы Госбанка СССР и Стройбанка СССР «не признают конторы, отделения и другие учреждения банка юридическими лицами. Поэтому нельзя согласиться с авторами, относящими эти учреждения к числу юридических лиц»4.

Правовыми актами, подтверждающими существование в настоящее время нормативного порядка образования юридических лиц, в частности, являются: Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 (с изм. от 30 декабря 2015 г.) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»5; Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ (с изм. от 30 ноября 2011 г.) «О производственных кооперативах»6; Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (с изм. от 23 апреля 2012 г.) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»7; Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ (с изм. от 21 марта 2002 г.) «О товариществах собственников жилья»8; Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г.) «Об акционерных обществах»9. Названные акты устанавливают, что торгово-промышленные палаты, производственные и потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья и акционерные общества являются юридическими лицами. Как поясняют некоторые правоведы, «если в каком-либо подзаконном акте указано, что субъект наделяется правами юридического лица, это должно означать лишь одно - он признается в гражданском обороте юридическим лицом»10.

Судебная практика также продолжает в ряде случаев исходить из возможности нормативного закрепления статуса юридического лица у отдельных видов организаций. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 21 апреля 1998 г. № 6068/9711, прекращая дело с участием воинской части по причине отсутствия у нее прав юридического лица, указал на отсутствие общего или специального законодательного акта, признающего данное подразделение Вооруженных Сил Российской Федерации юридическим лицом.

Вместе с тем сохранение в федеральных законах и иных нормативных правовых актах положений, предусматривающих нормативный порядок образования юридических лиц, ничем не обусловлено. Сейчас при наличии установленной федеральным законом специальной процедуры образования юридических лиц (государственной регистрации) закрепление в нормативных актах статуса юридического лица за отдельными категори-

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

2 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.

3 Якушев В. С. Перестройка - реализация ленинских идей (государственно-правовые аспекты) // Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 60.

4 Коняев Н. И. Хозяйственные системы в период зрелого социализма (правовые вопросы). Саратов, 1980. С. 32.

5 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1309.

6 СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

7 Там же. 1997. № 28. Ст. 3306.

8 Там же. 1996. № 25. Ст. 2963.

9 Там же. № 1. Ст. 1.

10 Зинченко С. А., Лапач В. А. Субъект предпринимательства как юридическое лицо // Государство и право. 1995. № 7. С. 59.

11 Вестн. ВАС РФ. 1998. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ями организаций есть лишь дань традиции, которая имела место в прошлом веке и не влечет в настоящее время каких-либо правовых последствий.

Здесь же необходимо обратить внимание на сходство и различия нормативного и распорядительного способов образования юридических лиц. И в том и в другом случае решение о создании юридического лица принимается уполномоченным органом. Однако при распорядительном способе решения уполномоченного органа о создании юридического лица вполне достаточно для участия вновь созданной организации в гражданском обороте в качестве юридического лица, в то время как при нормативном способе еще необходимо обязательное указание в нормативном акте на наличие у вновь созданной организации данного вида статуса юридического лица. Отсюда следует, что все-таки именно нормативным способом образовывалось множество государственных организаций в советский период. Хотя большинство исследователей, в том числе В. А. Дозорцев, ввиду схожести этих двух способов образования юридических лиц называют способ создания государственных юридических лиц Союза ССР распорядительным1. Признаковый способ образования юридических лиц

Признаковый способ образования юридических лиц характеризуется тем, что статус юридического лица у конкретной организации определяется только исходя из наличия у нее признаков, присущих юридическим лицам. Этот способ появился и был признан учеными и судебной практикой в связи с тем, что в законодательстве не указывался порядок образования некоторых видов организаций. Поэтому при рассмотрении вопросов участия данных организаций в гражданском обороте ученые-правоведы и судебная практика были вынуждены сформулировать новый подход к установлению у них статуса юридического лица.

Способ определения у организации статуса юридического лица посредством указания на наличие у нее отдельных признаков был закреплен в Своде законов Российской империи. Дополнительно заострим внимание на том, что в названном нормативном акте термин «юридическое лицо» не использовался2, тем не менее организация, соответствующая признаку, закрепленному в Своде законов Российской империи (имеющая определенные права и несущая самостоятельную ответственность), признавалась самостоятельным субъектом права (в нашем понимании - юридическим лицом).

Так, ст. 413, 414, 698, 1745, 2291 и 2292 Свода законов Российской империи указывали на такой признак самостоятельного субъекта права, как обладание правами на имуще-ство3. Среди организаций, имеющих самостоятельное право на имущество, назывались земские учреждения, епархиальные начальства, кредитные установления, богоугодные заведения, учебные и ученые заведения и сословия лиц. Аналогичные права на имущество закреплялись за православными монастырями, церквями и архиерейскими домами, неправославными монастырями и церквями, торговыми ассоциациями4.

В настоящее время такие признаки юридического лица, как имущественная обособленность и самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, установлены в ч.1 ст. 48 ГК РФ.

Во второй половине ХХ в. среди ученых-цивилистов и хозяйственников Союза ССР разгорелись споры о признании юридическими лицами организаций потребительской кооперации, профсоюзов, трестов и иных организаций. Каждый в обоснование своего мнения указывал на наличие или отсутствие у данных организаций и их территориаль-

1 Гражданское право. Часть первая / под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. С. 118.

2 Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 113.

3 Мейер Д. И. Русское гражданское право: в 2 ч. М., 1997. Ч. 1. С. 121-122.

4 Васьковский Е. В. Учебник гражданского права. М., 2003. С. 114.

но обособленных органов и хозрасчетных предприятий признаков юридического лица (наличие обособленного имущества, право распоряжения имуществом, наличие самостоятельной имущественной ответственности, наличие счета и гербовой печати, право совершения сделок, право выступать в суде в качестве истца или ответчика).

Например, С. Н. Братусь указывал, что «признание какого-либо общественного образования юридической личностью зависит не от того, будет ли оно официально названо юридическим лицом, а от того, обладает ли оно теми свойствами, которые в своей совокупности делают его самостоятельным участником гражданских правоотношений, т. е. юридическим лицом»1. А. А. Пушкин утверждал, что «юридическими лицами признаются не все организации, а лишь те из них, которые имеют обособленное имущество, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде»2.

М. И. Брагинский указывал, что «ч. 1 ст.11 Основ (Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. - М. Ж.) связывает признание организации юридическим лицом с моментами материальными (наличием указанных в этой статье признаков), а не формальными (наличие соответствующей записи о юридической личности организации в ее уставе или положении)... Поэтому, например, в ч.2 ст. 11 Основ говорится не просто о „государственных предприятиях", а лишь о предприятиях, которые удовлетворяют указанным в ней признакам»3.

Д. М. Генкин4, А. В. Венедиктов5 и Б. Б. Черепахин6, подвергнув критическому разбору все признаки юридического лица, независимо друг от друга пришли к выводу, что решающим и единственным признаком, свидетельствующим о наличии у организации правосубъектности, является признак самостоятельного участия в гражданском обороте.

Подтверждает наличие данного способа образования юридических лиц и судебная и арбитражная практика 20-30 гг. XX в., которая при рассмотрении вопроса о самостоятельной ответственности фабзавкомов, а также ответственности объединения или треста по долгам входящих в него предприятий признавала последние юридическими лицами для исключения ответственности самого объединения или треста7. Так, Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР в своем решении пришла к выводу, что в «отдельных конкретных случаях, в зависимости от обстоятельств дела, нужно признавать ответственным за совершение сделки фабзавком в целом, поскольку последний выступил в обороте как самостоятельный участник»8.

С. Н. Братусь писал, что «юридическая личность» была признана за трестированным предприятием прежде всего арбитражной практикой9. Рассматривая постановление Президиума Верховного Суда РСФСР «О порядке и возможности обращения на средства объединения взыскания с хозрасчетных организаций, входящих в объединения»10, ученый указывал, что «признав самостоятельную имущественную ответственность хозрасчетной единицы, входящей в состав объединения, в тех случаях, когда последнее

1 Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 143.

2 Пушкин А. А. Субъекты гражданского права: текст лекций. Харьков, 1974. С. 10.

3 Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981. С. 27, 34.

4 Генкин Д. М. О юридических лицах в проекте Гражданского кодекса СССР. Труды первой научной сессии Всесоюзного института юридических наук. М., 1940. С. 297.

5 Венедиктов А. В. Указ. соч. С. 78.

6 Черепахин Б. Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Правоведение. 1958. № 2. С. 47.

7 Бюл. Государственного арбитража. 1932. № 8. С. 26; 1932. № 12. С. 34.

8 Сб. разъяснений Верховного Суда РСФСР. 4-е изд. М., 1935. С. 30.

9 Братусь С. Н. Указ. соч. С. 304.

10 Сов. юстиция. 1933. № 8.

не привлекается в качестве ответчика, Верховный Суд тем самым признал имущественную самостоятельность и самостоятельное участие в гражданском обороте, а стало быть, и юридическую личность этой хозрасчетной единицы»1.

Таким образом, ученые и судебные инстанции при рассмотрении вопросов о статусе какой-либо организации исходили не из имеющегося у нее на момент рассмотрения спора статуса юридического лица, а из наличия или отсутствия у данной организации признаков юридического лица.

Вместе с тем следует признать, что признаки юридического лица, закрепленные в ст. 48 ГК РФ, в настоящее время нужны лишь для понимания гражданско-правовой категории юридического лица, а не для определения того, является ли та или иная организация, исходя из наличия у нее необходимого количества признаков, юридическим лицом. Как справедливо отмечают авторы «Комментария к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой», у организации может и не быть всех признаков юридического лица2, но, несмотря на это, после государственной регистрации она становится юридическим лицом, и наоборот, если организация отвечает всем признакам юридического лица, но у нее нет данной регистрации, то она не может быть признана юридическим лицом.

Возможность признания организации юридическим лицом исходя из наличия у нее совокупности определенных правомочий до закрепления соответствующей нормы в законодательстве подтверждается и в теории цивилистики. Как писал О. С. Иоффе, «истории советской цивилистической мысли известны случаи предвосхищения прямого законодательного признания прав юридической личности благодаря анализу конкретных субъективных прав, предоставленных по закону организациям определенных видов»3.

Рассмотрение способов образования юридических лиц, составляющих две первые из выделенных нами групп, позволило понять те теоретические сложности, с которыми столкнулась наука советского гражданского права. Отсутствие единых подходов к исследованию проблемы способов образования юридических лиц в свою очередь привело к значительным трудностям при реализации действующих в то время норм законодательства, касающихся создания различных видов юридических лиц. Лишь к 80-м гг. ХХ в. наука советского гражданского права смогла достаточно подробно изучить данную проблематику и предложить по ней законченные теоретические разработки.

(Продолжение статьи будет опубликовано в 1-м номере «Электронного приложения к „Российскому юридическому журналу"» за 2017 г.)

Библиография

Брагинский М. И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981.

Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947.

Бюл. Государственного арбитража. 1932. № 8; 12.

Васьковский Е. В. Учебник гражданского права. М., 2003.

Венедиктов А. В. Государственные юридические лица в СССР // Сов. государство и право. 1940. № 10.

Генкин Д. М. О юридических лицах в проекте Гражданского кодекса СССР // Труды первой научной сессии Всесоюзного института юридических наук. М., 1940.

Гражданское право / под ред. П. Е. Орловского, С. М. Корнеева. М., 1969. Т. 1.

Гражданское право. Часть первая / под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 1996.

1 Братусь С. Н. Указ. соч. С. 307.

2 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. О. Н. Садикова. М., 1995. С. 79.

3 Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М., 2000. С. 317.

Гражданское право. Часть первая: учеб. для вузов / под общ. ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998.

Гражданское право: учеб.: в 2 т. / отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. Т. 1.

Зинченко С. А., Лапач В. А. Субъект предпринимательства как юридическое лицо // Государство и право. 1995. № 7.

Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М., 2000.

Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: учеб. пособие. М., 2003.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. О. Н. Садикова. М., 1995.

Коняев Н. И. Хозяйственные системы в период зрелого социализма (правовые вопросы). Саратов, 1980.

Лапо-Данилевский И. П. Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб., 1888.

Мартемьянов В. С. Местные Советы и их исполнительные органы как юридические лица. М., 1975.

Мейер Д. И. Русское гражданское право: в 2 ч. М., 1997. Ч. 1.

Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица: утв. приказом Федеральной налоговой службы России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ // Рос. газ. 2004. 29 дек.

Мицкевич А. В. Субъекты гражданского права. М., 1962.

О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (с изм. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3431.

О государственном предприятии (объединении): Закон СССР от 30 июня 1987 г. (с изм. от 7 апреля 1989 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

О кооперации в СССР: Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998^ (с изм. от 15 апреля 1998 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 22. Ст. 355.

О порядке и возможности обращения на средства объединения взыскания с хозрасчетных организаций, входящих в объединения: постановление Президиума Верховного Суда РСФСР // Сов. юстиция. 1933. № 8.

О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (с изм. от 23 апреля 2012 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788.

О предприятиях в СССР: Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 25. Ст. 460.

О производственных кооперативах: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ (с изм. от 30 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе: постановление Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 2057-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 299.

О товариществах собственников жилья: Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ (с изм. от 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.

О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 (с изм. от 30 декабря 2015 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1309.

Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (с изм. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

Об имущественной ответственности профсоюзов: постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 23 января 1929 г. // СЗ СССР. 1929. № 7. Ст. 63.

Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изм. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

Об основных частных имущественных правах: Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1922 г. // Собр. узаконений РСФСР. 1922. № 36. Ст. 423.

Постановление Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. № 6068/97 // Вестн. ВАС РФ. 1998. № 7. Приказ Федеральной налоговой службы России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ // Бюл. нор-мат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 44.

Пушкин А. А. Субъекты гражданского права: текст лекций. Харьков, 1974. Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР. 4-е изд. М., 1935. Сборник разъяснений Верховного Суда РСФСР. М., 1931. Синайский В. И. Русское гражданское право. М., 2002.

Советское гражданское право: учеб. для вузов. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. О. А. Красавчикова. М., 1985. Т. 1.

Субъекты гражданского права / под ред. С. Н. Братуся. М., 1984.

Циркуляр Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов СССР от 18 января 1927 г. № 12 // Известия Народного комиссариата труда СССР. 1927. № 6, 7.

Черепахин Б. Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Правоведение. 1958. № 2. Якушев В. С. Перестройка - реализация ленинских идей (государственно-правовые аспекты) // Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1990.

Bibliography

Braginskij M. I. Uchastie Sovetskogo gosudarstva v grazhdanskix pravootnosheniyax. M., 1981. Bratus' S. N. Yuridicheskie lica v sovetskom grazhdanskom prave. M., 1947. Byul. Gosudarstvennogo arbitrazha. 1932. № 8; 12.

Cherepaxin B. B. Voleobrazovanie i voleiz"yavlenie yuridicheskogo lica // Pravovedenie. 1958. № 2. Cirkulyar Vsesoyuznogo Central'nogo soveta professional'nyx soyuzov SSSR ot 18 yanvarya 1927 g. № 12 // Izvestiya Narodnogo komissariata truda SSSR. 1927. № 6, 7.

Genkin D. M. O yuridicheskix licax v proekte Grazhdanskogo kodeksa SSSR // Trudy pervoj nauchnoj sessii Vsesoyuznogo instituta yuridicheskix nauk. M., 1940.

Grazhdanskoe pravo / pod red. P. E. Orlovskogo, S. M. Korneeva. M., 1969. T. 1. Grazhdanskoe pravo. Chast' pervaja / pod red. Yu. K. Tolstogo, A. P. Sergeeva. M., 1996. Grazhdanskoe pravo. Chast' pervaja: ucheb. dlya vuzov / pod obshh. red. T. I. Illarionovoj, B. M. Gongalo, V. A. Pletneva. M., 1998.

Grazhdanskoe pravo: ucheb.: v 2 t. / otv. red. E. A. Suxanov. 2-e izd., pererab. i dop. M., 1998. T. 1. Ioffe O. S. Izbrannye trudy po grazhdanskomu pravu: Iz istorii civilisticheskoj mysli. Grazhdanskoe pravo-otnoshenie. Kritika teorii «xozyajstvennogo prava». M., 2000.

Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii, chasti pervoj (postatejnyj) / pod red. O. N. Sadikova. M., 1995.

Konyaev N. I. Xozyajstvennye sistemy v period zrelogo socializma (pravovye voprosy). Saratov, 1980. Kozlova N. V. Ponyatie i sushhnost' yuridicheskogo lica. Ocherk istorii i teorii: ucheb. posobie. M., 2003. Lapo-Danilevskij I. P. Russkie promyshlennye i torgovye kompanii v pervoj polovine XVIII stoletiya. SPb., 1888.

Martem'yanov V. S. Mestnye Sovety i ix ispolnitel'nye organy kak yuridicheskie lica. M., 1975. Mejer D. I. Russkoe grazhdanskoe pravo: v 2 ch. M., 1997. Ch. 1.

Metodicheskie raz"yasneniya po poryadku zapolneniya form dokumentov, ispol'zuemyx pri gosudarstven-noj registracii yuridicheskogo lica: utv. prikazom Federal'noj nalogovoj sluzhby Rossii ot 1 noyabrya 2004 g. № SAEh-3-09/16@ // Ros. gaz. 2004. 29 dek.

Mickevich A. V. Sub"ekty grazhdanskogo prava. M., 1962.

O gosudarstvennoj registracii yuridicheskix lic i individual'nyx predprinimatelej: Federal'nyj zakon ot 8 avgusta 2001 g. № 129-FZ (s izm. ot 13 iyulya 2015 g.) // SZ RF. 2001. № 33 (Ch. 1). St. 3431.

O gosudarstvennom predpriyatii (ob"edinenii): Zakon SSSR ot 30 iyunya 1987 g. (s izm. ot 7 aprelya 1989 g.) // Vedomosti Verxovnogo Soveta SSSR. 1987. № 26. St. 385.

O kooperacii v SSSR: Zakon SSSR ot 26 maya 1988 g. № 8998-XI (s izm. ot 15 aprelya 1998 g.) // Vedomosti Verxovnogo Soveta SSSR. 1988. № 22. St. 355.

O poryadke i vozmozhnosti obrashheniya na sredstva ob"edineniya vzyskaniya s xozraschetnyx organi-zacij, vxodyashhix v ob"edineniya: postanovlenie Prezidiuma Verxovnogo Suda RSFSR // Sov. yusticiya. 1933. № 8.

O potrebitel'skoj kooperacii (potrebitel'skix obshhestvax, ix soyuzax) v Rossijskoj Federacii: Zakon RF ot 19 iyunya 1992 g. № 3085-1 (s izm. ot 23 aprelya 2012 g.) // Vedomosti SND RF i VS RF. 1992. № 30. St. 1788.

O predpriyatiyax v SSSR: Zakon SSSR ot 4 iyunya 1990 g. № 1529-1 // Vedomosti SND i VS SSSR. 1990. № 25. St. 460.

O proizvodstvennyx kooperativax: Federal'nyj zakon ot 8 maya 1996 g. № 41-FZ (s izm. ot 30 noyabrya 2011 g.) // SZ RF. 1996. № 20. St. 2321.

O registracii obshhestvennyx ob"edinenij v RSFSR i registracionnom sbore: postanovlenie Verxovnogo So-veta RSFSR ot 18 dekabrya 1991 g. № 2057-1 // Vedomosti SND RF i VS RF. 1992. № 7. St. 299.

O torgovo-promyshlennyx palatax v Rossijskoj Federacii: Zakon RF ot 7 iyulya 1993 g. № 5340-1 (s izm. ot 30 dekabrya 2015 g.) // Vedomosti SND RF i VS RF. 1993. № 33. St. 1309.

O tovarishhestvax sobstvennikov zhil'ya: Federal'nyj zakon ot 15 iyunya 1996 g. № 72-FZ (s izm. ot 21 marta 2002 g.) // SZ RF. 1996. № 25. St. 2963.

O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii: Federal'nyj zakon ot 22 avgusta 1996 g. № 125-FZ // SZ RF. 1996. № 35. St. 4135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ob akcionernyx obshhestvax: Federal'nyj zakon ot 26 dekabrya 1995 g. № 208-FZ (s izm. ot 29 dekabrya 2015 g.) // SZ RF. 1996. № 1. St. 1.

Ob imushhestvennoj otvetstvennosti profsoyuzov: postanovlenie Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta i Soveta Narodnyx Komissarov SSSR ot 23 yanvarya 1929 g. // Sobr. zakonodatel'stva SSSR. 1929. № 7. St. 63.

Ob obshhestvennyx ob"edineniyax: Federal'nyj zakon ot 19 maya 1995 g. № 82-FZ (s izm. ot 8 marta 2015 g.) // SZ RF. 1995. № 21. St. 1930.

Ob osnovnyx chastnyx imushhestvennyx pravax: Dekret Vserossijskogo Central'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta i Soveta Narodnyx Komissarov RSFSR ot 22 maya 1922 g. // Sobr. uzakonenij RSFSR. 1922. № 36. St. 423.

Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 21 aprelya 1998 g. № 6068/97 // Vestn. VAS RF. 1998. № 7. Prikaz Federal'noj nalogovoj sluzhby Rossii ot 25 yanvarya 2012 g. № MMV-7-6/25@ // Byul. normat. aktov federal'nyx organov ispolnitel'noj vlasti. 2012. № 44.

Pushkin A. A. Sub"ekty grazhdanskogo prava: tekst lekcij. Xar'kov, 1974. Sbornik raz"yasnenij Verxovnogo Suda RSFSR. 4-e izd. M., 1935. Sbornik raz"yasnenij Verxovnogo Suda RSFSR. M., 1931. Sinajskij V. I. Russkoe grazhdanskoe pravo. M., 2002.

Sovetskoe grazhdanskoe pravo: ucheb. dlya vuzov. 3-e izd., ispr. i dop. / pod red. O. A. Krasavchikova. M., 1985. T. 1.

Sub"ekty grazhdanskogo prava / pod red. S. N. Bratusya. M., 1984. Vas'kovskij E. V. Uchebnik grazhdanskogo prava. M., 2003.

Venediktov A. V. Gosudarstvennye yuridicheskie lica v SSSR // Sov. gosudarstvo i pravo. 1940. № 10. Yakushev V. S. Perestrojka - realizaciya leninskix idej (gosudarstvenno-pravovye aspekty) // Mezhvuzovskij sbornik nauchnyx trudov. Sverdlovsk, 1990.

Zinchenko S. A., Lapach V. A. Sub"ekt predprinimatel'stva kak yuridicheskoe lico // Gosudarstvo i pravo. 1995. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.