Научная статья на тему 'Акты гражданского законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность: этапы развития и направления совершенствования'

Акты гражданского законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность: этапы развития и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ДОГОВОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / КРЕДИТОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шагиева Розалина Васильевна, Казанина Татьяна Владимировна

Цель: Исследование истории развития актов гражданского законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность, для определения направлений совершенствования Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы. Результаты: В результате исследования выделены основные этапы формирования рассматриваемой сферы законодательства. Совершенствование актов гражданского законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность, должно проводиться с учетом судебной практики при условии соблюдения правил юридической техники и понимания предназначения государства максимальное обеспечение гражданам возможности для реализации своих конституционных прав. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью, поскольку является попыткой рассмотреть историю развития законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, через призму реализации принципа добросовестности участников гражданского оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil legislation acts regulating business activity: stages and directions of further development

Purpose: Research of history of formation сivil legislation acts regulating business activity to define directions of further development. Methodology: Historical-legal and formally-legal method was used. Results: As a result of the research, main stages of forming the considered sphere of legislation are formulated. During further development of civil legislation, that regulates business activity judicial practice, compliance with the rules of legal technology and understanding the purpose of the state providing citizens opportunities to exercise their constitutional rights must be taken into consideration. Novelty/originality/value: Article possesses scientific value as is an attempts to consider history of development of civil legislation acts regulating business activity through a prism of the implementation of the good faith principle of civil circulation participants.

Текст научной работы на тему «Акты гражданского законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность: этапы развития и направления совершенствования»

Шагиева Р.В., Казанина Т.В.

акты гражданского законодательства, регулирующие предпринимательскую деятельность: этапы развития и направления совершенствования

цель: Исследование истории развития актов гражданского законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность, для определения направлений совершенствования

Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы.

Результаты: В результате исследования выделены основные этапы формирования рассматриваемой сферы законодательства. Совершенствование актов гражданского законодательства, регулирующих предпринимательскую деятельность, должно проводиться с учетом судебной практики при условии соблюдения правил юридической техники и понимания предназначения государства - максимальное обеспечение гражданам возможности для реализации своих конституционных прав.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью, поскольку является попыткой рассмотреть историю развития законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, через призму реализации принципа добросовестности участников гражданского оборота.

Ключевые слова: гражданское законодательство, предпринимательская деятельность, юридические лица, договорные правоотношения, кредиторы.

Shagieva R.V., Kazanina T.V.

CIVIL LEGISLATION ACTS REGULATING BUSINESS ACTIVITY: STAGES AND DIRECTIONS OF FURTHER DEVELOPMENT

Purpose: Research of history of formation dvil legislation acts regulating business activity to define directions of further development.

Methodology: Historical-legal and formally-legal method was used.

Results: As a result of the research, main stages of forming the considered sphere of legislation are formulated. During further development of civil legislation, that regulates business activity judicial practice, compliance with the rules of legal technology and understanding the purpose of the state - providing citizens opportunities to exercise their constitutional rights must be taken into consideration.

Novelty/originality/value: Article possesses scientific value as is an attempts to consider history of development of civil legislation acts regulating business activity through a prism of the implementation of the good faith principle of civil circulation participants.

Keywords: civil legislation, entrepreneurial activity, legal entities, contractual legal relations, creditors.

Конституция Российской Федерации гарантирует в качестве одной из основ конституционного строя свободу экономической деятельности (ст. 8) и в целях обеспечения этого положения закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34 и 35).

Поскольку осуществление предпринимательской деятельности связано с реализацией как частных, так и публичных интересов, постольку нахождение их баланса обусловило неоднократную корректировку в течение последних более чем двадцати лет норм актов законодательства, регулирующих данную сферу. Соответственно, научное осмысление этапов развития российского законодательства в области предпринимательства позволяет выявить основные тенденции и перспективы его дальнейшего совершенствования. О необходимости таких исследований пишут многие современные ученые и практические работники [1, с. 52-60].

Ключевое место в правовом регулировании предпринимательской деятельности занимает Гражданский кодекс РФ. Как известно, его нормы неоднократно подвергались дополнениям и уточнениям, что было обусловлено, в том числе, и необходимостью изменения правил функционирования во многом новых для России организаций. Мало этого, в перечень отношений, регулируемых гражданским правом, пришлось включить группу корпоративных отношений, т. е. связанных с участием в корпоративных организациях или управлением ими. Путем расширения объема понятия такого источника гражданского права, как обычаи, общественные отношения, складывающиеся в любой из перечисленных в ст. 2 ГК РФ сфер, теперь могут быть урегулированы сформировавшимися нормами обычаев. Анализ действующего гражданского законодательства показывает, что значение источника частного права придается обычаям, сложившимся в сфере обязательственных отношений. Так, при исполнении договорных и иных обязательств их стороны

обязаны руководствоваться «обычно предъявляемыми требованиями» при отсутствии специальных требований законодательства или условий обязательства (ст. 309 ГК РФ).

Закон иногда придает юридическое значение и иным обычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК РФ). Данная новелла введена в целях унификации всех источников гражданского права, поскольку в ряде международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, обычай указан как источник гражданского права. Например, согласно ст. 9 Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях.

Проведенный нами научный анализ этих и многих других изменений и дополнений нормативно-правовой базы регулирования отношений в сфере предпринимательства позволяет выделить четыре этапа формирования и модернизации российского законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность [2, с. 5-40].

Первый этап (с 1995 по 1999 год) - формирование правовой базы, которую составили нормы частей 1 и 2 ГК РФ, а также ряд федеральных законов (в том числе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Хронологические рамки второго этапа охватывают, по-нашему мнению, период с 1999 по 2002 год. Это период внесения ряда изменений в нормы ГК РФ, в том числе с учетом вступления с силу федеральных законов, регламентирующих правовое положение юридических лиц (от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Первые по времени изменения в ГК РФ были связаны с указанием на то, что особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерного общества (АО), права и обязанности их участников и кредиторов определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций (Федеральный закон от 08.07.1999 № 138-ФЗ «О внесении

изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации»).

Существенные изменения норм ГК РФ были связаны со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, законодатель пересмотрел перечень оснований добровольной и принудительной ликвидации. Если в первоначальной редакции ГК РФ неустранимые нарушения закона входили в перечень оснований добровольной ликвидации, то в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-Ф3 «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» они были отнесены к группе оснований принудительной ликвидации, что, безусловно, представляется более логичным (при этом термин «принудительная ликвидация» в законодательстве не употребляется, там содержится указание «по решению суда»).

Кроме этого, были внесены изменения в перечень обязанностей лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица (ст. 62 ГК РФ). Первоначальная редакция п. 2 ст. 62 ГК РФ содержала правила о том, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации. Опыт применения данной нормы показал, что обращение к уполномоченному государственному органу во всех случаях является излишним. Подобное согласование должно производиться только в отдельных случаях, причем установленных на уровне закона, очевидно, чтобы исключить нарушения прав предпринимателей.

Можно выделить и третий этап совершенствования норм ГК РФ, регулирующих правовое положение юридических лиц, - с 2003 по 2014 год, что было во многом обусловлено результатами анализа правоприменительной и судебной практики. В итоге в перечень оснований принудительной ликвидации законодатель включил деятельность с нарушением Конституции РФ (Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации)». Самые значимые изменения были внесены в ст. 64 ГК РФ, которая определяет порядок удовлетворения требований кредиторов. Количество очередей кредиторов при ликвидации юридического лица в 2006 году

было сокращено до четырех (Федеральный закон от 03.01.2006 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации»). Отметим, что состав первой очереди кредиторов юридического лица подвергался изменениям и впоследствии (Федеральным законом от 28.11.2011 № З37-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были добавлены такие требования, как о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), благодаря чему был сделан важный шаг к обеспечению прав, безусловно, наименее защищенной группы лиц.

В течение 2008-2009 гг. (Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») была упрощена процедура создания ООО: единственным учредительным документом стал устав, вместо второго учредительного документа - учредительного договора - предусмотрен договор об учреждении общества, который действует только до момента государственной регистрации ООО (ст. 89 ГК РФ). Таким образом, был закреплен тот же подход, что и при создании АО.

Для обеспечения прав участников гражданского оборота были внесены принципиальные изменения в нормы, регулирующие порядок реорганизации юридического лица. Речь идет о том, что законодатель более подробно прописал гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица (ст. 60 ГК РФ): установлена обязанность извещения не только кредиторов реорганизуемого юридического лица, но и органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (Федеральный закон от 30.12.2008 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»).

Федеральным законом от 06.12.2011 № 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» расширен перечень коммерческих организаций путем дополнения

их такой разновидностью, как хозяйственные партнерства (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Самая значительная переработка норм гл. 4 ГК РФ была проведена федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», что с учетом анализа проведенных изменений вполне можно считать началом четвертого этапа совершенствования норм гражданского законодательства, регулирующих правовое положение юридических лиц, продолжающего и по настоящее время. Ниже приведен перечень основных изменений:

- скорректировано понятие юридического лица (исключено указание на формы обособления имущества) (ст. 48);

- расширен перечень коммерческих организаций за счет включения крестьянских (фермерских) хозяйств;

- расширен перечень некоммерческих организаций (ст. 50);

- закреплены правила, регламентирующие порядок принятия и содержание решения об учреждении юридического лица (ст. 50.1);

- предусмотрена возможность для отдельных видов юридических лиц использования в качестве учредительного документа типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 52). Так, на основании типового устава, утвержденного уполномоченным госорганом, вправе действовать ООО, принятие такого решения относится к компетенции общего собрания участников (п. 1 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

- закреплено право учредителей (участников) юридического лица утверждать регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица (п. 5 ст. 52);

- предусмотрена возможность выступления от имени юридического лица нескольких лиц, действующих совместно или независимо друг от друга, при этом такой вариант управления должен быть закреплен в учредительном документе. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п. 1 ст. 53);

- установлены правила об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов

юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица (ст. 53.1). Нормы этой статьи, несомненно, нацеливают предпринимателей на добросовестное и разумное осуществление прав и исполнение обязанностей, на то, чтобы их деятельность соответствовала условиям гражданского оборота и обычному предпринимательскому риску;

- определено содержание термина «аффилированное^» (ст. 53.2). Здесь отметим, что перечень аффилированных лиц содержится в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (нормы введены федеральными законами от 06.05.1998 № 70-ФЗ и от 09.10.2002 № 122-ФЗ). Столь внимательное отношение законодателя к этому вопросу обусловлено необходимостью защиты общества и государства в целом от недобросовестных лиц;

- допущена возможность реорганизации юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм и реорганизации с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах (п. 1 ст. 57);

- исключен такой документ, как разделительный баланс. Оформление правопреемства осуществляется в рамках передаточного акта (ст. 59);

- более подробно прописаны права кредиторов при реорганизации юридического лица;

- установлены последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица и отдельно признания реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.1, 60.2). Эти правила имеют целью обеспечение прав предпринимателей (как в целом юридического лица, так и отдельного его участника), а также контрагентов юридического лица, действовавших добросовестно;

- уточнен порядок ликвидации юридического лица, в том числе:

1) указаны органы, лица, которые обладают правом предъявления в суд иска о ликвидации;

2) уточнен порядок деятельности ликвидационной комиссии. При этом установлена обязанность ликвидационной комиссии действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов;

3) установлены нормы, направленные на максимальное удовлетворение требований кредиторов, в том числе предусмотрено, что при недостаточности для удовлетворения требований кредиторов у ликвидируемого юридического

лица (кроме учреждений) денежных средств ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), а также закреплено право на обращение в суд в течение пяти лет с заявлением о назначении процедуры распределения имущества в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом);

4) предусмотрена пятая очередь кредиторов, которую составляют кредиторы, предъявляющие требования о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей (ст. 61-64.1);

- введено правило о прекращении недействующего юридического лица (ст. 64.2). Подчеркнем, что это правило давно «назрело» и имеет целью приведение данных ЕГРЮЛ в состояние, соответствующее реальному количеству юридических лиц, осуществляющих деятельность, что крайне важно для прогнозирования социально-экономического развития государства. Анализ данных ЕГРЮЛ показывает, что в настоящее время основная доля юридических лиц прекращает свое существование по результатам контроля со стороны регистрирующего органа - более 70 %, достаточно активно такая работа проводилась и в начале 2017 года (показатель - 88 %).

Все вышеперечисленные правила, регулирующие порядок реорганизации и ликвидации юридического лица, несомненно, представляют собой реализацию принципа добросовестности, закрепленного в п. 3 ст. 1 ГК РФ, и направлены на защиту интересов как отдельных граждан и юридических лиц, так и всего общества, а в целом - на обеспечение социально-экономической стабильности в стране. В то же время необходимо отметить значительное количество споров, рассматриваемых арбитражными судами, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией организаций, главным образом на основании исков налоговых органов (за первое полугодие 2017 года - 3594 дела), а также с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (1016 дел за тот же период). Интересно, что значительная доля исков

налоговых органов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией организаций, удовлетворяются (за первое полугодие 2017 года - 78 %). Напротив, иная ситуация складывается по искам о государственной регистрации. Так, удовлетворено за указанный выше период только 38 % исков о признании недействительной государственной регистрации и 26 % исков об обжаловании отказа в государственной регистрации. Полагаем, что приведенные статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации требуют детального анализа и разъяснений со стороны высшей судебной инстанции;

- закреплено деление юридических лиц на корпоративные и унитарные (ст. 65.1). Главным образом унитарные юридические лица являются некоммерческими, исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Соответственно, закреплены права и обязанности участников корпорации (ст. 65.2) и правила об управлении в корпорации (ст. 65.3). Здесь следует отметить, что законодатель изменил подход в части регулирования порядка управления в хозяйственных обществах. Нормы, определяющие компетенцию органов управления основной группы юридических лиц, закреплены в ряде статей § 2.1 гл. 4 ГК РФ, ранее они содержались и в статьях, определяющих непосредственно правовое положение коммерческих организаций. Кроме того, участники хозяйственного общества наделены правом заключать корпоративный договор, в котором фактически определяют порядок своего поведения (ст. 67.2);

- предусмотрены два вида АО: публичные и непубличные. ООО является непубличным обществом. Характеристики непубличного общества (как ООО, так и АО) закреплены в п. 3 ст. 66.3 путем перечисления положений, которые могут быть включены в устав общества по решению участников (учредителей);

- исключен такой вид хозяйственного общества, как общество с дополнительной ответственностью. Объяснение этого решения следующее: невостребованность такой организационно-правовой формы в обществе в связи с возложением дополнительной ответственности на участников. Причины невостребованности (и это общеизвестно) связаны с отсутствием стабильности в экономической сфере и доверия в обществе.

Характеризуя произведенные изменения и дополнения гражданского законодательства, нельзя не указать на некоторые недостатки, допущенные при формулировании текста регулирующих правовое положение юридических лиц норм с по-

зиций требований юридической техники. Среди них на первом месте повторы, не способствующие пониманию обновляемых положений ГК РФ. Так, например, п. 1 ст. 67.1 «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах» содержит следующее правило: «Управление в полном товариществе и товариществе на вере осуществляется в порядке, установленном статьями 71 и 84 настоящего Кодекса». Далее нормы указанной статьи определяют исключительно особенности управления и контроля в хозяйственных обществах. Имеет место и дублирование нормы, которая гласит, что особенности правового положения кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме АО, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций (п. 7 ст. 66, абзац 3 п. 3 ст. 96 ГК РФ). Примером непродуманного расположения правового материала, по нашему мнению, является деление юридических лиц на корпоративные и унитарные, которое закреплено в ст. 65.1 ГК РФ. В то же время понятие корпоративного юридического лица приведено в ст. 50.1 «Решение об учреждении юридического лица».

В заключение подчеркнем, что развитие гражданского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, должно проводиться с учетом принципа стабильности норм, который, как представляется, призван стать «ориентиром» для высшего законодательного органа. Его использование обеспечит, хотя бы в определенной мере, понимание участниками гражданского оборота сути правил и, как следствие, их эффективное применение, а главное - действительную реализацию принципа добросовестного поведения. В контексте проведенного выделения этапов обновления актов законодательства, касающегося предпринимательства, следует предположить, что приоритетными направлениями дальнейшего его совершенствования будут выступать:

1) стратегия обеспечения прав предпринимателей и их кредиторов;

2) повышение качества используемой законодателем правотворческой техники, исключающей дублирование правовых предписаний.

В целом это не противоречит указываемым в цивилистической литературе общим тенденциям развития источников частного права:

- их количественное и качественное расширение;

- их унификация по различным источникам (формам выражения) права, а также на международном уровне;

- взаимопроникновение и сочетание частно-и публично-правового регулирования;

- расширение сферы диспозитивных норм;

- ориентация императивных норм на защиту более слабой стороны правоотношения [3, 4].

Пристатейный библиографический список

1. Лаптев В.А. Источники регулирования предпри-нимательско-правовых отношений: тенденции и пути совершенствования // Государство и право. 2016. № 6. С. 52-60.

2. Казанина Т.В. Система и языковые особенности гражданского законодательства: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013.

3. Гражданское право. Часть первая: учебник / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юрист, 2007.

4. Ерофеева Д.В., Шагаева Р.В. Источники современного частного права. М.: Русайнс, 2015.

References (transliterated)

1. Laptev V.A. Istochniki regulirovanija predprinima-tel'sko-pravovyh otnoshenij: tendencii i puti sovershenst-vovanija // Gosudarstvo i pravo. 2016. № 6. S. 52-60.

2. Kazanina T.V. Sistema i jazykovye osobennosti grazhdanskogo zakonodatel'stva: monografija. M.: Izd-vo Rossijskoj tamozhennoj akademii, 2013.

3. Grazhdanskoe pravo. Chast' pervaja: uchebnik / otv. red. V.P. Mozolin, A.I. Masljaev. M.: Jurist, 2007.

4. Erofeeva D.V., Shagieva R.V. Istochniki sovremen-nogo chastnogo prava. M.: Rusajns, 2015.

Московская городская коллегия адвокатов «Московская гильдия адвокатов и юристов»

Moscow city Bar Collegium's «Moscow Guild of lawyer and legal advisers»

осуществляет квалифицированную юридическую помощь по следующим направлениям:

- правовое обслуживание бизнеса (представление интересов предпринимателей в арбитражных судах всех инстанций; защита чести, достоинства и деловой репутации; защита права собственности, владения; арендные отношения с федеральными и муниципальными органами власти; претензионное производство; досудебное урегулирование споров на этапе переговоров; правовое сопровождение антикризисных процедур);

- уголовное право, ведение уголовных дел различной категории, защита на предварительном расследовании и в суде (более 100 успешно проведенных дел: прекращение на стадии расследования, условное осуждение, мировые соглашения), защита прав потерпевших от преступлений; условно-досрочное освобождение (неоднократно добивались положительных результатов);

- гражданское право (бракоразводные процессы, раздел имущества, определение порядка общения с ребенком; признание права собственности на квартиру, долю в квартире, выселение; споры с ТСЖ; споры со страховыми компаниями (ОСАГО, КАСКО)).

Вы можете обратиться к нам по адресу: Юридический адрес: 115404, Россия, г. Москва, ул. Бирюлевская, д. 5, корп. 2, оф. 402.

Адрес для корреспонденции: 121601, г. Москва, Филевский бул., д. 37, оф. 88.

Телефоны: +7(926) 189-50-90, +7(903) 125-28-55 Веб-сайт коллегии: www.mos-guild.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.