УДК: 347.72
Зайцев В. И.
магистрант института управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-технологической академии Южного федерального университета (ИТА ЮФУ), г. Таганрог.
Макаренко С. Н.
канд. философ. наук, доцент, кафедра гражданского и корпоративного права Инженерно-технологической академии Южного федерального университета (ИТА ЮФУ), г. Таганрог.
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
В статье рассматриваются основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере малого и среднего предпринимательства. Проводится юридический анализ эффективности новелл Гражданского кодекса РФ и других нормативных актов по вопросам ведения бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательские отношения, правовое регулирование бизнеса, законодательство о предпринимательстве.
Правовое регулирование предпринимательства занимает важную часть аспектов гражданско-правового регулирования и всей цивилистики в целом. Тем не менее, в современном Российском обществе проблемы совершенствования и наиболее оптимального управления предпринимательскими отношениями остаются достаточно актуальными. Одной из проблем является определённое несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого и среднего предпринимательства. Однако это не самая большая проблема. Есть и другие проблемы:
- бюрократические препятствия и, как следствие, коррупция;
- налогообложение по нормативам, единых как для начинающего предприятия, где работает два-три человека практически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий, численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону рублей;
- отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере предпринимательства;
- неразвитая, система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса [2, с.107; 3, с. 89].
Чтобы определить приоритетный механизм преодоления перечисленных проблем нужно в первую очередь определиться с основополагающими целями развития малого бизнеса: что здесь первично-экономическая или социальная составляющая. Не принижая значимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства, главным приоритетом государственной политики следует признать социальную миссию развития малого бизнеса.
Для реализации социальной составляющей бизнеса необходимо обеспечить решение следующих задач:
- создание нормативно-правовых и экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих повышение социальной направленности деятельности малых и средних предприятий;
- упрощение административных процедур и снижение связанных с ними издержек малых и средних предприятий при их регистрации и на начальных этапах предпринимательской деятельности;
- устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования и контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
- значительное сокращение количества сертифицируемой продукции за счёт расширения декларирования;
- осуществление пересмотра технических норм и правил;
- дальнейшее совершенствование налогообложения малых предприятий, снижение налоговой нагрузки начинающему бизнесу;
- расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
- поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей;
- расширение государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проведение на всех уровнях активной оптимальной политики и защиты малых и средних предприятий от недобросовестной конкуренции.
Существует необходимость внесения конкретных изменений в федеральные законы, что позволит сформировать систему государственной поддержки предпринимательства, обеспечит создание завершенной нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства, повысит защищенность российских предпринимателей.
Следует указать на необходимость особого внимания к уровню социальной защищенности тех, кто сегодня работает в этом секторе. Не секрет, что часть заработной платы выдается работникам в конвертах с целью уклонения от уплаты НДФЛ и платежей в социальные (пенсионные) фонды. Даже снижение ставки отчислений в социальные фонды с 34 до 30 процентов не решило всех этих проблем. А с другой стороны — невысокие выплаты за каждого работника в социальные фонды — это не только слабая наполняемость этих фондов сегодня, но и низкие пенсии, и социальные выплаты [8, с. 55].
Для решения данной задачи необходимо ввести специальные налоговые льготы на предприятиях малого и среднего бизнеса, где средняя заработная плата выше прожиточного минимума в конкретном субъекте Федерации.
Важно обратить внимание на принципы подхода к налогообложению малого бизнеса, из которого выделяются два направления.
1. Применять по отношению к малым и средним предприятиям только экономически обоснованные и более низкие налоги по сравнению с действующими, исчисление которых не требует ведения полномасштабного бухгалтерского учёта и отчётности. К ним относятся единый налог на вмененный доход, патент и налог, уплачиваемый по упрощённой системе.
2. Предприниматель должен иметь больше возможностей выбора между системами налогообложения, а также выбор налогооблагаемой базы.
Следует признать, что вряд ли удастся решить проблему малого бизнеса без облегчения его доступа к финансовым ресурсам. Важно разработать пути создания финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса, из которых выделяются:
-государственная помощь в организации ориентированных на малый бизнес обществ взаимного кредитования и других небанковских кредитных институтов;
-формирование системы распределения кредитных рисков в сфере малого предпринимательства с участием государственных федеральных и региональных гарантийных фондов и кредитных бюро;
-распространение льгот на малый бизнес аналогично тем, которые применяются при кредитовании предприятий сельского хозяйства, когда ими оплачивается только часть процентной ставки Центрального банка.
Кроме того, большую значимость имеют основные концептуальные направления реализации имущественной, инфраструктурной и информационной поддержки малого
предпринимательства, в том числе, направления по созданию и развитию кадрового потенциала для сферы предпринимательства.
Показательна динамика изменений уровня образования лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В 2010 году среди учредителей малых предприятий высшее образование имели только 14 процентов, что существенно меньше, чем в целом по российской экономике. А доля предпринимателей со средним специальным образованием, была чуть более 30 процентов [5, с. 3]. К 2014 году эти доли соответственно выросли, по первому показателю - в четыре раза, а второму — в два. Но при этом, исследования показали, что только 7 процентов предпринимателей не испытывает проблем с информационным обеспечением, хотя существуют государственные информационные ресурсы — как официальная статистика, так и ведомственная. Необходимо обеспечить расширение доступа к ним малым предприятиям [7, с. 27]. Следует также отметить, что только для половины субъектов малого предпринимательства доступны услуги, оказываемые инфраструктурой поддержки малого бизнеса — это фонды, агентства, бизнесцентры, бизнес-инкубаторы. В остальных случаях, такие инфраструктуры в субъектах Федерации не работают или их нет вообще.
Анализируя последние изменения законодательства в сфере оптимизации процедуры регистрации предприятий малого и среднего бизнеса, следует отметить, что в 2014 году были новеллы законодательства, повлиявшие на упрощение процедур и сокращение сроков регистрации:
1. Осуществлено исключение обязанности по оплате уставного капитала до момента регистрации общества с ограниченной ответственностью. В частности, был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ («О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Законом было отменено требование о предварительной оплате уставного капитала не менее чем наполовину. Введение такого изменения позволяет предпринимателям не открывать в банке временный (накопительный) счёт, что сокращает время на регистрацию предприятия. Вместе с тем, нельзя не отметить, что срок формирования уставного капитала в полном объеме сокращён с 1 года до 4 месяцев с момента государственной регистрации юридического лица.
2. Была отменена обязанность уведомления налоговых органов и государственных внебюджетных фондов об открытии банковского счета. На основании п. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 года № ФЗ-52 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была отменена обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (лицевых счетов). Обязанность по информированию об открытии/закрытии счетов в настоящий момент возложена на банки. Государственные органы должны получать подобную информацию в ходе межведомственного обмена.
3. Отмена необходимости заверения подлинности подписи заявителя на заявлении о регистрации юридического лица, в нотариальном порядке, в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем.
4. Был принят закон о досудебном обжаловании решений регистрирующих органов. Любой, кто не согласен с отказом в государственной регистрации, может за 15 дней получить решение по своей жалобе в вышестоящем налоговом органе. Ранее рассмотрение подобных дел в суде длились до полугода. Таким образом, предприниматель получил дополнительный и наиболее быстрый способ защиты своих прав.
В настоящее время продолжается совершенствование законодательства Российской Федерации по упрощению процедуры порядка регистрации и создания объектов малого и среднего предпринимательства. Некоторые изменения, внесенные в Федеральный закон «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вступили в силу с 1 июля 2015 года [1].
Согласно указанному закону, с 2016 года введена процедура проведения проверки достоверности сведений, включаемых (до регистрации) или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц. В случае выявления оснований для проведения проверки до государственной регистрации, предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации не более чем на один месяц. Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации применяться не будет.
Основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Кроме того, устанавливается возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных решений. Данная запись может быть внесена в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица и др.
Законодательно предусмотрено введение ограничения на регистрацию юридических лиц сроком на три года, если ранее данное юридическое лицо в ходе своей деятельности имело следующие нарушения:
- непогашенная задолженность перед бюджетом;
- содержание в ЕГРЮЛ сведений недостоверного характера;
- неисполнение решения судак о принудительной ликвидации предприятия.
С 2016 года введено новое основание для отказа в государственной регистрации общего характера — несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Исключается также возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица до истечения двухмесячного срока со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации. В частности, введен запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица в следующих случаях:
- до завершения судебного разбирательства по иску к такому юридическому лицу;
- до окончания выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации и вступления решения по такой проверке в законную силу.
В новой редакции Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» усиливается административная ответственность. В частности, за представление заведомо ложных сведений для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трёх лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений предусматривается ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.
В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года.
Также в новой редакции указанного закона изменяется уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц.
В частности:
- преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах;
- изменяется понятие подставного лица — оно применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления юридическим лицом;
- предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будет считаться преступлением в случае, если подставное лицо знало, какие преступления, связанные с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом будут впоследствии совершены таким юридическим лицом.
Законодателем с 2016 года предусмотрено внесение изменений в процедуру взаимодействия предпринимателя с ИФНС и нотариусом:
- регистрирующий орган будет иметь право доступа к сведениям о совершенных нотариальных действиях;
- заявителем, по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, будет являться нотариус;
- предусмотрена возможность представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом в электронном виде, а также получения через нотариуса документов, подтверждающих факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в государственной регистрации.
Таким образом, государством делается многое по упрощению деятельности начинающего предпринимателя. Однако следует, отметь, что существует ещё достаточное количество процедур, упрощение которых может облегчить процесс регистрации (реорганизации) предприятия (индивидуального предпринимателя).
В частности, целесообразно было бы на федеральном уровне реализовать мероприятия в рамках создания и продвижения дорожной карты «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В рамках «дорожной карты» следует реализовать такие мероприятия как:
1) предоставить обществам с ограниченной ответственностью право использовать типовые уставы;
2) создать механизм предварительной проверки сведений, представляемых при государственной регистрации, в части соблюдения требований к заполнению формы заявления;
3) отменить обязательность наличия печати для юридических лиц при прохождении процедур государственной регистрации [6, с. 53].
В рамках сделанных предложений, обществам с ограниченной ответственностью может быть предоставлен выбор — работать по типовому уставу или по своему собственному. В случае принятия решения в пользу типового устава — для этого будет достаточно внести запись в соответствующую графу заявления о регистрации юридического лица.
Важно, чтобы данные о фирменном наименовании, месте нахождения и о размере уставного капитала организации вносились непосредственно в ЕГРЮЛ, но не отражались в уставе. Типовой устав, в отличие от «эксклюзивного» в форме бумажного или электронного документа в этих случаях предоставлять в регистрирующий орган не потребуется. Такой подход, в теории, должен способствовать сокращению затрат как предпринимателей, так и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава). Предпринимателям в этом случае не потребуется составлять устав, контрагенты смогут сократить время на проверку учредительных документов, а регистрирующий орган будет
уверен, что юридическое лицо не представило противоречиво составленный или юридически бессодержательный документ.
Естественно, что законодатель должен предусмотреть, что от типового устава можно будет отказаться в любой момент и перейти на «эксклюзивный» и наоборот.
Федеральной налоговой службе следует уделять больше внимания развитию Интернет-технологий в помощь малому и среднему предпринимательству. Для этих целей следует разработать сетевой ресурс, позволяющий начинающему предпринимателю быстро ориентироваться в государственных услугах, оказываемых налоговыми органами, в том числе в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Предположительно востребованным будет являться интернет-сервис, позволяющий проверить данные контрагента. Данный электронный сервис должен способствовать в поиске и получении информации о следующих сведениях:
- сведениях о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (в виде выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП без паспортных данных физических лиц);
- сведениях о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- сведениях о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- сведениях, опубликованных в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
- данные о поиске сведений в реестре дисквалифицированных лиц;
- данные о поиске юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- данные о поиске адресов, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;
- сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен в судебном порядке;
- сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесённому в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует;
- сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчётность более года.
Данный интернет-сервис должен оперативно предоставлять актуальную информацию для оценки степени риска при оформлении договорных отношений с партнёрами. Также сервис сможет способствовать предотвращению возможных незаконных действий третьих лиц в отношении предпринимателя.
Указанным информационным порталом должны пользоваться как лица, подавшие документы на государственную регистрацию для мониторинга прохождения, поданных в регистрирующий орган документов, так и те предприниматели, которые опасаются противоправных действий в отношении своего бизнеса.
Введение в меню сервиса опции «Часто задаваемые вопросы» должна позволить оперативно получить ответы на вопросы, интересующие предпринимателей самостоятельно без непосредственного обращения в регистрирующий орган. Данный сервис должен быть
направлен в помощь лицу, которое впервые решило создать свой бизнес. Если такое лицо еще не определилось с организационно-правовой формой, то с помощью такого сервиса оно сможет оценить преимущества и недостатки той или иной формой ведения предпринимательской деятельности.
При выборе одной из форм ведения предпринимательства в помощь лицу должна быть размещена пошаговая инструкция начиная от процедуры его регистрации, включая все основные моменты, которые могут встречаться на его пути в период ведения бизнеса (финансовая деятельность, налоговая отчётность, налоговые проверки) и заканчивая его прекращением.
Так же следует предусмотреть подачу документов на государственную регистрацию в электронном виде, предоставляющую возможность направить в налоговый орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей электронные документы с использованием сети Интернет. Можно также предусмотреть возможность самостоятельного заполнения бланка заявления.
Следует отметить, что подобные нововведения будут эффективны, если стране будет создан благоприятные условия для свободного развития предпринимательства. Для этого необходимы системные реформы, которые помогут установить понятные и обязательные для всех правила ведения предпринимательской деятельности, реформы, позволяющие гарантировать неприкосновенность частной собственности, противодействовать рейдерским захватам, снизить коррумпированность власти, и наконец, необходимо реформирование судебной системы, которая должна быть независимой [4, с. 97].
Но процесс регистрации предпринимательства в нашей стране сопряжён с рядом трудностей, денежными и временными затратами. Существует множество нерешённых проблем в этой области. К примеру — трудоёмкость и стоимость процедур регистрации и ликвидации предприятий достаточно велика. В первую очередь это связано с необходимостью для учредителей нового предприятия лично (или через своего представителя) посетить каждое из учреждений, где предприятие должно быть поставлено на учёт, и соблюсти многочисленные формальности.
С целью решения проблемы трудоёмкости регистрации необходимо проведение специальной работы по реализации принципа регистрации посредством «единого окна», связанной со снятием межведомственных барьеров и увязкой межведомственных интересов.
Так же необходимо внедрять информационные технологии в процессы регистрации, рассматривать информационные Интернет-технологии могут выступать в качестве базового направления совершенствования регистрации предприятий в перспективе. Конечно же, речь идет о регулировании и внедрении в процессы регистрации современных информационных технологий.
К сожалению, не все регистрирующие органы и другие организации, участвующие в процессе оформления, регулирования и регистрации предприятий, в полной мере готовы технически, организационно, квалифицированно воспринять передовые информационные технологии.
В России назрела необходимость принятия специального законодательства о добросовестном ведении бизнеса, которое регулировало бы ответственность учредителей и руководителей предприятия в связи с созданием предприятия (включая ответственность за предоставление ложной информации), а также ответственность посредников, лиц, предоставивших неверный юридический адрес и допустившие иные нарушения процедуры регистрации и подачи документов. Наряду с разработкой законодательства соответствующим государственным и общественным организациям следовало бы инициировать развитие соответствующей информационной среды, стимулирующей и вынуждающей предпринимателей добросовестно вести бизнес, честно вести дела со своими деловыми партнёрами.
Литература
1. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ // Российская газета. — 2015. — Федеральный выпуск — № 6642 — 6 апреля.
2. Артемьев Н.В. Особенности малого бизнеса современной России // Экономика и образование. — 2013. — № 5. — С. 105-110.
3. Берсток В.А. Развитие малого предпринимательства в России на современном этапе // Экономика и право. — 2013. — № 6. — С. 87-92.
4. Василенок В.Л., Алексашина Е.И. Развитие предпринимательства и факторы его определяющие // НИУ ИТМО, серия экономика и экологический менеджмент. — 2015. — № 3. — С. 97.
5. Дедул. В.А. Малый бизнес России: достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета. — 2007. — № 1-2. — С. 3-4.
6. Костенкова А.С., Новикова Я.В., Зиновьева Е.Г. Актуальность развития малого бизнеса в России // Вестник магистратуры. — 2014. — № 7. — С. 52-54.
7. Лепешкин С.М. Государство и предпринимательство: управление или регулирование? // Экономика, предпринимательство, право. — 2014. — № 2. — С. 26-30.
8. Павличенко А. А. Проблемы управления малым и средним предпринимательством: анализ научных публикаций // Вестник академии. — 2014. — № 2. — С. 53-57.