Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.3.9.html
Национальное законодательство Российской Федерации и таможенное законодательство Евразийского экономического союза в области защиты объектов интеллектуальной собственности
Эленбергер Е.В.,
evgeniy-berger@mail.ru
АОЧУВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (г. Калининград, Россия)
УДК 339.9(470:510)
Аннотация. Цель работы - изучение основных норм национального законодательства Российской Федерации и таможенного законодательства Евразийского экономического союза в области защиты объектов интеллектуальной собственности. Методы и объекты исследования: изучение и сравнение основных норм национального законодательства РФ и таможенного законодательства ЕАЭС в области зашиты объектов интеллектуальной собственности. Результаты: в процессе исследования были рассмотрены основные нормы таможенного законодательства ЕАЭС и национального законодательства РФ в области зашиты объектов интеллектуальной собственности, предпринята попытка сравнить их. Представлены права на результаты интеллектуальной деятельности и права на средства индивидуализации юридически лиц, услуг, товаров, работ и предприятий. Выводы: национальное законодательство Российской Федерации в области защиты объектов интеллектуальной собственности устанавливается в соответствии с нормами таможенного законодательства ЕАЭС. Нормы таможенного законодательства Евразийского экономического союза в области защиты объектов интеллектуальной собственности диктуют общие положения для всех государств-членов ЕАЭС, а национальное законодательство Российской Федерации адаптирует их под национальный уровень с дополнениями и конкретной информацией.
Ключевые слова: таможенное законодательство, ЕАЭС, государственное регулирование, охрана ОИС, интеллектуальная собственность.
Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.3.9.html
National legislation of the Russian Federation and customs legislation of the Eurasian Economic Union in the field of protection of intellectual property
Elenberger E. V.,
evgeniy-berger@mail.ru
The Moscow University of Finance and Law MFUA (Kaliningrad, Russia)
UDC 339.9(470:510)
Abstract. The purpose of the work is to study the main norms of the national legislation of the Russian Federation and the customs legislation of the Eurasian Economic Union in the field of protection of intellectual property. Methods and objects of research: study and comparison of the main norms of the national legislation of the Russian Federation and the customs legislation of the EAEU in the field of protection of intellectual property objects. Results: in the course of the study, the main norms of the customs legislation of the EAEU and the national legislation of the Russian Federation in the field of protection of intellectual property objects were considered, an attempt was made to compare them. The rights to the results of intellectual activity and the rights to the means of individualization of legal entities, services, goods, works and enterprises are presented. Conclusions: the national legislation of the Russian Federation in the field of protection of intellectual property objects is established in accordance with the norms of the customs legislation of the EAEU. The norms of the customs legislation of the Eurasian Economic Union in the field of protection of intellectual property dictate general provisions for all member states of the EAEU, and the national legislation of the Russian Federation adapts them to the national level with additions and specific information.
Keywords: customs legislation, EAEU, state regulation, intellectual property protection, intellectual property.
Введение
В условиях увеличения быстроразвивающегося объема производства, экспорта, импорта, и реализации товаров внутри страны возникает проблема защиты внутреннего потребительского рынка от контрафактных товаров, заполняющих его и защиты авторских прав. Контрафактная продукция, заполняющая внутренние рынки страны, приводит к вытеснению легальных производителей. Правообладатели объектов интеллектуальной собственности получают нежелательные для себя последствия, моральный и материальный ущерб. Причиняется вред здоровью людей, государство терпит большие экономические потери. Нормы национального законодательства Российской Федерации и международные нормы Евразийского экономического союза в области защиты объектов интеллектуальной собственности позволяют обеспечить защиту прав правообладателей. Цель исследования рассмотреть национальное законодательство Российской Федерации и таможенное законодательство Евразийского экономического союза в области защиты объектов интеллектуальной собственности и провести их сравнение.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 48 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.9.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Основная часть
Законодательство в области таможенного дела не стоит на месте. Оно стремительно развивается, изменяется и дополняется. В реалиях сегодняшнего дня основными таможенными документами, которые регулируют таможенную деятельность в общем и в частности в системе контроля, связанного с объектами интеллектуальной собственности выступают:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (Редакция от 02.07.2021 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2022).
3. Решения Евразийской экономической комиссии. Евразийская экономическая комиссия регулирует таможенные правоотношения в Евразийском экономическом союзе и принимает решения в соответствии с ТК ЕАЭС, а также международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза.
4. Последними из основных таможенных документов являются международные договора государств-членов Евразийского экономического союза, которые регулируют таможенные правоотношения в Евразийском экономическом союзе. [1,2,5,6]
Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уделяют пристальное внимание вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности на единой таможенной территории. Ссылаясь на нормы международных договоров и национального законодательства, они ведут правильную работу таможенных органов, которые, в свою очередь, обеспечивают охрану национальной безопасности, жизни и здоровья человека, животных и растительного мира, окружающей среды, а также выполняют другие задачи и функции, возложенные на таможенные органы. Основополагающим документом, регулирующим таможенную деятельность, а именно Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (вступившего в силу с 08.01.2018, в редакции от 29.05. 2019), выделена целая глава 52, касающаяся интеллектуальной собственности. Данная глава является фундаментом, на котором будет строиться национальное законодательство государств-членов ЕАЭС в области охраны объектов интеллектуальной собственности. На своем уровне эта глава в достаточной степени раскрывает меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. На основании ТК ЕАЭС каждое государство-член ЕАЭС разрабатывает свои положения и нормы в соответствии с национальными принципами.
Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (редакция от 22.12.2020) установлен целый ряд основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Данным федеральным законом также установлены полномочия Российской Федерации и её субъектов касательно области внешнеторговой деятельности. Целями установления этих полномочий в Федеральном законе 08.12.2003 N 164-ФЗ будут являться:
- Обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности;
- Защита политических интересов Российской Федерации;
- Защита экономических интересов Российской Федерации.
При возникновении необходимости соблюдения выполнения международных обязательств Российской Федерации, охраны общественной морали или правопорядка, обеспечения обороны страны или безопасности государства, жизни или здоровья животных, растений, окружающей среды, а также охраны жизни и здоровья граждан, могут вводиться меры в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, которые будут затрагивать внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью. Это обусловлено Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ (редакция от 22.12.2020).
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 49 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.9.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ установлены случаи, в которых внешняя торговля интеллектуальной собственностью, услугами и товарами может быть ограничена:
- Ограничение внешней торговли интеллектуальной собственностью, услугами или товарами, связанное с мерами валютного регулирования;
- В целях участия Российской Федерации в международных санкциях могут вводиться запреты и ограничения внешней торговли интеллектуальной собственностью, услугами и товарами;
- В целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации может вводиться ограничение внешней торговли интеллектуальной собственностью, услугами и товарами.
В Федеральном законе от 03.08.2018 N 289-ФЗ определено 13 функций таможенных органов (пункт 2 статьи 254). Одна из них закрепляет за таможенными органами оказание содействия в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществление противодействия незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) через Государственную границу Российской Федерации (п/п 7, пункт 2 статьи 254).
В главе 57 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ определены меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. В этой главе говорится об основаниях принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами (статья 327), подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр правообладателем и порядок его рассмотрения (статья 328), сроках защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности (статья 329) и др.
Вышеупомянутые 13 функций таможенных органов в Федеральном законе от 03.08.2018 N 289-ФЗ были определены в соответствии ТК ЕАЭС. Статьёй 351 ТК ЕАЭС определено 8 функций таможенных органов. В данном случае нас интересует одна конкретная, а именно - функция защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС.
Таможенные органы могут принять меры по защите прав интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС), данное действие со стороны таможенных органов определено статьёй 327 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ. Таможенные органы принимают меры по защите объектов интеллектуальной собственности в отношении товаров, которые содержат:
- Товарные знаки и знаки обслуживания;
- Наименования мест происхождения;
- Объекты авторского и смежного права.
Таможенные органы могут принимать меры в отношении вышеперечисленных объектов интеллектуальной собственности только в том случае, если ОИС включены в единый таможенный реестр ОИС государств-членов ЕАЭС или в таможенный реестр по заявлению правообладателя этого объекта интеллектуальной собственности (пункт 2 статьи 327 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Стоит отметить, что таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя в соответствии с главой 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
Что бы выполнять возложенные на них задачи и функции, таможенные органы выполняют определенные действия, которые связаны с объектами интеллектуальной собственности. Все действия таможенных органов в области объектов интеллектуальной собственности нацелены на
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 50 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.9.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
достижение конкретных целей, таких как обеспечение прав на объекты интеллектуальной собственности, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу ЕАЭС товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности. Главные положения в отношении действий таможенных органов для обеспечения этих целей раскрыты в статье 124 «Приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и возобновление срока выпуска таки товаров» ТК ЕАЭС и главе 52 ТК ЕАЭС «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами». [4]
Так как Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ основывается на ТК ЕАЭС, то в нём также можно найти положения в отношении действий таможенных органов, которые связаны с целями пресечения незаконного оборота товаров, которые содержат ОИС, а также с обеспечением прав на ОИС. Но данный законодательный акт адаптирован больше под законодательство Российской Федерации и направлен на таможенные органы со стороны Российской Федерации. ФЗ N 289 отчасти дополняет ТК ЕАЭС. Например, в ТК ЕАЭС говорится и Едином таможенном реестре ОИС государств-членов ЕАЭС и национальных таможенных реестрах ОИС, об общих аспектах данных реестров. А в Федеральном законе от 03.08.2018 N 289-ФЗ мы можем увидеть конкретную информацию, касающуюся таможенного реестра ОИС, а именно:
- О том, кто может подать заявление на включении в таможенный реестр ОИС, куда подать заявление, какие сведения должно содержать заявление, что прилагается к заявлению и т.д. (статья 328);
- О сроках защиты таможенными органами прав на ОИС (статья 329);
- О предварительном решении о включении ОИС в таможенный реестр (статья 330);
- Об основаниях для отказа во включении или исключения ОИС из таможенного реестра и основаниях для внесения изменений в таможенный реестр (статьи 331-333).
Касательно промышленных образцов, изобретений и полезных моделей, а также некоторых других объектов интеллектуальной собственности, законодательство не наделило полномочиями таможенные органы. Это связано с тем, что правовое регулирование таких объектов интеллектуальной собственности закреплено за патентным законодательством. По существу, это кропотливый и комплексный процесс контроля за такими ОИС. В теории таможенный орган может провести таможенный контроль объектов интеллектуальной собственности, которые имеют реальную форму, среди таких ОИС могут быть: топологии интегральных микросхем или некоторых патентов, например. [3]
Сотрудничество государств-членов ЕАЭС в области охраны и защиты прав на ОИС ведется по ряду основных направлений: обеспечение защиты прав на ОИС, обеспечение эффективной таможенной защиты прав на ОИС и осуществление мер, которые направлены на пресечение и предотвращение оборота контрафактных ОИС. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в таможенных органах со стороны Российской Федерации выделяются три основных направления контроля за обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности:
- Контроль за обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности на внутреннем рынке;
- Обнаружение и контроль объектов интеллектуальной собственности при декларировании;
- Обнаружение и контроль объектов интеллектуальной собственности при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.
Правообладатель объекта интеллектуальной собственности вправе использовать любые средства для защиты своих прав, если они не противоречат законодательству государств-членов ЕАЭС (пункт 4 статьи 384 ТК ЕАЭС). Эти средства защиты станут дополнением к мерам, которые принимает таможенный орган, по защите прав на ОИС.
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 51 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.9.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Статья 384 ТК ЕАЭС раскрывает меры, которые используют таможенные органы, по защите прав на ОИС, включённые в единый таможенный реестр ОИС Государств-членов ЕАЭС или национальный таможенный реестр ОИС, а также не включенные в таможенный реестр ОИС.
Информация о Едином таможенном реестре ОИС государств-членов ЕАЭС содержится в статье 385 ТК ЕАЭС, а статье 386 говорится о Национальных таможенных реестрах ОИС. Для включения в Национальный таможенный реестр ОИС правообладатель объекта интеллектуальной собственности должен сам подать заявление. Сведения о заявлении, месте, куда его подавать, а также условия и порядок ведения национального таможенного реестра ОИС и устанавливаются национальным законодательством.
Согласно статье 387 ТК ЕАЭС, в которой определяется срок защиты прав на ОИС таможенными органами, в отношении ОИС, включенных в Единый таможенный реестр ОИС, срок защиты прав не может превышать 2 года, но может продлеваться. В отношении ОИС, включенных в Национальный таможенный реестр ОИС, срок защиты прав будет устанавливаться законодательством государства-члена ЕАЭС.
Гражданский Кодекс является основополагающим документом в национальном законодательстве Российской Федерации. Касательно охраны объектов интеллектуальной собственности ГК РФ от 18.12.2006 (редакция от 11.06.2021 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2022) раскрывается в четвёртой части. Эта часть ГК РФ полностью посвящена двум аспектам результатов интеллектуальной деятельности. Первый из них - это права на результаты интеллектуальной деятельности. Второй касается прав на средства индивидуализации результатов интеллектуальной деятельности.
К правам на результаты интеллектуальной деятельности в части четвертой ГК РФ относятся:
- Авторские права (глава 70). Оно охватывает деятельность автора в области искусства, науки и литературы. Деятельность автора в данной области будет относиться к авторским правам, так как он имеет интеллектуальные права на свои произведения.
- Смежные с авторскими права (глава 71). Эти права тесно связаны с момента их возникновения и осуществления от прав авторов, о которых говорилось выше. К смежным правам будут относиться различные постановки спектаклей, передачи эфирного и кабельного вещания, а также произведения авторов в области литературы, науки и искусства. Охрана прав, которыми владеет автор данных произведений, одна из главных задач смежного права.
- Патентные права (глава 72). К ним относятся результаты интеллектуальной деятельности авторов в отношении изобретений, промышленных образцов и полезных моделей. Патентными правами будут считаться интеллектуальные права, которыми владеет автор в отношении эти результатов интеллектуальной деятельности. Патентное право даёт автору исключительные права и право авторство на свои изобретения, промышленные образцы и полезные модели, так же в некоторых случаях закрепляет за ним право на получение патента и вознаграждения.
- Права на селекционные достижения (глава 73). Селекционным достижением будет являться творческая деятельность автора, которая направлена на выведение и создание новых биологических объектов, обладающих набором определённых свойств. Селекционные достижения, включённые в Государственный реестр селекционных достижений, дают их автору интеллектуальные права. В Государственном реестре селекционных достижений находятся породы животных и сорта растений. Интеллектуальными правами на селекционные достижения будут являться: право авторства; право на вознаграждение, наименование, получение патента; исключительное право.
- Права на топологии интегральных микросхем (глава 74). Согласно статье 1448 ГК РФ, интегральная микросхема - это микроэлектронное изделие, целью создания которой является выполнение функции электронной схемы. Определённое расположение всех элементов
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 52 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.9.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
интегральной микросхемы и взаимосвязь между ними будет являться топологией интегральной микросхемы.
- Секрет производства (ноу-хау) (глава 75). Сведения, содержащие коммерческую тайну, к которым у третьих лиц по закону нет свободного доступа, и представляющие определенную коммерческую выгоду будут являть секретом производства (ноу-хау). Согласно законодательству, владельцу секрета производства даётся исключительное право использования секрета производства, которым он может распоряжаться в полной мере, но в рамках закона.
Ни для кого не секрет, что создание какой-либо уникальной, новой или выгодной в плане дохода вещи или услуги на данный момент очень трудоёмкое занятие. Например, на написание книги у автора может уйти несколько лет, на создание изобретения или полезной модели потратиться не малая сумма денег - всё это будет являться результатом интеллектуальной деятельности. Это касается всех отраслей интеллектуальной собственности. Чтобы не допустить нежелательных последствий, результаты интеллектуальной деятельности защищаются не только вышеупомянутыми правами, но и правами на средства индивидуализации результатов интеллектуальной деятельности.
Правам на средства индивидуализации юридически лиц, услуг, товаров, работ и предприятий посвящена глава 76 ГК РФ.
Для отличия одного юридического лица или предприятия от другого существуют права на их фирменное наименование и права на коммерческое обозначение.
Для отличия одного товара, работы или услуги существуют права на знак обслуживания и товарный знак, а также право на наименование места происхождения товара.
Различные юридические и (или) физические лица могут использовать идентичные товары и услуги. Различить какие товары и услуги принадлежать одному юридическому лицу или физическому лицу, а какие другому, помогают такие вещи как знак обслуживания и товарный знак. Они являются определенным обозначением, благодаря которому можно установить, кому принадлежит товар или услуга. Для того, чтобы индивидуализировать товар и услугу используют товарный знак и знак обслуживания, соответственно.
Словосочетание или отдельное слово, цифры, буквы, символы, рисунки, цветовые оттенки -все это может быть зарегистрировано в виде товарного знака.
Результат интеллектуальной деятельности подразумевает под собой создание объекта интеллектуальной собственности, который регулируется отдельным правовым законодательством. Такое разделение связано с тем, что каждый объект интеллектуальной собственности по-своему уникален и требует отдельного подхода охраны прав на ОИС в своей области.
Заключение
В процессе исследования было рассмотрено и проведено сравнение национального законодательства Российской Федерации и таможенного законодательства Евразийского экономического союза в области защиты объектов интеллектуальной собственности.
В результате исследования можно сделать выводы: национальное законодательство Российской Федерации в области защиты объектов интеллектуальной собственности устанавливается в соответствии с нормами таможенного законодательства ЕАЭС. Нормы таможенного законодательства Евразийского экономического союза в области защиты объектов интеллектуальной собственности диктуют общие положения для всех государств-членов ЕАЭС, а национальное законодательство Российской Федерации адаптирует их под национальный уровень с дополнениями и конкретной информацией.
Вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности, занимают не малую долю в международном и национальном таможенном законодательстве. На данный момент опыт
Ф Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 53 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.3.9.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
международного законодательства относительно решения вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, позволяет решить огромное количество спорных моментов, но до си пор не является идеальным. Российская Федерация принимает участие не во всех соглашениях и конвенциях международного законодательства, что так же не позволяет в полной мере использовать потенциал, накопленный международным законодательством.
Библиографический список
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 4: федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ (в ред. от 25.02.2022 г.; с изм. и доп. от 25.02.2022 г.).
2. Мустафина К.И., Плахова А.А., Ахмедзянов Р.Р Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №10-2 (80). С. 58-61.
3. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. Осуществление таможенными органами контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Весник Академии знаний. 2020. №40. С. 377-380.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ.