УДК 330.322.14
Баркатунов Владимир Феоктистович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой «Философия, история и право» Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ e-mail: e-mail: [email protected]
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
«Страны, которым наносились сильные удары, показывали живучесть только тогда, когда брались с большой энергией и охотой за дело своего обновления. Никаких пышных фраз я произносить и не желаю, но в данную минуту мне припоминаются слова, сказанные создателем русского флота, все тем же Петром Великим, при котором впервые застучал топор русского строителя на русских верфях. Эти слова нам нужно надолго запомнить. Вот они: "Промедление времени — смерти безвозвратной подобно".
П. А. Столыпин
Аннотация: Статья посвящена анализу тенденций развития российской экономики в условиях экономических санкций. Для преодоления последствий экономической блокады России необходимо следовать новой модели экономического развития, которая должна обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к экономике обществом и государством. При этом необходимо максимально использовать имеющиеся региональные экономические возможности и накопленный опыт управления в кризисных ситуациях. Ключевые слова: территория опережающего развития, экономические санкции, изоляция России, антироссийская политика, угроза экономической безопасности, региональная экономика, продовольственная безопасность, управление в кризисных ситуациях.
Barkatunov V. F. PhD in Sociology, a Head of the Department of Kursk branch of Financial University under the Government of RF.
THE LEGISLATION OF THE FORESTALLED DEVELOPMENT TERRITORIES AS A TOOL FOR THE REFORM OF THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract: The article is devoted to the analysis of trends in the development of the Russian economy in conditions of economic sanctions. To overcome the consequences of the economic blockade Russia must follow the new model of economical development, which should ensure compliance with the requirements of the economy, society and the state. There is the need to maximize the use of existing regional profitable opportunities and gained experience in crisis situations control. Key words: forestalled development territory, economic sanctions, the isolation of Russia, contra Russian policy, the threat to economic security, regional economy, food security, crisis situations control.
Принятие Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 47Э-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» практически совпало по времени не только с обострившимся мировым экономическим кризисом, но и с попытками грубого вмешательства ряда европейских стран и США во внутренние дела России. При этом используются различные институты международного права, в том числе возможность применения экономических санкций с конечной целью дестабилизации социально-экономической ситуации или изменения внешнеполитического курса.
Соединённые штаты Америки и их союзники, объявляя экономические санкции современной России, накопили в этом отношении значительный опыт. Достаточно вспомнить страшный Голодомор 1932-1933 на территории многих регионов СССР, в том числе на территории Украины и Курской губернии. Тогда Запад пытался задушить новое политическое образование без военного вмешательства. Именно с этой целью в 1930 году вводится эмбарго на ввоз всех советских товаров на территорию США, кроме зерна. В том же году к штатам присоединяется Франция, а через три года Британия. Все усилия этих стран были направлены на дестабилизацию политической ситуации, полную экономическую, политическую, технологическую и техническую изоляцию нашей Родины.
В этой связи, наблюдаемая сейчас ситуация кажется неожиданной только на первый взгляд, она назревала давно. Конфликт с Украиной является результатом двадцатилетнего противостояния России и США на пространстве СНГ. Санкции не являются фактором, драматически меняющим картину развития экономики и ломающим устойчивую модель роста — санкции пока касаются либо долгосрочных, либо технических вопросов, причем вне зависимости от сектора. Список продукции, подлежащей, в соответствии с ними, экспортному контролю, включает буровые платформы, оборудование и детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта, дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления и ряд других позиций. Удар наносится практически в сердце современной российской экономики, существенно
зависящей от состояния нефтегазового комплекса. В той или иной мере это может коснуться не только каждого региона, но и каждого гражданина.
Одновременно принимаются активные меры по ограничению доступа российских углеводородов на внешние рынки, т.е. наносится удар по основным источникам бюджетных поступлений. Российские компании уже столкнулись с негативным отношением со стороны западных партнеров при выполнении уже действующих контрактов. Это не только ситуация с контрактами в области ВПК и в частности с поставками вертолётоносцев « Мистраль». Французская компания EDF Trading уже отказалась от нескольких партий российского термального угля компании ООО «Угольная компания «Заречная», который поставлялся в рамках шестилетнего контракта, подписанного в феврале 2013 года. Под давлением США и их европейских союзников заблокировано строительство газопровода « Южный поток». Наметилась тенденция к сокращению экспорта зерна и продукции от его переработки.
В этих условиях особую роль в реформировании экономики России призван сыграть Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». В соответствии с которым территория опережающего социально-экономического развития - это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Такая территория создается на территории одного или нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации [1].
К сожалению, создание территорий опережающего развития в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ возможно только лишь на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Представляется, что в условиях складывающейся непростой экономической ситуации следует предоставить это право всем субъектам федерации, что не только будет соответствовать принципу единства экономического пространства, но и будет стимулировать инициативу региональных и муниципальных властей и различных институтов гражданского общества.
Преференциальный режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития включает в себя:
1) установление резидентам льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества;
2) особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития, установленные законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 284, 284.4, 342.3 НК РФ);
3) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 24 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»);
4) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
6) предоставление государственных услуг на территории опережающего социально-экономического развития;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога [1].
Территория опережающего социально-экономического развития создается на 70 лет. При этом срок ее существования может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.
Существование территории опережающего социально-экономического развития прекращается по решению Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае, если:
1) это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) по истечении трех лет с даты принятия решения о создании территории опережающего социально-экономического развития не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты [1].
Россия была вынуждена совершить адекватные меры в защиту своих экономических и геополитических интересов, своего государственного суверенитета. Эти меры связаны не только с введением ограничений на ввоз сельскохозяйственной продукции из ряда европейских стран, но и с необходимостью укрепления и развития региональных экономик и перерабатывающей отрасли в целом. По сути дела требуется изменения экономической стратегии государства. В частности, высвобождаемые, в связи со свёртыванием « Южного потока», средства следует, вероятно, направить на строительство не только газопровода в Турцию, но и перерабатывающих предприятий на территории России. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что продажа сырья всегда менее эффективна, чем продажа продуктов глубокой переработки. Известно, что газ и нефть - это не только топливо, но и сырьё для химической промышленности и производства широкой гаммы полимерной продукции. Одни только полимерные трубы, вытесняющие металлические, приводят к увеличению выручки в 4-5 раз в сравнении с продажей просто тысячи кубометров сырого газа. Анализ показывает, что промышленная переработка газа и нефти может повысить бюджетоотдачу добываемого сырья и финансовую выгоду компании в 6-12 раз.
В этой связи необходимо упомянуть Постановление Правительства от 3 января 2014 г. № 5 « Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий Российским предприятиям (организациям) химического комплекса...». В сложившейся ситуации Курской области может быть отведена особая роль в преодолении существующей экономической блокады России. Действительно, по территории Курской области проходят крупнейшие нефти и газопроводы, соединяющие Россию с Европой. На территории области находятся крупнейший в Европе комбинат «Химволокно», ОАО «Резинотехника», ОАО «Аккумулятор». Именно эти предприятия предоставляли в своё время «большую химию» Советского союза и обеспечивали его экономическую и оборонную мощь. С учётом этих особенностей Курской область может стать территорией опережающего развития.
Модернизация этих предприятий, строительство газоперерабатывающих и нефтеперегонных предприятий способно радикально изменить лицо региона и превратить его в мощный промышленный центр. Одновременно это позволит решить проблему создания новых рабочих мест не только для беженцев, но и для нашего подрастающего поколения. На федеральном уровне, возможно, потребуется создание Министерства химической промышленности, которое будет отвечать за глубокую переработку газа и нефти, замену нефтепроводов и газопроводов на продуктопроводы для поставок не сырой нефти и газа, а бензина, солярки и иных продуктов переработки. Именно глубокая переработка не только газа и нефти, но и леса, продукции сельского хозяйства, позволит России избежать роли сырьевого придатка Европы, обеспечит её суверенитет. Это потребует строительства и реконструкции перерабатывающих предприятий, что практически невозможно без использования в деятельности хозяйствующих субъектов, таких договоров, как договор коммерческой концессии и договор контрактации. Именно активное использование этих договоров позволило в своё время не только провести индустриализацию, но и накормить и одеть, довоенную Россию.
Важно в этой ситуации использовать потенциальные технологические и технические возможности наших стратегических партнёров по СНГ, таких как Белоруссия и Казахстан. Количество хозяйствующих субъектов из этих стран на территории Курской области имеет устойчивую тенденцию к увеличению, а претензий к качеству продукции и услуг практически нет. При этом недопустимо игнорирование временного фактора. Как только наши сегодняшние западные оппоненты начнут понимать, что их ниши занимаются другими, они будут вынуждены несколько по иному относиться к их сегодняшней «антироссийской солидарности». На сегодняшний момент в каждом регионе чрезвычайно важно проанализировать структуру, динамику и тенденции внешнеэкономических отношений. Именно региональные власти могут и должны разрабатывать конкретные программы по импортозамещению и развитию межрегионального сотрудничества. К сожалению, во многих случаях за последние годы активно изучался опыт стран дальнего зарубежья, но игнорировался региональный опыт и экономические возможности соседних
регионов. Потенциальные возможности межрегионального сотрудничества в условиях применения к России экономических санкций приобретают особое значение. Именно такое сотрудничество позволит на первом этапе смягчить последствия от их применения, а затем создать предпосылки для формирования мощной региональной экономики. При этом уже сегодня необходимо проанализировать состояние внешнеторгового оборота каждого субъекта федерации с позиций защиты его экономических интересов и интересов Российской Федерации.
Внешнеторговый оборот Курской области по итогам 2013 года составил: 1426,0 млн. долл. США, в том числе экспорт - 721,2 млн. долл. США, импорт -704,8 млн. долл. США. Внешнеэкономическую деятельность осуществляют более 260 предприятий и организаций области, которые сотрудничают со всеми государствами СНГ и 75 странами дальнего зарубежья.
Таблица - Товарная структура экспорта и импорта Курской области в 2013 г. (в фактически действовавших ценах; тыс. долл. США)
Экспорт Импорт
Продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье
(кроме текстильного) 139592.7 218788.9
Минеральные продукты 371218.4 18669.5
Топливно - энергетические товары - 17664.2
Продукция химической промышленности,
каучук 77163.9 118082.0
Кожевенное сырье,
пушнина и изделия из них 10639.0 192.4
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 9947.7 66367.7
Текстиль, текстильные
изделия и обувь 31962.4 24099.1
Металлы и изделия из них 7038.3 54228.4
Драгоценные камни, драгоценные металлы и
изделия из них - 2.5
Машины, оборудование и транспортные средства 45235.2 132739.3
Прочие товары 2657.0 12920.1
Источник: Курская область в цифрах. Статистический сборник, г.Курск-2014
Номенклатуру экспортных поставок Курской области составляют: руды и концентраты железные, продукция химической промышленности, продовольственные товары, металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, текстиль, текстильные изделия и обувь, кожевенное сырье, древесина и изделия из нее. Ведущими экспортерами Курской области являются: ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Курскрезинотехника», ООО «Курскхимволокно», ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ЗАО «КОНТИ-РУС», ООО «Курский электроаппаратный завод», ООО СП «Бел-Поль», ОАО
«Кореневский завод низковольтной аппаратуры», единая производственная площадка ООО «ИСточник ТОка Курский», ООО «ИСТОК +» и ООО «Курский аккумуляторный завод».
В стоимостной структуре импорта ведущее место занимают продовольственные товары, машиностроительная продукция, продукция химической промышленности, древесина и изделия из нее, изделия из металлов.
М11к)1ли,»к ь'ты
Тем П |1Ь. ТС*Л ПIII-
ШсНПсгпвН! ебужъ
Мтиии ищи н
114 ПК
,"(] I СЕ|Х1 ЦП 11
1ДОЛНЮ»»-
глеи ы
юг.
^'«»лшчч^чс щгдошан) нг)н
0,1-
11[ц"ше
I (роД* М 01Я ЯМПЙНЙ ГЦ Ю.Ч-1 Ш ШИП л<
ЦИЯ0Н№1И*-101^111 к
мпляспаиве
ьци« ..II).
Ми|1|>(М
ч^ичц^ . + .И ■ [1' 11
Рисунок - Структура импорта Курской области в разрезе основных видов продукции по итогам 2013 г.
В экспортных поставках на долю стран СНГ в 2013 г. приходилось 35,3 % или 254,5 млн. долл. США; на долю стран дальнего зарубежья - 64,7 % или 466,7 млн. долл. США. В областном импорте удельный вес стран СНГ составил 71,2 % (501,7 млн. долл. США), стран дальнего зарубежья - 28,8 % (203,1 млн. долл. США). В общем объеме внешнеторгового оборота Курской области на долю стран СНГ приходится 53,0 % или 756,2 млн. долл. США, на страны дальнего зарубежья - 47,0 % или 669,9 млн. долл. США. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами Курской области из стран СНГ являются Украина, Беларусь и Казахстан. Из стран дальнего зарубежья лидирующее место по объемам товарооборота занимают Китай, Словакия, Германия, Италия, Румыния, Чехия, Польша, Венгрия.
В процессе преодоления последствий применения экономических санкций особого внимания заслуживает развитие и реформирование строительного комплекса Курской области. Это чрезвычайно важно не только в связи с началом строительства станции замещения Курчатовской АЭС, которая может оказаться в роли локомотива новой индустриализации региона. Это связано с активным развитием жилищного строительства с привлечением личных накоплений граждан. В условиях финансового и инвестиционного голода эти накопления по сути дела будут активно работать в интересах государства, а государству в этой ситуации не придётся выступать в роли заёмщика денежных средств у населения. Строительная индустрия на
территории региона получила достаточно активное развитие. Тем не менее, требуется строительство как минимум трёх цементных заводов, в том числе на территории Щигровского, Суджанского и Солнцевского районов. При этом необходимо исходить не только из потребностей Курской области, но и Москвы, Московской области, Белоруссии. Справиться с этими объёмом только силами области невозможно. Необходима консолидация усилий и финансовых возможностей федеральных министерств и ведомств и, прежде всего, таких как Министерства строительства и ЖКХ, Министерства энергетики. С учётом больших объёмов ветхого и аварийного жилья необходима инвентаризация всех заводов ЖБИ, заводов строительных материалов. Одновременно заслуживает предложение ряда специалистов по строительству на территории Курской области металлургического комбината с использованием относительно дешёвой электроэнергии Курчатовской АЭС и продукции Железногорского ГОКА. Ежегодно мы несём огромные материальные издержки, как по транспортировке электроэнергии, так и по транспортировке железной руды. Именно с эти связан проект по строительству в Кореневском районе сталепрокатного завода. Компания «Инвестиционно-строительные
технологии» намерена вложить в проект почти 5 млрд. руб. Строительство сталепрокатного завода с собственной энергоустановкой позволит снизить себестоимость готовой продукции и обеспечить ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Ввод завода в строй обеспечит область металлопрокатом собственного производства, позволит продавать продукцию в другие регионы России, Белоруссии и страны СНГ. Новый металлургический комбинат поможет развить экономику региона, позволит остановить поставки лома черных металлов из других регионов и получить дополнительные поступления в бюджет области. Выход завода на проектную мощность (350 тыс. тонн металлопроката в год) намечен к 2017 г. На предприятии создадут около 300 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Использование передовых технологий даст возможность выпускать высококачественную продукцию широкого ассортимента, в том числе для строительной индустрии и машиностроения.
К сожалению, машиностроительная отрасль, как Курской области, так и России в целом, практически разрушена. Именно это и стало главным результатом реализации на практике сверхмодной «теории сервисного государства». Россия на рубеже 90-х годов прошлого столетия производила около 90 тысяч станков, сейчас - 4-5 тысяч станков от силы. Без своих станков построить развитую национальную экономику практически невозможно. Разрушительные процессы коснулись, в том числе и предприятий ВПК, многие из них были перепрофилированы, а отдельные такие как Железногорский « Гранит» прекратили своё существование. Конечно, многое зависит в настоящие время от инициативы руководства области и от умения найти понимание с такими министерствами как Министерство Обороны, МЧС, Министерство внутренних дел. Достаточно сказать, что только реализация программы по обеспечению объектов жизнеобеспечения аварийными электростанциями и запасными глубинными насосами способно не только
создать новые рабочие места, сохранить уровень технологической культуры, но и сохранить профессиональное кадровое ядро. Военно-промышленный комплекс должен стать не только исполнителем своих «прямых обязанностей», но и прочной основой для окончательного решения насущнейшего вопроса возрождения отечественной электроники и обретения собственного оригинального программного обеспечения. ВПК как богатый потребитель тянет за собой целый шлейф современных производств и технологий. Раскручивается мультипликационный эффект. Выстраивается сложная система, требующая серьёзнейшей координации, которую должен и может выполнять такой государственный орган как Госплан.
Попытка возложить эти функции на Министерство экономического развития пока не даёт желаемого результата. Сегодняшней России нужен не источник директив, а структура, укомплектованная высококлассными менеджерами, обладающая колоссальной базой данных, выдающая по каждому вопросу несколько вариантов развития и действий, выстраивающая логистику связей и т.д. и т.п. С принятием Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отпадают всякие сомнения в необходимости его создания. Это становится особенно актуальным в связи с ликвидацией Министерства регионального развития, отдельные полномочия которого в отношении регионов, просто зависли и требуют серьёзной проработки на федеральном уровне. Именно Госплан мог бы выполнить функции единого координатора региональных планов по преодолению последствий применения экономических санкций. То что эти планы должны быть уже разработаны в каждом субъекте федерации не вызывает ни какого сомнения.
С учётом того, что Курская область является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции, её роль сложно переоценить в решении проблемы продовольственной безопасности не только нашего региона, но и в целом Российской Федерации. Несмотря на неплохие показатели в полеводстве, мы так и не сумели достичь необходимого уровня производства зерна на душу населения. В самые лучшие годы России производила 90-110 миллионов тонн зерна в год, что явно недостаточно для активного развития животноводства. К сожалению и этот объём зерновых во многих случаях не удаётся сохранить. В целях развития зернового рынка необходима активная государственная поддержка, направляемая на модернизацию внутренней и экспортной инфраструктуры, принятие федерального закона «О зерновых товарных складах общего пользования», предусматривающего совершенствование законодательства в части использования зерна в качестве залогового обеспечения при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Именно это обстоятельство может не только повысить инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных предприятий, но и в конечном итоге полностью обеспечить решения продовольственной безопасности. При этом особое внимание следует обращать на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств
Производственную деятельность по переработке зерна и его продуктов на территории Курской области ведут 24 крупных и средних предприятия. Из них: 12 - мукомольно-крупяной и комбикормовой, 1 - спиртовой, 9 -хлебопекарной, 2 - макаронной отрасли [3].
С учетом потребностей зернового рынка, наличия природно-климатических условий и умения наших хлеборобов Курская область достигла высоких результатов по сбору урожая зерновых за последние годы. В 2014 году собрано более 3 млн. тонн, причем значительный удельный вес занимает продовольственное зерно с высокими качественными показателями.
Мукомольные предприятия располагают мощностями по хранению зерна в объеме 650 тыс. тонн и производству муки 328 тыс. тонн, в том числе пшеничной - 283 тыс. тонн и ржаной - 46 тыс. тонн.
В течение 2011-2012 гг. ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов» запустило в работу линию по расфасовке муки производительностью 7 тонн в час, в ООО «Дмитриевский КХП» введен в эксплуатацию сушильно-очистительный комплекс мощностью 120 тонн/час, осуществлена газификация предприятия. ОАО «Злак» завершено строительство 5 зерноскладов в Золотухинском районе. В ОАО «Кореневохлебопродукт» введена в эксплуатацию зерносушилка мощностью 33 тонны в час, проведено расширение внутренней газопроводной сети.
В 2014-2015 годах намечено строительство мельничного комплекса в Медвенском районе мощностью по производству муки 135 тыс. тонн в год.
В 2017 году планируется реконструкция мельницы пшеничного помола ОАО "Щигровский комбинат хлебопродуктов" с доведением мощности по производству муки до 56 тыс. тонн в год.
В результате годовые мощности мукомольной промышленности к 2017 году возрастут до 495,3 тыс. тонн, а производство муки - до 320 тыс. тонн.
С целью обеспечения возрастающего поголовья скота и птицы полноценными кормами продолжает интенсивное развитие комбикормовая промышленность.
В рамках реализации Комплексной программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области на 2011-2017 годы введены в эксплуатацию 3 комбикормовых цеха общей мощностью 306 тыс. тонн в год.
В ОАО «Щигровский комбинат хлебопродуктов» завершена реконструкция комбикормового завода с объемом инвестиций более 200 млн. рублей. В результате реализации данного инвестиционного проекта годовые мощности предприятия доведены до 178 тыс. тонн комбикормов.
Завершено строительство комбикормового цеха в Суджанском районе мощностью 20 тыс. тонн комбикормов в год, пуск которого состоялся в феврале 2013 года.
Реализация программных мероприятий по вводу новых производств и реконструкции действующих позволит увеличить мощности комбикормовой промышленности по сравнению с 2012 годом на 577 тыс. тонн и довести их до 1,28 млн. тонн. Объем инвестиций составит 3,1 млрд. рублей. Будет создано 219
новых рабочих мест.
Открываются и новые производства по производству растительного масла. В поселке Коренево приступил к работе завод ООО «Солнечный край» мощностью по переработке до 12 тыс. тонн семян подсолнечника в год. Также данное предприятие производит минеральную и очищенную питьевую воду в ПЭТ-таре и стеклянных бутылках (от 300 бутылок в час) под торговыми марками «Вкусния» и «Аква» [3].
В 2016 году в Курчатовском районе планируется запустить завод по переработке подсолнечника мощностью по производству растительного масла 35 тыс. тонн.
Модернизация технологической базы современного агропромышленного производства невозможна без массового внедрения биотехнологий и биотехнологических продуктов. В целях выхода агропромышленного комплекса региона на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной биотехнологии необходимо решить задачу по созданию инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.
К сожалению, приходится констатировать, что мы научились выращивать продукцию сельского хозяйства, но полностью разрушили систему сбора, хранения, и её переработки. Социально-экономический кризис в стране в 1991-2000 годы, ошибки в аграрной политике и их последствия негативно отразились на функционировании агропромышленного комплекса Курской области, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности. В результате спада сельскохозяйственного производства и резкого снижения уровня загрузки, перерабатывающих мощностей, неконкурентоспособности производимой продукции, что усугублялось внешнеторговой экспансией продовольствия и неэффективным управлением со стороны собственников в условиях формировавшихся рыночных отношений, 95 процентов пищевых и перерабатывающих предприятий оказалось в тяжелом финансовом положении и были признаны банкротами. В ходе проведения соответствующих процедурных мероприятий по их оздоровлению имущественный комплекс 32 предприятий в виду высокой его изношенности не был востребован, в результате прекратили производственную деятельность. В их числе 3 сахарных, 6 консервных, 3 спиртовых, 7 по производству пеньковолокна, 5 молочных заводов, 6 мясокомбинатов, ликероводочный и винный заводы [4]. Перерабатывающая отрасль была практически разрушена.
В 2001-2013 годах проводилась работа по восстановлению утраченного потенциала пищевой и перерабатывающей промышленности и ее развитию. В рамках частно-государственного партнерства в отрасли привлечено инвестиций свыше 12,45 млрд. рублей. В результате возобновило производственную деятельность 21 предприятие. Среди них особо значимые Золотухинский и Кривецкий сахарные заводы общей мощностью по переработке сахарной свеклы 9 тыс. тонн в сутки, Курский молочный и Олымский молочно-консервный комбинаты. За счет нового строительства и реконструкции, установки современного более производительного оборудования введены новые мощности по производству муки, крупы, комбикормов, макаронных и
хлебобулочных изделий, мясомолочной продукции, детских продуктов питания, кондитерских и других групп товаров.
Вложенные инвестиции и положительные процессы в сельскохозяйственном производстве способствовали устойчивому наращиванию объемов производства пищевых продуктов. Их доля в общем объеме обрабатывающих производств увеличилась с 29,8 процента в 2000 году до 41 процента в 2010 году. За последние 5 лет удельный вес продовольствия в структуре потребительских товаров, поставленных на рынки области, увеличился с 64 до 73,7 процента, а отгруженных в другие регионы - с 60 до 84 процентов, а в экспортных поставках - до 96,4 процента. За 2009 год согласно официальным данным Росстата за пределы области поставлено пищевой продукции на сумму 17,8 млрд. рублей, или 49,8 процента от произведенного объема. При этом объемы вывоза превысили ввоз на 10,3 млрд. рублей, или в 2,4 раза. Иная ситуация имела место в 2000 году, когда объемы ввоза продовольствия в область превышали его вывоз в два раза [3] .
Анализ результатов работы и производственно-экономических параметров, складывающихся в пищевой и перерабатывающей промышленности в течение последних лет, отражает не только возросший ее потенциал и динамичное наращивание продовольственных ресурсов, но и необходимость ускорения ввода новых мощностей и производств, и, прежде всего, по переработке мясных ресурсов и производству комбикормов, обновления основных фондов и оборудования на действующих предприятиях с учетом задач, вытекающих из Доктрины «О продовольственной безопасности Российской Федерации» и соответствующего Закона Курской области.
Реализованные за последние годы мероприятия по обновлению технологического оборудования на действующих предприятиях способствовали некоторому повышению эффективности их деятельности. Вместе с тем, отрасль характеризуется высокой ресурсо- и энергоемкостью выпускаемой продукции, недостаточной глубиной и комплексностью переработки сырья, значительными его потерями, низким уровнем механизации и автоматизации производства.
Только 30 процентов активной части фондов предприятий соответствует современному уровню, около трети подлежат реконструкции и модернизации, а порядка 35 процентов - полной замене. В молочной промышленности износ оборудования составляет 67 процентов, мясной - 58 процентов, мукомольной -56 процентов.
Оживление инвестиционной активности начало проявляться лишь во второй половине прошлого десятилетия, что связано с проведением новой государственной политики по приоритетному развитию агропромышленного комплекса, выделением субсидируемых кредитов на приобретение технологического оборудования для первичной переработки мяса и молока, модернизацию сахарных заводов, а также с созданием в области благоприятного климата для инвестиционной деятельности. Из 12,45 млрд. рублей, вложенных за 2001-2010 годы в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, 10,2 млрд. рублей, или 82 процента, было освоено в течение последних пяти лет. В то же время каждое четвертое
предприятие в эти годы не осуществляло обновления технологического оборудования в связи с отсутствием собственных средств и залогового обеспечения для приобретения заемных средств на эти цели. Часть из них ввиду высокой изношенности зданий и сооружений не внесли предложений о своем развитии и в ближайшей перспективе.
В течение многих десятилетий в области не решалась задача переработки производимого мяса в полном объеме. В дореформенный период ежегодно на промышленную переработку отгружалось в другие регионы до 100 тыс. тонн скота, или около 40-45 процентов от произведенного.
В последующие годы в результате негативных последствий экономического кризиса, резкого сокращения мясных ресурсов, неплатежеспособности и высокой изношенности основных фондов и технологического оборудования прекратили производственную деятельность 6 мясокомбинатов 1933-1954 гг. постройки общей мощностью по переработке мяса в убойном весе 49,5 тыс. тонн.
В рамках реализации Комплексной программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2011-2017 годы за последние годы введены в эксплуатацию мясохладобойня в Суджанском районе мощностью по забою свиней 40 голов в час, цех по производству мясных полуфабрикатов мощностью 1,0 тыс. тонн в год и 5 малых цехов по переработке мяса в Дмитриевском, Железногорском, Льговском и Щигровском районах общей мощностью 3,3 тыс. тонн в год.
В 2012 году введен в эксплуатацию крупный мясоптицекомбинат в п. Горшечное мощностью по производству мяса птицы 100 тыс. тонн в год.
За 2011-2012 годы на эти цели было направлено 9 млрд. 596 млн. рублей. Освоено 84 новых вида колбасных изделий и полуфабрикатов.
Увеличены годовые мощности по промышленной переработке скота в живом весе на 8 тыс. тонн и доведены (по состоянию на 1 января 2013 года) до 35,7 тыс. тонн, птицы - на 100 тыс. тонн и доведены до 130,6 тыс. тонн.
В связи с возрастающими объемами скота, производимого на животноводческих комплексах, которые к 2017 году составят 400 тыс. тонн в живом весе, есть острая необходимость строительства в области крупных современных предприятий по забою скота и переработке мяса.
В течение 2013-2017 годов планируется начать строительство и ввести в эксплуатацию современные хладобойни в Железногорском, Золотухинском, Беловском, Рыльском и Глушковском районах общей мощностью по переработке скота 188 тыс. тонн в живом весе [3].
В результате выполнения программных мероприятий в 2017 году объем производства мяса и субпродуктов, включая мясо птицы, составит 125,5 тыс. тонн, колбасных изделий - 9,3 тыс. тонн, полуфабрикатов - 13,5 тыс.
В годы плановой экономики в области работало 29 предприятий по переработке молока, из которых 19 занимались выработкой масла, три специализировались на производстве твердых, мягких и плавленых сыров, два -молочных консервов, два - сухого цельного и обезжиренного молока.
В 1990 году на переработку поступило 724 тыс. тонн молока, из которого
было выработано 20,7 тыс. тонн масла, 153,2 тыс. тонн цельномолочной продукции в пересчете на молоко (в основном фляжное и бочковое), сыра 5,1 тыс. тонн. При этом мощности отрасли были задействованы на 98,6 процента.
Однако резкое сокращение численности дойного стада и, как следствие, падение объемов производства молока привело к соответствующему снижению объемов поставок на промышленную переработку.
В 2000 году на заводы области поступило 172,8 тыс. тонн молока, в сравнении с 1990 годом объемы заготовок сократились в 4,2 раза. В последующие годы в результате принимаемых мер, тенденция резкого спада была приостановлена, однако процесс снижения пока продолжается. В течение 2001-2010 годов среднегодовое сокращение закупок молока составило 3,3 тыс. тонн, в 2010 году - 2,5 тыс. тонн.
Низкий уровень загрузки производственных мощностей (в пределах 26 процентов при оптимальном уровне не менее 70 процентов), осложнили ситуацию на перерабатывающих предприятиях, особенно на маслозаводах, которые ранее получали дотации со стороны государства в связи с планово-убыточным производством масла.
С начала реализации Комплексной программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2011-2017 годы введены в эксплуатацию 3 цеха по переработке молока мощностью 4 тыс. тонн в год в Золотухинском, Дмитриевском и Касторенском районах.
В результате выполнения программных мероприятий в 2017 году объем производства цельномолочной продукции составит 33 тыс. тонн, масла сливочного - 2,2 тыс. тонн, сыров - 2,2 тыс. тонн, молконсервов - 93,5 муб, мороженого - 2,15 тыс. тонн.
Производство молокопродуктов в пересчете на молоко составит 219 тыс. тонн, или на 25,4 процента больше уровня 2012 года.
Ежегодно на потребительском рынке Курской области реализуется свыше 21 тысячи тонн рыбы, в том числе около 4,0 тысяч тонн рыбы прудовой. В среднем житель Курской области в год потребляет 18,5 килограммов рыбы, что соответствует нормам потребительской корзины. Население области обеспечивается данной продукцией через предприятия розничной торговли (около 3 тысяч предприятий), в том числе крупные российские сетевые компании, а также 10 розничных рынков.
Ассортимент рыбной продукции в настоящее время достаточно разнообразен. Наряду с традиционной рыбной продукцией: замороженной, охлажденной, соленой, копченой рыбой, пресервами и консервами - на рыбных прилавках имеются в продаже различные рулеты, соусы и маринады из рыбы и др. Основными оптовыми поставщиками рыбной продукции в розничную сеть являются рыбоперерабатывающие предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие поставки в регион рыбы со складов городов Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и др.
Потенциальные возможности Курской области по производству товарной рыбы достаточно серьёзны, до конца не изучены и не используются. Находящиеся на территории области Курчатовское, Железногорское и
строящиеся Курское водохранилище, способны обеспечить качественной рыбой не только жителей Курской области, но и соседних регионов. Следует напомнить, что находящийся на территории Курской области рыбхоз « Спартак» поставлял форель в г. Москву и считался одним из самых рентабельных хозяйств, в своей отрасли
К сожалению, этому направлению практически не уделяется внимания, как и переработке продукции пчеловодства. Во многих случаях товаропроизводители не имеют возможности не только развивать имеющиеся производство, но и обеспечивать его относительно безопасное существование. По все видимости необходима отдельная программа по привлечению инвестиций именно в эти отрасли.
Курская область всегда славилась своими огромными урожаями яблок, однако мы не только не обеспечиваем свои потребности, но и закупаем полуфабрикат для производства детского питания в Китае. В 2014 году бывшие плодосовхозы Курской области дали огромный урожай фруктов, однако, отсутствие хранилищ и перерабатывающих предприятий практически свели этот успех к нолю. Ещё большие потери понесли частные подворья, где был выращен также огромный урожай фруктов, который так и не был востребован. Возможно, следует ещё раз внимательно проанализировать опыт, накопленный системой заготовительных контор бывшего Советского союза и попытаться внедрить его в деятельность новых хозяйствующих субъектов, в том числе частных предпринимателей. При этом можно было загрузить простаивающие мощности промышленных предприятий за счёт изготовления промышленных холодильных камер или же технологического оборудования по переработке фруктов, овощей и иной продукции сельскохозяйственного назначения, в том числе технологического оборудования по копчению рыбной продукции.
При выработке стратегических задач дальнейшего подъема свеклосахарного производства, учитывались особая значимость отрасли в структуре агропромышленного комплекса и социально-экономическом развитии области, накопленный опыт по ее восстановлению после спада в 90-е годы прошлого столетия, приоритетные меры в осуществлении интенсификации производства сахарной свеклы и наращивании производственных мощностей сахарной промышленности за счет нового строительства, реконструкции и технического перевооружения сахарных заводов.
Положительные процессы в развитии свеклосахарного производства обусловлены высокой инвестиционной активностью сахарных компаний, работающих в области в соответствии с соглашениями с Администрацией Курской области, мерами поддержки их деятельности со стороны государственных и муниципальных органов власти региона.
С начала реализации областной целевой программы (2006 г.) в свеклосахарный подкомплекс направлено 8,2 млрд. рублей, из них на модернизацию сахарных заводов 2,8 млрд. рублей. Отрабатывались вопросы экономического взаимодействия между партнерами свеклосахарного
производства, широкое распространение получила практика авансирования производителей свеклы с последующей ее поставкой в согласованных объемах.
В течение 1-го этапа реализации Комплексной программы (2011 - 2012 гг.) продолжалась работа по реконструкции и модернизации сахарных заводов, в результате производственные мощности по переработке сахарной свеклы возросли на 2,0 тыс. тонн в сутки.
В течение 2014 - 2017 годов планируется:
реконструкция и модернизация сахарных заводов с увеличением производственных мощностей до 39,8 тыс. тонн переработки сахарной свеклы в сутки;
выполнить ряд природоохранных мероприятий с внедрением новых систем оборотного водоснабжения и прогрессивных схем биологической очистки воды;
ввести в эксплуатацию жомосушильные отделения.
Реализация программных мероприятий будет сопровождаться проведением НИОКР по разработке инновационных технологий переработки сахарной свеклы, комплексному использованию сырья и внедрению ресурсосберегающих технологий.
Применение экономических санкций к России совпало по времени с принятием на территории Курской области двух, весьма знаковых, нормативно-правовых актов, касающихся формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Речь идёт, прежде всего, о законе Курской области от 25 февраля 2014 года № 9-ЗКО «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов Курской области, проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов Курской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, на территории Курской области».
Впервые в истории нашей области появился закон, которым регламентируется порядок проведения оценки регулирующего воздействия региональных и муниципальных нормативных правовых актов с позиций их влияния на экономику и, прежде всего на формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. Практически одновременно с принятием этого закона принимается инвестиционное послание Губернатора Курской области А.Н. Михайлова «Об инвестиционном климате и инвестиционной политике Курской области в 2014 году». В этих двух документах в очередной раз акцентируется внимание на необходимость повышения качества государственного и муниципального управления на региональном уровне, что приобретает особое значение в условиях применения к России экономических санкций. Нам необходимо проанализировать и максимально быстро реализовать имеющиеся региональные преимущества, накопленный исторический опыт хозяйствования. Наиболее эффективный ответ на санкции быстрый экономический рост, улучшение благосостояния и
совершенствование социально экономической системы на территории каждого региона.
В решении этих задач особая роль отводится агентству по привлечению инвестиций, которое было создано в соответствии с Постановлением Администрации Курской области № 411-ПА от 28.04 2012 года. В настоящие время эта структура является, по сути оператором формируемых индустриальных парков на территории области. В банке данных Агентства имеется более 100 предложений по земельным участкам (гриндфилды) и промышленным объектам (браундфилды), готовым для предоставления инвесторам. Необходимы дополнительные усилия по повышению эффективности его деятельности.
Нам всем, наверное, целесообразно помнить слова Президента РФ о том, что «Мы добьёмся успеха, если сами заработаем своё благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой «закапывать в бумагах» исполнение принятых решений» [2].
Список литературы:
1 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию и Правительству РФ от 3 декабря 2015 года // СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление Администрации Курской области от 18 февраля 2011 года № 55-па « Об утверждении комплексной программ развития пищевой и перерабатывающей промышленности Курской области на 2011-2017 годы» // СПС КонсультантПлюс.
4. Баркатунов, В.Ф., Дрёмова, Л.А. Внедрение института оценки регулирующего воздействия законодательства как фактор повышения инвестиционной и предпринимательской привлекательности Курской области. Научный альманах Центрального Черноземья. - 2014. - № 3. - стр.3-10.
5. Баркатунов, В.Ф., Левченко, В.А. Оценка регулирующего воздействия регионального законодательства в сфере социальной поддержки населения. Сборник научных трудов. Финансовый университет при Правительстве РФ. -Москва, 2013.
6. Баркатунов, В.Ф., Дрёмова Л.А.. Методологические проблемы управления социальными рисками в контексте регионального законодательства. - Ярославль, 2013.