УДК 343 ББК 67.9
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10234
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЕТЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКОНА О СЕТЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ
НГУЕН Дык Чиен, заместитель начальника кафедры общественной безопасности Академии народной безопасности Вьетнама, доктор юридических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья основана на анализе законнодательств о сетевой безопасности Социалистической Республики Вьетнам и зарубежных стран, статистических данных, особенностях, свойствах и важности принятия закона о сетевой безопасности в Социалистической Республике Вьетнам.
Ключевые слова: преступление в сфере Интернета, сетевая безопасностиь, закон о сетевой безопасности, информационная безопасность, Интернет.
Annotation. This article is based on an analysis of the legislation on network security of the Socialist Republic of Vietnam and foreign countries, statistical data, features, properties and importance of adopting a law on network security in the Socialist Republic of Vietnam.
Keywords: Internet crime, network security, network security law, information security, Internet.
В условиях бурного развития науки и техники киберпространство становится незаменимым компонентом и играет важную роль в построении информационного общества и развитии экономики знаний. Взрывное развитие прорывных технологий, таких, как искусственный интеллект, Интернет вещей, квантовые компьютеры, облачные вычисления, большие системы данных, быстрые системы данных, привели к тому, что киберпространство существенно изменилось как по качеству, так и по количеству. По прогнозам, это принесет огромную пользу человеческому обществу, но также представляет и большой потенциальный риск.
Основное содержание законов о сетевой безопасности различных стран, хотя они и имеют разные название, заключается в улучшении ситуации с информационной безопасностью правительства, государственных учреждений, предприятий, а также в повышении защиты людей в глобальной сетевой среде. Перед лицом насущных проблем, требующих обеспечения свободы
информации, защиты против сетевых атак, страны во всем мире уделяют особое внимание созданию «щитов» для борьбы с рисками, в том числе серьезной правовой системы.
Контрольные и надзорные органы сетевой безопасности были и будут созданы на многих континентах для защиты ценных баз данных. Многие страны осведомлены об угрозах кибер-безопасности, считая это новой проблемой, новой большой угрозой безопасности, поэтому данный вопрос конкретизирован в законопроектах и правовых актах более чем в 80 странах.
За последние шесть лет 23 страны мира создали более 40 юридических актов по кибербе-зопасности. Прежде всего необходимо упомянуть Основной закон о кибербезопасности 2014 г. Японии; Резонансный закон о кибербезопасности 2015 г. США; Акт об общественной безопасности 2015 г. Германии; Закон об использовании кибербезопасности в ИКТ-инфраструк-туре 2017 г. Сингапура и совсем недавно вышедший Закон о кибербезопасности 2019 г. Таиланда.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
Законодатели России и Вьетнама, также следуя данной тенденции, уже давно приступили к разработке соответствующих законов в целях принятия правовых актов, регулирующих эту область. В Российской Федерации ныне действуют следующие федеральные законы1:
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.
2. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ.
При этом сделаем акцент на основных документах, направленных на обеспечение безопасности сети в Российской Федерации, а именно2:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
Это устойчивая правовая основа для защиты Россией своих интересов в глобальном киберп-ространстве. Это одна из причин, по которой Россия занимает 10-е место в Глобальном индексе кибербезопасности 2017 г. Международного союза электросвязи (МСЭ)3.
Во Вьетнаме вопрос сетевой безопасности уже был поставлен перед законодателями; в 2015 г. Национальное Собрание Вьетнама обнародовало Закон о сетевой информационной безопасности. Но потребовалось срочно принять закон о кибербезопасности в 2018 г., который вступил в силу с 1 января 2019 г.
Заместитель министра общественной безопасности генерал-полковник полиции Ле Куи Вуонг объяснил это так: «Закон о сетевой информационной безопасности был принят не так давно, но он не полностью решил вопросы, связанные с обеспечением безопасности, поддержанием общественного порядка и безопасности.
...Работа полиции сильно осложнилась, так как в сети совершаются не только мошеннические действия, но планируются и такие преступления, как убийство, угроза убийства. Поэтому принятие Закона о сетевой безопасности стало очень актуальным ... Закон о сетевой информационной безопасности не полностью соответствовал действующим требованиям по управлению безопасностью сетевых систем. В связи с этим он или должен быть изменен, или следует принять новые законы. Если мы не предпримем
активных действий в отношении Интернета, это приведет к беспорядкам, с которыми очень трудно будет справиться»4.
Всего за три года Национальная ассамблея Вьетнама должна принять два закона, регулирующих кибербезопасность. Сказанное позволяет сделать три вывода:
во-первых, необходимы определенные нормативные положения в области кибербезопаснос-ти, и это имеет важное значение;
во-вторых, правовые отношения и их субъекты в области сетевой безопасности меняются очень быстро, что требует от закона долгосрочных прогнозов и постоянных корректировок;
в-третьих, требуется быстрая и своевременная корректировка законодательства согласно происходящим изменениям и требованиям практики.
Закон о сетевой безопасности Вьетнама был создан для решения существующих и ограниченных групп задач в этой области, а именно:
1. Национальный потенциал защиты кибер-безопасности во Вьетнаме недостаточно силен, он не мобилизовал и не использовал объединенную мощь для борьбы с киберугрозами.
2. Киберпространство и некоторые виды услуг, применение информационных технологий используются враждебными силами, реакционерами для реализации сюжета о проведении «цветной революции», «уличной революции». «Мирная эволюция» для ликвидации политического режима во Вьетнаме. Ложная информация, унизительные, клеветнические высказывания организаций и частных лиц распространяются в киберпространстве. Отсутствуют эффективные меры управления, что привело ко многим печальным последствиям для людей. И это влияет на суверенитет, интересы, национальную безопасность, социальный порядок и безопасность.
3. Происходит все больше кибератак с крупномасштабной, высокой интенсивностью, возрастающей серьезностью, уровнем опасности, которые непосредственно угрожают национальной безопасности и социальному порядку и безопасности. Сетевой терроризм возник как серьезная угроза национальной безопасности. Преступная деятельность в киберпространстве растет по количеству случаев, изощренные уловки приводят к серьезным экономическим потерям, затрагивают идеологию, культуру и общество.
4. Важная информационная система национальной безопасности не была идентифицирована и защищена адекватными мерами. Когда происходят опасные инциденты, затрагивающие
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
суверенитет, интересы, национальную безопасность, социальный порядок и безопасность, ответные действия, обработка и преодоление последствий кибератак отстают от потребности настоящего времени. Отсутствует взаимодействие органов. Кроме того, органы, отвечающие за защиту безопасности сети, не могут активно реализовывать меры и соответствующие планы.
5. Ситуация с раскрытием и утечкой государственных секретов во Вьетнаме через киберпро-странство вызывает серьезную обеспокоенность, многие секретные государственные акты были опубликованы в киберпространстве. Одна из важных причин, приводящих к этой ситуации, заключается в том, что осведомленность учреждений, предприятий и частных лиц о защите государственных секретов в киберпространстве ограничена, снижено и чувство ответственности у многих чиновников. Профессионализм персонала в сфере информационной безопасности в киберпространстве невысок.
6. Система правовых актов по кибербезопасности еще не построена. Действующее законодательство не соответствует требованиям предотвращения и борьбы с актами использования ки-берпространства, нарушающими закон.
Чтобы устранить эти ограничения и недостатки, Закон о кибербезопасности во Вьетнаме имеет следующее основное содержание6:
Данный Закон состоит из семи глав, 43 статей, регулирующих основное содержание защиты сетевой безопасности в аспекте информационной системы национальной безопасности; его цель — предотвращение и устранение нарушений сетевой безопасности; осуществление защиты сетевой безопасности и определение обязанностей органов, организаций и частных лиц.
Защита сетевой безопасности является одним из особенно важных положений Закона о сетевой безопасности. Обеспечение адекватных мер и мероприятий по защите информационной системы, включая критерии для определения смежных областей, определения таких мер, как оценка безопасности сети, оценка состояния, проверка, мониторинг безопасности и реагирования, устранение проблем безопасности сети в аспекте важных информационных систем национальной безопасности.
В целях максимальной защиты законных прав и интересов организаций и отдельных лиц в Законе о сетевой безопасности в главе III изложены меры по предотвращению, борьбе и устранению рисков угрозы, выявлению и устранению нарушений закона, в том числе по обработ-
ке информации в киберпространстве в отношении контента, содержащего клеветнические сведения против Социалистической Республики Вьетнам.
В Законе также изложены меры против таких информационных действий, как подстрекательство к насилию, нарушение безопасности, нарушение общественного порядка; унижение и клевета; нарушение порядка управления экономикой. Поставлены цели: предотвращать и бороться с кибершпионажем, защищать государственную тайну, рабочие секреты, личную информацию в киберпространстве; предотвращать и обрабатывать акты использования киберпрос-транства, информационных технологий и электронных средств в целях нарушения законов о безопасности и порядке; предотвращать сетевые атаки, кибертерроризм; сетевые войны; бороться за защиту безопасности сети.
На наш взгляд, этот Закон даст людям уверенность в безопасности при осуществлении торговли, ведении бизнеса или работе в киберп-ространстве.
Глава IV Закона о сетевой безопасности фокусируется на регулировании развертывания защиты сетевой безопасности синхронным и унифицированным образом: от центрального до локальных уровней с упором на государственные органы и политические организации. В ней сформулировано содержание процесса развертывания сети и инспекционной деятельности для информационных систем этих агентств и организаций.
Национальная инфраструктура киберпрост-ранства, международный шлюз также являются ключевыми охраняемыми объектами. Благодаря строгим правилам, синхронному участию государственных органов, предприятий и организаций, а также отдельных лиц предотвращается использование информации для клеветы, унижения, посягательства на честь, достоинство и престиж. В этой главке также рассмотрена деятельность по исследованию, разработке сетевой безопасности, разработке технологий, продуктов, услуг и приложений для защиты сетевой безопасности, повышению автономии в сетевой безопасности и защиты детей в киберпространстве.
В настоящее время данные Вьетнама о киберпространстве широко используются с целью получения наживы, но у государства не было создано достаточное число правовых рычагов для управления и противостояния нарушениям закона. В целях строгого управления и строгой защиты данных Вьетнама о киберпространстве За-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
кон о сетевой безопасности предусматривает, что отечественные и иностранные предприятия предоставляют услуги в сетях электросвязи, Интернете и услуги с добавленной стоимостью. В ки-берпространстве Вьетнама реализуется деятельность по сбору, эксплуатации, анализу, обработке и защите личных данных, данных о взаимоотношениях пользователей услуг. Службы, созданные во Вьетнаме, должны хранить эти данные во Вьетнаме в течение срока, установленного правительством.
Кадровые ресурсы для защиты сетевой безопасности являются одним из факторов, определяющих успех или неудачу защиты сетевой безопасности. Глава V Закона о сетевой безопасности полностью регламентирует обеспечение процесса развертывания мероприятий по защите сетевой безопасности, определяет силы, специализирующиеся на защите сетевой безопасности. Приоритетное внимание уделяется подготовке кадров для обеспечения качественной сетевой безопасности. Акцент делается на образовании, пропаганде знаний о сетевой безопасности.
Обязанности органов, организаций и отдельных лиц также четко определены в Законе о сетевой безопасности, причем основное внимание уделяется обязанностям сил защиты сетевой безопасности, созданным в Министерстве общественной безопасности и Министерстве обороны Вьетнама. В соответствии с назначенными функциями и задачами министерства и функциональные агентства, провинциальные народные комитеты несут ответственность за синхронную реализацию мер, направленных на киберпростран-ство с низким уровнем риска и сведение к минимуму правонарушений в киберпространстве.
Закон был тщательно подготовлен и одобрен большинством депутатов Национального Собрания. Закон регулирует предотвращение и борьбу с действиями, которые нарушают национальную безопасность в киберпространстве. Однако по поводу содержания Закона существуют различные точки зрения.
Некоторые возражения против Закона содержали такие установки, как «против человечности», «демократическое молчание», «подавление инакомыслия», «создание деловых барьеров», «увеличение затрат для бизнеса», «добавление дочерних лицензий», «злоупотребление властью», «запрещение использования Facebook и Google».
Мы считаем, что это не соответствует истине, данная информация полностью сфабрикова-
на, искажена с целью воспрепятствовать правильному понманию Закона или вызвать у людей психологическую панику и подозрения в отношении руководящих принципов, политики и законов государства в области сетевой безопасности. Закон о безопасности сети не содержит вышеуказанных положений, не создает барьеров, не увеличивает административных процедур, не выдает дочерние лицензии и не препятствует нормальной и законной деятельности организаций и частных лиц.
Закон сетевой безопасности принят со следующим значением и эффектом:
Во-первых, это важная правовая основа защиты национальной безопасности; противодействие таким правонарушениям, как:
(1) информация против государства Социалистическая Республика Вьетнам;
(2) акты искажения истории, отрицания революционных достижений, саботаж великого единства нации, оскорбления религии, дискриминации по признаку пола и расизма;
(3) распространение вредоносной информации среди организаций, частных лиц;
(4) акты посягательства на социальный порядок и безопасность, такие, как использование киберпространства для занятия проституцией, социальных пороков, торговли людьми; (Это также оговорено в ст. 29 Уголовного кодекса Вьетнама 2015 г. с поправками, внесенными в 2017 г.);
(5) сетевые атаки, кибершпионаж, сетевой терроризм и тому подобное.
Во-вторых, для защиты системы важной информации национальной безопасности. Система важной информации о национальной безопасности, указанная в Законе о сетевой безопасности, представляет собой информационную систему, действующую в случае, когда различные инциденты, вторжение, контроль, введение в заблуждение, прерывание, стагнация, паралич, атака или вандализм серьезно нарушают сетевую безопасность. При помощи вышеуказанных критериев система важной информации о национальной безопасности определяется в приоритетных областях для страны, таких, как вооруженные силы, безопасность, дипломатия и шифрование; хранение и обработка информации, принадлежащей к государственной тайне; обслуживание деятельности главных проектов национальной безопасности, важных целей национальной безопасности или информационных систем в области энергетики, финансов, банков-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
ского дела и телекоммуникаций, транспорта, ресурсов и окружающей среды, химикатов, здоровья, культуры, СМИ. Правительство далее уточнит, какие информационные системы в вышеуказанных областях входят в Список важных информационных систем национальной безопасности.
В-третъих, для предотвращения сетевых атак. Закон о сетевой безопасности — это первый закон, который дает определение понятию «кибератаки». Соответственно, «кибератака — это акт использования киберпространства, информационных технологий или электронных средств для саботажа, нарушения работы телекоммуникационных сетей, Интернета, компьютерных сетей, информационных систем, системы обработки и контроля информации, баз данных и электронных средств».
В то же время Закон регулирует проведение конкретных действий, связанных с кибератака-ми, в статьях 17, 18, 19, 20, 21. Определены конкретные группы решений для предотвращения и борьбы с кибератаками, определены конкретные обязанности функциональных агентств и руководителей информационных систем.
Таким образом:
■ Информационные системы агентств, организаций и частных лиц во Вьетнаме защищены от кибератак в соответствии с Законом о сетевой безопасности.
■ Важные информационные системы национальной безопасности защищены пропорционально важности национальной безопасности, общественного порядка и безопасности.
■ Законные права и интересы организаций и частных лиц защищены от кибератак.
■ Закон о кибербезопасности также определяет механизмы координации предотвращения сетевых атак и контроля за функционированием министерств и ведомств, устанавливая конкретные обязанности Министерства общественной безопасности, Министерства обороны и Комитета по правительственному шифрованию по проведению антисетевой атаки.
1 Цирлов В.Л. Правовые основы кибербезопасности Российской Федерации // Правовая информатика. 2014. № 3. С. 54—56.
2 Там же.
3 Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU). Global Cybersecurity Index 2017 // https://www.itu.int/pub/D-STR-GCI.01-2017
2 Н.Ле. Был Закон об информационной безопасности сети, все еще нужен Закон о кибербезопасности.
02.09.2017 // http://vneconomy.vn/thoi-su/da-co-luat-an-toan-thong-tin-mang-van-can-luat-an-ninh-mang-2017090106306901.htm. (Дата обращения: 10 3 2019)
3 Департамент внутренних дел ЦК Компартии Вьетнам.
22.06.2018 // http://noichinh.vn/nghien-cuu-trao-doi/ 201806/luat-an-ninh-mang-su-can-thiet-muc-dich-y-nghia-va-noi-dung-co-ban-304109/ (Дата обращения: 10.03 2019)
4 Право. Газета Министерства юстиции Вьетнама. 2018. 30 июня // http://baophapluat.vn/hoi-dap-phap-luat/noi-dung-co-ban-cua-luat-an-ninh-mang-400156.html (Дата обращения: 10.03 2019)
Библиографический список
1. Закон «О кибербезопасности» Вьетнама (принят на 12.06.2018 г. на 5-й сессии Национального Собрания Вьетнама)
2. Департамент внутренних дел ЦК Компартии Вьетнам. 22.06.2018 // http://noichinh.vn/ nghien-cuu-trao-doi/201806/luat-an-ninh-mang-su-can-thiet-muc-dich-y-nghia-va-noi-dung-co-ban-304109/ (Дата обращения: 10.03 2019)
3. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU). Global Cybersecurity Index 2017 // https:// www.itu.int/pub/D-STR-GCI.01-2017
4. Н.Ле. Был Закон об информационной безопасности сети, все еще нужен Закон о кибер-безопасности. 02.09.2017 // http://vneconomy.vn/ thoi-su/da-co-luat-an-toan-thong-tin-mang-van-can-luat-an-ninh-mang-2017090106306901.htm. (Дата обращения: 10 3 2019)
5. Право. Газета Министерства юстиции Вьетнама. 2018. 30 июня // http://baophapluat.vn/hoi-dap-phap-luat/noi-dung-co-ban-cua-luat-an-ninh-mang-400156.html (Дата обращения: 10.03 2019)
6. Цирлов В.Л. Правовые основы кибербезо-пасности Российской Федерации // Правовая информатика. 2014. № 3. С. 54—56.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019