СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ВЬЕТНАМ
PUNISHMENT SYSTEM IN THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM
УДК 341.49
М.А. СТЕПАНОВА,
кандидат юридических наук, доцент (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) [email protected]
MARINA А. STEPANOVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)
А.В. КРЕХОВЕЦ,
кандидат юридических наук (Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) [email protected]
ALEKSANDRA V. KREKHOVETS,
Candidate of Law (Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)
Аннотация: в статье анализируется действующее уголовное законодательство Социалистической Республики Вьетнам. Принятый 27 ноября 2015 года Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам стал одним из первых шагов в реализации этапа построения социалистического правового государства, совершенствования системы законодательства, усиления борьбы с коррупцией и бюрократией, негативными явлениями и преступлениями. Изучение уголовного законодательства Республики Вьетнам позволяет сделать вывод о том, что наказания по Уголовному кодексу Социалистической Республики Вьетнам предусмотрены отдельно для физических лиц и отдельно для корпоративных юридических лиц.
В публикации авторы рассматривают особенности системы наказаний по Уголовному закону Социалистической Республики Вьетнам, обращая особое внимание на отдельные виды с учетом степени тяжести совершенного общественно опасного деяния и субъекта преступного посягательства.
Ключевые слова: уголовное право зарубежных стран, Социалистическая Республика Вьетнам, физическое лицо, корпоративное юридическое лицо, высылка.
Для цитирования: Степанова М.А., Креховец А.В. Система наказаний по уголовному законодательству Социалистической Республики Вьетнам // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С. 63.
Abstract: the current criminal legislation of the Socialist Republic of Vietnam is analyzed in this article. Adopted, on November 27, 2015, the Criminal Code of the Socialist Republic of Vietnam became one of the first steps in implementing the stage of building a socialist legal state, improving the legislation system, strengthening the fight against corruption and bureaucracy, negative phenomena and crimes. A study of the criminal law of the Republic of Vietnam suggests that penalties under the Criminal Code
of the Socialist Republic of Vietnam are provided separately for individuals and separately for corporate legal entities.
The features of the punishment system in the Criminal Law of the Socialist Republic of Vietnam are considered in the article, paying particular attention to certain types, taking into account the severity of the committed socially dangerous act and the subject of criminal assault.
The work is a good additional source of knowledge for law enforcement officers, students seeking to comprehensively study the criminal law of foreign countries. The work corresponds to the tasks that the authors set for themselves and decided; its content allows to state the existence of the theoretical and practical significance of the research.
Keywords: criminal law of foreign countries, criminal law, punishment, Socialist Republic of Vietnam, individuals, corporate legal entities, warning, extradition.
For citation: Stepanova M.A., Krekhovets A.V. Penal system under the criminal law of the Socialist Republic of Vietnam // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 2. P 63.
Действующим уголовным законом Социалистической Республики Вьетнам (далее -СРВ) является Уголовный кодекс, принятый 27 ноября 2015 года1. Стоит отметить, что это уже третья кодификация вьетнамского уголовного законодательства за последние тридцать лет (до этого - Уголовные кодексы 1985 года и 1999 года). Принятие нового уголовного кодекса стало одним из первых шагов в реализации этапа, обозначенного в Политическом докладе на XII съезде Коммунистической партии Вьетнама, - этапа построения «социалистического правового государства, совершенствования системы законодательства, усиления борьбы с коррупцией и бюрократией, негативными явлениям и преступлениями»2. По причине относительной новизны уголовного закона следует справедливо согласиться с учеными Вьетнамского национального университета -Ле Ван Кам и НгуенТхи Лан, - указывающими в своих трудах на весьма слабую изученность в международной уголовно-правовой доктрине положений Уголовного кодекса СРВ 2015 года3.
Прежде всего следует отметить, что наказания по УК СРВ предусмотрены отдельно для физических лиц и отдельно для корпоративных юридических лиц.
В отношении физических лиц могут быть применены основные и дополнительные виды наказаний. К основным наказаниям относятся предупреждение, штраф, исправление, не связанное с лишением свободы, высылка, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение
1 Bo Luat Hinh S^s6 100/2015/QH13, ngay 27/11/2015URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=446021 (дата обращения 01.02.2019).
2 Daihoidaibieutoanquoclanthu XII Dang Congsan Viet Nam. Nhaxuat ban Chlnhtriquocgia-Suthat. Ha Noi, 2016. Tr. 79.
3 Ле Ван Кам, Нгуен Тхи Лан. Уголовное законодательство
Вьетнама после третьей кодификации: некоторые новые главные особенности норм Общей части // Вестник СПбГУ. Право. 2017. Т.8. Вып. 4. С. 452-458.
свободы и смертная казнь. Дополнительными наказаниями являются запрет занимать определенные должности, запрет заниматься определенной деятельностью, запрет на проживание, установление испытательного срока, конфискация имущества, штраф (в том случае, если он не назначен в качестве основного наказания) и высылка (также, если данный вид наказания не назначен в качестве основного наказания) (ст. 32 УК СРВ). За каждое преступление лицу может быть назначено только одно основное наказание и одно либо несколько дополнительных.
Предупреждение может быть применено к физическим лицам, совершившим менее тяжкие преступления с наличием смягчающих обстоятельств, но не имеющим оснований для освобождения от наказания (ст. 34 УК СРВ).
Штраф в качестве основного наказания может быть назначен лицам, совершающим менее тяжкие преступления или тяжкие преступления, определенные УК СРВ, а также очень тяжкие преступления в сфере экономики, окружающей среды, общественного порядка, общественной безопасности, а также ряд других преступлений, определенных УК СРВ. В качестве дополнительного наказания штраф может быть назначен лицам, совершившим преступления, связанные с коррупцией, наркотиками и др. (ст. 35 УК СРВ). Размер назначаемого штрафа зависит от характера и степени общественной опасности совершенного деяния, имущественного положения осужденного, уровня колебания цен, однако не может составлять менее 1 миллиона донгов.
Исправление, не связанное с лишением свободы, применяется к физическим лицам, совершившим менее тяжкие или тяжкие преступления и имеющим постоянное место работы и место жительства. Наказание заключается в том, что осужденный выполняет ряд обязанностей по месту своей работы и производит отчуждение в пользу государства в размере от 5 до 20 % из своей заработной платы (ст. 36 УК СРВ).
Высылка может быть применена в качестве основного или дополнительного наказания в отношении иностранных граждан и заключается в их обязанности покинуть территорию Социалистической Республики Вьетнам.
Лишение свободы на определенный срок может быть назначено осужденному лицу от трех месяцев до двадцати лет и не применяется к лицам, совершившим менее тяжкие преступления впервые и имеющим постоянное место жительства (ст. 38 УК СРВ).
Пожизненное лишение свободы является бессрочным наказанием и применяется к лицам, совершившим особо тяжкие преступления. В качестве исключения в ст. 39 УК СРВ установлено, что пожизненное лишение свободы не применяется в отношении несовершеннолетних преступников (до 18 лет).
Смертная казнь является специальным наказанием для лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений (против национальной безопасности, жизни человека, преступлений, связанных с наркотиками, коррупцией и др.). Смертная казнь не применяется в отношении несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 36 месяцев, а также лиц, старше 75 лет.
Специалисты международной организации Amnesty International в своих ежегодных докладах о вынесенных смертных приговорах и казнях во всем мире указывают на достаточно репрессивный характер вьетнамского уголовного законодательства по вопросу применения смертной казни за преступления, не соответствующие критерию «особо тяжких». Речь, в частности, идет о том, что УК СРВ содержит наказание в виде смертной казни в санкциях экономических преступлений и преступлений коррупционного характера. Кстати говоря, данные о количестве смертных приговоров, вынесенных на территории Вьетнама, мировому сообществу не известны, поскольку, как и в Китае, и в Малайзии, они относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. Между тем, Amnesty International в своем ежегодном докладе фиксирует около 35 смертных приговоров, вынесенных на территории Вьетнама в 2017 году и реализованных путём применения смертельной инъекции4. Вместе с тем, в феврале 2017 года Министерство государственной безопасности Вьетнама опубликовало доклад, в котором сообщило, что в стране за период с 6 августа 2013
4 Amnesty International. Глобальный доклад. Смертные приговоры и казни. 2017. URL: https://www.amnesty.org/ download/Documents/ACT5079552018RUSSIAN.PDF (дата обращения 10.01.2019).
года по 30 июня 2016 года на территории СРВ смертная казнь была реализована в отношении 429 заключенных5.
Рассмотрим далее более подробным образом наказания, назначаемые в качестве дополнительных.
Запрет занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью назначается на срок от одного года до пяти лет в случаях, когда такая деятельность может нанести ущерб государству (ст. 41 УК СРВ).
Запрет на проживание означает то, что осужденным лицам запрещается выбирать место жительства в качестве временного или постоянного в определённых населенных пунктах. Срок такого наказания составляет от одного года до пяти лет (ст. 42 УК СРВ).
Испытательный срок (пробация) означает принуждение осужденных лиц проживать, трудиться в определенной местности под наблюдением местной администрации. Срок пробации может составлять от одного года до пяти лет (ст. 43 УК СРВ).
Лишение определённых гражданских прав заключается в лишении осужденного права избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также служить в народных вооруженных силах (ст. 44 УК СРВ). Срок такого наказания составляет также от одного года до пяти лет.
Конфискация имущества означает полное или частичное изъятие имущества виновного в пользу государства. Конфискация может быть применена лишь к лицам, совершившим тяжкие преступления, очень тяжкие или особо тяжкие. Уголовный кодекс при этом гарантирует, что даже в случае конфискации у виновного имущества ему и его семье будут предоставлены необходимые условия для проживания (ст. 45 УК СРВ).
Теперь рассмотрим наказания, применяемые к корпоративным лицам.
Корпоративным юридическим лицам могут быть назначены также основные и дополнительные виды наказаний. К первым относятся штраф, приостановление деятельности и ликвидация. В качестве дополнительных наказаний УК СРВ называет запрет на деятельность в определенных областях, запрет на привлечение капитала, а также штраф в случае отсутствия административных штрафов (ст. 33 УК СРВ).
Приостановление деятельности может быть как временным, так и бессрочным. Продолжи-
5 Misistry of Justice URL: No: 53/2010/QH12 - Execution of criminal judgments (дата обращения 10.01.2019).
тельность временного приостановления деятельности составляет от 6 месяцев до 3 лет (ст. 78 УК СВР).
Запрет на привлечение капитала (ст. 81 УК СРВ) от одного года до трех лет со дня вступления судебного решения в законную силу включает в себя, к примеру, запрет на получение кредитов в кредитных организациях, запрет на выдачу и размещение ценных бумаг, запрет на привлечение капитала клиентов и др.
Размер штрафа устанавливается в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного коммерческим лицом
преступления, а также его финансового положения, однако не может составлять менее 50 млн донгов.
Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о том, что, несмотря на то, что относительно новый для Социалистической Республики Вьетнам Уголовный кодекс, принятый в 2015 году, в целом хоть и соответствует политической ситуации и экономическому развитию страны и означает новый этап в строительстве правового государства во Вьетнаме, по мнению многих специалистов, еще требует тщательной доработки по отдельным положениям.
Литература
1. Ле Ван Кам, Нгуен Тхи Лан. Уголовное законодательство Вьетнама после третьей кодификации: некоторые новые главные особенности норм Общей части // Вестник СПбГУ. Право. 2017. Т. 8. Вып. 4. С. 452-458.
2. Amnesty International. Глобальный доклад. Смертные приговоры и казни. 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа -URL: https://www.amnesty.org/download/Documents/ACT5079552018RUSSIAN.PDF (дата обращения 10.01.2019).
3. Misistry of Justice URL: No: 53/2010/QH12 - Execution of criminal judgments [Электронный ресурс] - Доступ из СПС (дата обращения 10.01.2019).
4. Bo Luat Hinh S^s6 100/2015/QH13, ngay 27/11/2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.wipo.int/ wipolex/ru/text.jsp?file_id=446021 (дата обращения 01.02.2019)
5. Daihoidaibieutoanquoclanthu XII Dang Congsan Viet Nam. Nhaxuat ban Chlnhtriquocgia-Suthat. - Hanoi, 2016. Tr. 79.
= References =
1. Le Van Kam, Nguen Thi Lan. Ugolovnoe zakonodatel'stvo V'etnama posle tret'ej kodifikacii: nekotorye novye glavnye osobennosti norm Obshchej chasti // Vestnik SPbGU. Pravo. 2017. T. 8. Vyp. 4. S. 452-458.
2. Amnesty International. Global'nyj doklad. Smertnye prigovory i kazni. 2017. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - URL: https:// www.amnesty.org/download/Documents/ACT5079552018RUSSIAN.PDF (data obrashcheniya 10.01.2019).
3. Misistry of Justice URL: No: 53/2010/QH12 - Execution of criminal judgments [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS (data obrashcheniya 10.01.2019).
4. Bo Luat Hinh S^s6 100/2015/QH13, ngay 27/11/2015 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa - URL: http://www.wipo.int/wipolex/ ru/text.jsp?file_id=446021 (data obrashcheniya 01.02.2019)
5. Daihoidaibieutoanquoclanthu XII Dang Congsan Viet Nam. Nhaxuat ban Chlnhtriquocgia-Suthat. - Hanoi, 2016. Tr. 79.
(статья сдана в редакцию 17.04.2019)