Научная статья на тему 'Проблема влияния информационных источников в социальной сети Facebook на вьетнамскую аудиторию'

Проблема влияния информационных источников в социальной сети Facebook на вьетнамскую аудиторию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
640
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / FACEBOOK / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ / ВЬЕТНАМ / ВЬЕТНАМСКАЯ АУДИТОРИЯ / SOCIAL NETWORKS / INFORMATION SOURCES / DISTRIBUTION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нгуен Лан Хыонг, Трофимова Г. Н.

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с информационными источниками в Facebook во Вьетнаме. Проанализированы и классифицированные источники в этой социальной сети. Показано, социальная сеть играет важную роль в получении новостей у вьетнамской аудитории. Источники в Facebook могут оставить и положительное и отрицательное влияние на сознание аудитории. Ресурсы в социальной сети могут предоставлять информацию пользователям легче, быстрее и даже «живее» чем в традиционных средствах. Особое внимание уделяется проблеме, вызванной некачественными источниками, это восприятие людьми социальной и политической сферы. В ходе исследовании, выяснены особенности источников в социальные сети в частности, и характеры сетевых коммуникаций Вьетнама в целом. Автор также предлагает решить этот вопрос путем управления информацией в социальных сетях и продвижения официальных новостных каналов на этой площадке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOURCES ON THE SOCIAL NETWORK FACEBOOK IN VIETNAM

The article analyzes the social network Facebook as a source of relevant and important information for modern society, as well as its impact on people’s minds. It is shown that the social network plays an important role in receiving news from the Vietnamese audience. Sources on Facebook can make both the positive and negative impact on the consciousness of the audience. Special attention is paid to the problem caused by untrusted sources, which have an influence on people’s perception of the social and political sphere. As a result of the study, the peculiarities of the sources in social networks, and the features of the network communications of Vietnam are clarified. The author also proposes solutions to this question by managing information on social networks and promoting official news channels on this site.

Текст научной работы на тему «Проблема влияния информационных источников в социальной сети Facebook на вьетнамскую аудиторию»

Чтобы без опасения использовать функции Facebook, пользователи должны хорошо разбираться в этой платформе и защищать свою информацию. Информагентствам следует размещать больше материалов о данной социальной сети, чтобы люди могли безопасно пользоваться ею, при этом не нарушая закон.

Результаты исследований показывают, что новые тенденции вносят серьезные изменения в область мультимедиа. Они создают прорыв в скорости и форме передачи информации. Данные тенденции обеспечивают актуальность событий. Это более живой способ передачи информации в СМИ. Плюсом таких тенденций является более удобное взаимодействие с аудиторией. Раньше для получения отзывов от нее приходилось проводить опросы, специальные исследования. А теперь с помощью некоторых функций, таких как «Реакция», комментирование, публикация и перепост, мы можем дать моментальную оценку привлекательности медийного контента. Кроме того, пользователи социальных сетей иногда сами становятся авторами коммуникационных продуктов, что приводит к разнообразию источников. Это также обеспечивает объективность информации. И, наконец, новые медиатренды играют огромную роль в развитии бизнеса. Предприятия могут сэкономить деньги на развитии бренда, используя функции Facebook. Данная социальная сеть постоянно развивается, чтобы удовлетворить потребности бизнеса. К примеру, она может предоставить статистику о процессе развития бренда.

Библиографический список

С другой стороны, все это влечет за собой ряд проблем. Публичность и простота передачи информации позволяет всем желающим размещать любые сведения, в том числе негативные и ложные. За счет чего постоянно снижается качество новостного контента. Человек запросто может опубликовать недостоверную информацию с целью оказания негативного влияния на общество. Из-за привлекательности новых функций и тенденций в Facebook вьетнамцы все чаще проводят время в этой социальной сети. Зависимость от виртуального мира способствует снижению качества реальной жизни.

В данный момент властям довольно сложно управлять информацией в социальных сетях. Однако они принимают законы для решения проблем, возникающих в интернет-пространстве. С 1 января 2019 года стал действовать «Закон о сетевой безопасности» [17]. Кроме того, в средствах массовой информации теперь размещают статьи о тенденциях в Facebook, которые оказывают влияние на людей. Пользователи сами должны ответственно подходить к своему пребыванию в социальных сетях. Защищать себя и правильно использовать функции данной коммуникационной платформы.

Анализ тенденций, наблюдающихся в социальных сетях, поможет людям лучше применять новые мультимедийные инструменты. Кроме того, читатели и информагентства также могут регулировать управление данными коммуникационными платформами и проверять информацию в них.

1. Та Нгок Тан. Массовые коммуникации. Изд: Государственная политика. 2001.

2. Оксфордский словарь. Available at: https://en.oxforddictionaries.com/definition/

3. Чарльз Кули. Социальная организация. Глава 6. CharlesCooley. Social Organization. «The significance of communication». New York: Charles Scribner's Sons, 1909: 61 - 65.

4. Тэй Воган. Мультимедиа - Заставить его работать. TayVaughan. Multimedia - Making it work. The McGraw-Hill Companies, USA.

5. Тони Фельман. Введение в цифровые медиа. TonyFeldman. An introduction to digital media. Изд: Routledge-1997.

6. Нгуен Тхи Хыонг Занг. Журналистика и мультимедийные коммуникации. Издательство: Ханойский национальный университет. 2017.

7. Кривошеев В.М. В творческой лаборатории журналиста: учебно-практическое пособие для студентов вузов Издательство: Университетская книга, 2010.

8. Бренд Вьетнам. Прямая трансляция и применение в продвижении бренда. Available at: https://www.brandsvietnam.com/congdong/topic/2457-Livestream-va-ung-dung-vao-truyen-thong-thuong-hieu

9. Канал 14. Молодой человек стал явлением после прямой трансляции. Available at: http://kenh14.vn/thanh-nien-bong-thanh-hien-tuong-livestream-khi-hut-57k-tuong-tac-clip-17-trieu-view-chi-sau-mot-dem-20180228113441074.chn

10. VNEXPRESS. Facebook позволил прессе использовать функцию «Мгновенные статьи» во Вьетнаме. Available at: https://vnexpress.net/so-hoa/facebook-chinh-thuc-trien-khai-instant-articles-tai-viet-nam-3321970.html

11. Тхань ньен. Следствие прямой трансляции. Available at: https://thanhnien.vn/gioi-tre/he-luy-livestream-766731.html

12. Сонг ан. Прямая трансляция фильм в кино и следствие. Available at: http://vnca.cand.com.vn/dien-dan-van-nghe-cong-an/Uvestream-phim-chieu-rap-tren-facebook-Hanh-vi-nho-hau-qua-lon-449222/

13. Сайт Министерства юстиции Вьетнама. Available at: http://moj.gov.vn/vbpq/lists/vn%20bn%20php%20lut/view_detail.aspx?itemid=28712

14. Сайт Юридической библиотеки Вьетнама. Available at: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Bo-luat-hinh-su-2015-296661.aspx

15. Зинг Новости. Вьетнамцы ежедневно тратят 2,5 часа на Facebook. Available at: https://news.zing.vn/nguoi-viet-bo-ra-2-5-gio-moi-ngay-de-luot-facebook-post550067.html

16. Тхань ньен. Следствие разговора с незнакомым в сети. Available at: https://thanhnien.vn/gioi-tre/he-luy-tu-nhung-cuoc-tro-chuyen-voi-nguoi-la-tren-mang-xa-hoi-988245. html

17. Вьетнамский закон. Закон о сетевой безопасности. Available at: https://luatvietnam.vn/an-ninh-quoc-gia/luat-an-ninh-mang-2018-luat-an-ninh-mang-so-24-2018-qh14-164904-d1.html#noidung

References

1. Ta Ngok Tan. Massovye kommunikacii. Izd: Gosudarstvennaya politika. 2001.

2. Oksfordskij slovar'. Available at: https://en.oxforddictionaries.com/definition/

3. Charl'z Kuli. Social'naya organizaciya. Glava 6. CharlesCooley. Social Organization. «The significance of communication». New York: Charles Scribner's Sons, 1909: 61 - 65.

4. T'ej Vogan. Mul'timedia - Zastavit' ego rabotaf. TayVaughan. Multimedia - Making it work. The McGraw-Hill Companies, USA.

5. Toni Fel'man. Vvedenie v cifrovye media. TonyFeldman. An introduction to digital media. Izd: Routledge-1997.

6. Nguen Thi Hyong Zang. Zhurnalistika i mul'timedijnye kommunikacii. Izdatel'stvo: Hanojskij nacional'nyj universitet. 2017.

7. Krivosheev V.M. V tvorcheskoj laboratoriizhurnalista: uchebno-prakticheskoe posobie dlya studentov vuzov Izdatel'stvo: Universitetskaya kniga, 2010.

8. Brend V'etnam. Pryamaya translyaciya i primenenie v prodvizhenii brenda. Available at: https://www.brandsvietnam.com/congdong/topic/2457-Livestream-va-ung-dung-vao-truyen-thong-thuong-hieu

9. Kanal 14. Molodoj chelovek stal yavleniem posle pryamoj translyacii. Available at: http://kenh14.vn/thanh-nien-bong-thanh-hien-tuong-livestream-khi-hut-57k-tuong-tac-clip-17-trieu-view-chi-sau-mot-dem-20180228113441074.chn

10. VNEXPRESS. Facebookpozvolilpresse ispol'zovat' funkciyu «Mgnovennye stat'i» vo V'etname. Available at: https://vnexpress.net/so-hoa/facebook-chinh-thuc-trien-khai-instant-articles-tai-viet-nam-3321970.html

11. Than' n'en. Cledstvie pryamoj translyacii. Available at: https://thanhnien.vn/gioi-tre/he-luy-livestream-766731.html

12. Song an. Pryamaya translyaciya fil'm v kino i sledstvie. Available at: http://vnca.cand.com.vn/dien-dan-van-nghe-cong-an/Livestream-phim-chieu-rap-tren-facebook-Hanh-vi-nho-hau-qua-lon-449222/

13. Sajt Ministerstva yusticii V'etnama. Available at: http://moj.gov.vn/vbpq/lists/vn%20bn%20php%20lut/view_detail.aspx?itemid=28712

14. Sajt Yuridicheskoj biblioteki V'etnama. Available at: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Bo-luat-hinh-su-2015-296661.aspx

15. Zing Novosti. V'etnamcy ezhednevno tratyat 2,5 chasa na Facebook. Available at: https://news.zing.vn/nguoi-viet-bo-ra-2-5-gio-moi-ngay-de-luot-facebook-post550067.html

16. Than' n'en. Sledstvie razgovora s neznakomym v seti. Available at: https://thanhnien.vn/gioi-tre/he-luy-tu-nhung-cuoc-tro-chuyen-voi-nguoi-la-tren-mang-xa-hoi-988245.html

17. V'etnamskij zakon. Zakon o setevoj bezopasnosti. Available at: https://luatvietnam.vn/an-ninh-quoc-gia/luat-an-ninh-mang-2018-luat-an-ninh-mang-so-24-2018-qh14-164904-d1. html#noidung

Статья поступила в редакцию 20.04.19

УДК 316.77

Nguyin Lan Hwong, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Trofimova G.N., Professor, Department of Mass Communications, Peoples' Friendship University of Russia, Doctor of Philosophy, Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Chairman of the Dissertation Council D 21220323, Deputy Chairman of the Guild of Linguistic Experts in Documentation and Information Disputes (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

INFORMATION SOURCES ON THE SOCIAL NETWORK FACEBOOK IN VIETNAM. The article analyzes the social network Facebook as a source of relevant and important information for modern society, as well as its impact on people's minds. It is shown that the social network plays an important role in receiving news from the Vietnamese audience. Sources on Facebook can make both the positive and negative impact on the consciousness of the audience. Special attention is paid to the problem caused by untrusted sources, which have an influence on people's perception of the social and political sphere. As a result of the study, the peculiarities

of the sources in social networks, and the features of the network communications of Vietnam are clarified. The author also proposes solutions to this question by managing information on social networks and promoting official news channels on this site. Key words: social networks, Facebook, information sources, distribution, management.

Нгуен Лан Хыонг, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: [email protected]

Г.Н. Трофимова, д-р филол. наук, проф. каф. массовых коммуникаций, Российский университет дружбы народов, Заслуженный работник культуры РФ, Председатель диссертационного совета Д 21220323, заместитель председателя гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ FACEBOOK НА ВЬЕТНАМСКУЮ АУДИТОРИЮ

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с информационными источниками в Facebook во Вьетнаме. Проанализированы и классифицированные источники в этой социальной сети. Показано, социальная сеть играет важную роль в получении новостей у вьетнамской аудитории. Источники в Facebook могут оставить и положительное и отрицательное влияние на сознание аудитории. Ресурсы в социальной сети могут предоставлять информацию пользователям легче, быстрее и даже «живее» чем в традиционных средствах. Особое внимание уделяется проблеме, вызванной некачественными источниками, это восприятие людьми социальной и политической сферы. В ходе исследовании, выяснены особенности источников в социальные сети в частности, и характеры сетевых коммуникаций Вьетнама в целом. Автор также предлагает решить этот вопрос путем управления информацией в социальных сетях и продвижения официальных новостных каналов на этой площадке.

Ключевые слова: социальные сети, Facebook, информационные источники, Вьетнам, вьетнамская аудитория.

С момента появления Интернета вьетнамцы постепенно переходят от традиционных средств массовой информации к интерактивным электронным изданиям. Вместо того чтобы покупать газеты или смотреть ТВ-программы, они читают новости онлайн со смартфонов и проводят большую часть своего времени в социальных сетях. К слову, последние сегодня стали существенной составляющей СМИ и журналистики Вьетнама. В данной статье анализируется социальная сеть Facebook как источник актуальной и важной информации для современного общества, а также её влияние на сознание людей. Кроме того, исследование даёт представление о том, как это способствует развитию коммуникации в стране.

Социальные сети появились не так давно, но уже успели завоевать огромное число поклонников по всему миру. Одной из самых популярных на сегодняшний день является социальная сеть Facebook. Она предоставляет своим пользователям тысячи источников информации. Но важно учитывать, что не все сведения в соцсетях проверяются и достоверны. Использование так называемой «фейковой» информации может оказывать сильное влияние на общество. Именно этим обусловлена актуальность исследования информационных источников в Facebook и процессов, происходящих в данном коммуникационном ресурсе. В социальных сетях поднимаются актуальные вопросы и проблемы современности, поэтому часто в публикациях там можно обнаружить антиправительственные настроения, много скандальных и негативных сведений. Во Вьетнаме уже проводились некоторые исследования социальных сетей и их влияния на общество. Однако никто не анализировал Facebook как информационный канал.

Данная социальная сеть существует в виде интерактивной платформы, форума, где люди могут легко общаться между собой, обсуждать злободневные темы и обмениваться знаниями.

Цель статьи - исследовать и квалифицировать источники информации в Facebook. Мы рассмотрим фигуру автора, публикующего те или иные сведения, и цели, которые он при этом преследует. Понимание особенностей коммуникации в социальных сетях, в том числе и в Facebook, способствует ее развитию, помогает эффективно управлять информацией и выбрать то, что действительно важно для читателя.

Теперь Facebook играет очень важную роль в получении информации вьетнамской аудитории и влияет на мыслительный процесс молодых людей. Источники разные, существуют полезные источники, где читатели смогут легко получить знания для себя. Но если пользователи данной сети будут доверять ложным источникам, то это повлияет на адекватное понимание полученной информации, из этого следует, что восприятие социальных и политических проблем также будет искажено.

Появление новых СМИ во Вьетнаме породило ряд проблем, связанных с управлением информацией. Для начала необходимо чётко обозначить понятие «информация». С.И. Ожегов в своём толковом словаре даёт следующее определение: «Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством, и сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь [1]. В данной статье рассматриваются источники информации в социальных сетях и в первую очередь во вьетнамском сегменте Facebook. Безусловно, соцсети стали значимым изобретением для человечества. Они не только помогают удовлетворить потребность пользователей в интерактивном общении и доступной связи с другими странами, континентами, но и открывают новый информационный канал для своих читателей. По определению социолога Джеймса Барнса, «социальная сеть - это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)» [2]. В исследовании о Facebook Рифат Ислам Рупок из Университета Дакки упомянул: "Simply Facebook - это самая популярная бесплатная соци-

альная сеть, которая позволяет пользователям создавать профили, загружать фотографии и видео, отправлять сообщения и поддерживать связь с друзьями, семьей и коллегами".

Прежде всего, мы рассмотрим вьетнамский сегмент Facebook как источник информации для читателей, его роль в формировании общественного мнения. По данным Министерства информации и коммуникаций Вьетнама, на 15 августа 2017 года в соцсетях страны насчитывалась 331 официальная группа различных организаций и 35 электронных новостных страниц [3]. Ежедневно в среднем вьетнамцы проводят в Интернете до 7 часов. Из них 2,5 часа - в социальных сетях. В основном вьетнамцы отдают предпочтение Facebook (61%) и YouTube (59%) [4]. Facebook впервые вошёл во Вьетнам в период 2011 - 2012 г Согласно статистике «We are Social», в 2018 год, Вьетнам занял 7-е место с 58 миллионами пользователей. Хошимин также входит в топ-6 городов с крупнейшими пользователями Facebook, с 14 миллионами пользователей [5].

Появление социальной сети Facebook кардинально изменило коммуникацию во всем мире. Она вышла на абсолютно новый уровень, в том числе и во Вьетнаме. Во-первых, рассматриваемая нами социальная сеть полностью отвечает потребностям пользователя в общении и знакомствах. В то же время Facebook - это богатый источник оперативной информации для людей по всему миру. Согласно опросу, проведённому Институтом изучения журналистики Reuters Оксфордского университета, «44% опрошенных в 26 странах мира заявили, что считают Facebook ключевым источником информации» [6].

Статистика по данной соцсети демонстрирует, что во Вьетнаме ежемесячно её используют 30 миллионов человек.27 миллионов из них заходят туда при помощи мобильных устройств. Каждый вьетнамец в среднем тратит по два с половиной часа в день на Facebook. Это в 2 раза больше того времени, которое он посвящает просмотру телевизора [7]. Таким образом, социальные сети стали основным информационным источником, для которого характерны следующие особенности: объективность, высокая скорость распространения сведений, но в то же время и их ненадежность.

На данный момент не существует статистики по количеству источников новостей в данной социальной сети. Но их можно квалифицировать по объектам, которые эту информацию производят. Это либо сведения из официальных акка-унтов газет, журналов, ТВ-каналов и радио, либо данные, полученные от пользователей. Сегодня многие информационные агентства имеют публичные страницы (Fanpages) в социальных сетях, где делятся ссылками на свои материалы или размещают небольшие текстовые сообщения для привлечения читателей. Их наполнением и управлением занимаются сотрудники компании. Данные страницы верифицированы, поэтому контент в подобных группах является надежным и проверенным. Стоит отметить, что во Вьетнаме все информационные агентства находятся под контролем государства. Поэтому источники новостей здесь тщательно проверяются, чтобы не допустить негативного влияния на общество. Но большую часть информации в Facebook поступает с личных аккаунтов пользователей данной сети. Эти информации не всегда являются достоверными и могут пагубно повлиять на восприятие людей. Подобные источники информации создают много проблем, так как сведения, которые они транслируют, пока не поддаются системному контролю.

Люди не просто используются социальные сети для собственного развлечения, но и играют важную роль в формировании этого «виртуального мира». Появился даже термин «сетевое сообщество» (netizens/cybertizens). Согласно высказыванию Майкла Хьюбена из Колумбийского университета [8], оно отличается от оффлайнового приветствием интеллектуальной деятельности. Людям предлагается думать по-своему и представлять собственные идеи в Интернете. Данная интеллектуальная деятельность составляет основную часть онлайновой информации, которая распространяется в различных компьютерных сетях. Поль-

зователи могут взаимодействовать с другими людьми, добавляя или изменяя эти сведения. В сети они постоянно работают вместе для того, чтобы расширить объем информации по всему миру. Таким образом, каждый пользователь (netizen) становится уникальным ресурсом. Люди могут легко транслировать информацию в своих аккаунтах. Это порождает проблему «фальшивых новостей» (fake news). В свою очередь она создает много трудностей при выборе информации. У термина «фальшивые новости» существует множество определений. Согласно Allcott, Hunt, Gentzkow, Matthew (Стэнфордский университет, Нью-Йоркский университет, Национальное бюро экономических исследований США), под ним понимаются новостные сообщения, в том числе в Интернете (в соцсетях, на «фейковых» сетевых ресурсах), которые содержат недостоверные сведения и не являются сатирическими [9]. По мнению Hunt, Elle (2016) и The Guardian, подобная информация является формой обмана, она намеренно вводит читателя в заблуждение с целью вызвать финансовое, политическое недоразумение. Данные, представленные в «фейковых новостях», сильно рознятся с правдой [10].

Необходимо уточнить, какие источники информации считаются недостоверными. Сведения, полученные в социальных сетях, нередко негативным образом сказываются на общественных настроениях. Поскольку пользователи тратят значительную часть своего времени на просмотр контента Facebook, он становится для них основным источником информации. Они доверяют новостям, которые размещены в данной соцсети. Однако некоторые из этих информационных сообщений могут ввести их в заблуждение, что искажает картину мира и провоцирует формирование не совсем верной позиции у читателей по тому или иному вопросу.

В этой статье мы анализируем две основные проблемы - это восприятие людьми социальной и политической сферы через призму социальных сетей. Для начала отметим, что власть во Вьетнаме представлена только одной партией - Коммунистической. Она и правительство изучают современные тенденции и определяют вектор развития страны. Как отмечалось ранее, традиционные средства массовой информации находятся под контролем у власти, поэтому тиражируют сведения, которые ей выгодны, и скрывают то, о чем населению знать не рекомендуется. Но в настоящее время из-за «открытой функции» и публичности Facebook «нежелательные» сведения все-таки попадаются на глаза пользователям и получают активное тиражирование в их аккаунтах. Этим активно пользуются и противники государственной политики. Они размещают на страницах в соцсети Facebook выдуманные данные, дискредитирующие руководство страны. Противники политического режима призывают людей протестовать, выступать против правительства. У многих пользователей сети нет своей четкой политической точки зрения, поэтому они легко поддаются влиянию и верят слухам. Данное обстоятельство затрудняет управление государством и доставляет правящей партии лишние хлопоты.

Рассмотрим конкретный пример. После общественных беспорядков 10 июня 2018 года полиция района Туй Фонг (провинция Бинххуань) преследовала группу людей, включая Нгуен Миньха, и задержала их. А потом позволила нарушителям освободиться под залог. Несмотря на это, Нгуен Миньха преступил закон и скрылся. Данное обстоятельство вынудило полицию выдать ордер на его арест. Заинтересованные лица разместили в сети недостоверную информацию о том, что Нгуен Миньха «был тяжело ранен и умер». Примечательно, что они призывали людей прийти в полицию, чтобы протестовать. В итоге через несколько дней Нгуен Миньха вернулся сам и признал себя виновным [11].

Приведем еще один пример. 3 сентября 2018 года Министерство безопасности страны заявило, что враждебные силы через Интернет призывали людей выйти на антиправительственный митинг приуроченный к 73-летию независимости Социалистической Республики Вьетнам. Для этих целей Нгуен Нгок Ань создал около 10 групп в Facebook в Бинь Туане, Соц Транге, Бен Тре, Ка Мау, Донг Тапе, Лам Донге, Хошимине и Ханое. Он вышел в «прямой эфир» в соцсети, где продемонстрировал способ создания оружия для борьбы с полицейскими. 30 августа Агентство по поддержанию безопасности Бен Тре арестовало его в связи с антипартийной, противоправительственной деятельностью во Вьетнаме [12].

Некачественные источники информации в Facebook провоцируют проблему искаженного восприятия социальной сферы. У сетевого «новостного канала» нет информационной ориентации. Как правило, в газетах и официальных СМИ есть специальные категории, доступные читателям. В Facebook мы наблюдаем несколько иную ситуацию. Здесь пользователи имеют доступ к информации, которой делятся другие люди. В большинстве случае она является весьма поверхностной. Мало кто захочет представить в публичный доступ серьезные исследования социальных явлений. Обмен информацией между пользователями носит персонифицированный характер. Они рассказывают «друзьям» о настроении, развлечениях, размещают личные фотографии. К сожалению, негативные информационные тренды, такие как несчастные случаи и скандалы, с каждым днем привлекают все большее внимание читателей. Это связано с тем, что подобные сведения часто трудно найти в официальных новостных каналах. Статистика рейтинговой программы 2017 года «Сетевая безопасность» BKAV (техническая корпорация, которая работает в области сетевой безопасности, программного обеспечения, электронного правительства, производителей смартфонов) демонстрирует, что 63% вьетнамцев регулярно читают недостоверные новости в Facebook [13]. Причем ежедневно 40% пользователей оказываются жертвами скандалов в социальных сетях [14]. Такие сообщения сказываются на сознании

людей самым негативным способом, провоцируют скандалы и информационный хаос.

В сентябре 2018 года Министерство образования Вьетнама утвердило новый метод обучения для первоклассников. Теперь перед изучением каждой буквы ребята должны познакомиться со звуками. Для их описания учителя используют специальные символы (круг, квадрат и треугольник) [15]. Это должно помочь ученикам привыкнуть к произношению. Данный метод позволяет научиться чётко определять звуки, а затем знакомиться с буквами. Однако большинство людей не приветствует такой подход, заявляя, что дети будут писать вышеуказанными символами вместо знаков алфавита. В Facebook представлено много роликов, в которых родители критикуют данный метод и даже оскорбляют его создателей. Подобные видео быстро распространились по сети и получили положительную оценку многих пользователей. С тех пор в Интернете активно критикуют Министерство образования Вьетнама. Данный пример иллюстрирует проблему восприятия социальной сферы. Вьетнамские пользователи легко верят информации, распространенной в Facebook, но не проверяют её. Это искажает их картину мира и предоставляет злоумышленникам возможность манипулировать сознанием людей.

Пользователи Facebook во Вьетнаме различаются по возрасту, профессии, месту проживания и уровню интеллекта. Не все из них знают, как правильно отбирать новости и проверять их источники. Обилие непроверенных сведений в сети порождает информационный хаос. Для решения вышеуказанных проблем нужно участие многих сторон - правительства, представителей образовательной сферы и пользователей соцсетей. Недостоверная и некорректная информация, представленная в Facebook, относится к разным областям. Но наиболее влиятельными считаются новости политического и развлекательного характера. Поэтому необходимо организовать надлежащее управление информационными источниками в Facebook. Это поможет направить общественное мнение в нужном направлении и устранить манипуляцию сознанием людей в антигосударственных целях. В последнее время в данной социальной сети все чаще появляются официальные страницы государственных учреждений здравоохранения, образования, транспортной сферы с целью получения обратной связи от народа. За счет таких каналов власть может узнать мнение людей по тем или иным вопросам и быстро решать возникающие проблемы. В октябре 2015 года правительство создало две учетные записи в Facebook - «Информация Правительства» и «Форум национальной конкурентоспособности». Так люди смогли получить доступ к юридическим документам. Многие печатные агентства создали свои страницы для публикации статей из интернет-газет, чтобы идти в ногу с тенденцией интеграции СМИ и удовлетворить информационные потребности людей.

Согласно Протоколу № 779, подписанному директором Департамента печати Вьетнама Луу Динь Фук 1/7/2016 [16], многие газеты завели подобные акка-унты в Facebook для улучшения взаимодействия с читателями. Совсем недавно правительство подписало Протокол № 27/2018 / ND-CP [17], в котором указаны условия и способы управления информацией в социальных сетях, такие, как согласие на размещение там данных пользователей, обеспечение их защиты, а также возможность использования услуг, которые предоставляют данные ресурсы, и другое. Кроме того, должен существовать механизм координации подобных ресурсов, позволяющий немедленно удалить контент, нарушающий пункт 1 статьи 5 Протокола № 72/2013/ ND-CP в течение 3 часов после обнаружения или обращения в Министерство информации и коммуникаций или лицензирующий орган (в письменной форме, по телефону или электронной почте). В новом документе также обозначен ряд условий для организаций, размещающих свой контент в социальных сетях [18]. Примечательно, что правительство ввело данные меры одновременно с административными санкциями в области информационных технологий. Среди них есть много правил, связанных с управлением социальной деятельностью. За распространение ложной информации, намеренное искажение данных, клевету или оскорбление в адрес учреждений, организаций, чести и достоинства личности; тиражирование сведений, противоречащих интересам страны, покупку, продажу товаров и услуг из запрещенного списка; разжигание насилия или вовлечение в азартные игры будет наложен штраф в размере от 5 до 10 миллионов VND. В случае преднамеренного несанкционированного доступа к учетным записям других лиц или организаций преступник заплатит от 30 до 50 миллионов VND.

Управление информацией в соцсетях является трудной задачей, потому что скорость тиражирования постов крайне высока. Она осложняет проверку и анализ распространяемых сведений. Читатели должны сами научиться выбирать из новостного потока достоверные и проверенные сведения. В книге «Журналистика и мультимедийные коммуникации» содержатся советы, помогающие выявить ложную информацию в Facebook [19, с. 483 - 484]. Автор книги советует придерживаться вполне несложных правил. Для начала необходимо обратить внимание на заголовок. Затем внимательно посмотреть на URL. После чего стоит проверить источник информации. Для этого необходимо заглянуть в раздел «О нас» на странице новостей или найти графу «Источник». Пользователям, также советуют обратить внимание на шрифты, орфографические ошибки, форматирование текста, иллюстративный материал и дату размещения. Читателю предлагают попытаться самостоятельно проверить факты в Интернете, найти доказательства правдивости полученной информации. В качестве финального шага проверки достоверности информации, пользователям рекомендуется оты-

скать и изучить схожие статьи. Когда читатели имеют представление о том, как правильно отбирать информацию, а также отфильтровывать ненужные сведения, то и восприятие картины мира будет становиться все более четким и верным.

Возрастной диапазон современных пользователей Facebook во Вьетнаме является крайне разнообразным. Отметим, что чаще всего обращают внимание на скандальные новости именно молодые люди, так как у них ещё отсутствуют навыки отбора и проверки информации. В этом им должны помогать семьи и образовательные учреждения. Они должны ориентировать молодых людей на разумное использование Facebook и других интернет-сообществ. В конце концов, социальные сети - это открытое пространство. Информация в Facebook может быть обновлена в любое удобное время и в любом месте. В статье автор классифицировал источники информации в данной социальной сети по двум основным категориям - страницы СМИ, организаций (новостные страницы, fanpages) и посты пользователей (netizens). Как отмечалось ранее, именно в последних чаще всего содержится непроверенная информация. Она провоцирует искаженное восприятие социальной и политической сферы. Из-за «ложных новостей» (fakenews) государству трудно распространять свою идеологию. Злоумышленники тиражируют ложную информацию с целью подорвать доверие народа к властям. Восприятие новостных событий в данном случае становится искаженным.

Библиографический список

Чтобы решить проблему, правительство разработало меры по управлению информацией. Власти и служба безопасности оперативно пресекают антигосударственную деятельность, которая ведется через Facebook (к примеру, выше упоминается об аресте Нгуен Нгок Ань). Информация, размещенная в соцсетях, также должна контролироваться в целях обеспечения сетевой безопасности. Таким образом, государство разработало протоколы и постановления правительства, регламентирующие данный вопрос. В 2019 году в силу вступит «Закон о сетевой безопасности» [20]. Однако крайне сложно контролировать контент, который публикуется на личных страницах пользователей. Социальные сети по-прежнему являются персонифицированными. Поэтому необходимо модернизировать процессы размещения информации и обмена ею. Это благоприятным образом скажется и на сознании пользователей. В последнее время вьетнамский Facebook улучшил обзор сведений, размещённых по ключевым словам. Но важно, чтобы сам пользователь выработал навык грамотного и правильного отбора информации для себя. Информационным агентствам стоит увеличить свою активность в социальных сетях в целом и в Facebook в частности. Так как материалы, размещённые там авторитетными изданиями, как раз способствуют улучшению качества интернет-контента. Журналист тогда сможет считать Facebook дополнительным и надежным источником информации в процессе поиска актуальных новостей.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Москва: Азбуковник, 1999.

2. Барнс Джеймс. Классы и собрания в норвежском островном приходе. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish. 1954: 39 - 75.

3. Статистика Министерства информации и коммуникаций Вьетнама до 15 августа 2017 года во Вьетнам. Список электронных страниц. Available at: https://mic. gov.vn/solieubaocao/Pages/TinTuc/135343/Tong-hop-giay-phep-mang-xa-hoi.ht

4. We are Social. Available at: Digital in Southeast Asia in 2017. https://wearesocial.com/special-reports/digital-in-2017-global-overview

5. We are Social. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2018-vietnam

6. Reuters Institute for the Study of Journalism at the University of Oxford. Digital News Report 2016. Available at: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/digital-news-report-2016

7. Статистика Facebook. Туой тье. Available at: https://tuoitrenews.vn/society/28733/facebook-now-has-30-million-monthly-active-users-in-vietnam

8. Майкл Хаубен. Пользователи сети и сообщества. Michael Hauben. The Netizens and Community Networks. CMC Magazine. February 1997. Available at: URL:https://www. december.com/cmc/mag/1997/feb/hauben.html

9. Хант; Генцков, Мэтью. Социальные сети и фальшивые новости на выборах 2016 года. Allcott, Hunt; Gentzkow, Matthew. Social Media and Fake News in the 2016 Election. NBER Working Paper No. 23089 January, 2017.

10. Хант Эль (2016). Что такое фейковые новости? Как это определить и что вы можете сделать, чтобы это остановить? Hunt, Elle (2016). «What is fake news? How to stop it and what you can do to stop it». The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/media/2016/dec/18/what-is-fake-news-pizzagate

11. Вьетнамнет. Available at: https://vietnamnet.vn/vn/thoi-su/khong-co-chuyen-cong-an-danh-trong-thuong-nam-thanh-nien-o-binh-thuan-458071.html

12. VOV- Радио Вьетнама. Available at: https://vov.vn/tin-nong/bat-giu-2-doi-tuong-ve-hanh-vi-tuyen-truyen-chong-nha-nuoc-808704.vov

13. Википедия. Available at: https://vi.wikipedia.org/wiki/Bkav

14. Статистика из рейтинговой программы 2017 «Сетевая безопасность» BKAV. Available at: https://www.bkav.com.vn/trong-ngoi-nha-bkav/-/chi_tiet/511114/tong-ket-an-ninh-mang-nam-2017-va-du-bao-xu-huong-2018

15. Zing Новости. Available at: https://news.zing.vn/chi-trich-gs-ho-ngoc-dai-qua-cach-doc-vuong-tron-la-khong-dung-post875158.html

16. Министерство информации и связи. Акт об усилении управления информационным контентом на странице Facebook пресс-агентств. Available at: https://mic.gov. vn/pages/tintuc/printpage.aspx?tintucID=132145

17. Протокол № 27/2018. ND-CP об управлении, предоставлении и использовании интернет-услуг и информации в Интернете. Available at: http://vanban.chinhphu.vn/ portal/page/portal/chinhphu/hethongvanban?class_id=1&_page=1&mode=detail&document_id=193079

18. Протокол № 72/2013/ ND-CP об управлении, предоставлении и использовании интернет-услуг в Интернете. Available at: http://moj.gov.vn/vbpq/lists/vn%20bn%20 php%20lut/view_detail.aspx?itemid=28618

19. Нгуен Тхи Хыонг Занг. Журналистика и мультимедийные коммуникации. Изд: Ханойский национальный университет, 2017.

20. Закон о сетевой безопасности. Available at: https://luatvietnam.vn/an-ninh-quoc-gia/luat-an-ninh-mang-2018-luat-an-ninh-mang-so-24-2018-qh14-164904-d1.html#noidung

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Moskva: Azbukovnik, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Barns Dzhejms. Klassy i sobraniya v norvezhskom ostrovnom prihode. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish. 1954: 39 - 75.

3. Statistika Ministerstva informacii i kommunikacij V'etnama do 15 avgusta 2017 goda vo V'etnam. Spisok 'elektronnyh stranic. Available at: https://mic.gov.vn/solieubaocao/Pages/ TinTuc/135343/Tong-hop-giay-phep-mang-xa-hoi.ht

4. We are Social. Available at: Digital in Southeast Asia in 2017. https://wearesocial.com/special-reports/digital-in-2017-global-overview

5. We are Social. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2018-vietnam

6. Reuters Institute for the Study of Journalism at the University of Oxford. Digital News Report 2016. Available at: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/digital-news-report-2016

7. Statistika Facebook. Tuoj t'e. Available at: https://tuoitrenews.vn/society/28733/facebook-now-has-30-million-monthly-active-users-in-vietnam

8. Majkl Hauben. Pol'zovateli seti i soobschestva. Michael Hauben. The Netizens and Community Networks. CMC Magazine. February 1997. Available at: URL:https://www. december.com/cmc/mag/1997/feb/hauben.html

9. Hant; Genckov, M'et'yu. Social'nye seti i fal'shivye novosti na vyborah 2016 goda. Allcott, Hunt; Gentzkow, Matthew. Social Media and Fake News in the 2016 Election. NBER Working Paper No. 23089 January, 2017.

10. Hant 'El' (2016). Chto takoe fejkovye novosti? Kak 'eto opredelit'ichto vy mozhete sdelat', chtoby 'eto ostanovit'? Hunt, Elle (2016). «What is fake news? How to stop it and what you can do to stop it». The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/media/2016/dec/18/what-is-fake-news-pizzagate

11. V'etnamnet. Available at: https://vietnamnet.vn/vn/thoi-su/khong-co-chuyen-cong-an-danh-trong-thuong-nam-thanh-nien-o-binh-thuan-458071.html

12. VOV- Radio V'etnama. Available at: https://vov.vn/tin-nong/bat-giu-2-doi-tuong-ve-hanh-vi-tuyen-truyen-chong-nha-nuoc-808704.vov

13. Vikipediya. Available at: https://vi.wikipedia.org/wiki/Bkav

14. Statistika iz rejtingovoj programmy 2017 «Setevaya bezopasnost'» BKAV. Available at: https://www.bkav.com.vn/trong-ngoi-nha-bkav/-/chi_tiet/511114/tong-ket-an-ninh-mang-nam-2017-va-du-bao-xu-huong-2018

15. Zing Novosti. Available at: https://news.zing.vn/chi-trich-gs-ho-ngoc-dai-qua-cach-doc-vuong-tron-la-khong-dung-post875158.html

16. Ministerstvo informaciiisvyazi. Akt ob usilenii upravleniya informacionnym kontentom na stranice Facebookpress-agentstv. Available at: https://mic.gov.vn/pages/tintuc/printpage. aspx?tintucID=132145

17. Protokol № 27/2018. ND-CP ob upravlenii, predostavlenii i ispol'zovanii internet-uslug i informacii v Internete. Available at: http://vanban.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/ hethongvanban?class_id=1&_page=1&mode=detail&document_id=193079

18. Protokol № 72/2013/ ND-CP ob upravlenii, predostavlenii i ispol'zovanii internet-uslug v Internete. Available at: http://moj.gov.vn/vbpq/lists/vn%20bn%20php%20lut/view_detail. aspx?itemid=28618

19. Nguen Thi Hyong Zang. Zhurnalistika i mul'timedijnye kommunikacii. Izd: Hanojskij nacional'nyj universitet, 2017.

20. Zakon o setevoj bezopasnosti. Available at: https://luatvietnam.vn/an-ninh-quoc-gia/luat-an-ninh-mang-2018-luat-an-ninh-mang-so-24-2018-qh14-164904-d1.html#noidung

Статья поступила в редакцию 20.04.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.