Научная статья ■УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-119-121 EDN: https://elibrary.ru/ijejuk NIION: 2015-0066-5/23-818 MOSURED: 77/27-011-2023-05-017
Законодательство о нотариате в Российской Федерации: состояние и перспективы развития
Мамука Иванович Никитин12
1 Институт социальных наук, Москва, Россия, nikitinmamuka@yandex.ru
2 Научно-исследовательский институт образования и науки, Москва, Россия
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о нотариате в Российской Федерации обосновано несколько суждений: именно законодательство обеспечивает исключительность права, как регулятора общественных отношений, во всяком правовом государстве; Российская Федерация, в соответствии со статьей 1 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. провозглашена правовым государством; действенность законодательства предопределена его систематизацией; одним из критерием систематизации законодательства может быть юридическая сила конкретного нормативного правового акта; место в системе нормативных правовых актов «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. неопределенно; организация и деятельность нотариата, как правоприменительного органа, может быть урегулирована в Федеральном законе РФ «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации», что позволит нотариусам обоснованно принимать участие в четырех видах судопроизводств, урегулированных в кодифицированных федеральных законах РФ: гражданском, арбитражном, уголовном и административном.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов, Конституция РФ, федеральный закон РФ, «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» отИ февраля 1993 г., нотариат, нотариус, юридическая сила
Для цитирования: Никитин М. И. Законодательство о нотариате в Российской Федерации: состояние и перспективы развития II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 119-121. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-119-121. EDN: IJEJUK.
Original article
Legislation on Notaries in the Russian Federation: state and prospects of development
Mamuka I. Nikitin12
1 Institute of Social Sciences, Moscow, Russia, nikitinmamuka@yandex.ru
2 Scientific-Research Institute ofEducation and Science, Moscow, Russia
Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on notaries in the Russian Federation, severaljudgments are substantiated: it is the legislationthat ensures the exclusivity oflaw, as a regulator of public relations, in any legal state; The Russian Federation, in accordance with Article 1 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993, was proclaimed a state governed by the rule of law; the effectiveness of legislation is predetermined by its systematization; one of the criteria for systematization of legislation may be the legal force of a specific regulatory legal act; the place in the system of normative legal acts of the «Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Notaries» dated February 11, 1993 is not certain; the organization and activity of a notary, as a law enforcement body, can be regulated in the Federal Law of the Russian Federation «On the organization and activity of a notary in the Russian Federation», this will allow notaries to reasonably participate in four types of legal proceedings regulated in the codified federal laws of the RussianFederation: civil, arbitration, criminal and administrative.
Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, system of regulatory legal acts, Constitution of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation, «Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on Notaries» dated February 11, 1993, notary, notary, legal force
For citation: Nikitin M. I. Legislation on Notaries in the Russian Federation: state and prospects of development. Bulletin of economic security. 2023;(5):119-21. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-119-121. EDN: IJEJUK.
© Никитин M. И., 2023
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Предметом данной статьи является законодательство о нотариате в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории относительно предмета исследования.
Обычно нотариат, как система государственных органов и частных нотариусов, определяется в качестве одного из правоприменительных органов [см. об этом: 1] и даже, как представляется, ошибочно наделяется статусом «правоохранительный орган» [2].
Сложность определения статуса нотариата во многом предопределена несовершенством законодательства (в частности, фактическое отсутствие систематизации нормативных правовых актов).
Из многообразия критериев систематизации нормативных правовых актов оптимальным представляется использование юридической силы [подробнее об этом: 3;4].
Так, А. С. Домченко исследовал «феномен юридической силы правового акта и обозначающей его категории». По мнению названного автора, феномен юридической силы является конструктивным по отношению к профессиональному юридическому мышлению, включает в себя набор операций, позволяющих произвести оценку одних правовых актов на соответствие другим [5].
М. Н. Илюшиной «анализируется исполнительная сила исполнительных документов, оформляемых нотариально: исполнительной надписи нотариуса, соглашения об уплате алиментов, медиативного соглашения»: необходимо повышать степень исполнимости посредством применения к данным документам тех же последствий, что и для исполнительных документов - судебных актов [6].
Ю. Б. Луговая в процессе исследования теории и правоприменительной практики нормативных правовых актов органов местного самоуправления сформулировала вывод о том, что юридическая сила подобных актов распространяет свое действие на всех лиц, находящихся или проживающих на территории муниципального образования: действие нормативных правовых актов органов местного самоуправления осуществляется на основе муниципальных отношений во времени, в пространстве, по кругу лиц [7].
Организация и деятельность нотариата, в том числе и нотариусов, урегулированы в нормативном правовом акте с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации. Речь идет об Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. («Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариу-
сы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. .. .»-ст. I)1.
Нотариусы, как правило, могут принимать участие во всех видах судопроизводств [8], исчерпывающий перечень которых ныне определен в ст. 118 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) («1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается»)2. Данное обстоятельство является основанием для утверждения о том, что организация и деятельность нотариата может быть урегулирована в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ. Таковым ныне может быть Федеральный закон РФ «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации».
В систему законодательства о нотариате могут включаться и подзаконные нормативные правовые акты: постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» № 569 от 9 апреля 2021 г.3; информационное письмо Минфина РФ «О применении сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества жилого фонда для исчисления нотариусами размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство указанных объектов»4.
Таким образом, исследования относительно законодательства о нотариате в Российской Федерации необходимо продолжить.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
1 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4855; ...;2019. № 30. Ст. 4155.
2 См.: РГ. 1993. 25 декабря; ...;2020.4июля.
3 См.: СЗ РФ. 2021. № 16 (часть III). Ст. 2789.
4 В официальных источниках не публиковалось.
120
Вестник экономической безопасности
№ 5 / 2023
Во-первых, именно законодательство обеспечивает исключительность права, как регулятора общественных отношений, во всяком правовом государстве.
Во-вторых, Российская Федерация, в соответствии со статьей 1 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. провозглашена правовым государством.
В-третьих, действенность законодательства предопределено его систематизацией.
В-четвертых, одним из критерием систематизации законодательства может быть юридическая сила конкретного нормативного правового акта.
В-пятых, место в системе нормативных правовых актов «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от11 февраля 1993 г. неопределенно.
В-шестых, организация и деятельность нотариата, как правоприменительного органа, может быть урегулирована в Федеральном законе РФ «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации», что позволит нотариусам обоснованно принимать участие в четырех видах судопроизводств, урегулированных в кодифицированных федеральных законах РФ: гражданском, арбитражном, уголовном и административном.
Список источников
1. Галузо В. Н. Теория правоохраны в Российской Федерации (историко-правовое исследование) : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2022.
2. Правоохранительные органы: учебник. 5-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. С. Л. Лонь. Томск : Изд-во НТЛ, 2021.
3. Галузо В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. №11. С. 98-102.
4. Галузо В. Н. Возможно ли комплексное правоприменение при отсутствии официальной систематизации в Российской Федерации? // Государство и право. 2018. № 6. С. 76-81.
5. Домченко А. С. Юридическая сила правового акта: свойство официального документа или элемент
дискурсивной координации? // Российский юридический журнал. 2021. № 2. С. 152-163.
6. Илюшина М. Н. Юридическая сила нотариальных актов как исполнительных документов : проблемы совершенствования законодательства // Нотариальный вестник. 2022. № 3. С. 6-15.
7. Луговая Ю. Б. Юридическая сила и действие нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Российский судья. 2013. № 2. С. 22-26.
8. Галузо В. Н., Канафин Н. А., Редкоус В. М. Доказывание в правосудии Российской Федерации : монография. 6-е изд., испр. и доп. / Под ред. В. Н. Галузо. М. : ПРОСПЕКТ, 2022.
References
9. Galuzo V N. Theory of law enforcement in the Russian Federation (an academic and legal study) : monograph. M. : UNITY-DANA : Law and Law, 2022.
10. Law enforcement agencies : textbook. 5th ed., ispr. and add. / Ed. by S. L. Lon. Tomsk : Publishing House of NTL, 2021.
11. Galuzo V. N. Is it possible to ensure uniform implementation of legislation in the absence of its systematization? // State and law. 2014. №11.P. 98-102.
12. Galuzo V. N. Is complex law enforcement possible in the absence of official systematization in the Russian Federation? // State and Law. 2018. № 6. P. 76-81.
13. Domchenko A.S. The legal force of a legal act : a property of an official document or an element of discursive coordination? //RussianLaw Journal. 2021. № 2. P. 152-163.
14. Ilyushina M. N. The legal force of notarial acts as executive documents : problems of improving legislation II Notary Bulletin. 2022. № 3. P. 6-15.
15. LugovayaYu. B. Legal force and effect of normative legal acts of local self-government bodies II Russian judge. 2013.№2.P. 22-26.
16. Galuzo V. N., KanafinN. A., RedkousV. M. Proving in the law of the Russian Federation : monograph. 6th ed., ispr. and add. / Edited by V N. Galuzo. M. : PROSPECT, 2022.
Информация об авторе
M. И. Никитин - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Института социальных наук, младший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки.
Information about the author M. I. Nikitin - Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines of the Institute of Social Sciences, Junior Researcher of the Scientific-Research Institute ofEducation and Science.
Статья поступила в редакцию 05.09.2023; одобрена после рецензирования 09.10.2023; принята к публикации 13.11.2023.
The article was submitted 05.09.2023; approved afterreviewing 09.10.2023; acceptedforpublication 13.11.2023.