Научная статья на тему 'О МЕСТЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ'

О МЕСТЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОТАРИАТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ / ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ ОТ 11 ФЕВРАЛЯ 1993 Г

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Наталья Кирилловна

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства (в частности, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.) обосновано несколько суждений: формирование рыночных отношений в Российской Федерации предполагает наличие государственного нотариата и частных нотариусов, объем полномочий которых должен быть равным; действующим нормативным правовым актом об организации и деятельности нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.; участие нотариусов во всех четырех видах судопроизводств, отождествляемых с правосудием, предполагает принятие соответствующего нормативного правового акта, по юридической силе приравненного к федеральному закону РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PLACE OF THE FUNDAMENTALS OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE NOTARY IN THE SYSTEM OF NORMATIVE LEGAL ACTS

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation (in particular, the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on Notaries dated February 11, 1993), several judgments are substantiated: the formation of market relations in the Russian Federation presupposes the presence of a state notary and private notaries, the scope of whose powers should be equal; the current regulatory legal act on the organization and activities of the notary are the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on Notaries dated February 11, 1993; the participation of notaries in all four types of legal proceedings identified with justice, involves the adoption of an appropriate regulatory legal act an act that is legally equivalent to the federal law of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О МЕСТЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 68 — 70. State service and personnel. 2022;(2):68 —70.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-68-70

NIION: 2012-0061-02/22-077 MOSURED: 77/27-008-2022-02-277

О месте Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в системе нормативных правовых актов

Наталья Кирилловна Сидорова

Консультант нотариальной конторы, Москва, Россия, Htc98@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства (в частности, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.) обосновано несколько суждений: формирование рыночных отношений в Российской Федерации предполагает наличие государственного нотариата и частных нотариусов, объем полномочий которых должен быть равным; действующим нормативным правовым актом об организации и деятельности нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.; участие нотариусов во всех четырех видах судопроизводств, отождествляемых с правосудием, предполагает принятие соответствующего нормативного правового акта, по юридической силе приравненного к федеральному закону РФ.

Ключевые слова: нотариат, законодательство, система нормативных правовых актов, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.

Для цитирования: Сидорова Н.К. О месте Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в системе нормативных правовых актов // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 68—70. https://doi.org/ 10.24412/2312-0444-2022-2-68-70.

Original article

On the place of the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on the notary in the system of normative legal acts

Natalia K. Sidorova

Consultant of notary office, Moscow, Russia, Htc98@mail.ru

Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation (in particular, the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on Notaries dated February 11, 1993), several judgments are substantiated: the formation of market relations in the Russian Federation presupposes the presence of a state notary and private notaries, the scope of whose powers should be equal; the current regulatory legal act on the organization and activities of the notary are the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on Notaries dated February 11, 1993; the participation of notaries in all four types of legal proceedings identified with justice, involves the adoption of an appropriate regulatory legal act an act that is legally equivalent to the federal law of the Russian Federation.

Keywords: notary, legislation, system of regulatory legal acts, Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on notaries dated February 11, 1993

For citation: Sidorova N.K. On the place of the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on the notary in the system of normative legal acts // State service and personnel. 2022;(2):68—70. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2022-2-68-70.

Предметом данной статьи является нотариат и законодательство о нем (в частности, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.).

© Сидорова Н.К. М., 2022.

Первоначально о состоянии теории.

Так, М.И. Сазонова полагает следующее: «В современных условиях экономического развития России особенно важно обеспечить безопасность гражданского оборота. Нотариат, решающий эту задачу, сегодня сталкивается с определенными проблемами и недоверием... обратим внимание

№ 2/2022

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

читателей на необходимость дальнейшего развития института нотариата в правовой системе России, анализируя уже достигнутые результаты и обозначая ключевые задачи, которые требуют решения в этой сфере в ходе дальнейшей реформы отечественного гражданского законодательства»... Принятие проекта Закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», подготовленного рабочей группой Министерства юстиции с участием представителей науки и нотариального сообщества, обеспечит эффективное функционирование нотариата как правозащитного института, что позволит создать юридически безопасные условия для реализации гражданских прав физических и юридических лиц» [4].

О.М. Сычев как «независимый эксперт, уполномоченный на проведение экспертизы на корруп-циогенность», утверждает: «Новый Закон «О нотариате и нотариальной деятельности РФ» имеет огромное значение как для реализации прав и законных интересов граждан, так и для самих нотариусов» [5].

В своей статье данный автор проводит анализ проекта данного Закона, предлагает возможные способы решения возникших спорных ситуаций в законопроекте. Новый Закон о нотариальной деятельности имеет особенно важное значение как для реализации прав и законных интересов граждан, обращающихся за совершением нотариальных действий, так и для самих нотариусов, которые ждут принятия качественного и сбалансированного Закона в течение длительного периода времени. Излишнего же обсуждения не бывает. Главное, чтобы оно способствовало достижению необходимого результата») [5].

Г.Г. Черемных относительно законопроекта с кодом № 632210-5 сформулировал следующий вывод: «Таким образом, внесенный законопроект проблему создания единого реестра завещаний не решает, поскольку фактически предусматривает лишь учет завещаний, удостоверенных нотариусами, занимающимися частной практикой, и не учитывает массив завещаний, удостоверяемых имеющими такое право должностными лицами местных органов власти, консульских учреждений, лечебных учреждений, воинских частей, экспедиций, мест лишения свободы и т.д. Не исключает он и имеющиеся, хоть и редкие, факты поддельных завещаний, напротив, внесение такого завещания в единый реестр может придать ему в ряде случаев определенную юридическую силу и усложнить рассмотрение такого гражданско-правового спора в судебных инстанциях. Единственное, что может решить законопроект, — это придать легитимность сегодня незаконным требованиям Федеральной нотариальной палаты, обязывающим нотариусов предоставлять сведения о завещаниях в

Центр инноваций и информационных технологий. Только это, и больше ничего» [6].

Л.В. Щенникова полагает, что «основным вопросом нотариального закона, безусловно, является правовой статус нотариуса, в том числе его нормативное определение. Таким образом, можно предположить, что если законодатель согласится с концепцией нотариата, предложенной разработчиками обсуждаемого законопроекта, то высокого положения, о котором уже больше века мечтает гражданско-правовая наука, институту нотариата не обрести») [7].

Противоречивые результаты научных исследований относительно нотариата предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации.

В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. термин «нотариат» употреблен лишь в ст. 72.

Положения Конституции РФ относительно нотариата урегулированы в нормативном правовом акте с неопределенным местом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации [1; 2]: «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г.:

«Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой» — ст. 1.

В одном из комментариев к названному нормативному правовому акту обнаруживаем следующую запись: «В части 1 комментируемой статьи определяется цель нотариальной деятельности как таковой. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией, конституциями (уставами) субъектов РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации» [3].

Таким образом, научные исследования относительно нотариата и правового регулирования его организации и деятельности в Российской Федерации необходимо продолжить.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, формирование рыночных отношений в Российской Федерации предполагает нали-

№ 2/2022

чие государственного нотариата и частных нотариусов, объем полномочий которых должен быть равным.

Во-вторых, действующим нормативным правовым актом об организации и деятельности нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.

В-третьих, участие нотариусов во всех четырех видах судопроизводств, отождествляемых с правосудием, предполагает принятие соответствующего нормативного правового акта, по юридической силе приравненного к федеральному закону РФ.

Список источников

1. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации / / Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

2. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30.

3. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Кашурин И.Н., Макаров О.В., Поваров Ю.С., Ротко С.В., Беляев МА., Тимошенко ДА., Чиришьян А.Р. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Сазонова М.И. Российский нотариат: история и современность // Закон. 2012. № 9. С. 83—90.

5. Сычев О.М. Экспертное заключение на проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (общая часть) // Нотариус. 2011. № 3. С. 2—8.

6. Черемных Г.Г. О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский ко-

декс Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (к вопросу о создании Единого реестра завещаний) / / Бюллетень нотариальной практики. 2012. № 1. С. 15—16.

7. Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // Журнал рос. права. 2005. № 5.

References

1. Galuzo V.N. On the role of a normative legal act in the system of law of the Russian Federation / / Education. The science. Scientific personnel. 2009. № 4. Pp. 27—30.

2. Galuzo V.N. Systematization of legislation in the Russian Federation: state and prospects of development // Law and legislation. 2009. № 8. Pp. 28—30.

3. Peshkova (Belogortseva) H.V., Kashurin I.N., Makarov O.V., Povarov Yu.S., Rotko S.V., Belyaev MA., Timoshenko DA, Chirishyan A.R. Commentary on the Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on notaries (article by article) / / http:/ / www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Sazonova M.I. Russian notary: history and modernity // Law. 2012. № 9. Pp. 83—90.

5. Sychev O.M. Expert opinion on the draft Federal Law «On Notaries and notarial activities in the Russian Federation» (general part) // Notary. 2011. № 3. Pp. 2—8.

6. Cheremnykh G.G. On the draft Federal Law «On Amendments to the Civil Code of the Russian Federation and the Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Notaries» (on the issue of creating a Unified register of wills) / / Bulletin of Notary Practice. 2012. № 1. Pp. 15—16.

7. Schennikova L.V. Legislation on notaries in Russia: problems and solutions / / Journal of Russian Law. 2005. № 5.

Информация об авторе

Сидорова Н.К. — консультант нотариальной конторы

Information about the author

Sidorova N.K. — consultant of notary office

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.