Научная статья на тему 'Об информационной системе нотариата в Российской Федерации'

Об информационной системе нотариата в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
996
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / федеральный закон РФ / «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. / нотариат / информационная система нотариата / оператор единой информационной системы нотариата. / Russian Federation / legislation / normative legal act / Federal law of the Russian Federation / «Fundamentals of legislation of the Russian Federation on notaries» of February 11 / 1993 / notary / information system of notaries / operator of the unified information system of notaries.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамука Иванович Никитин

На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об информационной системе нотариата в Российской Федерации обосновано несколько суждений: информационная система нотариата является одним из направлений цифровизации экономики в Российской Федерации; информационная система нотариата нуждается в обособлении в качестве комплексного правового института разных отраслей права (конституционное, информационное, административное и др.); положения комплексного правового института информационной системы нотариата должны быть закреплены в Федеральном законе РФ «О нотариате в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INFORMATION SYSTEM OF THE NOTARY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article based on the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation on the information system of the notary in the Russian Federation justified several judgments: the information system of the notary is one of the directions of digitalization of the economy in the Russian Federation; the information system of the notary needs to be isolated as a complex legal institution of different branches of law (constitutional, information, administrative, etc.); the provisions of the complex legal Institute of the information system of the notary should be enshrined in the Federal law of the Russian Federation «On the notary in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Об информационной системе нотариата в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10129 © М.И. Никитин, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мамука Иванович Никитин,

старший научный сотрудник отделения обеспечения научного сотрудничества НИО УОНиРИД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: mamuka_eriashvili@mail.ru

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации об информационной системе нотариата в Российской Федерации обосновано несколько суждений: информационная система нотариата является одним из направлений цифровизации экономики в Российской Федерации; информационная система нотариата нуждается в обособлении в качестве комплексного правового института разных отраслей права (конституционное, информационное, административное и др.); положения комплексного правового института информационной системы нотариата должны быть закреплены в Федеральном законе РФ «О нотариате в Российской Федерации».

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г., нотариат, информационная система нотариата, оператор единой информационной системы нотариата.

ABOUT INFORMATION SYSTEM OF THE NOTARY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Mamuka I. Nikitin,

Senior Researcher of the Department for the Provision of Scientific Cooperation of the Research and Development Institute NIO UONiRID Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article based on the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation on the information system of the notary in the Russian Federation justified several judgments: the information system of the notary is one of the directions of digitalization of the economy in the Russian Federation; the information system of the notary needs to be isolated as a complex legal institution of different branches of law (constitutional, information, administrative, etc.); the provisions of the complex legal Institute of the information system of the notary should be enshrined in the Federal law of the Russian Federation «On the notary in the Russian Federation».

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Federal law of the Russian Federation, «Fundamentals of legislation of the Russian Federation on notaries» of February 11, 1993, notary, information system of notaries, operator of the unified information system of notaries.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никитин М.И. Об информационной системе нотариата в Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):26-8.

Предметом данной статьи является информационная система нотариата в Российской Федерации1.

Поводом же к подготовке данной статьи послужило принятие Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 декабря 2013 г. [3].

Первоначально о состоянии теории относительно информационной системы нотариата.

Так, И.В. Керенский умозаключает следующее: «Одна из существенных поправок, вносимых Законом об информационной системе, заключается в том, что нотариусы смогут совершать нотариа-

1 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

льные действия не только с документами на бумажных носителях, но и с документами в электронной форме. Для этого им нужно будет получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи в удостоверяющем центре, уполномоченном Федеральной нотариальной палатой. Подобный сертификат потребуется нотариусам и для передачи сведений в информационную систему. Закон об информационной системе также устанавливает, что нотариусы смогут как в бумажном, так и в электронном виде регистрировать уведомления о залоге движимого имущества. Никакие иные нотариальные действия в отношении электронных документов они пока совершать не смогут» [1].

Представляет интерес вывод юридической фирмы «Гольцблат БЛП»: «В заключение следует отме-

26

Вестник экономической безопасности

№ 3/2019

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тить, что Закон № 166-ФЗ регулирует возможность совершения действий не только с документами на бумажных носителях, но и с документами в электронной форме (в том числе предусматривается, что уведомления могут направляться нотариусу в электронном виде; свидетельство о регистрации залога также может быть оформлено в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса)»1.

Е.А. Кириллова сфокусировала внимание на особенностях «учета завещаний в созданной Единой информационной системе нотариата, проанализированы некоторые спорные моменты работы нотариусов с электронными формами реестров наследственных дел» («Таким образом, учреждение реестра распоряжений последней воли на основе присоединения к Базельской конвенции соответствует мировому опыту, предоставляя ряд значительных преимуществ заинтересованным лицам, способствуя максимально точному исполнению последней воли граждан России») [2, с. 20—23].

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий относительно информационной системы нотариата предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации о нотариате.

В первую очередь обращаем внимание на нормативный правовой акт с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов2 — «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. [4], в который в последующем вносились изменения и дополнения.

Так, Федеральным законом РФ от 13 декабря 2013 г. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены главой VШ «Единая информационная система нотариата» (ст. 341—345). В ст. 341 определено содержание понятия «информационная системе нотариата» («Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве

1 В законодательство Российской Федерации внесены изменения, касающиеся создания единой информационной системы нотариата, которая будет содержать реестры уведомлений о залоге движимого имущества, а также некоторые другие реестры // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

2 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.:

Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения. Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами»), а также установлен перечень прав оператора единой информационной системы нотариата («1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями настоящих Основ; 2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным настоящими Основами реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных настоящими Основами; 3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата; 4) обеспечивает предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса»).

Положения Федерального закона РФ от 13 декабря 2013 г. детализированы в подзаконных нормативных правовых актах: Письмо Федеральной налоговой палаты РФ (ФНП РФ) «О реестре уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата» № 1808/01-01-2 от 9 июля 2014 г.; Письмо ФНП РФ «О разъяснении порядка ведения реестра нотариальных действий единой информационной системы нотариата» № 42/03-16-3 от 13 января 2016 г.; Письмо ФНП РФ «О разъяснении порядка ведения реестра нотариальных действий единой информационной системы нотариата» № 2270/03-16-3 от 29 июня 2016 г.3.

3 Письма ФНП РФ в официальных источниках не публиковались.

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

27

Особо обращаем внимание на Положение о единой информационной системе нотариата, утвержденное Правлением ФНП РФ (протокол № 09/18 от 23 июля 2018 г.)1: «1.1. Настоящее положение определяет основные принципы построения и функционирования единой информационной системы нотариата ... и регулирует отношения, возникающие между участниками информационного взаимодействия при формировании и использовании входящих в эту систему информационных ресурсов. Положение обязательно к применению для всех участников информационного взаимодействия. 1.2. Единая информационная система нотариата создана в целях: обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций в связи с их обращением к нотариусам за совершением нотариальных действий; предоставления нотариусам дополнительной информации при совершении нотариального действия; выполнения публичных полномочий Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 13 декабря 2013 г. использован в качестве правового обоснования и в иных подзаконных нормативных правовых актах: Приказ Минюста РФ «О внесении изменений в Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утвержденные приказом Минюста РФ от 17 июня 2014 г. № 128» № 266 от 21 декабря 2017 г. [5]; Приказ Минюста РФ «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Минюста РФ от 17 июня 2014 г. № 129» № 267 от 21 декабря 2017 г. [5]; Приказ Минюста РФ «О внесении изменения в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2014 г. № 129» № 137 от 29 июня 2018 г. [6].

Об этом же речь и в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса «Формирование, ведение и использование единого реестра нотификаций» № 196 от 28 ноября 2018 г. [7].

Относительно вновь учрежденной международной организации — Евразийского экономического союза уже проводятся исследования2.

Таким образом, положения Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 декабря 2013 г. относительно информационной системы нотариата могут быть признаны новеллой законодательства о нотариате. Данная новелла во многом предопределена общей тенденцией на цифровиза-цию экономики в Российской Федерации3.

Изложенное позволяет нам резюмировать: 1) информационная система нотариата является одним из направлений цифровизации экономики в Российской Федерации; 2) информационная система нотариата нуждается в обособлении в качестве комплексного правового института разных отраслей права (конституционное, информационное, административное и др.); 3) положения комплексного правового института информационной системы нотариата должны быть закреплены в Федеральном законе РФ «О нотариате в Российской Федерации».

Литература

1. Керенский И.В. В 2014 г. будет создана единая информационная система нотариата, содержащая реестры уведомлений о залоге движимого имущества, удостоверенных завещаний, выданных доверенностей и некоторые другие реестры // СПС КонсультантПлюс. 2012.

2. Кириллова Е.А. Учет завещаний в единой информационной системе нотариата Российской Федерации // Наследственное право. 2015. № 3.

3. СЗ РФ. 2013. № 51. Ст. 6699.

4. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

5. URL: http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2017.

6. URL: http://www.pravo.gov.ru, 10.07.2018.

7. URL: http://www.eaeunion.org/, 30.11.2018.

1 В официальных источниках не публиковалось.

28 _ - Вестник экономической безопасности

2 См., например: Галузо В.Н. О проблемах формирования Евразийского Экономического Союза // НПЖ «Диалог». 2018. № 2. С. 57-64; Галузо В.Н., Канафин Н.А. Евразийский Экономический Союз: проблема правового регулирования для Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 1. С. 82—90; Галузо В.Н., Канафин Н.А. Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза в правовой системе Российской Федерации // Образование и право. 2018. № 7. С. 72—79; Галузо В.Н., Канафин Н.А. Евразийское экономическое пространство и место в нем Российской Федерации // Образование и право. 2018. № 8. С. 44—50.

3 Подробнее об этом см., например: Галузо В.Н., Канафин Н.А. Цифровое право в Российской Федерации: нонсенс или реальность? // Право и государство: теория и практика. 2018. № 8. С. 118—125.

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.