Научная статья на тему '\ законодательство \ 200 млрд. На продовольственную безопасность'

\ законодательство \ 200 млрд. На продовольственную безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ законодательство \ 200 млрд. На продовольственную безопасность»

V

Ж

pil'IP ШШ^Штт

ЛAvv-35чУн/ f Т*» >

н W&m

г <í е до

vLWé- feuE

№ V

II -Jl

I «.f r ' f v/ * 4 1 " "

v r t ¿ra Л1'.i ^Сл^гН' . гИЯ >St* *

Ирина ВОРОБЬЕВА

200 млр на продовольственную безопасность

Руководство страны уже повернулось лицом к заброшенному в 90-е сельскому хозяйству и отворачиваться не собирается. В декабре планируется утвердить указом президента Доктрину продовольственной безопасности страны, предусматривающую наращивание отечественного сельхозпроизводства, усиление контроля над качеством импорта и введение адресной помощи малообеспеченным гражданам.

Доктрина, название которой поначалу навевает ассоциации со словами «война» и «оборона», вполне мирный документ, и, как утверждает руководство профильного министерства и представители законодательной власти, отнюдь не является предвестником голодных потрясений. «У нас есть все ресурсы для обеспечения продовольствием городов и сел за счет отечест-

венного производителя, — говорит министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. — В то же время, то, что среди товарных ресурсов 36% импорта, требует определения критериев независимого и устойчивого обеспечения страны продовольствием».

«Это — не пожарная машина, которая несется тушить пожар, — соглашается

Средний уровень бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в России в расчете на рубль произведенной продукции в 2,7 раза меньше, чем в США и Канаде, и в 5 раз — чем в странах ЕЭС.

¡прямые инвестиции / №ig [80] £008 | реальныж сектор

с министром Валентин Денисов, председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ, — а стратегический документ, разрабатываемый на долгие годы для всех отраслей: от крупнейших до небольших».

«Доктрина, — продолжает Иван Ушачев, вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), директор ВНИИ экономики сельского хозяйства, — это основа для разработки правовых и нормативных документов, концепций и программ, связанных с продовольственной безопасностью России, развитием АПК и его базовой отрасли — сельского хозяйства. Ее стратегическая цель — надежное обеспечение населения страны сельхозпродукцией, сырьем и продовольствием, а гарантия ее достижения — стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых резервных фондов. Это совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы госполитики по обеспечению продовольственной безопасности страны».

Под продовольственной безопасностью разработчики подразумевают гарантию физической и экономической доступности качественных продуктов питания и обеспечение продовольственной независимости государства. Последнее означает, что непредвиденное прекращение ввоза ключевых продуктов не приведет к продовольственному кризису, и производство жизненно важных продуктов за год составит не менее 80% годовой потребности населения в них в соответствии с физиологическими нормами питания.

Родное мясо

Правда, как говорят авторы проекта, создание доктрины, вернее, поручение президента и премьер-министра разработать ее,

вызвано непростой ситуацией в стране и в мире. Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства РФ: «В последние годы мировая экономическая система дает существенные сбои. Достаточно сказать, что цены на продовольствие в течение последнего года на мировом рынке выросли на 40%. Сегодня все, кто занимается хозяйственной деятельностью — бизнесом или же реализацией госпрограмм, ощущает давление мирового финансового кризиса. В такие моменты и международная общественность, и правительства начинают серьезно переосмысливать, что нужно сделать для защиты своих социальных и экономических интересов».

По словам Ивана Ушачева, затраты населения на импортные продукты превысили в этом году $35 млрд. При этом прирост импорта существенно опережает по темпам увеличение валовой продукции отечественного сельского хозяйства. «Доля импорта превышает пороговую величину продовольственной безопасности на 10— 15%, при которой ввоз служит не дополнением внутреннего аграрного производства, а, существенно подавляя его, ведет к спаду в развитии отечественного».

По данным Ивана Ушачева, одного из главных специалистов, работающих над проектом Доктрины продовольственной безопасности России, доля мясной отечественной продукции в общем объеме потребления составляет 60%, молочной — менее 80%, сахара — 58%, овощей — 84%, фруктов — 40%.

Стремиться же в 2020 году, по мнению разработчиков программы, надо к следующим показателям. Удельный вес отечественного зерна в общем объеме продаж на рынке должен составлять не менее 90%, сахара — 80%, растительного масла — 80%, мяса и мясопродуктов — 85%, молока и мо-локопродуктов — 90%, рыбы и рыбопродуктов — 80%. Запасы зерна в Госрезерве

должны поддерживаться на уровне не менее двухмесячного расхода на продовольственные цели в стране. Уровень запасов сахара, растительного масла, масла животного, сухого молока и мяса должен достигать размера двух—трехмесячного потребления.

«Сейчас у нас излишек очень незначительного количества видов продукции отечественного производства, — говорит Сергей Киселев, профессор, завкафедрой агроэкономики МГУ. — В целом же мы еще не восстановили уровень производства сельхозпродукции конца 80-х — начала 90-х годов. Лучше всего дело обстоит с растениеводством, что же касается животноводства, то, по экспертным оценкам, при существующих темпах прироста мы достигнем этого уровня примерно через шесть лет. Так что нам необходимо сначала увеличить производство сельскохозяйственных продуктов, а затем наращивать производство продукции с добавленной стоимостью. Ведь тот же ЕЭС — один из крупнейших в мире импортер, и в то же время экспортер. Но импортирует он в основном сырьевые товары, а экспортирует переработанные».

Иван Ушачев: «Нынешний низкий уровень продовольственной независимости делает цены на агропродовольственном рынке все менее устойчивыми. Достаточно вспомнить ситуацию 2006—2007 годов. (Тогда, напомним, из-за непредвиденного сокращения импортных поставок мяса розничные цены моментально выросли почти вдвое — ред.) Несмотря на правительственные меры, продовольственная инфляция вышла из-под контроля. В странах же с высоким уровнем самообеспечения основными видами продовольствия скачкообразной инфляции удалось избежать. Так, в ЕЭС самый низкий уровень такой инфляции — 3,6%, при этом показатель самообеспечения по всем основным видам продовольствия превышает 100%».

Доктрина продовольственной безопасности страны направлена на обеспечение россиян отечественными продуктами

Сбор богатого урожая в Белгородской области

реальный сектор | прямые инвестиции / №12 (80) £008|

Сытые и голодные

В России обеспеченность мясом и мясопродуктами по отношению к нормам Минздрав-соцразвития, составляет 68%, молоком и молокопродуктами — 61%, яйцами—88%, рыбой и рыбопродуктами—56%, овощами и бахчевыми—76%, фруктами и ягодами—72%. Одновременно потребление картофеля, хлебопродуктов превышает рекомендуемые нормы. а масла растительного и сахара соответствует им. Происходит углубление имущественного расслоения общества, при котором резко снижаются доходы экономически наименее защищенной части населения. Дифференциация доходов населения составляет 1:16,8 против 1:5 и 1:8 в экономически наиболее развитых странах. В 2007 году около 19 млн. человек имело доход ниже прожиточного минимума.

Правда, по мнению Сергея Киселева, прошлогодний рост был также вызван тем, что повышение реальных доходов (11 — 12%) опережало рост сельского хозяйства (3—5%) и пищевой промышленности (8%), в результате эту несбалансированную разницу удовлетворяли импортеры.

Сергей Киселев: «Безусловно, нужно стремиться к преимущественному обеспечению страны за счет отечественных ресурсов, однако надо быть реалистами и понимать, что долгое время — до 2020 года точно — значительную долю многих продуктов, прежде всего животного происхождения, мы будем импортировать. Вряд ли мы когда-нибудь перестанем это делать, хотя бы потому, что в некоторые регионы продукты проще завезти извне. Другой вопрос, что необходимо обеспечить оптимальный баланс внутренних и внешних источников продовольствия для обеспечения продовольственной безопасности».

Равнение на доктрину

Что же последует за декабрьской подписью президента? Иван Ушачев: «С выходом президентского указа об утверждении этой доктрины каждое ведомство каждой отрасли должно будет сверять часы с условиями и направлениями продовольственной безопасности, обозначенными в этом документе.

Возьмем, например, бюджет. Одна из главных для нас угроз — финансовая неустойчивость и низкая доходность сельскохозяйственного товаропроизводителя. Почему она низкая? Из-за высоких цен на энергоносители и промышленные средства производства для сельского хозяйства. Это чья забота? Прежде всего, правительства, а не товаропроизводителя. Только правительство может регулировать эти цены, как и кредитную политику. Для покупки, допустим, трактора нужны кредиты. Правительство в состоянии снизить ту же процентную ставку для товаропроизводителя с 16—18 до 10%, если мы хотим достичь того или иного намеченного показателя».

«Помимо соотношения доли отечественной и импортной продукции на рынке, очень

важна безопасность продовольствия как таковая, — продолжает Валентин Денисов. — Не случайно Госдума интенсивно работает над техническими регламентами для кондитерских и табачных изделий. Техрег-ламенты на молоко и молочную продукцию, на масложировую, соковую продукцию уже подписаны указом президента и вступят в силу. Правительство разрабатывает тех-регламент на мясные изделия.

Очень настораживает приостановка в связи с мировым финансовым кризисом строительства того или иного объекта в рамках национального проекта, так что мы должны принять все меры, в том числе законодательные, чтобы их финансирование не было прекращено, и люди, пришедшие через национальный проект в отрасль молочного или мясного скотоводства, не прогорели. Мы должны создать систему защиты сельхозсобственности, чтобы собственник в определенных ситуациях не лишился ни земельных паев, ни имущественных долей.

Не могу не коснуться ценовой политики. Закон о развитии сельского хозяйства

предусматривает проведение в регулярном режиме мониторинга цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Но как принимать законодательные решения, если цена на молоко или хлеб растет на 5%, а стоимость дизельного топлива — на 20%? Необходима четкая работа антимонопольного законодательства, механизмы антимонопольного взаимодействия в случае такой динамики должны быть не событийными, а автоматическими».

Сергей Киселев: «В проекте документа очень правильно сказано о необходимости адресной помощи населению. Я бы использовал этот момент и попытался ввести систему субсидирования детей (посредством программ школьного питания, школьных завтраков) и бедных слоев населения, прежде всего пенсионеров».

По мнению же Геннадия Горбунова, председателя комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, после принятия доктрины следует рассмотреть целесообразность подготовки и принятия закона о продовольственной безопасности. «Кстати, при создании этого закона, — говорит Сергей Киселев, — мы можем опереться на международный опыт. (В 1955 году Германия приняла аналогичный закон — ред.)».

На вопрос о том, сколько средств потребуется для достижения намеченных документом целей, наши собеседники затруднились с ответом. Иван Ушачев: «Даже примерные суммы не могут быть названы в доктрине. В этом году в общей сложности в развитие сельского хозяйства вложено свыше 100 млрд. руб. Я думаю, что потребуется еще не менее 200 млрд. рублей». Ц

Что такое продовольственная безопасность

Среди направлений достижения продовольственной безопасности:

— повышение экономической доступности продовольствия для всех групп населения; эффективная поддержка отдельных территорий страны, включая северные или оказавшиеся в экстремальной ситуации;

— развитие транспортной и торговой сети, особенно в сельской местности;

— улучшение качества продовольствия, в том числе за счет достижения соответствия продовольствия техническим регламентам;

— повышение почвенного плодородия, расширение посева сельхозкультур за счет неиспользованных пахотных земель как минимум на 15 млн. га;

— создание экономических условий товаропроизводителям: достойной оплаты труда, технического перевооружения, повышения финансовой устойчивости, устранения ценовых диспропорций, реализации социальных программ на селе.

По словам авторов проекта, эти меры позволят снизить долю импорта в ресурсах того же мяса и мясопродуктов с 34% в 2007 году до 12% в 2020-м, а молока с 17 до 12%. Но при этом в области внешнеэкономической политики следует сбалансировать объем экспорта и импорта продукции, чтобы не создавать неоправданного давления на внутренний аг-ропродовольственный рынок, при этом приоритет во внешней торговле продукцией АПК следует отдавать странам СНГ.

ы а к о н о

д

а

т е л

¡прямые инвестиции / №1£ (80) £008 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.