ВОИТЛЕВА Зара Адалгериевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики и информационных систем
Майкопский государственный технологический университет
385001, РФ, г. Майкоп, ул. Первомайская, 191 Контактный телефон: (918) 420-94-90 e-mail: [email protected]
Роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности России
Ключевые слова: сельское хозяйство; продовольственная безопасность страны; аграрная реформа; государственная поддержка сельхозпроизводства.
Аннотация. Обоснована роль сельского хозяйства в обеспечении населения продуктами питания. Проведен анализ уровня физической и экономической доступности продуктов питания для населения России. По отдельным видам отмечена высокая импортная зависимость, представляющая угрозу продовольственной безопасности государства. Подчеркнута необходимость решения задачи по формированию эффективного агропромышленного производства, что возможно при условии бюджетной поддержки сельхозпроизводителей.
Как известно, к важнейшим факторам, определяющим роль сельского хозяйства в экономике любой страны, относятся величина и качество продовольствия, потребляемого населением. В современном мире более 2/3 совокупного труда затрачивается на производство продуктов питания. Но, несмотря на это, еще не решена проблема обеспечения населения продовольствием. По данным Комиссии ООН по сельскому хозяйству и продовольствию, в наше время не менее 1/4 населения Земли не обеспечено рациональным питанием, а число голодающих превышает 1 млрд чел.
По степени обеспечения продовольствием все страны мира можно разбить на следующие группы: высокообеспеченные; среднеобеспеченные; малообеспеченные. В первую группу входят США, Канада, Япония, Австралия, страны Западной Европы и др., имеющие в достаточном количестве все основные виды продовольствия. Во второй группе (Индия, Китай, страны Восточной Европы, некоторые государства Африки и Южной Америки) большая часть населения имеет нормальный рацион питания. Третья группа, в которую входят в основном страны Африки и Азии, испытывает постоянный недостаток продовольствия, а значительная часть населения не имеет нормального питания или голодает.
Для России, с ее огромной территорией, физическая и экономическая доступность продуктов питания для различных групп населения неодинакова, особенно это характерно для Дальнего Востока и Крайнего Севера. Несмотря на рост импорта, потребление населением основных пищевых продуктов значительно ниже рекомендуемых величин. В настоящее время доля расходов населения России на питание в общей их сумме увеличивается, а уровень потребления продовольствия на душу населения снижается. Такая ситуация сложилась вследствие низкой платежеспособности основной части населения, а также высокого уровня цен на отечественные продукты питания. Заметим, что в настоящее время лишь 10-20% россиян потребляют продовольствие на уровне средней рациональной нормы питания. Основная же часть населения не может позволить себе питаться даже на уровне минимальной потребности. Обеспеченность основными пищевыми продуктами по отношению к рекомендуемым рациональным
© Воитлева З. А., 2011
размерам их потребления составляет в России: мясо и мясопродукты - 68%; молоко и молокопродукты - 61; яйца - 88; рыба и рыбопродукты - 56; овощи и бахчевые - 76; фрукты и ягоды - 72%. Потребление сахара, картофеля, хлебопродуктов соответствует рекомендуемым нормам [1]. Кроме того, нарушаются экологические основы производственной деятельности в сельском хозяйстве, что приводит к снижению качества производимой продукции и уровня плодородия почв.
Имеющий место недостаток продовольствия в мире вызван не нехваткой земли либо ее перенаселением, а недостаточной эффективностью сельского хозяйства во многих регионах. Так, страны первой группы, на долю которых приходится лишь 1/4 сельхозземель и около 1/4 населения Земли, создают 60% мирового продовольственного фонда. Напротив, страны, входящие в третью группу, располагают большими площадями земель сельхозназначения и избыточными трудовыми ресурсами, но их доля в мировом объеме продовольствия - лишь 20%.
По расчетам специалистов, повышение эффективности сельского хозяйства до уровня стран первой группы позволило бы производить продовольствие в объеме, достаточном для того, чтобы обеспечить продуктами питания не 6 млрд чел. - численность населения мира, а 25-30 млрд чел.
Несмотря на то, что современное общество экономисты и социологи определяют как «постиндустриальное», «информационное» и т. д., необходимым условием его жизнедеятельности до сих пор является обеспечение населения продуктами питания. В свою очередь, для успешного решения проблемы продовольственного обеспечения людей требуется эффективное сельхозпроизводство. Поэтому сельское хозяйство остается одним из наиболее важных секторов народного хозяйства, в значительной степени определяющих социально-экономическое положение в стране.
Таким образом, агропромышленное производство осуществляет важную функцию обеспечения потребностей государства в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания. Особую значимость в настоящее время приобрела проблема производства экологически чистой продукции, обеспечения населения здоровыми и безопасными продуктами питания, что необходимо для предотвращения заболеваний вследствие потребления продовольствия низкого качества.
В ходе аграрной реформы в нашей стране решаются задачи по формированию эффективного агропромышленного производства, увеличению производства экологически чистого продовольствия, созданию нормальных условий труда и быта селян.
Важно отметить, что на протяжении длительного времени наблюдался рост импорта продовольствия в Россию, тогда как наша страна сама способна не только обеспечить продуктами питания население, но и осуществлять экспорт продовольствия. Можно говорить о том, что в настоящее время происходит вытеснение с российского аграрного рынка сельхозпродукции, производимой отечественными товаропроизводителями. Таможенно-тарифная политика, вызвавшая увеличение доли импортного продовольствия, привела к снижению рентабельности производства отечественных сельхозтоваропроизводителей.
В соответствии с нормативами, принятыми международными организациями, для обеспечения продовольственной безопасности страны доля ввозимого продовольствия в общем объеме потребления не должна превышать 20%. В России доля импорта продуктов питания превышает данный показатель, что свидетельствует о возможности потери продовольственной безопасности государства. Очевидно, что экономически необоснованная система внешнеэкономических отношений привела к увеличению импорта продуктов питания.
Для России как для страны с трансформируемой экономикой импорт играет определенную положительную роль в формировании рыночных отношений в сельском хозяйстве, поскольку он способствует развитию конкуренции на внутреннем
продовольственном рынке. Однако импорт продовольствия в значительных объемах при ухудшении конъюнктуры мирового рынка может поставить под угрозу обеспечение продуктами питания населения страны.
«В настоящее время доля импорта продовольствия на продовольственном рынке России на 10-15% превышает порог продовольственной безопасности», - отметил вице-президент Россельхозакадемии, директор ВНИИЭСХ, профессор И. Г. Ушачев на международной конференции «Проблемы обеспечения продовольственной безопасности: национальный и международный аспекты». По его мнению, сейчас доля импорта в ресурсах продовольствия РФ составляет в среднем 36%. Россия только на 60% обеспечена мясом собственного производства, на 80 - молоком, на 58 - сахаром, на 84 - овощами и на 40% - собственными фруктами, тогда как пороговые значения обеспечения страны собственными продовольственными ресурсами составляют: по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам - 90%; по рыбе и рыбопродуктам - 80; по сахару - 80%. Показатели обеспеченности России собственными продовольственными ресурсами рассчитаны по новым рациональным нормам потребления, которые рекомендует Министерство здравоохранения и социального развития РФ, однако, по мнению Ушачева, «эти новые нормы определенно занижены по сравнению с действовавшими до сих пор, что приводит к излишней оптимистической оценке уровня продовольственного обеспечения».
Следует отметить, что имеющая место высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельхозпродукции и продовольствия способна спровоцировать продовольственный кризис.
В 2004 г. импорт продовольствия и сырья достиг 12 млрд дол., что сопоставимо с доходами от экспорта нефтепродуктов. Таким образом, была создана угроза продовольственной безопасности России. В связи с этим начиная с 2003 г. Российское правительство поставило цель снижения зависимости страны от импорта основных продовольственных продуктов, а именно: мяса, сахара, риса, растительного масла, порошкового молока. Для решения этой задачи в 2003 г. были установлены квоты на импорт сырого мяса, которые ежегодно пересматриваются. Осуществляется последовательное сокращение квоты на импорт в страну мяса птицы: в 2009 г. она составила около 950 тыс. т; в 2010 г. -немногим более 700 тыс. т.; на 2011 г. изначально планировалась на уровне 600 тыс. т, но затем был определен более низкий уровень квоты - 350 тыс. т. Пошлина на импорт мяса с превышением квот имеет большее значение.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2010 г. импорт свежего и мороженого мяса в Россию снизился на 2,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 1,28 млн т. По официальным данным, в 2010 г. Россия занимала 7-е место в мире по объему производства куриного мяса.
По некоторым оценкам, Россия способна самостоятельно обеспечить себя мясом на 80% и стать ведущим мировым экспортером зерна. Но в 2010 г. из-за засухи была потеряна значительная часть урожая зерна, в связи с чем в конце января 2011 г. Правительство РФ в целях стабилизации цен на зерно отменило импортные пошлины на некоторые виды зерновых культур.
В феврале 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев утвердил Доктрину продовольственной безопасности страны, согласно которой к 2020 г. в России должно производиться не менее 80% всех основных видов потребляемых продуктов питания. В частности, доля отечественного мяса будет составлять не менее 85%, растительного масла и рыбы -80, картофеля - 95, молочной продукции - не ниже 90% [1].
Для решения поставленных задач, преодоления кризиса в сельском хозяйстве требуются комплексные преобразования.
Следует заметить, что в настоящее время в стране нет ни одного региона, где сельскохозяйственные предприятия в целом были бы прибыльными.
Министр сельского хозяйства РФ Е. Скрынник в своем выступлении 1 июня 2011 г. на заседании Комитета по аграрным вопросам Государственной думы РФ отметила, что в результате засухи 2010 г. в 43 регионах России имела место гибель сельскохозяйственных культур на площади 13,3 млн га, в 2009 г. - на площади 4,4 млн га. Валовая прибыль сельхозпредприятий России в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 1,7% и составила 82,2 млрд р. Большая часть прибыли, как и в предыдущие годы, была сформирована за счет субсидий из федерального и региональных бюджетов. Без субсидий и господдержки сельскохозяйственное производство продолжает оставаться убыточным, со средним уровнем рентабельности минус 5,4% [2].
В результате засухи индекс производства продукции сельского хозяйства в 2010 г. снизился на 11,9% и составил 88,1% к уровню предыдущего года. Это прежде всего связано с уменьшением объемов производства в растениеводстве, которое является наиболее чувствительным к температурным аномалиям. Производство зерна сократилось на 37,2%, картофеля - на 32,1, овощей - на 9,5%. Объем производства растениеводческой продукции в целом уменьшился на 26% [2].
Производство некоторых видов животноводческой продукции в сельхозоргани-зациях является нерентабельным. В частности, с 1995 г. нерентабельно производство шерсти и крупного рогатого скота. Рентабельность производства яиц в 2008 г. составила 17%, выращивания птицы - 7, овец и коз - 8, свиней - 11% [3].
В 2010 г. в животноводстве имел место рост производства на 2,6% к прошлому году, прежде всего за счет темпов развития в мясном животноводстве. Рост объемов производства мяса составил 5,2%, или около 10,5 млн т [2].
Сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны, является важнейшим сектором экономики. Как показывает мировая практика, в отличие от других отраслей его эффективное развитие невозможно только за счет прибыли от реализации продукции по рыночным ценам - необходима бюджетная поддержка сельхозпроизводства. Поэтому сельское хозяйство более других отраслей нуждается в государственном регулировании.
Уровень финансирования аграрного сектора России в сравнении с экономически развитыми странами крайне низок. В странах с развитой рыночной экономикой государственные субвенции и дотации составляют в среднем около 400 дол. на 1 га сельхозугодий, в России - не более 10 дол.
В существующих условиях, по мнению автора, весьма актуальной и требующей решения представляется сложная проблема создания эффективного экономического механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Правовой базой преобразований, осуществляемых в сельском хозяйстве, могут служить приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. С принятием этих законодательных актов возникла положительная тенденция увеличения инвестиций в аграрный сектор. Объем поддержки сельского хозяйства в РФ в 2011 г. был запланирован в размере 150 млрд р. Глава Министерства сельского хозяйства РФ Е. Скрынник сообщила о том, что общий объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы развития сельского хозяйства в РФ в 2011 г. определен в сумме 118 млрд р., и еще 7 млрд р. запланировано выделить дополнительно [2].
Кроме того, Правительство РФ, учитывая последствия засухи 2010 г., приняло комплекс дополнительных мер:
• хозяйствующим субъектам предоставлена возможность получить из федерального бюджета кредиты в объеме 25 млрд р., которые направляются непосредственно сельхозпредприятиям на закупку кормов, семян, удобрений и горюче-смазочных материалов;
• на покрытие прямого ущерба от засухи регионам выделены прямые дотации в размере 10 млрд р.;
• принято решение о субсидировании пролонгированных на срок до трех лет инвестиционных и краткосрочных кредитов;
• сельхозтоваропроизводителям пролонгируются лизинговые платежи;
• установлен льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие от засухи регионы с Юга страны и из Сибири;
• в рамках поддержки системообразующих предприятий государственные гарантии на сумму 23,7 млрд р. получили 9 организаций агропромышленного комплекса;
• введено эмбарго на экспорт зерновых до 1 июля 2011 г. [4].
Перечисленные меры направлены на оказание помощи аграрному сектору, обеспечение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что только государственное финансирование способно обеспечить конкурентоспособность сельского хозяйства, предоставить возможность поставлять россиянам качественное отечественное продовольствие.
Источники
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.
2. Интернет-сайт «АгроТек Россия». Режим доступа : http://www.agrotechrussia.ru.
3. Официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа : http://www.gks.ru.
4. Официальный интернет-сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа : http://www.economy.gov.ru.