Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭФФЕКТИВНАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич, Фальшина Нелли Александровна, Фатхи Валентина Игоревна

В настоящей статье исследуются основные тенденции развития и трансформации современных общественных отношений, в условиях интенсивного развития цифровых технологий. Влияние развития цифровых технологий в области национального налогообложения на правовой статус налогоплательщика в современных российских реалиях обусловило актуальность выбранной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич, Фальшина Нелли Александровна, Фатхи Валентина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE REGULATION OF PROCESSES DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION AND PROBLEMS OF ENSURING INFORMATION SECURITY

This article examines the main trends in the development and transformation of modern social relations, in the conditions of intensive development of digital technologies, while the main analytical emphasis is placed, on the realization of rights and freedoms. A striking example, in modern legal relations, is the institution of taxpayer rights in the Russian Federation. Thus, the impact of the development of digital technologies in the field of national taxation on the institution of the rights and freedoms of the taxpayer in modern Russian realities, led to the relevance of the chosen topic.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 347 ББК 67

Овчинников Алексей Игоревич Ovchinnikov Alexey Igorevich

заведующий кафедрой теории и истории государства и права Южного федерального университета, профессор кафедры теории и истории права и государства Южно-Российский институт управления -филиал РАНХиГС при Президенте РФ, профессор кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России доктор юридических наук, профессор.

The Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Southern Federal University, Professor of the Department of Theory of Law and State of the South-Russian Institute of Management of RANEPA under the President of the Russian Federation, Professor of the Department of Theory of State and Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor. E-mail: k_fp3@mail.ru

Фальшина Нелли Александровна Falshina Nelly Alexandrovna

доцент кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Southern Federal University PHD in Law. E-mail:nelli.falshina@yandex.ru

Фатхи Валентина Игоревна Fatkhi Valentina Igorevna

начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Head of the Department of Civil Law Disciplines the Rostov Law Institute of the Ministry of International Affairs of Russia PHD in Law. E-mail: v.i.fatkhi@gmail.com

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

Legislative regulation of processes digitalization of public administration and problems of ensuring information security

В настоящей статье исследуются основные тенденции развития и трансформации современных общественных отношений, в условиях интенсивного развития цифровых технологий. Влияние развития цифровых технологий в области национального налогообложения на правовой статус налогоплательщика в современных российских реалиях обусловило актуальность выбранной темы.

Ключевые слова: налогообложение, права и свободы, общественные отношения, налоговые правоотношения, принципы налогового права, реформирование, цифровые и информационные ресурсы, эффективная налоговая система, национальное налоговое законодательство.

This article examines the main trends in the development and transformation of modern social relations, in the conditions ofintensive development of digital technologies, while the main analytical emphasis is placed, on the realization of rights andfreedoms. A striking example, in modern legal relations, is the institution of taxpayer rights in the Russian Federation. Thus, the impact of the development of digital technologies in the field of national taxation on the institution of the rights and freedoms of the taxpayer in modern Russian realities, led to the relevance of the chosen topic.

Keywords: taxation, rights and freedoms, public relations, tax legal relations, principles of tax law, reform, digital and information resources, effective tax system, national tax legislation.

На протяжении последних 30 лет система государственного управления в Российской Федерации претерпела существенные изме-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке

нения, вызванные как сменой парадигм общественно-политического развития, так и развитием цифровых технологий. Изменилось

гранта РФФИ № 19-011-00820 (а).

кардинально и законодательное обеспечение государственного управления, один из сегментов которого связан с обеспечением информационного обмена между государственными органами. Кроме того трансформация проявилась и в модификации национального законодательства, регулирующего возникающие и ранее неизвестные отечественной правовой системе правоотношения. Как следствие, видоизменяется система государственных органов, осуществляющих администрирование, надзор и контроль в соответствующих областях.

Для обеспечения эффективной деятельности органов государственной власти важно использовать инструменты, с помощью которых у государства появится возможность адекватно реагировать на вызовы цифровой реальности, выполнять свои основные функции в сфере обеспечения национальной безопасности. Одним из условий обеспечения должного качества современной системы администрирования, надзора и контроля в государстве, безусловно, является создание цифрового пространства, которое и образует зону, где все участники обладают исключительными возможностями, что предполагает внедрение принципиально иных взаимоотношений личности с государством.

Мировой опыт показывает, что почти 40 % атак вредоносных программ и в целом кибе-ругроз, которым подвергались государственные органы, направлены против организаций государственного сектора, даже больше, чем в отношении финансовых активов, которые традиционно считались главными целями [16].

Проблемы кибератак в секторе управления в основном связаны с защитой конфиденциальных данных, например, информация, относящаяся к министерствам и ведомствам, электронное голосование, информация, связанная с обороной страны.

На сегодняшний день самыми уязвимыми считаются механизмы авторизации пользователей и облачные технологии. Возрастают риски атак на государственный сектор: кибертер-роризм направлен на то, чтобы парализовать систему противника или украсть важные и конфиденциальные правительственные данные. Согласно Агентству США по кибербезо-пасности и безопасности инфраструктуры (СКА), критическая инфраструктура включает следующие секторы: химическая промыш-

ленность, коммерческие объекты, связь, критическое производство, плотины, оборонная промышленная база, аварийные службы, энергетика, финансовые услуги, продовольствие и сельское хозяйство, государственные учреждения, здравоохранение и общественное здравоохранение, информационные технологии, ядерные реакторы, материалы и отходы, транспортные системы, системы водоснабжения и канализации, а также отраслевые агентства. Эти секторы могут быть совершенно разными, если учитывать применяемые технологии, их социальную роль и заинтересованные стороны.

В литературных источниках существует множество классификаций угроз информационной безопасности. Ситуации, угрожающие безопасности в учреждениях государственного управления, могут возникать во многих аспектах, в том числе:

- природные угрозы, связанные со стихийными бедствиями, например, наводнения, в ходе которых происходит утрата важной информации;

- традиционные информационные угрозы, связанные с деятельностью, направленной на получение информации, например, шпионаж;

- угрозы, исходящие из киберпространст-ва, охватывающие атаки на информацию в системах ИКТ, например, атака «человек посередине» (М1ТМ);

- угрозы, связанные с надежностью ИТ-систем, например, программные ошибки (пробелы), целенаправленные действия сотрудников учреждения, например, кража информации;

- угрозы, возникающие из-за неправильной организации и внутренних процедур учреждения, например, неподготовленные сотрудники создают реальную угрозу из-за уязвимости к атакам социальной инженерии;

- угрозы нарушения гражданских прав, например, нарушение личных данных, передача информации неавторизованным лицам, кража личных данных.

Уже более 5 лет назад на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 г. было заявлено о переходе в четвертую промышленную революцию через цифровизацию и переход в глобальную сеть Интернет всех сфер жизни общества. А сейчас сообщается о планах по переходу к Индустрии 5:0, как пятой промышленной революции, которая позволит

в будущем объединить потенциал искусственного интеллекта «цифры» и человека.

Современная цифровая среда динамично пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, формирует новую сферу правотворчества и разрабатывает новые технологии государственного управления, формирует новый правовой категориальный аппарат, имеющий техническую основу.

Нам представляется целесообразным в рамках настоящего исследования обратиться к опыту налоговых органов Российской Федерации, поскольку именно они стали «пионерами» в освоении цифрового пространства, в целях внедрения информационной составляющей в свою профессиональную деятельность. Важно отметить, что уже с момента формирования налоговой системы Российской Федерации возникла объективная потребность информационного сопровождения практически всех функций налоговых органов. Возрастающие объемы обрабатываемой информации, ее идентификация, повышение качества налогового администрирования, целесообразность проведения процедур налогового контроля на новом современном уровне обусловили возникновение и широкое использование цифровых систем, электронных ресурсов и разных форм искусственного интеллекта, многие из которых были оформлены национальным российским законодательством.

Цифровизация налоговых органов началась более 20 лет назад. Еще в 1998 г. компания «Авионт» разработала цифровую программу под названием «НИСТ» и программу «Кольцо», в 2002 г. внедряется автоматизированная информационная система (далее - АИС) «На-лог-2», в 2004 г. налоговые органы Российской Федерации внедряют информационную систему «ЕГАИС» и «СЭОД» [3, с. 3]. Однако возрастающие потребности налоговых органов в обработке и хранении соответствующей информации, развитие и обновление экономических отношений, развитие государства обусловили проведение первой глобальной реформы цифровой среды, в которой реализо-вывали свои функции налоговые органы Российской Федерации. Произошло это в 2006 г. [8, с. 6]. Началась реализация проекта «Модернизация архитектуры информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации» [5, с. 7]. Уже к 2009 г. были разработаны прикладные подсистемы

АИС налоговой службы России, которые стимулировали формирование и развитие цифрового законодательства, закрепляющего использование искусственного интеллекта в сфере взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

Наибольшее внимание в процессе разработки информационных технологий налогообложения вызвали вопросы обеспечения защиты сведений персонального характера. При этом сведения касались персональных данных налогоплательщика и сотрудников налоговых органов. В 2009 г. был принят Федеральный закон № 318-Ф3, который внес существенные изменения в процессы налогового администрирования, в части особенностей налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления, права на применение заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость [9, с. 4]. В 2009 г. был принят Федеральный закон № 352-Ф3, и Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 114 внес изменения в процесс регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в процесс постановки на учет налогоплательщиков [6, с. 3]. В 2010 г. принимается Федеральный закон № 229-ФЗ, расширивший возможности взаимодействия налогоплательщиков с государством в рамках электронного взаимодействия.

В 2012 г. был разработан и принят важный документ - Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.01.2012 «Об утверждении концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» [6, с. 9]. Указанная концепция, прежде всего, определяет понятие информационной безопасности и представляет собой систему взглядов на проблему обеспечения безопасности информации, которую обрабатывает Федеральная налоговая служба Российской Федерации, ее территориальные органы и подведомственные организации, а также при осуществлении информационного взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти, при оказании услуг физическим и юридическим лицам. Концепция позволяет понять не просто принципы, на которых строится информационная безопасность, как выглядит режим защиты, обрабатываемой

налоговыми органами информации, но и общую парадигму цифровых правоотношений в налоговой сфере. Концепция содержит правила, которые позволяют эффективно организовать процесс обеспечения безопасности информации, это регламент, предназначенный для исполнения и использования в работе различными категориями работников Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом еще раз подчеркнем, что именно данные правила формируют политику информационной безопасности налоговых органов России. Концепция является документом, который отражает официально принятую в Федеральной налоговой службе Российской Федерации систему взглядов на обеспечение безопасности информации и пути ее решения. Концепция предоставляет возможность выработки стратегической линии, долгосрочных подходов к комплексному решению задач информационной безопасности, учитывающих прогнозы развития информационных технологий, появления новых рисков, связанных с реализацией общей концепции информационной безопасности, тенденций развития, методов и средств защиты информации, которые позволяют адаптировать разработанную систему отечественной информационной безопасности к любой сложной ситуации. Все нормативные, организационно-распорядительные документы налоговых органов разрабатываются не просто с учетом положений данной Концепции, но и в полном согласии с ней [1, с. 9].

Базовым нормативным материалом для налоговых органов в области обеспечения информационной безопасности служит Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149-ФЗ и Закон Российской Федерации от 21.06.1993 «О государственной тайне» № 5485-1 [8, с. 5]. Указанные законы устанавливают необходимость защиты информации от неправомерного доступа, от ее уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления иным лицам, неправомерного распространения и использования указанной информации.

Налоговый кодекс Российской Федерации вводит и регулирует правоотношения, связанные с понятием налоговой тайны. Смысл этого термина в том, что она представляет собой

сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами или таможенным органом о налогоплательщике [2, с. 19].

Особое место в вопросе обеспечения правовой защиты информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками занимает Федеральный закон, принятый 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и положения нормативно-методических документов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной структуры.

Внимания заслуживает еще действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Этот документ регулирует правоотношения, которые связаны с использованием и предоставлением информации, представляющей служебную тайну, а также содержит понятие. Термин включает любую информацию, которая касается деятельности органов государственной власти, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Должностные лица и работники налоговых органов могут иметь доступ к производственной, т. е. коммерческой, тайне налогоплательщика. Указанный документ отсылает к гражданскому законодательству [8, с. 12].

При координации процесса электронного взаимодействия с органами государственной власти, а также оказанием государственных услуг налогоплательщикам, наряду с нормативными документами, регламентирующими технические аспекты защиты телекоммуникационной инфраструктуры системы межведомственного электронного взаимодействия, административными регламентами необходимо обратить внимание на статьи Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», обеспечивающего юридическую значимость электронных документов. При этом необходимо учитывать, что одним из приоритетных направлений современной государственной политики нашего государства в сфере цифровых технологий является формирование и защита информационного ресурса государства как национального

достояния [4, с. 16]. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25.01.2009 № 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» предусмотрена законодательная норма об обеспечении единства методологической основы для всех информационных ресурсов государственной власти, в частности, стандартов, технологий, форматов и протоколов взаимодействия, обеспечения комплексной безопасности информационных ресурсов.

Цифровизация не могла не затронуть и способы взаимодействия субъектов налоговых отношений, вводя возможность осуществления документооборота между ними, получения консультации и передачи сведений в электронной форме посредством использования такого информационного ресурса, как «личный кабинет налогоплательщика», иных online сервисов, предоставляемых ФНС России, а также с использованием специальных приложений. Одним из способов цифровизации отношений налогоплательщиков и налоговых органов сегодня выступает налоговый мониторинг, который в соответствии с Налоговым Кодексом признается одной из форм налогового контроля. Налоговый мониторинг сегодня заключается в предоставлении налоговым органам online доступа к базам данным бухгалтерского и налогового учета, что позволяет инспекторам вместо проведения камеральных и выездных проверок контролировать расчет налогов в режиме реального времени. Документы и пояснения ИФНС может потребовать от организации в любое время [14].

В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» Федеральная налоговая служба планирует реализовать 8 направлений цифровизации налогового администрирования, среди которых можно выделить развитие удостоверяющего центра ФНС России (УЦ ФНС России), а дистанционного УЦ, в целях обеспечения юридически значимого документооборота юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов для бесперебойного выпуска квалифицированной электронной подписи, а также в целях реализации возможности создания, хранения КЭП и обеспечение создания электронной подписи документов по поручению владельца при использовании онлайн-сервисов на официальном

сайте ФНС. Ответственным исполнителем данного направления выступает Управление информационной безопасности [15].

Остается по-прежнему актуальным вопрос обеспечения информационной безопасности в ходе интегрирования цифровых технологий в комплексную работу налоговой службы Российской Федерации. Так, в частности, переход на АИС «Налог-3» [9, с. 13]. Это информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которая обеспечивает автоматизированную деятельность налоговой службы по всем выполняемым функциям, в соответствии с действующим налоговым законодательством. Указанная цифровая система была создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения основных целей и задач налоговых органов. Система сумела обеспечить не просто открытость работы налоговых органов для налогоплательщика, но и упростить процедуры взаимодействия налогоплательщика с налоговой службой путем перевода указанных взаимоотношений в цифровое пространство.

Также система законодательно закрепила и регулирует создание единого информационного массива. Наибольшую опасность вызывает создание информационного ресурса «Досье налогоплательщика». Концентрация основных персональных данных в одном регистре требует особого внимания как со стороны служб информационной безопасности, так и со стороны сотрудников налоговой системы.

Новые технологии позволяют автоматизировать процессы налогового администрирования и контроля, налоговый орган получает большой объем информации о налогоплательщике, что неизбежно сопряжено с определенными рисками и требует особой нормативной и технологической защиты персональных данных со стороны налоговых органов использования усиленных стандартов защиты информации, сохранения режима налоговой тайны.

Внедрение прогрессивных цифровых форм работы, которые сопровождают процедуры профессиональной деятельности государственных органов, сегодня явились неотъемлемым элементом нынешних общественных отношений. Использование цифрового контента в работе органов государственной власти, их развитие и совершенствование существенно повысило

эффективность деятельности указанных органов. Это доказало, что создание полноценной экономической, политической и социальной основы государства и общества невозможно без создания эффективного правового института цифровых технологий, безусловно, только формирующегося.

Цифровые ресурсы в постиндустриальных странах активно привлекаются для обеспечения интересов государства, с одной стороны, и интересов личности - с другой. При этом важно осуществлять следующие меры: внедрять новые решения по мониторингу безопасности в реальном времени по мере развития цифровых технологий и использовать механизмы, полностью обособленные от человеческого фактора, которые обнаруживают или предотвращают опасную ситуацию и смягчают ее последствия; государственные органы должны регулярно повышать квалификацию госслужащих на предмет осведомленности о цифровой безопасности и обмена важной информацией; проводить

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 29 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019). Ст. 102. Налоговая тайна // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 01.08.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 08.07.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ ФНС РФ от 28.12.2010 № ММВ-7-6/773@ (утратил силу) // СПС «Гарант».

6. Приказ Минфина России от 05.11.2009 № 114. Об утверждении порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества, транспортных

регулярную оценку рисков при обмене информацией; разработать единую Систему управления информационной безопасности государства. Она включает в себя планирование, процедурные, организационные, физические, технические и социальные решения, которые включают управление рисками информационных угроз и обязанности, определенные в нормативных актах. Данная система должна интегрировать методы оценки угроз уязвимости учреждений, методы управления рисками информационных угроз, методы обучения сотрудников учреждений государственного управления, методы выбора мер безопасности, методы аудита, методы интеграции системы менеджмента качества государственных услуг с системой менеджмента информационной безопасности, программы, включая практические советы для органов государственного управления в целях внедрения системы, направления сотрудничества, обмена опытом и передовой практикой между учреждениями.

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020), art. 29 // LRS «ConsultantPlus».

2. Tax Code of the Russian Federation «Tax Code of the Russian Federation (part one)» dated July 31, 1998 № 146-FL (as amended on 09/29/ 2019, as amended on 10/31/2019) (as amended and supplemented, entered into force 2019) Art. 102. Tax secret // LRS «ConsultantPlus».

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.09.2004 № 506 (revised from 01.08.2020) «On approval of the Regulation on the Federal Tax Service» // LRS «Con-sultantPlus».

4. Decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 313 (revised from 08.07.2020) «On approval of the state program of the Russian Federation» Information Society // LRS «ConsultantPlus».

5. Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation of December 28, 2010 № ММВ-7-6/773 @ (invalidated) // LRS «Garant».

6. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 05.11.2009 № 114. On approval of the procedure for registering, deregistering with the tax

средств, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приказ ФНС России от 13.01.2012 № ММВ-7-4/6 @«Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Приказ ФНС России от 13.01.2012 № ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // СПС «Гарант».

9. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах».

10. Приказ Федеральной налоговой службы от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")» // СПС «Гарант».

11.Федеральный закон от 17.12.2009 № 318-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Приказ ФНС России от 13.01.2012 № ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // СПС «Кон-сультантПлюс».

13. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

14. Письмо ФНС от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194 // СПС «КонсультантПлюс».

15. План деятельности ФНС России на 2021 год (утв. Минфином России 19.02.2021) // СПС «КонсультантПлюс».

16. Nowak T.W. et al., Verticals in 5G MEC-Use Cases and Security Challenges, in IEEE Access, vol. 9, 2021, doi: 10.1109/ACCESS.2021. 3088374.

authorities of Russian organizations at the location of their separate subdivisions, their real estate, vehicles, individuals, as well as individual entrepreneurs applying the simplified system of taxation based on a patent // LRS «ConsultantPlus».

7. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 13.01.2012 № MMB-7-4/6@ «On Approval of the Concept of Information Security of the Federal Tax Service» // LRS «ConsultantPlus».

8. Order of the Federal Tax Service of Russia dated January 13, 2012 № MMB-7-4/6@ «On Approval of the Concept of Information Security of the Federal Tax Service» // LRS «Garant».

9. Order of the Government of the Russian Federation of25.10.2005 № 1789-r (revised from 10.03.2009) «On the Concept of Administrative Reform in the Russian Federation in 2006-2010».

10. Order of the Federal Tax Service of March 14, 2016 № MMB-7-12/134@ «On Approval of the Regulations on the Automated Information System of the Federal Tax Service (AIS "Tax-3")» // LRS «Garant».

11. Federal Law of 17.12.2009 № 318-FL «On amendments to parts one and two of the Tax Code of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

12. Federal Law of 27.07.2006 № 149-FL (as amended on 03.04.2020) «On information, information technology and information protection»; Order of the Federal Tax Service of Russia of 13.01.2012 № MMB-7-4/6@ «On Approval of the Concept of Information Security of the Federal Tax Service» // LRS «ConsultantPlus».

13. Federal Law «On Commercial Secrets» dated July 29, 2004 № 98-FL // LRS «Consultant Plus».

14. Letter of the Federal Tax Service dated 17.12.2014 № ED-4-2/26194 // LRS «Consult-antPlus».

15. Plan of activities of the Federal Tax Service of Russia for 2021 (approved by the Ministry of Finance of Russia 02.19.2021) // LRS «Con-sultantPlus».

16. Nowak T.W. et al., Verticals in 5G MEC-Use Cases and Security Challenges, in IEEE Access, vol. 9, 2021, doi: 10.1109/ACCESS.2021. 3088374.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.