УДК 336-227 JEL H26
Попонова Наталия Андреевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7308-6322 e-mail: [email protected]
Минина Татьяна Игоревна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-1575-1184 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2020-11-126-132
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация. Предметом исследования являются ключевые тенденции в развитии международных налоговых отношений на современном этапе. Цель статьи - исследовать влияние глобализации на международные налоговые отношения. Подходы к международному налогообложению в современных условиях во многом определяются изменениями в финансовых операциях транснациональных корпораций и тенденцией переноса налоговой базы из государств с высокими налоговыми ставками в страны с более низким налогообложением, а также инновационными изменениями, усилившими мобильность ведения бизнеса. Основное внимание уделено актуальным проблемам международных налоговых отношений: во-первых, это меры по борьбе с оттоком прибылей в оффшоры и сотрудничество государств в обмене финансовой и налоговой информацией и, во-вторых, воздействие цифровой экономики на международное налогообложение, проявляющееся, в частности, в расширении возможностей ухода от налогов. Рассмотрены подходы государств к налогообложению криптовалют и перспективы международного сотрудничества в этой области. Сделаны выводы о резком снижении роли офшоров как инструмента международной налоговой оптимизации и о необходимости разработки механизма налогообложения новых цифровых бизнес-моделей.
Ключевые слова: международное налогообложение, налоговая гармонизация, налоговая конкуренция, налогообложение криптовалюты, новые бизнес-модели, обмен налоговой информацией, офшоры, уход от налогов, цифровая экономика.
Для цитирования: Попонова Н.А., Минина Т.И. Об особенностях международных налоговых отношений на современном этапе//Вестник университета. 2020. № 11. С. 126-132.
Poponova Natalia
Candidate of Economic Sciences, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-7308-6322 e-mail: [email protected]
Minina Tatiana
Candidate of Economic Sciences, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1575-1184 e-mail: [email protected]
ON THE PECULIARITIES OF INTERNATIONAL TAX RELATIONS AT PRESENT STAGE
Abstract. The subject of the study is key trends in the development of international tax relations at the present stage. The purpose of the article is to investigate the impact of globalization on international tax relations. Approaches to international taxation in modern conditions are largely determined by changes in the financial transactions of transnational corporations and the tendency to move the tax base from high-tax-rate states to lower-tax ones, as well as by innovative changes that have increased the mobility of business. The paper pays the main attention to the urgent problems of international tax relations: firstly, these are measures to combat the outflow of profits to offshore companies and the cooperation of states in the exchange of financial and tax information, and secondly, the impact of the digital economy on international taxation, manifested, in particular, in expanding tax avoidance opportunities. The study considers approaches of states to taxation of cryptocurrencies and prospects of international cooperation in this area. The authors make conclusions about sharp decrease of the offshore companies role as an instrument of international tax optimization and the need to develop a mechanism for new digital business models taxation.
Keywords: digital economy, exchange of tax information, international taxation, new business models, offshore, tax avoidance, tax competition, tax harmonization, taxation of cryptocurrency.
For citation: Poponova N.A., Minina T.I. (2020) On the peculiarities of international tax relations at present stage. Vestnik universiteta. I. 11, pp. 126-132. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-11-126-132
© Попонова Н.А., Минина Т.И., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
В условиях глобализации мировой экономики коммерческая деятельность выходит на международную арену, поэтому возрастает роль налогообложения как инструмента регулирования международных экономических отношений.
Наряду с традиционными сферами международных налоговых отношений, такими как, например, налогообложение таможенных операций или вопросы устранения двойного налогообложения при международных финансовых операциях, под воздействием глобализации возникли новые проблемы, которые стали предметом широкого сотрудничества государств.
Актуальность темы определяется тем, что в условиях увеличения трансграничных операций международное налогообложение требует системного изменения в связи с рядом принципиальных обстоятельств.
К этим обстоятельствам, в первую очередь, можно отнести, на наш взгляд, следующие:
- изменения в финансовых операциях транснациональных корпораций (далее - ТНК) в условиях глобализации;
- тенденция переноса налоговой базы из государств с высокими налоговыми ставками в государства с более низкими;
- проведение финансовых операций ТНК настолько рисковыми методами, что зачастую это граничит с налоговыми злоупотреблениями, в том числе агрессивное налоговое делегирование функций материнским или дочерним компаниям, в результате которого происходит сознательное перемещение налоговых операций из стран с высоким уровнем налогообложения в страны с низким налоговым уровнем;
- инновационные преобразования и развитие новых технологий в телекоммуникационной и информационной области, обусловившие, в частности, сложность привязки бизнеса к той или иной юрисдикции;
- повышение доли нематериальных активов в совокупных активах компаний, ведущее к изменениям в процессе создания добавленной стоимости.
Глобализация способствовала возникновению международной «налоговой конкуренции», которую можно определить как создание в той или иной стране льготных условий налогообложения с целью привлечения иностранного капитала. Применение мер недобросовестной налоговой конкуренции способствовало, в частности, оттоку финансовых и инвестиционных потоков в офшоры и низконалоговые юрисдикции [11].
Параллельно с очевидными тенденциями налоговой конкуренции между странами с 1957 г. развивается международная экономическая интеграция, в том числе в европейских державах, естественным путем затронувшая также и налоговую сферу.
Налоговая система каждой из стран - членов Европейского союза (далее - ЕС) имеет свои характерные черты, обусловленные историческими особенностями, приоритетами национальной экономической политики, взаимоотношениями между различными уровнями бюджетной системы и другими факторами. Реализация концепции налоговой гармонизации предусматривала сближение налоговых систем, налогового законодательства чтобы выровнять и ввести равные условий для всех экономических агентов в процессе трансграничных торговых и финансовых операций.
В условиях глобализации и конкурентной борьбы между государствами за привлечение капитала возрастало значение налоговых стимулов и льгот, применяемых в отдельных странах и регионах. В то же время особенности национальных налоговых систем могут приводить к налоговой дискриминации, то есть ухудшению финансовых условий деятельности субъектов, являющихся нерезидентами данной юрисдикции, из-за более высоких ставок налогообложения или даже двойного налогообложения. Данный аспект часто отмечается в экономической литературе различными авторами.
Кроме устранения принципиальных различий в законодательстве о налогах, в первую очередь в сфере косвенного налогообложения, упразднение налоговых границ внутри ЕС предполагает также защиту экономических агентов, резидентов и нерезидентов от налоговой дискриминации в любом виде.
С расширением ЕС в качестве приоритетов стали выступать стабильность доходных поступлений, сокращение бюджетных дефицитов стран-членов. Такие меры, как упрощение налоговых систем, снижение уровня налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, а также усиление налогового контроля способствовали сокращению государственных расходов и росту собираемости налогов.
При осуществлении трансграничных операций различия в национальных правилах налогообложения могут приводить к двойному налогообложению, а также к «двойному неналогообложению» (исключение объекта или
субъекта налогообложения из сферы налогообложения двух или более стран, разнообразие национальных критериев признания постоянных представительств, или иных видов налогового присутствия в других странах). Данные особенности приводят к снижению базы для налогообложения [9]. Отсутствие общих подходов государств к применению налоговой ответственности способствует нарушениям национального налогового законодательства, уклонению от уплаты налогов.
Уже с начала 1980-х гг. развитые стали страны прилагать значительные усилия по ужесточению налогового контроля деятельности транснациональных компаний и банков. С середины 1990-х гг. ведется систематическая борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией, уклонением от уплаты налогов и коррупцией, возвратом незаконно вывезенных капиталов. Многие страны с этой целью вводили эффективные меры по повышению уровня прозрачности финансовых операций общемировой экономической системы, а также совершенствованию международного налогообложения.
С этой целью с 2008 г. страны начали вносить изменения в соглашения об избежании двойного налогообложения (далее - СИДН) и заключать отдельные соглашения об обмене налоговой информацией. Наряду с противодействием уклонению от уплаты налогов, осуществляемом с помощью офшоров, предусматривалось также ограничение права получения льгот по данным соглашениям.
Соглашения об обмене налоговой информацией создали реальный правовой механизм, на основании которого компетентные органы могут достаточно оперативно получать различные сведения от банков, финансовых институтов, агентов и других лиц. При наличии оснований налоговые органы могут отказывать в предоставлении льгот или освобождении от налогов, предусмотренных международным соглашением, в том числе когда единственной целью заключения соглашения между компаниями является получение возможности использовать льготы, предоставляемые СИДН [6].
Важным шагом в борьбе с уклонением от уплаты налогов и агрессивным налоговым планированием стал совместный план стран G20 по борьбе с размыванием налоговой базы и оттоком прибылей в офшоры (англ. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting, далее - План BEPS), принятый в 2013 г. Применение рекомендованных в соответствии с Планом BEPS стандартов автоматического обмена финансовой информацией между государствами на основе единых форматов Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) способствовало эффективному налогообложению офшорных фондов.
В результате большинство традиционных схем международной налоговой оптимизации фактически потеряли смысл, а некоторые из них даже стали противоречить закону, например, получение иностранцами гражданства / вида на жительства через инвестиционные схемы («золотая виза», «виза инвестора»). Кроме того, международное взаимодействие налоговых органов привело к сокращению наличного оборота во всем мире.
Россия, не являясь членом ОЭСР, уже к началу 2014 г. выполнила основные требования в части соответствия национального налогового законодательства стандартам «налоговой прозрачности» этой организации. Совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в России была ратифирована в ноябре 2014 г. По состоянию на январь 2020 г. Россия осуществляет автоматический обмен информацией с 89 странами и территориями [4].
В соответствии со ст. 54.1 Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающей запрет на искажение сведений о фактах хозяйственной жизни налогоплательщика, таким искажением может признаваться, в том числе, и неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения [1]. Это положение направлено непосредственно на борьбу с налоговыми злоупотреблениями, связанными с офшорными зонами. Так, Министерство финансов Российской Федерации считает, что предусмотренные СИДН льготы при выплате дохода от источников в Российской Федерации должны применяться только в том случае, когда резидент иностранного государства является фактическим получателем дохода [3]. Кроме того, применение льготного налогового режима при предоставлении финансирования и выплате дохода должно быть связано с привлечением иностранного капитала в российскую экономику, а не носить формальный характер.
Ряд новейших проблем международных налоговых отношений связан с формированием цифровой экономики, означающей процесс глобальных изменений во всех сферах деятельности [10].
Успешные бизнес-модели, новые продукты и операции (электронная коммерция, платежные услуги, магазины мобильных приложений, онлайн-реклама, «облачные» услуги, высокочастотная торговля, платформы для сетевого взаимодействия основаны на использовании информационных технологий в качестве
ресурса для создания и доставки ценностного предложения своим клиентам и партнерам [7]. В то же время эти модели приводят к значительному усложнению налогового контроля за процессом воспроизводства на всех стадиях создания стоимости; становится все сложнее отделять цифровую экономику от «традиционной» в целях налогообложения [8].
Так, в результате использования новых цифровых бизнес-моделей возникают проблемы квалификации доходов и создаваемой стоимости. Компании одной страны, обладая существенным цифровым присутствием в экономике другой страны, тем не менее, получают возможность не подлежать в ней налогообложению из-за отсутствия формальной связи с такой страной согласно существующим правилам.
При начислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на цифровые товары и оказание цифровых услуг возникают сложности с определением места реализации товаров и услуг.
Одной из ключевых проблем является налогообложение криптовалюты. При разработке правил налогообложения операций в криптовалютах, да и самих криптовалют обычно руководствуются национальными подходами на базе национальных правовых и налоговых систем. При этом формируются как схожие, так и различные позиции. Так, криптовалюта в различных странах рассматривается по-разному: как имущество, валюта, услуга, материальный актив, ценные бумаги [5]. Например, в Японии маржинальную торговлю цифровыми активами предлагается регулировать по аналогии с рынками иностранных валют. На Украине и в Израиле криптовалюта рассматривается в качестве собственности.
Соответственно, криптовалюта в различных странах может облагаться разными налогами — налогом на прибыль, подоходным налогом, налогом на прирост капитала, НДС. Следует отметить, что выбор практически любого налога связан с определенными трудностями. Например, налоги на доходы трудно применить из-за отсутствия прозрачности операций для налоговых органов и, соответственно, проблем с достоверной оценкой доходов,
При формировании налоговой политики относительно операций с криптовалютой, дополнительно можно выделить следующие факторы: стремление обеспечить их инвестиционную привлекательность, четкость и ясность налоговых правил, а также наличие ограничений или неопределенностей, существующих в сфере неналогового регулирования. В то же время применение криптовалют создает возможности для законных злоупотреблений и прямого уклонения от уплаты налогов, а также отмывания денег. При этом достоверно определить величину бюджетных потерь практически невозможно в силу специфики такой сущности, как криптоактивы.
В этой области начинает развиваться межгосударственное сотрудничество. Так, налоговые службы Японии, а также «Группа J5» (состоящая из представителей налоговых служб США, Австралии, Великобритании, Нидерландов и Канады) расследуют случаи уклонения от налогообложения физических и юридических лиц с использованием криптовалюты [13].
ОЭСР рекомендовала министрам финансов и главам Центробанков стран-участниц G20 разрабатывать новые стандарты в области налогообложения криптовалюты и предполагает сотрудничать со странами G20 в изучении налоговых последствий применения криптовалюты и технологии блокчейн. Полноценный запуск программы ОЭСР предполагается уже в 2020 г. В 2019 г. в ОЭСР был создан Блокчейн-центр, в частности, для изучения вопросов налогообложения цифровых финансовых активов [14].
В России еще в мае 2018 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона Российской Федерации «О цифровых финансовых активах» (далее - закон о ЦФА), во втором - в июле 2020 г. и, возможно, вступит в силу с 1 января 2021 г. [2]. В соответствии с законом о ЦФА, цифровой финансовый актив представляет собой имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. При этом данное понятие не дает четкого понимания, к какой категории относятся уже существующие в России криптовалюты.
В России особый порядок налогообложения операций с криптовалютами и их налогового администрирования законодательно не установлен. Отдельные вопросы налогообложения доходов организаций или физических лиц при совершении ими таких операций рассматриваются в письмах Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
Упомянутый выше закон о ЦФА, по сути, вводит запрет на оборот криптовалют в России и может серьезно затормозить развитие отечественных блокчейн-технологий. В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации считают, что в случае принятия он «ставит под вопрос участие России на международном рынке криптовалют, приведет к криминализации сферы экономики в связи с попытками
обходить необоснованные ограничения, а также негативно отразится на развитии технологий блокчейна и кадровой обстановке в стране» [12].
Таким образом, одной из ключевых тенденций в мире является фактическая ликвидация банковской тайны (Конвенцию Совета Европы в 2013 г. подписала даже Швейцария) и потеря налоговой привлекательности офшорных юрисдикций. Более широкое и более эффективное использование государствами обмена налоговой и финансовой информацией, а также взаимная помощь в расследовании налоговых нарушений, в настоящее время представляют собой основные меры по предотвращению уклонения от уплаты налогов на международном уровне.
Назрела необходимость комплексного законодательного регулирования новых цифровых бизнес-моделей, в том числе разработка механизма налогообложения. Российские налоговые органы должны сформировать свои подходы к внесению изменений в методики бухгалтерского и налогового учета активов в крипотовалю-те и операций с ними. Операции с криптовалютой должны пользоваться преференциями, поскольку это будет способствовать привлечению в Россию зарубежных компаний и, соответственно, росту поступлений от других налогов. По мнению замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. В. Паршина, «создание условий для легального занятия майнингом на территории Российской Федерации будет способствовать усилению позиций России в международной экономике» [12].
Кроме того, позиция России должна учитывать адаптацию национального налогового законодательства в рамках Евразийского экономического союза. При этом законодательные изменения должны касаться в большей степени не тех или иных элементов налога, а системы администрирования, для которой нужны специальные технологии.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 03.10.2020).
2. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах». Проект № 419059-7 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=170084#05305549440633546 (дата обращения: 03.10.2020).
3. Письмо Минфина России от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236 «О применении льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения» // Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=21474-pismo_minfina_
rossii_ot_09.04.14_03-00-rz16236_o_primenenii_lgot_predusmotrennykh_mezhdunarodnymi_soglasheniyami_ob_izbezhanii_
dvoinogo_nalogooblozheniya (дата обращения: 03.10.2020).
4. Приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 № 56967) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341393/ (дата обращения: 03.10.2020).
5. Гулькова, Е. Л., Карп, М. В., Типалина, М. В. Налоговые вызовы цифровой экономики // Вестник университета. -2019. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.guu.ru/jour/article/viewFile/1404/769 (дата обращения: 03.10.2020). DOI 10.26425/1816-4277-2019-4-89-95
6. Долгополова, М. В. Проблемы применения методов противодействия уклонению от уплаты налогов в международном налогообложении // Проблемы противодействия уклонению от уплаты налогов на современном этапе развития российской налоговой системы: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20-21 сентября 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3104. (дата обращения: 03.10.2020).
7. Дорохов, В. И., Корниенко, А. В. Инновационные бизнес-модели. Бизнес-модель стриминговых сервисов // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257). - С. 124-129
8. Корниенко, Н. Ю. Основные тенденции в регулировании налогообложения цифровой экономики // Круглый стол «Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iep.ru/files/news/kornienko_thesis_09.04.18.pdf (дата обращения: 03.10.2020).
9. Мачехин, В. А. О понятии «двойное неналогообложение» // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7o-ponyatii-dvoynoe-nenalogooblozhenie (дата обращения: 03.10.2020).
10. Пинская, М. Р. Развитие международного налогообложения как ответ на вызовы цифровой экономики // Системный анализ в экономике - 2018: сборник трудов V Международной научно-практической конференции-биеннале. Москва, 21-23 ноября 2018 г. / под ред. Г. Б. Клейнера, С. Е. Щепетовой. - М.: Издательство Прометей. - С. 459-462.
11. Попонова, Н. А. О результатах реализации стандартов «налоговой прозрачности» Организации экономического сотрудничества и развития // Путеводитель предпринимателя. - 2020. - Т. 13. - № 1. - С. 55-67.
12. Минкомсвязь раскритиковала законопроект о цифровых финансовых активах // ТАСС.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8694311 (дата обращения: 03.10.2020).
13. Заключение по вопросам налогообложения цифровых активов (мировые тренды, постановка проблем, предложения законодательных изменений) // Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alrf.ru/upload/doc/ZaklyuchenieKomissiipovoprosamnalogooblozheniatsifrovykhaktivovd ocx.docx (дата обращения: 03.10.2020).
14. Decoding blockchain for Government // OECD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/daf/blockchain/ OECD-Blockchain-Policy-Centre-Flyer.pdf (дата обращения: 03.10.2020).
References
1. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 20.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2020) [Tax code of the Russian Federation (part one) No. 146-FZ, dated on July 31, 1998 (as amended, dated on July 20, 2020)(with amendments and supplements, validfrom July 20, 2020). Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed 03.10.2020).
2. Federal'nyi zakon "O tsifrovykh finansovykh aktivakh" Proekt № 419059-7 [Federal law "On Digital Financial Assets". Project No. 419059-7]. Legal reference system "Consultant Plus". Available at http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc;base=PRJ;n=170084#0531.05549440633546 (accessed 03.10.2020).
3. Pis'mo Minfina Rossii ot 09.04.2014 № 03-00-RZ/16236 "O primenenii l'got, predusmotrennykh mezhdunarodnymi soglasheniyami ob izbezhanii dvoinogo nalogooblozheniya"[Letter of the Ministry of Finance of Russia "On the Application of Benefits Provided by International Agreements on the Avoidance of Double Taxation" No. 03-00-RZ/16236, dated on April 9, 2014]. Ministerstvo finansov Rosiiskoi Federatsii: ofitsiaTnyi sait [Ministry of Finance of the Russian Federation: official website]. Available at: https://
minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=21474-pismo_minfina_rossii_ot_09.04.14_03-00-rz16236_o_primenenii_lgot_predusmotren-
nykh_mezhdunarodnymi_soglasheniyami_ob_izbezhanii_dvoinogo_nalogooblozheniya (accessed 03.10.2020).
4. Prikaz FNS Rossii ot 21.11.2019 N MMV-7-17/582@ "Ob utverzhdenii Perechnya gosudarstv (territorii), s kotorymi osushchestvlyaetsya avtomaticheskii obmen finansovoi informatsiei, i o priznanii utrativshim silu prikaza FNS Rossii ot 04.12.2018 N MMV-7-17/784@" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.12.2019 № 56967) [Order of the Federal Tax Service of Russia "On Approval of the List of States (Territories) with which Automatic Exchange of Financial Information is Carried Out, and On Recognition as Invalid of the Order of the Federal Tax Service of Russia N ММВ-7-17/784 @, dated on December 4, 2018", No. MMV-7-17/582@, dated on November 21, 2019 (Registered at the Ministry of Justice of Russia)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73237752/ (accessed 03.10.2020).
5. Gul'kova E.L., Karp M.V., Tipalina M.V. Nalogovye vyzovy tsifrovoi ekonomiki [Tax challenges to the digital economy]. Vest-nik Universiteta, 2019, no. 4. Available at: https://vestnik.guu.ru/jour/article/viewFile/1404/769 (accessed 03.10.2020). DOI 10.26425/1816-4277-2019-4-89-95
6. Dolgopolova M.V. Problemy primeneniya metodov protivodeistviya ukloneniyu ot uplaty nalogov v mezhdunarodnom nalo-gooblozhenii [Problems of using methods of counteracting tax evasion in international taxation]. Problemy protivodeistviya ukloneniyu ot uplaty nalogov na sovremennom etape razvitiya rossiiskoi nalogovoi sistemy: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 21-22 sentyabrya 2012 g. [Problems of counteracting tax evasion at the modern stage of the development of the Russian tax system: Proceedings of the International scientific and practical conference Irkutsk, September 20-21, 2012]. Available at: http://www.palata-nk.ru/php/content.php?id=3104. (accessed 03.10.2020).
7. Dorokhov V.I., Kornienko A.V. Innovatsionnye biznes-modeli. Biznes-model' strimingovykh servisov [Innovative business models. Business model of streaming services]. Molodoi uchenyi, 2019, no. 19 (257), pp. 124-129.
8. Kornienko N. Yu. Kruglyi stol "Aktual'nye problemy nalogovoi sistemy v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki" [Roundtable "Urgent problems of the tax system in the digital economy"]. Available at: https://www.iep.ru/files/news/kornienko_thesis_09.04.18.pdf (accessed 03.10.2020).
BecmuuK yuueepcumema № 11, 2020
9. Machekhin V.A. O ponyatii "dvoinoe nenalogooblozhenie" [On the concept of "double non-taxation "]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Law], 2017, no. 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-dvoynoe-nenalogoob-lozhenie (accessed 03.10.2020).
10. Pinskaya M.R. Razvitie mezhdunarodnogo nalogooblozheniya kak otvet na vyzovy tsifrovoi ekonomiki [Developing international taxation as a response to the challenges of the digital economics]. Sistemnyi analiz v ekonomike - 2018: sbornik trudov V Mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii-biennale. Moskva, 21-23 noyabrya 2018 g. [System analysis in economics-2018: collection ofproceedings of the V International scientific and practical conference-biennale. Moscow, November 21-23, 2018], pod red. G.B. Kleinera, S.E. Shchepetovoi. Moscow, IzdateFstvo Prometei, pp. 459-462.
11. Poponova N.A. O rezul'tatakh realizatsii standartov "nalogovoi prozrachnosti" Organizatsii ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya [On the results of the implementation of the standards of "tax transparency" of the Organization for Economic Cooperation and Development]. Putevoditel' predprinimatelya [Entrepreneur's Guide], 2020, vol, 13, no. 1, pp. 55-67.
12. Minkomsvyaz' raskritikovala zakonoproekt o tsifrovykh finansovykh aktivakh [The Ministry of Communications and Communications criticized the bill on digitalfinancial assets]. TASS.RU. Available at: https://tass.ru/ekonomika/8694311 (accessed 03.10.2020).
13. Zaklyuchenie po voprosam nalogooblozheniya tsifrovykh aktivov (mirovye trendy, postanovka problem, predlozheniya za-konodateFnykh izmenenii) [Conclusion on taxation of digital assets (global trends, problem statement, proposals for legislative changes)]. Obshcherossiiskaya obshchestvennaya organizatsiya "Assotsiatsiya yuristov Rossii" [All-Russianpublic organization "Russian Lawyers Association "]. Available at: https://alrf.ru/upload/doc/ZaklyuchenieKomissiipovoprosamnalogooblozheniat-sifrovykhaktivovdocx.docx (accessed 03.10.2020).
14. Decoding blockchain for Government. OECD. Available at: http://www.oecd.org/daf/blockchain/OECD-Blockchain-Policy-Cen-tre-Flyer.pdf (accessed 03.10.2020).