Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 4,pp. 672-676. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 672-676. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
УДК 336.025
DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(4).672-676
Е. Н. КРИВЕНКО
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация. Электронная коммерция с каждым годом занимает все большую долю как розничного, так и оптового мирового товарооборота, поднимая новые вопросы в сфере налогообложения данных операций. Их своевременное решение определяет успешность развития современных государств. В этой связи в рамках статьи рассмотрены основные рекомендации по налогообложению операций в сфере электронной коммерции, выработанные авторитетными международными организациями. Освещаются тенденции и различные подходы к налоговому регулированию цифровой экономики на примере наиболее развитых в плане электронной коммерции стран — США, Китая, Японии и Индонезии в сравнении с подходами, применяемыми в России. Особое внимание уделяется достижениям России в секторах Государство-Бизнес (Government-to-Business) и Государство-Граждане (Government-to-Citizen). Сформулированы приоритетные направления дальнейшего совершенствования налогового регулирования электронной коммерции. Ключевые слова. Электронная коммерция; налоговое регулирование; налоговая политика; цифровая экономика; эффективность налогообложения; налоговое администрирование; налогообложение трансграничных операций.
Информация о статье. Дата поступления 1 июня 2015 г.; дата принятия к печати 30 июня 2015 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2015 г.
E. N. KRIVENKO
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation
TRENDS IN TAX REGULATION OF E-COMMERCE TRANSACTIONS
IN THE MODERN WORLD
Abstract. E-commerce every year takes a large share of both retail and wholesale world turnover. In this regard, resolving of such transactions taxation issues determines the success of countries development. The article reviews the main recommendations on e-commerce taxation devised by international organizations and different approaches to the digital economy taxation used in USA, China, Japan and Indonesia in comparison to Russia. Particular attention is paid to the achievements of Government-to-Business and Government-to-Citizen sectors in the Russian Federation. Priority areas for further development of e-commerce transactions taxation are identified.
Keywords. E-commerce; tax regulation; tax policy; digital economy; taxation efficiency; tax administration; cross-border transactions taxation.
Article info. Received June 1, 2015; accepted June 30, 2015; available online August 31, 2015.
Решения, принимаемые национальными правительствами в области налогообложения, во многом зависят от общемировых тенденций. Налоговое регулирование является неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития экономики любой страны. Электронная коммерция приобрела глобальные масштабы, в том числе благодаря стремительному росту количества мобильных устройств, позволяющих совершать финансовые операции в любой точке мира посредством сети Интернет. При этом подходы к налогообложению данной сферы весьма разнообразны. Цель настоящей статьи — выявить и описать основные тенденции, касающиеся налогового регулирования электронной коммерции в разных странах.
Вопросы налогообложения и налогового регулирования электронной коммерции актуальны на протяжении уже нескольких десятилетий и освещаются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов (Н. М. Васильева, С. К. Ильичев [1], Ж. В. Писаренко, А. И. По-горлецкий [2; 5; 8], А. А. Тедеев [6], S. Greene, D. Hardesty, M. Merz [12], A. Rifat [11], C. Custer и др.). Несмотря на это некоторые проблемы остаются не решенными, в частности, уклонение от налогообложения в электронной коммерции имеет глобальные масштабы из-за высоких издержек налогового контроля [9, с. 203-212; 2, с. 89-97] и неотлаженности взаимодействия правительств при регулировании трансграничных операций этой сферы [7, с. 109-115].
© Е. Н. Кривенко, 2015
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 4,pp. 672-676. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 672-676. ISSN 1993-3541
E. N. KRIVENKO
Международные организации предлагают различные пути совершенствования налогообложения электронной коммерции. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывает на то, что многие отрасли, которые раньше развивались меньшими темпами, благодаря современным технологиям получили новый толчок. В докладе, представленном ОЭСР в сентябре 2014 г., проанализирована ситуация в сфере цифровой экономики, приведена динамика развития и даны рекомендации по дальнейшему повышению эффективности ее налогообложения [10]. Кроме того, Европейская Комиссия — орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный и за подготовку законопроектов, руководствуясь тем, что налог должен уплачиваться в стране-источнике дохода, разработала документ, вступивший в силу с 1 января 2015 г., согласно которому телекоммуникации, радиовещание и электронные услуги будут облагаться налогом в стране резидентства потребителя.
Комиссия ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on International Trade Law) тоже активно работает по проблеме электронной коммерции, ею создан Типовой закон об электронной торговле, принятый многими странами. Кроме того, все больше государств присоединяются к Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах. Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД (United Nations Conference for Trading and Development) и другие международные организации также занимаются вопросами электронной коммерции и предлагают свои пути решения, которые во многом схожи. При этом страны-участники рынка электронной коммерции расходятся в выборе приоритетов при установлении налогового законодательства. В связи с этим необходимо рассмотреть, чем характеризуются факторы, влияющие на выбор налоговой политики в данной сфере.
По утверждениям ОЭСР, налогообложение электронной коммерции не должно быть дискриминационным по отношению к другим отраслям. Несмотря на то, что многие страны согласны с этим, приоритетные направления в каждом конкретном случае остаются своими. Однако в любом случае методы налогового регулирования должны иметь целью гармоничное взаимодействие государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Разные страны, как развитые, так и с развивающимся рынком, используют
различные методы налогового регулирования сферы электронной коммерции.
США являются мировым лидером в данной области. По информации аналитического американского агентства «eMarketer», объем розничных Интернет-продаж в США в 2013 г. составил 384 млн дол., что на 12 % выше по сравнению с предыдущим годом1. От выбора государством налоговой политики во многом зависит дальнейшее развитие отрасли. США традиционно сохраняют лидерство по развитию информационных технологий, а рынок электронной коммерции позволяет получать существенные выгоды для экономики. Кроме того, США выступают в роли экспортера большого количества товаров, не имеющих вещественного выражения, передающихся по Сети — это электронные книги, фильмы, музыка и т. д. Вследствие этого в 1998 г. в США был введен мораторий на налогообложение операций электронной коммерции, он не предполагает полного освобождения субъектов электронной коммерции от налогообложения, но защищает их от обложения дополнительными налогами. Мораторий имеет как сторонников, так и противников. В 2012 г. университет Теннеси провел масштабное исследование, в котором приводились данные по потерям бюджета в связи с действием моратория, сумма составила 11 392 700 000 дол. в совокупности по секторам Государство-Бизнес (Government-to-Business) и Государство-Граждане (Government-to-Citizen)2. Противники моратория обращают внимание на то, что эти средства могли бы быть потрачены на финансирование многих проектов, в том числе и социальных. Законодательный акт имеет ограниченный срок действия, но по решению Конгресса периодически продляется — в очередной раз мораторий продлялся в ноябре 2014 г. Таким образом, правительство США признает целесообразным не повышать налоговую нагрузку субъектов электронной коммерции, освобождая их от дополнительного бремени с целью дальнейшего распространения благ цифровой экономики в стране.
Китай занимает одну из лидирующих позиций на рынке электронной коммерции. По словам Д. Ма — создателя «Alibaba» — одной из успешных Интернет-компаний Китая, электронная коммерция в других странах является способом
1 Интернет-торговля в России. Краткая версия исследования EWDN. январь 2015. URL : http://www.ewdn.com / files/e-commerce_resume_vk_part1_v1.pdf.
2 Collecting E-Commerce Taxes. URL : http://www.ncsl. org/research/fiscal-policy/coNecting-ecommerce-taxes-an-interactive-map.aspx.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 4,pp. 672-676. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 672-676. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
делать покупки, в Китае же это образ жизни. Статистика подтверждает, что в Китае сумма от розничных продаж через Интернет в 2013 г. составила 182 млн дол., прирост по сравнению с 2012 г. — 65 %1. Такие показатели появились благодаря целенаправленной политике правительства Китая по внедрению высокотехнологичных отраслей и распространению компьютеров, мобильных устройств, телекоммуникационных сетей. Еще в апреле 2013 г. Министерство финансов Китая, совместно с 11-ю ведомствами, указывало на возможность взаимодействия электронной коммерции с традиционными отраслями, в том числе сферой туризма, сельского хозяйства и т. д.2 Количество пользователей сети Интернет в Китае на июнь 2014 г. достигло 632 млн чел., что почти на 14,5 млн больше, чем в предыдущем году. При таких масштабах меры налогового регулирования просто необходимы. Как и в большинстве стран, в КНР существует проблема уклонения от уплаты налогов при осуществлении коммерческой деятельности компаниями-резидентами в Сети, а также затруднения при налогообложении трансграничных сделок [3, с. 347-352]. В связи с этим еще в 2010 г. был принят временный Закон, регулирующий Интернет-транзакции в Китае, а в 2014 г. он обрел постоянный статус. Согласно этому закону одним из условий ведения бизнеса в Сети должна быть регистрация в госорганах. Информация о регистрации должна размещаться на одной из заметных страниц сайта. Также ведется постоянный диалог с другими странами для совместного регулирования трансграничных операций электронной коммерции, участниками которых являются резиденты Китая. Таким образом, можно отметить, что Китай имеет определенные успехи, в том числе и в налоговом регулировании операций электронной коммерции.
Япония входит в число передовых государств по развитию информационных технологий. Городское население здесь составляет — 92 %, а Интернетом пользуется — 80 % населения страны и, соответственно, почти столько же является активными участниками рынка электронной коммерции. Объем розничных Интернет-продаж в 2013 г. в Японии составил 140 млн дол., прирост по сравнению с базовым 2012 г. — 9 %3. В на-
1 URL : http://www.ewdn.com /files/e-commerce_ resume_vk_part1_v1.pdf.
2 China Further Promotes E-Commerce Development. URL : http://www.china-briefing.com/news/2013/06/11/china-further-promotes-e-commerce-development.html.
3 URL : http://www.ewdn.com /files/e-commerce_
resume_vk_part1_v1.pdf.
стоящее время процесс взимания налогов с резидентов, получающих доход от деятельности в Интернете вызывает меньше вопросов. Проблема возникает при трансграничных сделках, когда компании, не зарегистрированные в Японии, продают цифровой контент японским потребителям. Правительство планирует провести реформу уже к октябрю 2015 г.4 С этого времени предполагается обязать иностранные организации, рознично поставляющие цифровые услуги, регистрировать свою деятельность и платить налоги. Если компания специализируется на оптовых поставках, то налоги должен будет уплачивать уже покупатель, но в этом случае власти планируют применять налоговые льготы, чтобы не поставить японские фирмы в менее выгодное положение по сравнению с нерезидентами.
Индонезия является четвертой в мире страной по численности населения и, по оценкам аналитических агентств, одним из перспективных участников рынка электронной коммерции в Юго-Восточной Азии. В связи с этим власти планируют принять необходимые меры, чтобы избежать налоговых потерь в развивающемся секторе. Основными проблемами на данный момент являются слабое развитие платежных систем, а также то, что большинство фирм зарегистрированы в доменных зонах других государств, что значительно затрудняет доступ налоговых органов к необходимой информации. Лишь немногие компании добровольно становятся на учет. В связи с этим планируется обязать резидентов, ведущих коммерческую деятельность в Индонезии посредством сети Интернет, регистрироваться в национальной доменной зоне. Кроме того, в перспективе предполагается разработать принципиально новую систему для контроля электронных транзакций. Также для Индонезии актуален сектор Государство-Граждане (Government-to-Citizen), и здесь будет полезен иностранный опыт, в том числе и российский.
Россия показывает высокие темпы роста электронной коммерции. По данным совместного исследования агентств «Date Insight» и «East-West Digital News», объем розничного Интернет-рынка в 2014 г. в России составил 660 млрд р., что на 27 % больше, чем в 2013 г. (это около 2 % от всех розничных продаж в стране)5. По налоговой статистике относительно
4 Japan Details Plans for Cross-Border E-Commerce Consumption Tax. URL : http://www.globaltaxwatch. com/2014/07/ japan-details-plans-cross-border-e-commerce-consumption-tax/.
5 URL : http://www.ewdn.com /files/e-commerce_ resume_vk_part1_v1.pdf.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 4,pp. 672-676. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 672-676. ISSN 1993-3541
E. N. KRIVENKO
рынка электронной коммерции нет официальных данных, но очевидно, что в России, как и в большинстве стран, существует проблема уклонения от уплаты налогов из-за сложностей контроля над сделками в Сети. Кроме того, в законодательство Российской Федерации пока не внесены необходимые изменения для регулирования операций электронной коммерции, тем не менее, основная идея заключается в том, что эта сфера должна облагаться налогом по тем же правилам, что и все остальные [4, с. 263]. При этом одной из первоочередных задач является разработка методов контроля данного рынка, они должны быть такими же современными, как и сама электронная коммерция. Здесь можно предложить использование отдельной доменной зоны для организаций, ведущих бизнес в Интернете, что сделает рынок более прозрачным.
В России, несмотря на имеющиеся трудности при совершенствовании налогового законодательства в соответствии с реалиями цифровой экономики, есть определенные успехи в области налогового администрирования и в развитии секторов Государство-Бизнес (Government-to-Business) и Государство-Граждане (Government-to-Citizen), что может служить примером для стран, только начинающих реформы в электронной коммерции. Здесь показателен отчет «Paying Taxes» — часть масштабного рейтинга «Doing Busines». «Paying Taxes» охватывает 189 государств, учитывая три показателя: время, затраченное на процесс уплаты налогов; совокупное количество налоговых платежей; общий объем налоговых обязательств. Согласно этому отчету в 2010 г. Россия занимала 103 место, в 2015 г. — 491. За несколько лет налоговыми органами было проведено большое количество мероприятий, способствующих достижению целей Стратегии социально-экономического развития до 2020 года (далее — Стратегия). Одним из пунктов «Дорожной карты» проекта «Совершенствование налогового администрирования», входящего в Стратегию, является совершенствование документооборота между
1 Paying Taxes 2015. URL : http://www.pwc.com/ gx/en/paying-taxes/pdf/pwc-paying-taxes-201 5-low-resolution.pdf.
организациями, в том числе и электронного. Для реализации этой цели активно внедряются автоматизированные информационные системы, программно-аппаратные комплексы, информационные ресурсы. В 2015 г. на мероприятия по информатизации Федеральной налоговой службы планируется потратить 8 480 894 700 р.2 Ключевыми направлениями деятельности по созданию благоприятной налоговой среды являются: развитие дистанционного контроля с применением автоматизированных инструментов и разработка сервисов для возможности получения налогоплательщиком информации и услуг через Интернет. Эти меры выступают положительным моментом как для налогоплательщиков, так и для Российской Федерации в целом, так как способствуют улучшению ее позиций в международных рейтингах, учитывающих совершенство налоговой системы.
В результате можно сделать вывод, что регулирование операций электронной коммерции в настоящее время является актуальным вопросом для налоговых органов всех государств, в том числе и развивающихся. Страны, чьи компании цифрового сектора ведут активную деятельность за рубежом, применяют налоговые льготы и заинтересованы в сохранении позиций и защите данных компаний от дополнительного налогового бремени. И наоборот — государства-импортеры благ цифровой экономики стремятся избежать потерь бюджета и стараются обязать иностранные фирмы регистрироваться и платить налоги. Однако любая страна при этом ищет для себя оптимальное соотношение льгот и санкций как для резидентов, так и для нерезидентов в секторе электронной коммерции. С целью повышения эффективности налогового регулирования электронной коммерции следует уделять внимание международному сотрудничеству и учитывать положительный иностранный опыт в данной сфере. Дальнейшее исследование предполагает анализ факторов, влияющих на эффективность налогообложения электронной коммерции.
2 План информатизации государственного органа на 2014 финансовый год и плановый период 2015 и 2016 годы. URL : http://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog. ru/docs/plan_ inform14_16.pdf.
Список использованной литературы
1. Ильичев С. В. Особенности налогообложения в сфере электронной коммерции : монография / С. В. Ильичев ; отв. ред. Ю. Б. Рубин. — М. : Маркет ДС, 2004. — 188 с.
2. Киреенко А. П. Издержки налогообложения в Российской Федерации / А. П. Киреенко, С. С. Быков. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 190 с.
3. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2014. — 375 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 4,pp. 672-676. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 4. С. 672-676. ISSN 1993-3541
FINANCIAL, TAX AND MONETARY POLICY
4. Налоговые льготы. Теория и практика применения» : монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2014. — 487 с.
5. Погорлецкий А. И. Электронная коммерция и гармонизация налоговых систем в мировой экономике / А. И. По-горлецкий // Финансовый мир. — 2002. — № 1. — С. 369-380.
6. Тедеев А. А. К вопросу о влиянии государственной валютной политики стран СНГ на развитие региональной внешнеэкономической электронной деятельности (электронной коммерции с иностранным элементом) / А. А. Тедеев // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2012. — № 1. — С. 175-179.
7. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения : монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 383 с.
8. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития : монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 415 с.
9. Экономика налоговых реформ : монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, Л. Л. Тарангул. — Киев : Алерта, 2013. — 432 с.
10. Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, 0ECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project, OECD Publishing, Paris, 2014. — DOI : http://dx.doi.org/10.1787/9789264218789-en.
11. Azam R. E-Commerce Taxation in China / R. Azam // Journal of Chinese Tax and Policy. — 2013. — № 1. — P. 10-20.
12. Merz M. Taxation of the digital economy (China's Digital Transformation) / M. Merz. — URL : https://michaelamerz. files.wordpress.com/2014/08/140825_taxation-of-the-digital-economy.pdf.
References
1. Il'ichev S. V., Rubin Yu. B. (ed.). Osobennosti nalogooblozheniya v sfere elektronnoi kommertsii [The features of taxation in e-commerce]. Moscow, Market DS Publ., 2004. 188 p.
2. Kireenko A. P., Bykov S. S. Izderzhki nalogooblozheniya v Rossiiskoi Federatsii [The taxation costs in the Russian Federation]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 190 p.
3. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds) Nalogi i nalogooblozhenie. Palitra sovremennykh problem [Taxes and taxation: a range of modern problems]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2014. 375 p.
4. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Nalogovye l'goty. Teoriya i praktika primeneniya [Tax benefits. Theory and practice of use]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2014. 487 p.
5. Pogorletskii A. I. E-commerce and harmonization of tax systems in the world economy. Finansovyi mir = The Financial World, 2002, no. 1, pp. 369-380. (In Russian).
6. Tedeev A. A. To the issue of the impact of the CIS countries state monetary policy on the development of regional electronic foreign economic activities (e-commerce with a foreign element). Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii = Humanities scientific researches, 2012, no. 1, pp. 175-179. (In Russian).
7. Maiburov I. A., Kireenko A. P., Ivanov Yu. B. (eds). Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax evasion. Problems and solutions]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2013. 383 p.
8. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B. (eds). Fiskal'nyi federalizm. Problemy iperspektivy razvitiya [Fiscal federalism. Problems and prospects of development]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2015. 415 p.
9. Maiburov I. A., Ivanov Yu. B., Tarangul L. L. (eds). Ekonomika nalogovykh reform [Economy of tax reforms]. Kiev, Alerta Publ., 2013. 432 p.
10. Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project, OECD Publishing, Paris, 2014. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264218789-en.
11. Azam R. E-Commerce Taxation in China. Journal of Chinese Tax and Policy, 2013, no. 1, pp. 10-20.
12. Merz M. Taxation of the digital economy (China's Digital Transformation). Available at: https://michaelamerz.files. wordpress.com/2014/08/140825_taxation-of-the-digital-economy.pdf.
Информация об авторе Кривенко Елена Николаевна — аспирант, кафедра мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 62, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Кривенко Е. Н. Тенденции налогового регулирования операций электронной коммерции в современном мире / Е. Н. Кривенко // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 4. — С. 672-676. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(4).672-676.
Author
Elena N. Krivenko — PhD student, Department of World Economy, Saint Petersburg State University, 62 Chaykovskogo St., 191123, St. Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article Krivenko E. N. Trends in tax regulation of e-commerce transactions in the modern world. Izvestiya Irkutskoy gosu-darstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 4, pp. 672-676. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(4).672-676. (In Russian).