УДК 343
Юридические науки
Осташев Алексей Анатольевич, студент 3-ого курса кафедры «Безопасность в цифровом мире», МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация: В представленной статье рассматривается правовое регулирование оружия, в первую очередь огнестрельного, в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран. Приведены нормы федеральных законов государств разных правовых систем, выделены их сходства, особенности и различия. Наибольшее внимание уделено российскому рынку оборота гражданского оружия - проанализированы последние изменения в оружейном законодательстве и возможные последствия принятых поправок в закон «Об оружии», изучены наиболее актуальные проблемы, связанные с нормативным закреплением процедуры получения разрешения на приобретение оружие и патронов к нему, его хранения, а также изъятия компетентными органами. Конечной целю работы является поиск действенных правовых механизмов, направленных на устранение существующих недочётов в российском оружейном законодательстве.
Ключевые слова: Огнестрельное оружие, применение оружия, гражданское оружие, преступление с использование оружия.
Annotation: The presented article examines the legal regulation of weapons, primarily firearms, in the legislation of the Russian Federation and foreign countries. The norms of federal laws of states of different legal systems are given, their similarities, features and differences are highlighted. The greatest attention is paid to the Russian market for the circulation of civilian weapons - the latest changes in arms legislation and the possible consequences of the adopted amendments to the
Law "On Weapons" have been analyzed, the most pressing problems associated with the normative consolidation of the procedure for obtaining a permit for the acquisition of weapons and ammunition for them, and their storage have been studied, as well as seizures by the competent authorities. The ultimate goal of the work is to search for effective legal mechanisms aimed at eliminating the existing shortcomings in Russian weapons legislation.
Key words: Firearms, use of weapons, civilian weapons, gun crime.
Введение. Огнестрельное оружие представляет безусловную опасность для окружающих при том условии, если его владелец не имеет достаточных навыков для обращения с данным типом оружия. Более того, нарушением закона будет и ситуация, когда лицо, умеющие соответствующие навыки, не имеет права на приобретения и хранение оружия. Многие государства мира доверяют своим гражданам права на приобретение, хранение, ношение огнестрельного оружия - естественно, в определённом законом порядке с соблюдением таких мер предосторожности, которые смогли бы обеспечить безопасность окружающих людей и минимизировать последствия применения такого оружия в целях самозащиты. За нарушение таких правил неизменное следует ответственность и наказание, поскольку владелец оружия вышел за рамки закона и из жертвы сам превратился в преступника. Помимо боевого (используемого действительными воинскими формированиями) и гражданского огнестрельного оружия существует и служебное оружие, т.е. стоящее на вооружении органов правопорядка. Порядок применения оружия такими силовыми структур разных стран должен быть чётко законодательно прописан, поскольку высока степень ответственности и риска стражей порядка, обеспечивающих безопасность общества с оружием, способным причинить увечья или даже смерть. Как регулируется оборот огнестрельного оружия в России и зарубежных государствах? Каковы особенности национального законодательства в области обеспечения доступа населения к оружию и чем была вызвана необходимость его изменения в 2021 году?
Правовое регулирование оружия в России и за рубежом. Вне
зависимости от того, кем будет использоваться и применяться оружие -гражданским лицом или государственным служащим - требуется наличие правовой базы, обеспечение которой возложено на законодательные органы власти конкретного государства. В Российской Федерации основополагающим законом, определяющим основные понятия, порядок приобретения оружия и патронов к нему, условий хранения, оборот ввезённого на территорию РФ оружию, осуществление иных действий с ним - продажа, дарение, учёт, ношение, перевозка и пр., а также контроль соответствующих органов является Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ [10]. Вторым важным документом, непосредственно определяющим правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему - производство, торговля, передача оружия, коллекционирование оружия, учёт оружия и патронов и т.д. - является Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Существует множество иных нормативных правовых актов МВД и Росгвардии, изданных во исполнение вышеуказанных федеральных законодательных актов, на данный момент контроль за оборотом оружия возложен на отделы лицензионно-разрешительные работы (ОЛЛР) Росгвардии. Правом применения служебного оружия наделена, в первую очередь, полиция - ст. 23 ФЗ «О полиции» [11] (на данный момент готовятся к принятию поправки к закону, которые существенно расширяют полномочия сотрудников министерства внутренних дел), а также войска национальной гвардии (Росгвардии) - ст. 21 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [12] (положения данных статей во многом схожи), и сотрудниками иных служб - например, Федеральной службы охраны и фельдъегерской связи.
В Республике Беларусь ситуация обстоит следующим образом. По аналогии с российским законом «Об оружии» в Беларуси действует Закон РБ от
13.11.2001 № 61-З «Об оружии», во многом повторяющий содержание отечественного Федерального закона за небольшими отличиями. Положения, регламентирующие порядок изъятия на возмездной основе боевого и служебного оружия, за исключением наградного, приобретенного гражданами на законных основаниях в системе белорусского законодательства выделены отдельно в виде Указа Президента РБ № 134 от 04.04.2003 «О некоторых вопросах оборота оружия на территории Республики Беларусь». Порядок оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему в государственных воинских формированиях и военизированных организациях, таможенных органах и органах прокуратуры определяется Указом Президента РБ № 473 от 30.08.2002 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» - в отличие от российского законодательства, данный Указ посвящён регулированию оборота всех типов оружия - не только гражданского и служебного, но и боевого, т.е. предназначенного для регулярных воинских формирований, в то время как в России такие правила оборота боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему в государственных военизированных организациях указаны в отельном Постановлении Правительства РФ от 15.10.1997 N 1314.
Иным образом обстоят дела с выдачей лицензии на оружие в Соединённых Штатах Америки. Несмотря на то, что право на хранение и ношение оружия гарантировано американским гражданам 2-ой поправкой к Конституции США 1787 года (поправка принята в 1791 года и действует по сей день), на уровне каждого штата существуют свои нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок приобретения, хранения и ношения оружия и патронов к нему. Оружейное законодательство отличается от штата к штату - в некоторых из них устанавливаются довольно жёсткие требования к будущим владельцам оружия (штаты Калифорния, Нью-Йорк) - «May issue» («Выдача возможна»), а есть штаты «Shall issue» («Выдача обязательна»), т.е. такие, в которых потенциальному владельцу не может быть отказано в приобретении
разрешения на оружие, если тот предоставил все необходимые документы -Флорида, Техас, Луизиана и т.д. (таких штатов большинство). Тем не менее, все штаты обязаны подчиняться федеральному законодательству - оно представлено более чем десятком федеральных законов, изданных в 20 - начале 21 вв., например, Gun Control Act of 1968 («GCA») регулирует торговлю через границы штатов огнестрельным оружием путем общего запрета передачи огнестрельного оружия между штатами, или Brady Handgun Violence Prevention Act (1993) -согласно закона требуется проверка биографических данных большинства покупателей огнестрельного оружия, в зависимости от продавца и места продажи. Надзор за соблюдением законодательства об оружии поручен нескольким государственным агентствам, включая Федеральное бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам (ATF).
Китайская Народная Республика является страной, владение оружием в которой частным лицам запрещено и оборот которого находится под строгим контролем правительства. Для пресечения незаконного оборота оружия и улучшения обстановки в стране в 1996 г. был принят Закон «О контроле над огнестрельным оружием». В гражданском обороте разрешено использовать лишь спортивные и охотничьи виды огнестрельного оружия, которые приобретаются по специальной лицензии местных органов общественной безопасности. Использование огнестрельного гражданского оружия в целях самообороны не предусмотрено, для этого введён институт служебного оружия, используемого как раз для самообороны. Подобные меры безопасности положительным образом отразились на статистике преступлений - на момент 2017 года общее число преступлений с использованием огнестрельного оружия составило всего 58 случаев, в то время как в США статистика говорит о более чем 30 тысяч смертей от оружия в год [3].
Россия, опираясь на собственный опыт прошлого, а также опыт зарубежных стран, формирует свою собственную политику по обеспечению доступа граждан к оружию - от полного запрета для частных лиц во времена СССР, до либерального подхода в 90-е и 2000-е годы, введения ограничений с
2010-х и, наконец, серьёзными нововведениями ограничивающего характера в 2020 году.
Изменения на рынке оборота гражданского огнестрельного оружия в России. Введение ограничений, связанных с оборотом гражданского оружия -в первую очередь огнестрельного - было связано с рядом массовых убийств, произошедших в России в период 2018-2021 гг. Первым громким событием стал расстрел студентов в Керченском политехническом колледже 17 октября 2018 года, унёсший жизни 21 (включая стрелка [4, с. 551]) человека. Нападавшим был 18-летний Владислав Росляков. Трагедия оказала серьёзное влияние на общество и на законодателей, предложивших ограничить продажу оружия и повысить возрастной ценз. С момента принятия в 1996 году ФЗ-150 «Об оружии» возраст, допускающий приобретение лицом оружия, составляет 18 лет. Тем не менее, серьёзные поправки в Закон «Об оружии» были внесены и приняты после трагедии, случившейся 11 мая 2021 года гимназии № 75 в Казани. 19-летний Ильназ Галявивев устроил массовую стрельбу, в ходе которой пострадали более 30 человек, а 9 - были убиты. Но до того, когда поправки к Закону вступят в силу, произошёл ещё один акт массового убийства в Пермском государственном университете 20 сентября 2021 года. В ходе стрельбы 18-летний Тимур Бекмансуров застрелил 6 и ранил 47 человек. Общими чертами всех трёх нападений являются: 1. Возраст стрелков - от 18 до 21 года [5, с. 133]; 2. Орудие убийства - помповое ружьё 12 калибра; 3. Объект нападения - образовательные учреждения.
Принятый 28.06.2021 года Федеральный закон N 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13] призван ограничить доступ граждан к огнестрельному оружию и усилить контроль за имеющимся оружием у граждан. Очень важная оговорка - поправки вступят в силу только с 29 июня 2022 года. До этого времени все желающие могут приобрести соответствующие разрешительные документы на оружие и само оружие в соответствии с нынешним законодательством.
Во-первых, введены новые понятия в действующее законодательство. Законодательно разграничиваются понятия гладкоствольного и нарезного оружия в статье 1 закона «Об оружии» [7], что устраняет определённые правовые лазейки - гладкоствольным считалось оружие, у которого в стволе есть нарезы, но они расположены не по всей длине ствола. Оружие признаётся источником повышенной опасности (таким же, как и автомобиль), следовательно, владелец ружья будет обязан возместить вред, причиненный его оружием, - независимо от собственной вины.
Во-вторых, существенно ужесточаются правила приобретения лицензии на огнестрельное оружие. Возраст выдачи лицензии на приобретение оружия увеличен до 21 года, но это нововведение не касается определённых категорий граждан (отслуживших в армии, лиц, проходящих службу в государственных военизированных организациях и т.д.). Такая поправка имеет практический смысл, поскольку ограничивает доступ лиц в возрасте от 18 до 21 года к оружию, обладающим высокой убойной мощью (дробовики) и которое может быть использовано для умышленного причинения вреда или смерти другим людям, как показали массовые убийства в России последних лет. Также в первые два года разрешается владеть гладкоствольным оружием с количеством стволов не более двух и не имеющим магазина или барабана - тем самым новые владельцы оружия смогут владеть, например, классическими «переломками» - однозарядными ружьями, общественная опасность которых на порядок ниже самозарядных или помповых ружей.
В-третьих, значительным образом усиливается контроль за оборот оружия, уже находящемся в законном владении на момент вступления поправок. В законе появится обязанность лица, владеющего оружием, представлять его для осмотра и обеспечивать доступ к местам его хранения для контроля за условиями. При этом в законе не говорится, о каких видах оружия идет речь, - значит, предъявлять придется в том числе и списанное оружие. Административная ответственность за нарушения, связанные с оборотом оружия, тоже ужесточается. Если ранее оружие могло быть изъято за
совершение двух административных правонарушений в течение полугода, одной из санкций за нарушение которых был административный арест, то по новым правилам достаточно лишь одного такого административного правонарушения.
Предполагается, что от принятия этого закона выиграют все граждане: судимым, любителям спиртного и запрещенных веществ оружие приобрести станет сложнее. А тем, кто уже владеет оружием или только планирует его приобрести, придется быть более законопослушными. Впрочем, реакция на принятые поправки не была однозначной. Может сложится ситуация, при которой законопослушные владельцы оружия могут столкнуться с рядом ограничений. Одна из возможных трудностей связана с разграничением гладкоствольного и нарезного оружия. Есть так называемые «квазинарезные» стволы типа «Ланкастер» и «Парадокс» - после 29 июня 2022 они превратятся в нарезные, с соответствующими вытекаемыми последствиями для их владельцев. Например, приобретать патроны к такому оружию может стать проблемой, поскольку в нарезном оружии запрещено использовать гладкоствольные патроны (к таким относятся патроны .366ТКМ) и наоборот -вопрос о боеприпасах к такому «полунарезному» оружию никак не решён. Более того, согласно новой редакции закона «Об оружии» достаточно одного административного правонарушения, предусматривающего в качестве одной из санкций административный арест - а таковых составов в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) несколько десятков. Тем самым нелогичным выглядит лишение гражданина права на хранение оружие по причине совершения правонарушения, никак не связанного с оборотом оружия и не представляющего общественной опасности для окружающих - например, неуплата судебного штрафа в срок - ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ [7]. Наконец, ситуация с контролем над оборотом оружия может быть превращена в фарс - согласно предложению Росгвардии лица, желающие получить оружие и лица, уже его имеющие, подлежать проверке в МВД и ФСБ, по результатам которой вынесено заключение «о невозможности владения
оружием в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности» [8]. Но никакого порядка и процедуры такой проверки не предлагается, следовательно, повышается уязвимость законных владельцев оружия перед законом, который не будет обязан сообщать причинах отказа в разрешении на хранении оружия. Однако пока такое предложение осталось без серьёзного рассмотрения на законодательном уровне.
По субъективному мнению автора нерешённым остаётся главный вопрос - прохождение медицинской комиссии для получения справок, подтверждающих физическое и психическое здоровье граждан, желающих получить лицензию на оружие. Причём основополагающим элементом проверки является осмотр врачом-психиатром, который может быть проведён халатно, без уделения серьёзного внимания личности гражданина (как случилось, например, с Тимуром Бекмансуровым) и который может ограничится парой вопросов в стиле «Жалобы на здоровье есть?». Тем самым необходимо проработать концептуально новый порядок прохождения медицинской комиссии, позволяющий провести анализ личности кандидата на оружие, который не должен ограничиваться юридическими и бюрократическими формальностями.
Статистика применения гражданами оружия весьма неоднородна. Практика показывает, что официально зарегистрированное оружие очень редко используется при совершении преступлений [6, с. 150]. Данные за 2014 год говорят о 583 преступлениях, совершённого с помощью оружия, что на 60 процентов больше по сравнению с предыдущим периодом [2]. Последние данные на начало 2021 года, наоборот, говорят о снижении числа таких преступлений: «в январе 2021 года с использованием оружия совершено 418 преступлений, что на 15,7% меньше аналогичного периода прошлого года» [1].
Тем не менее, общее количество преступлений с использованием оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, снижается. Это связано с тем. что в подобных преступления чаще фигурирует так называемое «левое»
оружие, т.е. приобретённые на чёрном рынке, украденные или переделанные -последнее чаще всего касается переделки пневматического и травматического оружия под стрельбу боевыми патронами. Одним из резонансных случаев применения гражданского огнестрельного оружия стала стрельба в здании МФЦ «Рязанский» в Москве 7 декабря 2021 года. Вследствие конфликта 45-летнего гражданина Сергея Глазова с сотрудниками МФЦ по поводу средств индивидуальной защиты (маски) первый достал травматический пистолет и открыл огонь по людям, находящимся на тот момент в помещении. В результате стрельбы были убиты двое и ранены ещё четыре человека. Как почти сразу установят эксперты - травматическое оружие было переделано для стрельбы боевыми патронами. Следствие продолжается, событию практически сразу была дана оценка произошедшего органами правопорядка. Многочисленные СМИ и представители власти активно комментировали новость.
Так, сенатор Александр Башкин, комментируя трагедию, заявил, что «это вопрос, о запрете свободной продажи травматического оружия, надо очень внимательно изучить...» [9]. Это прозвучало странно хотя бы потому, что упомянутой «свободной продажи травматического оружия» в России нет. Порядок приобретения гражданского оружия регулируется ФЗ-150 «Об оружии» и ни о каком ином порядке приобретения оружия - вне зависимости какого: травматического, охотничьего, спортивного - говорить нельзя. Ещё в более недоумение приводит следующая фраза сенатора Башкина: «Мне вообще до сих пор неясна цель травматического оружия. Охотничье - понятно, пневматическое, нарезное - тоже. Но цель травматического? Наносить травмы?» В данном случае, считаю, нельзя не отметить непонимания высокопоставленным лицом назначения травматического оружия. Строго говоря, понятия «травматическое оружия» в российском законодательстве не существует. Есть понятие «огнестрельное оружие ограниченного поражения» (ОООП). Задумка его приобретения гражданами - исключительно цели самообороны. Несмотря на то, что для целей самообороны, в случаях крайней
необходимости или необходимой обороны в соответствии со ст. 37 и 39 УК РФ [14], гражданин вправе применять любое оружие, законно находящееся у него при себе. В случае применения, например, охотничьего оружия - дробовика 12 калибра, нападающему могут быть насеяны чрезмерные увечья или даже смерть, что влечёт уголовную ответственность для обороняющегося. Огнестрельное оружие ограниченного поражения - в простонародье «травмат» - «короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия... и не предназначенные для причинения смерти человеку» - следует из ст. 1 ФЗ-150 «Об оружии». Ключевой момент -не предназначенный для причинения смерти человека. В случаях самообороны, когда обстоятельства действительно вынуждают человека, подвергшегося нападению, применить такое оружие, такое применение при непосредственном контакте пули - как правило, резиновой, наносит травму определённого характера, что должно вынудить нападающего (-их) прекратить нападение. Безусловно, обороняющийся должен минимизировать причиняемый вред -например, стрелять только по ногам, но возвращаясь к словам Башкина - да, цель травматического оружия - наносить травмы, но только в исключительных ситуациях, когда владельцу оружия угрожает не мнимая, а реальная опасность.
Заключение. Многие государства мира признают права частных лиц на владение огнестрельным оружием, поэтому одной из первостепенных задача в обеспечении этого права граждан - чёткое закрепление норм в соответствующих документах. Решение о масштабах и границах этих прав устанавливаются, исходя из основ государственной политики каждой из стран. Анализ принятых поправок к основополагающему закону «Об оружии» в России выявил небезосновательные причины для сомнения в действительной пользе мер, которые вступят в силу летом будущего года. После того, как были выявлены негативные последствия для законных владельцев оружия, на сайте РОИ (Российской общественной инициативы) появилась петиция, призывающая не допустить ужесточения оружейного законодательства. Авторы
указывают на то, что закон не учитывает техническую реализацию части своих положений и характеризуется общей непроработанностью. По мнению автора, необходимо проведение объективной оценки с привлечением компетентных специалистов в области оружия и права соответствия ФЗ-150 «Об оружии» духу времени. Принятие поправок в указанной закон под влиянием громкого события может не в полной мере отвечать запросам общества, и в частности ущемлять права тех граждан, кто владеет оружием на законных основаниях. В то же время вопрос о легализации короткоствольного оружия в России (по аналогии с США) на данный момент времени не может быть рассмотрен положительно, поскольку у российского общества оружейная культура остаётся пока на невысоком уровне.
Библиографический список:
1. В МВД сообщили о сокращении количества преступлений с использованием оружия в РФ в январе - Общество - ТАСС https://tass.ru/obschestvo/10786005 (дата обращения: 16.12.2021).
2. В России резко выросло число преступлений с применением огнестрельного оружия — Российская газета https://rg.ru/2014/02/06/orujie-site-anons.html (дата обращения: 16.12.2021).
3. Запрет «огнестрела»: Китай в 1700 раз безопасней, чем США - ИА REGNUM https: //regnum.ru/news/2378400.html (дата обращения: 18.12.2021).
4. Карасёва М. Ю. Криминологическая характеристика потерпевшего // Актуальные проблемы российского права, 2007, № 1(4), с. 549-554.
5. Карасёва М. Ю. Криминологическая характеристика субъекта преступления // Юридические науки, 2007, №1, с. 130-137.
6. Карасёва М. Ю. Уголовная ответственность за похищение человека // Вестник СевКавГТИ, 2017, № 4(31), с. 148-152.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021).
8. Росгвардия предложила ужесточить получение разрешения на оружие — РБК https://www.rbc.ru/society/12/10/2021/6164ef9f9a7947778e7e05e4 (дата обращения: 16.12.2021).
9. Сенатор предложил обсудить запрет свободной продажи травматического оружия - РИА Новости, 07.12.2021 https://ria.ru/20211207/travmatika-1762587737.html (дата обращения: 15.12.2021).
10. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ.
11. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
12. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 28.06.2021 N 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021).