Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
991
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское оружие / полиция / оборот оружия / статис-тика / регистрация / контроль / обязанности / хранение / civilian weapons / police / arms turnover / statistics / registration / con-trol / duties / storage

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршин Дмитрий Викторович, Трубкина Ольга Викторовна, Мамедов Виталий Викторович

Введение: в статье на основе анализа действующего законодательства и научной литературы рассматриваются основные понятия и различные виды клас-сификации гражданского оружия в Российской Федерации; с позиции его оптими-зации исследуются вопросы осуществления контроля за оборотом гражданского оружия в стране. Материалы и методы: нормативной основой исследования является дей-ствующее законодательство, регламентирующее оборот гражданского оружия в Российской Федерации; методологическую основу составляют общий диалектиче-ский метод научного познания, системный, логический, сравнительно-правовой методы исследования, анализ и обобщение. Результаты исследования: с учетом правоприменительной практики, ис-следования статистической информации и оборота гражданского оружия в некото-рых зарубежных странах определяются современные положительные и отрица-тельные аспекты оборота гражданского оружия в Российской Федерации. Выводы и заключения: делается вывод о необходимости внесения измене-ний в федеральный закон "Об оружии" N 150-ФЗ от 13.12.1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CONTROL OF CIVIL WEAPONS TRAFFIC IN THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction: the article examines the basic concepts and presents various types of classification of civilian weapons in the Russian Federation based on the analysis of current legislation and scientific literature; from the standpoint of its optimization, the author examines the issues of control over the circulation of civilian weapons in the Rus-sian Federation. Materials and Methods: the regulatory framework of the study is the current leg-islation governing the circulation of civilian weapons in the Russian Federation; the methodological basis is the general dialectical method of scientific knowledge, systemic, logical, comparative legal research methods, analysis and generalization. Results of the Study: taking into account the law enforcement practice, the study of statistical information and the practice of the circulation of civilian weapons in some foreign countries, the current positive and negative aspects of the circulation of civilian weapons in the Russian Federation are determined. Findings and Conclusions: it is concluded that it is necessary to amend the Fed-eral Law "On Weapons" N 150-FZ of 13.12.1996.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.9

DOI: 10.24411/2312-3184-2020-10099

Паршин Дмитрий Викторович

доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД ВосточноСибирского института МВД России

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Трубкина Ольга Викторовна

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Иркутского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Мамедов Виталий Викторович

судья Крымского гарнизонного военного суда

E-mail: [email protected]

Dmitry Parshin

Associate professor of the Administrative Law

and Administrative

DIA Activities Department of the

East-Siberian Institute of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

Candidate of Law

E-mail: [email protected]

Olga Trubkina

Associate professor of the Criminal Procedure

and Forensics Department of

Irkutsk Institute (branch)

VSUYU (RPA of the Ministry of Justice

of Russia), Candidate of Law,

Associate Professor

E-mail: [email protected]

Mamedov Vitaly

Judge of the Crimean Garrison Military Court

E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в статье на основе анализа действующего законодательства и научной литературы рассматриваются основные понятия и различные виды классификации гражданского оружия в Российской Федерации; с позиции его оптимизации исследуются вопросы осуществления контроля за оборотом гражданского оружия в стране.

Материалы и методы: нормативной основой исследования является действующее законодательство, регламентирующее оборот гражданского оружия в Российской Федерации; методологическую основу составляют общий диалектический метод научного познания, системный, логический, сравнительно-правовой методы исследования, анализ и обобщение.

Результаты исследования: с учетом правоприменительной практики, исследования статистической информации и оборота гражданского оружия в некоторых зарубежных странах определяются современные положительные и отрицательные аспекты оборота гражданского оружия в Российской Федерации.

Выводы и заключения: делается вывод о необходимости внесения изменений в федеральный закон "Об оружии" N 150-ФЗ от 13.12.1996 г.

Ключевые слова: гражданское оружие, полиция, оборот оружия, статистика, регистрация, контроль, обязанности, хранение.

ON THE ISSUE OF CONTROL OF CIVIL WEAPONS TRAFFIC IN THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction: the article examines the basic concepts and presents various types of classification of civilian weapons in the Russian Federation based on the analysis of current legislation and scientific literature; from the standpoint of its optimization, the author examines the issues of control over the circulation of civilian weapons in the Russian Federation.

Materials and Methods: the regulatory framework of the study is the current legislation governing the circulation of civilian weapons in the Russian Federation; the methodological basis is the general dialectical method of scientific knowledge, systemic, logical, comparative legal research methods, analysis and generalization.

Results of the Study: taking into account the law enforcement practice, the study of statistical information and the practice of the circulation of civilian weapons in some foreign countries, the current positive and negative aspects of the circulation of civilian weapons in the Russian Federation are determined.

Findings and Conclusions: it is concluded that it is necessary to amend the Federal Law "On Weapons" N 150-FZ of 13.12.1996.

Keywords: civilian weapons, police, arms turnover, statistics, registration, control, duties, storage.

Вопрос контроля оборота гражданского оружия в Российской Федерации, как вида деятельности органов внутренних дел, направленной на исполнение соответствующего действующего законодательства, на протяжении длительного времени не утрачивает своей бесспорной актуальности. Данное обстоятельство объясняется как пробелами, имеющимися в законе, так и понятийными противоречиями в классификации различного вида оружия. Кроме того, на сегодняшний день у граждан страны и у сотрудников правоохранительных органов существует ряд вполне обоснованных вопросов по поводу, например, четкого определения видов оружия, подлежащего обязательной регистрации (холодное, метательное, метае-

мое, ограниченного поражения, гладкоствольное, нарезное огнестрельное), отдельных элементов контроля за его оборотом, что прямым образом влияет на рост числа регистрируемых преступлений против жизни и здоровья, а также выявляемых в данной сфере административных правонарушений.

Изучая федеральный закон «Об оружии» N 150-ФЗ от 13.12.1996 г., можно убедиться в том, что за достаточно долгий период действия изменения в его содержание вносились более 50 раз, а попытки удалить юридические пробелы и успешно решить имеющиеся технические вопросы путем внесения поправок так и не дали положительного результата.

Для начала необходимо остановиться на самом понятии «оружие», традиционно представляемом и наиболее полно раскрывающемся в разделе "Оружиеведе-ние" дисциплины криминалистика, который определяет особенности применения специальных знаний и методик, устанавливающих, к какому виду, группе и подгруппе относится то или иное оружие посредством экспертного исследования и разрешения двух основных вопросов, направленных на предназначение того или иного изделия и его пригодность к применению. Так, М. И. Пилякин предлагает следующее определение: «...холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения» [1, с. 112]. К примеру, кастет является холодным оружием ударно-раздробляющего действия и используется для нанесения удара при помощи физической силы.

В ряде случаев изделия, технически и внешне ничем не отличающиеся от холодного оружия, можно приобрести в обычном хозяйственном магазине, например, кухонный хозяйственно-бытовой инструмент (нож) для мяса. Таким образом, в результате экспертного исследования меняется предназначение данного изделия и его характеристики, в то время как возможные последствия удара топором на порядок тяжелее для потерпевшего, чем использование охотничьего ножа, являющегося холодным оружием по своему предназначению и техническим характеристикам.

В толковом словаре С.И. Ожегова оружие рассматривается широко, представляясь в виде «.всякого средства, технически пригодного для нападения или защиты, а также совокупность таких средств» [2, с. 451]. Однако, как указывал В.В. Зырянов, «.по масштабам поражающего действия современное оружие подразделяется на оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое) и обычное (огнестрельное, холодное и др.)» [3, с. 39].

На сегодняшний день существует много как определений оружия, так и его классификаций, представляемых учеными на основании деления на типы и виды абсолютно по различным основаниям: техническим характеристикам, функциональному назначению, особенностям изготовления и применения, способам поражения цели и приведения в действие, причем один конкретный его вид представляется в нескольких категориях.

В этой связи мы согласны с В.В. Гулиной, указывающей на то, что «.юридический термин - закреплённое в нормативных правовых актах, обладающее однозначностью и устойчивостью, словесное обозначение правовых понятий и

явлений, с помощью которых определяется и закрепляется их содержание» [4, с. 35]. Как видим, при определении оружия и его классификаций данные требования не соблюдены, что, соответственно, не позволяет их использовать как правовые дефиниции.

Р.А. Степовой абсолютно верно поясняет, что «...понятие "оружие" должно заключаться не в том, чтобы "объять необъятное", а в том, чтобы удовлетворить потребности правоприменителя, возникающие при реализации соответствующих правовых норм», предлагая «.ограничиться набором только тех юридических признаков оружия, которые имеют значение для установления специального административно-правового режима оборота оружия, для определения объекта этого режима» [5, с. 25].

В криминалистическом аспекте оружие исследуется в первую очередь как средство совершения опасных преступлений, обеспечивающее преступнику как серьезное психологическое воздействие на потерпевшего, так и физическое - от причинения незначительных повреждений до лишения жизни, а криминалистическое оружиеведение, исследуя оружие и боеприпасы, соответственно, направлено на решение идентификационных и диагностических задач расследования.

Находясь в руках человека, оружие обеспечивает выполнение как функций нападения, так и защиты, которая отражает основное предназначение «гражданского оружия».

На современном этапе развития общества существует значительное количество приспособлений, используемых гражданами в целях самообороны. К ним относятся: газовые распылители, электрошоковые устройства, газовое и травматическое оружие ограниченного поражения. Опять же мнение как законодателя, так и ученых по принадлежности к оружию различных сигнальных устройств, принцип работы которых ничем не отличается от принципа работы огнестрельного оружия, разделяется. И в этой связи возникает вопрос, что же всё-таки считать гражданским оружием и как контролировать оборот данных изделий и применение их гражданами?

Термин «гражданское оружие» на продолжении достаточно длительного времени активно применяется как в законах и подзаконных актах, так и в научной литературе, но четкого его определения также не существует.

Как указано в ст. 3 ФЗ «Об оружии», «к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях», т.е. квалификация представлена исключительно в зависимости от его назначения.

В этой же статье указано, что к гражданскому относят огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия; газовое оружие, в качестве которого указываются «аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздра-

жающими веществами, а также электрошоковые устройства», которые определяются в ст. 3 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ как специальные средства, что также вызывает недоумение.

Даже поверхностная оценка такой классификации указывает на ее неопределенность и нечеткость, так как на сегодняшний день существует масса различных видов гражданского оружия, выходящих за ее пределы.

Таким образом, понятие «гражданское оружие» в настоящее время определяется посредством анализа понятия «оружие» в общем плане и одновременной оценки типичных его признаков, предполагаемой цели применения и обязательности соответствия особым требованиям. В этой связи представляет интерес формулировка понятия «гражданское оружие», предлагаемая А.Л. Пушкаревым: «.устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов при использовании гражданами Российской Федерации в целях самообороны, занятий спортом или охоты, прошедшие процедуру подтверждения соответствия обязательным требованиям и внесенные в Государственный кадастр гражданского и служебного оружия» [6, с. 127]. Ряд противоречий в классификации различного вида оружия, указанного в ФЗ «Об оружии», также описывают И.Б. Горелик и В.И. Гричук, рассматривая различные виды сигнального, оружия коллекционеров и образцы охолощенного, использующиеся для обучения [7].

Серьёзные изменения, затрагивающие вопросы контроля оборота гражданского оружия и применения его гражданами были внесены в федеральный закон «Об оружии» в начале 2020 г. Так, на сегодняшний день охотничье метательное стрелковое оружие для хранения и использования нужно регистрировать в подразделениях Росгвардии, а для покупки получать «охотничий билет» и специальную лицензию. К такому оружию относятся лук, не имеющий фиксаторов, с силой натяжения в напряженном состоянии не менее 27 кгс и арбалеты с фиксаторами с силой натяжения не менее 43 кгс. В данном случае очень важны технические характеристики как огнестрельного оружия, так и тех изделий, которые законодатель относит к оружию (луки и арбалеты, оружие самообороны ограниченного поражения, пневматическое).

Однако нелишним в законе «Об оружии» было бы разделение граждан на различные группы по возможности применения того или иного вида оружия, например, при использовании служебного оружия для исполнения своих должностных обязанностей в сфере охранной и детективной деятельности, занятий охотой, спортом, коллекционированием, для защиты себя и других граждан против противоправных посягательств [8].

В законе «Об оружии» указываются основные технические параметры огнестрельного оружия, такие как, например, ёмкость магазина огнестрельного оружия (не более 10 патронов), невозможность ведения автоматической стрельбы из данного вида оружия. Более точно эти технические характеристики определяет приказ МВД России № 429 от 30.06.2017 г. «Об утверждении криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему». В данном приказе, помимо технических характеристик, указы- ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —

ваются нормы по нанесению маркировочных обозначений на оружие заводами изготовителями для возможности их учета и невозможности изменения и уничтожения [9].

Смысл термина «оборот» гражданского оружия детально отражается в постановлении Правительства РФ от 21.07.1998 г. N 814 (ред. от 29.03.2019) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»). В данном постановлении рассматриваются вопросы производства, торговли, продажи, передачи оружия и патронов к нему, а также коллекционирования, хранения и ношения, учета, использования транспортирования, изъятия, уничтожения и другие [10].

Контроль оборота оружия в каждом государстве осуществляется по-разному; на основании различных критериев определяются понятия гражданского и боевого оружия, существенно отличаются нормативно-правовые акты, контролирующие его оборот. Так, например, в США, Мексике, Швейцарии, владение огнестрельным оружием предусмотрено в основном законе страны - в Конституции. В некоторых странах, таких как Швейцария и Андорра, государство обязывает граждан владеть не только гражданским, но и боевым огнестрельным оружием для защиты страны от внешнего агрессора и возможности в любой момент мобилизоваться. В Норвегии рекомендовано иметь оружие из-за опасности нападения полярных медведей, а в штате Georgia США данная рекомендация объясняется ростом преступности.

В большинстве стран с нестабильной экономической обстановкой и высоким уровнем криминализации государство пытается разоружать население и вводит запреты на владение оружием на определенных территориях, например, в Колумбии, Никарагуа, Афганистане, Камбодже, Ираке и Чили.

В ряде государств существует полный запрет на гражданское оружие любого вида (Малайзия, Люксембург). В Марокко, Бангладеш, Ватикане, Эфиопии и некоторых других странах имеются очень серьезные ограничения в обороте гражданского оружия, а в большинстве развитых стран владение оружием подразумевает под собой занятие охотой, спортивной стрельбой либо коллекционированием.

В российском же законодательстве в основном присутствует понимание оружия «самозащиты», традиционно в качестве которого рассматривают газовые пистолеты и травматическое оружие ограниченного поражения.

С.М. Зырянов предлагает модель правового регулирования оборота оружия, включающую следующие общие ключевые элементы: возможность или невозможность использования оружия в целях самообороны в принципе; типы и виды оружия, разрешенного для использования в целях самообороны; категории граждан, которым разрешается приобретать оружие самообороны; порядок допуска к приобретению, хранению и ношению оружия самообороны; особенности хранения и ношения оружия самообороны [11].

Исследуя зарубежный опыт, можно установить, что связь между преступлениями и правонарушениями и оборотом гражданского оружия неоднозначна. Так, в Швейцарии огнестрельным оружием владеет 46 % населения, тем не менее здесь самый низкий процент преступности в Европе. Рассматривая ситуацию, сложившуюся в Соединённых Штатах Америки, где свободно можно приобрести огнестрельное оружие, необходимо отметить, что рост преступности, в том числе подростковой, однозначно связан с применением огнестрельного оружия.

При полном запрете огнестрельного оружия в Японии практически отсутствует преступность данного вида, что свидетельствует о качественной работе правоохранительной системы государства и зависит от экономического и социального развития страны.

Статистические данные последних лет по совершению преступлений с применением огнестрельного оружия в России имеют тенденцию снижения по сравнению с общим количеством зарегистрированных преступлений. Это общемировая практика, которая объясняется увеличением преступлений экономического характера с применением новых IP-технологий, например, появлением новых видов мошенничества.

Количество преступлений с применением легального оружия из общего их числа незначительно и составляет менее 9 %, основные из которых связаны с браконьерством и существенно преобладают над убийствами, разбоями и иными преступлениями против личности.

Часть оружия попадает в незаконный оборот из легального оборота. Это происходит после хищения или утраты гражданского зарегистрированного оружия. Большое количество огнестрельного оружия встречается на черном рынке после внесения изменений в конструкцию пневматического, газового, травматического оружия под боевые патроны.

В конце марта 2017 г. первый заместитель главнокомандующего Росгварди-ей С. Меликов сообщил, что сейчас легально оружием владеют около четырех с половиной миллионов россиян, на руках у них приблизительно 7,3 млн единиц оружия, из которых около 7 млн - гражданское огнестрельное оружие, например, охотничье, 150 тыс. - боевое стрелковое, 94 тыс. - служебное и около 3 тыс. единиц - холодное оружие. С. Меликов добавил, что только с 1 октября по 31 декабря 2016 г. Росгвардия рассмотрела 591 тыс. заявлений на приобретение гражданского оружия и удовлетворила 551 тыс. из них [12].

На начало 2020 г. количество зарегистрированного гражданского оружия уменьшилось до 6,6 млн единиц. На снижение повлияли проверки подразделениями Росгвардии владельцев оружия, которых было 2,8 млн. Результатом таких проверок стало аннулирование 37,8 тыс. разрешений на ношение и хранение гражданского оружия, было утилизировано большое количество газового оружия, практически не используемого гражданами для самообороны. На снижение количества поданных заявлений о приобретении гражданского оружия повлияли его возросшая стоимость, повышение государственной пошлины, усложнение процедуры

оформления и ужесточение ответственности за нарушение правил ношения и хранения оружия.

Возникает вопрос: ужесточать требования для желающих иметь на руках огнестрельное оружие, либо упростить данную процедуру и предоставить более широкие возможности гражданам при использовании такого права? Ответ на этот вопрос напрямую связан с количеством регистрируемых преступлений и правонарушений, в которых фигурирует оружие.

Мнение учёных в этом вопросе неоднозначно. Е.О. Ходырев, отмечая высокий криминогенный потенциал травматического оружия, делает вывод о целесообразности запрета на его ношение, в том числе с целью недопущения использования в ходе массовых беспорядков [13].

Однако А.С. Цуканов предлагает легализовать гражданское короткоствольное оружие с расчетом оптимальной мощности патрона, необходимой для реализации функций самообороны, причем автором были проанализированы возможности его криминалистической идентификации [14].

В последнее время данный вопрос очень актуален, причем ряд ученых настаивают на легализации даже боевого оружия, указывая на обеспечение таким путем возможности самообороны и защиты не только жизни и здоровья, но и собственности [15].

Однако очевидно, что как упрощение процедуры получения права на приобретение оружия гражданами Российской Федерации, так и легализация боевого оружия в стране в условиях современного состояния развития общества и профессионализма сотрудников полиции может повлечь ряд серьезных проблем, избежать которых возможно только посредством более качественной подготовки сотрудников полиции, осуществляющих контроль за оборотом оружия и борьбу с преступностью, причем с обязательным высоким уровнем доверия граждан к правоохранительным органам и соответствующей их гражданской сознательностью.

Таким образом, деятельность государства по контролю оборота гражданского оружия, реализуя политику в сфере общественной безопасности, нуждается в качественной модернизации регламентирующего ее законодательства, а перегруженность федерального закона «Об оружии» противоречиями уже не позволяет его изменять в качественную сторону, отражая острую необходимость создания современного законодательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Пилякин М.И. Понятие холодного оружия, его видов в современном правовом поле // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. -№ 9. - С. 111-113.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Азъ, 1994. - 907 с.

3. Зырянов В.В. Проблемы криминалистического оружиеведения: дис. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 1988. - 202 с.

4. Гулина В.В. Понятие юридического термина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 1-6. - С. 32-35.

5. Степовой Р.А. Гражданское и служебное оружие: понятие и юридические признаки // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2010. - № 1. - С. 22-27.

6. Пушкарев А.Л. Гражданское оружие как объект гражданских прав // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 8. - С. 127-131.

7. Горелик И.Б. Оборот оружия / И.Б. Горелик, В.И. Гричук // Инновационное развитие. - 2017. - № 11 (16). - С. 80-85.

8. Посадков А.Н. Совершенствование федерального закона "Об оружии" в современных условиях: концептуальные вопросы // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: Право. - 2018. - № 4. - С. 154-163.

9. Приказ МВД России от 30.06.2017 г. № 429 «Об утверждении криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему».

10. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. N 814 (ред. от 29.03.2019) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

11. Зырянов С.М. Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в РФ и в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 1 (62). - С. 62-67.

12. Сколько россиян вооружены? И влияет ли это на количество совершаемых преступлений? URL: https://meduza.io/feature/2017/06/11/skolko-rossiyan-vooruzheny-i-vliyaet-li-eto (дата обращения 30.10.2020).

13. Ходырев Е.О. Уголовно-правовые и криминологические аспекты оборота огнестрельного оружия ограниченного поражения // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сб. статей IV междунар. науч.-практич. конф. - Пенза, 2020. - С. 112-114.

14. Цуканов А.С. Перспективы легализации гражданского короткоствольного оружия // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 3. -С. 202-208.

15. См., напр.: Панов С. Л. Легализация короткоствольного огнестрельного оружия: «за» и «против» // Научный вестник Омской академии МВД России. -2006. - № 1. - С. 32-35; Пахомова Е. А. Современные либералы о праве граждан на оружие // Юристъ-Правоведъ. - 2013. - № 2. - С. 80-82; Яшин К. Л., Алексеева А. В. Проблемы легализации оружия. Анализ законодательства США и России // Современная наука: теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 94-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Pilyakin M.I. The concept of cold weapons, its types in the modern legal field // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. -№ 9. - P. 111-113.

2. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: 72500 words and 7500 phraseological expressions / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova / Russian Academy of

Sciences, Institute of Rus. lang., Russian Cultural Foundation. - 2nd ed., Rev. and add. -M.: Az, 1994. - 907 p.

3. Zyryanov V.V. Problems of forensic weapons science: the thesis of the Candidate of Law. - Krasnoyarsk, 1988. - 202 p.

4. Gulina V.V. The concept of a legal term // Modern Trends in the Development of Science and Technology. - 2017. - № 1-6. - P. 32-35.

5. Stepovoy R.A. Civil and service weapons: concept and legal characteristics // Bulletin of the Association of Tourism and Service Universities. - 2010. - № 1. - P. 2227.

6. Pushkarev A.L. Civilian weapons as an object of civil rights // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2013. - № 8. -P. 127-131.

7. Gorelik I.B. Weapon turnover / I.B. Gorelik, V.I. Grichuk // Innovative Development. - 2017. - № 11 (16). - P. 80-85.

8. Posadkov A.N. Improvement of the federal law "On weapons" in modern conditions: conceptual issues // Bulletin of the Tver State University. - Series: Right. - 2018. -№ 4. - P. 154-163.

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 30, 2017 № 429 "On the approval of forensic requirements for the technical characteristics of civilian and service weapons, as well as cartridges for it."

10. Decree of the Government of the Russian Federation of July 21, 1998 № 814 (as amended on March 29, 2019) "On measures to regulate the circulation of civilian and service weapons and cartridges for them in the territory of the Russian Federation."

11. Zyryanov S.M. Administrative and legal models of civilian arms turnover in the Russian Federation and in foreign countries // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. - 2017. - № 1 (62). - P. 62-67.

12. How many Russians are armed? And does this affect the number of crimes committed? URL: https://meduza.io/feature/2017/06/11/skolko-rossiyan-vooruzheny-i-vliyaet-li-eto (date accessed 30.10.2020).

13. Khodyrev E.O. Criminal law and criminological aspects of the circulation of firearms of limited destruction // science, education, innovations: topical issues and modern aspects: collection of articles of the IV International scientific and practical conf. -Penza, 2020. - P. 112-114.

14. Tsukanov A.S. Prospects for the legalization of civilian short-barreled weapons // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2018. - № 3. - P. 202-208.

15. See, for example: Panov S. L. Legalization of short-barreled firearms: "for" and "against" // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2006. - № 1. - P. 32-35; Pakhomova E.A. Modern liberals on the right of citizens to arms // Jurist-Pravoved. - 2013. - № 2. - P. 80-82; Yashin K. L., Ale-kseeva A. V. Problems of legalization of weapons. Analysis of the legislation of the United States and Russia // Modern Science: Theory and Practice. - 2014. - №3. -P. 94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.