Научная статья на тему 'Законодательное регулирование оборота огнестрельного оружия в Японии, Китае и Филиппинах'

Законодательное регулирование оборота огнестрельного оружия в Японии, Китае и Филиппинах Текст научной статьи по специальности «Право»

1604
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЯПОНИЯ / КИТАЙ / ФИЛИППИНЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / FIREARM / JAPAN / CHINA / PHILIPPINES / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Н. А.

По данным ООН, оборот всех видов огнестрельного оружия запрещен лишь в Люксембурге и Малайзии. Оборот ручного огнестрельного оружия запрещен только в России, Республике Беларусь, Китае, Японии и Вьетнаме. В свою очередь никакие виды огнестрельного оружия не запрещены для оборота лишь в восьми странах: Буркина-Фасо, Дания, Финляндия, Германия, Румыния, Швеция, Уганда и Замбия. В тех странах, где гражданам предоставлено право на ношение ручного огнестрельного оружия в целях самообороны, охотничьего или спортивного оружия для охоты или занятий спортом, имеется весьма жесткое оружейное законодательство, ограничивающее круг возможных субъектов его владения и пределы его применения. Важным криминогенным фактором современности является незаконный оборот оружия. Этой проблемы не удалось избежать и такой благополучной (в отношении преступности) стране, как Япония. Жесткому контролю запрета оборота оружия правительство уделяется особое внимание. Несмотря на совершенно разный подход к регулированию оборота огнестрельного оружия, на территории рассмотренных нами стран эти страны пытаются всеми доступными средствами сдерживать уровень преступлений, связанных с применением оружия на относительно приемлемом для них уровне. Как уже говорилось, в Китае и Японии действует запрет на ручное огнестрельное оружие, а с другой стороны, на Филиппинах такого запрета нет. Это объясняется прежде всего нестабильной политической ситуацией в стране. Фактически в стране идет война. Поэтому государство не пытается создавать «мертворожденные» запретительные законы, исполнение которых оно не способно обеспечить, а добивается контроля над уже имеющимся оружием. В Японии и Китае ситуация совершенно иная, основной проблемой является контрабанда оружия и, как следствие, организованная преступность, что угрожает государственной безопасности. В этих странах законодатель сделал ставку на усиление и улучшение работы правоохранительных органов, а не перекладывание своих обязанностей по поддержанию правопорядка на своих граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the UN, all firearms are prohibited only in Luxembourg and Malaysia. Handguns are prohibited in Russia, Belarus, China, Japan and Vietnam. In turn, firearms are allowed only in eight countries: Burkina Faso, Denmark, Finland, Germany, Romania, Sweden, Uganda and Zambia. In the countries where citizens have the right to carry handguns for self-defense, hunting or sporting guns for hunting or sport, there is a very stringent legislation. An important criminogenic factor today is the illegal weapon traffic. Even Japan could not avoid facing this problem. Control of weapons traffic is a matter of great concern for the government. Despite a very different approach to regulating weapons traffic in Japan, China and the Philippines, these countries are trying to hold the level of crime associated with the use of weapons within relatively acceptable limits. China and Japan have a ban on handguns, the Philippines has no such prohibition. It can be explained by the political situation in the country. In fact, the country is at war. Therefore, the state is not trying to create stillborn restrictive laws that cannot be implemented, but is trying to get control over existing weapons. In Japan and China the situation is quite different, the main problem is smuggling of weapons which leads to organized crime that threatens national security. In these countries, the legislator is focused on strengthening and improving law enforcement rather than making the citizens responsible for maintaining law and order in the country.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование оборота огнестрельного оружия в Японии, Китае и Филиппинах»

2. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 10—11.

3. Хомич В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств. Минск, 1982. С. 5.

4. Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЫУ. М., 1990. С. 218— 225.

5. Губарев О.И. Воздушный террор. Хроника преступлений. М. : Вече, 2006.

6. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292-296.

7. Сборник действующих договоров, соглашений, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90-95.

8. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 434436.

9. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб., 2001. С. 69.

10. Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 1. Ст. 3.

11. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLУII. М., 1994. С. 383-389 ; Международное публичное право : сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 118-121 ; Бюллетень международных договоров. 1994. № 7. С. 26-30 ; Бюллетень международных договоров. 2006. № 5. С. 3-5. Российская газета. 1995. 23 июня ; Дипломатический вестник. 1995. № 7. С. 46-48.

12. ВВС СССР. 1962. № 46. Ст. 457; СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.

13. Сидорченко В.Ф. Морское пиратство. СПб., 2004. С. 370-372 ; Князь-кина А.К. Конвенционные преступления в уголовном праве Российской Федерации: понятие, виды, общая характеристика. М., 2010. С. 95-98.

14. Уголовный кодекс Республики Корея. СПб., 2004. С. 213.

15. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб., 2001. С. 70.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЯПОНИИ, КИТАЕ И ФИЛИППИНАХ

H.A. Морозов*

По данным ООН, оборот всех видов огнестрельного оружия запрещен лишь в Люксембурге и Малайзии. Оборот ручного огнестрельного оружия запрещен только в России, Республике Беларусь, Китае, Японии и Вьетнаме. В свою очередь никакие виды огнестрельного оружия не запрещены для оборота лишь в восьми странах: Буркина-Фасо, Дания, Финляндия, Германия, Румыния, Швеция, Уганда и Замбия.

В тех странах, где гражданам предоставлено право на ношение ручного огнестрельного оружия в целях самообороны, охотничьего или спортивного оружия для охоты или занятий спортом, имеется весьма жесткое оружейное законодательство, ограничивающее круг возможных субъектов владения им и пределы его применения.

* Морозов Николай Александрович — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток. E-mail: crimlaw@ rambler.ru.

71

Важным криминогенным фактором современности является незаконный оборот оружия. Этой проблемы не удалось избежать и такой благополучной (в отношении преступности) стране, как Япония. Жесткому контролю запрета оборота оружия правительством уделяется особое внимание.

В последнее время возросло количество случаев, когда жертвами криминального применения оружия становились политические деятели, представители СМИ и простые граждане. Так, высокий общественный резонанс получили такие преступления, как убийство мэра города Нагасаки в апреле 2007 г. Согласно подсчётам главного полицейского управления Японии, за первое полугодие 2007 г. в стране в четыре раза увеличилось количество погибших от огнестрельных ранений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [1].

Однако доля насильственных преступлений, связанных с использованием оружия, в общем объеме преступности Японии стабильно низка. Например, соотношение убийств с применением огнестрельного оружия к общему количеству убийств составляет всего 4,1%, что на порядок ниже, чем в других развитых странах.

Другой проблемой является незаконный ввоз огнестрельного оружия на территорию Японии. В 1999 г. полиция изъяла 1001 пистолет; 837 стволов (84%) — пистолеты заводского изготовления, 164 ствола (16%) — подделки кустарного изготовления. Из общего числа изъятого оружия 58% принадлежали членам или сообщникам «Борекудан». Большая часть пистолетов завезена в Японию из других стран (производства США — 30%, Китая — 20%, Филиппин — 10%). Японская мафия использует каналы контрабандного ввоза оружия также из Бразилии, Италии, Испании, Бельгии, а теперь и России. С 1989 г. возрастает импорт оружия китайского и российского производства, в том числе пистолетов «Токарев». Широкую огласку получило обнаружение в 1994 г. в секте «Аум Синрикё» запасов огнестрельного оружия, в том числе российского производства (автоматы «Калашникова»), что позволило, кстати, говорить о «московском следе секты» с последующими обвинениями в адрес одного из ведущих российских политиков этого периода. Кроме того, возрастает количество изъятых в Японии пистолетов, ввезенных из России. Только за 6 месяцев 2000 г. правоохранительными органами этой страны было конфисковано 75 российских пистолетов: например, в 2000 г. в порту Отару только на одном российском судне ("Островский") было обнаружено 23 пистолета «Макаров» и свыше 70 боеприпасов к ним.

По данным статистики, в 2003 г. оружие российского производства занимало 5% в общем объеме незаконного оборота оружия в Японии (несмотря на то, что в 2000 г. был выявлен всего один случай незаконного ввоза российского оружия). За девять месяцев 2003 г. правоохранительные органы Японии выявили 57 случаев незаконного ввоза российского оружия. Большая часть оружия завозится в Японию на российских рыбацких судах, которые также нередко занимаются и перевозкой нелегальных эмигрантов из стран АТР (КНР, КНДР и других государств региона) [2].

В случае с Китаем незаконный оборот огнестрельного оружия принимает в основном форму контрабандного провоза огнестрельного оружия, особенно в районах вдоль его юго-западных границ. Именно там преступная

72

деятельность, связанная с контрабандным провозом и незаконным оборотом огнестрельного оружия, получила наибольшее распространение. Более того, речь идет главным образом о транснациональных преступлениях, совершаемых организованными преступными группами посредством сговора между местными жителями и посторонними лицами и проявляющих отличительные особенности профессиональной, коллективной и международной преступности, осуществляемой в рамках скоординированного процесса производства, транспортировки и сбыта оружия. Такое оружие поступает прежде всего из внешних источников и создает большую угрозу для общественного порядка и стабильности в Китае.

Благодаря решительным мерам, применяемым компетентными властями Китая, в последние два года наметились тенденции к постепенному снижению количества контрабандно ввозимого огнестрельного оружия, которое с тех пор остается на относительно низком уровне.

В 1993 г. филиппинская полиция начала операцию с целью изъятия огнестрельного оружия. В результате операции было изъято 12409 единиц огнестрельного оружия. Государственное лицензирование оружейных заводов привело к снижению количества нарушений оружейных законов до минимума.

Трижды в 1993—1994 гг. издавались Президентские указы, предоставлявшие трехмесячную амнистию для сдачи незарегистрированного огнестрельного оружия, которое могло быть зарегистрировано на имя владельца. В результате было легализовано 77 645 единиц огнестрельного оружия. Целью данных указов была регистрация предположительно 250 000 единиц незарегистрированного огнестрельного оружия.

Благодаря строгому контролю оружия в Японии фиксируется очень низкий уровень преступлений, связанных с его применением. Жесткий запрет на свободное владение оружием позволяет оперативно раскрывать подобного рода преступные деяния.

В Японии никому не разрешается иметь огнестрельное оружие «для незначительной цели, коллекционирования или целей самообороны в связи с его (оружия) смертоносными свойствами и опасностью причинения ранений, увечий и смерти».

Ограничение прав японских граждан является исторически сложившейся традицией, поскольку частное владение огнестрельным оружием в Японии вне закона со времени издания сегуном Тойотоми Хидойоси указа о конфискации оружия крестьян в XVI в. «Ка1апа — £ап» (конфискация мечей) — мера, установленная Тойотоми Хидойоси в 1588 г. с целью подавления мятежей и восстаний сельского населения. Эта политика была продолжена династией Токугава [3].

В 1950 г. вступил в силу закон «О контроле над хранением огнестрельного оружия и мечами», в 1958 г. — закон «О контроле над огнестрельным оружием и мечами», установившие общий принцип признания хранения огнестрельного оружия в Японии незаконным для гарантии гражданской безопасности. Впоследствии к последнему из этих законов было принято десять важных поправок, детально регламентирующих запрет. Центральной частью современного законодательства Японии об оружии является Закон «О контроле за огнестрельным оружием и мечами», который регулирует владение и импорт огнестрельного оружия.

73

В Японии запрещено владение даже так называемым «имитационным» оружием, которое только внешне похоже на настоящее. Запрещены торговля и владение модельными пистолетами и револьверами, поскольку есть шанс, что они могут быть переделаны в настоящее оружие [4].

Владение и использование охотничьих винтовок (дробовиков) и короткоствольного оружия хотя и не запрещено, но контролируется также очень строго [5]. Правовое регулирование оборота охотничьего оружия (гладкоствольного и нарезного) столь жесткое, что фактически огнестрельное охотничье оружие для широкого круга японских граждан недоступно. Разрешение на его приобретение дают исключительно комиссии общественной безопасности префектур для целей охоты или спортивных стрельб по мишеням. Комиссия после получения заявки проводит тщательную проверку заявителя: возраст, делинквентность, психическое здоровье. Гражданин, получающий лицензию, в обязательном порядке должен пройти соответствующую подготовку и сдать зачеты по обращению с огнестрельным охотничьим оружием. А лицензия на нарезное охотничье оружие может быть выдана только тому, кто владеет гладкоствольным охотничьим оружием более 10 лет. Тем не менее к 2000 г. на руках у населения хранилось 415 тыс. охотничьих ружей, пневматических пистолетов, воздушных ружей. Применение охотничьего оружия в целях самообороны запрещено. На охотничью пневматику также необходимо получить разрешение Комиссии общественной безопасности.

Пистолеты почти полностью запрещены, за исключением случаев, когда ими наделяются полицейские и персонал сил самообороны. Но и в подобных ситуациях ими (пистолетами) можно пользоваться лишь в служебное время. Спортивные пистолеты имеют некоторые спортсмены, но только с разрешения Комиссии общественной безопасности. Также находятся под контролем некоторые виды игрушечных пистолетов.

Производство охотничьего огнестрельного и пневматического оружия, а равно торговля им также осуществляются по специальным лицензиям, выдаваемым уже губернаторами префектур. Примерно 97% охотничьего огнестрельного и пневматического оружия производится на экспорт.

В Китайской Народной Республике для пресечения незаконного оборота оружия и улучшения обстановки в стране в 1996 г. был принят Закон «О контроле над огнестрельным оружием» [6]. Этот закон содержит подробные положения, регулирующие производство стрелкового оружия и торговлю им, в нем установлена политика строгого контроля за экспортом стрелкового оружия с тем, чтобы препятствовать перенаправление законного оружия по незаконным каналам.

Производство оружия осуществляется под контролем правительства КНР. Производство и торговля оружием лицензируются на основании вышеуказанного Закона «О контроле над огнестрельным оружием» (разд. 7). Уголовным и административным законодательством установлены повышенные санкции за преступления и правонарушения, связанные с незаконным производством, продажей, приобретением и хранением огнестрельного оружия либо его контрабандой.

Китайские законы запрещают частным лицам владеть оружием и боеприпасами. В гражданском обороте разрешено использовать лишь спортивные и

74

охотничьи виды огнестрельного оружия, которые приобретаются по специальной лицензии местных органов общественной безопасности (раздел 2 Закона «О контроле над огнестрельным оружием»). Использование огнестрельного гражданского оружия в целях самообороны не предусмотрено.

В законе также сформулирован институт служебного оружия. Он закрепляет классификацию оружия самообороны. В статье 2 оружие самообороны (включая боеприпасы) подразделяется на два вида: тип 1 — это пистолеты; тип 2 включает в себя все охотничье оружие, пневматическое оружие и учебные ружья, за исключением охотничьих ружей, переделанных из винтовок (закон не относит их к охотничьему оружию).

Служащий может владеть по одной единице оружия каждого типа. Семья не может иметь более двух единиц оружия каждого типа и 50 (пятьдесят) патронов к оружию типа 1.

В статье 5 закон закрепляет полный исчерпывающий список служащих, которым положено иметь оружие самообороны.

Заслуживает пристального внимания, на наш взгляд, опыт контроля за оборотом оружия на Филиппинах, который осуществляет специальный отдел Национальной полиции. По данным Филиппинского правительства, с 1 января по 1 октября 1994 г. на территории страны было совершенно 766 преступлений, сопряженных с применением огнестрельного оружия [7].

При этом, как подчеркнуто в Декрете Президента Филиппин № 18661997 г., «владение огнестрельным оружием является не правом, а привилегией законопослушного гражданина, для которой требуется лицензия, выдаваемая Филиппинской Национальной Полицией». Для получения лицензии лицу необходимо среди прочего предоставить доказательства гражданства, достигнуть возраста 21 года и не состоять на учете в полиции. Для ношения огнестрельного оружия требуется специальное разрешение от начальника полиции [8].

На Филиппинах официально разрешено к обороту пять категорий оружия: пистолеты и револьверы (их гражданский оборот ограничен); карабины и винтовки; крупнокалиберные карабины и дробовики (с целью охоты по разрешениям полиции на некоторых животных); боевое и служебное оружие (гражданский оборот полностью запрещен).

Указ президента № 1866 закрепил презумпцию незаконного производства огнестрельного оружия и боеприпасов. В соответствии с ней владение любым оборудованием, инструментами, материалами, прямо используемыми в производстве огнестрельного оружия и боеприпасов лицом, не связанным с законным производством огнестрельного оружия, является основанием для привлечения этого лица к ответственности за незаконное производство огнестрельного оружия и боеприпасов.

В соответствии с абзацем 4 ст. 2 Закона Республики № 8294, принятого Сенатом и Палатой Представителей Филиппин во исполнение Указа Президента № 1866, уголовной ответственности подлежат президенты, менеджеры, директора или иные ответственные лица любой общественной или частной фирмы, объединения, компании, корпорации, если преднамеренно или умышленно допустили использование огнестрельного оружия, принадлежащего фирме, объединению, компании, корпорации, лицом или лицами, признанными виновными в нарушении законодательства об оружии.

75

Контроль за оборотом оружия в Японии возложен на Национальное полицейское управление, которое осуществляет расследования нарушений законодательных актов об оружии. С начала 90-х гг. ХХ в. Токийское управление полиции создало спецподразделение по борьбе с нелегальным ввозом огнестрельного оружия и информационные банки данных по преступлениям, связанным с огнестрельным оружием, контрабандой огнестрельного оружия, с каналами перевозки и обнаружения оружия, полученного организованной преступностью.

Карательные меры, предусматривающие уголовную ответственность за покушение либо приготовление к нелегальному ввозу ручного огнестрельного оружия всех видов, распространяются и за пределы страны. Если такое преступление подданный Японии совершил на территории иностранного государства, ему грозит до 5 лет тюремного заключения.

Общий контроль за оборотом служебного и гражданского оружия в Китае возложен на Министерство общественной безопасности.

Что касается незаконного оборота огнестрельного оружия внутри страны, то органы государственной безопасности Китая продолжают неустанно бороться против такой деятельности и объединяют свои усилия в деле борьбы, профилактики, контроля и организационного строительства с целью сведения воедино своего практического опыта и создания эффективного рабочего механизма. Во-первых, они четко определяют свои цели и предпринимают специальные действия в надлежащее время. Во-вторых, они проводят экстенсивные информационно-пропагандистские кампании, мобилизуют широкие массы населения, используют средства массовой информации, включая газеты и телевидение, с целью повышения уровня осведомленности населения и расширения его знаний по проблеме огнестрельного оружия. В-третьих, они активизируют свои надзорные и правоприменительные функции. В-четвертых, они создают систему регулирования для эффективного выполнения своих обязанностей.

В целях борьбы с деятельностью, связанной с трансграничным контрабандным перевозом и незаконным оборотом стрелкового оружия, китайские органы госбезопасности укрепляют свои административно-контрольные функции на границах, ужесточают проверки при въезде и выезде и активизируют сотрудничество с компетентными органами соседних государств путем заключения соглашений о сотрудничестве с ними, включая соглашения относительно расширения обмена информацией и совместных действий по борьбе с преступной деятельностью, связанной с контрабандным перевозом и незаконным оборотом огнестрельного оружия. Китайские органы государственной службы безопасности постоянно уничтожают незаконное оружие и боеприпасы, конфискованные ими. Согласно статистическим данным, в 1998—1999 гг. было уничтожено 3579 и 2087 единиц незаконного огнестрельного оружия военного предназначения соответственно.

Введение строгих мер, контролирующих оборот оружия, уже в 1997 г. позволило снизить на 45% количество преступлений с применением огнестрельного оружия и на 85% сократить число фактов его незаконного хранения.

Несмотря на то, что с 2001 г. в Китае было отмечено постоянное снижение числа взрывов, хищения взрывчатых веществ и преступлений с применением

76

оружия, в некоторых районах страны такие случаи все же происходят время от времени.

Официальный представитель Министерства общественной безопасности Китая У. Хэпин заявил, что в свете трагедии в американской Вирджинии Китай еще более ужесточит контроль за оружием. «Трагедия в США затронула жизни очень многих молодых людей. Мы скорбим вместе (с ними), но это также напоминает нам о необходимости ужесточить контроль за использованием оружия», — сказал представитель китайского министерства. «Китай не похож на США в том, что наше правительство и полиция осуществляют жесткий контроль за огнестрельным оружием, которое легко можно превратить в орудие убийства», — сказал он [9].

Министерство общественной безопасности КНР приняло решение о проведении в масштабах страны 4-месячной кампании по наведению порядка в сфере оборота взрывчатых веществ, стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия в целях обуздания тенденции учащения преступлений, связанных с их применением [10].

Кампания будет проводиться с учетом местных условий. Так, в провинциях Шаньси, Хэбэй, Хунань, Шаньдун, Фуцзянь и Хэнань упор будет сделан на пресечении правонарушений и преступлений, связанных с незаконным производством, использованием, хранением и продажей взрывчатых веществ. В провинциях Цинхай и Гуйчжоу усилия будут сосредоточены на пресечении преступлений, связанных с незаконным изготовлением и продажей стрелкового оружия и боеприпасов к нему. В Гуанси, Юньнани, Синьцзяне, Внутренней Монголии, Хэйлунцзяне и других приграничных районах главный удар будет нанесен по преступлениям, связанным с контрабандным ввозом стрелкового оружия и боеприпасов.

Несмотря на то, что на Филиппинах отсутствует единый законодательный акт, регламентирующий вопросы оборота служебного и гражданского оружия, в этой стране последние 15 лет отмечены постоянным снижением количества преступлений с применением огнестрельного оружия.

Как полагают представители полиции Филиппин, это следствие принимаемых в государстве мер, направленных на повышение уровня воспитания всего населения страны в сфере использования оружия: специальные телевизионные программы и рекламные ролики призывают население противостоять нелегальному обороту оружия. Государственная политика страны в области контроля за оборотом оружия проходит под девизом легализации оружия, находящегося у населения в незаконном обороте, либо его добровольной возмездной сдачи. Начиная с 1994 г. на Филиппинах было «амнистировано» (официально зарегистрировано) 268 498 единиц огнестрельного оружия, а только в 1997 г. было добровольно сдано 570 858 единиц огнестрельного оружия.

В целях борьбы с контрабандой огнестрельного оружия силами национальной полиции были установлены как металлодетекторы, так и рентгеновские аппараты в портах для отслеживания входящих грузов. В дополнение к этому филиппинские власти позволили лицензированным торговцам оружия импортировать все виды огнестрельного оружия в целях уменьшения незаконной перевозки огнестрельного оружия. Филиппинское правительство попросило иностранных послов уведомлять их правительства, что все сделки, предметом

77

которых является огнестрельное оружие, предназначаемое для филиппинцев, должны быть отложены, чтобы национальная полиция смогла обеспечить их надлежащую проверку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на совершенно разный подход к регулированию оборота огнестрельного оружия на территории рассмотренных нами стран, эти страны пытаются всеми доступными средствами сдерживать уровень преступлений, связанных с применением оружия, на относительно приемлемом для них уровне.

Как уже отмечалось, в Китае и Японии действует запрет на ручное огнестрельное оружие. На Филиппинах такого запрета нет. Это объясняется, прежде всего, нестабильной политической ситуацией в стране. Фактически на Филиппинах идет война. Поэтому государство не пытается создавать «мертворожденные» запретительные законы, исполнение которых оно не способно обеспечить, а добивается контроля над уже имеющимся оружием. В Японии и Китае ситуация совершенно иная: основной проблемой здесь является контрабанда оружия и, как следствие, организованная преступность, что угрожает государственной безопасности. В этих странах законодатель сделал ставку на усиление и улучшение работы правоохранительных органов, а не на перекладывание своих обязанностей по поддержанию правопорядка на своих граждан. В любом случае опыт законодательного регулирования оборота огнестрельного оружия во всех рассмотренных государствах АТР может быть полезен и для России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Японское правительство станет давать пожизненный срок за применение огнестрельного оружия // РИА Новости. 2007. 16 окт.

2. Увеличился поток незаконного ввоза в Японию оружия из России.иКЬ: http://www.tia-ostrova.ru 2003/10/29.

3. Firearms Control in Japan 2001. Firearms Division National Police Agency. URL: http://proknadzor.ru/ 1999/10/21.

4. Шелковникова Е. Безоружные самураи. URL: http://www.hb.marine.su/ holiday/men_cl/gan_all/samurai.htm.

5. Kopel David C. Japanese Gun Laws and Crime) // American Rifleman, December 1988. Р. 72-75.

6. Law of the People's Republic of China on the control of Firearms. Adopte at the 12-th session of the Standing Committee of the 8-th National Рeople's Republic of China on July 5, 1996, and effective as of October 1, 1996.

7. UNITED NATIONS. Economic and Social Council. 1996. 16 April. URL: / http://www.uncjin.org/Statistics/firearms/index.htm. 16 April 1996.

8. Presidential Decree № 1866. The Revised Penal Code. 2004.

9. В Китае ужесточат контроль за оборотом оружия. URL: http://www.novopol. ru/news19688.htm. РИА-Новости. 2007. 19 апр.

10. В Китае проводится кампания по наведению порядка в сфере оборота взрывчатых веществ и стрелкового оружия. URL: http://russian.people.com. cn/31521/4473949.html.

11. UNITED NATIONS. Economic and Social Council. 1996. 16 April. URL: http://www.uncjin.org/Statistics/firearms/index.htm.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.