Научная статья на тему 'Законодательное регулирование муниципально-правовых отношений'

Законодательное регулирование муниципально-правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование муниципально-правовых отношений»

где отсутствует независимый суд и разделение властей.

Полная же гарантия, по Чичерину, дается только участием в управлении государством.

Тем не менее, Чичерин выделяет случаи, когда государство вмешивается в осуществление прав граждан и может ограничить их.

Во-первых, это «полицейские ограничения», т. е. ограничение в реализации прав, если это противоречит установленным государством нормам.

Во-вторых, ограничение прав граждан может происходить в условиях чрезвычайных ситуаций. К таким условиям Чичерин относит внутреннюю нестабильность и внешнюю опасность агрессии со стороны другого государства.

В-третьих, ограничение прав граждан в общественных и государственных интересах. Как правило, это касается права собственности. Во всех остальных случаях (за исключением особой

необходимости и за справедливое вознаграждение) посягательство со стороны государства на право собственности Чичерин рассматривает как насилие и неправду.

Таким образом, Чичерин не только рассматривает комплекс прав и свобод граждан, но и реальные гарантии их осуществления. Для своего времени взгляды Чичерина являлись прогрессивными, а гарантии, которые рассматривает ученый, актуальны и сегодня.

1. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1883. Ч. 2. С. 164-165.

2. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 115.

3. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1896. Ч. 1. С. 39-42.

4. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1867. С. 159.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

А.В. Кочетков

Федеральное и региональное законодательство занимает особое место в системе источников муниципального права, что обусловлено значимостью регулируемых ими муниципально-правовых отношений. Подзаконные нормативные правовые акты и договоры также относятся к числу источников муниципального права, однако, по сравнению с законами, они играют лишь подчиненную роль.

Главным источником муниципального права является Конституция Российской Федерации. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ закрепляет местное самоуправление в качестве одной из форм народовластия. Статья 12 Конституции РФ признает и гарантирует местное самоуправление, устанавливает его самостоятельность в пределах своих полномочий и организационную обособленность в системе управления. Полностью местному самоуправлению посвящена глава 8 Конституции РФ (статьи 130-133), в которой зафиксированы наиболее общие принципы организации местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление конституционно оформляется в качестве одного из уровней системы публичной власти.

Важнейшим источником муниципального права является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этом федеральном законе содержатся определения основных понятий муниципального права, устанавливаются полномочия органов государственной власти

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, а также перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований. Кроме того, указанный федеральный закон закрепляет основы деятельности местного самоуправления, формы его осуществления, государственные гарантии, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» имеет базовое значение для регламентации одноименного института муниципального права. Указанный федеральный закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления. К сожалению, динамичное развитие налогового законодательства, а также отсутствие до настоящего времени государственных минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, которые предусмотрены данным законом и должны быть приняты Правительством Российской Федерации, - в существенной степени делают этот закон не работающим на практике.

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Вопросы местного значения затрагиваются еще в ряде федеральных законов. В частности, в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержаться нормы, посвященные муниципальным выборам и местному референдуму. Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют бюджетные отношения в муниципальных образованиях, а Налогового кодекса - местные налоги.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более подробно полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления определяются в статье 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, к полномочиям указанных органов относится широкая сфера законодательного регулирования: принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, регулирование порядка передачи объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, регулирование отношений между региональными и местными бюджетами, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, регулирование особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, законодательство о муниципальной службе, законодательство об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Очевидно, что обозначенные предметы законодательного регулирования субъектов Российской Федерации весьма значимы и открывают широкие возможности для проявления регионами творческой инициативы и учета местных особенностей при соблюдении общих принципов организации местного самоуправления, установленных федеральным законодательством. Кроме того, следует учитывать, что на федеральном уровне до сих пор не принято ряда законов, в том числе прямо предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации». Это обстоятельство обусловливает необходимость преодоления пробелов в праве в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», что, в свою очередь, делает региональное законотворчество в муниципальноправовой сфере еще более актуальным.

Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне законодательно регламентируются общие принципы организации местного самоуправления. В то же время, детальное регулирование муниципально-правовых отношений, за исключением ряда случаев, не осуществляется. Это предопределяет необходимость принятия широкого круга региональных законов и высокий удельный вес муниципально-правовых отношений, урегулированных именно на уровне субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим региональные законы в муниципально-правовой сфере, принятые в Тамбовской области. В первую очередь, следует отметить Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации, раздел XI которого посвящен вопросам местного самоуправления. Уставом урегулированы система и правовая основа местного самоуправления в Тамбовской области, органы и должностные лица местного самоуправления и предметы их ведения, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, экономическая и финансовая основы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Базовое значение имеет Закон Тамбовской области «О местном самоуправлении в Тамбовской области». Указанный закон по своей структуре построен аналогично Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако данный региональный закон не просто дублирует нормы федерального закона, а детализирует и дополняет их с учетом местной специфики.

В развитие норм закона «О местном самоуправлении в Тамбовской области» принят ряд областных законов, регулирующих те или иные институты муниципального права.

Институт муниципальных выборов регулируется законами области: «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Тамбовской области» и «О выборах должностных лиц в Тамбовской области». К ним примыкает закон «О местном референдуме». Процедуру отзыва регулируют законы «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления в Тамбовской области» и «О порядке отзыва выборного должностного

лица местного самоуправления населением в Тамбовской области». К формам прямого волеизъявления граждан относятся также собрания (сходы) граждан, которые регулируются Законом Тамбовской области «О собраниях (сходах) граждан по месту жительства в Тамбовской области».

Институт муниципальной службы регламентирован законами «О муниципальной службе в Тамбовской области», «О квалификационных разрядах муниципальных служащих муниципальной службы в Тамбовской области», «О денежном вознаграждении лиц, замещающих выборные муниципальные должности в Тамбовской области, и денежном содержании муниципальных служащих муниципальной службы в Тамбовской области», Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Тамбовской области.

Правовое положение выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления определено в законах области «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области», «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Тамбовской области».

Институт территориального общественного самоуправления регулируется законом Тамбовской области «О территориальном общественном самоуправлении в Тамбовской области».

Система правовых актов и процедура регистрации уставов муниципальных образований устанавливается в законе «О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления».

Институт наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регламентируется Законом Тамбовской области «О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государст-

венными полномочиями» и законами, которыми органы местного самоуправления наделяются конкретными государственными полномочиями («О наделении районных Советов народных депутатов полномочиями по регистрации уставов сельсоветов (поссоветов)», «О наделении администраций городов и районов Тамбовской области государственными полномочиями в решении вопросов присвоения звания «Ветеран труда», «О наделении администраций городов и районов, глав поссоветов и сельсоветов Тамбовской области государственными полномочиями по регистрации актов гражданского состояния» и др.).

Принципы и порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления регулируются законом области «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Тамбовской области».

В сфере финансовых основ местного самоуправления действует закон области «О регулировании отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в Тамбовской области».

В целом следует признать, что региональный «срез» муниципального законодательства в Тамбовской области вполне сложился, является качественным и достаточно эффективно регулирует соответствующую сферу общественной жизни. В то же время, следует признать необходимым принятие следующих законов области: «О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований в Тамбовской области», «О порядке избрания выборных должностных лиц местного самоуправления представительным органом местного самоуправления».

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО) В ЮРИСПРУДЕНЦИИ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ЮРИСТА. К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

О.А. Пугина

Проблема обеспечения прав и свобод человека, укрепления уважения к его достоинству всегда была актуальна в нашей стране. Ее решение возможно при условии построения в России правового государства. Поэтому понимание глубинных закономерностей правового развития в своей стране и во всем мире, способность хорошо ориентироваться в многообразии правовых систем, существующих на земном шаре, представляет собой главное требование к профессиональной квалификации российского юриста. Настоятель-

ная потребность в обновлении системы высшего юридического образования в России привела и к пересмотру роли иностранного языка в юриспруденции как инструмента для расширения информационной базы юриста за счет накопленных в цивилизованном мире знаний.

Несмотря на значимость проблемы эффективного обучения иностранному языку на юридических факультетах, ее теоретическая разработка в настоящее время не носит системного характера. Между тем, интерес к указанной про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.