Научная статья на тему 'Законодательное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь'

Законодательное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITY / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полховская Ирина Вячеславовна

В статье рассматриваются основные проблемы существующей нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Особое внимание уделяется раскрытию понятий инноваций, научно-технической деятельности и др

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law regulation of the innovative activity in Belorussia

This article focuses on the main problem of the existing law regulation of the innovative activity of Belorussian economical subjects. The special attention is paid to disclosing the concepts of innovations, scientific and technical activity, etc.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь»

И. В. ПОЛХОВСКАЯ

Ирина Вячеславовна Полховская — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2006 г. окончила Белорусский государственный экономический университет, в 2007 г. — магистратуру Полесского государственного университета.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — учет инновационной деятельности.

^ ^ ^

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ*

В Республике Беларусь принят курс на перевод национальной экономики на инновационный путь развития, что нашло отражение, в частности, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Инновации играют исключительно важную роль в обеспечении экономического развития государства, определяя уровень конкурентоспособности национальных белорусских товаров. В таких условиях государство за счет стимулирования высокого уровня новаторской активности посредством эффективной реализации инновационной политики способно выступать в роли двигателя развития белорусского народного хозяйства. Ключевое значение в обеспечении инновационного развития экономики принадлежит нормативно-правовому регулированию этих процессов.

На данном этапе в Беларуси отсутствует единый комплексный закон, определяющий политику государства в сфере инноваций. А более полусотни действующих нормативных правовых актов, прямо регулирующих инновационную деятельность, а также ряд документов, имеющих отношение к ее организации, финансированию, налогообложению, бухгалтерскому учету, распределению прав на результаты интеллектуальной деятельности, не соответствуют сегодняшним реалиям. Они, к примеру, не позволяют признать степень новизны используемых на предприятиях технологических процессов, определить интенсивность внедрения новых технологий, уровень наукоемкости продукции субъектов хозяйствования.

В связи с этим необходима разработка и принятие закона «Об инновационной деятельности», а впоследствии и Инновационного кодекса, которые бы ясно очертили указанные процессы и исключили существующие недостатки.

Анализ действующего законодательства Республики Беларусь позволяет выделить ряд ключевых проблем, которые должны быть решены с принятием закона «Об инновационной деятельности». В первую очередь необходимо законодательное определение самой инновационной деятельности. Понятие «инновационная деятельность» было введено в отечественное законодательство Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «Об основах государственной научно-технической политики» [1], в соответствии с которым инновационной деятельностью является деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций. В свою очередь инновации (нововведения) определены как создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Данное определение допускает расширительное толкование и не содержит четких критериев для отнесения тех или иных объектов к категории результатов инновационной деятельности.

По-разному можно толковать такие понятия, как «новое», «новшество», «нововведение», «новация» и «инновация». Этимология слова «инновация» указывает на создание чего-то совершенно нового, с последующим запуском в производство и реализацией готовой продукции. На практике же нередки случаи, когда любое усовершенствование (модернизация) на производстве, в том числе и устаревшей техники, рядовую научно-техническую или инженерную разработку относят к инновационной, хотя с точки зрения отчетности все выглядит корректно. В итоге эффективно применить такой инструментарий государственной поддержки инновационной деятельности, как налоговые и таможенные льготы, банковское кредитование, невозможно.

При рассмотрении дефиниций «инновационная деятельность» и «научно-техническая деятельность» возникает ряд противоречий. Недостаточно четкое определение термина «инновационная деятельность» позволяет отнести ее к разновидности научно-технической деятельности, чем занижается ценность первой.

ГРНТИ 06.35.01 © И. В. Полховская, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, доц. В. Д. Рожкова.

Так, в Государственном стандарте ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность» (введен с 1 сентября 2005 г.) указывается, что инновационной называется «деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций» [2]. Ввиду того, что инновация предполагает реализацию новшеств, возникает вопрос о «создании инноваций». В п. 9 Стандарта говорится, что это процесс, «включающий в себя прикладные исследования, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающую создание инноваций — научно-технические услуги, маркетинговые исследования, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность» [там же]. Возникает также вопрос о том, почему «создание инноваций» начинается именно с прикладных исследований, ведь пропущен этап опытно-конструкторских работ, к тому же неясно содержание подготовки и пуска производства, подготовки и переподготовки кадров, организационной и финансовой деятельности. Непонятно, в чем отличие научно-технических услуг от собственно научно-технической деятельности. При определении содержания научно-технической деятельности утверждается, что она включает «в себя проведение прикладных исследований», но в предыдущем определении они уже были включены в инновационную деятельность. Согласно п. 10 «к научно-технической деятельности отнесены работы по научно-методическому, патентно-лицензионному и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов» [там же]. Из данного определения неясно, к научно-технической деятельности относится «проведение научных исследований и разработок» либо лишь работы по его обеспечению. А «распространение и применение результатов» можно применить к любому виду деятельности.

Также в законодательстве целесообразно раскрыть смысл понятия «инновационный риск», основные подходы для его оценки и определить критерии отбора проектов. Одновременно необходимо четко обозначить механизмы учета и контроля расходования средств на инновации.

Безусловно, в законе «Об инновационной деятельности» должны быть определены особенности создания и деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе особенности их финансирования. Действующее законодательство Республики Беларусь только называет отдельные разновидности субъектов инновационной инфраструктуры, такие как научно-технические (технологические) парки, инновационные центры,

центры трансфера технологий и бизнес-инкубаторы, однако не обеспечивает комплексного регулирования особенностей их создания и деятельности. Необходима поддержка всему инновационному циклу — от стадии разработки до реализации продукции. В настоящее время наблюдается перевес бюджетного финансирования в сторону проведения научно-исследовательских работ и практически отсутствует государственная поддержка на заключительных стадиях — этапах серийного освоения новой продукции и ее продвижения на рынок.

Закон должен облегчить доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам банков. Сегодня таким субъектам хозяйствования сложно доказать свою платежеспособность, они относятся к категории высокого риска, требующего равноценного обеспечения (залог, поручительство и т. д.). Для запуска механизма кредитования необходимо разработать и внедрить меры, которые смогли бы заинтересовать в участии в инновационном процессе коммерческие банки. В частности, ввести льготное налогообложение таких доходов, а также решить проблемы по залоговому обеспечению займа. В закон важно включить специальные программы компенсации расходов (в случае неспособности заемщика вернуть долг), а также стимулирования венчурного финансирования.

Таким образом, эти и другие вопросы и правовые нормы в сфере инновационной деятельности должны быть пересмотрены, систематизированы и отражены в нормативных правовых актах более высокого юридического статуса — законодательных актах — для более эффективной организации учета и контроля инновационной деятельности на микроуровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1993. № 7. Ст. 43.

2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения». Издание официальное. Минск: Госстандарт Республики Беларусь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.