Научная статья на тему 'Теоретические основы управления инновационной деятельностью'

Теоретические основы управления инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1426
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / новшество / новация / нововведение / инновационная деятельность / инновационный процесс / система управления

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Тимаев

Рассматриваются теоретические основы управления инновационной деятельностью. Предложены основные составляющие понятийного аппарата в области инноватики с целью определения сущности, содержания и особенностей управления инновационной деятельностью. Особое внимание уделено ее структуре и основным составляющим, позволяющим эффективно использовать современные методы и средства управления для удовлетворения рыночного спроса и материализации новшеств с их возможной коммерциализацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The author considers theoretical bases of management of innovative activity. He offers the basic components of the conceptual device in the field of innovatiki, with the purpose of definition of essence, the maintenance and features of management of innovative activity. The special attention is given to its structure and the basic components allowing effectively to use modern methods and control facilities for satisfaction of market demand and materialization of innovations with their possible сommerсialization.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы управления инновационной деятельностью»

10. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещи-ловский [и др.]; под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф. Догиля, В.С. Тонкови-ча. - Минск: БГЭУ, 2001. - 575 с.

11. Экономика сельского хозяйства и предприятия: учебник и учеб. пособие для вузов / И.А. Минаков [и др.]; под ред. И.А. Минакова. -Москва: Колос, 2004. - 528 с.

12. Эффективность сельскохозяйственного производства: метод. рекомендации / Всерос. науч.-исслед. ин-т экономики с. х., М-во с.-х. РФ; редкол.: И.Г. Ушачев [и др.]. - Москва, 2005. - 156 с.

Информация об авторе

Тетеркина Алла Михайловна - научный сотрудник Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 8(017) 212-01-16.

Дата поступления статьи - 14 декабря 2007 г.

УДК 631.152:005.591.6

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

А. А. ТИМАЕВ, ассистент УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

А. А. TSIMAYEU, the assistant The Establishment of education "The Byelorussian state agricultural academy"

Рассматриваются теоретические основы управления инновационной деятельностью. Предложены основные составляющие понятийного аппарата в области инноватики с целью определения сущности, содержания и особенностей управления инновационной деятельностью. Особое внимание уделено ее структуре и основным составляющим, позволяющим эффективно использовать современные методы и средства управления для удовлетворения рыночного спроса и материализации новшеств с их возможной коммерциализацией.

The author considers theoretical bases of management of innovative activity. He offers the basic components of the conceptual device in the field of innovatiki, with the purpose ofdefinition of essence, the maintenance andfeatures of management of innovative activity. The special attention is given to its structure and the basic components allowing effectively to use modern methods and control facilities for satisfaction of market demand and materialization of innovations with their possible сommerсialization.

Ключевые слова: инновация, новшество, новация, нововведение, инновационная деятельность, инновационный процесс, система управления.

Введение. В настоящее время становится общепринятым, что перспектива развития экономики любой страны, в том числе и ее аграрного сектора, практически полностью зависит от массового освоения эффективных нововведений и превращения их в высокопроизводительные инновации.

Определение сущности, содержания и особенностей управления инновационной деятельностью на предприятии не представляется возможным без рассмотрения связанного с ними понятийного аппарата.

Так, проведенное нами изучение показывает, что термин "инновация" в настоящее время используется как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационная политика" и т.п. Данный факт, в большинстве своем, свидетельствует об отсутствии единой терминологии в области инновационной деятельности.

Материалы и методы. При изучении и анализе теоретических основ управления инновационной деятельностью нами были использованы как общие методы (позитивный, нормативный и функциональный анализ, синтез, научной абстракции, сравнения, индукции, дедукции, аналогии и др.), так и логические (доказательство, объяснение, выведение следствий и др.). Материалами исследований послужили публикации отечественных и зарубежных авторов в области инновационного менеджмента и нормативно-законодательные акты Республики Беларусь.

Результаты и предложения. По результатам проведенных исследований было установлено, что на данный момент определений понятия "инновация" в экономической литературе приведено множество. При этом в зависимости от объекта и содержания инноваций ученые придают ему ту или иную специфику.

Австрийский ученый И. Шумпетер определяет инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, стимулируемую предпринимательским духом [1, с. 12]. Б. Твисс трактует инновацию как процесс, где идея или изобретение приобретает эко -номическое содержание [2, с.17]. Более широко инновацию рассматривал Ф. Никсон. Он подразумевал под этим понятием совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводя-

щих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [3, с.7].

Венгерский ученый Б. Санто утверждал, что " инновация представляет собой общественно-техно-экономический процесс, приводящий через реализацию идеи и изобретений к созданию более совершенных изделий, технологий и дополнительной прибыли" [4, с.38].

В соответствии с международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций под технологическими инновациями понимают конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [5, с .10].

Следует отметить, что законодательство Беларуси определяет инновации как создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок [6].

Как видим, инновация многими авторами понимается по-разному: новая комбинация производственных факторов или мероприятий [1, 3]; процесс [2, 4]; создаваемые и усовершенствованные [6] конечные результаты [5]. То есть под понятием "инновация" у различных авторов подразумеваются несколько отличные друг от друга объекты.

Для того чтобы дать всеобъемлющее определение инновации, необходимо рассмотреть такие понятия, как "новшество" и "нововведение". Как показывает проведенное нами изучение, данные термины нередко отождествляются несмотря на то, что они имеют разные смысловые нагрузки.

Так, новшество может быть представлено новой идеей, новым методом или изобретением. Термин "нововведение" основывается на действиях, которые указывают, что новшество используется. И наконец, после принятия новшества к распространению оно приобретает новое качество и становится инновацией.

Изучение публикаций по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод, что при создании инноваций разработчиками преследуется цель повысить конкурентные преимущества на основе уникальности внедряемого новшества. Для этого нововведение, по мнению С. Д. Ильенковой, Л.М. Гохберга и других ученых, должно обладать бесспорной новизной в данной отрасли (области применения), а также производственной применимостью [1, с.9]. Важно отметить и то, что при повышении конку-

рентных преимуществ нововведений очень ярко выражается свойство их коммерциализации, которое может быть выражено прибылью или каким-либо другим эффектом. При этом коммерческая реализуемость по отношению к инновациям выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные условия. Вместе с тем для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Системный подход при проведении исследований позволил сформулировать нам определение инноваций, раскрывающее, в отличие от других определений, ее структурные, функциональные и целевые компоненты.

Так, под инновациями нами понимается результат материализации новшеств посредством производства (использования) и дальнейшего распространения с целью удовлетворения рыночного спроса с возможной коммерциализацией.

Основной составляющей понятийного аппарата в области инновационной деятельности является термин " инновационный процесс". Изучение показало, что, как и в любом другом секторе экономики, инновационный процесс в агропромышленном комплексе может рассматриваться в составе трех его звеньев: создание, освоение и распространение нововведений. Звено создания новшеств целесообразно подразделять на стадии фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, которые осуществляются в сфере науки. Звено освоения нововведений можно подразделить на стадии опытных и экспериментальных работ, которые осуществляются на опытной базе аграрной науки (опытные станции, опытно-производственные и опытно-учебные хозяйства, опытные и экспериментальные заводы и т.д.). Звено распространения нововведений включает в себя стадии организации коммерческого производства новшества и массового его распространения (диффузию нововведения). Основной особенностью является то, что инновационный процесс тесно взаимосвязан с таким понятием, как инновационная деятельность.

По результатам наших исследований было выявлено, что определение инновационной деятельности нередко имеет разные характеристики у различных авторов и поэтому у каждого из них имеется свое (индивидуальное) представление об эффективной системе управления инновационной деятельностью, что в корне усложняет проведение исследований по данному направлению.

Так, например, профессор И. Л. Туккель считает, что инновацион-

ная деятельность (innovation activity) - это выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса [7, с.89].

B.И. Гунин определяет инновационную деятельность как сферу разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительных свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг [8, с.193].

И. Я. Лужинский и М. П. Переверзев, расширяя и обобщая определение, трактуют его как интегрированное понятие, которое сочетает в себе научно-техническую и инвестиционную деятельность. При этом ими отмечается, что, рассматривая понятие инновационной деятельности, на первый план выходит представление как об особом виде деятельности, который охватывает весь цикл создания и использования новых технологий и товаров [9, с .17].

C. Д. Ильенкова рассматривает инновационную деятельность как деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме, по ее мнению, инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей - реализацию инноваций [1, с.318].

Межгосударственный стандарт определяет инновационную деятельность как деятельность, обеспечивающую создание и реализацию инноваций [10].

Заслуживает внимания тот факт, что авторы научных трудов дискутируют о том, какое же понятие шире: инновационный процесс или инновационная деятельность и какое из них включает в себя другое.

Так, В.И. Гунин считает, что инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям [8, с.42].

В свою очередь А.И. Татаркин утверждает, что необходимо разграничивать собственно инновационную деятельность, завершающуюся внедрением нового продукта, и инновационный процесс как более ши-

рокое понятие, включающее, помимо инновационной деятельности, серийное и массовое производство, сбыт, распространение и использование нового продукта (услуги) [11, с.28].

Таким образом, проведенные нами исследования показывают, что многие ученые, активно используя понятие инновационной деятельности в своих работах и трудах, дают им разные, а иногда противоречащие другим понятиям инноватики определения.

В свою очередь, задавшись целью дать полное определение инновационной деятельности, мы сформулировали его как совокупность отношений субъектов инновационного процесса и инновационной инфраструктуры, выраженных практическими действиями по мониторингу потребностей, образованию, созданию и использованию новшеств, а также распространению и продвижению их на рынке.

Основные составляющие данного определения представлены графически на рисунке.

Проведенные исследования, нашедшие свое отражение на данном рисунке, указывают на то, что инновационная деятельность может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его (мониторинг потребностей, приобретение и продажа патентов, лицензий и т.д.). Поэтому инновационный процесс является более узким понятием, чем инновационная деятельность, так как первый представляет собой определенную последовательность отношений, которые входят в структуру инновационной деятельности.

Следует отметить, что, как и любую другую управляемую подсистему, инновационную деятельность можно рассматривать через призму таких понятий, как "управление " и "система управления ". Выполненные исследования позволили изучить сущность и содержание этих понятий, а также сформулировать их определения.

Итак, управление инновационной деятельностью (УИД) - комплексное воздействие, направленное на регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности путем использования современных методов и средств управления с целью материализации новшеств и удовлетворения рыночного спроса с возможной коммерциализацией.

Что касается системы управления инновационной деятельностью (СУИД), то она рассматривается нами как совокупность методов и средств управления, необходимых для упорядочения совместной деятельности людей, управленческих звеньев и отношений между ними, а также технологий и моделей, с помощью которых осуществляется инновационная деятельность.

т

тз к

о

К

о «

О

«

>73 и К о о К о со

о К К о

К: »

га

га И № К о о

3

Анализ существующих и потенциальных потребностей потребителей и возможностей

Подготовка и переподготовка

кадров для инновационной деятельности

Ч е

Ю ■<

I 5 5

StJ" и

I и

■о; г

з 3

I я

к ё

ТЭ 5а

б о Ч О) я -О 2

а> Е

и ^ я

Я ё 3

I ¡1

а § 1

со £

Маркетинговая и сбытовая деятельность

Продвижение нововведений и создание товаропроводящи х сетей

Мониторинг Потребностей и возможностей рынка (постановка цели)

Образовательная деятельность

и

ф

ш

и

Коммерциализация производства

Распространение (диффузия нововведения)

Я

о й

о г п> гс X я

— 54 Ч

^ "О о н

5 в г Л

э ° 3 й

3 3 8 г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О 173 -Я 1

е ° Т2 о

Н о С о

? ьй 3 Й

- р О"

? 5 5 о

Проведенные исследования показывают, что в основу СУИД должны быть положены подходы процессного, системного и проектного управления, которые будут выгодно отличать ее от существующих аналогов. Вместе с тем главным ее элементом должны стать существующие международные и национальные стандарты управления проектами, дополненные элементами системы менеджмента качества и концепциями системного совершенствования.

Предлагаемая система характеризуется тем, что основными ее параметрами управления являются промежуточные результаты инновационной деятельности, представленные в виде выходов бизнес-процессов, которые в итоге обеспечивают достижение поставленной цели. При этом СУИД учитывает проблемный характер возможных ситуаций, конкуренцию и рисковую среду инноваций при принятии решений, предусматривающих достижение таких результатов, которые, как минимум, обеспечивали бы возвратность инвестиций и получение прибыли, достаточной для полномасштабных воспроизводственных процессов в экономике.

Таким образом, резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что:

1. Изучение теоретических положений и методологических подходов, содержащихся в экономической литературе, а также проведенные нами исследования позволили дать собственное определение инновациям, инновационной деятельности.

2. Проведенные исследования свидетельствуют, что инновационный процесс является более узким понятием, чем инновационная деятельность, так как первый представляет собой определенную последовательность отношений, которые входят в структуру инновационной деятельности. Поэтому инновационная деятельность может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его.

3. В результате исследований также были сформулированы определения понятий "управление инновационной деятельностью " и ее "система управления", предусматривающие использование современных методов и средств управления с целью материализации новшеств и удовлетворения рыночного спроса с возможной коммерциализацией. Кроме этого были определены основные составляющие СУИД, которые основываются на подходах процессного, системного и проектного управления, и тем самым выгодно отличают ее от существующих аналогов.

Литература

1. Шумпетер, И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. -Москва: Прогресс, 1982. - 455 с.

2. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б.Твисс. - Москва: Экономика, 1989. - 217 с.

3. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова [и др.]; под общ. ред. С.Д. Ильенковой. - Москва: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1997. - 327 с.

4. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б.Сан-то. - Москва: Прогресс, 1990. - 255 с.

5. Инновационный менеджмент в АПК: учеб. пособ. для вузов / Р.Н. Минниханов [и др.]. - Москва: Изд-во МСХА, 2003. - 432 с.

6. Об основах государственной научно-технической политики: Закон Республики Беларусь от 19 янв. 1993 г. N° 2105-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 20 сентября 2007 г. [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=V19302105. - Дата доступа: 20.09.2007.

7. Управление инновационными проектами: учеб. пособие. -Часть 1. - Методологии управления инновационными проектами / Т.В. Александрова [и др.]; под ред. И. Л. Туккеля. - Санкт-Петербург: СПбГТУ 1999. - 100 с.

8. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 7 / Гунин В. И. [и др.]. -Москва: ИНФРА-М, 1999. - 328 с.

9. Лужинский, И. Я. Инновационный менеджмент в малом бизнесе / И. Я.Лужинский, М. П. Переверзев; под ред. М.П. Переверзева.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 1998.- 172 с.

10. Инновационная деятельность. Термины и определения: ГОСТ 31279-2004. - Введ. 2005-09-01. - Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. - 6 с.

11. Татаркин, А.И. Ключи к мировому рынку / А.И. Татаркин, А.Ф Суховей. - Москва: Экономика, 2002. - 230 с.

Информация об авторе

Тимаев Андрей Анатольевич - ассистент кафедры агробизнеса УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.): 8 (02233) 5-94-03. E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи - 2 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.