Научная статья на тему 'К вопросу о перспективных направлениях интеграции инновационной инфраструктуры РФ и Республики Беларусь'

К вопросу о перспективных направлениях интеграции инновационной инфраструктуры РФ и Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова Ольга Петровна, Кусов Иван Сергеевич, Шестоперов Алексей Михайлович, Журавлева Татьяна

Цель настоящей работы – дать оценку имеющихся результатов в сфере инновационного сотрудничества России и Республики Беларусь и определить перспективные направления дальнейшей интеграции инновационной инфраструктуры Союзного государства, включая интеграцию нормативно-правовых систем, финансовых институтов, технопарковых структур, информационных систем и образовательных программ, с учетом тех возможностей, которые предоставляют организации, образующие инфраструктуру поддержки инновационной деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молчанова Ольга Петровна, Кусов Иван Сергеевич, Шестоперов Алексей Михайлович, Журавлева Татьяна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективных направлениях интеграции инновационной инфраструктуры РФ и Республики Беларусь»

Молчанова О.П., Шестоперов А.М, Кусов И. С., Журавлева Т.А.

К вопросу о перспективных направлениях интеграции инновационной инфраструктуры РФ и Республики Беларусь1

Развитие Союза Российской Федерации и Республики Беларусь осуществляется в самых разнообразных сферах. Одна из таких сфер - интеграция инновационной инфраструктуры. С момента учреждения Союзного государства в сфере осуществления совместной инновационной политики России и Беларуси были достигнуты определенные успехи, однако ряд вопросов пока остается нерешенным. Цель настоящей работы - дать оценку имеющихся результатов в сфере инновационного сотрудничества России и Республики Беларусь и определить перспективные направления дальнейшей интеграции инновационной инфраструктуры Союзного государства с учетом тех возможностей, которые предоставляют организации, образующие инфраструктуру поддержки инновационной деятельности в России.

Интеграция инновационной инфраструктуры Союзного государства осуществляется в настоящий момент по следующим основным направлениям:

1) нормативно-правовые системы;

2) финансовые институты;

3) технопарковые структуры;

4) информационные системы;

5) образовательная сфера.

Рассмотрим каждое из указанных направлений в отдельности.

1. Интеграция нормативно-правовых систем в сфере осуществления инновационной деятельности. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 4 апреля 2006 года № 9 определены основные направления научнотехнической и инновационной политики2. Целью «Основных направлений» является последовательное создание действенных организационных, правовых,

информационных и финансово-экономических условий, необходимых для формирования и эффективного функционирования единого научно-технологического

1 Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 12-22-01006 «Развитие механизмов поддержки межгосударственной интеграции в инновационной сфере».

2 Подробнее см. Постановление № 9 Совета Министров Союзного государства «Об Основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства» (Принято 04.04.2006).

пространства Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства.

При этом ставятся следующие задачи:

- обеспечение на межгосударственном уровне координации проведения научных исследований и разработок на основе координированной научнотехнической и инновационной политики;

- согласование основных принципов и построение организационной системы функционирования научно-технологического и инновационного взаимодействия на межгосударственном уровне;

- создание двусторонних структур по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству;

- определение форм и условий совместной деятельности инновационных инфраструктур, видов и механизмов сотрудничества в области коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и трансфера технологий;

- совершенствование договорно-правовой базы двустороннего

сотрудничества;

- сравнительный анализ законодательства в научно-технологической и инновационной сфере и подготовка предложений по его гармонизации;

- формирование единой информационной системы в научнотехнологической сфере;

- определение механизмов финансирования совместных научно-технических и инновационных программ, проектов и мероприятий.

Среди основных результатов работы над нормативными актами, регулирующими отношения в научно-технической и инновационной деятельности, необходимо отметить унификацию законодательства России и Беларуси в области охраны, защиты и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности.

Утвержден примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки и реализации.

Сотрудничество России и Беларуси в инновационной сфере осуществляется на основе совместных программ (финансируемых за счет бюджета Союзного государства). За 1999-2010 годы полностью или частично профинансировано выполнение более 40 совместных программ. Среди них можно отметить те, которые направлены на развитие

таких секторов, как микроэлектроника, оптическое приборостроение, точная механика, средства отображения информации, производство программных продуктов и ряд других. В этой деятельности участвуют более 200 предприятий Республики Беларусь и более 250 - Российской Федерации.

Вместе с тем возможности по гармонизации нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность, использованы не в полной мере: нормативно-правовые акты Беларуси и России пока остаются разрозненными.

Так, не разработан единый понятийный аппарат в сфере осуществления инновационной деятельности. Республика Беларусь в целях унификации понятийного (категориального) аппарата ввела в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения», который был принят Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации в качестве межгосударственного стандарта СНГ3. В документе приравнены понятия «инновация» и «нововведение». Также дана классификация различных видов инноваций и их определения: технологическая инновация, продукт-инновация,

процесс-инновация, организационная инновация, социальная инновация, экономическая инновация, инновация услуг.

Однако Россия не присоединилась к данному стандарту. Вместо этого в Российской Федерации были внесены поправки в базовый Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», предусматривающие введение собственных определений терминов «коммерциализация результатов научной и научно-технической деятельности», «инновационная деятельность», «инновация».

Ситуация с единой терминологией осложняется тем, что в целях устранения данной законодательной проблемы ряд субъектов РФ разработали и приняли собственные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты инновационной деятельности. Эти документы также не в полной мере согласуются с нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, что в свою очередь превращается в барьер для развития сотрудничества на региональном уровне.

Кроме того, в Союзном государстве отсутствует единая система норм, устанавливающих меры по стимулированию и государственной поддержке создания инноваций. Не решены вопросы распределения прав собственности на результаты

3 Лисина Е.Б. Вопросы правового регулирования инновационной деятельности в странах СНГ. иЯЬ: http://iee.org.ua/files/alushta/42-lisina-voprosv pravovogo.pdf (28.09.2012).

исследований и разработок, а также вопросы взаимного признания патентов. Открытым остается вопрос передачи (трансфера) знаний и технологий, разработанных научноисследовательскими организациями и университетами, в сферу промышленности.

2. Интеграция финансовых институтов. Беларусь принимает активное участие в деятельности институтов финансовой поддержки инновационных предприятий, функционирующих на территории России.

Регулярно проводятся:

- совместные конкурсы научных проектов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда (БРФФИ - РГНФ);

- совместные двусторонние межрегиональные конкурсы в приграничных Витебской, Могилевской, Псковской и Смоленской областях на проведение фундаментальных исследований по приоритетным для Российской Федерации и Республики Беларусь научным проблемам общественно-гуманитарного и экономического профиля (БРФФИ -РГНФ - (ПР));

- конкурсы совместных проектов фундаментальных исследований Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда фундаментальных исследований (БРФФИ - РФФИ);

- совместные конкурсы проектов фундаментальных исследований Национальной академии наук Беларуси и Учреждения Российской академии наук Сибирского отделения РАН (НАНБ - БРФФИ - СО РАН).

В 2009 году Национальная академия наук Беларуси (НАНБ) подписала соглашение с ОАО «Роснано» о совместных проектах. В 2010-2011 гг. несколько проектов, представленных белорусскими учеными, получили финансовую поддержку «Роснано».

В целях развития венчурного финансирования осуществляется сотрудничество Российской венчурной компании и Белорусского инновационного фонда.

Белорусские компании являются партнерами Фонда «Сколково» и при его поддержке реализуют проекты в сфере информационных технологий, биомедицины и ядерных технологий. Прорабатывается вопрос о создании с участием фонда «Сколково» и крупнейших предприятий Беларуси совместного корпоративного центра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В то же время развитию совместной финансовой инфраструктуры препятствует ряд ограничений. Система поддержки инновационных проектов не увязана со стадиями жизненного цикла инноваций. Получившие начальную финансовую поддержку в рамках реализации совместных программ проекты не переходят на следующий уровень, где могут претендовать на получение посевных и венчурных инвестиций. Как представляется, проблема связана с принципами распределения средств. Целевые группы, на которые ориентированы те или иные меры финансовой поддержки, зачастую определяются слишком широко. Не сформирована интегрированная белорусско-российская система экспертизы научно-технологических и инновационных проектов, представляющих взаимный интерес.

Особую роль в интеграции инновационной инфраструктуры России и Беларуси может сыграть Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере (http://www.fasie.ru), который является государственной некоммерческой организацией в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Именно малые инновационные компании испытывают наиболее острую нехватку эффективных информационных ресурсов. Проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере является одной из ключевых задач этого фонда. Его основная международная деятельность направлена на содействие установлению научно-технологических партнерств, поддержку усилий по вхождению в международные сети по трансферу технологий, оказание информационных брокерских услуг, поддержку совместных международных проектов с участием малых российских инновационных компаний. В рамках развития международного сотрудничества фондом в партнерстве с аналогичными фондами в Финляндии, Германии и Франции осуществляется программа «Развитие». Целесообразно рассмотреть возможность реализации данной программы в партнерстве с белорусскими структурами, оказывающими финансовую поддержку инновационным предприятиям.

Отдельное внимание целесообразно уделить адаптации к белорусским условиям мер финансовой поддержки стратегических альянсов в инновационной сфере. Эти меры объединяют взаимодополняющие ресурсы различных коммерческих и некоммерческих организаций на основе долгосрочных партнерских соглашений и

нацеленных на получение синергетических эффектов от совместного сотрудничества4. В России содействие альянсам предприятий и вузов осуществляется в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 года № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Представляется, что действие данного документа следует распространить на предприятия и вузы Беларуси, которые могли бы выступать в качестве партнеров российских вузов и организаций реального сектора экономики в сфере разработки современных конкурентоспособных технологий и продукции.

3. Интеграция технопарковых структур. В России и Беларуси формируется широкая сеть технопарковых структур, в состав которой входят:

1) производственно-технологическая инновационная инфраструктура:

- технопарки;

- бизнес-инкубаторы;

- центры трансфера технологий;

- центры коллективного пользования;

- инжиниринговые центры;

- центры кластерного развития;

2) территории инновационного развития:

- особые экономические зоны технико-внедренческого типа;

- наукограды;

3) информационная и экспертно-консалтинговая инновационная инфраструктура:

- центры субконтрактации;

- информационные центры.

Здесь можно выделить следующую проблему: развитие российской и белорусской технопарковой инфраструктуры носит разнонаправленный характер. Во многом это связано с тем, что в Союзном государстве не выработаны эффективные модели и методы создания объектов технопарковой инфраструктуры, учитывающие особенности как российского, так и белорусского законодательства, включая создание

4 Молчанова О.П., Шестоперов А.М. Формирование стратегических альянсов для реализации высокотехнологичных социально-ориентированных проектов: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Интеграл. 2012. Том 2. № 64. С. 111-116.

объектов на условиях партнерства. Решением указанной проблемы может стать разработка межгосударственной стратегии, определяющей единую терминологию и единые подходы к принципам функционирования коммерциализации инновационных проектов на базе технопарковых структур.

Большим потенциалом обладают формы сетевой интеграции технопарковой инфраструктуры. В июле 2011 года в России было создано некоммерческое партнерство «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий». Включение белорусских организаций в состав подобных объединений будет способствовать выработке единых критериев в организации деятельности технопарковых структур.

4. Интеграция информационных систем. Роль информационных систем в поддержке инновационной деятельности можно сравнить с ролью кровеносной системы для организма человека. От эффективности информационного обмена зависит не только скорость диффузии инноваций, что в значительной мере определяет инновационный климат в стране, регионе. Но, что не менее важно, без эффективных информационных коммуникаций невозможен активный процесс генерации идеи и их дальнейшей коммерциализации.

Как в настоящее время можно оценить состояние информационной составляющей инновационной инфраструктуры Российской Федерации и какими видятся перспективные направления ее интеграции с информационными системами, поддерживающими инновационную деятельность в Республике Беларусь?

Центральную роль в развитии информационной поддержки в России в настоящее время играет Федеральный портал по научной и инновационной деятельности (http://www.sci-innov.ru/). Структура и ресурсы этого портала направлены на интеграцию множества услуг, содействующих и помогающих в поиске информации, необходимой при осуществлении инновационной деятельности. Так, на этом портале создан полный каталог материалов по инновационной деятельности. В него включены:

1) навигационные ресурсы, облегчающие доступ к различного рода Интернет-ресурсам по проблемам разработки и коммерциализации инноваций;

2) собственно информационные ресурсы, содержащие полезные сведения по различным проблемам инновационной деятельности;

3) коммуникационные средства, направленные на развитие инновационных

сетей.

Примерами навигационных ресурсов являются система гиперссылок и краткая информация о различного рода сайтах, посвященных тематике научной и

инновационной деятельности, об источниках финансирования НИОКР и др. (включая российские, зарубежные, международные благотворительные и венчурные фонды). В систематизированном и актуализированном виде представлена информация о программах государственной поддержки инновационной деятельности,

международных проектах и программах, о конкурсах на участие в них. Полезным ресурсом являются поддерживаемые и актуализируемые на федеральном портале информационные карты НИОКР, что можно рассматривать в качестве удобного интерфейса управления знаниями - ключевой задачи управления инновациями.

Вместе с тем, необходимо отметить, что коммуникационные средства для субъектов инновационной деятельности уступают лучшим зарубежным практикам. Так, на упоминаемом интернет-портале по реализован механизм биржи, основная задача которой заключается в поиске партнеров для сотрудничества в рамках отдельных проектов и в целом инновационной деятельности. Он носит достаточно закрытый характер по сравнению с аналогичным механизмом на европейском портале по информационной поддержке научно-исследовательской и инновационной деятельности CORDIS - Community Research and Development Information System (http://cordis.europa.eu). Представляется, что развитие биржи на принципах открытости, предоставление интерфейса для оперативного обмена информацией и запросами между участниками инновационной деятельности - потенциальными партнерами является перспективным направлением интеграции российской национальной инновационной системы с НИС других стран, в том числе Республики Беларусь.

Важным направлением интеграции информационной инфраструктуры по поддержке инновационной деятельности России и Беларуси является развитие общего экспертного сообщества. Основой для такой интеграции может служить разрабатываемая в настоящее время при поддержке государства «Российская сеть трансфера технологий» (http://www.sci-innov.ru/comtech/experts/). Актуализируемая база данных экспертов создается и поддерживается на основе федерального портала по научной и инновационной деятельности. В настоящее время база является закрытой, присланные резюме не публикуются, доступ к нейе имеет только ее администратор. Представляется целесообразным, во-первых, расширить базу за счет включения специалистов из Республики Беларусь, а во-вторых, поэтапно переходить к открытой модели экспертной базы, расширяя таким образом доступность информации. Это позволит усилить коммуникационные связи между субъектами инновационной деятельности двух стран.

В целом представляется, что в процессе интеграции информационной составляющей инновационной инфраструктуры Российской Федерации и Республики Беларусь необходимо выделять два этапа. Первый этап заключается в расширении содержания имеющихся национальных информационных систем путем включения сведений об инновационной сфере страны партнера (о субъектах инновационной деятельности, проектах, источниках финансирования, продукции и т.п.). Такое постепенное «переплетение» создает основу для дальнейшего усиления интеграции. Тогда на втором этапе делается возможным и целесообразным уже создание специальной надстройки - единой информационной системы, интегрирующей инновационную инфраструктуру России и Беларуси. Одной из возможных моделей для такой работы является ранее упоминавшийся портал Европейской Комиссии CORDIS.

Отдельное направление интеграции информационных систем - формирование единой электронной библиотеки инновационных публикаций, включая кандидатские и докторские диссертации5. Подобная библиотека могла бы стать информационным центром для всех участников инновационной деятельности Союзного государства.

5. Интеграция в образовательной сфере. Сотрудничество между Беларусью и Россией в сфере образования получило широкое развитие. Проводятся совместные конференции, семинары, олимпиады. Оказываются образовательные услуги: в

белорусских вузах обучается около 2 тыс. российских граждан, а в российских - около 20 тыс. белорусских6. Реализуются программы по обмену специалистами. Проводятся общие заседания коллегий министерств образования России и Беларуси. Обеспечены равные права на получение бесплатного высшего образования, обучение по магистерским программам, а также обучение в аспирантуре и докторантуре.

В настоящий момент министерства образования Беларуси и России планируют составить совместную программу действий и конкретных проектов по формированию единого образовательного пространства Союзного государства. Такая комплексная программа может повысить мобильность студентов в Союзном государстве, а также будет работать на поддержку молодежных инициатив, конкретных образовательных проектов, молодежного предпринимательства, совместных исследовательских программ.

5 Рекомендации двадцать третьего заседания постоянно действующего семинара на тему «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы». иЯЬ: http://www.belrus.ru (25.09.2012).

6 Ожигина В. Инновационная политика регионального интеграционного объединения // Журнал международного права и международных отношений. 2011. № 2. С. 85-90.

Представляется, что основными направлениями создания единого образовательного пространства в рамках интеграции инновационной инфраструктуры должны выступать:

1) разработка единых образовательных программ, нацеленных на

удовлетворение потребностей в кадрах инновационных организаций;

2) организация сети ресурсных центров по сбору и анализу заявок и предложений по подготовке квалифицированных специалистов для инновационных организаций, осуществляющих деятельность в России и в Республики Беларусь;

3) подготовка единых образовательных стандартов и системы оценивания учебных достижений;

4) учреждение сетевых учебных заведений.

При этом основной акцент должен быть сделан на подготовке инженернотехнических кадров.

Заключение. Резюмируя, следует отметить, что интеграция инновационной инфраструктуры, направленной на поддержку инициирования и реализации инновационных проектов, сопровождающихся положительными внешними эффектами, приобретает особую актуальность и для Беларуси, и для России. Формирование единой инфраструктуры, а также своевременное решение возникающих проблем и противоречий могут обеспечить дополнительные конкурентные преимущества экономикам России и Беларуси в контексте усиливающейся международной конкуренции.

Список литературы:

1. Лисина Е.Б. Вопросы правового регулирования инновационной деятельности в

странах СНГ. ЦКЬ: http://iee.org.ua/files/alushta/42-lisina-voprosy pravovogo.pdf

(30.09.2012).

2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная

деятельность. Термины и определения».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ожигина В. Инновационная политика регионального интеграционного объединения // Журнал международного права и международных отношений. 2011. №2. С. 85-90.

4. Постановление № 9 Совета Министров Союзного государства «Об Основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства» (принято 04.04.2006).

5. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 года № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

6. Рекомендации двадцать третьего заседания постоянно действующего семинара на тему «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы». ЦКЬ: http://www.belrus.ru (25.09.2012).

7. Молчанова О.П., Шестоперов А.М. Формирование стратегических альянсов для реализации высокотехнологичных социально-ориентированных проектов: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта // Интеграл. 2012. Том 2. № 64. С. 111-116.

8. Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.