Научная статья на тему 'Инновационное измерение евразийской интеграции'

Инновационное измерение евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вардомский Леонид, Шурубович Алексей

Статья описывает проблемы, связанные с развитием национальных инновационных систем в контексте евразийской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative measurement of the Eurasion integration

The paper describes the problems connected with the development of the national innovative systems in the context of the Eurasion integration.

Текст научной работы на тему «Инновационное измерение евразийской интеграции»

Налоговые льготы для инноваций

Налоговые льготы, связанные с Законом, были включены в Налоговый кодекс ранее. Они сводятся к освобождению от налога на прибыль организаций в части прибыли, полученной от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров Республики Беларусь (п. 1.13-1 ст. 140 Налогового кодекса), а также применением ставки 10% при исчислении налога на прибыль в отношении научно-технологических парков (технопарков) и их резидентов при условии, что их деятельность является инновационной.

Норма о формировании названного «перечня инновационных товаров» закреплена в Законе: в него включаются товары при условии, что они созданы с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и при этом обладают более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с другими товарами, представленными в конкретном сегменте рынка, и являются конкурентоспособными.

Порядок формирования перечня инновационных товаров определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2012 г. №995. В него могут быть включены товары, соответствующие в совокупности следующим критериям:

■ создаются с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, сортов растений, на которые в установленном порядке получены патенты (свидетельства) либо приняты решения патентного органа об их выдаче);

■ обладают более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с другими товарами, представленными в

определенном сегменте рынка, и являются конкурентоспособными.

Отбор товаров для перечня осуществляется по заявлению заинтересованного производителя и включает два этапа, каждый из которых предполагает проведение экспертизы. По результатам ГКНТ до 1 июня и 1 декабря каждого года разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство проект постановления об утверждении перечня инновационных товаров либо внесении изменений и дополнений в него.

Нерешенные проблемы

Несмотря на то что комментируемый Закон предполагает комплексное регулирование отношений, связанных с инновационной деятельностью, его анализ позволяет сделать вывод о том, что данный законодательный акт во многих вопросах носит декларативный характер, оставляя нерешенным целый ряд проблем.

В первую очередь следует сказать о финансировании научной и инновационной деятельности. Закон по существу не меняет сложившуюся систему, в то же время следует расширять перечень возможных форм государственной финансовой поддержки инновационной деятельности и применять такие формы, как беспроцентные кредиты государства, государственные гранты, выкуп государством пакета акций (долей в уставном фонде) инновационно активных организаций и др.

Связанные с Законом налоговые льготы и преференции для субъектов инновационной деятельности сложно назвать достаточными и эффективными, в то время как именно они являются наиболее действенным инструментом государственной политики, имеющей своей целью развитие инновационной экономики.

Инновационное измерение евразийской интеграции

В настоящее время страны СНГ стоят перед необходимостью модернизации экономики, под которой понимаются качественные изменения в хозяйстве на основе внедрения новых технологий производства и управления, повышающих конкурентоспособность страны на внутреннем и мировом рынках, устойчивость к эндо- и экзогенным шокам. Модернизация сопровождается прогрессивными изменениями в экономике, которые, в свою очередь, стимулируют ее обновление.

Характер этих преобразований неразрывно связан с инновационным потенциалом, способностью общества, бизнеса и власти воспринимать, создавать и распространять нововведения, повышающие конкурентоспособность страны. По оценкам экспертов, вклад новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в прирост ВВП развитых стран составляет 70-85% [1].

Однако национальные инновационные системы (НИС) государств СНГ пока не дали заметных результатов в построении экономики знаний, а появление крупных изобретений глобального значения, потенциально способных изменить существующий технологический уклад, стало редкостью. Взаимосвязь получения научных знаний и инновационных разработок с

экономическим ростом пока не сложилась. Причины слабости НИС обусловлены рядом факторов, среди которых выделяются:

■ неблагоприятная инновационная среда (снижение человеческого капитала в ходе рыночной и геополитической трансформации, социальное расслоение, падение уровня образования, бюрократизм и формализм в управлении);

■ структурные проблемы (сырьевая специализация экономики и преобладание в ней ранних технологических укладов);

■ институциональные причины (слабое развитие конкурентной среды и инфраструктуры инноваций, ограниченные потребности национальных компаний в инновационных продуктах, ограниченная законодательная поддержка, высокие риски инновационной деятельности при недостатке финансовых ресурсов).

В этих условиях недостаточное развитие НИС компенсируется наращиванием внешних связей, которые выражаются в широком включении национальной науки в глобальные инновационные сети (экспорт «мозгов», научный аутсорсинг, продажа лицензий и авторских прав); ориентации национального бизнеса на импорт инноваций; привлечении иностранных технологий в страну путем реализации активов национальных компаний или прямых иностранных инвестиций. Впрочем, сегодня ни одна страна не может реализовать весь инновационный цикл на основе исключительно собственных ресурсов.

Ориентация на сотрудничество с высокоразвитыми странами при преобразовании экономики, являясь, очевидно, неизбежной на нынешнем этапе, в долгосрочной перспективе приведет к закреплению подчиненного положения в мировом хозяйстве, технологической зависимости от других государств. Модернизация в этом случае неизбежно останется адаптивной (основанной на внедрении заимствованных нововведений), тогда как имеющаяся

возможность модернизации по креативному типу (национальные инновации получают признание и распространяются повсеместно, принося определенный рентный доход) не будет реализована [2].

Новые интеграционные проекты как инновации в институтах взаимодействия

Международный опыт свидетельствует о прямой связи обновления национальной экономики и региональной интеграции. В рамках НИС создаются новые продукты и технологии, а через новые рынки расширяется экономическая основа дальнейшего сплочения стран-участниц. Иными словами, путь технологической и структурной модернизации требует установления более тесных связей со странами-партнерами, что расширяет ресурсную базу преобразований. Но для их синхронного, согласованного развития нужны институты, обеспечивающие взаимопроникновение интеграционных и инновационных процессов.

«Старые» объединения - СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство -не имели четкой ориентации на преобразование национальных экономик на инновационной основе, поставив во главу угла восстановление производственно-технологических связей, сложившихся в рамках советской экономики. Внешнеэкономическое взаимодействие стран Содружества определялось системой двусторонних соглашений о свободной торговле с изъятиями и ограничениями. Специфика постсоветской интеграции обусловлена и тем, что по сравнению с объединениями в других регионах в ней относительно большое место занимают транспорт, энергетика и социальная сфера.

Новые интеграционные проекты - Единое экономического пространство (ЕЭП), Зона свободной торговли (ЗСТ) - имеют многосторонний характер и построены на принципах ВТО. Формирование межгосударственных механизмов в ЗСТ и

Леонид Вардомский,

заведующий

Центром

постсоветских

исследований

Института

экономики

РАН, доктор

экономических наук,

профессор

Алексей Шурубович,

ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, кандидат экономических наук

наднациональных в ЕЭП создают условия для более полного учета интересов стран-участниц и разрешения возникающих конфликтов [3]. Новые институты взаимодействия результативней в плане распространения «лучших практик», внедрения «открытых» инноваций, позволяющих получить больший эффект от инновационной деятельности. Также в ЕЭП посредством Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) возможна координация национальных инновационных политик.

Новые интеграционные проекты и модернизация экономики

Однако слабость НИС даже при глубокой интеграции не позволит достичь высокой степени производственно-технологической связанности экономик. Само по себе формирование региональных торгово-экономических блоков не обеспечивает устойчивых темпов роста стран-участниц, быстрого наращивания взаимных торговых связей, прогрессивных структурных изменений в экономике и выравнивания уровней развития. Однако для этого создаются предпосылки в виде расширения рыночного пространства, возрастания конкуренции компаний и национальных юрис-дикций, повышения инновационной активности субъектов объединенного рынка и увеличения эффективности использования имеющихся ресурсов, расширения потребительского выбора, обмена лучшими практиками и знаниями [4].

За 3 года действия Таможенного союза (ТС) значительных сдвигов в структурах взаимной торговли стран-участниц не произошло: после существенного роста в 2011 г. товарообмен в 2012 г. стабилизировался в абсолютном выражении и сократился в относительном измерении, что связано с имеющимися структурными и технологическими барьерами.

В структуре взаимного товарооборота около 40% приходится

о

X X

5

X

на минеральные продукты и 20% на машинотехническую продукцию, в то время как главной тенденцией мировой торговли становится, по мнению ряда экспертов, интеллектуализация рынка и усиление инновационного характера товарообмена. Изменения в структуре товарооборота стран ТС связаны прежде всего с увеличением долей экспорта минеральных ресурсов и импорта инвестиционных товаров.

Нельзя рассчитывать на то, что создаваемые свободы трансграничного движения факторов производства сами по себе обеспечат высокие темпы экономического роста без качественных трансформаций экономик стран-участниц. Для таких изменений, позволяющих эффективно использовать институциональные возможности ЕЭП и ЗСТ, необходимы крупные инвестиции, новые технологии и модернизацион-ные идеи. Устойчивое увеличение комплементарности экономик происходит путем наращивания технологической кооперации, формирования производственно-технологических цепочек в рамках ЕЭП, для чего необходим рост инвестиций, вызывающих связанность пространства стран-участниц, а также углубление сотрудничества в инновационной сфере и процессах модернизации. Пока же в программных интеграционных документах не обозначена необходимость перехода к инновационной экономике, отсутствует и концепция создаваемого инновационного пространства, объединяющая научную сферу, образование и инновации стран ЕЭП, в которой были бы обозначены сроки, этапы модернизации, предполагаемая структура экономики и источники инвестирования [5].

Опытинновационного сотрудничества

С середины нулевых годов происходило некоторое усиление «инновационной направленности» национальных экономик и взаимного сотрудничества - в

большинстве стран Содружества были разработаны соответствующие стратегии и программы. В деятельности постсоветских интеграционных объединений (прежде всего ЕврАзЭС и особенно Союзного государства) и СНГ в целом усилилось внимание к проблемам модернизации экономик и взаимодействия в инновационной сфере, которое стало рассматриваться в качестве «локомотива» углубления интеграции. Это нашло отражение в ряде совместных документов [2]. Важнейшим из них стала Межгосударственная программа инновационного сотрудничества СНГ на период до 2020 г., в которой предусматривается формирование на основе НИС межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений. Эти документы пока имеют преимущественно декларативное значение, а успех их реализации зависит от объема финансирования выдвигаемых проектов и деятельности соответствующих национальных и международных институтов. Без этого выдвинутые идеи не смогут воплощаться в жизнь; в нашем представлении они пока не обрели эффективных механизмов осуществления, хотя в последние годы предприняты определенные шаги в этом направлении.

До недавнего времени инновационное сотрудничество стран СНГ развивалось почти исключительно на двусторонней основе посредством соответствующих соглашений. В результате сложилось несколько типов взаимодействия в сфере исследований и разработок (ИиР), а также совместного производства наукоемкой продукции [6].

Один из них - кооперационный, в основе которого лежит взаимодействие между организациями стран Содружества. Так, в настоящее время поставками продукции связаны более 8 тыс. белорусских и российских субъектов хозяйствования. Например, Минский тракторный завод сотрудничает со 157 предприя-

тиями России, «Гомсельмаш» - с 212. Особенно тесная кооперация сложилась в военно-промышленном комплексе: 99 белорусских предприятий поставляют ныне 1880 наименований продукции для 255 российских предприятий оборонных отраслей России. У 940 российских компаний - 67 клиентов из Беларуси, получающих от них около 4 тыс. товаров [7].

Взаимовыгодные кооперационные связи в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, судостроении, атомной энергетике и других наукоемких отраслях развиваются между Россией и Украиной, хотя в последнее время возникают серьезные трудности, в том числе обусловленные политическими причинами. Так, авиапромышленность Украины получает из России почти 70% готовых изделий и 95% материалов и полуфабрикатов. Корпорация «Мотор-Сич» изготавливает авиадвигатели, которые Россия закупает для установки на крупнотоннажных самолетах «Руслан» и вертолетах Ка-50 и Ка-52. В свою очередь, элементы двигателей украинского производства поставляют более 400 заводов-смежников из СНГ, преимущественно из России, откуда поступает 80% всех комплектующих (без электроники) и 38% материалов [8].

Важным направлением российско-украинского взаимодействия является кооперация в космической и ракетной промышленности. Налажено совместное производство ракеты-носителя «Зенит»; с 1997 г. работает международная космическая компания «Космотрас», осуществляющая запуск ракет «Днепр» с космическими аппаратами различных стран [8].

Другой тип сотрудничества -программно-целевой - широко используется в рамках Союзного государства. В общей сложности российские и белорусские ученые и производственники реализуют в настоящее время около 40 совместных программ и проектов, результаты которых внесли заметный вклад в развитие соответ-

ствующих отраслей экономики, науки и техники обеих стран. Так, к 2011 г. было выпущено 19 опытных образцов новейших суперкомпьютеров семейства «СКИФ», 5 из которых вошли в мировой рейтинг Тор-500. В рамках совместных программ по развитию дизельного автомобилестроения, в которых участвовало около 20 ведущих предприятий автомобильной промышленности, был налажен массовый выпуск автомобилей, соответствующих международным требованиям ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Реализованы 3 союзные космические программы: «Космос-БР», «Кос-мос-СГ» и «Космос-НТ», в ходе выполнения которых удалось, по мнению экспертов, выйти на создание конкурентоспособных космических средств.

В российско-казахстанском инновационном взаимодействии важное место занимают совместные предприятия. В частности, для создания космического ракетного комплекса «Байтерек» на космодроме Байконур в 2005 г. было учреждено СП. Реализация этого проекта направлена на проведение запусков с Байконура космических аппаратов различного назначения в рамках космических программ двух стран, а также на осуществление международных космических проектов на базе экологически чистой ракеты-носителя «Ангара». Ряд совместных предприятий создан Россией и Казахстаном также в атомной промышленности, машиностроении и других наукоемких отраслях.

По некоторым направлениям сотрудничество стало важнейшим фактором инновационного развития многих стран СНГ. Так, в формировании сетей мобильной связи ключевую роль играют российские компании, прежде всего МТС: в 2000-х гг. она инвестировала в строительство телекоммуникационной инфраструктуры в государствах Содружества более 5 млрд долл.

В последние годы начали развиваться институты и инструменты многостороннего

инновационного сотрудничества. Так, в июне 2009 г. был создан Центр высоких технологий (ЦВТ) ЕврАзЭС, нацеленный на разработку и реализацию совместных научно-технических программ и инновационных проектов. Его основная практическая задача - создание механизма консолидации научно-технических и технологических заделов стран-участниц и их концентрации на критических направлениях технологического прорыва.

Однако, несмотря на перечисленные мероприятия, взаимное сотрудничество играет пока ограниченную роль в модернизации экономик стран Содружества. Как уже отмечалось, постсоветские государства для обновления национальной экономики широко используют заимствованные из третьих стран бизнес-идеи и технологии, что приводит к формированию трансграничных технологических цепочек и опережающему росту торговли с ними.

Ситуация, безусловно, двусмысленная. ТС и ЗСТ сформированы для того, чтобы торговать продукцией, созданной на основе технологий третьих стран. Модель догоняющего развития это допускает, но, на наш взгляд, лишь в определенных пределах, поскольку она нацелена на создание условий для сбыта продукции.

В ситуации, когда взаимные модернизационные импульсы между странами СНГ явно недостаточны для устойчивого обновления их экономик, необходима выработка новых подходов. Приток зарубежных технологий ускоряет развитие соответствующих отраслей, но объективно затрудняет координацию технологического обновления в странах Содружества и производственную кооперацию, поскольку источники нововведений находятся вне СНГ. В этих условиях интеграция в рамках ЕЭП и СНГ не обеспечивает более плотную, чем с другими центрами мировой экономики, связь. Это создаст проблемы с формированием ЕАС, потенциально ослабит стимулы к взаимной инте-

грации (в данном контексте речь идет о возникновении «ловушки технологических заимствований», которая приводит к консервации технологической отсталости участников интеграционных объединений) [9]. Широкое использование технологий из третьих стран, по нашему мнению, должно сочетаться с восстановлением собственной технологической базы хотя бы в отдельных секторах производства.

Некоторые ученые считают, что для стран ЕЭП, равно как и для всех постсоветских государств, наиболее актуальным является переход к ускоренной модернизации, создание единого пространства, в рамках которого можно начинать строить инновационную экономику [5]. Однако эти процессы не следует жестко разграничивать во времени, поскольку модернизация может осуществляться только на основе динамичного освоения и широкого внедрения национальных и заимствованных инноваций. Именно инновационный аспект является определяющим в модернизации экономики, которая не сводится только к инновационной деятельности и включает множество других взаимосвязанных составляющих - финансово-инвестиционную, институциональную, информационную, структурную, политическую и т.д.

Стратегии

инновационного развития в контексте интеграционных объединений

Так же как и в ЕС, инновационную экономику нужно строить как на уровне стран и их регионов, так и посредством совместных проектов на интеграционном уровне. Поскольку постсоветские объединения не претендуют в обозримом будущем на глобальную конкурентоспособность в большинстве отраслей экономики и научно-технической сферы, речь идет о создании высокотехнологичных секторов, которые могут стать локомотивами экономического развития. К приори-

о

X X

5

X

о

X X

5

X

тетным направлениям отнесены, в частности, энергоэффективные производства, ядерные, космические, био-, информационные технологии и т.п. [5]. Странам -участницам интеграционных проектов следует уделить особое внимание согласованию или совмещению национальных приоритетов в научно-технической сфере, а также формированию общими усилиями «технологических коридоров», в рамках которых глобальная конкурентоспособность будет достигаться преимущественно за счет технологий, созданных в этих странах. Для решения такого рода задач необходимо:

■ разработать межгосударственные целевые программы инновационного развития и определить порядок их финансирования;

■ внедрить на двусторонней и многосторонней основе институциональные и финансовые механизмы поддержки и реализации научных исследований и инновационных проектов, формирования трансграничных инновационных цепочек, позволяющих внедрять принцип добавленных инноваций (инновации могут дополняться и совершенствоваться не только в стране-разработчике, но и в других государствах объединения);

■ улучшить условия для инновационного бизнеса, обеспечить защиту ОИС малых и средних предприятий, ускорить принятие взаимосвязанных технических стандартов;

■ создать нормативно-правовую базу, регулирующую распределение доходов и межгосударственной собственности в виде материальных и нематериальных активов, полученных в ходе реализации совместных инновационных и инвестиционных проектов, выполненных в рамках как многосторонних, так и двусторонних программ.

Через углубленное сотрудничество креативная модернизация переходит с национального на региональный уровень и в конечном итоге определяет ее

эффективность. В этой сфере в полной мере смогут проявиться возможности ЕЭП, которое будет оказывать влияние на обновление национальных экономик государств-участников посредством взаимных инвестиций, консолидации потенциалов НИР.

При реализации этого варианта возникают предпосылки для согласованной модернизации -скоординированного по целям, приоритетам и механизмам обновления экономики группы стран Содружества, осуществляемого на основе разработанных и внедренных в государстве или группе государств технологических, продуктовых и институциональных нововведений, получивших международное признание, распространение в мире и приносящих определенный рентный доход.

Ведущую роль в этом процессе призвана сыграть Россия как страна, располагающая наиболее крупной экономикой и инновационной сферой, чье развитие в полной мере должно учитывать возможности и интересы стран-партнеров. Согласованная модернизация при этом может осуществляться в рамках ТС/ЕЭП и потенциально привлекательна для многих других постсоветских стран.

Инновационная модернизация России и других стран Содружества позволит, на наш взгляд, справиться с проблемами, которые ранее не могли решаться в ходе двустороннего и многостороннего сотрудничества:

■ организовать процесс расширенного воспроизводства преимущественно на базе собственных ресурсов и внутреннего спроса при одновременном расширении взаимодействия с внешним миром и повышении конкурентоспособности всего региона;

■ преодолеть общими усилиями периферийный характер экономики региона и устранить его чрезмерную экономическую и социальную асимметрию, оказывать адресную помощь менее развитым участникам в общих проектах;

■ формировать системы перераспределения выгод (компенсации потерь) от интеграционных проектов.

Однако необходимо отметить, что страны, располагающие большими финансовыми ресурсами, притягивают к себе квалифицированные кадры из других государств, что усиливает дифференциацию по темпам развития и приводит к новым проблемам.

Из этого, на наш взгляд, следует, что обновление экономики России должно быть тесно увязано с модернизацией в странах-партнерах. Интеграция на «продвинутых» этапах предполагает близость уровней экономического и технологического развития, а также хозяйственных систем, поэтому преобразования в одной стране неизбежно потребуют того же от других государств - участников объединения, в противном случае многие преимущества интеграции не могут быть реализованы. К сожалению, на практике при модернизации экономики России (как и ряда других стран СНГ) это обстоятельство учитывается недостаточно.

Литература

1. БИКИ. 2004 г., 30 марта.

2. Вардомский Л., Шурубович А. Факторы и модели модернизации экономик стран СНГ // Мир перемен. 2011, №3. С. 45-47, 56-58.

3. Ушкалова Д.И. Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана: проблемыы и предварительные итоги// Научные докладыы ИЭ РАН. - М., 2012. С. 11.

4. Ушкалова Д., Головнин М. Теоретические подходы к исследованию международной экономической интеграции // Научные доклады ИЭ РАН. - М., 2011. С. 38-39.

5. Проблемы1 экономической модернизации на постсоветском пространстве. Электронный ресурс: ЬПр://шшшжеЬесопоту. ш/Мех.рЬр?раде=са!&са!=тса!&тса!=212Йуре=пеш5Й ор_тепи=сотра55&5Ь=122&пеш5Й=1491.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вардомский Л.Б. Внешние и внутренние факторы! развития инновационной сфер ыы: опыт России и других постсоветских стран // Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства. Научные материалы. Выпуск первый. Интеграционный потенциал российской и белорусской науки. - Мн., 2010. С. 123.

7. Юзвак И. Не делить, а умножать. Реальная кооперация является основой союзной экономики // Союз. Беларусь -Россия. 2010 г., 8 июля.

8. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Международная кооперация и инновации в странах СНГ. - СПб., 2011. С. 249, 252.

9. Балацкий Е.В. Технологическая диффузия и инвестиционные решения // Журнал новой экономической ассоциации. 2012.С.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.