Управление инновациями
Батоврина Е.В., Сорокина Т.А., Шестоперов А.М.
Механизмы вовлечения молодежи в инновационную деятельность в Союзном государстве*
Одним из ключевых ресурсов, необходимых для успешного инновационного развития государства, по праву считается человеческий ресурс — люди, обладающие творческим мышлением, способные генерировать и отстаивать новые идеи, стремящиеся к достижениям и открытиям, готовые идти на риск, решительные и энергичные1. «Инновационно-ориентированные кадры», «трудовой потенциал с инновационным экономическим мышлением»2, «инновационно-восприимчивые кадры»3 — вот лишь некоторые термины, используемые для обозначения человеческого ресурса, отвечающего упомянутым критериям, в современной литературе.
Чем больше инновационно-восприимчивых и инновационно-мыслящих кадров занято в экономике государства, тем больше возможностей по инновационному развитию страны — появляются и коммерциализируются новые разработки, открываются новые инновационные предприятия, расширяется инновационная инфраструктура.
Одним из ключевых факторов формирования инновационного мышления у молодежи и успешной подготовки инновационно-ориентированных кадров, по мнению подавляющего большинства исследователей, является реализация концепции инновационного образования. Инновационное образование понимается широко, его инновационность, как полагают специалисты, проявляется прежде всего в непрерывности, доступности образования, его ориентации на «формирование у обучающихся готовности учиться, переучиваться, оценивать и применять информацию, рассматривать проблемы с новых позиций, а также на формирование широты взглядов, готовности к творческому пониманию проблем и путей их решения, умения работать в разнородной команде, высокой коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и
* Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 12-22-01006.
1 Арзамасцева К.А., Павлюкевич М.П. Наиболее значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 2. 2009. С. 26-30.
2 Васильев П.П. Инновационное экономическое мышление как доминантная характеристика трудового потенциала постиндустриальной экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. № 4. 2011. С. 64.
3 Васильев П.П. Проблемы формирования инновационной восприимчивости у трудового потенциала России // Тегга Есопоткш. № 1-3. 2010. Т. 8 С. 103-109.
достигать их, принимать самостоятельные решения»4. Реализация концепции инновационного образования предполагает активизацию самостоятельной работы студентов5, использование в образовательном процессе различных методов активного обучения — тренингов, ролевых и деловых игр, задач открытого типа6, развитие сетевого взаимодействия учреждений образования и их партнеров в целях повышения качества образовательного процесса.
Важнейшей составляющей инновационного образовательного процесса представляется и вовлечение молодежи в инновационную деятельность на базе вузов, субъектов инновационной инфраструктуры, инновационных предприятий. Апробация полученных знаний и навыков в инновационной среде может способствовать не только росту потенциала учащихся, но и усилению их мотивации, формированию интереса к дальнейшей профессиональной деятельности в сфере инноваций. Участие молодежи в научных исследованиях в вузах, а также в инновационной деятельности предприятий все чаще рассматривается не просто как практическая компонента инновационного образовательного процесса, а как одно из наиболее значимых условий успешного формирования инновационно-ориентированных кадров.
Отечественная и зарубежная практика вовлечения молодежи в инновационную деятельность свидетельствует об активном участии вузов, субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов), организаций-работодателей и государства в этом процессе. Каждый из субъектов использует свои инструменты, или, как их принято называть, механизмы повышения молодежной инновационной активности, наиболее распространенными из которых традиционно считаются вовлечение молодежи в выполнение научно-исследовательских работ, предоставление грантов на проведение научных исследований, организация учебно-ознакомительной и производственной практики в инновационных организациях.
4 Гарипова А.А. К инновационному развитию общества через инновационное образование и поведение личности // Вестник ВЭГУ. № 1. 2009. С. 34.
5 Дедков С.М., Егоров В.К. Российско-белорусское академическое научное сотрудничество. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 2 (20).
6 Журавская Н.Т. Активизация самостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестник ТГПУ. 2010. № 4. С. 30-33.
Таблица 1. Примеры механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность
Субъекты, отвечающие за вовлечение молодежи в инновационную деятельность Примеры механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность
Государство - нормативно-правовое регулирование вовлечения молодежи в инновационную деятельность; - создание образовательных стандартов, стимулирующих инновационную деятельность студентов; - оказание финансовой поддержки молодежи через систему грантов, именных стипендий и т. п.; - организация и проведение конкурсов проектов в инновационной сфере.
Вузы - совместное участие студентов и преподавателей в выполнении научно-исследовательских работ (НИР) по различным направлениям; - включение учебно-исследовательских работ, выполняемых на занятиях и в самостоятельных работах, в учебные планы; - проведение прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследований с участием студентов и аспирантов; - организация работы научных кружков и межкафедральных рабочих групп; - организация и проведение конкурсов проектов в инновационной сфере; - организация работы центров научно-технического творчества и советов молодых ученых; - проведение маркетинговых мероприятий в форме конференций и семинаров, направленных на популяризацию инновационной деятельности среди студентов и повышение к ней интереса в студенческой среде.
Субъекты, отвечающие за вовлечение молодежи в инновационную деятельность Примеры механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность
Работодатели (инновационные предприятия, научноисследовательские организации и др.) - участие представителей работодателей в разработке учебных планов и проведении занятий в вузах; - организация учебно-ознакомительной и производственной практики на базе предприятий; - предоставление работодателями своих ресурсов для проведения научных исследований студентами; - финансирование инновационной деятельности студентов.
Субъекты инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы и др.) - организация и проведение конкурсов проектов в инновационной сфере; - предоставление стипендии или гранта из целевого фонда на выполнение научных исследований; - предоставление необходимой инфраструктуры (помещения, оборудования и т. п.) для проведения научных исследований; - обеспечение участия в деятельности научнопроизводственных отрядов на базе организаций инновационной инфраструктуры; - содействие в получении патента; - стажировки в организациях инновационной инфраструктуры.
Так, государство, со своей стороны, оказывает поддержку инновационноориентированным кадрам в виде нормативно-правового регулирования и финансирования исследований через механизмы грантов и стипендий. В то время как вузы в основном стремятся включить инновационную компоненту в сами учебные планы и сделать проектную работу неотъемлемой частью учебного процесса. Усилия потенциальных работодателей в развитии инновационно-ориентированных кадров заключаются в создании материальных стимулов для вовлечения в инновационную деятельность, а также профессиональном ориентировании будущих выпускников.
Субъекты инновационной инфраструктуры же нацелены на организационно-правовую и финансовую поддержку сформированных коллективов или индивидуальных исследователей.
Однако, согласно ряду исследований, ситуация с формированием и развитием инновационно-мыслящих кадров в России далека от идеала. Весьма показательны в этой связи результаты опроса работающих жителей села и горожан, проведенного А.А. Гариповой. Отвечая на вопросы интервьюера, только 24% горожан и 14% сельчан смогли порассуждать об инновационном мышлении и поведении, остальным эта проблема неизвестна7.
С итогами исследования А.А. Гариповой частично коррелируют результаты анкетирования студентов 1-4 курсов факультета государственного управления, географического факультета, факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова. Хотя итоги подводить рано (на данный момент в анкетировании приняли участие только 24 человека, исследование продолжается осенью 2013 года), уже сейчас обращают на себя внимание некоторые тенденции. Так, респонденты легко справляются с определением понятий «инновационное мышление» и «инновационно-ориентированные кадры», вместе с тем не имеют представления о том, как проявить себя в инновационной деятельности.
Таким образом, одной из актуальных задач становится подготовка и развитие инновационно-ориентированных кадров. При этом очевидно, что объектом подготовки и развития должна стать молодежь — если не со школы, то, по крайней мере, со студенческой скамьи.
Представляется, что указанная задача будет эффективно решена при активизации межгосударственной интеграции, за счет которой могут быть привлечены дополнительные ресурсы и расширены механизмы вовлечения молодежи в инновационную деятельность.
Среди форм интеграционных объединений, в которых участвует Россия, важную роль играет сотрудничество в рамках Союзного государства. Данная структура с уже сложившейся системой органов управления, работающей на регулярной основе, позволяет оперативно координировать деятельность России и Беларуси и реализовывать совместно финансируемые проекты в инновационной сфере.
7 Гарипова А.А. Указ. соч. С. 26-29.
Важно отметить, что существует множество предпосылок для сближения национальных инновационных систем двух стран. Прежде всего, это история взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями двух государств в рамках Советского Союза. Общее прошлое привело к тому, что на пороге реформирования инновационной сферы в начале 90-х годов Россия и Беларусь оказались в приблизительно сходных условиях.
Предпосылкой успешного сближения двух национальных инновационных систем также является тот факт, что и в России, и в Беларуси научно-техническое развитие, а также молодежная и образовательная политика во многом ориентируются на централизованно утвержденные приоритеты развития. В частности, основные направления научно-технической и инновационной политики Союзного государства закреплены в Постановлении Совета Министров Союзного государства от 4 апреля 2006 года № 9. Таким образом, при достижении договоренностей на уровне Союзного государства правительствам двух государств будет проще добиться их реализации на практике.
Кроме того, институциональные особенности Союзного государства позволяют оперативно привлекать средства совместного бюджета для финансирования межгосударственных инициатив в инновационной сфере.
На данный момент уже существует ряд примеров, когда научные и образовательные организации России и Беларуси объединяли свои усилия для решения приоритетных проблем и задач, в том числе в сфере подготовки инновационноориентированных кадров.
Стороны регулярно проводят совместные конференции, семинары, олимпиады. Оказываются образовательные услуги: в белорусских вузах обучается около 2 тыс. российских граждан, а в российских — около 20 тыс. белорусских8. Реализуются программы по обмену специалистами. Созданы совместные высшие учебные заведения (например, Белорусско-Российский университет).
Национальная академия наук Беларуси и Российская академия наук в данный момент заинтересованы в перспективах создания совместных предприятий в рамках технопарковых зон.
Кроме того, существует Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства, в ведение которого находится совместная молодежная, образовательная и научная политика России и Беларуси. Так, последнее на данный момент
8 Ожигина В. Инновационная политика регионального интеграционного объединения // Журнал международного права и международных отношений. 2011. № 2. С. 85-90.
IX заседание Межакадемического совета России и Беларуси по проблемам развития Союзного государства проходило с 3 по 5 июля 2013 года в Вологде и было посвящено, в частности, изучению перспектив гуманитарного сотрудничества двух стран9.
Сотрудничество в области молодежной политики реализуется как в инновационной сфере, так и в сфере продвижения творческой деятельности. В качестве примера можно привести проведение фестивалей «Молодежь — за Союзное государство», в рамках которых участники в возрасте от 16 до 25 лет соревнуются в области музыкального исполнительского искусства. Фестиваль учрежден Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и играет важную роль в продвижении идеи сотрудничества в Союзном государстве среди молодежи10. Также в рамках молодежной политики реализуются мероприятия по развитию детского и юношеского спорта: из союзного бюджета финансируются спартакиады11.
Особая важность проведения совместной молодежной политики в Союзном государстве неоднократно отмечалась представителями России и Беларуси. В частности, подобные идеи были высказаны министром образования Российской Федерации Дмитрием Ливановым на совместном заседании коллегии Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси12.
Среди совместно реализуемых Россией и Беларусью проектов в рамках Союзного государства в сфере подготовки особое место занимает проект по созданию российско-белорусского бизнес-акселератора «Молодежный инновационный центр» («МИЦ»). Спецификой данной инициативы можно считать акцент на вовлечение в инновационную деятельность молодежи как основного источника новаторских идей и желания для их воплощения в обеих странах.
Разработка концепции создания «МИЦ» предусмотрена Планом мероприятий по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве на 2013-2015 годы, одобренном постановлением Совета Министров Союзного государства от 12 декабря 2012 года № 34.
9 Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства состоится в Вологде. URL: http://souzveche.ru/news/20688 (02.07.2013).
10«Молодежь — за Союзное государство» соберет более 3,5 тысяч участников. URL: http://ria.ru/society/20130827/958989812.html (02.07.2013).
11 Олимпийская юность. 85 миллионов — на организацию союзных спартакиад. URL: http://www.rg.ru/2010/12/09/spartakiada.html (01.09.2013).
12 Министры голосуют за стандартный подход. URL: http://www.rg.ru/2013/05/30/podhod.html
(28.06.2013).
Разработчики идеи создания бизнес-акселератора в процессе работы над концепцией проекта опирались на опыт зарубежных стран. Из анализа зарубежного опыта вынесено несколько ключевых положений, которые Россия и Беларусь могли бы успешно применить на практике. Так, подтверждается гипотеза о ведущей роли молодых специалистов в развитии инновационной деятельности, в связи с чем целевой аудиторией «МИЦ» являются молодые инноваторы в возрасте от 18 до 35 лет13. Далее целевая аудитория разделяется на несколько групп (молодые ученые и специалисты, выпускники средних учебных заведений, а также студенты и аспиранты), для каждой из которых «МИЦ» разрабатывает собственные механизмы мотивации и программы поддержки.
Другим важным аспектом, который также следует из анализа международного опыта, является нацеленность на развитие комплексности поддержки инновационного предпринимательства. В частности, исследование акселерационных программ в России и Беларуси, а также сравнение их с зарубежными аналогами выявили одну общую проблему для двух государств: недостаток бизнес-акселераторов полного цикла14. Под бизнес-акселераторами полного цикла следует понимать программы, сопровождающие проект на всех фазах его развития. Фазы включают в себя собственно поиск проекта, составление прогнозов и дорожных карт посредством форсайтов, а также научнотехническую и инвестиционную экспертизу и командообразование. Далее акселерационные программы участвуют в поиске финансирования, содействуют созданию юридического лица и дальнейшему развитию, а на завершающем этапе происходит продажа доли компании. Сравнительный анализ акселерационных программ показал, что в России лишь немногие программы можно отнести к акселераторам полного цикла, а в Беларуси и вовсе на данный момент подобные программы отсутствуют.
В качестве особенности «МИЦ» можно также выделить нацеленность на создание сетевых структур, которые бы объединяли экспертов из различных регионов двух государств. На первом этапе запланировано создание трех региональных подразделений «МИЦ» в России (в Сибирском, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах), а также одного регионального подразделения в Беларуси. Выбор федеральных округов на территории России обусловлен существующим в них достаточно высоким уровнем инновационного развития и потенциалом для дальнейшей
13 Концепция развития российско-белорусского бизнес-акселератора «Молодежный инновационный центр». Москва — Минск. 2012-2013 гг.
14 Там же. С. 20
работы. Акцент на сетевом взаимодействии предопределил двухуровневую структуру «МИЦ», которая включает себя головную организацию и сеть региональных филиалов.
Основными направлениями, в рамках которых «МИЦ» намерен реализовывать акселерационные программы, стали информационные и космические технологии, медицина, энергоэффективность и энергосбережение, материаловедение и нанотехнологии. Эти сферы выбраны неслучайно и соотносятся с приоритетными направлениями развития инновационной деятельности, закрепленными в России и Беларуси.
Деятельность «МИЦ» можно разделить на несколько блоков: образование, организационная поддержка проектов, финансирование и привлечение инвестиций, а также сетевое взаимодействие. В образовательном блоке основное внимание уделяется использованию дистанционного формата для взаимодействия между участниками, что позволяет наиболее эффективно распределить их временной ресурс. Также «МИЦ» стремится к усилению партнерства с ведущими учебными заведениям в России, Беларуси и других странах. Содержательная же часть образовательных мероприятий должна включать рекомендации по организационным, юридическим и финансовоэкономическим аспектам создания и развития собственного бизнеса, а также знакомство участников с лучшими мировыми практиками.
В блоке организационной поддержки проектов планируется создание пространства для совместной работы молодых инноваторов над проектами, формирование штата менторов и разработка механизмов привлечения инвестиций. Важнейшим элементом организационной поддержки является предоставление бухгалтерских и юридических сервисов развивающимся проектам. Финансовая же поддержка будет заключаться в предоставлении грантов, финансируемых государством. Также «МИЦ» намерен развивать сотрудничество с другими программами поддержки стартапов и привлекать их для совместного финансирования проектов.
Блок развития сетевого взаимодействия объединит усилия по созданию и поддержанию функционирования нескольких сетей: экспертов, выпускников,
контрагентов и партнеров, а также инвесторов.
Финансирование проектов «МИЦ» предполагается осуществлять из бюджета Союзного государства.
Представляется, что запуск проекта «МИЦ» позволит вывести сотрудничество в сфере вовлечения молодежи в инновационную деятельность на новый уровень.
Таким образом, уже сейчас сформированы заделы для развития сотрудничества России и Беларуси в сфере подготовки инновационно-ориентированных кадров. Однако потенциал такого сотрудничества пока не до конца реализован, для чего целесообразно активизировать работу по ряду дополнительных направлений.
В первую очередь требуется системная деятельность российских и белорусских вузов по разработке совместных образовательных программ, направленных на удовлетворение потребностей в кадрах инновационных предприятий. В качестве опорных вузов для воплощения в жизнь такого рода интеграционных инициатив можно рассматривать те российские вузы, в которых сегодня реализуются специальные образовательные программы, сфокусированные на проблематику инновационной сферы.
Обучение по совместным образовательным программам целесообразно ориентировать на развитие ключевых компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности, включая такие компетенции, как управление проектами и персоналом; бизнес-планирование; управление качеством; знание и владение методами инвестиционно-финансовой деятельности; владение информационными технологиями; знание и владение методов разработки и реализации патентнолицензионной деятельности.
Кроме того, нужно создавать и внедрять механизмы демонстрации опыта и лучших практик двух стран в сфере подготовки специалистов, реализации прорывных инновационных проектов, вовлечения студентов, молодых специалистов и ученых в научно-исследовательскую деятельность и инновационное предпринимательство. Продуктивным представляется также активизация межвузовского обмена инновационно-ориентированными кадрами, организация двусторонних стажировок.
При этом в рамках оказания поддержки молодежным инновационным проектам Союзного государства основной акцент целесообразно делать на формировании коллективов и команд, состоящих одновременно из специалистов и России, и Беларуси. Это будет способствовать развитию и укреплению сетевых отношений и сетевого взаимодействия как между организациями, так и отдельными исследователями.
Список литературы:
1. Арзамасцева К.А., Павлюкевич М.П. Наиболее значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 26-30.
2. Васильев П.П. Инновационное экономическое мышление как доминантная характеристика трудового потенциала постиндустриальной экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 4. С. 61-68.
3. Васильев П.П. Проблемы формирования инновационной восприимчивости у трудового потенциала России // Теїта Есопотісш. 2010. Т. 8. № 1-3. С. 103-109.
4. Гарипова А.А. К инновационному развитию общества через инновационное образование и поведение личности // Вестник ВЭГУ. 2009. № 1. С. 26-34.
5. Дедков С.М., Егоров В.К. Российско-белорусское академическое научное сотрудничество // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 2 (20).
6. Журавская Н.Т. Активизация самостоятельной работы студентов как фактор формирования их инновационного мышления // Вестник ТГПУ. 2010. № 4. С. 30-33.
7. История «МИЦ». Ц^: http://www.миц-технопарк.рф/pro-mits/istorija (28.06.2013).
8. Концепция развития российско-белорусского бизнес-акселератора «Молодежный инновационный центр». Москва — Минск. 2012-2013 гг.
9. Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства состоится в Вологде. Ц^: http://souzveche.ru/news/20688 (02.07.2013).
10. Министры голосуют за стандартный подход. URL: http://www.rg.ru/2013/05/30/podhod.html (28.06.2013).
11. «Молодежь — за Союзное государство» соберет более 3,5 тысяч участников. Ц^: http://ria.ru/society/20130827/958989812.html (02.07.2013).
12. Ожигина В. Инновационная политика регионального интеграционного объединения // Журнал международного права и международных отношений. 2011. № 2. С. 85-90.
13. Олимпийская юность. 85 миллионов — на организацию союзных спартакиад. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2010/12/09/spartakiada.html (01.09.2013).