Научная статья на тему 'Инновационная политика и совместные научно-технические проекты Союзного государства'

Инновационная политика и совместные научно-технические проекты Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слонимский Антон, Савчук Эдита

В статье представлены данные о целевых направлениях и правовом обеспечении инновационной политики при реализации совместных научно-технических проектов в Союзном государстве «Беларусь-Россия». Анализируются результаты и перспективы сотрудничества стран в сфере научно-технического взаимодействия. Предложены меры по стимулированию дальнейшего развития кооперации при реализации совместных научно-технических программ и других инновационных проектов под патронатом Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слонимский Антон, Савчук Эдита

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives information on the target lines and legal support of the innovation politics in realization of the Union State of Belarus and Russia joint scientific and technological programmes. The results and prospects of these countries cooperation in the sphere of scientific and technological interaction are being analyzed. There have been suggested the measures to stimulate the further cooperation development in realization of the joint scientific and technological programmes and other innovation projects under the aegis of the Union State.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика и совместные научно-технические проекты Союзного государства»

и

ш

со

< со

О

Инновационная политика и совместные

научно-технические проекты Союзного государства

Резюме. В статье представлены данные о целевых направлениях и правовом обеспечении инновационной политики при реализации совместных научно-технических проектов в Союзном государстве «Беларусь-Россия». Анализируются результаты и перспективы сотрудничества стран в сфере научно-технического взаимодействия. Предложены меры по стимулированию дальнейшего развития кооперации при реализации совместных научно-технических программ и других инновационных проектов под патронатом Союзного государства.

Ключевые слова: Союзное государство, инновационная политика, научно-технические проекты, технологические платформы.

Обеспечение инновационного пути развития - одна из приоритетных задач межстрановой интеграции в рамках Союзного государства (СГ) Российской Федерации и Республики Беларусь. Она определяет стратегическую цель инновационной политики обеих стран -создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития инноваций и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, благосостояния населения, укрепления национальной безопасности. Поддержка инновационной деятельности носит многокомпонентный характер и осуществляется с учетом особенностей экономик и интересов каждой из сторон.

Курс совместной научно-технической и инновационной политики интегрирующихся стран определен в постановлении Совета Министров Союзного государства от 04.04.2006 г. №9 «Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства». Она осуществляется в значительной мере через подготовку и проведение совместных научно-технических программ идругих мероприятий. Реализуются подобные проекты в промышленности, энергетике, строительстве, в области освоения космоса, в компьютерных технологиях и в других сферах. Согласно принятому Порядку разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденному 11.10.2000 г., они изначально должны были представлять собой «средство развития экономической интеграции, осуществления скоординированных действий по совместному решению

Антон Слонимский,

заведующий

сектором

инновационного

развития

Научно-

исследовательского

экономического

института

Министерства

экономики

Республики Беларусь,

кандидат

экономических наук, доцент

Эдита Савчук,

заместитель

начальника

управления

финансов

Министерства

промышленности

Республики Беларусь

отдельных социально-экономических проблем, представляющих взаимный интерес». Общие научно-технические программы - неотъемлемая часть регулирования процессов формирования и развития Союзного государства. Их реализация началась одновременно с принятием первого совместного бюджета. Выполняя функцию обновления производственного и научно-технического потенциалов, эти программы выступают в качестве важнейшего элемента управления. От уровня их финансирования во многом зависят темпы прогресса и степень интенсификации производства в обеих союзных странах. Научно-технические программы стали одним из наиболее мощных и эффективных инструментов, используемых для увеличения инновационного потенциала Беларуси и России.

Как показал анализ, первые подобные программы в большинстве своем были нацелены на элементарное поддержание устойчивости состояния отдельных отраслей - телевизионной, машиностроительной [1]. Однако в дальнейшем они стали все больше приобретать инновационную направленность. Их реализация может финансироваться из нескольких источников: из бюджета Союзного государства, внебюджетных источников (взносы участников реализации программы), финансовых средств третьих стран, государственных бюджетов стран-участниц, а также субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований Республики Беларусь. Всего за 2000-2013 гг. при поддержке Союзного государства были профинансированы 63 совместные программы [2].

Постоянно проводится согласованная работа по

определению и актуализации наиболее перспективных направлений для взаимодействия. В 2012 г. был уточнен и принят примерный Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации, который периодически обновляется и дополняется [3]. Предпринимаются шаги по созданию интегрированной белорусско-российской системы экспертизы научно-технологических и инновационных проектов, представляющих взаимный интерес.

В 2013 г. реализовывалось 9 совместных российско-белорусских научно-технических программ:

■ «Комбикорма» (перспективные ресурсосберегающие, экологически чистые технологии и оборудование для производства биологически полноценных комбикормов);

■ «Стволовые клетки» (новые методы и технологии восстановительной терапии патологических изменений тканей и органов с использованием стволовых клеток»);

■ «БелРосТрансген-2» (технологии и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов»);

■ «Прамень» (перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе»);

■ «Микросистемотехника» (создание нового поколения микросистемотехники и унифицированных интегрированных систем двойного назначения на ее основе);

■ «Основа» (разработка и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения»);

■ «Стандартизация-СГ» (интегрированная система стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства);

■ «Союзный тепловизор» (современные и перспективные технологии создания в странах-участницах Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения);

■ «Компомат» (разработка инновационных технологий

и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов).

На их финансирование из бюджета Союзного государства было направлено более 2 млрд рос. руб., что составило около 41,7% его расходов [2].

Совместные программы приносят реальную отдачу экономикам Беларуси и России, поднимают их на новый технологический уровень, повышают эффективность работы предприятий тех отраслей, где данные проекты реализуются. Они ориентированы на технологическое развитие разрабатываемой и модернизируемой техники, составление единых требований к созданию новых изделий, узлов и приборов. Большинство разработок обеспечивают решение важнейших вопросов, связанных с импортозамещением и технологической независимостью двух стран. К тому же качество нововведений, как правило, соответствует общемировым стандартам, что позволяет выводить определенные виды продукции на глобальный рынок.

В соответствии с Декретом Высшего государственного совета Союзного государства №4 «О бюджете Союзного государства на 2014 г.» будет продолжаться финансирование программ «Микросистемотехника», «Прамень», «Компо-мат», «Союзный тепловизор», «Стандартизация-СГ», а также двух новых проектов, которые утверждены в 2013 г. [4]. Так, начата реализация союзной программы «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ»). Она направлена на обеспечение работоспособности космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, создание приборов, которые позволят получать качественно новую информацию из космоса, помогут улучшить процесс обработки данных.

Также разрабатывается и новая совместная программа в области сельского хозяйства -«Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура». Она нацелена на обеспечение России и Беларуси картофелем высокого качества, повышение эффективности и конкурентоспособности картофелеводства, формирование рынка здорового питания из топинамбура, а также создание технологии промышленного производства и переработки этого растения. Проект предусматривает использование механизма частно-государственного партнерства с привлечением 80% внебюджетных средств на реализацию мероприятий программы. Его финансовые ресурсы составляют 7,5 млрд рос. руб., в том числе 1,5 млрд из бюджета Союзного государства (975 млн руб. за счет отчислений России и 525 -за счет Беларуси) и 6 млрд

внебюджетных средств. В результате реализации программы предусматривается создание более 1 тыс. рабочих мест. Бюджетные ресурсы, направляемые в 2014 г. государственным заказчикам работ по совместным научно-техническим программам в Беларуси и России, представлены в табл. В совокупности они составят более 38,7% расходов бюджета Союзного государства [4].

В настоящее время в процессе подготовки, утверждения и реализации находятся 32 научно-технические программы [5], причем и уже существующие проекты, как показывает сложившаяся практика, иногда корректируются - в случае выявления возможностей для усиления их инновационности. К примеру, программа «Прамень» изначально носила исследовательский характер, однако после согласования в отраслевых министерствах было принято решение сделать ее прикладной, предусматривающей создание конкретной продукции, подготовку технической и

конструкторской документации. Вместе с тем обязательным условием реализации данной инициативы стало привлечение внебюджетных средств.

Ожидается, что в ближайшее время Советом Министров Союзного государства будут утверждены другие первостепенные научно-технические программы, выполнение которых вскоре предполагается начать. Так, проектом «СКИФ-НЕДРА» предусматривается внедрение информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства. Также готовится к рассмотрению программа «СКИФ-СОЮЗ», согласно которой планируется построение киберинфраструк-туры Союзного государства. Ее цель - создание и эффективное использование единого информационно-вычислительного высокопроизводительного пространства. Предлагается к рассмотрению и подготов-

Таблица.

Расходы бюджета

Союзного

государства

на 2014 г. для

реализации

совместных

научно-

технических

программ

по министерствам

(ведомствам) -

государственным

заказчикам работ

Источник: Декрет Высшего государственного совета Союзного государства №4 «О бюджете Союзного государства на 2014 г.» (Приложение 2)

Наименование программы Сумма финансирования, тыс. рос. руб. Министерства и ведомства Республики Беларусь Сумма финансирования, тыс. рос. руб. Министерства и ведомства Российской Федерации Сумма финансирования, тыс. рос. руб.

«Микросистемотехника» 250 000 Министерство промышленности 875 000 Министерство промышленности и торговли 162 500

«Прамень» 390 960 Национальная академия наук 136 800 Министерство промышленности и торговли 254 160

«Компомат» 308258 Концерн «Белнефтехим» 107 890 Министерство промышленности и торговли 200 368

«Союзный тепловизор» 159 500 Министерство промышленности 71 500 Министерство промышленности и торговли 88 000

«Стандартизация - СГ» 42 750 Национальная академия наук 14 900 Федеральное космическое агентство 27 850

«Картофель и топинамбур» 350 000 Национальная академия наук 100 000 Министерство сельского хозяйства 250 000

«Мониторинг - СГ» 385 000 Национальная академия наук 135 000 Федеральное космическое агентство 250 000

Всего расходов 1 886 468 653 590 1 232 878

ленный по инициативе белорусских ученых план союзной программы «Повышение эффективности производства овощей и грибов в защищенном грунте на основе прогрессивных технологий и техники» («Теплица»).

Продолжается работа над предложенными к рассмотрению концепциями программ по освоению прорывных технологических направлений: «Промышленные наноматериалы», «Силовой агрегат», «Монолит». Без внедрения предполагаемых по ним разработок более низкие характеристики продукции отечественного производства заставят нас наращивать импорт не всегда самых передовых технологий (лучшее страны-изготовители, как правило, оставляют себе).

Не менее важными являются перспективные проекты, касающиеся освоения подземных кладовых природы. В этой связи наша страна предложила российской стороне оказать содействие в ускорении согласования концепции программы «Геологоразведка, недро- и природопользование», предусматривающей разработку современных методов геологического изучения, рационального и экологически безопасного использования недр Беларуси и России. Технологии направленного колтюбингового бурения, гидроразрыва пласта и т.д., созданные в ходе реализации программы, можно будет в дальнейшем эффективно применить и в других государствах.

Ученые Беларуси и России предлагают также разработать проект новой совместной программы «БелРосФарм» по промышленному производству лекарственных средств с использованием лактоферрина человека. Лактоферрин женского молока является ключевым белком, который обеспечива-

ет новорожденному ребенку защиту от микробов, вирусов и грибков. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, это вещество не получают, поэтому чаще болеют, и в этой категории значительно выше младенческая смертность. Таким образом, особенность программы заключается в том, что в ней речь идет о здоровье будущих поколений. Работа ученых, занятых в ее реализации, связана с клиническими испытаниями, лабораторными исследованиями, а это требует немалых средств. По предварительным расчетам - 1 млрд рос. руб., из которых 35% будет направлено на белорусскую часть проекта, 65% - на российскую. Программа должна стать логическим продолжением двух предыдущих - «БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2». Главная их цель достигнута, поскольку созданы опытные стада трансгенных коз, из молока которых в 2010 г. впервые был получен лактоферрин человека. В одном литре содержится почти 7 граммов лактоферрина -это самый высокий показатель в мире. Теперь участникам совместного проекта предстоит провести лактоферрин человека через системы сертификации, установленные законодательством России и Беларуси. Для этого привлекаются ведущие медицинские центры обоих государств [6].

По ряду причин (стремительность научно-технического прогресса, ограниченность финансовых средств и др.) несколько ранее одобренных проектов были затем представлены к исключению из Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ Союзного государства. В их числе «Видеомодуль» (разработка электронных средств отображения информации двойного на-

значения), «Приборостроение» (создание радиоэлектронных приборов и систем двойного назначения), «Микросистемы и интеллектуальные микродатчики», «НИКА» (формирование Центра фундаментальных исследований и инновационных разработок на основе российского ускорительного комплекса «НИКА»).

Период от разработки концепции научно-технического проекта до ее утверждения составляет, как правило, несколько лет, что тормозит реализацию идей, заложенных в программе. В этой связи предлагается внести изменения в последнюю действующую редакцию Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, чтобы не только упростить этап согласования, но и использовать для совместной работы менее крупные инновационные проекты с объемом финансирования от 20 до 100 млн рос. руб., что позволит сократить время от утверждения плана до его реализации.

Российские и белорусские ученые реализуют совместные инновационные проекты не только в рамках научно-технических программ Союзного государства. Такого рода инициативы отмечаются в академиях наук, других министерствах и ведомствах обеих стран, отдельных учреждениях, вузах и предприятиях.

Так, в октябре 2013 г. в НАН Беларуси состоялось белорусско-российское совещание по уставным и финансовым вопросам организации Международного научно-медицинского центра «Клеточные технологии». Патентообладателем российских технологий лечения заболеваний с использованием стволовых клеток, которые предполагается применить в создаваемом центре, является Московский государственный

университет (факультет фундаментальной медицины). В Институте биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси уже оборудованы специализированные помещения для производства стволовых клеток с целью их последующего использования во врачебной практике. В поликлинике НАН Беларуси запланирована «чистая» зона, включающая хирургическую операционную, где будет проводиться лечение.

Принято решение о создании на базе Института генетики и цитологии НАН Беларуси и Института цитологии и генетики Сибирского отделении РАН совместной лаборатории системной биологии. Среди ее задач - проведение научно-исследовательских работ, направленных на комплексное экспериментально-компьютерное изучение закономерностей организации и функционирования биологических систем молекулярно-генетического, клеточного, тканевого, органного и организменного уровней на основе информации, закодированной в геномах. Важнейшими направлениями деятельности лаборатории будут создание новых технологий, коммерциализация разработок, подготовка высококвалифицированных специалистов.

Санкт-Петербургским академическим университетом, созданным в 2000 г. для подготовки научных кадров, предложено организовать обучение для наших ученых по специальности «Нанотехно-логии». Университет намерен подписать соглашение о приеме в магистратуру и аспирантуру белорусских исследователей, чтобы они затем могли успешно развивать совместные проекты (по данным Санкт-Петербургского центра РАН, из 40 его институтов 23 ведут общие программы с белорусскими на-

учными учреждениями). Более того, он готов оказать помощь НАН Беларуси в создании академического университета.

Сибирским отделением РАН и НАН Беларуси сегодня выполняется 34 проекта. В целях повышения эффективности сотрудничества партнеры подписали Соглашение о создании Совместного центра науки и инновационной деятельности. В ближайшем будущем предстоит перевести этот документ в область практической реализации.

Сегодня в нашей стране происходит формирование отделения фонда «Сколково». Закон Российской Федерации «Об инновационном центре «Сколково» выделяет 5 приоритетных направлений развития науки: биомедицинские, компьютерные, космические, энергоэффективные и ядерные технологии. Для участия в программах исследований фонда через конкурс уже отобран ряд белорусских проектов, которые затрагивают вопросы развития инфраструктуры суперкомпьютерных центров, повышения эффективности логистики на базе информационных технологий (создание аппаратно-программного комплекса управления транспортными коридорами), улучшения качества диагностики и лечения заболеваний [7].

Новые механизмы коммерциализации идей, в том числе продуцируемых молодыми учеными и предпринимателями, найдут отражение в разрабатываемой концепции проекта по созданию совместного белорусско-российского акселератора «Молодежный инновационный центр», инициирован проект Министерством образования Республики Беларусь [5].

Вместе с тем возможности развития политики инновационного сотрудничества при

реализации совместных научно-технических программ и проектов Союзного государства используются пока не в полной мере. Во многом это связано с разрозненностью отдельных нормативно-правовых актов Беларуси и России, регламентирующих отношения в этой сфере. Так, отсутствует единая система регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Не определены принципы и механизмы распределения прав собственности на результаты разработок. Необходим переход на качественно новый уровень интеграционных отношений как между исследователями, так и между государственными и производственными организациями. Приоритет должен быть отдан прорывным программам, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений. Они должны быть направлены на формирование производств новых технологических укладов и отличаться принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

Также важным фактором активизации интеграции должно стать расширение международной научно-технической кооперации ученых Беларуси и России посредством совместного участия в других международных проектах, прежде всего в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ на период до 2020 г. Эта программа предусматривает, в частности, создание общих технологических платформ, реализацию совместных инновационных проектов и другие кооперационные действия [8].

Беларусь и Россия обладают достаточным научным потенциалом, позволяющим проводить полный объем работ в рамках реализуемых и перспективных совместных проектов. При неизменности стратегических целей успех интеграционной инновационной политики связан с применением более гибкой тактики, что требует постоянного анализа и совершенствования сложного хозяйственного механизма, стимулирующего технологический прогресс в каждом из союзных государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка и внедрение в производство новых технологий и наукоемкой продукции -ключевые задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (ГПИР-2015). До конца пятилетки определяемые ею инновационные факторы будут вносить основной вклад в формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках. Согласно ей в стране планируется создать свыше 900 новых производств и технологий [9].

Вместе с тем предполагается реализация целевой программы совершенствования научной сферы, инициированной НАН Беларуси. Она должна ответить на вопрос выбора стратегии и перспектив развития отечественной науки и ее роли в формировании инновационной экономики. Наука должна будет сконцентрировать и мобилизовать свой потенциал для решения целого комплекса задач:

■ опережающая результативность фундаментальных и прикладных исследований;

■ устойчивый рост окупаемости вкладываемых в научную сферу средств;

■ системное научное обеспечение национальной экономики;

■ быстрое внедрение кластерной технологии проведения исследований;

■ целевая ротация научных кадров;

■ создание условий для материальной заинтересованности труда ученых;

■ расширение возможностей для профессионального роста и раскрытия творческого потенциала научных работников.

Реализация программы планируется в три этапа: краткосрочная (2014-2015 гг.), среднесрочная (2016-2020 гг.) и долгосрочная перспективы (2021-2025 и последующие годы) [10].

Федеральные программы «Развитие науки и технологий» и «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также детальные планы-графики по их реализации (в 2014 г. и на перспективу до 2020 г.) будут основными инструментами российской государственной политики в этой сфере [11]. Стимулирование спроса на научную продукцию со стороны реального сектора экономики будет осуществляться через проведение крупными государственными компаниями программ инновационного развития с привлечением к исследованиям и разработкам малых инновационных фирм и вузовской науки. На региональном уровне новыми точками роста станут 25 пилотных инновационных территориальных кластеров.

Таким образом, государственная политика в инновационной сфере каждого из союзных государств продолжит осуществляться в том числе и через «принуждение к инновациям», особенно компаний с государственным участием. Все более значимое влияние будут оказывать «дорожные карты» по развитию прорывных технологий в новых отраслях

промышленности, таких как наноиндустрия, биотехнологии, фотоника, композитные материалы и др. В этой связи представляется целесообразным на основе реализованных, выполняемых и перспективных инновационных проектов Союзного государства приступить к формированию совместных технологических платформ, которые смогут обеспечить коммуникацию между органами власти, бизнесом, наукой и образованием, методом «коллективной экспертизы» определить приоритеты развития новых отраслей. Их деятельность будет способствовать более эффективной коммерциализации накопленного научно-технического задела, что позволит повысить технологический уровень белорусской и российской промышленности, и, соответственно, их конкурентоспособности и на внешних рынках.

See: http://innosfera.org/2014/05/inn_policy

Литература

1. Савчук Э.А. Управление научно-техническими программами Союзного государства Беларуси и России. - Мн., 2010.

2. Информационно-аналитический портал Союзного государства. Электронный ресурс: http://www.soyuz.by.

3. Примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации. Резолюция Совета Министров Союзного государства от 12.12.2012 г. №11 // КосультантПлюс: Беларусь. Электронный ресурс: http://consultantplus.by/.

4. Декрет Высшего государственного Совета Союзного государства №4 «О бюджете Союзного государства на 2014 год» (Постановление Парламентского Собрания от 18.12.2013 г. №XLV-10) // Союз. Беларусь-Россия. 09.01.2014 г. №1 (629). С. 3-4.

5. Потенциал технических вузов // Веды. 23.12.2013, №52. С. 2.

6. Садчикова Е.А. Лактоферрин человека на пути в клиническую практику // Союзное государство. 09.01.2014 г. Спецвыпуск. С. 70-75.

7. Об инновационном центре «Сколково». Закон от 28.09.2010 г. №244 ФЗ // КонсультантПлюс: Беларусь. Электронный ресурс: http://consultantplus.by/.

8. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. Электронный ресурс: http://www.gknt.gov.by.

9. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Электронный ресурс: http://www.goverment.by.

10. О проекте программы совершенствования научной сферы Республики Беларусь. Доклад председателя Президиума НАН Беларуси 12 декабря 2013 г. // Веды. 16.12.2013, №51. С. 1-3.

11. Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации. Электронный ресурс: http://www.economy.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.