РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
УДК 001.83(470+476) © Дедков С.М. © Егоров В.К.
Российско-белорусское научное сотрудничество на первом этапе союзных отношений: восстановление единого научного пространства
В статье дается характеристика современного состояния сотрудничества ученых академических учреждений России и Беларуси, показываются этапы становления этого сотрудничества в рамках Союзного государства, обозначаются направления развития его единого научного пространства.
Россия, Беларусь, научно-техническое сотрудничество, проблемы повышения эффективности, механизмы регулирования.
Сергей Маратович ДЕДКОВ
кандидат экономических наук, доцент, и.о. директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси [email protected]
Валерий Кузьмич ЕГОРОВ
кандидат исторических наук, начальник отдела гуманитарных и общественных наук Научно-организационного управления РАН [email protected]
Интеграция России и Беларуси уже имеет свою краткую, насыщенную сложными и противоречивыми, как и сама жизнь, событиями историю. Не вдаваясь в анализ и оценку последствий распада Советского Союза, следует, как очень важный с исторической точки зрения факт,
что, спустя менее чем 5 лет после этого события, именно наши страны вступили на путь реального объединения в принципиально новых геополитических условиях.
16 лет назад — 2 марта 1996 года в Москве был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси.
Этот договор стал краеугольным камнем в правовом фундаменте Союзного государства, поскольку его основные положения, формулировки целей и задач были в дальнейшем сохранены или получили развитие в последующих межгосударственных правовых актах, принятых Россией и Беларусью, включая Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.
Предваряя разговор о становлении, а на самом деле — о восстановлении, единого научного пространства России и Беларуси, хотелось бы выделить положение Договора 1996 года о том, что одной из основных функций Сообщества является «всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства». Именно в этом направлении вот уже восемь лет действует Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства (МАС).
Этот Совет как новая форма сотрудничества российской и белорусской академий наук создан на основании решения Совета Министров Союзного государства от 10 декабря 2002 года Национальной академией наук Республики Беларусь и Российской академией наук при участии Постоянного Комитета Союзного государства в 2004 году. В состав Совета вошли виднейшие ученые российской и белорусской академий наук, а также представители Постоянного Комитета Союзного государства. Руководство Межакадемическим советом осуществляют 3 сопредседателя — от НАН Беларуси, РАН и Постоянного Комитета Союзного государства.
Основные цели Совета — координация научной деятельности двух академий в интересах становления и развития Союзного государства, исследование проблем развития Союзного государства, проводимые в рамках отдельных и совместных программ, участие совместно с органами исполнительной власти
России, Беларуси и Союзного государства в определении актуальных задач науки.
Результаты исследований российских и белорусских ученых, посвященных проблематике становления Союзного государства, регулярно обсуждаются в рамках заседаний Межакадемического совета, организуемых под его эгидой международных научно-практических конференций и круглых столов. За период деятельности Совета состоялось семь его заседаний, которые проводятся поочередно в городах Беларуси и России: кроме Москвы и Минска они состоялись в Великом Новгороде, Витебске, Вологде, Череповце.
Среди проблем, которые явились предметом исследований специалистов России и Беларуси самой высокой научной квалификации, были такие актуальные и в то же время острые вопросы, как механизм присоединения Белоруссии и России к ВТО, выработка единых принципов предоставления сельскохозяйственных субсидий странами-участницами Союзного государства, формирование единого инновационного пространства Беларуси и России, достижение устойчивого антикризисного состояния торгово-экономического взаимодействия России и Беларуси, гармонизация национальных законодательств Беларуси и России, формирование и реализация научно-технических программ Союзного Государства.
Ученые обеих академий неоднократно подчеркивали, что в системе давно и прочно сложившихся научных и научно-технических связей Беларуси и России имеются высокоинтегрированные составляющие, разрушение которых недопустимо. В условиях, когда развитие всей мировой науки идет по пути интеграции и объединения усилий, нелепо искусственно разъединять то, что успешно работает.
Нельзя при этом скидывать со счетов и то, что, пребывая в условиях перманентного мирового кризиса, наши страны не могут не иметь высокотехнологичных систем обеспечения собственной и общей безопасности.
На состоявшемся в г. Минске 27 апреля 2011 года совместном заседании Президиума Национальной академии наук Беларуси и Президиума Российской академии наук было отмечено, что между нашими академиями существует и эффективно развивается двухстороннее сотрудничество, расширяется его тематика и география, и это сотрудничество является одним из наиболее мощных стимулов процесса интеграции России и Беларуси.
В этой связи на заседании, в частности, подчёркивалось, что Межакадемический совет должен играть важную роль в координации сотрудничества на основных приоритетных направлениях научных исследований, проводимых учёными РАН и НАН Беларуси, и в экспертизе разрабатываемых совместных программ и проектов. Между Постоянным Комитетом, РАН и НАН Беларуси достигнуто и неоднократно подтверждено полное понимание настоятельной необходимости получить возможность участия МАС в экспертизе целевых тематических программ научных исследований Союзного государства.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российскими и белорусскими учёными, является разработка концепции развития Союзного государства России и Беларуси. Бесспорный концептуальный характер этой проблемы предопределяет высокий уровень научного осмысления не только накопленного опыта интеграции двух стран, но и особенностей нынешнего состояния интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Прежде всего, предстоит осуществить глубокий анализ качественно нового характера межгосудар-
ственных отношений, формирующихся на территории бывшего СССР после вступления в силу соглашений о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
Этот комплексный анализ позволит решать вопросы корреляции развития интеграции в рамках Союзного государства и процессов в ЕврАзЭС и ОДКБ в контексте общеевропейских и глобальных взаимоотношений. Не случайно поэтому задача разработки концепции развития Союзного государства на заседании президиумов РАН и НАН Беларуси была рассмотрена как первоочередная. В таком же качестве она ставится в планах работы Межакадемиче-ского совета.
Нет необходимости много говорить о тесных взаимоотношениях двух академий, имеющих общие корни, историю, научные школы и традиции. Всё это представляет прочную основу сотрудничества, позволившую без существенных утрат для науки пройти сложный период глубоких трансформаций 90-х годов прошлого века. Нынешний этап развития межгосударственных отношений России и Беларуси позволяет расширить и укрепить эту основу Характерные для российско-белорусского сотрудничества традиции естественно и логично сочетаются в современных условиях с модернизацией, инновационными подходами к решению самых сложных проблем фундаментальной и прикладной науки.
В последние годы российские и белорусские учёные тесно взаимодействуют в самых современных научных направлениях: космические исследования, ядерная энергетика, вычислительная техника, органический синтез, геология нефти и газа, биология, генная инженерия. Во многих направлениях результаты, достигнутые в ходе совместных исследований, соответствуют самым высоким требованиям мирового уровня.
Следует признать, однако, что в течение ряда последних лет сотрудничество в области технических, точных, естественных наук развивалось опережающими темпами в сравнении с исследованиями обществоведческого и гуманитарного характера. Речь идёт о темпах и уровне исследований. Очевидно, что наличие таких объективных предпосылок к стимулированию интеграционных процессов, как общая культура и история, конфессиональная общность и традиционные близкие отношения, позволяет ставить вопрос о создании наряду с общим экономическим и инновационным пространством научно-образовательного. Для этого необходимы совместные комплексные научные программы в области экономики, права, социологии, истории, литературы. Укрепление базиса интеграции ставит задачу разработки в самом недалёком будущем конкретных исторических, филологических, культурологических проектов и программ исследований.
Большое значение для стимулирования интеграционных процессов имеют комплексные исследования вопросов сотрудничества между регионами наших братских стран. Так, например, в 2009 году во исполнение решений V заседания МАС были развернуты работы в области проведения совместных социологических исследований и изучения вопросов межрегиональной торговой интеграции между Республикой Беларусь и субъектами Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Значительную часть этих работ с российской стороны осуществляет Институт социально-экономического развития территорий РАН, находящийся в г. Вологде, в рамках трех совместных проектов, финансируемых Белорусским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом. В 2011 году на межгосударственной выставке, посвященной 20-летию образования Союза
Независимых Государств, на экспозиции Союзного государства были размещены стенды, демонстрирующие деятельность Межакадемического совета, в том числе в области межрегионального сотрудничества, а в рамках деловой программы Дня Союзного государства состоялось расширенное заседание МАС и организована научная дискуссия — круглый стол по проблемам интеграции науки в рамках Союзного государства.
Академическая наука выполняет важную социальную роль благодаря тому, что она системно встроена в социально-экономический комплекс государств. Выполненные совместные разработки внесли заметный вклад в развитие информатики, машиностроения, оптики, электроники, металлургии, в энерго- и ресурсосбережение, сохранение природного и культурного наследия и высоко оценены на международном уровне.
Цели, провозглашенные в рамках Союзного государства Беларуси и России, отсутствие визовых и таможенных границ создают благоприятные условия для широкой совместной научной и инновационной деятельности белорусских и российских партнеров.
В России и в Беларуси научно-техническое развитие осуществляется по утвержденным на высшем государственном уровне приоритетным направлениям. Сходство, а по ряду направлений и совпадение этих приоритетов открывают дополнительные возможности для интеграции научно-технической деятельности. В первую очередь это относится к таким приоритетным направлениям научно-технической деятельности России и Беларуси, как энергетика и энергосбережение, биотехнологии и фармацевтика, информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и новых материалов, рациональное природопользование и некоторые другие.
Сегодня на первый план выходит инновационная составляющая взаимодействия: НАН Беларуси и ее российские партнеры активизируют деятельность по созданию на базе подразделений РАН и НАН Беларуси, работающих в близких и взаимодополняющих друг друга направлениях, совместных научных лабораторий и научно-производственных центров, прорабатывают возможности создания совместных предприятий и организации производства в рамках формируемых в России и Беларуси техно-парковых зон. Функционируют Научноисследовательский Центр нефте- и лесохимических технологий (на базе Института химии новых материалов НАН Беларуси и Института катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН) и российско-белорусская лаборатория электромагнитных и ионизирующих излучений (на базе ГНУ «Институт радиобиологии НАН Беларуси» и Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН), ведутся активные совместные работы в рамках международной межправительственной научно-исследовательской организации «Объединенный институт ядерных исследований» (г. Дубна).
Важным направлением развития научно-технического сотрудничества между Беларусью и Россией является расширение уже отмеченного выше взаимодействия непосредственно с регионами Российской Федерации. Национальная академия наук Беларуси в качестве исполнителя включена в утвержденные Советом Министров Республики Беларусь Планы и Протоколы мероприятий по развитию сотрудничества с 18 регионами Российской Федерации.
Сформирована Программа сотрудничества организаций НАН Беларуси и Санкт-Петербургского научного центра РАН, в которую кроме проектов, финансируемых по Межправительственному соглашению и программе РФФИ—БРФФИ,
входят 6 проектов. Их выполнение планируется осуществить в рамках программы Союзного государства «Гетероструктуры: СВЧ-радары, лазеры, светодиоды» («Пра-мень»), направленной на создание научных и технологических основ для развития гетероструктрурных приборов микро- и оптоэлектроники в Союзном государстве, разработку ряда приборов, отвечающих современному мировому уровню, пригодных для внедрения в производство.
В целях реализации Договора о научном сотрудничестве между НАН Беларуси и Уральским отделением РАН сформирован перечень из 25 тем для проведения совместных исследований, разработки и внедрения новых технологий в производственную сферу.
Развитию межакадемического сотрудничества способствует активное взаимодействие с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве.
Налажено взаимодействие между Советами молодых ученых РАН и НАН Беларуси. Расширяется тематика и география научно-технического сотрудничества, что требует повышенного внимания руководства российской и белорусской академий по координации проводимых исследований, ориентации их на приоритетные для России и Беларуси задачи. Тем самым создаются предпосылки для формирования единого научно-технологического пространства на территории Союзного государства.
Позитивно складывается и практика партнерства организаций Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук в рамках научно-технических программ Союзного государства.
В НАН Беларуси выполнено и выполняется 11 программ, финансируемых из бюджета Союзного государства: «Космос БР», 1999 - 2002 гг.; «СКИФ», 2000 - 2004 гг.; «БелРосТрансген», 2003 — 2006 гг.; «Космос СГ», 2004 — 2007 гг.; «Триада», 2005 - 2008 гг.; «СКИФ-ГРИД», 2007 -2010 гг.; «Космос НТ», 2008 — 2011 гг.; «Нанотехнология-СГ», 2009 — 2012 гг.; «БелРосТрансген-2», 2009 — 2013 гг.; «Стволовые клетки», 2011 — 2013 гг. и «Стандартизация — СГ», 2011 — 2014 гг.
Становится очевидным, что в условиях интенсивного развития экономической интеграции, создания Таможенного союза, поэтапного формирования Единого экономического пространства темпы построения единого научно-инновационного пространства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, другими странами экономических интеграционных объединений должны быть ускорены. Это поможет осуществить ускоренную модернизацию всей экономики государств-пар-тнеров, обеспечить рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на основе инновационного развития, формирование новых интегрированных научнопроизводственных структур.
Для успешного решения указанных проблем, на наш взгляд, необходимо для начала четко определиться с пониманием сути двух основных целей, которые государства — участники СНГ ставят в сфере инновационной деятельности: создание Единого научно-инновационного пространства и формирование Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ
«Единое пространство» подразумевает общие «правила игры» в инновационной сфере: налоговые льготы разработчикам и производителям, правила трансферта технологий, условия оборота интеллектуальной собственности и т.п.
В конечном итоге — это единая конфигурация национальных инновационных систем государств — участников СНГ. Считается, что эффективно действующая инновационная система в условиях рыночной конкуренции неизбежно обеспечит интенсивный поток инноваций, поскольку конкуренция — мать инноваций. По сути дела, речь идет о гармонизации всех условий экономической деятельности, которая неизбежно сталкивается с естественными различиями экономических интересов государств, обусловленных в первую очередь разной структурой их экономик.
Весь комплекс проблем согласования интересов, а также некоторые пути решения этих проблем просматриваются в ходе непростых процессов формирования Союзного государства, Таможенного союза и ЕврАзЭС. Кроме того, переход на инновационный путь развития сам по себе очень сложный процесс, требующий системного изменения сразу многих элементов хозяйственного механизма, что вызывает конфликт интересов уже внутри экономической системы каждой из стран.
В этой связи полагаем, что создание единого научно-инновационного пространства — это важнейшая задача на перспективу. Формирование такого пространства отвечает фундаментальным интересам всех стран. Важнейшим позитивным результатом станет достижение синергетического эффекта, который позволит существенно нарастить инновационный потенциал и усилить конкурентные позиции отдельных ученых, научных сообществ, академий и, наконец, стран в целом.
Решение данной задачи связано с поиском общих интересов и гармонизации национальных законодательств на этой основе.
Главным мотивом инновационной деятельности в экономической теории считается конкуренция. Но это — в теории.
А на практике встают такие вопросы: имеет ли смысл развивать конкуренцию между странами одного интеграционного объединения? Не для того ли был создан, например, Европейский союз, чтобы, среди прочего, противостоять США и странам Юго-Восточной Азии в глобальной конкуренции? Эффективны ли дублирующие друг друга исследования и производства?
Из очевидных ответов на эти вопросы логически вытекает такое направление работы, — и оно, по нашему мнению, более результативно в странах с относительно высоким участием государства в экономике, — как использование программно-целевого метода управления инновационными процессами. В Беларуси этот инструмент доказал свою эффективность. В 2011 году стартовала уже вторая Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь (до 2015 года). По инициативе белорусской стороны была разработана и в мае 2010 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС утверждена Межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии». Эта программа явилась первой среди межгосударственных программ ЕврАзЭС, в отношении которой принято решение высших органов Сообщества о реализации.
Однако одно дело — страна, а другое — объединение стран со своими процедурами, своей иерархией, своей спецификой. Отсюда сложности согласования общих документов. И до сих пор, несмотря на разработку проекта новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, согласование совместных проектов Союзного государства по-прежнему занимает много времени, система согласования остается громоздкой и требует упрощения.
Сохраняется потребность больше внимания уделять межрегиональному научному сотрудничеству, стимулировать налаживание взаимодействия между молодыми учеными обеих стран, планировать совместное выполнение научных исследований, которые должны составлять основу научно-технических и инновационных программ Союзного государства, более активно использовать совместно полученные знания в создании наукоемких производств и технологий.
В структуре НАН Беларуси созданы научно-практические центры и научно-производственные объединения, объединенные институты, которые связывают все фазы инновационного цикла на базе единой организационной структуры. Реализованные в белорусской практике модели структурирования имеют аналоги в российской практике: наукограды, технологические парки и другие. В то же время для белорусских ученых представляет интерес то, как организован инновационный процесс в таких организациях РАН, как Физикотехнический институт им. А.Ф. Иоффе РАН, которым руководит Нобелевский лауреат академик Ж.И. Алферов, или Институт проблем химической физики РАН в г. Черноголовке, руководимый академиком С.М. Алдошиным.
В свою очередь, для России был бы, на наш взгляд, интересен опыт Беларуси по концентрации интеллектуальных ресурсов в рамках государственных комплексных целевых научно-технических программ. Начиная с прошлой пятилетки, были созданы 12 таких программ, в которые на сегодняшний день включены 18 Государственных программ научных исследований и 28 Государственных научно-технических программ.
Одним из ключевых инструментов достижения поставленных целей могут стать государственно-частные партнерства в инновационной сфере, для реализации которых необходима соответствующая законодательная база.
Назрела необходимость ликвидации отставания Беларуси от Российской Федерации в части формирования основ рыночной экономики (основные институты, рыночные отношения) как среды для наращивания конкурентных преимуществ.
Первым этапом на пути успешного сотрудничества России и Беларуси в инновационной сфере может стать принятие гармонизированного основополагающего Закона Союзного государства «Об инновационной деятельности», за которым должна последовать серия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, трансфера технологий, функционирования субъектов инновационной инфраструктуры, единого порядка формирования и реализации программ фундаментальных и прикладных исследований.
В сфере научной деятельности, самого важного элемента экономики знаний, наиболее острая ситуация сложилась для гуманитарных наук. Остаточный принцип обеспечения гуманитарных отраслей знания, который существует в настоящее время, связан с тем, что они, по общему убеждению, не дают прямой добавленной стоимости, а значит — бесполезны. При этом из виду упускается, что именно специалисты гуманитарного, а не естественнонаучного профиля составляют большую часть персонала абсолютного большинства как государственных, так и частных управленческих структур.
Именно эти люди, как правило, отвечают за выработку стратегических программ развития компаний, общества и государства. Учитывая это, в рамках создания интегрированной инновационной системы необходимо определить роль и практическое значение гуманитариев в обществе как основных носителей и «формирователей» человеческого (социо-интел-лектуального) капитала.
Важным шагом в развитии гуманитарного сотрудничества является учреждение в 2010 г. в Москве Ассоциации исследовательских институтов философии стран СНГ, Азии и Восточной Европы, у истоков которой стояли организации, представляющие Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Россию, Таджикистан и ряд других государств. Сформирован исполнительный комитет Ассоциации. Принято решение о создании Международного института философии, призванного стать наследником традиций научного диалога и сотрудничества, положительно себя зарекомендовавших в рамках советского периода.
Совместная работа философов уже дает значимые результаты. Ученые Института философии НАН Беларуси совместно с коллегами из РАН, университетов Санкт-Петербурга, Томска, Перми раскрыли инновационный потенциал методов синергетики в диагностике, синтезе и проектировании сложных систем, дали философско-методологический анализ проблемы размерности пространства-времени. Монография о процессах самоорганизации и эволюции систем, подготовленная по результатам этих исследований, выдержала два издания в Москве.
О важности результатов сотрудничества в сфере гуманитарных наук свидетельствуют уже только названия ряда совместных публикаций: «Социальная консолидация общества (сравнительный анализ на материалах России и Белоруссии)» (М.—Мн., 2004); «Формирование национально-государственных интересов в условиях возрастающей глобализации (сравнительный анализ на материалах России и Белоруссии)» (М.—Мн., 2008). В сотрудничестве с философами Сибирского отделения РАН и Института философии и политологии Казахстана разработана аналитико-про-гностическая модель социальной трансформации постсоветских обществ на опыте России, Беларуси и Казахстана.
Кооперация белорусских и российских ученых должна опираться на сильные стороны ее участников и минимизацию параллельных высокозатратных работ. На принципах, апробированных при формировании Таможенного союза, необходимо создавать единое научно-технологическое пространство России и Беларуси, координировать исследования с учетом сложившейся специализации научных школ и их места в мировой иерархии, подключаться к системе международного научно-технического сотрудничества (в т.ч. к проектам 7-й Рамочной программы ЕС) только при наличии зримых выгод для всех участников, не поощряя тем самым скрытую утечку конкурентоспособных результатов отечественных НИОКР
Настоящая статья публикуется на новой для деятельности Межакадемического совета площадке — в журнале «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз», который издается Институтом социально-экономического развития территорий РАН, расположенном в старейшем городе России — Вологде. Журнал выходит на русском и английском языках, имеет открытый сайт в Интернете, что дает возможность поделиться некоторыми соображениями с широким кругом специалистов по вопросам развития межрегионального и межгосударственного сотрудничества. Одновременно это — приглашение к совместному обсуждению и работе, поскольку в условиях реальной интеграции, масштабная практическая деятельность может быть только общей.
В условиях работы на общем рынке необходимо скорректировать подходы к привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Во-первых, создать условия для функционирования международных корпораций, которые производят технически сложную инновационную продукцию и обеспечивают ее экспорт в другие страны Таможенного союза.
Во-вторых, специальным декретом следует оговорить, что на такие корпорации не распространяется обычная практика хозяйствования в Республике Беларусь, заключающаяся в доведении целевых показателей, государственном регулировании тарифной политики, запрете увольнения излишней рабочей силы и т.д.
Более 150 белорусских специалистов с 1956 по 1991 год принимали участие в исследовании и освоении Антарктики в составе советских антарктических экспедиций, провели сотни исследований, тысячи наблюдений и создали десятки научных трудов. Сегодня следует делать упор на совместные комплексные междисциплинарные проекты по геофизическому мониторингу Антарктиды. Белорусские ученые могут предложить для данных исследований уникальные приборы по изучению азоносферы, для оценки пустот в ледяном массиве, лидарные установки для изучения атмосферы. Возможно формирование совместного проекта по изучению Арктики в рамках программ Союзного государства.
Белорусы уже сделали ряд конкретных шагов. По комплексу вопросов, связанных с выполнением мероприятий по обеспечению работ в Антарктике, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси согласован Проект Государственной программы «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельности арктических и антарктических экспедиций на 2011 — 2015 годы». В ведение Национальной академии наук Беларуси передан Республиканский центр полярных исследований, который будет осуществлять работу, связанную с изучением этой малоисследованной области Земли. Присутствие Беларуси в Арктике также политический вопрос, обеспечение которого выгодно обеим сторонам.
Ученые России и Беларуси могут столь же эффективно объединить усилия по изучению уникальных объектов природы, которыми богаты соседние страны. В Беларуси это и самое большое озеро Нарочь, и цепь Браславских озер, и заповедный лесной массив Беловежская пуща, и уникальные болотные массивы Полесья. Проекты по изучению подобных объектов в Беларуси практикуются уже достаточно широко, в том числе и совместно с российскими коллегами.
Например, Институтом экспериментальной ботаники НАН Беларуси совместно с Институтом ботаники им. Н.Г. Холодного НАНУ, Институтом экологии Карпат, Ботаническим институтом им. В.Л. Комарова РАН разработана концепция создания трансграничных заповедных территорий Беларуси, Украины, России. Определены перспективные для охраны биологического разнообразия трансграничные природные комплексы, разработаны и внедрены
конкретные мероприятия по их охране. Создан биосферный трансграничный резерват «Западное Полесье». После создания единой охраняемой территории это будет четвертая в мире и вторая в Европе трехсторонняя (создаваемая при участии Беларуси, России и Польши) охраняемая территория.
Приведенный здесь перечень объектов и направлений совместной работы учёных России и Беларуси далеко не исчерпывающий. Но и он убедительно свидетельствует, что межакадемическое сотрудничество РАН и НАН Беларуси, расширение и углубление их связей с научными центрами является мощным стимулом для интеграции двух братских стран, а формирование единого инновационного пространства России и Беларуси может стать моделью для построения механизмов модернизации экономик стран Евразийского сообщества на основе, в первую очередь, собственного научно-технического потенциала.