21 (114) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 334.05
экономическое развитие российской федерации и стран содружества независимых государств в инновационной и научно-технической сферах
В. В. КОТИЛКО,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,
главный научный сотрудник
совета по изучению производительных сил
Минэкономразвития России и РАН
E-mail: kotilko@yandex. ru
Статья посвящена проблеме согласования стратегий модернизации Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств. Для выполнения этой задачи следует выявить приоритетные направления сотрудничества стран-партнеров и наметить совместные инновационные проекты. Целесообразно при этом активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства, а также создать систему сквозного планирования реализации крупных совместных инновационных проектов.
Ключевые слова: модернизация, инновация, приоритетные направления, инновационные проекты.
Экономическое развитие Российской Федерации.
Цели и основные направления модернизации и инновационного развития отечественной экономики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (далее — Концепция) и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [2, 5].
В этих документах сформулирован переход к инновационному социально ориентированному развитию, к созданию экономики, опирающейся на модернизированные традиционные сектора (металлургию, химию, сельское хозяйство, строи-
тельный комплекс), новую развитую транспортную инфраструктуру и конкурентоспособные отрасли «новой экономики» — научные, инжиниринговые, образовательные и медицинские услуги.
На современном этапе развития основными задачами всех министерств Правительства РФ являются стимулирование инновационной деятельности действующих предприятий, содействие созданию новых инновационных компаний, повышение спроса на инновационную продукцию, поддержка инновационной направленности сектора науки и образования.
Министерством экономического развития РФ предпринимаются меры по совершенствованию законодательства в сфере инновационной деятельности, развитию инфраструктуры инновационного технологического предпринимательства, повышению спроса на инновации. В этих целях поручением Правительства РФ от 04.08.2009 № СИ-П7-4455 утвержден План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009—2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года [7], в котором основной акцент сделан на стимулирование инновационной активности
- 19
в экономике, на предприятиях реального сектора экономики.
Министерство экономического развития РФ разработало проект Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года (далее — Стратегия) [9]. Сейчас этот проект представлен на обсуждение представителям экспертного сообщества и бизнеса, ученым и коллегам из других ведомств. Инновационное развитие осуществляется через множество инициатив и проектов. В этой связи под целью Стратегии понимается увязка программ и мер в целостную инновационную систему.
Инновационная Стратегия позволяет конкретизировать и систематизировать положения Концепции долгосрочного развития. Обеспечить связку между целями макроуровня, обозначенными в Концепции долгосрочного развития, и параметрами конкретных государственных программ, которые сейчас разрабатываются.
В Концепции выделено три ключевых элемента.
Во-первых, в центре Стратегии — человек и национальный человеческий капитал. Если на предыдущем этапе глобальная конкуренция велась за доступ к природным ресурсам, к сырью, то в ближайшем будущем, по мнению автора, ключевым объектом конкуренции будут именно кадры, человеческие ресурсы. Исходя из этого упор должен быть сделан на развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле, не только через высшую школу. Это задача для всей системы образования, но необходима также и популяризация, пропаганда инновационной деятельности (через музеи, СМИ, поощрение научно-технического творчества молодежи).
В части развития человеческого потенциала опережающее накопление глобально конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров должно стать абсолютным приоритетом. На современном этапе Россия конкурирует уже не только с развитыми странами, но все больше с партнерами по БРИК, другими быстроразвивающимися странами.
Во-вторых, следует исходить из того, что основным двигателем инновационного развития может и должен быть только бизнес. Инновационное развитие — это способ обеспечить рост благосостояния граждан России. Надо создать такие условия, чтобы бизнесу стало выгодно становиться инновационным.
При этом следует понимать, что создание национальной системы не означает создания замкнутой системы. Такая система не может существо-
20 -
вать. Отечественные компании должны не только выходить на внешние рынки, но и встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. При этом должны понимать, каким именно звеном в такой цепочке выгоднее всего быть. Здесь планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки со стороны перспективных стран-партнеров участников СНГ.
В-третьих, инновационным должно стать государство. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе за счет последовательной ликвидации существующих здесь административных барьеров и ограничений.
Существует огромный простор для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе через механизмы госзакупок и проведения соответствующей политики через представителей государства в органах управления компаний с госучастием.
Инструменты развития и поддержки инноваций должны быть выстроены в единую цепочку, обеспечивать поддержку инноваций на всех стадиях их вызревания, от зарождения идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок. Один из инструментов координации — это формируемые сейчас технологические платформы.
Необходимо разработать модель координации национальной инновационной системы. Следует четко определить сферы ответственности различных органов власти и схему их взаимодействия, определить координирующую роль Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию и Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Возможно, следует рассмотреть вопрос о создании департаментов по инновациям в федеральных ведомствах, введение постов заместителей генерального директора по инновациям в ведущих компаниях с госучастием.
Одной из ключевых проблем на сегодняшний день является не до конца отлаженный механизм перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) к наиболее эффективному собственнику, готовому и способному эти права коммерциализировать.
Созданные институты достаточно хорошо регулируют сферу оборота прав для частного сектора, в то время как в регулировании оборота прав на РИД, созданных с использованием бюджетных средств, сохранились проблемы. Сейчас доля государства
составляет более 60 % от всех расходов на НИОКР в стране, и если не наладить эффективный механизм коммерциализации этих НИОКР, основная часть денег, направляемых в науку, так и не будет приносить адекватной отдачи от вложенных средств.
Государство сейчас является собственником большого количества не выявленных и не оформленных результатов интеллектуальной деятельности, часть из которых создана еще в советское время, которые в настоящий момент не используются и каждый год теряют актуальность и перспективы коммерциализации. Нет субъектов, заинтересованных в том, чтобы найти, оформить и начать коммерциализировать перспективные разработки. Обязательной или инициативной инвентаризацией, которая сейчас предусмотрена в законодательстве, эту проблему решить не удалось.
Более того, даже оформленные права на РИД далеко не всегда эффективно реализуются, поскольку закрепляются за бюджетными организациями, у которых недостаточно стимулов к коммерциализации и хуже всего обстоит дело с возможностью получения автором, изобретателем выгоды от «своего» РИД как в силу неурегулированности порядка получения им вознаграждения, так и в силу минимальных шансов получить возможность коммерциализации собственного изобретения.
Существенным препятствием для инноваций является институт промышленной безопасности в своем существующем виде. Характерным примером, иллюстрирующим несоответствие системы промышленной безопасности задачам инновационной экономики, является необходимость получения разрешения на каждое изменение конструкции экспериментальной установки в отдельных отраслях. В этих условиях проводить опытно-конструкторские работы в соответствии с требованиями законодательства становится практически невозможным. Предлагается переосмыслить функции промышленной безопасности в свете новых задач и подготовить концепцию ее совершенствования.
Избыточные административные барьеры создает и регулирование внешней торговли.
Отдельным блоком проблем является система технического регулирования. Общее мнение — эффективно система так и не заработала. Необходимо ускорять темпы разработки технических регламентов в рамках Таможенного союза. В области стандартизации целесообразно установить порядок признания документов о подтверждении соответствия, протоколов исследований (испытаний) и измерений, выданных зарубежными органами
по сертификации, а также знаков соответствия. Это снимет ряд проблем, связанных с отставанием стандартизации от технологических изменений в экономике и позволит ускорить выведение инновационных продуктов на рынок.
Особое внимание уделяется в России формированию технологических платформ. Так, на заседании президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Москва, 2 августа 2010 г.) [4] формирование технологических платформ рассматривалось в качестве одной из важнейших задач, приоритетных для перехода экономики на инновационный путь развития.
Это, во-первых, задача повышения инновационной активности предприятий, решаемая благодаря создаваемым в рамках технологических платформ механизмов координации прикладных исследований на доконкурентной стадии, совместному использованию высокотехнологичного научного и лабораторного оборудования, формированию устойчивого партнерства с ведущими исследовательскими и образовательными организациями.
А во-вторых, в рамках технологических платформ решается задача фокусирования государственного финансирования исследований и разработок с учетом уровня их востребованности со стороны бизнеса, максимизируя тем самым воздействие соответствующих государственных программ на уровень конкурентоспособности экономики и на объем привлекаемого софинан-сирования высокотехнологичных проектов из внебюджетных источников.
В результате практически устраняется риск дублирования исследований, финансируемых из разных источников, создаются предпосылки для объединения различных источников финансирования для кооперации совместных инновационных проектов, значительно расширяются возможности для эффективной коммерциализации технологий. Кроме того, за счет формирования лучших возможностей для оценки спроса на инновационные продукты создаются возможности для привлечения частных источников финансирования инвестиционных проектов инновационной направленности.
В настоящее время сформирован ряд предпосылок для успешного «запуска» механизма технологических платформ за счет значимых стимулов для участия в них как производственных, так и ведущих вузов.
К настоящему времени в инициативном порядке подготовлены предложения по 14 тех- 21
нологическим платформам, поступившие как от крупнейших государственных корпораций (ГК «Ростехнологии», «Роснанотех»), так и от отраслевых объединений предпринимателей, таких как объединение экспортеров программного обеспечения «Руссофт», Партнерство инноваций в энергетике «ИНВЭЛ», Лазерная ассоциация и ряд др.
Среди предложенных технологических платформ — «Авионика и бортовое оборудование», «Полимерные композиционные материалы», «Промышленные биотехнологии», «Суперкомпьютерная Платформа «СКИФ», «Лазерно-оптические технологии (фотоника)», «Малая комплексная энергетика», «Энергосбережение в освещении», «Применение инновационных материалов в магистральных трубопроводах», «Применение инновационных технологий для снижения затрат на строительство и содержание автомобильных и железных дорог» и ряд др.
Кроме того, со стороны государства целесообразно обеспечить формирование технологических платформ «сверху», вне зависимости от того, будет ли их тематика предложена в инициативном порядке.
В приоритетном порядке такие технологические платформы должны быть сформированы в соответствии с приоритетными направлениями технологического развития, зафиксированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [2], к числу которых отнесены следующие:
• создание новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных двигателей), а также ракетно-космической техники;
• создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов, сооружение атомных электростанций повышенной безопасности;
• разработка новых конкурентоспособных энергетических установок (турбин, генераторов и т. д.) и эффективных систем передачи электроэнергии постоянным током на большие расстояния;
• развитие водородной энергетики и производство новых видов моторного топлива;
• развитие оптоэлектроники и микромеханики;
• разработка специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах;
• разработка новых технологий обработки металлов.
Во-вторых, это принятие решения об организационной поддержке формирования технологических платформ в рамках ФЦП «Исследования и
22
разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» [10], а также федеральных целевых программ, реализуемых Минпромторгом России, Роскосмосом, другими федеральными органами исполнительной власти (Минкомсвязь России, Минтранс России, Минэнерго России, Минздрав-соцразвития России, Минсельхоз России).
Кроме того, необходимо обеспечить учет приоритетов развития технологических платформ в рамках финансирования фундаментальных и прикладных исследований, проектов развития инновационной инфраструктуры и поддержки коммерциализации технологий, осуществляемых РАН, другими академиями наук с государственным статусом, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Российским фондом технологического развития (РФТР).
Необходимо также обеспечить учет соответствующих положений инвестиционных проектов в сфере инноваций государственными институтами развития, включая госкорпорации «Внешэкономбанк», «Роснанотех», ОАО «Российская венчурная компания».
Кроме того, следует поддержать предложение об обеспечении мониторинга рассмотрения федеральными органами исполнительной власти предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования, налогового и таможенного регулирования, сформулированных в рамках деятельности технологических платформ, в рамках деятельности Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Значимым направлением использования потенциала технологических платформ должно стать содействие международному сотрудничеству в рамках деятельности технологических платформ, включая развитие межстрановых программ научно-технологического сотрудничества, поддержка международных альянсов в научно-технологической сфере, привлечение иностранных инвесторов, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции и технологий.
Инновационное развитие возможно только в условиях конкурентной экономики, равных правил игры, благоприятного инвестиционного климата, развитой судебной системы. Стратегия инновационного развития до 2020 года — это специализированный документ по отношению к общей стратегии долгосрочного развития. В ней прописан ряд специфичных задач и мер, направленных на стимулирование инноваций. Предстоит запустить приоритетные технологические платфор-
мы, расширить масштабы финансовой поддержки инновационной деятельности на ранних стадиях, выстроить систему мониторинга эффективности налоговых льгот, а уже на основе ее результатов отменить неэффективные и ввести новые налоговые льготы. Важно также реализовать конкретные меры в сфере образования, повышения эффективности науки, популяризации инноваций. В то же время главный приоритет в краткосрочном плане — это повышение инновационной активности бизнеса.
Предлагается реанимировать Российский фонд технологического развития, который сейчас фактически не функционирует. Этот фонд целесообразно переориентировать на поддержку реализации инновационных проектов компаний, а также, возможно, на поддержку проектов, которые будут появляться в рамках технологических платформ. Он должен стать тем, чем изначально должен был быть — важнейшим институтом обеспечения грантовой поддержки инновационной деятельности. Кроме того, через программы РФТР может осуществляться не только финансовая, но и информационная и консультационная поддержка фирмам и бизнес-ассоциациям, которые специализируются на прикладных НИОКР, технологических и организационных инновациях, продвижении высокотехнологической продукции на внешние рынки, развитии механизмов непрерывного образования.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [10] характеризуется следующими основными показателями:
• доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40—50 % в 2020 г. (в 2009 г. — 10,4 %);
• доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5—10 % в 5—7 и более секторах к 2020 г.;
• удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 % в 2020 г. (в 2008 г. — 0,35 %);
• валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17—20 % в 2020 г. (в 2009 г. — 11,8 %);
• удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25—35 % в 2020 г. (в 2009 г. — 12,4 %);
• внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5—3 % валового внут-
реннего продукта (ВВП) в 2020 г. (в 2009 г. — 1,24 %), из них больше половины — за счет частного сектора;
• доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 5 % в 2020 г. (в 2008 г. — 2,48 %);
• средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 г. (в 2009 г. — 2,4 ссылки на статью);
• не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 г. — ни одного);
• количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии, превысит в 2020 г. 2,5—3 тыс. (в 2008 г. — 63 тыс.);
• доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25 %;
• доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30 %.
По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития начиная с 2015 г. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.
Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, имеющиеся риски и возможности роста позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.
1. Вариант инерционного импортоориентиро-ванного технологического развития — предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через
- 23
меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная система распадается на ряд отдельных, преимущественно оборонных научно-технических анклавов, при этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта не соответствуют целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе — и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.
2. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких не-фтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.
Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более недавний период — стран Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной истории — Китай.
В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что используются в мире. Самые передовые технологии, как правило, используются странами — производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или производства новых
24 -
продуктов выводятся в третьи страны (или продаются технологии, лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция становится распространенной, конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса требует переноса производства в страны с меньшим уровнем издержек. Из этого правила могут быть исключения (например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно применять сразу в других странах). Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной рабочей силы или сервиса, наличия научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы.
Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.
Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ:
1) можно достаточно уверенно прогнозировать технико-экономические характеристики нового продукта или технологии, поскольку используются уже готовые и, более того, хорошо отработанные технологии, то инновационные риски минимальны; приобретая готовые технологии, фирмы, как правило, могут получить и весь комплекс сопутствующих услуг — обслуживание, ремонт, обучение персонала;
2) сроки реализации инновационных проектов гораздо короче, при этом в случае хорошей восприимчивости бизнеса к инновациям экономика получает существенные преимущества от быстрого массового распространения более прогрессивных технологий;
3) изменение технологической специализации может идти нелинейно, не по технологической цепочке в отдельном секторе, т. е. развитие технологий в базовых секторах может привести к появлению новых высокотехнологичных секторов;
4) децентрализация принятия решений о выборе технологии: вообще говоря, не требуется государственной политики по определению научно-технологических приоритетов — решения принимает конкретный бизнес, что снижает (в среднем) риски ошибочных решений.
Однако есть принципиальные риски при реализации догоняющей стратегии в российских условиях:
1) возникает необходимость жесткой конкуренции с другими производителями аналогичной продукции, использующими такую же либо более
совершенную технологию. При этом отсутствие инновационной ренты усиливает конкуренцию по цене, а следовательно, прежде всего по издержкам производства; в этой связи конкурентоспособность на мировых рынках может быть обеспечена только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике;
2) современные технологии настолько сложны, что зачастую недостаточно приобрести лицензию и/ или оборудование — требуется весь комплекс знаний и опыта, а следовательно, эффективное развитие производства преимущественно должно идти в рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций, что в свою очередь требует серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата; высокая значимость в экономическом развитии иностранного капитала и иностранных технологий, вовлеченность страны в глобальные экономические процессы — все это повышает зависимость экономики страны и усиливает внешние риски;
3) сильная зависимость от импорта техники и технологий при прочих равных условиях тормозит развитие собственных разработок, что в российских условиях будет означать дальнейшее углубление разрыва между отечественной наукой и промышленностью.
3. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.
Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде др.
Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры и предполагает формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.
Этот путь более привлекательный как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний.
Общий контроль за реализацией Стратегии будет осуществлять Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию (далее — Президентская комиссия). Другими важнейшими задачами Президентской комиссии станут определение ключевых технологических приоритетов развития, а также отбор и реализация прорывных инновационных проектов в рамках этих приоритетов, создающих базу для получения российской экономикой в перспективе глобальных конкурентных преимуществ.
Российская национальная инновационная система будет полноценно интегрироваться в международную инновационную среду, используя все имеющиеся механизмы. В первую очередь это участие в международных научных программах, привлечение ученых с мировым именем для преподавания и ведения исследований в национальных исследовательских университетах, финансирование реализации совместных инновационных проектов или покупка и локализация в России высокотехнологичного бизнеса через ГК «Внешэкономбанк», «Роснанотех», через фонды, создаваемые с участием ОАО «Российская венчурная компания», через размещение в России исследовательских центров ведущих зарубежных компаний.
Экономическое развитие в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) 4 февраля 2009 г. принял решение о создании Центра высоких технологий ЕврАзЭС и одобрил основные принципы деятельности центра. Главы правительств стран Сообщества 9 июня 2009 г. подписали учредительные документы.
С переходом к новому технологическому укладу, с использованием современных разработок в области высоких технологий все страны в настоящее время сталкиваются с необходимостью концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, ориентированных
- 25
на развитие нано- и биотехнологий, информационно-коммуникативных технологий и др.
Деятельность центра будет осуществляться за счет расширения возможностей национальных инновационных систем на основе интеграции научно-технического и промышленно-технологи-ческого потенциала, развития кооперации, гармонизации законодательства в сфере инновационной деятельности.
Центром была разработана Концепция Евразийской инновационной системы, которая утверждена решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) 11 декабря 2009 г. [3]. Ее реализация заложена в план мероприятий центра на 2010 г., который был принят на совместном заседании Наблюдательного совета и совета директоров центра в январе 2010 г.
Основными целями Центра высоких технологий определены:
• содействие разработке и реализации согласованной инновационной политики государств — участников центра;
• координация работ по созданию Евразийской инновационной системы и развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в государствах, участвующих в создании и деятельности центра;
• содействие созданию механизмов финансирования инновационных программ и проектов и создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу. Наблюдательный совет и совет директоров
центра являются руководящими органами центра. В состав Наблюдательного совета центра входят руководители министерств и ведомств государств-членов ЕврАзЭС и Республики Армения, ответственные за реализацию национальной инновационной политики и международного сотрудничества в указанной сфере, а также представители секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС.
В состав совета директоров входят руководители организаций, уполномоченные правительствами государств для участия в деятельности центра, и исполнительный директор центра.
Председателем Наблюдательного совета центра избран заместитель министра образования и науки России В. Н. Фридлянов, его заместителем — заместитель председателя государственного комитета по науке и технике Республики Беларусь В. И. Недилько.
Председателем совета директоров центра стал директор Центра информационных технологий и
26 -
систем органов исполнительной власти (ЦИТиС) РФ А. В. Старовойтов. ЦИТиС определен в качестве головной организации Центра, ответственной за его информационное обеспечение.
В 2010 г. деятельность центра ориентировалась на разработку научно-технических программ и инновационных проектов, анализ состояния нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере научно-технической и инновационной деятельности и развития национальных инновационных систем, научно-технического и образовательного потенциала государств-членов ЕврАзЭС и Республики Армения в сфере разработки и применения высоких технологий.
Для этих целей предусматривалось привлечение финансовых средств организаций и фондов, участвующих в деятельности центра. Особое значение центр придает созданию венчурных фондов, сотрудничеству с Евразийским банком развития, а также использованию средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, в число задач которого входит финансирование инвестиционных проектов.
Задача Центра высоких технологий в том, чтобы плодами инновационных разработок одной страны могли пользоваться и другие участники Сообщества. Это возможность синхронно двигаться в сторону высоких технологий.
В России создана и работает Российская венчурная компания, в Республике Беларусь — Белорусский инновационный фонд, в Казахстане — Национальный инновационный фонд. Центр высоких технологий будет создаваться на их базе, а также на базе соответствующих структур, уполномоченных правительствами Кыргызстана, Таджикистана и Армении.
В настоящее время с целью создания площадок, обеспечивающих возможности поиска партнеров по разработке и реализации инновационных проектов, Центр высоких технологий ЕврАзЭС совместно с Евразийским деловым советом предполагает активно участвовать в организации выставочных мероприятий, в проведении инновационных салонов, форумов, конференций.
В феврале 2010 г. на базе Саратовского технического университета совместно с академией инноватики «ГЛОБЕЛИКС-Р» и Центром была проведена научно-практическая конференция «Инновационное общество — новая историческая эпоха цивилизованного развития».
В рамках конференции прошли презентации инновационных проектов в области энергетики, точного машиностроения, струнного транспорта, нано-, био- и информационных технологий.
На заседаниях Наблюдательного совета и совета директоров центра, состоявшихся в январе, марте и апреле 2010 г., были рассмотрены предложения по конкретным межгосударственным инновационным проектам, которые представили организации — национальные координаторы государств-членов ЕврАзЭС и Республики Армения, участвующие в деятельности центра.
Всего было заявлено свыше 220 проектов, из них 68 отобрано, а 12 проектов из всех стран-участниц центра уже представлено к рассмотрению.
Принимая во внимание важность работы, связанной с формированием межгосударственных инновационных проектов, проведением их всесторонней экспертизы, совет директоров разрабатывает Положение о порядке формирования и реализации инновационных проектов ЕврАзЭС. Центр приступил к формированию экспертных советов, комитетов и комиссий, в состав которых войдут ученые, представители национальных академий наук, национальных университетов, а также представители бизнеса.
Инновационные проекты Центра высоких технологий ЕврАзЭС:
• разработка, регистрация и последующий вывод на рынок инновационного препарата для лечения эпилепсии (план финансирования утвержден);
обеспечение безопасного питьевого водоснабжения автономных объектов; создание энергетических комплексов для получения тепловой энергии с использованием местных альтернативных биотоплив; технология и система распознавания и понимания речи на любом национальном языке; малые формы комплексной добычи твердых горючих ископаемых и безотходная их переработка;
разработка высокоэффективных систем аэрации для биологической очистки сточных вод; биоактивные медицинские материалы нового поколения.
Экономическое развитие в рамках Союзного государства Беларуси и России. Союзные программы, включающие в себя комплекс совместных мероприятий по решению крупных социально-экономических задач, играют значимую роль в экономической интеграции России и Беларуси. Реализация программ Союзного государства способствовала созданию миллионов рабочих мест, где на равных правах работают граждане Беларуси и России. Кроме того, миллионы россиян работают по проектам, способствующим развитию сотрудничества между двумя странами.
Значительный интерес участников форума привлек проект союзного евразийского транспортного коридора. Союзное государство может предложить мировому сообществу масштабный, поистине континентальный проект создания мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Восточную Азию. Современная межконтинентальная транспортная сеть способна круто изменить жизнь четырем с лишним миллиардам людей. Речь идет о строительстве более 50 тыс. км дорог с применением новых технологий и материалов. Это напрямую связано с реализацией союзных программ по обустройству внешней границы Союзного государства, созданию таможенной и пограничной инфраструктуры, отвечающей требованиям мирового уровня. Достигнутые Союзным государством в этих направлениях результаты позволяют ставить перспективные задачи по наращиванию межгосударственного транзита. В настоящее время поэтапно развивается система международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства, проводится целенаправленная работа по развитию белорусских и российских участков транспортных коридоров. В частности, трансъевропейский транспортный коридор имеет реальную перспективу стать главным маршрутом, соединяющим страны Европы от Великобритании до Урала с последующим продолжением до российских дальневосточных портов, что обеспечит выход на морские пути Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Но для этого необходимо создать высокотехнологичную транспортную систему, основанную на принципиально новых инфраструктурных решениях, предназначенную для создания современных транспортных и информационных связей, в первую очередь всех регионов Союзного государства, а также стран Европы, Азии и других континентов.
Интеграция в составе транспортной системы всех видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, авиационного, речного и морского), создание универсальных транспортно-логистичес-ких центров позволят на качественно новом уровне регулировать все грузовые и пассажирские потоки. Транспортная система, рассчитанная на перспективы роста экономических связей стран, сама будет способствовать значительному экономическому росту Союзного государства, значительно ускорит процесс создания и развития конкурентоспособных промышленных производств в различных сферах: машиностроительной, металлургической, строительной, энергетической, нефтехимической и других. Позволит также изменить демографическое
- 27
положение в Союзном государстве, более равномерно распределить население вдоль транспортных коридоров, создать условия для повышения уровня жизни населения.
На сегодняшний день приоритетным направлением сотрудничества является разработка комплекса мер, способствующих дальнейшей интеграции транспортной инфраструктуры Союзного государства в мировую транспортную систему. Благодаря реализации этого проекта Союзное государство получит возможность утвердить свое уникальное географическое положение как транзитного моста между Европой и Азией.
Принята программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006—2010 гг. По состоянию на 1 ноября 2010 г. на реализацию программных мероприятий МЧС России освоено более 562 млн руб. В ходе реализации программы оснащены современным медицинским и телекоммуникационным оборудованием целый ряд медицинских центров и оздоровительных комплексов. Разработаны, усовершенствованы и внедрены новейшие технологии для диагностики и лечения населения загрязненных территорий и ликвидаторов. Это позволило оказать высокотехнологичную медицинскую помощь в 2006—2010 гг. более 12 тыс. чел. Также было обеспечено развитие единого чернобыльского регистра. Объем персональных данных на граждан для планирования мер адресной медицинской помощи составил более 138 тыс. чел. В 2010 г. начаты работы по подготовке проекта концепции программы совместной деятельности на период до 2015 г.
Реализуется программа «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики России и Беларуси информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды на 2007—2011 годы». Цель проекта — сокращение ущерба от стихийных гидрометеорологических явлений, создание более безопасных и благоприятных условий жизни населения, повышение эффективности работы отраслей экономики и сфер хозяйственной деятельности Беларуси и России за счет повышения оперативности, оправдываемости и качества различных видов прогнозов. В процессе реализации программы были созданы новые технологии и методы гидрометеорологических прогнозов, штормовых предупреждений, а также проведены работы по улучшению обработки и распространения фактической и прогностической информации на основе современных технологий.
28 -
Межгосударственная промышленно-финан-совая группа (МПФГ) «Формаш» предложила проект программы «Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2011—2015 годы». Суть в том, что сегодня в развитых странах разработка и производство современных композитов стали мощным стимулом развития техники и технологии, основой перехода к инновационной экономике. Быстро растущие требования к тактико-техническим характеристикам гражданской и оборонной техники уже невозможно обеспечить без применения этих материалов. Современные композиционные материалы обладают удельной прочностью и жесткостью в направлении армирования, превышающие в 4—5 раз и более эти показатели у стали и титановых сплавов. Предполагаемые заказчики новой программы — Министерство промышленности и торговли РФ и Белорусский государственный концерн по нефти и химии.
Реализуется союзная программа по использованию стволовых клеток в практической медицине. Цель проекта — помочь людям с болезнями сердца, печени, нервной и эндокринной систем, повреждениями мышц и суставов. Перед учеными стоит задача превратить стволовые клетки в клетки разных органов, а также в нейрональную, мышечную, хрящевую ткани.
НТЦ ФГУП «МРТИ РАН» предложил проект программы «Инновационная технология «холодной» микроволновой стерилизации жидких пищевых продуктов». Как известно, пищевая ценность, вкусовые качества и сроки хранения пищевых продуктов тесно связаны с содержанием в них различной микрофлоры. Традиционные термические технологии стабилизации свойств пищевых продуктов, пастеризация и стерилизация уже не удовлетворяют требованиям сегодняшнего дня. Они не выгодны с экономической (энергетической) точки зрения и не обеспечивают полной сохранности ценных питательных веществ в продукте. По-настоящему прорывной технологией стерилизации в пищевой промышленности может стать технология «холодной» микроволновой стерилизации продуктов в сильном импульсном электромагнитном поле и в то же время при низком уровне средней мощности потребляемой энергии. В процессе «холодной» стерилизации не происходит нагрева всей массы продукта, а разрушение связей в белке микроорганизмов происходит под действием интенсивного электромагнитного поля. Технология импульсной «холодной» СВЧ-стерили-
зации обеспечивает полную сохранность вкусовой и пищевой ценности продукта. Идея импульсной «холодной» микроволновой стерилизации может быть воплощена в приборах и установках стерилизации медицинского инструмента, обеззараживания воздуха в системах кондиционирования. Возможно и другое применение.
Ядерно-физический комплекс ГНУ «Объединенный институт ядерных и энергетических исследований «Сосны» работает над проектом «Разработка и создание транспортной энергоустановки малой мощности «ГРЭМ». В настоящее время становится очевидна актуальность развития атомных станций малой мощности. На сегодняшний день, по данным МАГАТЭ, разработчиками проектов ядерных энергетических установок заявлено более 50 проектов таких устройств малой мощности. В системе ядерной энергетики на основе атомных станций малой мощности особое место занимают транспортабельные ядерные энергетические установки. Они являются эффективным вариантом развития энергетики в зоне децентрализованного энергоснабжения, обеспечивающим энергетическую безопасность удаленных труднодоступных территорий.
Предлагаемая блочная транспортабельная ядерная энергетическая установка малой мощности ГРЭМ предназначена для тепло- и электроснабжения населенных пунктов с численностью жителей до 1 500 человек и объектов промышленности. Можно ожидать, что системный ввод в эксплуатацию ряда установок типа ГРЭМ приведет к сокращению объемов перекрестного субсидирования и ограничению темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, сокращению объемов северного завоза органического топлива, улучшению демографической и экологической обстановки удаленных районов. Создание такой установки позволит расширить экспортный потенциал атомной промышленности, сохранить конструкторские и научно-технические кадры, использовать отработанные в рамках данной программы технологии при создании таких установок для освоения глубоководных шельфов Мирового океана и космического пространства.
Стержень Союзного государства — это совместные производственные и научно-технологические программы. В ходе их реализации развивается кооперация ведущих предприятий Беларуси и России, активно создаются совместные производства, совместно решаются важные экономические, социальные и оборонные задачи.
Бюджет Союзного государства имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту и на сегодняшний момент составляет 4,8 млрд российских рублей. В 2010 г. на финансирование союзных программ, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную, а также сферу обеспечения безопасности, было выделено около 3,9 млрд руб., что составляет 80 % бюджета Союзного государства.
В настоящее время сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах между Беларусью и Россией осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством РФ о научно-техническом сотрудничестве, подписанного 27 февраля 1996 г., а также Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. [1, 8].
Положениями Договора о создании Союзного государства поставлена задача обеспечения единого научно-технологического пространства. Формирование единого союзного научно-технологического пространства предполагает создание и совместное использование научно-технических потенциалов России и Беларуси и обеспечение на этой основе последовательного роста конкурентоспособности экономик России и Беларуси, укрепления основ Союзного государства.
Основные направления научно-технической и инновационной политики формируются в рамках государственных приоритетов научно-технического развития России и Беларуси на основе осуществляемых в обеих странах мероприятий по переводу национальных экономик на инновационный путь развития и закреплены в Постановлении Совета Министров Союзного государства от 04.04.2006 № 9 [6].
В документе зафиксированы задачи и принципы межгосударственного взаимодействия, в основу которого положена согласованная научно-техническая и инновационная политика Союзного государства, предусматривающая создание двусторонних структур по научно-технологическому и инновационному сотрудничеству, определение форм и механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и трансфера технологий, финансирования совместных научно-технических и инновационных программ и проектов.
Главным фактором, стимулирующим инновационное, высокотехнологическое производство в
- 29
рамках интеграции Беларуси и России, являются союзные программы. В ходе реализации союзных программ путем объединения потенциалов Беларуси и России достигается значительная экономия финансовых, материальных и трудовых затрат, открывается перспектива импортозамещения и формирования экспортного потенциала новейшей отечественной конкурентоспособной продукции и технологий, обеспечивается национальная безопасность. В реализации совместных программ участвуют около 180 предприятий Республики Беларусь и более 250 предприятий Российской Федерации.
За 1999—2009 гг. полностью или частично профинансировано за счет средств союзного бюджета выполнение 43 совместных программ. Среди них научно-технические программы, реализация которых направлена на формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства в таких наукоемких секторах промышленности, как микроэлектроника, оптическое приборостроение, точная механика, средства отображения информации, коммуникационная техника, производство программных продуктов и др.
В последние годы постоянно увеличивается количество союзных программ, в рамках которых решаются задачи на прорывных направлениях науки, техники и технологии. Среди них «Космос — НТ», «СКИФ-ГРИД» «Стволовые клетки», «БелРосТранс-ген-2», «Нанотехнология-СГ» и другие, которые можно отнести к «прорывным проектам XXI в.».
Реализация указанных программ позволяет констатировать, что Беларусь и Россия в рамках Союзного государства приступили к формированию инновационных отраслей шестого технологического уклада: электронной, средств информатизации, связи, новых материалов и на их основе — к электронизации производственного потенциала, созданию экологически чистой обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроения.
В целях обеспечения единых норм регулирования процедур разработки и реализации программ Союзного государства создана нормативно-правовая база Союзного государства.
Разработан и принят Порядок предоставления бюджетных средств на реализацию совместных программ на возвратной и возмездной основе, что дает возможность в дальнейшем существенно увеличить союзный бюджет за счет многократного использования имеющихся финансовых ресурсов.
На заседании Совета Министров Союзного государства 16 марта 2010 г. утверждена новая редакция Порядка разработки и реализации
30 -
программ Союзного государства. Внесенные в Порядок дополнения и изменения направлены на сокращение сроков подготовки и согласования программ, обеспечение непрерывности финансирования работ по решению важнейших проблем инновационного развития экономики в рамках последовательно реализуемых программ, сокращение сроков между утверждением программ и началом их реализации и, что особенно важно, — на защиту прав и интересов Союзного государства и государств-участников в отношении объектов собственности, создаваемых в ходе и в результате реализации программ, в том числе и интеллектуальной собственности.
В результате реализации совместных программ в рамках Союзного государства и в Республике Беларусь, и в Российской Федерации созданы объекты союзной собственности.
Причины и барьеры, сдерживающие реализацию совместных инновационных проектов, можно назвать следующие:
• потенциал инновационного взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации реализован лишь частично;
• в государствах — участниках Союзного государства отсутствуют действенные правовые и экономические механизмы, стимулирующие как инвестирование в научно-исследовательские работы, так и финансирование процесса их коммерциализации;
• нормативно-правовая база, регламентирующая инновационную деятельность в рамках Союзного государства, требует дальнейшего развития и совершенствования;
• инновационные ресурсы по большинству программ к настоящему времени не капитализированы, не используются для пополнения бюджета Союзного государства, не учтены и не охраняются от незаконного использования другими лицами и организациями;
• механизмы коммерциализации результатов научных исследований не развиты, что не позволяет в достаточной мере использовать научные достижения для удовлетворения потребностей экономики и общества государств-участников.
Следует поддержать идею разработки проекта межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников Союзного государства на долгосрочный период.
В рамках данной программы необходимо:
• выработать и принять стратегию инновационной деятельности Союзного государства,
определить долгосрочные приоритеты инновационного сотрудничества государств-участников (прежде всего по таким направлениям, как внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности, разработка современных технологий по ряду направлений, включая наноматериалы и нанотехнологии), направленные на производство инновационной продукции; • особое внимание уделить формированию перечня приоритетных научно-технических и инновационных программ и проектов исходя из условий их возможной практической реализации. Приоритет должен быть отдан проектам, выходящим на беспрецедентные решения. Долгосрочное инновационное сотрудничество государств-участников должно быть ориентировано на практическую реализацию достижений фундаментальной и прикладной науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития Беларуси и России.
Исходя из этого следует активизировать использование научного потенциала Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук для совместного выполнения проблемно-ориентированных фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые должны составлять основу научно-технических и инновационных программ Союзного государства, повысить активность использования совместно полученных знаний в создании наукоемких производств и технологий.
Активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства для содействия в реализации научно-технических и инновационных программ и проектов Союзного государства.
Создать систему сквозного планирования реализации крупных совместных инновационных проектов, связанных с межгосударственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования.
Список литературы
1. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. URL: http://www. rg. ru/2008/05/26/ dogovor-dok. html.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
3. Концепция Евразийской инновационной системы: решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г.
4. Материалы заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Москва, 2 августа 2010 г.
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р.
6. Основные направления формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства: постановление Совета Министров Союзного государства от 04.04.2006 № 9.
7. План мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года: утвержден поручением Правительства РФ от 04.08.2009 № СИ-П7-4455.
8. Программа действий Российской Федерацией и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства (Москва, 08.12.1999). URL: http://www. belmos. ru/print. php?type=leg<ype=s&id=41.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/ innovations/doc20101231_016.
10. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы»: постановление Правительства РФ от 17.10.2006 № 613.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !
Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.