Влияние инновационного сотрудничества
на развитие экономик стран СНГ
Резюме. В статье исследуется роль взаимного инновационного сотрудничества в развитии национальных экономик стран СНГ, обосновывается его необходимость и рассматриваются основные направления. Предлагается скорректировать подходы к организации партнерских взаимодействий и перенести основной акцент на улучшение кооперации в прорывных областях, входящих в число научно-технологических приоритетов нескольких государств Содружества.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, инновационное сотрудничество, производственная кооперация, совместные программы, согласованная модернизация.
Алексей Шурубович,
ведущий научный
сотрудник
Центра
постсоветских исследований Института экономики РАН, кандидат
экономических наук
В настоящее время практически все страны СНГ переживают достаточно сложный этап своего развития. С одной стороны, они существенно продвинулись по пути рыночной трансформации, укрепив свой суверенитет, получив международное признание и демонстрируя примерно с 2000 г. высокие темпы увеличения ВВП. С другой стороны, в большинстве государств региона в последнее время проявились очевидные признаки экономической неустойчивости. Серьезный ущерб им нанес мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., продемонстрировавший их высокую уязвимость к внешним шокам. Прирост валового внутреннего продукта после него имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2005 г. он составил в целом по СНГ 6,7%, в 2010 г. - 4,9, в 2011 г. - 4,7, в 2012 г.- 3,5, в 2013 г.- 2,0% [1].
Трудности стран Содружества во многом связаны с устаревшей, оставшейся еще с советских времен технологической базой. При этом отсутствует масштабная модернизация, предполагающая как обновление действующего производственного потенциала, так и ускоренное развитие высокотехнологичных видов деятельности.
Модернизация призвана превратить инновации в главный фактор совершенствования системы народного хозяйства. Иными словами, она может осуществляться только на основе динамичного освоения национальных и заимствованных нововведений. Однако в СНГ до начала 2000-х гг. инновационно-технологическая сфера была исключена из числа стратегических прио-
ритетов. Экономики стран Содружества за годы реформ утратили значительную часть инновационного потенциала, сложившегося в советский период, и сейчас, осознавая острую потребность в модернизации, ощущают дефицит внутренних ресурсов для ее осуществления.
Инновационная активность СНГ остается низкой. Ведущие государства Содружества (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), занимая лидирующие позиции в мире по некоторым направлениям НТП, в то же время лишь в незначительной степени используют высокие технологии в производстве. В их экономиках доминируют третий и четвертый техуклады, тогда как для высокоразвитых стран определяющим являются пятый и шестой. В целом сохранившийся научно-технический потенциал СНГ, создающий возможности для инновационного развития экономики, реально очень слабо «работает» на него.
Необходимость инновационного сотрудничества для развития национальных экономик СНГ
Совершенствование экономики на инновационной основе, предусматриваемое в официальных программных документах участников СНГ, ни в одном из государств не может быть осуществлено при опоре лишь на собственные ресурсы. Поэтому необходимо прибегать к международному сотрудничеству, массированно привлекать крупные финансовые средства и передовые технологии из-за рубежа, при этом особую роль
уделять партнерству в границах Содружества. Без объединения усилий в научно-технологической сфере ни одна страна СНГ, включая Россию, не сможет развивать экономическое взаимодействие с внешним миром на подлинно равноправной основе.
Приходится, однако, констатировать, что кооперация внутри СНГ пока не играет в модернизации экономики заметной роли. В настоящее время в России более 90% общего объема импорта оборудования и технологий приходится на долю высокоразвитых стран дальнего зарубежья. Аналогичная картина наблюдается и в большинстве других государств Содружества. Интеграционные группировки данного региона, прежде всего Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), пока не нацелены должным образом на развитие взаимодействия в инновационной сфере.
Ориентация на сотрудничество с мировыми лидерами, являясь, очевидно неизбежной на нынешнем этапе, в долгосрочной перспективе, на наш взгляд, приведет к закреплению государств СНГ в подчиненном положении в глобальной экономике, обрекая их на технологическую зависимость от Запада. Важно при этом учитывать, что участие высокоразвитых стран в модернизации экономики Содружества (особенно России) будет носить достаточно ограниченный характер, поскольку никто и никогда не заинтересован в укреплении конкурентов.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в программных документах недостаточно отражено значение партнерства в рамках СНГ как фактора инновационного роста. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. практически ничего не говорится о сотрудничестве с участниками Содружества. Более того, во вступительной части данного документа утверждается, что реальными конкурентами России становятся не только лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся государства, в том числе и члены СНГ [2], что, на наш взгляд, неправомерно.
В докладе «Стратегия 2020: новая модель роста - новая социальная политика», подготовленном в 2011 г. группой экспертов и намечающем определенные ориентиры для выработки социально-экономической политики РФ, обосновывается необходимость интеграции и кооперации с членами СНГ для упрочнения международных позиций России, но в то же время явно недооценивается значение взаимодействия с ними для модернизации ее экономики. В этом отношении представляется показательным следующее положение данного документа: «Текущий
технологический уровень стран СНГ не позволяет рассматривать сотрудничество с ними в качестве основного фактора, стимулирующего модернизационные процессы в России. Однако критически важно, чтобы механизмы интеграционного сотрудничества на пространстве СНГ и Таможенного союза, имеющие важную политическую составляющую, обеспечивали рынки сбыта для российских технологически сложных и инновационных товаров» [3]. Таким образом, значение постсоветской интеграции для совершенствования российской экономики видится исключительно в экспорте высокотехнологичной продукции в страны Содружества, тогда как возможность совместного выпуска таких товаров и выхода с ними на внешние рынки даже не рассматривается. В то же время большие надежды связываются с ЕС, участники которого, как предполагается, до 2020 г. «останутся основными торговыми партнерами России и основными поставщиками прямых иностранных инвестиций в экономику страны» [3].
Вместе с тем следует отметить, что примерно с середины 2000-х гг. все же наблюдается активизация инновационного сотрудничества между странами СНГ, ключевую роль в котором играет Россия. По сути, все крупные совместные проекты Содружества в сфере создания нововведений осуществляются при активном участии российского бизнеса или российского государства.
Основные области взаимодействия
Инновационное сотрудничество стран СНГ, рассматриваемое в широком смысле слова, осуществляется по нескольким направлениям: кооперация в наукоемких высокотехнологичных отраслях производства, реализация и создание совместных программ и инновационных институтов. В последние годы в его налаживании накоплен определенный позитивный опыт, прежде всего в отношениях России со странами-партнерами. Значительное развитие получила производственная и научно-техническая кооперация, во многом основывающаяся на устойчивых, технологически обусловленных контактах, сложившихся еще в советский период.
Наиболее крупные проекты являются российско-белорусскими. Так, образовались достаточно прочные связи в автомобилестроении, где Беларусь представляют БелАЗ и МАЗ, а Россию - КамАЗ, ГАЗ и ОАО «Силовые машины»; в производстве дизельных двигателей (Минский и Тутаевский моторные заводы); в тракторостроении (МТЗ, холдинг «Гомсельмаш» и ОАО «Ростсельмаш», ООО «ЧТЗ-Уралтрак»).
Крупнейшим межгосударственным проектом является совместное строительство в Беларуси атомной электростанции. Запуск ее первого блока планируется в 2017 г., второго - в 2018 г. [4]. Особенно тесная кооперация сложилась в оборонно-промышленном комплексе. В разработку и производство 1 600 видов продукции военно-технического назначения вовлечены 180 российских и 120 белорусских предприятий и конструкторских бюро. Беларусь экспортирует в Россию навигационные приборы, пилотажные системы, средства спутниковой и космической связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы. В свою очередь, российские поставки охватывают средства ПВО, связи и радиоэлектронной борьбы, ракеты, стрелковое оружие и боеприпасы.
В научно-технических программах Союзного государства России и Беларуси участвуют несколько сот предприятий и организаций. В последнее время они все в большей степени ориентируются на развитие приоритетных направлений экономики, науки и техники, имеющих определяющее значение для модернизации двух стран. Этим целям, в частности, служат инновационные проекты «СКИФ», «Композит», «Космос НТ», «Микросистемотехника», «Нано-технологии СГ», «Стволовые клетки» и др.
Реализуется также ряд крупных проектов между Россией и Казахстаном. Например, на базе Тихвинского вагоностроительного завода в Ленинградской области создается ТНК, которая будет иметь производства в обеих странах, что позволит увеличить выпуск новых машин различного назначения. В Казахстане намечается создание двух предприятий по сборке пассажирских вагонов и электровозов, а также уже налажен выпуск комбайнов компании «Рост-сельмаш» [5]. Эта страна активно подключается и к совместному с Россией производству военной техники. Среди важнейших направлений следует отметить автомобиле- и самолетостроение, изготовление порохов, улучшение систем зенитных ракетных комплексов, капитальный ремонт и модернизацию бронетехники.
Взаимовыгодные партнерские связи в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, судостроении, атомной энергетике и других наукоемких отраслях до недавнего времени динамично развивались между Россией и Украиной. Однако недавние политические события в этой стране и последовавший за ними вооруженный конфликт на юго-востоке серьезно ограничивают возможности кооперации, которая в настоящее время почти полностью прекратилась.
Что касается многостороннего инновационного сотрудничества государств Содружества, то принятая в ноябре 2008 г. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. предусматривает формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений. В октябре 2011 г. утверждена Межгосударственная программа инновационного сотрудничества, призванная создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности экономик участников Содружества и утверждения международного авторитета СНГ как одного из мировых центров технологического лидерства [6]. В данном документе намечены задачи инновационного партнерства, обозначены межгосударственные приоритеты и стратегические области взаимодействия, ожидаемые результаты. Сформирован пакет из 11 пилотных многосторонних инновационных проектов, тематика которых охватывает все сферы экономики стран объединения, а суммарная стоимость оценивается в 190 млн долл. При этом к финансированию планируется привлечь внебюджетные средства в объеме 32 млн долл. [4]. Кроме того, в конце 2009 г. на базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне был учрежден Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ.
Инновационная составляющая занимала важное место и в деятельности ЕврАзЭС. Так, в декабре 2009 г. была утверждена Концепция создания Евразийской инновационной системы, реализация которой призвана способствовать развитию научно-технической и промышлен-но-технологической кооперации. В мае 2010 г. была принята межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии» на 2011-2015 гг., в рамках которой ученые Беларуси, России, Казахстана и Таджикистана разрабатывали 26 прорывных проектов в области микробных и ДНК-технологий для решения задач в области продовольственной, биологической и экологической безопасности. В апреле 2013 г. Россия, Беларусь и Казахстан учредили международную венчурную компанию ЕврАзЭС, призванную активно аккумулировать средства из внутренних и иностранных источников для финансирования перспективных НИОКР. Устаревшие технологии не планировалось рассматривать в принципе, поскольку заявленным минимумом являлась продукция шестого технологического уклада. Были определены первые претенденты на получение денежной поддержки - разработки по созданию
суперкомпьютерных центров в трех государствах ЕврАзЭС, космические технологии, ноу-хау в лечении особо опасных заболеваний, нанопо-рошки и наноматериалы, развитие трансграничной логистики перевозки грузов [7]. С созданием Евразийского экономического союза ЕврАзЭС прекратило свое существование, что может поставить под вопрос реализацию инновационных программ сообщества.
Однако взаимное сотрудничество в целом, как уже отмечалось, играет в развитии экономик стран СНГ весьма ограниченную роль. Важнейшим фактором модернизации является импорт техники и технологий, а также прямые инвестиции из третьих стран. Приток зарубежных технологий ускоряет процесс совершенствования соответствующих отраслей, но объективно затрудняет координацию технологического обновления и производственную кооперацию, поскольку центры нововведений находятся вне СНГ.
Перспективы инновационного сотрудничества стран СНГ
Вопреки распространенному мнению интеграция между странами Содружества в долгосрочной перспективе открывает немалые возможности для развития партнерства в сфере создания нововведений. Являясь географическим и социокультурным звеном, связывающим Европу и бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, СНГ имеет предпосылки для формирования рынков инновационной продукции и услуг. Для этого требуются решительные и последовательные совместные действия по радикальному улучшению состояния этого сегмента и усилению инновационной составляющей в межгосударственном сотрудничестве. Ведущую роль в данном процессе призвана сыграть Россия. Именно она в силах инициировать и возглавить согласованную модернизацию экономики Содружества, необходимость которой ощущается все более остро. Под этим термином мы понимаем скоординированную по целям, приоритетам и механизмам реализации модернизацию экономики группы стран СНГ, опирающуюся преимущественно на собственные ресурсы.
Россия путем согласования или совмещения национальных приоритетов могла бы подключать готовые к этому страны СНГ к планируемым технологическим коридорам, в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов российской экономики достигается в основном за счет отечественных
разработок. Такая интернационализация может реализовываться через соглашения и контракты, приобретение активов, учреждение совместных предприятий, включение профильных структур и исследовательских центров стран Содружества в работу российских компаний и научных центров.
В силу прежде всего политических и геополитических факторов согласованная модернизация экономики при лидерстве России вряд ли охватит все страны СНГ. На наш взгляд, она ограничится Евразийским экономическим союзом. При этом представляется целесообразным использовать опыт, накопленный в этой сфере в рамках ЕврАзЭС. До сих пор в ТС и ЕЭП основное внимание уделялось либерализации движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, тогда как вопросы инновационного развития фактически оставались вне поля зрения. Наибольший импульс согласованная модернизация может получить в формате Союзного государства России и Беларуси, где успехи интеграционных процессов наиболее заметны.
С учетом новых задач построения экономики, основанной на знаниях, необходима определенная корректировка подходов к организации сотрудничества в рамках СНГ. Так, ориентация преимущественно на расширение масштабов совместных исследований и разработок, учитывая несопоставимые уровни экономического и научно-технического потенциала Российской Федерации и других стран Содружества, на современном этапе вряд ли полностью оправдана. В сложившейся ситуации основной акцент, видимо, следует перенести на налаживание взаимодействий в прорывных областях, входящих в число научно-технологических приоритетов нескольких государств - участников СНГ. СИ
See: http://innosfera.by/2015/02/economies
Литература
1. Содружество Независимых Государств в 2013 году. Статистический ежегодник.- М., 2014.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Электронный ресурс: http://government.ru/gov/results/17449/.
3. Стратегия 2020: новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Электронный ресурс: http:// kommersant.ru/content/pics/ doc.1753934.pdf.
4. Внешнеэкономическое измерение новой индустриализации России. Под редакцией д.э.н. Е.Б Ленчук.- СПб., 2015.
5. Хейфец Б. А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект.- М., 2011.
6. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Электронный ресурс: e-cis/info/foto/pages/2060.doc.
7. Сюльжина А. Кошелек для инноваций. Электронный ресурс: http://www.sb.by/soyuz-belarus-rossiya/a rticle/koshe lek-d lya-innovatsiy. html.