Научная статья на тему 'Влияние инновационного сотрудничества на развитие экономик стран СНГ'

Влияние инновационного сотрудничества на развитие экономик стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОГЛАСОВАННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шурубович Алексей

В статье исследуется роль взаимного инновационного сотрудничества в развитии национальных экономик стран СНГ, обосновывается его необходимость и рассматриваются основные направления. Предлагается скорректировать подходы к организации партнерских взаимодействий и перенести основной акцент на улучшение кооперации в прорывных областях, входящих в число научно-технологических приоритетов нескольких государств Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of cooperation in the innovation sphere on the CIS economies development

The article considers the importance of the innovation cooperation in the national economies of the CIS countries development, showing its necessity and guidelines. It is suggested to improve the cooperation, particularly in the breakthrough sectors which are set as the priority ones in several CIS countries.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационного сотрудничества на развитие экономик стран СНГ»

Влияние инновационного сотрудничества

на развитие экономик стран СНГ

Резюме. В статье исследуется роль взаимного инновационного сотрудничества в развитии национальных экономик стран СНГ, обосновывается его необходимость и рассматриваются основные направления. Предлагается скорректировать подходы к организации партнерских взаимодействий и перенести основной акцент на улучшение кооперации в прорывных областях, входящих в число научно-технологических приоритетов нескольких государств Содружества.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, инновационное сотрудничество, производственная кооперация, совместные программы, согласованная модернизация.

Алексей Шурубович,

ведущий научный

сотрудник

Центра

постсоветских исследований Института экономики РАН, кандидат

экономических наук

В настоящее время практически все страны СНГ переживают достаточно сложный этап своего развития. С одной стороны, они существенно продвинулись по пути рыночной трансформации, укрепив свой суверенитет, получив международное признание и демонстрируя примерно с 2000 г. высокие темпы увеличения ВВП. С другой стороны, в большинстве государств региона в последнее время проявились очевидные признаки экономической неустойчивости. Серьезный ущерб им нанес мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., продемонстрировавший их высокую уязвимость к внешним шокам. Прирост валового внутреннего продукта после него имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2005 г. он составил в целом по СНГ 6,7%, в 2010 г. - 4,9, в 2011 г. - 4,7, в 2012 г.- 3,5, в 2013 г.- 2,0% [1].

Трудности стран Содружества во многом связаны с устаревшей, оставшейся еще с советских времен технологической базой. При этом отсутствует масштабная модернизация, предполагающая как обновление действующего производственного потенциала, так и ускоренное развитие высокотехнологичных видов деятельности.

Модернизация призвана превратить инновации в главный фактор совершенствования системы народного хозяйства. Иными словами, она может осуществляться только на основе динамичного освоения национальных и заимствованных нововведений. Однако в СНГ до начала 2000-х гг. инновационно-технологическая сфера была исключена из числа стратегических прио-

ритетов. Экономики стран Содружества за годы реформ утратили значительную часть инновационного потенциала, сложившегося в советский период, и сейчас, осознавая острую потребность в модернизации, ощущают дефицит внутренних ресурсов для ее осуществления.

Инновационная активность СНГ остается низкой. Ведущие государства Содружества (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина), занимая лидирующие позиции в мире по некоторым направлениям НТП, в то же время лишь в незначительной степени используют высокие технологии в производстве. В их экономиках доминируют третий и четвертый техуклады, тогда как для высокоразвитых стран определяющим являются пятый и шестой. В целом сохранившийся научно-технический потенциал СНГ, создающий возможности для инновационного развития экономики, реально очень слабо «работает» на него.

Необходимость инновационного сотрудничества для развития национальных экономик СНГ

Совершенствование экономики на инновационной основе, предусматриваемое в официальных программных документах участников СНГ, ни в одном из государств не может быть осуществлено при опоре лишь на собственные ресурсы. Поэтому необходимо прибегать к международному сотрудничеству, массированно привлекать крупные финансовые средства и передовые технологии из-за рубежа, при этом особую роль

уделять партнерству в границах Содружества. Без объединения усилий в научно-технологической сфере ни одна страна СНГ, включая Россию, не сможет развивать экономическое взаимодействие с внешним миром на подлинно равноправной основе.

Приходится, однако, констатировать, что кооперация внутри СНГ пока не играет в модернизации экономики заметной роли. В настоящее время в России более 90% общего объема импорта оборудования и технологий приходится на долю высокоразвитых стран дальнего зарубежья. Аналогичная картина наблюдается и в большинстве других государств Содружества. Интеграционные группировки данного региона, прежде всего Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), пока не нацелены должным образом на развитие взаимодействия в инновационной сфере.

Ориентация на сотрудничество с мировыми лидерами, являясь, очевидно неизбежной на нынешнем этапе, в долгосрочной перспективе, на наш взгляд, приведет к закреплению государств СНГ в подчиненном положении в глобальной экономике, обрекая их на технологическую зависимость от Запада. Важно при этом учитывать, что участие высокоразвитых стран в модернизации экономики Содружества (особенно России) будет носить достаточно ограниченный характер, поскольку никто и никогда не заинтересован в укреплении конкурентов.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, в программных документах недостаточно отражено значение партнерства в рамках СНГ как фактора инновационного роста. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. практически ничего не говорится о сотрудничестве с участниками Содружества. Более того, во вступительной части данного документа утверждается, что реальными конкурентами России становятся не только лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся государства, в том числе и члены СНГ [2], что, на наш взгляд, неправомерно.

В докладе «Стратегия 2020: новая модель роста - новая социальная политика», подготовленном в 2011 г. группой экспертов и намечающем определенные ориентиры для выработки социально-экономической политики РФ, обосновывается необходимость интеграции и кооперации с членами СНГ для упрочнения международных позиций России, но в то же время явно недооценивается значение взаимодействия с ними для модернизации ее экономики. В этом отношении представляется показательным следующее положение данного документа: «Текущий

технологический уровень стран СНГ не позволяет рассматривать сотрудничество с ними в качестве основного фактора, стимулирующего модернизационные процессы в России. Однако критически важно, чтобы механизмы интеграционного сотрудничества на пространстве СНГ и Таможенного союза, имеющие важную политическую составляющую, обеспечивали рынки сбыта для российских технологически сложных и инновационных товаров» [3]. Таким образом, значение постсоветской интеграции для совершенствования российской экономики видится исключительно в экспорте высокотехнологичной продукции в страны Содружества, тогда как возможность совместного выпуска таких товаров и выхода с ними на внешние рынки даже не рассматривается. В то же время большие надежды связываются с ЕС, участники которого, как предполагается, до 2020 г. «останутся основными торговыми партнерами России и основными поставщиками прямых иностранных инвестиций в экономику страны» [3].

Вместе с тем следует отметить, что примерно с середины 2000-х гг. все же наблюдается активизация инновационного сотрудничества между странами СНГ, ключевую роль в котором играет Россия. По сути, все крупные совместные проекты Содружества в сфере создания нововведений осуществляются при активном участии российского бизнеса или российского государства.

Основные области взаимодействия

Инновационное сотрудничество стран СНГ, рассматриваемое в широком смысле слова, осуществляется по нескольким направлениям: кооперация в наукоемких высокотехнологичных отраслях производства, реализация и создание совместных программ и инновационных институтов. В последние годы в его налаживании накоплен определенный позитивный опыт, прежде всего в отношениях России со странами-партнерами. Значительное развитие получила производственная и научно-техническая кооперация, во многом основывающаяся на устойчивых, технологически обусловленных контактах, сложившихся еще в советский период.

Наиболее крупные проекты являются российско-белорусскими. Так, образовались достаточно прочные связи в автомобилестроении, где Беларусь представляют БелАЗ и МАЗ, а Россию - КамАЗ, ГАЗ и ОАО «Силовые машины»; в производстве дизельных двигателей (Минский и Тутаевский моторные заводы); в тракторостроении (МТЗ, холдинг «Гомсельмаш» и ОАО «Ростсельмаш», ООО «ЧТЗ-Уралтрак»).

Крупнейшим межгосударственным проектом является совместное строительство в Беларуси атомной электростанции. Запуск ее первого блока планируется в 2017 г., второго - в 2018 г. [4]. Особенно тесная кооперация сложилась в оборонно-промышленном комплексе. В разработку и производство 1 600 видов продукции военно-технического назначения вовлечены 180 российских и 120 белорусских предприятий и конструкторских бюро. Беларусь экспортирует в Россию навигационные приборы, пилотажные системы, средства спутниковой и космической связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы. В свою очередь, российские поставки охватывают средства ПВО, связи и радиоэлектронной борьбы, ракеты, стрелковое оружие и боеприпасы.

В научно-технических программах Союзного государства России и Беларуси участвуют несколько сот предприятий и организаций. В последнее время они все в большей степени ориентируются на развитие приоритетных направлений экономики, науки и техники, имеющих определяющее значение для модернизации двух стран. Этим целям, в частности, служат инновационные проекты «СКИФ», «Композит», «Космос НТ», «Микросистемотехника», «Нано-технологии СГ», «Стволовые клетки» и др.

Реализуется также ряд крупных проектов между Россией и Казахстаном. Например, на базе Тихвинского вагоностроительного завода в Ленинградской области создается ТНК, которая будет иметь производства в обеих странах, что позволит увеличить выпуск новых машин различного назначения. В Казахстане намечается создание двух предприятий по сборке пассажирских вагонов и электровозов, а также уже налажен выпуск комбайнов компании «Рост-сельмаш» [5]. Эта страна активно подключается и к совместному с Россией производству военной техники. Среди важнейших направлений следует отметить автомобиле- и самолетостроение, изготовление порохов, улучшение систем зенитных ракетных комплексов, капитальный ремонт и модернизацию бронетехники.

Взаимовыгодные партнерские связи в оборонно-промышленном комплексе, авиастроении, судостроении, атомной энергетике и других наукоемких отраслях до недавнего времени динамично развивались между Россией и Украиной. Однако недавние политические события в этой стране и последовавший за ними вооруженный конфликт на юго-востоке серьезно ограничивают возможности кооперации, которая в настоящее время почти полностью прекратилась.

Что касается многостороннего инновационного сотрудничества государств Содружества, то принятая в ноябре 2008 г. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. предусматривает формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений. В октябре 2011 г. утверждена Межгосударственная программа инновационного сотрудничества, призванная создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности экономик участников Содружества и утверждения международного авторитета СНГ как одного из мировых центров технологического лидерства [6]. В данном документе намечены задачи инновационного партнерства, обозначены межгосударственные приоритеты и стратегические области взаимодействия, ожидаемые результаты. Сформирован пакет из 11 пилотных многосторонних инновационных проектов, тематика которых охватывает все сферы экономики стран объединения, а суммарная стоимость оценивается в 190 млн долл. При этом к финансированию планируется привлечь внебюджетные средства в объеме 32 млн долл. [4]. Кроме того, в конце 2009 г. на базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне был учрежден Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ.

Инновационная составляющая занимала важное место и в деятельности ЕврАзЭС. Так, в декабре 2009 г. была утверждена Концепция создания Евразийской инновационной системы, реализация которой призвана способствовать развитию научно-технической и промышлен-но-технологической кооперации. В мае 2010 г. была принята межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии» на 2011-2015 гг., в рамках которой ученые Беларуси, России, Казахстана и Таджикистана разрабатывали 26 прорывных проектов в области микробных и ДНК-технологий для решения задач в области продовольственной, биологической и экологической безопасности. В апреле 2013 г. Россия, Беларусь и Казахстан учредили международную венчурную компанию ЕврАзЭС, призванную активно аккумулировать средства из внутренних и иностранных источников для финансирования перспективных НИОКР. Устаревшие технологии не планировалось рассматривать в принципе, поскольку заявленным минимумом являлась продукция шестого технологического уклада. Были определены первые претенденты на получение денежной поддержки - разработки по созданию

суперкомпьютерных центров в трех государствах ЕврАзЭС, космические технологии, ноу-хау в лечении особо опасных заболеваний, нанопо-рошки и наноматериалы, развитие трансграничной логистики перевозки грузов [7]. С созданием Евразийского экономического союза ЕврАзЭС прекратило свое существование, что может поставить под вопрос реализацию инновационных программ сообщества.

Однако взаимное сотрудничество в целом, как уже отмечалось, играет в развитии экономик стран СНГ весьма ограниченную роль. Важнейшим фактором модернизации является импорт техники и технологий, а также прямые инвестиции из третьих стран. Приток зарубежных технологий ускоряет процесс совершенствования соответствующих отраслей, но объективно затрудняет координацию технологического обновления и производственную кооперацию, поскольку центры нововведений находятся вне СНГ.

Перспективы инновационного сотрудничества стран СНГ

Вопреки распространенному мнению интеграция между странами Содружества в долгосрочной перспективе открывает немалые возможности для развития партнерства в сфере создания нововведений. Являясь географическим и социокультурным звеном, связывающим Европу и бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, СНГ имеет предпосылки для формирования рынков инновационной продукции и услуг. Для этого требуются решительные и последовательные совместные действия по радикальному улучшению состояния этого сегмента и усилению инновационной составляющей в межгосударственном сотрудничестве. Ведущую роль в данном процессе призвана сыграть Россия. Именно она в силах инициировать и возглавить согласованную модернизацию экономики Содружества, необходимость которой ощущается все более остро. Под этим термином мы понимаем скоординированную по целям, приоритетам и механизмам реализации модернизацию экономики группы стран СНГ, опирающуюся преимущественно на собственные ресурсы.

Россия путем согласования или совмещения национальных приоритетов могла бы подключать готовые к этому страны СНГ к планируемым технологическим коридорам, в рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов российской экономики достигается в основном за счет отечественных

разработок. Такая интернационализация может реализовываться через соглашения и контракты, приобретение активов, учреждение совместных предприятий, включение профильных структур и исследовательских центров стран Содружества в работу российских компаний и научных центров.

В силу прежде всего политических и геополитических факторов согласованная модернизация экономики при лидерстве России вряд ли охватит все страны СНГ. На наш взгляд, она ограничится Евразийским экономическим союзом. При этом представляется целесообразным использовать опыт, накопленный в этой сфере в рамках ЕврАзЭС. До сих пор в ТС и ЕЭП основное внимание уделялось либерализации движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, тогда как вопросы инновационного развития фактически оставались вне поля зрения. Наибольший импульс согласованная модернизация может получить в формате Союзного государства России и Беларуси, где успехи интеграционных процессов наиболее заметны.

С учетом новых задач построения экономики, основанной на знаниях, необходима определенная корректировка подходов к организации сотрудничества в рамках СНГ. Так, ориентация преимущественно на расширение масштабов совместных исследований и разработок, учитывая несопоставимые уровни экономического и научно-технического потенциала Российской Федерации и других стран Содружества, на современном этапе вряд ли полностью оправдана. В сложившейся ситуации основной акцент, видимо, следует перенести на налаживание взаимодействий в прорывных областях, входящих в число научно-технологических приоритетов нескольких государств - участников СНГ. СИ

See: http://innosfera.by/2015/02/economies

Литература

1. Содружество Независимых Государств в 2013 году. Статистический ежегодник.- М., 2014.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Электронный ресурс: http://government.ru/gov/results/17449/.

3. Стратегия 2020: новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Электронный ресурс: http:// kommersant.ru/content/pics/ doc.1753934.pdf.

4. Внешнеэкономическое измерение новой индустриализации России. Под редакцией д.э.н. Е.Б Ленчук.- СПб., 2015.

5. Хейфец Б. А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект.- М., 2011.

6. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Электронный ресурс: e-cis/info/foto/pages/2060.doc.

7. Сюльжина А. Кошелек для инноваций. Электронный ресурс: http://www.sb.by/soyuz-belarus-rossiya/a rticle/koshe lek-d lya-innovatsiy. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.