Научная статья на тему 'Интеграционный потенциал модернизации внешнеэкономического комплекса регионов на постсоветском пространстве'

Интеграционный потенциал модернизации внешнеэкономического комплекса регионов на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
191
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНЫ / INTEGRATION / INNOVATIONS / MODERNIZATION / POTENTIAL / REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горшенин Сергей Георгиевич

Статья посвящена рассмотрению основополагающих аспектов экономической интеграции внешнеэкономического комплекса регионов на постсоветском пространстве. Особое внимание уделено анализу дальнейшего развития интеграционных процессов. Автор предлагает эффективные механизмы реализации интеграционного потенциала модернизации внешнеэкономического комплекса регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration potential of modernization of the external economic complex of regions on the post-soviet territory

Article is devoted consideration of basic aspects of economic integration of the external economic complex of regions on the post-Soviet territory. The special attention is given the analysis of the further development of integration processes. The author offers effective mechanisms of realization of integration potential of modernization of the external economic complex of regions.

Текст научной работы на тему «Интеграционный потенциал модернизации внешнеэкономического комплекса регионов на постсоветском пространстве»

14.3. ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Горшенин Сергей Георгиевич, докторант РАГС при Президенте РФ

Контакты автора: zaharova@ur.rags.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основополагающих аспектов экономической интеграции внешнеэкономического комплекса регионов на постсоветском пространстве. Особое внимание уделено анализу дальнейшего развития интеграционных процессов. Автор предлагает эффективные механизмы реализации интеграционного потенциала модернизации внешнеэкономического комплекса регионов.

Ключевые слова: интеграция, инновации, модернизация, потенциал, регионы

INTEGRATION POTENTIAL OF MODERNIZATION OF THE EXTERNAL ECONOMIC COMPLEX OF REGIONS ON THE POSTSOVIET TERRITORY

Gorshenin S.G., Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation

Annotation: Article is devoted consideration of basic aspects of economic integration of the external economic complex of regions on the post-Soviet territory. The special attention is given the analysis of the further development of integration processes. The author offers effective mechanisms of realization of integration potential of modernization of the external economic complex of regions.

Keywords: integration, innovations, modernization, potential, regions

В условиях быстроразвивающихся процессов глобализации, интернационализации производства и усиления международной конкуренции Россия может обрести достойное место в мировом хозяйстве при условии развития взаимоотношений с международными экономическими объединениями.

По мнению экспертов, международные позиции России до 2020 г. будут определять довольно жесткие внешние рамки - прежде всего высокие темпы роста мировой экономики (4,3% в год) и ускорение инновационного развития [3]. Сегодня практически все страны мира вовлечены в интеграционные процессы, некоторые участвуют в десятках соглашений, направленных на сближение с зарубежными партнерами в торгово-экономической сфере. В рамках интеграционных группировок и соглашений в настоящее время реализуется около 60% международной торговли [3].

Ускорение темпов модернизация ВЭКР путем создания и освоения новых технологий, привлечения инвестиций и более динамичного выхода на внешние рынки во многом определяет экономическое взаимодейст-

вие России с ЕС, АТЭС, СНГ, ЕврАзЭС и др. региональными интеграционными структурами.

В условиях перехода к инновационной, постиндустриальной и информационной экономике изменяется база международной экономической интеграции. Ею становится уже не только внешняя торговля, а научнопроизводственная кооперация - совместные разработка, производство и сбыт наукоемкой конечной продукции, позволяющая создать технологические цепочки производства добавленной стоимости, занять устойчивое место на глобальном рынке высоко- и среднетехнологичных товаров и услуг.

Оптимальная концепция интеграции, по мнению экспертов, заключается в дальнейшем развитии постсоветской интеграция, создании общего экономического пространства с ЕС, Евразийского экономического Союза.

В настоящее время пространство СНГ - один из крупнейших и перспективных мировых рынков: здесь проживает более 270 миллионов человек и производится 4,3% глобального ВВП. СНГ обладает почти 17% мировой суши, 21% всех лесных угодий и 11% ресурсов пресной воды, 30% запасов природного газа и угля, 10% - нефти, 36% - урана, 20% - золота, цинка и свинца, 10-12% запасов никеля, меди, молибдена. В экономике стран СНГ концентрируются значительные потенциальные возможности для модернизационного развития.

Модернизация ВЭКР и дальнейшее развитие интеграционных процессов - взаимоусиливающие вещи. Для модернизации ВЭКР нужен емкий рынок и благоприятные условия работы на нем. Особенно это важно для обрабатывающей промышленности стран СНГ, располагающей ограниченными возможностями сбыта в дальнем зарубежье и до сих пор ориентирующейся на рынки Содружества.

По экспертным оценкам, значение стран СНГ как торговых партнеров для России к началу 2020-х годов может еще более снизиться. Значение стран СНГ в модернизации ВЭКР ниже, чем стран дальнего зарубежья.

Несмотря на уменьшение объемов товарооборота России с государствами-участниками СНГ, осталась неизменной экономическая взаимозависимость, обусловленная законами бывшего единого народнохозяйственного комплекса. Особенно это касается Украины, Казахстана и Белоруссии. В случае прекращения хозяйственных связей между ними Россия сохраняет свое производство на уровне 65,0%, Украина - 1617%, Белоруссия - лишь на 4,0% [1]. В связи с этим Россия и страны СНГ заинтересованы в емких рынках сбыта продукции, прежде всего в отношении поставок инновационных товаров и услуг, новых технологий. Значение рынков стран СНГ определяется стратегическими интересами России, включая обеспечение экономической безопасности, в том числе в части надежности транспортных сетей, соединяющих Россию с рынками дальнего зарубежья.

Несмотря на низкие количественные показатели экономического взаимодействия стран СНГ, имеются значительные резервы для активизации интеграционного сотрудничества: сохраняется значимость стран СНГ как рынков сбыта обработанных изделий, машинотехнической продукции друг для друга. Так, доля СНГ в экспорте продукции российской обрабатывающей промышленности выросла с 30% в 2000 г. до 55% в 2008г. В Россию экспортируется из СНГ 60-65% машин, оборудования и транспортных средств; сохраня-

ется общая транспортная инфраструктура; растет трудовая миграции в СНГ, которая является одной из наиболее динамичных форм взаимодействия национальных хозяйств.

Вместе с тем, следует отметить и ряд негативных тенденций. В первую очередь, это касается снижения образовательного уровня трудовых мигрантов. Почти половина приезжающих на работу в РФ иностранных граждан не имеют профессионального образования и без специальной подготовки могут заниматься только неквалифицированным трудом.

Анализ практики показывает, что более 80% иностранных мигрантов занято в пяти основных видах экономической деятельности: - строительстве (36%); оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий (16,6%); сельском хозяйстве (9,1%); обрабатывающих производствах (13,5); транспорте и связи (4%).

Практика показывает, что перспективы сотрудничества в рамках партнерских соглашений со странами ближнего и дальнего зарубежья во многом определяется типом (креативным, адаптивным) модернизации ВЭКР. Рост креативной составляющей модернизации ВЭКР в конечном итоге определяет эффективность региональной интеграции. Адаптивная же модернизация ВЭКР означает заимствование нововведений из стран, не входящих в данное объединение, что ослабляет потенциал его экономического сплочения.

Модернизация по адаптивному типу требует в основном свободного доступа на товарные рынки друг друга, а также сравнительно свободного трансграничного перемещения рабочей силы. Она важна для развертывания сборочных производств, ориентирующихся на общий рынок стран-участниц и предполагает рост взаимных поставок финальных продуктов, за счет которых и происходит рост взаимной торговли.

Для модернизации ВЭКР по креативному типу необходимы более глубокие формы сотрудничества: согласование или совмещение национальных приоритетов в научно-технической сфере и формирование общими усилиями «технологических коридоров» [5]. Это предполагает создание (на дву- и многосторонней основе) институционального и финансового механизмов в виде международных фондов поддержки научных исследований и инновационных проектов, развития международной системы технопарков и венчурного финансирования, снятие барьеров на пути международной кооперации, гармонизацию законодательства, регулирующего научно-исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность, взаимное сотрудничество, в частности, в законодательстве о защите интеллектуальной собственности. Креативная модернизация ВЭКР неизбежно сопровождается опережающим ростом взаимных поставок промежуточной продукции (узлов, деталей, компонентов) и быстрым ростом объемов взаимной торговли.

Следует также отметить, что адаптивная модернизация ВЭКР таит в себе угрозу «торговых войн», поскольку не исключает выпуска однотипных продуктов странами, входящими в то или иное объединение. Создание Таможенного союза и формирование большого рынка при адаптивной модернизации может вызвать перемещение новых производств в те страны, у которых более благоприятный налоговый климат. Сегодня из числа стран СНГ Белоруссия и Россия в этом отношении заметно уступают Казахстану. В Казахстане и Белоруссии заметно ниже, чем в России уровни зарплат. И это также может стать фактором размеще-

ния новых производств, ориентирующихся на рынок «тройки», в одной из этих стран и источником противоречий между участниками [4].

Полагаем, что создание традиционных торговых блоков на постсоветском пространстве должно быть дополнено усилиями по более активному содействию развитию отстающих государств Содружества путем их включения в модернизационные процессы ведущих государств.

На двустороннем уровне, в основном между Россией и другими странами СНГ, накоплен довольно большой опыт сотрудничества, инновационного характера. В первую очередь, это сотрудничество в образовательной сфере, сфере НИР, а также совместного производства наукоемкой продукции.

Один из них - кооперационный, в основе которого лежат производственно-кооперационные связи между предприятиями стран СНГ. Наиболее тесные связи сохранились с советских времен в оборонной промышленности, производстве электронных приборов, автостроении. Другой тип - программный, сложился в рамках Союзного государства Россия - Белоруссия.

В российско-казахстанском сотрудничестве важное место в инновационной модернизации ВЭКР занимают совместные предприятия. В частности в 2005 г. в Астане было учреждено совместное предприятие "Бай-терек", результатом деятельности которого стал запуск первого казахстанского спутника "КазСат". Разработку ракеты ведет российская сторона, финансирование проекта - почти 200 млн. долл. - осуществляет Казахстан. Казахстан рассчитывает выйти с ракетнокосмическим комплексом «Байтерек» на международный рынок космических коммерческих услуг.

Движение в направлении консолидации, интегрирования экономического пространства СНГ может быть обеспечено через модернизацию ВЭК в тех сферах, где для этого имеются необходимые предпосылки.

Важным является принцип гибкого сочетания интеграции внутри СНГ с углублением экономического сотрудничества с ЕС.

В последние годы возрастает значение совместных исследований научными учреждениями России и Белоруссии, России и Украины и т.д. при их раздельном финансировании национальными научными фондами.

Существенным вкладом является сотрудничество в образовательной сфере, осуществляемого в рамках «Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», принятой в 2002 г. Наиболее эффективным инструментом этого содействия стали российско-славянские университеты и филиалы российских вузов в странах СНГ, финансируемые на равной основе Россией и странами-партнерами.

В 2007-2010 гг. стали выдвигаться проекты многостороннего сотрудничества в сфере инноваций. Это связано с тем, что во многих странах сотрудничества были приняты документы, нацеленные на инновационный путь развития [2]. Кроме того, сотрудничество в инновационной сфере стало рассматриваться в качестве «локомотива» углубления взаимного сотрудничества в целом.

В 2009 г. Казахстаном и Россией в рамках ЕврАзЭС был учрежден Центр высоких технологий. С российской стороны в качестве учредителя выступила Российская венчурная компания, а с казахстанской - Казахстанский инновационный фонд. К центру присоединилась также Армения. Центр призван стимулировать

не только развитие инноваций в странах-участницах, но и их сотрудничество в инновационной сфере.

Эффективным механизмом реализации интеграционного потенциала модернизации ВЭКР на постсоветском пространстве может служить принятие Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ; соглашения о формировании единой научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры государств-участ-ников СНГ, совместной инициативы (Стратегического плана) государств-участников СНГ по стратегии развития нанотехнологий, подготовка создания на базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ в увязке с созданием Центра высоких технологий ЕврАзЭС.

Механизмом модернизации ВЭКР является формирование общего инновационного пространства стран СНГ на основе долгосрочных программ развития, которое возможно при консолидации усилий государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Причем, оно должно присутствовать не только в национальной экономике, но и распространяться на все Содружество, приобретая транснациональный характер. Транснациональная система государственночастного партнерства способна создавать новые образцы техники и технологий, международные сети сборочных предприятий, а также предприятий, производящих комплектующие.

В качестве механизма модернизации ВЭКР могут служить создаваемые прямым сотрудничеством регионов и организаций НИР. Примером такого сотрудничества является учрежденный в 2003 г. Белгородским, Воронежским и Ростовским университетами со стороны России и Донецким, Таврическим и Харьковским университетами со стороны Украины Приграничный университетский консорциум. Позже к нему присоединился Гомельский университет из республики Беларусь. Целью Консорциума является разработка совместных образовательных и исследовательских программ на базе традиционных научных школ и ведущих кафедр университетов-участников для повышения уровня обучения и интегрирования объединенного интеллектуального потенциала в европейское научное пространство, многостороннее сотрудничество между классическими университетами приграничных областей Белоруссии, России и Украины.

При определении перспектив сотрудничества в инновационной сфере, возможно использование так называемого мультипликативного эффекта. Каждая из стран, с которыми складываются партнерские отношения, имеет связи в сфере технологий и НИР со странами ЕС, Китаем, США, Турцией и др. Исходя из того, что замкнутую инновационную группировку создать невозможно, сопряжение направлений сотрудничества может происходить путем создания механизмов включения региональных систем инновационного сотрудничества в глобальные и, наоборот, распространение существующих глобальных систем сотрудничества на их взаимное сотрудничество.

Таким образом, основные возможности интеграционного потенциала модернизации ВЭКР находятся в области формирование общего инновационного, научно-исследовательского и образовательного пространства. Разработка инновационных программ и проектов должна вестись в контексте создания предпосылок для расширения возможностей участия в общемировом, в том числе в общеевропейском научно-техноло-

гическом пространстве с учетом общепринятых базовых принципов сотрудничества в этой области.

Необходимо обеспечить гармонизацию нормативной правовой базы (включая вопросы охраны интеллектуальной собственности) и основных подходов к созданию национальных инновационных систем, условия для создания международных технологических центров и лабораторий, венчурных фондов, техниковнедренческих компаний. Важное значение имеют усиление координации в области фундаментальных научных исследований, создание единой научноисследовательской и образовательной инфраструктуры государств СНГ, взаимное признание документов в сфере науки и образования, реализация совместных инициатив в прорывных секторах.

Список литературы:

1. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств в 2009 году (статистический сборник предварительных итогов). - М., 2010.

2. Ленчук Е.Б. Проблемы перехода к инновационной модели развития в странах СНГ. Серия: научные доклады Института экономики РАН «Модернизация экономики в странах СНГ: национальны, региональные и глобальные факторы». -М., 2008.

3. Материалы совместного заседания экспертных групп № 21 «Развитие экономической интеграции на пространстве СНГ» и № 20 «Международная позиция России: экономические ориентиры» в рамках проекта «Стратегия-2020».

4. Момот М., Серегин С. - Сообразим на троих // РБК. -2010. - № 9. - 2010. - С. 32-36.

5. Проект «Стратегии РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.» // www.mon.gov.ru

6. Спартак А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции: новые тенденции и явления в начале XXI века // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 6. - С. 52-56.

References:

1. Foreign trade of the countries of the Commonwealth of Independent States in 2009 (the statistical collection of preliminary results). - М, 2010.

2. Lenchuk E.V. Problem of transition to innovative model of development in the CIS countries. A series: scientific reports of Institute of economy of the Russian Academy of Sciences «economy Modernization in the CIS countries: национальны, regional and global factors». - М, 2008.

3. Materials of joint session of expert groups № 21 «economic integration Development on space of the CIS» and № 20 «the International position of Russia: economic reference points» within the limits of the project "Strategija-2020".

4. Momot М., Seregin S. - we Will think for three//RBC. - 2010. - № 9. - 2010. - P. 32-36.

5. The project «Strategy of the Russian Federation in the field of development of a science and innovations for the period till 2010» // www.mon.gov.ru

6. Spartak A.N. Development and international legal regulation of processes of regional economic integration: new tendencies and the phenomena in the XXI-st century beginning // The Russian external economic bulletin. - 2010. - № 6. - P. 52-56.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Горшенина С.Г. «Интеграционный потенциал модернизации внешнеэкономического комплекса регионов на постсоветском пространстве».

Рецензируемая статья представляет собой серьезную и интересную работу на актуальную тему, связанную с рассмотрением основополагающих аспектов экономической интеграции внешнеэкономического комплекса регионов на постсоветском пространстве.

Особое внимание уделено анализу дальнейшего развития интеграционных процессов. Значимость заявленной темы определяется также постоянно возрастающей степенью отставания отечественного ВЭКР от ведущих мировых производителей экспортной продукции по всем компонентам научно-технического развития.

Автор на основании большого фактического материала обозначает проблемы и препятствия, мешающие инновационной модернизации внешнеэкономического комплекса России.

Особый интерес представляет вывод автора о том, что основные возможности интеграционного потенциала модернизации ВЭКР находятся в области формирования общего инновационного, научно-

исследовательского и образовательного пространства.

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес, и может быть рекомендована к публикации.

Консультант Фонда развития науки и поддержки

молодых ученых, профессор,

д.э.н. А.Т. Спицын

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.