Научная статья на тему 'Модернизация экономики Белоруссии: тенденции, проблемы, перспективы'

Модернизация экономики Белоруссии: тенденции, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1014
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики Белоруссии: тенденции, проблемы, перспективы»

ПРОБЛЕМЫ СНГ

А.В. Шурубович

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССИИ:

ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Шурубович Алексей Викторович - кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

Необходимость модернизации белорусской экономики

Развитие белорусской экономики в последние 10-15 лет носит достаточно противоречивый характер. В течение длительного времени (до конца 2000-х годов) в стране наблюдался устойчивый рост основных экономических показателей, который был одним из самых высоких в СНГ. В последующие годы темпы экономического роста значительно снизились (табл. 1), что было связано как с внешними факторами (в частности, с воздействием мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.), так и с серьезными внутри-экономическими проблемами.

Таблица 1

СРЕДНЕГОДОВЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА (СНИЖЕНИЯ) НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЛОРУССИИ, %

1996- 2001- 2006- 2011-

2000 гг. 2005 гг. 2010 гг. 2013 гг.

Валовой внутренний продукт 6,3 7,5 7,3 2,6

Продукция промышленности 10,5 8,3 7,8 3,4

Продукция сельского хозяйства -3,5 2,5 5,3 3,1

Инвестиции в основной капитал 7,0 12,4 18,1 4,5

Ввод в эксплуатацию жилья 17,2 1,4 11,9 -1,6

Источник: [29, с. 4].

Одной из таких проблем является неадекватность белорусской экономики современным требованиям, низкий технологический уровень основных отраслей. Экономический рост в стране происходит пока в основном на уста-

ревшей технологической и научно-технической базе, не сопровождается масштабным технологическим перевооружением и модернизацией производства, что негативно сказывается на конкурентоспособности экономики РБ и ставит под вопрос достижение намеченных руководством республики амбициозных целей. В научно-технологическом отношении Белоруссия заметно отстает от высокоразвитых стран, причем в последние годы этот разрыв увеличился. За годы рыночных реформ объем научных исследований резко сократился; при этом лишь незначительная часть разработок сопоставима или превышает уровень зарубежных аналогов. Наукоемкость ВВП за годы трансформации значительно снизилась: если в 1991 г. стоимость выполненных научно-исследовательских работ составляла 1,4% ВВП, то в 1995 г. - 0,9, в 2000 г. - 0,8, в 2009 г. - 0,7% ВВП [6, с. 475]. В 2011-2012 гг. внутренние затраты на исследования и разработки составили 0,7% ВВП [20, с. 161]. Это значительно меньше критического, по международным критериям, порогового значения в 1%, ниже которого происходит разрушение научно-технического потенциала страны. По мнению специалистов, только с уровня 1,52,0% наукоемкость становится фактором экономического прогресса [29, с. 8].

Из примерно 6 тыс. определяющих технологий, используемых в Белоруссии, 79%, по данным 2010 г., относится к традиционным, 15,8 - к новым и только 5,2% - к высоким технологиям [29, с. 7]1. В экономике преобладают производства III и IV технологических укладов: при этом степень физического износа основных фондов достигает 65-70%. Доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, космическая техника, тонкая химия и др.) не превышает 10% [4, с. 105]. По имеющимся оценкам, за последние 15 лет технологический уклад РБ понизился на один уровень, и в настоящее время она отстает от высокоразвитых стран на два технологических уклада [8; 17]. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте в последние годы не превышает 4-5%.

Слабость научно-технологической сферы и технологическое отставание республики от высокоразвитых стран обусловлены рядом причин, прежде всего структурными диспропорциями в экономике. Структурные сдвиги в экономике за годы независимости в целом говорят скорее о примитивиза-

1. Традиционные — технологии, получившие широкое распространение в базисном периоде и подлежащие замене новыми и высокими технологиями. Новые — технологии, воплощающие в себе передовые достижения науки и техники, уже используемые в мире и позволяющие выпускать продукцию, конкурентоспособную в отдельных сегментах мирового рынка. Высокие — технологии, воплощающие в себе самые передовые достижения науки и техники, в результате внедрения которых осуществляется выпуск новых продуктов или известных продуктов новым способом, обладающим конкурентоспособностью мирового уровня [22, с. 157—158].

ции структуры, чем о ее прогрессивном изменении (хотя степень примитивизации в Белоруссии ниже, чем в большинстве других стран СНГ).

С одной стороны, значительно (с 28,5% в 1990 г. до 47,2% в 2012 г.) возросла доля услуг в ВВП, что соответствует общемировой тенденции. Доля промышленности в ВВП снизилась за указанный период с 37,9 до 31,8%, сельского хозяйства - с 22,7 до 8,4% (в 2012 г. - включая охоту и лесное хозяйство), строительства - с 7,7 до 6,9% [24, с. 326-327; 26, с. 267]. Заметно увеличилась доля услуг транспорта и связи в ВВП: с 6,4% в 1990 г. до 7,1% в 2005 г., услуг образования - соответственно с 2,5 до 3,9%, здравоохранения и предоставления социальных услуг - с 1,8 до 2,8% [24, с. 327; 26, с. 267].

С другой стороны, по большинству позиций в структуре экономики произошли негативные изменения. Это относится прежде всего к промышленности - ведущей отрасли материального производства Белоруссии. Заметно увеличилась доля сырьевых отраслей в общем объеме промышленного производства, особенно топливно-энергетической промышленности (с 7,2% в 1990 г. до 25,7% в 2010 г.). Вместе с тем значительно уменьшилась доля машиностроения и металлообработки, а также легкой промышленности (табл. 2). Уменьшился удельный вес продукции наукоемких, технологически сложных подотраслей и производств в структуре продукции машиностроения. Усиление сырьевой составляющей в промышленном комплексе отчетливо проявилось и в изменении структуры экспорта. Если в 2000 г. на долю машин, оборудования и транспортных средств приходилось 25,2% экспорта республики, а на долю минеральных продуктов - 20,2%, то в 2012 г. - соответственно 17,9 и 36,0% [24, с. 587; 26, с. 538].

Таблица 2

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ПРОДУКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЕЛОРУССИИ (в %)

1990 г. 2000 г. 2010 г.

Топливно-энергетическая промышленность 7,2 23,3 25,7

Металлургическая промышленность 1,0 3,0 3,9

Химическая и нефтехимическая промышленность 9,0 12,5 10,4

Машиностроение и металлообработка 34,2 20,5 18,2

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 4,4 5,0 2,7

Промышленность стройматериалов 3,7 3,4 3,9

Легкая промышленность 17,2 8,4 3,3

Пищевая промышленность 14,9 17,3 15,3

Источник: [24, с. 352]; [19, с. 54]. После 2010 г. в связи с переходом на международную классификацию структуры промышленности по видам экономической деятельности статистика РБ не приводит данных, сопоставимых с данными 1990 г., базирующимися на общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

Несмотря на меры, принимаемые руководством РБ, пока не удается радикально изменить ситуацию, сложившуюся в начальный период системной трансформации, когда экономика республики пережила спонтанную структурную перестройку по принципу «выживаемости», в результате которой пострадали прежде всего высокотехнологичные отрасли и производства [6, с. 10].

Важными факторами технологического отставания Белоруссии от высокоразвитых стран являются также отсутствие достаточного платежеспособного спроса национальной промышленности на новые разработки и эффективных механизмов продвижения новых технологий на мировые рынки, слабая инвестиционная поддержка инноваций, несовершенство системы их коммерциализации, бедственное положение многих государственных НИИ и КБ, низкий уровень оплаты труда, неотлаженность системы защиты интеллектуальной собственности, преобладание административно-бюрократических методов в управлении инновационной деятельностью.

Таким образом, модернизация экономики, под которой мы понимаем структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности и устойчивости к внешним шокам [2, с. 43-44], становится для Белоруссии настоятельной необходимостью.

Проблемы модернизации в официальных документах

Руководство Белоруссии отчетливо видит необходимость модернизации экономики и связанные с этим проблемы. Был принят ряд программных документов. В них модернизация понимается прежде всего как обновление технологической базы экономики, ее техническое перевооружение на основе приоритетного развития наукоемких, энергосберегающих отраслей и производств, что должно создать условия для обеспечения устойчивого развития страны. Главной целью модернизации белорусское руководство считает создание высокотехнологичной и конкурентоспособной по мировым критериям экономики, обеспечивающей экономическую независимость и политическую безопасность государства, достойный уровень жизни народа, оздоровление экологической обстановки и интеграцию экономики страны в систему мирохозяйственных связей на равноправных и взаимовыгодных условиях [7, с. 12].

Следует отметить, что хотя о необходимости модернизации экономики в Белоруссии говорят практически с момента обретения независимости, первоочередной задачей она стала в середине 2000-х годов, когда в основном были решены задачи предшествующего периода, связанные с преодолением последствий кризиса.

В одном из важнейших программном документе долгосрочного характера - «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» (НСУР - 2020), утвержденном в 2004 г., предусматривается переход в течение указанного периода к новому постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистыми производствами [13, с. 31]. Намечается поэтапно осуществить прогрессивные изменения в отраслевой структуре экономики за счет снижения доли и масштаба энерго- и материало-емких производств, замены неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах.

На первом этапе (до 2010 г.) намечалось повысить конкурентоспособность национальной экономики за счет улучшения использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциал, производственная и социальная инфраструктура), а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения потребительского рынка. На втором этапе (2011-2020) ставится задача приблизить структуру экономики РБ к структуре хозяйства высокоразвитых стран по доле сферы услуг, прогрессивных технологических укладов (V и VI), создать условия для формирования постиндустриального общества [12, с. 86].

Другой документ «Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года», принятый в конце 2010 г., по мнению российского экономиста Б. Хейфеца, с полным правом можно назвать программой модернизационного развития РБ. Помимо общих задач обеспечения устойчивого роста ВВП и уровня доходов населения она предусматривает, в частности, осуществление мощного технологического рывка, который обеспечит снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 29%, повышение производительности труда в 1,62-1,67 раза по сравнению с 2010 г. В соответствии с данной программой были разработаны и утверждены «Перечни научно-технических программ на 2011-2015 годы и на период до 2020 года», в которые вошли 28 программ в различных отраслях. Выполнение этих программ, как предполагается, позволит значительно поднять эффективность национальной экономики и повысить ее конкурентоспособность [28, с. 147].

Особое внимание в официальных документах уделяется структурной модернизации белорусской промышленности. В утвержденной в 2012 г. «Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года» обозначены цели, задачи и приоритеты развития промышленного комплекса на среднесрочную перспективу. В качестве основной цели развития промышленного производства названо формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентиро-128

ванного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не ниже 50% от европейского уровня, увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала.

В «Программе...» определены приоритеты развития промышленного комплекса поэтапно: на 2011-2015 гг. и 2016-2020 гг. и целевые индикаторы на указанные периоды. В период реализации программы предусматривается, в частности, ежегодное снижение импортоемкости промышленной продукции не менее чем на 1,5%; при этом целевой задачей названо формирование условий для создания новых высокоэффективных производств с уровнем производительности труда, соответствующим мировым аналогам или превосходящим их2.

В официальных документах намечены также меры по модернизации других отраслей экономики (аграрно-промышленного комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и др.), что должно способствовать формированию в РБ эффективной, конкурентоспособной, ресурсо- и энергосберегающей экономики с высокой долей наукоемких, экспортоориентированных, импортозамещающих новых производств, а также высокоэффективных традиционных производств.

Следует, однако, отметить, что, по мнению ряда белорусских экономистов, принятые в последние годы экономические стратегии и программы имеют серьезные внутренние изъяны, что может поставить под вопрос их успешную реализацию. Так, В. Шимов, говоря об упомянутой «Программе развития промышленного комплекса РБ на период до 2020 года», отмечает, что в ней «практически отсутствуют конкретные инструменты и механизмы достижения поставленных целей, финансовые источники намеченной модернизации. Сложно рассматривать в качестве инструментов и механизмов достижения целей программы обычные, самые общие пожелания.» [29, с. 10]. Эксперты отмечают также характерный для экономических программ перекос в сторону административного регулирования при ограниченной самостоятельности субъектов хозяйствования, завышение целевых установок по основным параметрам, отсутствие должной избирательности в выборе объектов, целей и приоритетов научно-технического и инновационного развития (если инновации - значит у всех, если модернизация - то всех предприятий и т.п.) [30, с. 32; 2]. Многие из этих критических замечаний представляются справедливыми. Однако, на наш взгляд, само по себе широкое применение программно-целевого подхода к модернизации и развитию экономики в целом (здесь Белоруссия является одним из лидеров в СНГ) открывает немалые

2. http://belarus.news-city.info/docs/large-document-by/minsk-rigkt0.

возможности для решения стоящих перед страной задач. Важно в полной мере использовать эти возможности.

Важнейшие факторы модернизации

Решение столь масштабной задачи, как модернизация экономики, потребует максимального задействования всех имеющихся факторов ее обновления - финансовых, технологических и др. Едва ли не важнейшую роль призвана сыграть «инвестиционная составляющая» модернизации. До недавнего времени (примерно до середины 2000-х годов) фактический объем инвестиций в экономику составлял не более 50-60% ежегодной потребности в них, что не позволяло приступить к масштабной модернизации экономики.

В последнее время в Белоруссии наблюдается значительное оживление инвестиционной деятельности. После глубокого спада первой половины 1990-х годов, когда объем инвестиций в основной капитал снизился более чем на 60%, ситуацию в этой ключевой сфере удалось серьезно изменить к лучшему. С 2002 г. наблюдается почти непрерывный (кроме 2012 г.) рост объема инвестиций в основной капитал. В 2012 г. их объем, хотя и снизился по сравнению с предыдущим годом на 11,7% в связи с последствиями валютного кризиса 2011 г., в 4,29 раза превысил уровень 2000 г. [20, с. 55], а в 2013 г. возрос на 7,4% по сравнению с предыдущим годом [21, с. 77].

В долларовом эквиваленте объем инвестиций в основной капитал возрос с 2,3 млрд долл. в 2000 г. до 7,0 млрд в 2005 г. и 22,6 млрд долл. в 2013 г. [21, с. 78]. Таким образом, в последние годы фактический объем инвестиций соответствовал потребности в них.

Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП увеличилось с 20,1% в 2000 г. до 31,8% в 2013 г.3 По мнению белорусских экспертов, страна вступила в период расширенного воспроизводства основных фондов: если в предыдущие годы происходила модернизация и поддержание на должном уровне созданных ранее производств, то в 2000-х годах стали активно создаваться новые производства.

Национальный инвестиционный потенциал позволил за последние годы модернизировать и реконструировать ряд предприятий: нефтеперерабатывающие заводы, объекты машиностроения, энергетики, агропромышленного комплекса и других отраслей. На некоторых из этих предприятий закончены только первые этапы реконструкции и начинаются следующие. Модернизированы, в частности, Минский автозавод (МАЗ), Минский тракторный завод (МТЗ), нефтеперерабатывающие предприятия «Нафтан» и Мозырский НПЗ,

3. Оптимальным принято считать отношение инвестиций к ВВП на уровне 25— 30%.

крупнейшие химические предприятия «Беларуськалий» и «Гродноазот» и др. В настоящее время реализуются программы комплексной модернизации на 2013-2015 гг., охватывающие большинство промышленных предприятий республики. К концу 2013 г. такие программы были разработаны на 2820 предприятиях с государственной долей собственности [18].

Значительный рост инвестиционной активности в последние годы во многом обусловлен проводимой государством политикой стимулирования инвестиций, особенно в приоритетные отрасли и производства. В 2013 г. были приняты законы «Об инвестициях» и «О концессиях», направленные на улучшение инвестиционного климата в РБ и повышение прозрачности инвестиционной деятельности. Регулярно разрабатываются долгосрочные программы привлечения инвестиций в экономику РБ, в которых определяются цели и задачи инвестиционной политики, механизмы стимулирования инвестиций, а также ежегодные инвестиционные программы.

Важную роль в модернизации экономики Белоруссии призваны сыграть иностранные инвестиции. Их объем имеет тенденцию к росту: с 1816,2 млн долл. в 2005 г. он увеличился до 14 974,3 млн долл. в 2013 г. [16] (притом, что в 2012 г. он резко снизился - с 18 878,6 млн до 14 329,8 млн долл.). Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в белорусскую экономику возросли с 451,3 млн долл. в 2005 г. до 11 083,4 млн долл. в 2013 г. [16]. По объему ПИИ в реальный сектор белорусской экономики в 2013 г. лидировали Россия, на долю которой приходилось 52,5% общего объема ПИИ, Великобритания (25,3), Кипр (6,8), Австрия (2,2%).

В Белоруссии на конец 2012 г. действовало 6925 организаций с иностранными инвестициями, в том числе 3860 совместных и 2901 иностранных [26, с. 504]. Иностранные инвестиции направляются в основном в торговлю, транспорт, промышленность (в частности, в пищевую, машиностроительную и деревообрабатывающую, медицинскую, легкую, химическую). К сожалению, непосредственно на модернизацию, по оценкам экспертов, выделяется лишь незначительная часть иностранных инвестиций.

В последнее время иностранный капитал увеличивает масштабы своего участия в модернизации белорусской экономики. Так, российская компания «Славнефть», владеющая порядка 42% акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода, активно участвовала в его реконструкции, в результате чего значительно возросла глубина переработки нефти. Иностранные инвестиции и кредиты внесли весомый вклад в реконструкцию Белорусского металлургического завода (БМЗ), ряда электростанций, цементных заводов и других объектов различных отраслей экономики.

Вместе с тем огромные потенциальные возможности роста инвестиций (в том числе иностранных) в белорусскую экономику используются далеко не в полной мере. Активность инвесторов сдерживает доминирующее положе-

ние государственной собственности в экономике РБ: на долю госпредприятий приходится около 80% ВВП и основных производственных фондов. Негативное воздействие на инвестиционную деятельность оказывают различного рода административные барьеры, частое изменение законодательства, дороговизна кредитов, неравенство предприятий различных форм собственности и другие факторы.

В ближайшие годы руководство Белоруссии намечает значительно активизировать инвестиционную деятельность в рамках решения задачи формирования в республике «экономики трех И» (инвенции - новые знания, инновации и инвестиции). В 2015 г. инвестиции в основной капитал намечено увеличить в 1,9-1,97 раза по сравнению с 2010 г.4; при этом главным объектом инвестирования является внедрение новых и высоких технологий ^'У! технологических укладов. Только для реализации «Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года» потребуется, по имеющимся оценкам, около 90 млрд долл. В качестве источников финансовых ресурсов для модернизации промышленности Минэкономики РБ рассматривает собственные средства предприятий (36,6%), иностранные инвестиции (34,4), банковские кредиты (24,5) и бюджетные средства (4,5%) [12]. Однако, по мнению ряда экономистов, изыскание необходимых для модернизации средств из этих источников проблематично ввиду низкой рентабельности большинства белорусских предприятий, осторожности иностранных компаний в отношении инвестирования в РБ, дороговизны кредитных ресурсов и нехватки средств у государства. Решение связанных с этим проблем требует, в свою очередь, внесения серьезных корректив в экономическую политику страны, о чем речь пойдет ниже.

Одним из важнейших условий модернизации экономики Белоруссии является наращивание научно-технического и инновационного потенциала и повышение эффективности его использования. В 2012 г. исследования и разработки (ИР) выполняли 530 организаций: научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, вузы, промышленные предприятия и др. В них были заняты 30 437 человек, в том числе 19 315 исследователей, 2202 техника и 8920 человек вспомогательного персонала [26, с. 413-414]. Инновационно активными были 22,8% промышленных предприятий, в том числе в машиностроении - 40,3%, в химическом производстве - 50,0, в металлургии - 28,9% [26, с. 418-419].

В последние 15 лет в РБ проводится интенсивная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциала на основе программно-целевого подхода. Особенно успешным с точки зрения

4. http://www.clouds. info/rus/news/index.phtml/params/id/495431 132

инновационного развития был период 2006-2010 гг., когда было введено в эксплуатацию около 1 тыс. производств, оснащенных современным оборудованием. К ним относятся, в частности, завод бытовых стиральных машин, построенный ЗАО «Атлант» в Минске, производство бесшовных горячекатаных труб на Белорусском металлургическом заводе в Жлобине, новый энергоблок минской ТЭЦ-5. За этот период было внедрено свыше 700 высокотехнологичных инновационных проектов, на базе 100 из них созданы современные производства; в промышленности создано 37 новых видов машин и оборудования [4, с. 96].

Реализация Государственной программы инновационного развития позволит к концу 2015 г. увеличить удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции до 20-21%, долю инновационно активных организаций в промышленности в их общем количестве - до 40%. Внутренние затраты на научные исследования и разработки намечено довести до 2,5-2,9% ВВП [14].

Значительное внимание в Белоруссии уделяется формированию инновационной инфраструктуры, призванной обеспечивать разработку новых технологий и их внедрение в производство. В начале 2010-х годов действовало более 40 объектов инновационной инфраструктуры, включая «Парк высоких технологий» в Минске, 14 научно-технологических парков, шесть инновационных центров, 24 центра трансфера технологий и Белорусский инновационный фонд (БИФ) [4, с. 111].

Центральное место в формирующейся в Белоруссии научно-технологической и инновационной инфраструктуре занимает «Парк высоких технологий» (ПВТ), созданный в Минске в 2005 г. Это организационно-правовая структура, объединяющая организации и фирмы, работающие в области новых и высоких технологий; при этом парк специализируется прежде всего на разработке программного обеспечения, ориентированного на экспорт. Для резидентов ПВТ предусмотрены существенные льготы, стимулирующие инновационную деятельность в белорусской «силиконовой долине». В марте 2014 г. в ПВТ было зарегистрировано 140 компаний-резидентов, где работали 18 тыс. человек [1]. Экспорт программного обеспечения (ПО) только за 2013 г. возрос на 35% и достиг 446,7 млн долл. ПО из «Парка высоких технологий» получили компании из 57 стран.

ПВТ работает и на экономику самой Белоруссии. В 2013 г. резиденты парка выполнили около 9 тыс. проектов для отечественных заказчиков; выручка от белорусских предприятий и организаций составила в эквиваленте 72,5 млн долл. [17]. Благодаря прежде всего деятельности ПВТ Белоруссия вошла в число 30 ведущих стран в сфере офшорного программирования.

Следует вместе с тем отметить, что имеющийся в республике инновационный потенциал используется недостаточно; намеченные планы нередко

не выполняются по различным причинам. Например, внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2012 г. составили 0,7% в ВВП, а доля инновационно активных организаций в промышленности в их общем количестве - 22,8%, что заметно ниже показателей намеченных к 2015 г. (2,5-2,9 и 40% соответственно). Есть серьезные сомнения в том, что к этому времени удастся наверстать отставание, учитывая сложную общеэкономическую ситуацию в стране. Несмотря на тенденцию к росту инновационной активности предприятий, их расходы на инновации по сравнению с показателями высокоразвитых стран незначительны. В 2012 г. в Белоруссии все производственные организации вместе взятые направили на инновации 77,9 млн евро, тогда как немецкий «Фольксваген» вложил в разработку передовых технологий 9,5 млрд евро, немецкий «Бош» и французская фармацевтическая компания «Санофи Авентис» - по 4,9 млрд евро [10]. По ориентировочным оценкам специалистов, только около 18% парка машин и оборудования в промышленности РБ отвечают мировому уровню; из них всего 4% заняты в технологических процессах, имеющих мировые стандарты [11, с. 32].

Ввиду объективно обусловленной ограниченности ресурсов Белоруссии как относительно небольшой страны с открытой экономикой5, важную роль в модернизации (равно как и в решении многих других стоящих перед страной задач) играет привлечение ресурсов из-за рубежа. В настоящее время в силу ряда причин (в том числе наличия разного рода ограничений, о которых говорилось выше) иностранное участие в процессах модернизации явно не соответствует имеющимся возможностям и потребностям страны. Так, в общем объеме инвестиций в основной капитал доля средств иностранных инвесторов, включая кредиты иностранных банков, составила в 2013 г. 7,5% [21, с. 76].

Более ощутимо роль внешнего фактора модернизации проявляется через каналы внешней торговли. Машинотехническая продукция, необходимая для технического перевооружения важнейших отраслей экономики РБ, в возрастающих масштабах ввозится в страну из-за рубежа и занимает важное место в структуре импорта. Доля машин и оборудования (без учета транспортных средств) в его общем объеме составила в 2012 г. 15,44% [5, с. 184-185]. Значительную часть этого объема составляет импорт современного оборудования и комплектующих для технологического перевооружения и модернизации производства.

Руководство РБ ставит задачу обеспечить более полное и эффективное использование международного сотрудничества для решения задачи модер-

5. Внешнеторговая квота (отношение внешнеторгового оборота к ВВП) Белоруссии в 2013 г. составила около 112%.

низации экономики РБ и перехода к инновационной модели развития. В НСУР-2020, в частности, подчеркивается необходимость приоритетного развития форм международного сотрудничества, от которых зависит технико-экономический и технологический уровни экономики (промышленная кооперация, обмен технологиями, экспорт услуг, совместные НИОКР, лизинг оборудования и пр.).

Роль сотрудничества с Россией и евразийской интеграции в модернизации белорусской экономики

Особую роль в модернизации экономики Белоруссии и обеспечении ее перехода к инновационной модели развития призвано сыграть сотрудничество с Россией - стратегическим союзником и главным внешнеэкономическим партнером. Уже сейчас это сотрудничество вносит значительный вклад в решение указанных задач. Между российскими и белорусскими предприятиями установлены тесные кооперационные связи, обусловленные взаимодополняемостью структур экономик обеих стран. Важное значение имеет кооперация в отраслях машиностроения, производящих высокотехнологичную продукцию, где созданные в советский период предприятия изначально выступали как звенья единой технологической цепочки. Около 8 тыс. предприятий России связаны по кооперации с белорусскими партнерами; развивается сотрудничество научно-исследовательских организаций двух стран в инновационной деятельности и создании новых технологий.

Россия является главным импортером белорусской машинотехнической продукции: в 2012 г., например, на ее долю приходилось около 80% общего объема экспорта машин и оборудования из РБ.

Перспективной формой сотрудничества, вносящей заметный вклад в модернизацию экономик РФ и РБ, являются совместные экономические и научно-технические программы и проекты, финансируемые из бюджета Союзного государства.

Союзные экономические и научно-технические программы - это, как правило, программы по развитию высокотехнологичных наукоемких производств, определяющих перспективы современной экономики. В настоящее время российские и белорусские ученые и производственники выполняют около 40 совместных программ и проектов, реализация которых внесла заметный вклад в развитие соответствующих отраслей экономики, науки и техники обеих стран. Так, в рамках программ по развитию дизельного автомобилестроения, в которых участвовали около 20 ведущих предприятий автомобильной промышленности РФ и РБ, был налажен массовый выпуск

автомобильной техники, соответствующей международным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности Евро-2, Евро-3 и Евро-4.

Союзные программы «СКИФ» и «СКИФ-ГРИД» внесли значительный вклад в развитие компьютерной отрасли России и Белоруссии; в их рамках созданы суперкомпьютеры с широким спектром производительности. За период с 2002 по 2009 г. производительность суперкомпьютеров семейства «СКИФ» выросла с 0,423 до 60 трлн операций в секунду [23, с. 40]. В рамках указанных программ созданы и введены в эксплуатацию семь суперкомпьютерных систем и 23 программных комплекса для них, нашедших применение в различных отраслях экономики России и Белоруссии, а также в науке, образовании и медицине.

Реализованы три союзные космические программы: «Космос-БР» (Беларусь - Россия), «Космос - СГ» (Союзное государство) и «Космос - НТ» (новые технологии), в ходе их выполнения удалось, по мнению экспертов, на базе научно-технического потенциала двух стран выйти на создание конкурентоспособных космических средств.

Союзные программы являются инструментом, позволяющим, несмотря на ряд серьезных проблем в их реализации из-за различий национальных систем хозяйствования партнеров, динамично и эффективно развивать взаимное интеграционное сотрудничество.

Вместе с тем в последние годы Белоруссия во все большей мере получает инновационные импульсы и из третьих стран, причем по некоторым направлениям (импорт машин, оборудования и технологий) они опередили Россию. Если в 2000 г. на долю России приходилось 40,3% общего объема импорта машин и оборудования в РБ, то в 2012 г. - лишь 27,4%6 (оставшиеся 72,6% составляла доля третьих стран, в основном ЕС). Странам дальнего зарубежья отдается предпочтение и в импорте технологий: в 2007 г. на их долю приходилось 73,8% выплат по импорту технологий в Белоруссию7. Таким образом, российский вектор политики Белоруссии, направленной на использование международного сотрудничества для модернизации экономики, дополняется «западным». Последний, однако, вряд ли станет определяющим (в том числе и по политическим причинам). Сотрудничество с Западом способствует в основном «адаптивной» модернизации белорусской экономики, основанной на освоении заимствованных нововведений, тогда как «креативная» модернизация, предполагающая создание и распространение собственных инноваций8, тесно связана с научной и производственной кооперацией с Россией.

6. Рассчитано по: [4, с. 184—185].

7. Рассчитано по: [23, с. 245].

8. Подробнее об адаптивной и креативной модернизации см.: [2, с. 45]. 136

Важную роль в модернизации белорусской экономики до последнего времени играло многостороннее сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В деятельности ЕврАзЭС инновационная составляющая занимала заметное место. В ближайшие годы намечается приступить к проведению согласованной инновационной политики между странами-участницами. В ходе решения этой задачи предполагается совместно определить приоритетные направления развития науки и технологий, разработать межгосударственные целевые программы и начать их реализацию, а также разработать нормативно-правовую базу инновационного развития экономик стран ЕврАзЭС.

Белорусское руководство всегда придавало большое значение разработке межгосударственных проектов в рамках ЕврАзЭС в сфере науки и высоких технологий и являлось в последние годы их главным инициатором. Так, в 2011-2015 гг. реализуется инициированная белорусской стороной межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии», призванная способствовать координации взаимных связей стран-участниц в сфере разработки биотехнологий и производства биопродукции. Белоруссия принимает активное участие в деятельности созданного в 2009 г. Центра высоких технологий (ЦВТ) ЕврАзЭС, основная цель которого - содействие развитию научно-технической и инновационной деятельности в странах Сообщества и взаимного сотрудничества в этой сфере, включая разработку совместных проектов. Реализация совместных мероприятий в рамках ЕврАзЭС позволит Белоруссии использовать для модернизации своей экономики производственный и научный потенциалы не только России, но и других стран Сообщества (прежде всего бурно развивающегося в последнее время Казахстана).

Как известно, три экономически наиболее развитых страны ЕврАзЭС -Россия, Белоруссия и Казахстан - в 2010 г. создали в рамках Сообщества более «продвинутую» интеграционную группировку - Таможенный союз (ТС), а в 2012 г. - Единое экономическое пространство (ЕЭП). С 1 января 2015 г. вступил в действие Евразийский экономический союз (ЕАЭС) трех стран. Не останавливаясь подробно на целях, задачах и ожидаемых эффектах евразийской интеграции, уже достаточно обстоятельно проанализированных в экономической литературе и печати, отметим лишь его инновационную составляющую. По имеющимся оценкам, если бы Россия, Белоруссия и Казахстан соединили свои возможности и опыт в инновационно-технологической сфере, они могли бы создать мощнейшую ТНК, не имеющую аналогов в мире. Вместе они обладают 12 из 50 макротехнологий, определяющих облик нынешней техногенной цивилизации в сфере оптики, электроники, генной инженерии, машиностроения. Намечаемое создание единого научно-технологического пространства и общего рынка научно-технических разработок, по мнению специалистов, позволит снизить трансакционные издержки

и откроет новые возможности для технологического развития стран-участниц [4, с. 172].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует, однако, отметить, что пока новые евразийские интеграционные объединения недостаточно «нацелены» на экономическую модернизацию. Основное внимание в рамках «тройки» уделяется либерализации движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-участницами, тогда как вопросы модернизации экономик этих стран фактически остаются вне поля зрения. Поэтому представляется важным усиление «модернизационной составляющей» в деятельности создаваемого ЕАЭС, которое позволило бы более эффективно использовать немалый потенциал взаимного сотрудничества для модернизации экономик России, Белоруссии и Казахстана.

Перспективы модернизации экономики Белоруссии

Обозначившиеся в последние годы тенденции экономического и научно-технического развития Белоруссии (и прежде всего набирающие силу процессы реконструкции и технического перевооружения экономики на новой технологической базе) дают, на наш взгляд, основания для вывода о том, что страна вступила в период масштабной модернизации. Пока что Белоруссия находится в начале этого периода. К сходным выводам приходят белорусские официальные лица и ученые.

Президент РБ А. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в апреле 2013 г. заявил даже, что «...модернизация в стране началась давно. Я бы даже сказал, что мы вступаем в последнюю стадию модернизации» [15]. Хотя этот тезис представляется несколько спорным, учитывая сложную макроэкономическую ситуацию в стране и трудности, с которыми сталкивается модернизация, трудно отрицать несомненные успехи, достигнутые в модернизации экономики в последние годы.

Так или иначе быстро меняющаяся экономическая ситуация в Белоруссии и в мире требует новых подходов к модернизации экономики, постановки новых задач. В настоящее время разрабатывается «Стратегия развития Белоруссии до 2030 г.». Предполагается, что она будет одобрена правительством РБ и представлена общественности к концу 2014 г.

В первой части проекта «Стратегии» намечаются задачи на период до 2020 г. Приоритетом в этот период должно стать привлечение инвестиций, сотрудничество с ведущими мировыми производителями - особенно в рамках создаваемого белорусско-китайского индустриального парка, где начинается строительство индустриальной зоны для размещения крупных производственных мощностей зарубежных инвесторов. Намечается также провести модернизацию госуправления, избавив госорганы от несвойственных им в других странах задач хозяйственного управления.

Во второй части документа, охватывающей период до 2030 г., намечаются меры, направленные на создание новой экономики - экономики знаний. В этот период должен быть осуществлен переход на шестой, самый высокий технологический уклад. Все большее значение будут приобретать нано-и биотехнологии, космические технологии, атомная энергетика [8].

Ведущие экономисты РБ подчеркивают необходимость ускорения научно-технологического развития страны, видя в нем главный фактор модернизации экономики. Так, по мнению В. Шимова, «в качестве ключевой идеи должна быть заложена философия опережающего развития экономики страны на основе инновационного рывка. Традиционные базовые отрасли экономики также должны получить дальнейшее развитие посредством их вовлечения в реальные. инновационные процессы и взаимовыгодное транснациональное корпорирование» [29, с. 14].

Решение этих задач будет зависеть от многих факторов, среди которых важное место занимает характер политической и экономической системы Белоруссии.

Вопрос о роли существующей в Белоруссии с середины 1990-х годов политической системы, характеризующейся широчайшими полномочиями президента, который практически единолично решает основные вопросы государственной политики, и преобладанием авторитарных методов управления, в модернизации страны является остро дискуссионным и трактуется неоднозначно. С одной стороны, сильная авторитарная власть, обеспечивая концентрацию национальных ресурсов на приоритетных направлениях, дает мощный импульс процессам модернизации. Современная политическая и экономическая система Белоруссии такова, что только государство реально может быть главным субъектом модернизации: крупного частного бизнеса в РБ по существу нет и государству приходится брать на себя его функции в данной сфере. На наш взгляд, необходимые для модернизации крупномасштабные инвестиции в развитие высокотехнологичных наукоемких производств, требующих значительных затрат и в то же время не дающих быстрой отдачи, в принципе требуют активной роли государства (другое дело в каких формах эта роль проявляется) - для частного бизнеса такие инвестиции слишком рискованы9. На начальном этапе модернизации жесткая властная вертикаль и обеспечиваемое ею четкое выполнение всеми звеньями

9. Об этом говорит, в частности, опыт России и ряда других стран СНГ, где средства частных (в том числе иностранных) инвесторов вкладываются преимущественно в сырьевые отрасли, а также в пищевую и другие отрасли, где инвестиции дают быструю отдачу, тогда как высокотехнологичные производства страдают от острой нехватки ресурсов.

государственной машины принимаемых на высшем уровне решений вносит важный позитивный вклад в развитие этого процесса.

С другой стороны, по мере развертывания модернизации жесткие административные методы ее проведения неизбежно будут вступать в противоречие с логикой данного процесса, требующей расширения самостоятельности его участников. Доминирование в экономике государственной собственности и «зарегулированность» хозяйственной жизни могут серьезно затруднить создание конкурентной среды, необходимой для повышения эффективности модернизирующейся экономики. Низкий уровень экономической свободы в Белоруссии, сдерживающий приток в экономику частных (в том числе иностранных) инвестиций, ограничивает финансовые ресурсы модернизации, учитывая, что ресурсы государства и госпредприятий в ближайшие годы окажутся явно недостаточными для ее успешного проведения. Следует также отметить, что неприемлемость для Запада нынешнего политического режима в РБ может негативно сказаться на торгово-экономических связях республики с западными странами - в том числе на поставках в Белоруссию необходимых для модернизации ее экономики оборудования и комплектующих. Наконец, продвижение в направлении экономической и политической либерализации в Белоруссии важно для успешной интеграции с Россией в рамках Союзного государства, углубления интеграционных процессов в формируемом Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, модернизация неизбежно потребует серьезных изменений в экономической (а в дальнейшем, очевидно, и в политической) системе республики - прежде всего ускорения рыночных преобразований, необходимых, в частности, для обеспечения мощного притока инвестиций. Здесь, однако, важно правильно определить «пределы» реформирования, не допуская перехода грани, за которой неоправданно быстрое и недостаточно подготовленное развитие рыночных отношений может нанести ущерб интересам государства и большинства населения. Чисто «либеральная» модель с отказом от активной регулирующей роли государства, на наш взгляд, едва ли приемлема для современной Белоруссии.

В целом, исходя из выявившихся в последнее время тенденций экономического развития Белоруссии, можно оценивать перспективы модернизации экономики республики с осторожным оптимизмом.

Литература

1. БелГазета // 2014, 17 марта.

2. Вардомский Л., Шурубович А. Факторы и модели модернизации экономик стран СНГ // Мир перемен. - М., 2011. - №2 3. - С. 43-58.

3. Веселов Ю. Тотем из светлого прошлого // Белорусы и рынок. - 2013. - 28 января -3 февраля.

4. Внешнеэкономический фактор в стратегии модернизации России и Беларуси. -Минск, 2012. - 288 с.

5. Внешняя торговля Республики Беларусь. 2013. Статистический сборник. - Минск,

2013.

6. 20 лет Содружеству Независимых Государств. 1991-2010. Статистический сборник. -М., 2011. - 516 с.

7. Зайченко Н. Проблемы структурной перестройки экономики Беларуси // Вестник Содружества. - М., 2003. - № 8. - С. 10-14.

8. Злотников Л. Скоропостижная модернизация // Белорусы и рынок. - 2013. - 12-18 августа.

9. Калиновская Т. Планы все выше // Белорусы и рынок. - 2014. - 15-21 сентября.

10. Легина П. Идем по разнарядке // Белорусы и рынок. - 2014. - 24-30 марта.

11. Ленчук Е.Б., Власкин Г. А. Международная кооперация и инновации в странах СНГ. -СПб., 2011. - 352 с.

12. Маненок Т. Нужна модернизация не станков, а мозгов // Белорусы и рынок. - 2013. -29 апреля - 1 мая.

13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. - Минск, 2004. - 200 с.

14. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы // Ьир:Ъп2т£оЪу/сиггеп1-пеш$/оп-1Ье$1а1е-рго§гат-о£-тпоуа1;юп

15. Обновление страны - путь к успеху и процветанию. Послание Президента А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2013 г. // Советская Белоруссия. - 2013. - 20 апреля.

16. Пресс-релиз. Об иностранных инвестициях в 2013 году // Ьир://Ъе1$1а1§оу.Ъу/Ъотер/ги/ тёюа1;ог$/рге$$ге]Лтуе$1;теп1;.рЬр

17. Силибин К. Есть и внутренний спрос // Белорусы и рынок. - 2014. - 24-30 марта.

18. Советская Белоруссия // 2013, 10 декабря.

19. Содружество Независимых Государств в 2010 году (краткий справочник предварительных итогов). - М., 2011. - 429 с.

20. Содружество Независимых Государств в 2012 году. Статистический ежегодник. - М., 2013. - 604 с.

21. Содружество Независимых Государств в 2013 году (краткий справочник предварительных статистических итогов). - М., 2014. - 366 с.

22. Соколова Г. Белорусская модель инновационного развития: Социально-экономические проблемы реализации // Общество и экономика. - М., 2007. - № 7. - С. 148-165.

23. Союзное государство. Развитие и перспективы. 2-е издание, дополненное и переработанное. - Минск, 2011. - 72 с.

24. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2006. - Минск, 2006. - 615 с.

25. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2008. - Минск, 2008. - 600 с.

26. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2013. - Минск, 2013. - 578 с.

27. Филиппенко И. Капитал на пороге // Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы. - Минск, 2012. - № 3. - С. 46-50.

28. Хейфец Б.А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект. - М., 2011. - 294 с.

29. Шимов В.Н. Развитие экономики Беларуси: Состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации // Белорусский экономический журнал. - Минск, 2014. - № 2. - С. 4—15.

30. Шимов В.Н., Крюков Л.М. Модернизация национальной экономики - императив времени // Белорусский экономический журнал. - Минск, 2013. - № 2. - С. 18-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.