ЭКО. - 2014. - №10 ВЕСЕЛОВА Э.Ш.
Страна рыночного социализма
Уже в течение 20 лет Республика Беларусь под руководством своего бессменного лидера Александра Лукашенко строит в отдельно взятой стране «рыночный социализм». По некоторым социально-экономическим показателям Беларусь выглядит лучше своих восточных соседей: экономика растет быстрее, чем на Украине, ее структура более сбалансирована, чем в России. Высокая занятость, относительно небольшое социальное расслоение, модернизированные предприятия традиционной промышленности. Это не значит, что проблем нет: только за последние 5-6 лет республика пережила два кризиса. Тем не менее она, не оглядываясь на иностранных советчиков, продолжает искать свой путь в темноте.
Ключевые слова: экономика Республики Беларусь, приватизация госпредприятий, экономический кризис, структурные реформы
Экономика Республики Беларусь характеризуется доминированием государственного сектора, относительно слабым развитием малого и среднего бизнеса, ограниченным использованием рыночных институтов и инфраструктуры.
Современную экономическую историю республики можно условно разделить на два периода: до и после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. (с той поправкой, что новый разворот государственной политики в ответ на кризис обозначился лишь в 2010-2011 гг., и некоторые важнейшие изменения продолжаются еще в 2014-м). Впрочем, ряд экспертов, включая аналитиков Всемирного банка, полагают, что кризис тут ни при чем: просто прежняя модель экономического роста исчерпала себя, и республика встала перед необходимостью структурных реформ на основе рыночных подходов. Не отрицая необходимости перемен, руководство страны пытается и тут пойти своим путем.
До кризиса: бурный рост
Начиная со вступления на путь «рыночного социализма» (термин А. Г. Лукашенко) и вплоть до 2009 г. Беларусь демонстрировала впечатляющие темпы роста. В 2000-2010 гг. экономика страны прирастала в среднем на 8% в год, уровень бедности сократился с 47 до 5%, - говорится в экономическом меморандуме Всемирного банка (ВБ) для Республики Беларусь.
Вплоть до 2005-2006 гг. этот рост опирался главным образом на благоприятную внешнюю конъюнктуру - высокий спрос на продукты нефтепереработки и промышленную продукцию белорусского производства при довольно низких ценах на сырье, энергоносители и комплектующие. Внутри страны цены сдерживались административными методами, а нефть и газ из РФ вплоть до 2006 г поставлялись в Беларусь по внутрироссийским ценам. Эксперты ВБ оценили эффект данной поддержки не менее чем в 13% ВВП республики1.
Во второй половине 2000-х годов, наряду с экспортом (до 60% промышленной продукции страны), серьезным драйвером роста ВВП становится также внутренний спрос, стимулируемый масштабными бюджетными вливаниями в рамках многочисленных государственных программ поддержки модернизации, техпе-ревооружения, инновационного развития и т.п. За пятилетку 2006-2010 гг. объем инвестиций в основной капитал, по данным Белстата, составил 182,3 трлн белорусских рублей, или порядка 70 млрд долл. США.
Дополнительно государство стимулирует национальные банки к активному кредитованию приоритетных для страны отраслей и предприятий. «Белорусские государственные банки регулярно получают поддержку со стороны государства, которая в среднем составляла 1% ВВП в 2005-2010 гг. и 5,3% ВВП - в 2011 г., -отмечают наблюдатели из Всемирного банка. В ответ банки обязаны предоставлять привилегированный доступ к кредитным ресурсам госпредприятиям приоритетных отраслей.
Вероятно, государство не решилось бы на такие масштабные бюджетные вливания без сохранения своего контроля над ключевыми ресурсами и товаропроизводителями. Государственный сектор в экономике республики до недавнего времени составлял не менее 75-80%. Хотя большое количество промышленных предприятий было акционировано еще в 1990-е годы, акции в основном остались в собственности государства, многие компании вплоть до настоящего времени функционируют в виде унитарных предприятий.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь. Всемирный банк, 2012.
Над предприятиями созданы государственные концерны с правом оперативного вмешательства в их деятельность, представляющие собой некую смесь коммерческого предприятия и министерства. Их работу плотно курируют профильные министерства.
Впрочем, частный бизнес в Беларуси тоже не избавлен от жесткого государственного регулирования. Помимо административного контроля за ценами и курсом обмена валюты, уровнем заработной платы, количеством занятых, практикуются внесение прямых изменений в нормативные документы (с применением обратной силы), контроль над экономическими операциями и т.п.2 Кроме того, законодательством республики предусмотрена возможность ренационализации частных компаний. Еще в 2005-2009 гг. в СМИ сообщалось о множестве подобных случаев, но и сейчас существует список акционерных обществ, в которых государство имеет преимущественное право на выкуп акций. По данным на 20 августа 2013 г., в него входило 91 предприятие3.
Плюсы
Масштабные инвестиционные вливания, последовательная политика поддержки экспорта и защиты своих рынков позволили Беларуси сохранить и значительно модернизировать традиционные отрасли специализации: машиностроение и металлообработку, лёгкую и пищевую промышленность. Больших успехов достигли нефтепереработка и нефтехимия, приносящие до 30-40% экспортной выручки, химия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство.
Уже несколько десятилетий республика поддерживает статус крупнейшего производителя промышленной и сельскохозяйственной продукции: на ее долю, по данным национальной статистики, приходится 17% мирового производства комбайнов, 6% тракторов, 6,4% льноволокна, 2,8% картофеля, до 30% карьерных самосвалов. Производя 1,4% мировых объемов молока, в мировом экспорте молочных продуктов республика занимает
2 Экономика Белоруссии. Состояние экономики Беларуси и ее роль в мировом хозяйстве. URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/belarus.htm
3 Уточнен список предприятий для национализации: URL: http://www. moyby.com/news/112963
около 5%, а по сливочному маслу - около 11%. При ВВП республики в 2013 г. в размере 71,8 млрд долл. объем производства промышленной продукции составил 68,6 млрд долл., сельскохозяйственной продукции за тот же период выпущено на 11,9 млрд долл.4
На многих предприятиях и сегодня при поддержке государства продолжается реализация стратегических программ развития, направленных на внедрение новых технологий, расширение рынков сбыта. В Госпрограмму инновационного развития на 2011-2015 гг., финансируемую с участием республиканского бюджета, вошли инновационные проекты общей стоимостью 67,4 трлн белорусских рублей.
При этом, по данным Белстата, доля прибыльных организаций в 2005-2012 гг. находилась на уровне 93-94% и только в 2013 г. опустилась до 89,4%. Правда, за нормой прибыли и рентабельностью продаж государство тоже следит очень пристально, нормативно ограничивая рентабельность целого ряда товаров и услуг5, компенсируя выпадающие доходы, если это необходимо.
Минусы
Жесткое административное регулирование со стороны государства, подавление частной инициативы далеко не всегда приводят к позитивным результатам. Так, ориентация на максимальную занятость неизбежно оборачивается ограничениями в росте производительности труда. «Судя по данным эконометрического анализа, избыточная численность на госпредприятиях в среднем составляет около 10%», - пишут экономисты Всемирного банка, обращая внимание, что уровень производительности в частных компаниях на 40% выше, чем в госсекторе. Модернизация производства часто проводится без экономического обоснования, например, цементная отрасль, в модернизацию которой за последние пять лет было вложено 1,2 млрд долл.6; многие звенья белорусской
4 Минэкономразвития РФ. Обзор экономической сферы Республики Беларусь. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/by/about_by/eco_by/
5 См., к примеру: «Застройщики не видят смысла в очередной попытке административно сдержать цены на жилье для очередников». URL: http://news.tut.by/economics/259977. html?utm_source=rss-news-full&utm_ medium=rss&utm_campaign=news-feed и др.
6 Цемзаводы Беларуси после модернизации стали убыточными. URL: http://newsland.com/news/detail/id/1290926
энергосистемы работают в условиях плановой убыточности7. В итоге расходы по поддержанию убыточных предприятий и отраслей ложатся на государственную казну.
Между тем внешняя конъюнктура изменилась. В 2007 г. Россия вдвое подняла отпускные цены на энергоносители для Беларуси, в то время как мировые цены на нефтепродукты перестали расти, а с началом финансового кризиса 2008-2009 гг. и вовсе пошли вниз. В отсутствие достаточных внутренних сбережений8 и при сократившейся экспортной выручке республика была вынуждена для финансирования своих госпрограмм прибегнуть к внешним заимствованиям.
Начиная с 2008 г. внешний государственный долг республики растет огромными темпами: в 2008 г. он увеличился в 3,5 раза (до 2,036 млрд долл. против 589 млн годом ранее), а в 2010 г. составил уже 8,4 млрд долл. «Среднегодовые темпы валового накопления основного капитала во второй половине последнего десятилетия составляли 18,6% (в реальном выражении), превышая темпы роста ВВП (7,4%)», - отмечается в меморандуме ВБ. В 2013 г. размер внешнего государственного долга достиг 12,57 млрд долл., только на его обслуживание направлено около 2,3 млрд долл9.
В результате пострадала социальная сфера. Из-за наметившегося дефицита бюджета уже в конце 2007 г. правительство республики было вынуждено отменить ряд льгот для инвалидов, пенсионеров и пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. После пятилетнего перерыва вновь начала расти инфляция.
«Модель, основанная на поставках энергоносителей по заниженным ценам, дала Беларуси значительные, но временные преимущества. Неспособность использовать их для поиска дополнительных источников дохода привела к неустойчивости модели, - констатируют аналитики ВБ. - Действительно, в течение последнего десятилетия усилилась концентрация экспорта, как по энергоемким товарам, так и по рынкам, в то время как конку-
7 Белорусская энергетика: дорого и неэффективно. URL: http:// belarusinfocus.info/by/p/5896belorusskaya_energetika_dorogo_i_neeffektivno
8 По данным Национального банка РБ, на 1 июля 2006 г., объём банковских вкладов составлял 6,87 трлн белорусских рублей (порядка 328,7 долл. на человека)
9 Долговая проблема-2013: кому, чем и сколько заплатит Беларусь. URL: http://news.tut.by/economics/319113.html
рентоспособность экспорта товаров сократилась. При отсутствии структурных реформ экономика исчерпала свой потенциал роста, а производительность начала снижаться в период 2005-2010 гг. На протяжении большей части последнего десятилетия не происходило перераспределение факторов производства (труда и капитала) в пользу секторов с растущей производительностью»10.
2011-й - переломный
Растущий дефицит торгового и платежного баланса11 при неблагоприятной внешней конъюнктуре, ряд ошибочных решений в национальной финансовой сфере (например, экономически необоснованный рост зарплат в 2010 г.)12 привели к тому, что в 2011 г. в Беларуси разразился финансовый кризис.
В результате девальвации национальной валюты (в мае 2011 г. - на 56% и в октябре 2011 г. - еще на 52%) и отпуска розничных цен резко снизился уровень жизни, на несколько месяцев была парализована работа импортеров, ряд предприятий, имеющих большие валютные обязательства, потерпели убытки, выросла дебиторская и просроченная кредиторская задолженность предприятий, тяжелый удар кризис нанес по банкам.
К 2014 г. обстановка в целом стабилизировалась, но в социальной и бюджетной сферах, по-видимому, последствия кризиса еще в течение какого-то времени будут ощутимы. В 2011-2013 гг. во избежание массовых сокращений предприятия продолжали работать практически в прежнем режиме. Складские запасы на 1 января 2013 г составили 56,5% и в течение года увеличились до 70,2% (на 1 января 2014 г.)13. При этом номинальная средняя заработная плата в 2013 г. выросла на 37% - до 5 139,4 тыс. белорусских рублей (579,1 долл. США по курсу Нацбанка), рост реальной заработной платы составил 15,8%, что, конечно, означает серьезную нагрузку на финансы и самих предприятий, и национального бюджета.
10 См.: Экономический меморандум для Республики Беларусь. Всемирный банк, 2012.
11 По данным ВБ, профицит счета текущих операций в размере 1,4% ВВП в 2005 г. сменился дефицитом в размере 15,0% ВВП в 2010 г.
12 Резкий рост зарплат в декабре 2010 г. стал одной из причин кризиса -В. Семашко. URL: http://www.interfax.by/news/belarus/1095468
13 Минэкономразвития РФ. Обзор экономической сферы Республики Беларусь. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/by/about_by/eco_by
НЭП по-белорусски
Для повышения устойчивости экономики и снижения ее зависимости от внешних факторов международные эксперты советуют Республике Беларусь ускорить структурное перераспределение трудовых и финансовых ресурсов в пользу высокопроизводительных сфер в частном секторе, реструктурировать вертикально интегрированные госпредприятия для ликвидации перекрестного субсидирования и неэффективных сегментов их продукции, сократить препятствия для создания, закрытия и работы всех предприятий, развивать сектор услуг в качестве основного направления роста и инкубатора для создания новых рабочих мест, искать новые направления экспорта.
Но правительство страны эти советы воспринимает критически. Оно, конечно, не смогло обойтись без постепенной отмены обременительных для бюджета социальных расходов. Сокращены до минимума социальные льготы, пособия по безработице. Трудовое законодательство изменено в интересах нанимателей. Отпущены розничные цены (госрегулирование сохранилось только для отдельных социально значимых товаров и тарифов).
В 2011 г правительство объявило о намерении приватизировать значительную часть госпредприятий. В список компаний, чьи акции будут выставлены на продажу, вошли «Белтрансгаз», СООО МТС, «Гродно Азот», Мозырский и Новополоцкий НПЗ, Минский автозавод, «Интеграл», БелАЗ, «Беларуськалий», «Бархим» и др.14
Конечно, тут не обошлось без влияния Антикризисного фонда ЕврАзЭС, согласившегося выделить республике трехмиллиардный кредит при условии проведения приватизации белорусских предприятий на 7,3 млрд долл. за три года. Очевидно также, что за счет приватизации руководство страны намеревается хотя бы частично погасить дефицит бюджета.
Но процесс идет небыстро. Правительство страны выставляет за свои активы достаточно высокие цены и пытается выторговать у потенциальных инвесторов наиболее выгодные условия, настаивая на дополнительных обязательствах по модернизации, наращиванию выпуска и т.п. Так, в апреле 2013 г А. Г. Лукашенко заявил, что продажа госпредприятий МАЗ, МЗКТ и других неприемлема
14 Экономика Белоруссии. Состояние экономики Беларуси и ее роль в мировом хозяйстве. URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/belarus.htm
на тех условиях, которые предлагают инвесторы. «Сколько вы вложите в модернизацию МАЗа, если сюда придёте?», - поинтересовался А. Лукашенко у посла России в Беларуси А. Сурикова, оценивая перспективы создания холдинга «Росбелавто» на базе КамАЗа и МАЗа15, инициированного «Ростехнологиями».
В итоге к концу 2012 г. из 140 намеченных к приватизации предприятий новых собственников нашли только 20, план приватизации 128 остальных предприятий был официально отменен. При этом в правительстве утверждают, что готовы рассмотреть предложения по продаже любых предприятий (в том числе с аукциона), если есть инвестор и определена цена объекта16.
Впрочем, республика не оставляет попыток найти возможности для наращивания иностранных и внутренних инвестиций без распродажи госсобственности. Так, с 2012 г. внешние долги постепенно стали замещаться внутренними. К настоящему времени выпущено уже несколько эмиссий валютных облигаций, распространяемых по заявкам белорусских компаний. «Под каждого клиента делается отдельный выпуск. Ставки по ним индивидуальные. Уровень ставок - "вэбовский" (7,5% годовых)», что примерно на 15% дешевле внешних заимствований, - цитируют СМИ представителей белорусского Минфина17. За 2013 г. внутренний госдолг вырос почти на 38% и достиг 35,7 трлн белорусских рублей (около 3,75 млрд долл.)18.
Разработана стратегия привлечения в Беларусь иностранных инвестиций. В каждом регионе страны уже в течение нескольких лет действуют свободные экономические зоны (всего их шесть). Причем национальный комитет статистики ведет постоянный мониторинг эффективности: количество резидентов, численность работников, начисленная зарплата, инвестиции в основной капитал, размер выручки и прибыли, объемы экспорта/импорта и т.д. После 2011 г. законодательство, регламентирующее работу иностранных инвесторов, значительно обновлено. В 2012 г. появились
15 Минпромторг РФ: Позиция Белоруссии ставит крест на модернизации МАЗа. URL: http://belarus.regnum.ru/news/1652882.html
16 Белорусские власти отменили приватизацию госпредприятий. URL: http://news.mail.ru/inworld/belorussia/economics/10476620
17 Долговая проблема-2013: кому, чем и сколько заплатит Беларусь. URL: http://news.tut.by/economics/319113.html
18 Государственный внутренний долг Беларуси в 2013 году вырос почти на 38% и достиг 35,7 трлн. BYR. URL: http://select.by/content/view/6907/878
преференции для инвесторов также в средних/малых городских поселениях, сельской местности19, так что почти 95% территории страны охвачены различными льготными режимами. В январе 2014 г вступил в силу новый закон № 53-ФЗ «Об инвестициях», снимающий целый ряд прежних ограничений (в отношении источников финансирования, организационно-правовых форм организаций, осуществления контроля за их деятельностью) и гарантирующий дополнительные права иностранным инвесторам (в части привлечения иностранных работников, перевода платежей и т. д.).
Кроме того, в 2013 г. при участии китайских инвесторов началось строительство под Минском индустриального парка площадью 80 га. По первоначальным оценкам китайской стороны, за 10-15 лет в создание инфраструктуры будет вложено порядка 5-6 млрд долл., причем финансирование будет производиться совместной компанией, без каких-либо гарантий со стороны Беларуси20. Всего же первоначальная оценка стоимости проекта приближается к 30 млрд долл.
На территории парка будет создана особая экономическая зона со специальным правовым режимом на 50 лет, в которой помимо традиционных для ОЭЗ льгот (налоговые каникулы, свободный таможенный режим и т.д.) предусмотрена возможность проектирования объектов по техническим нормативам зарубежных государств21, при условии прохождения белорусской госэкспертизы. На территории парка планируется разместить производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлека-тельные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры - фактически целый город, по размерам сопоставимый с Витебском. Резидентами парка могут стать любые иностранные компании, независимо от страны происхождения капитала.
Подарок от соседей
Взаимные эмбарго, которыми обменялись Россия и Евросоюз в августе-сентябре 2014 г., стали настоящим подарком для
19 Декрет Президента РБ Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6.
20 Беспрецедентные налоговые льготы для белорусского Чайнатауна. URL: http://www.moyby.com/news/72433/
21 Индустриальный парк в Беларуси. Беларусь факты. URL: http:// belarusfacts.mfa.gov.by/ru/belarus/economy_business/business_opportunities/ open_investors/industrial_park/
Беларуси, открывая новые перспективы для ее экспортеров. По целому ряду позиций (станки и оборудование, продовольственные товары) продукция белорусских предприятий имеет все шансы заместить на российских рынках попавшие под санкции европейские товары. Только на экспорте мясомолочной продукции в Россию республика надеется заработать до конца года 2,1 млрд долл., из них порядка 200-400 млн - за счет замещения западноевропейской22.
Кроме того, белорусы готовы взяться за переработку сырья, запрещённого к ввозу в РФ, для дальнейшего экспорта в Россию. «Они закрыли свой рынок. Но мы не брали обязательства по внутреннему рынку. Мы можем завозить себе продукцию с любой точки планеты. Надо загружать, перерабатывать и продавать», - цитирует Rambler выступление президента Республики Беларусь на встрече с сельхозпроизводителями23.
Уже стали известны первые факты. Так, экспорт свежего лосося из Норвегии в Беларусь увеличился втрое. Продукция, поставленная в Беларусь и страны Балтии, после переработки получает новый таможенный код, что позволяет отправлять ее на российскую территорию. Так норвежские производители обходят ограничения на поставки европейского продовольствия в Россию. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на норвежскую газету Dagens N^ringsliv24.
По оперативным данным национального комитета статистики, за январь-август 2014 г. индекс промышленного производства к аналогичному периоду прошлого года составил 100,3%. К сожалению, данные об отгрузке товаров не публикуются, а информация по грузовым перевозкам и внешней торговле на момент выхода статьи доступна только за январь-июль 2014 г. Но можно не сомневаться, что Беларусь попытается использовать предоставленный шанс сполна, а значит, структурная перестройка экономики вновь откладывается на неопределенное время.
Подготовила кор. «ЭКО» Э.Ш. ВЕСЕЛОВА, использованы данные Посольства Республики Беларусь в России
22 Лукашенко заработает на российском эмбарго до $400 млн. URL: http:// www.belaruspartisan.org/economic/276548/
23 Лукашенко потребовал нарастить поставки в Россию продовольствия из запрещенного импортного сырья. URL: http://news.rambler.ru/26489023/
24 URL: http://lenta.ru/news/2014/09/17/norway