References
1. Doklad o chelovecheskom razvitii 2013 [The report about the human development 2013]. http://www.hdr.undp.org/sites/default/ files/hdr_2013_ru.pdf.
2. Beliaev D.V. Tendetsii razvitiia priamykh inostrannykh investitsii v usloviiakh globalizatsii [Trends of development of direct foreign investment in conditions of globalization]. Molodoi uchionyi [The young scientist]. no. 5. (2013). pp. 253-263.
3. Doklad o mirovykh investitsiiakh za 2013 god [The report about the world investments in 2013 year]. http://www.unctad.org/en/.../wir2013overview_ru.pdf.
4. Dynkin A.A., Baranovskii V.G. Rossiia i mir: 2013. Ekonomika I vneshniaia politika. Yezhegodnyi prognoz [Russia and world: 2013. Economy and foreign policy. Yearly prognosis]. Moscow: IMEMO RAN, 2012. 140 p.
5. Perspektivy razvitiia mirovoi ekonomiki [Prospects for development of the world economy]. http://www.imf.org/external /russian/ pubs/ft/weo/2013/01/pdf/textr.pdf.
6. Prognoz razvitiia mirovoi ekonomiki na 2014 [Prognosis development of the world economy in 2014]. http://www.9524-ppognoz-pazvitiya-mipovoy-ekonomiki-na-2014-go.
7. Global Economic Prospects, Volume 7, June 2013: Less Volatile, but Slower Growth https://www.openknowledge.worldbank.org/.../13892.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Костик Евгений Петрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики предприятия и экономической теории ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды» ул. Сухомлинского, 30, г. Переяслав-Хмельницкий, 08401, Украина e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kostyk Yevhenii Petrovych, Ph.D. in Historical Science, Associate Professor SHEE «Pereiaslav-Khmelnytskyi Hryhorii Skovoroda State Pedagogical University» 30, Sukhomlynskyi St., Pereiaslav-Khmelnytskyi, Kyiv region, 08401, Ukraine e-mail: [email protected]
УДК 339.9048.32
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Курадовец А.И.
На основе анализа современного состояния мирового хозяйства в статье исследуются его тенденции и вызовы, их влияние на перспективы социально-экономического развития стран-участниц.
Целью исследования является определение доли и значения внешнеэкономического фактора в модернизации национальной экономики Республики Беларусь.
Используя комплексный анализ и обобщения статистических материалов, была доказана объективная необходимость, определены причины и проблемы осуществления модернизации экономики Беларуси.
Результаты исследования могут быть использованы соответствующими государственными органами при формировании внешнеэкономической политики страны, а также в учебном процессе.
Ключевые слова: мировое хозяйство, глобализация, научно-технологический капитал, экономическая безопасность, экономическая безопасность, внешнеэкономический фактор модернизация экономики, конкурентоспособность страны.
THE EXTERNAL ECONOMIC FACTORS OF MODERNIZATION OF THE BELARUSIAN ECONOMY
Kuradovets A.I.
Trends and challenges and their impact on the prospects for economic and social development of member countries based on the analysis of the current state of the world economy have been examined in this paper.
The purpose of this study is to determine the contribution and the role of the external economic factor in the modernization of the national economy of the Republic of Belarus.
Integrated analysis and synthesis of statistical data allowed the author to prove the objective necessity and identified the reasons and problems of modernization of the national economy.
The results of the study can be used by the appropriate government bodies in the formation of external economic policy of the country, as well as in the educational process.
Key words: world economy, globalization, scientific and technological capital, economic security, external economic factor, modernization of the economy, competitiveness of the country.
Обоснование проблемы. Усиливающиеся определенные тенденции в развитии современного мирового хозяйства, возникающие в связи с этим некоторые глобальные проблемы и вызовы, требуют не только теоретического обоснования данных явлений, но и ускоренной адаптации национальных экономик к ним. Только на путях инновационного развития можно активно участвовать в современном мировом хозяйстве, использовать преимущества мирового разделения труда для решения социально-экономических задач.
Данная проблема весьма актуальна для малых стран с открытой экономикой, ограниченными природными и финансовыми ресурсами, к числу которых относится Республика Беларусь. Имеющиеся публикации затрагивают преимущественно только внутренние факторы обеспечения модернизации как условия инновационного развития без достаточного исследования влияния внешнеэкономических факторов на осуществление данного процесса в Республике Беларусь.
Цель исследования - определение роли и значения внешнеэкономического фактора в модернизации национальной экономики Республики Беларусь.
Исходя из цели, определены следующие задачи исследования:
- выявить основные тенденции и вызовы современного развития мирового хозяйства;
- определить значимость внешнеэкономических связей для малых стран с открытой экономикой (Республика Беларусь);
- обосновать объективную необходимость, принципы и существующие проблемы осуществления модернизации экономики Республики Беларусь;
© Курадовец А.И., 2014
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1
185
- определить возможности эффективного использования внешнеэкономического фактора в осуществлении модернизации экономики.
В процессе исследования использовались методы комплексного и сравнительного анализа, обобщения и сравнения, индукции и дедукции.
Проблема исследования - воздействие внешнеэкономического фактора на социально-экономическое развитие малых стран с открытой экономикой на примере Республики Беларусь и его использование для осуществления модернизации национальной экономики.
В результате исследования определено:
1. В условиях глобализации на ход социально -экономического развития всех стран все большее воздействие оказывают тенденции и вызовы мирового хозяйства.
2. Малые страны с открытой экономикой наиболее чувствительны к конъюнктурным изменениям на внешних рынках и должны быстро адаптироваться к ним.
3. Осуществление комплексной модернизации в Республике Беларусь- императив ее социально-экономического развития, базируется на определенных принципах и требует решения ряда возникающих проблем.
4. Для ускоренной модернизации национальной экономики необходимо эффективно задействовать внутренние и внешние факторы.
Новые глобальные вызовы и тенденции развития современного мирового хозяйства
Современное мировое хозяйство представляет собой глобальное пространство в рамках которого происходит гигантское перемещение товарных потоков и потоков капиталов: финансового, человеческого, научно-технического, а также сопровождающих их потоков различных услуг и информации. Вместе с тем развитие с мирового хозяйства испытывает на себе влияние различных факторов, которые трансформируют отдельные сегменты взаимоотношений между его субъектами, ведут к появлению новых глобальных вызовов и даже определенных дисбалансов, что сказывается на его функционировании.
Анализ имеющееся информации позволяет выделить следующие глобальные вызовы современности, которые непосредственно определяют дальнейшее развитие мирохозяйственных связей:
1. Ускоренная трансформация мирохозяйственных связей, связанная не только с ростом численности населения Земли, но и более высокими темпами роста мирового ВВП. На этом фоне отдельные страны сумели модернизировать свою экономику и сумели успешно интегрироваться во всемирный модернизированный процесс, а отдельные остались на прежнем технологическом уровне.
2. Глобальный демографический дисбаланс, связанный со старением человеческого капитала в развитых странах и высокими темпами естественного прироста населения в развивающихся странах, что в свою очередь формирует новые миграционные потоки, трансформирует национальный человеческий капитал, усиливает социальную напряженность в отдельных регионах и странах.
3. Обострение продовольственной проблемы, связанной с отставанием темпов роста продовольственных товаров от темпов прироста народонаселения, сокращением размеров пахотных земель, уменьшением биоресурсов, проявлением различных природных катаклизмов, отдельных эпидемий и заболеваний, нехваткой пресной воды и т.д.
4. Энергетическо-сырьевая проблема, которая охватывает большинство развитых и отдельные развивающиеся страны, решение которой предполагает новые технологические подходы, замена углеводородной экономики на альтернативные, более эффективные и возобновляемые источники энергии, обеспечения устойчивого и безопасного их возобновления, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства товаров. Одновременно обостряется борьба за новые сырьевые рынки и экономическое пространство (Арктика, космос, морские и океанические ресурсы).
5. Предстоящая новая индустриальная революция, базирующаяся на экономике знаний, эффективности использования человеческого и научно-технологического капитала, переходу к новому технологическому укладу производств, т.е. к нанотехнологиям, используемых не только в производственной области, но и в других сферах жизнедеятельности человека. Данный революционный технологический прорыв приведет к существенному изменению структуры потребностей на мировых рынках, вызовет на них новые конъюнктурные сдвиги, обострит и видоизменит конкурентную борьбу между его субъектами.
6. Нарастающая социальная нестабильность и кризис традиционных цивилизаций. Данная проблема обусловлена усиливающейся тенденцией в социальном неравенстве между странами, когда наиболее развитые страны (около 1 млрд. человек) потребляют около 80% мирового ВВП, а также усиливающимся разрывом в доходах граждан внутри самих стран. На данном фоне происходит переоценка отдельных культур и цивилизаций, что еще больше усиливает социальную напряженность, вызывает протесты и даже революции и перевороты. Возникает угроза отдельных националистических международных террористических группировок, которые пытаются использовать социальную напряженность для достижения своих узкокорыстных целей, не имеющих прогрессивной направленности. При этом видоизменяются и возможные средства и формы достижения этих целей (использование киберпространства, информационные войны, атомный шантаж, захват заложников и т.д.).
7. Отсутствие стабильной международной экономической безопасности и соответствующих эффективных инструментов ее обеспечения. Потенциальная возможность возникновения новых мировых финансово-экономических кризисов пока не устранена, периодичность их возникновения сокращается, последствия становятся все более разрушительными не только для отдельных стран и регионов, но и для всего мирового хозяйства.
Все это оказывает существенное влияние на формирование внутренней и внешнеторговой политики стран-участниц мирового хозяйства, поиска наиболее эффективных путей защиты своих национальных интересов, адаптации к новым реалиям на мировых рынках.
Особенности и значение внешнеэкономического фактора в социально-экономическом развитии Республики Беларусь
Республика Беларусь является малой европейской странной с открытой экономикой, что оказывает существенное воздействие на весь ход ее социально-экономического развития, глубины участия в мирохозяйственных связях. В настоящее время Республика Беларусь имеет торгово-экономические связи с более чем 170 государствами мира. Занимая в мире по территории всего 0,15%, а по численности населения 0,17%, Республика Беларусь производит значительные по удельному весу объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции. Так, производство тракторов составляет 8%, минеральные удобрения - 3%, в том числе калийных -14%, химические волокна и нити-1,3%, холодильники и морозильники-1,2 %, масло животное - 0,9 %, соответственно. Доля страны в производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно-6,4%, какртофель-2,8%, молоко-0,9%, мясо в убойном весе-0,3%,сахарная свекла - 0,6%.[1,с.74]. Данные объемы производства намного превышают собственное потребление и в силу этого могут быть реализованы на внешних рынках.
Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП Республики Беларусь составляет более 70%, а внешнеторговая квота, как показатель ее участия в мирохозяйственных связях, составляет более 120%, что свидетельствует об активном участии страны в мировом разделении труда.
Роль и значение внешнеэкономического фактора в социально-экономическом развитии обусловлено целым рядом объективных причин и особенностей структуры национальной экономики страны.
Во-первых, выгодное экономико-географическое положение Республики Беларусь, развитая система транспортных коммуникаций, которые способствуют перемещению товаров из различных стран через ее территорию, что придает данному фактору особую значимость в мирохозяйственных связях, определяет конкурентные преимущества страны. По ее территории проходят транспортные коридоры и коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину с государствами Балтии, страны Азии с Европой. Поэтому на долю транзита приходится 60% совокупного объема экспорта транспортных услуг Республики Беларусь, а доля трубопроводного транспорта составляет около 40% [2,с.132].
В последнее время существенно растет экспорт деловых, профессиональных и услуг, но практически отсутствуют такие доходные статьи как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др. В целом услуги обеспечивают около 20% поступлений выручки от белорусского экспорта в страны СНГ.
Во-вторых, структура национальной экономики, созданная в период Советского Союза, изначально была ориентирована на внешние рынки. Так, отдельные предприятия отечественного машиностроительного комплекса изначально были экспортно ориентированными (БелАЗ, МАЗ, МТЗ и др.), а другие предприятия (особенно предприятия нефтехимической и легкой промышленности) были ориентированы на импортные поставки сырья. При этом Республика Беларусь не обладает собственными достаточными энергоресурсами, металлопрокатом, отдельными смежными производствами.
В силу этого сложилась определенная товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь. Основными товарными позициями экспорта являются: минеральные продукты, продукты нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, сельскохозяйственные товары, продукция машиностроения, которые в совокупности составляют более 70% всего экспорта страны. Данная структура не в полной мере отвечает современным требованиям мирового рынка, поскольку большая часть экспортной продукции весьма эластична и зависима от конъюнктуры мирового рынка, что в свою очередь сказывается на объемах спроса и на величине экспортной выручке. Такая ситуация при негативном развитии конъюнктуры на данные товары на мировых рынках может поставить экономику страны на грань катастрофы.
Аналогичная ситуация наблюдается и с географическим распределением экспортных потоков, поскольку почти 80% товарного экспорта сконцентрировано на 10 стран - основных торговых партнерах [1, с.62].
Отечественный экспорт в значительной степени сконцентрирован на российский рынок и рынки стран-соседей. Так, на российском рынке реализуется до 40% грузовых автомобилей, 47% тракторов,60% сливочного масла,87% творога и сыров, 64,3% телевизоров55,7% холодильников,61,8% газовых плит и т.д. [2, с. 32].
В свою очередь, Республика Беларусь импортирует из России большие объемы нефти (23 млн.т.), природного газа, черных металлов, электроэнергии, комплектующие и запасные части. В силу этого промежуточный импорт составляет до 7274% от всего объема импорта страны. Поэтому увеличение темпов роста ВВП, при существующей структуре экономики, вызывает увеличение импортных поставок, что в свою очередь сказывается на состоянии платежного баланса страны. Как показывает исследование, в последние годы, за исключением 2012г., в Республике Беларусь просматривается тенденция отрицательного сальдо товарного баланса страны, компенсируемого в определенной степени положительным сальдо экспорта услуг. Даная ситуация сказывается на объемах поступления валюты, запасах золотовалютных резервов страны, на стабильности валютного курса и темпах роста инфляции.
В наиболее жесткой зависимости экономика Республики Беларусь находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырье, материалах и полуфабрикатах более чем на 60%. Особенно видна зависимость экономики Республики Беларусь от России в поставках углеводородного сырья, достигая более 80% от объемов его потребления, что влияет на степень ее экономической безопасности с точки обеспечения воспроизводственных процессов [3,с.12].
К сожалению, Республика Беларусь не реализует в полном объеме свой инвестиционный потенциал, поскольку она имеет достаточный производственный и научно-технический задел, накопленные материальные и нематериальные ценности, соответствующий уровень квалификации рабочей силы. Однако медленные темпы приватизации и разгосударствления собственности, неразвитость фондового рынка, отдельные политические аспекты не позволяют в полном объеме привлекать прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики, созданию совместных предприятий на территории страны с передовыми технологиями. Величина инвестиционного импорта страны составляет всего в пределах14-16%, что весьма мало в общем объеме импортных поставок. Основными инвесторами являются такие страны как Россия, Китай, Австрия, Кипр, Великобритания и др. Не в полной мере в данном вопросе использовано интеграционные преимущества ТС и ЕЭП, поскольку инвестиции Казахстана пока весьма незначительны в экономику Республики Беларусь.
Вместе с тем Республика Беларусь активно создает совместные предприятия на территориях отдельных стран СНГ и дальнего зарубежья, особенно в машиностроении, для продвижения отечественной продукции на рынки данных стран или использовать их как площадку для ее экспорта в другие регионы (Украина, Казахстан, Армения, страны Балтии, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии).
Развитие внешнеэкономических связей в определенной степени способствует насыщению потребительского рынка страны, создает дополнительные рабочие места для представителей малого и среднего бизнеса, специализирующихся на экспортно-импортных поставках товаров.
Модернизация как объективная неизбежность развития экономики Республики Беларусь
Современные вызовы и тренды развития мировой экономики, состояние отечественной экономики и общества объективно указывают на необходимость осуществления системной ускоренной модернизации экономики республики с целью придания ей современного характера, найти и занять свою нишу в международном разделении труда в условиях глобализации и обострения международной конкуренции. Данное утверждение базируется на следующей доказательной базе.
Кризисные проявления в экономике Республики Беларусь, обусловленные комплексом внешних и внутренних причин, объективного и субъективного характера. Кризисные явления в Республике Беларусь проявились, прежде всего, в падении темпов роста ВВП, который в 1012г. составил-3,5%, а в 2013 г .-0.9% соответственно. Основными внутренними причинами являются следующие:
- постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешних, но и на внутреннем рынке, что приводит к затоваренности складов, увеличению кредиторской и дебиторской задолженности, нехватке оборотных средств и убыточности их деятельности;
- износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов предприятий, достигающее в среднем 70%, а на отдельных и более80%;
- преобладание устаревших технологий, что обуславливает высокую энерго-и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и других видов ресурсов, в а также комплектующих на фоне роста мировых цен на них,
- неустойчивое финансовое положение предприятий на фоне высоких ставок кредитных ресурсов и их ограничении в валюте, не позволяют им осуществлять комплексную модернизацию, внедрение прогрессивных технологий в производственные процессы;
- высокий уровень монополизма в производственной сфере, несовершенство механизма управления ими и менеджмента на микро и макроуровнях;
- сохранение устаревшей структуры производства, ориентированной только на валовые показатели, а не на финансовые результаты деятельности;
- высокий уровень инфляции, достигающий по официальным данным в 1012 г.-21% и 2013 г.-15% ,что явилось сдерживающим фактором в инвестиционной привлекательности реального сектора экономики и привлечению прямых иностранных инвестиций, объемы которых в последние годы не превышали 1.5-2 млрд. долл. США при минимальных их объемах 4-5 млрд. долл. США ежегодно [3, с.6].
Как нам представляется, наиболее опасными внешнеэкономическими угрозами для экономической безопасности Республики Беларусь в настоящее время являются следующие:
1. Негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, в результате чего в отдельных странах-партнерах по внешнеторговой деятельности Республики Беларусь замедлились темпы роста ВВП, что сказалось на спросе на отдельные отечественные товары. Это, прежде всего, страны ЕС и Россия, темпы роста ВВП которых не превышали более 2 % в год. Следует отметить, что существует большая вероятность наступления нового мирового финансового и экономического кризиса, связанного с дефолтом в США , отдельных странах Европы или России. Внешнеэкономические угрозы со стороны первых во многом сопряжены с финансово-валютным сектором мировой экономики, который только косвенно может повлиять на ход социально-экономического развития в Республике Беларусь. Это может проявиться в резких колебаниях валютного курса национальной денежной единицы, расстройстве денежно-кредитной системы, уменьшения объемов экспортно-импортных операций и т.д. Крайне негативными последствиями для Республики Беларусь могут иметь кризисные явления в экономике России как основного нашего торгово-экономического партнера, на долю которого приходиться основная часть экспорта машино-технической продукции, товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции отечественных производителей. Таким образом, в силу активной включенности в мирохозяйственные связи и недостаточного экономического потенциала Республика Беларусь не может противодействовать самостоятельно к негативным кризисным последствиям, а только их минимизировать.
2. Политические события на севере Африки и на Ближнем Востоке, а в последнее время и в Украине, также оказывают негативное влияние на объемы экспортных поставок отдельных видов товаров в данные регионы.
3. Отрицательное сальдо платежного баланса на фоне относительно небольших золотовалютных резервов. Несмотря на наметившуюся тенденцию к улучшению платежного баланса Республики Беларусь в 2012 г., (плюс 1,4 млрд. долл. США за счет наращивания экспорта растворителей, не попадавших под необходимость уплаты экспортной пошлины Российской Федерации) официальные золотовалютные резервы в настоящее время составляют менее 7 млрд. долл. США, снизившись за 2013 г. на 17,8% при пороговой безопасности в пределах 14 млрд. долл. США [4]. Однако, в 2013г. опять наблюдался дисбаланс в платежном балансе страны, т.е. преобладании объемов импорта над экспортном. Такое положение, с одной стороны требует уменьшения импортных поставок по отдельным товарным позициям, что ведет к неудовлетворенности производственного и потребительского спроса на рынке, а с другой стороны, вымывает из него наиболее качественные отечественные товары, которые необходимы для наращивания экспортных поставок, тем самым создавая их дефицит на рынке.
4. Большой внешний долг при отсутствии внутренних и внешних источников финансирования и кредитования. В настоящее время государственный внешний долг составляет более 13 млрд. долл. США, совокупный - более 39 млрд. долл. США, т.е. около 63 % ВВП. Выплаты по внешнему долгу составили в 2013 г. около 3 млрд. долл. США, а в 2014 г. составят уже. 3,2 млрд. долл. США [5].
5. Вступление стран-соседей и Российской Федерации в ВТО создало дополнительный фактор риска для белорусской экономики, что выразилось в неспособности ее производителей функционировать в условиях жесткой конкуренции на основных внешних рынках сбыта своей продукции. Создание таможенного Союза, а позже ЕЭП внесло существенные изменения во взаимоотношения стран-участниц. Во-первых, в механизм распределения таможенных пошлин, согласно которому Республика Беларусь получает всего 4,7% от их общего объема, а Россия - 87.97% , а Казахстан 7.33%, соответственно. Во-вторых, Республика Беларусь не в состоянии самостоятельно ограничить объем импортных поставок путем введения больших ставок пошлин на импортируемые товары без согласия своих партнеров. В-третьих, присоединение России к ВТО, а перспективе и Казахстана, обусловили снижение таможенных пошлин на отдельные товарные позиции, увеличили объемы импорта из других стран-участниц ВТО. Некоторые из данных товаров являются наиболее чувствительными для белорусских экспортеров (машиностроение, легкая промышленность и др.) При этом следует учитывать, что в течение ближайших 3-5 лет таможенные пошлины России и Казахстана будут унифицированы с ВТО, что скажется на экспортных возможностях отдельных отечественных производителей. В-четвертых, сохранение и в будущем в соглашения ТС и ЕЭП различного рода изъятий позволяет странам-участницам использовать весь арсенал нетарифных ограничений, что весьма чувствительно сказывается на менее сильных партнерах. Так, введение различного рода квот, санитарных и технических регламентов, институциональных препятствий уже начинает негативно сказываться на экспорте отечественных товаров и услуг на рынок России.
6. Товарная структура экспорта, невысокая конкурентоспособность и уровень технологичности выпускаемой продукции. Более 70% экспортных поставок Республики Беларусь приходиться на четыре товарные позиции (калийные удобрения, продукты нефтепереработки, сельскохозяйственная продукция, машиностроение). Поэтому в случае изменения конъюнктуры на мировых рынках на данные товарные позиции (как уже показали события 2013г. на рынке калийных удобрений) экспортные возможности страны становятся ограниченными, что в свою очередь сказывается на объемах валютных поступлений.
7. Ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов, дискриминационные меры отдельных стран в отношении Республики Беларусь (антидемпинговые пошлины, различные протекционистские меры, запреты квоты, институциональные барьеры, кредитные ограничения и условия и т.д.). Попытки отдельных стран использовать экономические рычаги для достижения определенных политических целей по отношению к Республике Беларусь, хотя и не достигают своего результата, однако сужают ее возможности по использованию преимуществ международного разделения труда, уменьшают объемы привлечения прямых инвестиций для модернизации экономики, влияют на ее имидж и привлекательность на мировом рынке.
8. Слабая диверсификация рынков сбыта экспортной продукции (Российская Федерация и страны СНГ) и импорта отдельных товарных позиций (углеводородное сырье, энергоресурсы). Основным рынком сбыта машино-технической продукции, товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции по-прежнему является Российская Федерация, на долю которой приходиться около 70% экспорта данных товарных позиций. В тоже время основная доля импорта сырьевых ресурсов, энергоносителей, комплектующих также приходиться на России. В силу этого такая внешнеэкономическая зависимость нашей страны с Россией требует поддержания стабильной экономической и политической ситуации, согласованной внешнеэкономической политики, взаимовыгодного сотрудничества, как в секторах гражданского производства, так и оборонного комплекса, создания совместных ФПГ.
9. Усиленная эмиграция трудовых ресурсов, бизнеса и «утечка мозгов» за границу. Отсутствие языкового и других социально-административных барьеров, более высокие заработные платы в Российской Федерации увеличили объемы трудовой миграции из Республики Беларусь. В результате такой миграции в отдельных отраслях наблюдается нехватка трудовых ресурсов в стране. Особенно это наблюдается в строительной отрасли, здравоохранении, транспорте, образовательной сфере. По некоторым данным только в 2013 г. насчитывалось около 400 тыс. человек официально работающих в Российской Федерации, а валютные переводы составили более 1 млрд.долл. США. Поскольку средняя заработная плата в Республике Беларусь составляет 573 долл. США, а в РФ - 942 долл. США, Казахстане - 714 долл. США, соответственно, то миграционный поток будет увеличиваться [6]. Сохранение и в будущем данной тенденции может привести к вымыванию наиболее квалифицированной рабочей силы из Республики Беларусь, обострит социально-экономическую ситуацию в отдельных секторах экономики, что скажется на качестве и темпах экономического роста страны.
Модернизация национальной экономики: приоритеты и проблемы осуществления
Успешное решение социально-экономических и политических проблем в стране, формирование современной системы хозяйствования и управления, использование конкурентных преимуществ для занятия своего достойного места в международном разделении труда во многом зависят от хода осуществления модернизации экономики Республики Беларусь. Следует признать , что отечественная концепция модернизации носит «догоняющий» характер, а значит может включать, по мнению отдельных ученых, три важнейших направления: технологическое обновление материальной базы производства, структурную перестройку экономики за счет наукоемких отраслей и переход на инновационный путь развития. При этом должно быть институциональное обеспечение этих направлений ( политические, правовые, социальные, макроэкономические и другие преобразования [7, с.34].
Модернизация как долгосрочная программа действий субъектов хозяйствования и государственных институтов предполагает определеннее принципы своего осуществления.
1. Скорость осуществления модернизация. Тренды развития мировой экономики, изменяющаяся конъюнктура на основных внешних рынках, состояние национального производственного потенциала не оставляет временного лага для проведения модернизации. Переход наиболее развитых стран к постиндустриальному этапу своего развития , 5 и 6 технологическому укладу, массовое использование нанотехнологий и информациионных ресурсов в производственной сфере не оставляют шансов аутсайдерам на основных сегментах мирового рынка. Опоздавшие страны будут оставаться на обочине научно-технологического развития и могут только в определенной степени дополнять воспроизводственные процессы основных производителей поставками отдельных ресурсов или второстепенных трудоемких и экологических грязных производств. Даная ситуация усугубляется тем, что через 2-3 года РФ и Казахстан, как основные внешнеторговые партнеры Республики Беларусь, вынуждены будут полностью выполнять все требования ВТО по наиболее чувствительным позициям для отечественных экспортеров (машиностроение, продукция сельского хозяйства, товары народного потребления и т.п.). Вместе с тем она должна быть разноскоростной и разноуровневой в зависимости от приоритетности производств, отраслей их конкурентных преимуществ и заделов.
2. Точечность и избирательность. Данный принцип предполагает не всеобщность модернизации всех предприятий страны, определение наиболее перспективных с учетом конкурентных преимуществ и их возможностей производить востребованную на мировых рынках продукцию, т.е. приоритетные точки роста.
3. Комплексность и системность. Модернизация не должна осуществляться фрагментарно, т.е. на отдельных производственных участках или технологических процессах, носить частичной, узковедомственной характер, а должна системной, охватывающей и базовые ценности, и институты, и производительные силы, и производственные отношения как на уровне предприятия, отрасли, так и страны в целом [ 7, с.34].
4. Инновационость. Модернизация и технологическое перевооружение должны осуществляется только на основе использовании передовых, новейших технологий и научно-технических достижений. При реализации стратегии модернизации необходимо четко определить, где Республики Беларусь имеет лидирующие позиции, и данные технологии следует развивать самостоятельно, а какие необходимо заимствовать с учетом их жизненного цикла, технологической новизны и экономической эффективности в перспективе. В противном случае это приведет нерациональному использовании выделяемых ресурсов, валютных средств и увеличению внешнего долга страны.
5. Научность. Модернизация должна базироваться на учете мировых трендов, строгом соблюдении требований экономических законов, критического использования имеющегося передового собственного и зарубежного опыта, финансово обеспечена, экономически точно выверена и оптимальном сочетании долгосрочного стратегического планирования с оперативно-тактическими решениями.
6. Государственная поддержка. Государство должно не только принимать соответствующие программы модернизации, но и определять научные направления НИОКР, осуществлять финансовую, инвестиционную, налоговую, институциональную, внешнеторговую поддержку в модернизации экономики. При этом оно должно четко определить, какие субъекты хозяйствования необходимо оставить в государственной собственности и осуществлять модернизацию за счет бюджетных средств, какие должны быть приватизированы с сохранением контрольного пакета государств, какие могут быть полностью акционированы со свободным привлечением инвесторов, а какие могут быть проданы.
Реализация программы модернизации экономики Республики Беларусь сопряжена с необходимостью решения ряд проблем, основными из которых являются следующие:
1. Финансовое обеспечение модернизации. В настоящее время большинство отечественных предприятий не обладают достаточными финансовыми возможностями самостоятельно осуществить модернизацию производственного потенциала. Бюджетные средства правительства объемы инновационных фондов весьма ограниченны. При этом наблюдается тенденция к их сокращению.так, если в 2013г. из бюджета страны было выделено 12,4 трлн. бел.руб., то на 2014 г. запланировано всего,4,8 трлн. бел. руб. осуществление модернизации за счет внутренних кредитных ресурсов сдерживается политикой коммерческих банков [ 8 ]. В условиях высокой инфляции, нестабильности валютного курса коммерческие банки не стремятся инвестировать в реальный сектор экономики. В то же время ставки по кредитам достигают до 40-50 % годовых, при одновременном их сокращении в валюте. При высокой степени затоваренности складов, невозможности привлечения кредитных ресурсов большинство отечественных предприятий приостановили процесс модернизации.
В процессах привлечения внешних заимствований со стороны отдельных государств и международных финансово-кредитных организаций сдерживающим фактором в финансировании модернизации экономики является большой внешний долг Республики Беларусь и отвлекаемые валютные средства на его обслуживание. Возложенные надежды на привлечение прямых иностранных инвестиций пока не дают должного результата, не только по объемам привлекаемым средствам (всего в пределах 1.5-2 млрд. долл. США), но и по качеству технологий. Особенно это наблюдается в китайских инвестициях, когда качество и конкурентоспособность производимой продукции на данных объектах не соответствует международным стандартам, а по отдельным видам ее себестоимость превышает на аналогичную продукцию в странах-соседях (ОАО «Кричевцемент», ОАО «Мостдрев»).
2. Проблемы социально-экономического характера. К данной группе относятся:
- кадровый управленческий состав и уровень его менеджмента. Так, на модернизацию деревообрабатывающей промышленности было выделено около 1 млрд. долл. США, однако положительных результатов пока не наблюдается: затягиваются сроки модернизации, не просчитаны рынки потребителей, отдельные виды производимой продукции не являются конкурентоспособными по качественным параметрам и по цене.
- трудоустройство высвободившихся работников. В процессе модернизации, несомненно, будут высвобождаться отдельные категории работников, что обострит социальные проблемы в отдельных небольших городах, в которых модернизируемые предприятия являются градообразующими. Только по официальным данным, в процессе модернизации будет высвобождены около 80 тыс. работников, что потребует принятия определенных организационно-экономических мероприятий со стороны правительства, создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса
- подготовка квалифицированных работников для освоения новых высокотехнологичных производств. С одной стороны, ПТУ не обладают современной базой обучения по отдельным направлениям высокотехнологичных производств, а , с другой , нежелание части молодежи получать рабочие профессии. При этом следует учитывать, что в ближайшие годы в Республике Беларусь будет наблюдаться сокращение прироста трудовых ресурсов вследствие «демографической ямы».
3. Выбор стратегии приобретения технологий. Следует отметить, что не все страны с развитой рыночной экономикой могут продавать новейшие технологи по причине определенных ограничений со стороны существующих там институтов (КОКОМ), а также придерживающихся концепции «управляющего технологического отставания», т.е. передачи только отработанных технологий с целью продления их жизненного цикла, недопущения дополнительных конкурентов на свои сегменты рынка. Все это требует, с одной стороны, закупать новые технологические линии комплексным анализом не только производственных мощностей , стоимости, качества выпускаемой продукции , но и глубоких маркетинговых исследований по реализации данной продукции на внешних рынках. С другой стороны, в машиностроительном комплексе целесообразно встраиваться в технологические цепочки крупнейших ТНК или создавать многонациональные ФПГ по производству конечной продукции ее реализации в различных регионах мира.
В целях успешной реализации комплексной программы модернизации, которая была принята Правительством Республики Беларусь, необходимы не только финансовые ресурсы, но и политическая воля руководства довести начатое до конца, осуществить структурные преобразования в экономике, перейти на рыночную модель социально-экономического развития, от ручного управления к стратегическому, от административных рычагов к экономическим. Поэтому успешное социально-экономическое развитие Республики Беларусь, ее место в международном разделении труда во многом будет зависеть от эффективной структурной перестройки национальной экономики, ее ускоренной модернизации и перехода на инновационную модель функционирования.
Список использованных источников
1. Внешнеэкономический фактор в стратегии модернизации России и Беларуси f Под ред. И. Войтова - Минск.: ГУ «БелИСА»,2012. - 2ввс.
2. Фатина Т. В. Национальная экономика Белоруссии: учебно-методический комплекс f Под науч. ред. Б. В. Сорвирова. -М. : Интеграция, 2013. - 1вдс.
3. Матяс, А. А. Макроэкономическая политика в Республике Беларусь и перспективы сбалансированности развития национальной экономики ff Белорусский экономический журнал. -2012. -№4.- С.4-22.
4. Муха, А. Перспективы внешних заимствований Беларуси. -Режим доступа: ffhttp ffnmnby.eufnewsf analytics f5330.-Дата доступа: 20.02.2014.
д. Беларусь за 2013 год направила на обслуживание валового внешнего долга 6.6 млрд.долларов http:ff news.tut.by\economics.- Дата доступа :16.03.2014.
6. Заработная плата белорусов в 2 раза ниже чем жителей России ff httpffneus.mail.ru fbelorussiafeconomis- Дата доступа: 17.02.2013
7.Шимов В.Н., Крюков Л.М. Модернизация национальной экономики -императив времени ff Белорусский экономический журнал.-2013.-№2.- С.27-39.
в. Модернизация по-белорусски: продолжать нельзя остановить f: ffhttp ff www.interfax.by.f article Л146602.-Дата доступа: 09.03.2014.
References
1. Vneshneekonomicheskiy faktor v strategii modernizatsii Rossii i Belarusi f Pod red. I. Voytova. Minsk. : GU «BellSA», 2012. 288s.
2. Fatina T.V. Natsional'naya ekonomika Belorussii: uchebno-metodicheskiy kompleks f Pod nauch. red. B.V. Sorvirova. M. : Integratsiya, 2013. 185s.
3. Matyas, A.A. Makroekonomicheskaya politika v Respublike Belarus' i perspektivy sbalansirovannosti razvitiya natsional'noy ekonomiki ff Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2012. №4. S.4-22.
4. Mukha, A. Perspektivy vneshnikh zaimstvovaniy Belarusi. : ffhttp ffnmnby.eufnewsf analytics f5330.
д. Belarus' za 2013 god napravila na obsluzhivanie valovogo vneshnego dolga 6.6 mlrd.dollarov : http:ff news.tut.by\economics
б. Zarabotnaya plata belorusov v 2 raza nizhe chem zhiteley Rossii : ff httpffneus.mail.ru fbelorussiafeconomis
7.Shimov V.N., Kryukov L.M. Modernizatsiya natsional'noy ekonomiki -imperativ vremeni ff Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2013. №2. S.27-39.
в. Modernizatsiya po-belorusski: prodolzhat' nel'zya ostanovit' : ffhttpffwww.interfax.by.f article f1146602
ДАННЫЕ ОБ АВТОРА
Курадовец Аркадий Иосифович, к.э.н., доцент кафедры международного бизнеса
Белорусский государственный экономический университет
220070, г. Минск, Партизанский пр. 2б, Республика Беларусь.
Kuradovec1951 @mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kuradovets Arkadii losifovich, PhD in Economics, Associate professor
Belarus State Economic University
220070, Minsk, Partizansky Avenue, 2б, Republic of Belarus
Kuradovec1951 @mail.ru