Научная статья на тему 'Стратегия формирования единого научно-инновационного пространства Беларуси и России в рамках Союзного государства'

Стратегия формирования единого научно-инновационного пространства Беларуси и России в рамках Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
281
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дедков Сергей

В материале описывается стратегия формирования единого научно-инновационного пространства Беларуси и России в рамках Союзного государства, которая может стать мощным стимулом для формирования общего инновационное пространство и способствовать модернизации экономики Евразийского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дедков Сергей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Strategy of Creating a Common Scientific and Innovation Space of Belarus and Russia within the Union State

This is a discussion of close scientific and technical ties established between scientists of the two countries, which serves as a powerful incentive for forming a common innovation space and could become a model for upgrading the economies of the Eurasian Union.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования единого научно-инновационного пространства Беларуси и России в рамках Союзного государства»

Стратегия формирования единого научно-инновационного пространства Беларуси и России

в рамках Союзного государства

В марте 1996 г. в Москве был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси, ставший краеугольным камнем в правовом фундаменте Союзного государства. Его основные положения, формулировки целей и задач были в дальнейшем сохранены или получили развитие в последующих межгосударственных правовых актах, подписанных двумя странами, включая Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

В России и в Беларуси научно-техническое развитие осуществляется по утвержденным на высшем государственном уровне приоритетным направлениям. Многие из них, например такие как энергетика и энергосбережение, биотехнологии и фармацевтика, информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и новых материалов, рациональное природопользование, совпадают, что открывает дополнительные возможности для интеграции в этой сфере. Сегодня на первый план выходит инновационная составляющая взаимодействия: Национальная академия наук Беларуси и Российская академия наук активизируют работу по образованию на базе своих подразделений, близких и взаимодополняющих друг друга по

тематике исследований, совместных научных лабораторий и научно-производственных центров, прорабатывают возможности создания совместных предприятий и организации производства в рамках формируемых в России и Беларуси технопарковых зон. Так, функционируют Научно-исследовательский Центр нефте- и лесохимических технологий (на базе Института химии новых материалов НАН Беларуси и Института катализа им. Г.К. Бореско-ва Сибирского отделения РАН) и российско-белорусская лаборатория электромагнитных и ионизирующих излучений (на базе ГНУ «Институт радиобиологии НАН Беларуси» и Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН), ведутся активные совместные работы в рамках международной межправительственной

Фото Алеси Ка'

Сергей Дедков,

директор Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, кандидат

экономических наук, доцент

научно-исследовательской организации «Объединенный институт ядерных исследований» (г. Дубна).

Важным вектором совместной работы является расширение связей непосредственно с российскими регионами. Национальная академия наук в качестве исполнителя включена в утвержденные Советом Министров Республики Беларусь Планы и Протоколы мероприятий по развитию сотрудничества с 18 регионами Российской Федерации.

Подготовлена Программа сотрудничества организаций НАН Беларуси и Санкт-Петербургского научного центра РАН, в которую входят 6 проектов. Их выполнение планируется осуществить в рамках программы Союзного государства «Гетероструктуры: СВЧ-радары, лазеры, светодиоды» («Прамень»), направленной на создание научных и технологических основ для развития гетеро-структрурных приборов микро- и оптоэлектроники в Союзном государстве, а также ряда установок, отвечающих современному мировому уровню, пригодных для производства.

Сформирован перечень из 25 тем для проведения совместных исследований, разработки и вне-

о

X X

5

X

дрения новых технологии в реальный сектор между НАН Беларуси и Уральским отделением РАН.

Развитию межакадемического партнерства способствует активное взаимодействие с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом, с которыми заключены Соглашения о сотрудничестве.

Налажены связи между Советами молодых ученых РАН и НАН Беларуси. Расширяется тематика и география научно-технического взаимодействия, что требует повышенного внимания руководства академий по координации проводимых исследований, ориентации их на приоритетные для обеих стран задачи. Тем самым создаются предпосылки для формирования единого научно-инновационного пространства на территории Союзного государства.

Позитивно складывается и практика партнерства организаций Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук в рамках научно-технических программ Союзного государства.

В НАН Беларуси реализовано и выполняется 11 программ, финансируемых из бюджета Союзного государства: «Космос БР», 1999-2002 гг., «СКИФ», 2000-2004 гг., «БелРосТрансген», 2003-2006 гг., «Космос СГ», 20042007 гг., «Триада», 2005-2008 гг., «СКИФ-ГРИД», 2007-2010 гг., «Космос НТ», 2008-2011 гг., «Нано-технология - СГ», 2009-2012 гг., «БелРосТрансген-2», 2009-2013 гг., «Стволовые клетки», 2011-2013 гг., и «Стандартизация - СГ», 2011-2014 гг.

В условиях интенсивных интеграционных процессов, создания Таможенного союза, поэтапного формирования Единого экономического пространства темпы построения единого научно-инновационного пространства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, другими странами должны быть ускорены. Необходимо осуществить

масштабную модернизацию экономик государств-партнеров, обеспечить рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на основе инновационного развития, формирование новых интегрированных научно-производственных структур.

Для успешного решения указанных проблем, на наш взгляд, необходимо для начала четко определиться с пониманием сути двух основных целей, которые государства - участники СНГ ставят в сфере инновационной деятельности: создание Единого научно-инновационного пространства и формирование Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ.

Единое пространство подразумевает под собой общие «правила игры» в инновационной сфере: налоговые льготы разработчикам и производителям, правила трансфера технологий, условия оборота интеллектуальной собственности и т.п. В конечном итоге - это единая конфигурация национальных инновационных систем государств - участников СНГ, обеспечивающая интенсивный поток инноваций.

По сути, речь идет о гармонизации всех условий экономической деятельности, которая неизбежно сталкивается с различиями интересов государств, обусловленных в первую очередь разной структурой их экономик. Весь комплекс проблем согласования интересов, а также некоторые пути решения этих проблем наблюдались в ходе непростых процессов формирования Союзного государства, Таможенного союза и ЕврАзЭС. Кроме того, переход на инновационный путь развития сам по себе сложен и требует системного изменения многих элементов хозяйственного механизма, что вызывает конфликт интересов уже внутри экономической системы каждой из стран.

В этой связи полагаем, что создание единого научно-инновационного пространства - это важнейшая задача на перспекти-

ву, отвечающая фундаментальным интересам всех государств. Важнейшим позитивным результатом станет достижение синер-гетического эффекта, который позволит существенно нарастить инновационный потенциал и усилить конкурентные позиции отдельных ученых, научных сообществ, Академий и, наконец, стран в целом.

Решение данной задачи связано с поиском общих интересов и гармонизации национальных законодательств на этой основе.

Главным мотивом инновационной деятельности в экономической теории считается конкуренция, но на практике встают такие вопросы: имеет ли смысл развивать ее между участниками одного интеграционного объединения; не для того ли был создан, например, Европейский союз, чтобы среди прочего противостоять США и странам Юго-Восточной Азии в глобальной конкуренции; эффективны ли дублирующие друг друга исследования и производства?

Из очевидных ответов на эти вопросы логически вытекает такое направление работы (и оно, по нашему мнению, более результативно в странах с относительно высоким участием государства в экономике), как использование программно-целевого метода управления инновационными процессами. В Беларуси этот инструмент доказал свою эффективность. В 2011 г. стартовала уже вторая Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. По инициативе белорусской стороны была разработана и в мае 2010 г. утверждена Межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии» - первая, в отношении которой принято решение высших органов Сообщества о ее реализации.

Однако одно дело - страна, а другое - их объединение со своими процедурами, своей иерархией, своей спецификой. Отсюда - сложности согласования общих документов. И до сих пор,

несмотря на подготовку проекта новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства (постановление Совета Министров Союзного государства от 23.04.2010 г. №8), согласование совместных проектов по-прежнему занимает много времени, система согласования остается громоздкой и требует упрощения.

Сохраняется потребность больше внимания уделять межрегиональному научному сотрудничеству, стимулировать взаимодействие молодых ученых обеих стран, планировать совместное выполнение научных исследований, которые должны составлять основу научно-технических и инновационных программ Союзного государства, более активно использовать полученные в процессе сотрудничества знания в создании наукоемких производств и технологий.

В составе НАН Беларуси имеются научно-практические центры и научно-производственные объединения, объединенные институты, которые связывают все фазы инновационного цикла на базе единой организационной структуры. Реализованные модели имеют аналоги в российской практике: наукограды, технологические платформы, технологические парки и др. В то же время для белорусских ученых представляет интерес то, как налажен инновационный процесс в таких организациях РАН, как Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, которым руководит нобелевский лауреат Ж.И. Алферов, или Институт проблем химической физики в г. Черноголовке, возглавляемый С.М. Алдошиным.

В свою очередь для России интересен опыт нашей страны, касающийся концентрации интеллектуальных ресурсов в рамках государственных комплексных целевых научно-технических программ.

Одним из ключевых инструментов достижения поставленных целей могут стать государственно-частные партнерства в инновационной сфере, для

реализации которых необходима соответствующая законодательная база. Назрела необходимость ликвидации отставания Беларуси от Российской Федерации в части формирования основ рыночной экономики как среды для наращивания конкурентных преимуществ.

Первым этапом на пути успешного сотрудничества России и Беларуси может стать принятие гармонизированного основополагающего Закона Союзного государства «Об инновационной деятельности», за которым должна последовать серия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, трансфера технологий, функционирования субъектов инновационной инфраструктуры, единого порядка формирования и реализации программ фундаментальных и прикладных исследований.

Полагаем, что в сфере научной деятельности, самого важного элемента экономики знаний, наиболее плачевная ситуация сложилась для гуманитарных наук. Остаточный принцип их обеспечения связан с тем, что они, по общему убеждению, не дают прямой добавленной стоимости, а значит - бесполезны. При этом из виду упускается, что именно специалисты гуманитарного, а не естественнонаучного профиля составляют большую часть персонала абсолютного большинства как государственных, так и частных управленческих структур. Именно эти люди, как правило, отвечают за выработку стратегических программ развития компаний, общества и государства. Учитывая это, в рамках создания интегрированной инновационной системы необходимо определить роль и практическое значение гуманитариев как основных носителей и «формирователей» человеческого (социо-интеллекту-ального) капитала.

Важным шагом в развитии гуманитарного сотрудничества является учреждение в 2010 г. в Москве Ассоциации исследовательских институтов философии

стран СНГ, Азии и Восточной Европы, у истоков которой стояли организации, представляющие Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Россию, Таджикистан и ряд других государств. Сфоримирован исполнительный комитет Ассоциации. Принято решение о создании Международного института философии, призванного стать наследником традиций научного диалога и сотрудничества, сложившихся в рамках советской философии.

Совместная работа ученых уже дает значимые результаты. Сотрудники Института философии НАН Беларуси совместно с коллегами из РАН, университетов Санкт-Петербурга, Томска, Перми раскрыли инновационный потенциал методов синергетики в диагностике, синтезе и проектировании сложных систем, осуществили философско-мето-дологический анализ проблемы размерности пространства-времени. Монография о процессах самоорганизации и эволюции систем, подготовленная по результатам этих исследований, выдержала два издания в Москве.

О значимости совместной работы в сфере гуманитарных наук свидетельствуют названия ряда совместных публикаций: «Социальная консолидация общества (сравнительный анализ на материалах России и Белоруссии)» (М. - Мн., 2004); «Формирование национально-государственных интересов в условиях возрастающей глобализации (сравнительный анализ на материалах России и Белоруссии)» (М. - Мн., 2008). В сотрудничестве с философами Сибирского отделения РАН и Института философии и политологии Казахстана разработана аналитико-прогностическая модель социальной трансформации постсоветских обществ на опыте России, Беларуси и Казахстана.

Кооперация белорусских и российских ученых должна опираться на сильные стороны ее участников и минимизацию параллельных высокозатратных работ. На принципах, апробированных при формировании

о

X X

5

X

о

X X

5

X

Таможенного союза, необходимо создавать единое научно-технологическое пространство России и Беларуси, координировать исследования с учетом сложившейся специализации научных школ и их места в мировой иерархии, подключаться к системе международного научно-технического сотрудничества, в том числе к проектам 7-й Рамочной программы ЕС.

В условиях общего рынка необходимо скорректировать подходы привлечения иностранных инвестиций в нашу республику. Во-первых, создать условия для функционирования международных корпораций, которые производят технически сложную инновационную продукцию и обеспечивают ее экспорт в другие страны Таможенного союза. Во-вторых, специальным декретом следует оговорить, что на такие корпорации не распространяется отечественная практика хозяйствования, заключающаяся в доведении целевых показателей, государственном регулировании тарифной политики, запрете увольнения излишней рабочей силы и т.д.

Ученые России и Беларуси могут эффективно объединить усилия по изучению уникальных объектов природы, которыми богаты соседние страны. В Беларуси это и самое большое озеро Нарочь, и цепь Браславских озер, и заповедный лесной массив Беловежская пуща, и уникальные болотные массивы Полесья. Проекты по изучению подобных объектов практикуются уже достаточно широко, в том числе и совместно с российскими коллегами.

Например, Институтом экспериментальной ботаники НАН Беларуси совместно с Институтом ботаники им. Н.Г. Холодного НАН Украины, Институтом экологии Карпат, Ботаническим институтом им. В.Л. Комарова РАН разработана концепция создания трансграничных заповедных территорий Беларуси, Украины, России. Определены перспективные для охраны биологического разнообразия природные ком-

плексы, подготовлены и внедрены конкретные мероприятия по их охране. Создан биосферный трансграничный резерват «Западное Полесье» - четвертая в мире и вторая в Европе трехсторонняя (при участии Беларуси, России, Польши) охраняемая территория.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют, что, несмотря на наличие определенных проблем, межакадемическое сотрудничество белорусской и российской академий наук, расширение и углубление их связей с другими академиями - мощный стимул формирования единого инновационного пространства двух стран, что может стать своего рода моделью для построения механизмов модернизации экономик государств Евразийского союза на основе, в первую очередь, собственного научно-технического потенциала.

Завершая разговор о становлении, а на самом деле - о восстановлении единого научного пространства России и Беларуси, хотелось бы выделить положение Договора 1996 г. о том, что одной из основных функций Сообщества является «всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства». Именно в этом направлении вот уже восемь лет действует Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства (МАС), созданный на основании решения Совета Министров Союзного государства от 10.12.2002 г. Национальной академией наук Беларуси и Российской академией наук при участии Постоянного комитета Союзного государства в 2004 г. В состав совета вошли виднейшие ученые, а также представители комитета. Руководство МАС осуществляют 3 сопредседателя - от НАН Беларуси, РАН и Постоянного комитета Союзного государства.

Основные цели совета -координация научной деятельности двух академий в интересах становления и развития Союзного государства, изучение проблем его развития, проводимое в

рамках отдельных и совместных программ, участие совместно с органами исполнительной власти России, Беларуси и Союзного государства в определении актуальных задач науки.

Результаты исследований, посвященные проблематике становления Союзного государства, регулярно обсуждаются в рамках заседаний Межакадемического совета, международных научно-практических конференций и круглых столов, организованных под его эгидой. За период деятельности совета состоялось семь заседаний, которые проводятся поочередно в городах Беларуси и России: кроме Москвы и Минска они состоялись в Великом Новгороде, Витебске, Вологде, Череповце.

Предметом исследований специалистов самой высокой научной квалификации стали такие актуальные проблемы, как механизм присоединения Беларуси и России к ВТО, выработка единых принципов предоставления сельскохозяйственных субсидий, формирование единого инновационного пространства, достижение устойчивого антикризисного состояния торгово-экономического взаимодействия обеих стран, гармонизация национальных законодательств, формирование и реализация научно-технических программ Союзного государства.

Ученые обеих академий неоднократно подчеркивали, что в системе давно и прочно сложившихся научных и научно-технических связей имеются высоко-интегрированные составляющие, разрушение которых недопустимо. В условиях, когда развитие всей мировой науки идет по пути интеграции и объединения усилий, нелепо искусственно разъединять то, что успешно работает.

Межакадемический совет играет важную роль в координации сотрудничества по основным приоритетным направлениям научных исследований, проводимых учеными академий, и в экспертизе разрабатываемых совместных программ и проектов. Между Постоянным комитетом,

РАН и НАН Беларуси достигнуто и неоднократно подтверждено полное понимание настоятельной необходимости получить возможность участия МАС в экспертизе целевых тематических программ научных исследований Союзного государства. Не менее актуальна и разработка концепции развития данного объединения. Неслучайно эта задача была рассмотрена как первоочередная на заседании президиумов РАН и НАН Беларуси. В таком же качестве она ставится в планах работы Межакадемического совета. Бесспорный концептуальный характер этой проблемы предопределяет высокий уровень научного осмысления не только накопленного опыта интеграции двух стран, но и особенностей нынешнего состояния интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Прежде всего предстоит осуществить глубокий анализ качественно нового характера межгосударственных отношений, формирующихся на территории бывшего СССР после вступления в силу соглашений о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Этот комплексный анализ позволит решать вопросы корреляции развития интеграции в рамках Союзного государства и процессов в ЕврАзЭС и ОДКБ в контексте общеевропейских и глобальных взаимоотношений.

Нет необходимости много говорить о тесных взаимоотношениях двух академий, имеющих общие корни, историю, научные школы и традиции. Все это представляет прочную основу сотрудничества, позволившую без существенных утрат для науки пройти сложный период глубоких трансформаций 90-х гг. прошлого века. Нынешний этап развития межгосударственных отношений России и Беларуси позволяет расширить и укрепить эту основу. Характерные для сотрудничества традиции естественно и логично сочетаются в современных условиях с модернизацией, инновационными подходами к решению самых сложных проблем фундаментальной и прикладной науки.

В последние годы российские и белорусские ученые тесно взаимодействуют в самых современных научных направлениях: космических исследованиях, ядерной энергетике, вычислительной технике, органическом синтезе, геологии нефти и газа, биологии, генной инженерии и др. Во многих совместных исследованиях достигнуты результаты, соответствующие самым высоким требованиям мирового уровня.

Следует признать, однако, что в течение ряда последних лет сотрудничество в области технических, точных, естественных наук развивалось опережающими темпами в сравнении с исследованиями обществоведческого и гуманитарного характера. Речь, естественно, идет о темпах и уровне научных работ. Очевидно, что наличие таких объективных предпосылок к стимулированию интеграционных процессов как общая культура и история, конфессиональная общность и традиционные близкие отношения позволяют ставить вопрос о создании наряду с общим экономическим и инновационным пространством научно-образовательного. Для этого необходимы совместные комплексные научные программы в области экономики, права, социологии, истории и литературы. Укрепление базиса интеграции ставит задачу разработки в самом недалеком будущем конкретных исторических, филологических, культурологических проектов и программ исследований.

Большое значение для стимулирования интеграционных процессов имеет комплексное изучение вопросов взаимодействия между регионами наших братских стран. Так, например, во исполнение решений V заседания МАС были развернуты исследования в области научно-технического сотрудничества, совместных социологических изысканий и межрегиональной торговой интеграции между Республикой Беларусь и Северо-Западным округом Российской Федерации в рамках трех совместных проек-

тов, финансируемых Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом. В 2011 г. в рамках мероприятий межгосударственной выставки, посвященной 20-летию образования Содружества Независимых Государств, на экспозиции Союзного государства были размещены стенды, демонстрирующие деятельность Межакадемического совета, а в рамках деловой программы Дня Союзного государства состоялось расширенное заседание МАС и организована научная дискуссия -круглый стол по проблемам научной интеграции.

Академическая наука играет важную социальную роль благодаря тому, что системно встроена в социально-экономический комплекс государств. Выполненные совместные разработки внесли заметный вклад в развитие информатики, машиностроения, оптики, электроники, металлургии, в энерго- и ресурсосбережение, сохранение природного и культурного наследия и высоко оценены на международном уровне.

Цели, провозглашенные в рамках Союзного государства Беларуси и России, отсутствие визовых и таможенных границ создают благоприятные условия для широкой совместной научной и инновационной деятельности белорусских и российских партнеров.

о

X X

5

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.