пути формирования единого научно-технологического пространства Беларуси и россии
Повышение конкурентной борьбы в современном мире отмечается не только между отдельными странами, но и между мегаэкономическими регионами. При этом конкурентоспособность последних определяется научно-технологическим потенциалом и способностью привлекать внешние ресурсы для собственного развития. В целом можно говорить о формировании глобальных научно-технологических регионов на территориях Америки, Европы, Юго-Восточной Азии и стран, ранее входивших в социалистическое содружество.
Владимир Иванов,
заместитель главного ученого секретаря Президиума РАН, доктор экономических наук
Андрей Марков,
замдиректора по научной работе Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук
Бесспорным мировым технологическим лидером являются США, где ведется широкий спектр фундаментальных исследований, осуществляется разработка новых технологий, выпускается наукоемкая продукция. При этом благодаря огромным финансовым возможностям США широко привлекают внешние инвестиции и, что самое ценное, высококвалифицированных специалистов из других стран. Все это в совокупности обеспечивает устойчивый рост экономики и высокий уровень национальной конкурентоспособности. Страны ЕС также проводят курс на построение интегрированной, инновационно ори-
ентированной экономики. В соответствии с Лиссабонским соглашением основные усилия Евросоюза были направлены на решение таких важнейших задач, как увеличение, прежде всего за счет роста ассигнований частного бизнеса, к 2010 г. доли затрат на НИОКР до 3% ВВП, усиление вертикальной и горизонтальной координации инновационной политики. Но самое важное - создание единого Европейского исследовательского пространства, интегрирующего научные ресурсы ЕС. Развитие наукоемкого производства сформировало предпосылки для интеграционных процессов и в странах Юго-Восточной Азии, несмотря на то что они находятся на разных уровнях развития.
Такая же задача решается и в СНГ в рамках Соглашения, подписанного 3 ноября 1995 г., а также в соответствии с Основными направлениями долгосрочного сотрудничества государств в инновационной сфере, принятыми на встрече руководителей стран - участниц СНГ 20 ноября 2009 г. Под единым научно-технологическим пространством (ЕНТП) подразумевается среда, характеризующаяся проведением согласованной политики по приоритетным направлениям развития науки и техники, гармонизацией содержания ее отдельных компонент и национальных нормативно-правовых баз. При этом каждому государству предоставляются возможности
использования научно-технологических пространств и рынков других участников Соглашения.
Основные направления сотрудничества определены следующим образом:
• эффективное использование инноваций и инвестиций, а также повышение глобальной конкурентоспособности стран СНГ;
• обеспечение экономической, экологической, продовольственной и энергетической безопасности, стабильного и сбалансированного экономического роста с повышением благосостояния народов и качества жизни населения;
• производство экономически выгодных товаров и услуг;
• интенсивная взаимовыгодная торговля.
Особо подчеркивается важность проведения совместных фундаментальных научных исследований (ФИ), результаты которых создают базу инновационно-технологического развития в долгосрочной перспективе. В развитых странах в качестве движущей силы новой экономики рассматриваются знания. При этом фундаментальная наука является генерирующей их средой, неотъемлемой частью культуры и интеллектуального багажа нации, важнейшим социально-экономическим фактором становления инновационной экономики. Получаемые знания используются для реализации таких целей, как проведение прогнозных исследований, формирование новых научно-технологических направлений, научное обеспечение и экспертиза важнейших государственных решений в сфере внутренней и внешней политики; становление системы образования; создание качественно новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции в интересах общества и государства.
Крупные достижения фундаментальной науки в виде важнейших по своим последствиям открытий возникают достаточно спонтанно, и их экономический эффект в большинстве случаев неопределенным образом отложен во времени. В мировой практике такие фундаментальные исследования принято называть «чистыми». Приоритеты и направления в этом случае определяются научным сообществом, а ресурсное обеспечение осуществляется из бюджетных средств.
В отличие от них ориентированные фундаментальные исследования, результатом которых является получение знаний, имеющих выраженное практическое значение, рассматриваются в качестве начального этапа создания прорывных технологических инноваций. Они проводятся, как правило, по инициативе внешних заказчиков -государственных организаций или бизнес-структур - и финансируются целевым образом. В ряде случаев их экономический эффект может быть оценен уже на начальной стадии изысканий. Следует отметить, что если промышленность и прикладная наука востребованы как бизнесом, так и государством, то фундаментальная в силу неопределенности коммерческих результатов исследований, как правило, интереса для частного сектора не представляет, и в силу этого ее развитие зависит исключительно от государства.
Достижения фундаментальной науки второй половины XX в. обеспечили прорыв по многим направлениям, позволили создать условия для формирования перспективного технологического уклада, включающего следующие базовые секторы: социальные, информационные, лазерные, нано- и биотехнологии; энергетика, нетрадици-
онные источники энергии; космическая техника и технологии. Появление нового уклада, резкий рост объема получаемых знаний стимулируют проведение кардинальных реформ в системе образования и будут способствовать подготовке научных, технических и управленческих кадров, способных обеспечивать устойчивое развитие государства, общества и бизнеса в быстро меняющейся ситуации. Таким образом, результаты фундаментальных исследований служат базой и для системы образования, и для разработки новых технологий, которые в совокупности обеспечивают развитие наукоемкого бизнеса (рис.1). Основным источником финансирования национальных фундаментальных исследований всегда выступает госбюджет. Так, во Франции расходы на ФИ составляют 0,56% ВВП, в США - 0,48%, в Японии - 0,48%, в России - 0,16%, в Беларуси - 0,1%[1]. Долгосрочные стратегии социально-экономического развития стран - технологических лидеров предусматривают рост бюджетных ассигнований на финансирование ФИ. Например, в США за прошедшую четверть века национальные расходы на них выросли более чем в 3 раза, что вполне предсказуемо привело к увеличению их отрыва от других государств не только в области фундаментальных исследований, но и в сфере инновационных технологий. Мировой экономический кризис не снизил уровень господдержки ФИ в большинстве стран. Более того, антикризисные программы в США и ЕС усиливают внимание к фундаментальной науке как основному элементу формирования и реализации долгосрочных целей национального развития. Несмотря на кризис, государство сохранило право научного сообщества
с Фундаментальные исследования Образование } Технологии Ч Высокотехнологичный бизнес
V *
Рис. 1. От фундаментальной науки к высокотехнологичному бизнесу
самостоятельно определять направления ФИ и использовать выделяемые на них средства, поскольку именно такой подход обеспечивает качество и эффективность фундаментальных исследований.
Трансформации 90-х гг. привели к разрушению кооперационных связей, сформировавшихся в послевоенные годы на территории Восточноевропейского научно-технологического региона, что вызвало ряд негативных последствий в социальной и экономической сфере, в том числе снижение уровня региональной и глобальной безопасности. Дезинтеграция научного потенциала стала одной из причин роста технологической зависимости и падения конкурентоспособности отдельных государств, ранее входивших в социалистическое содружество.
После развала Совета экономической взаимопомощи в странах Центральной и Восточной Европы, несмотря на имевшийся высокий стартовый научно-технический потенциал, произошло резкое сокращение затрат на исследования и разработки (ИР), численности научных кадров и институтов, количества выданных патентов. Наукоемкость ВВП снизилась до уровня наименее развитых государств Европейского экономического сообщества. В этих условиях экономические успехи были достигнуты не в результате создания высоконаучных производств, а вследствие интеграции национальных предприятий в международные производственно-сбытовые сети и альянсы, обеспечившей им необходимый трансфер технологий и приток прямых иностранных инвестиций. Государственная инновационная политика потеряла свою самостоятельность, сменившись общесистемными методами стимулирования процессов экономического развития.
Оправившись от кризиса 90-х гг., ведущие индустриальные страны СНГ, не интегрированные как их западные соседи, сделали ставку на собственные силы. В России ситуация начала меняться с 2000 г., когда высшими целями государственной политики были определены развитие фундаментальной науки и образования, а также переход к инновационному пути роста на основе избранных приоритетов. В число основных задач, решаемых научным комплексом, были включены:
проведение прогнозных исследований, сохранение научных школ и обеспечение преемственности научных знаний, совершенствование информационной инфраструктуры науки и научно-технической информации. Установленная система формирования приоритетов развития науки, технологий и техники учитывает особенности организации и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований. Так, направления первых определяются научным сообществом, а вторых - утверждаются Президентом РФ.
В настоящее время в России механизмы их реализации сформировались за счет:
• широкого спектра ФИ в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и конкурсов, проводимых Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом и Минобрнауки России;
• ориентированных ФИ и прикладных разработок и в рамках федеральных целевых программ;
• ИР, нацеленных на выпуск наукоемкой продукции государственными корпорациями.
Беларусь определила инновационный путь развития в качестве стратегического императива в 2004 г. В данном контексте система ее научно-технических приоритетов формируется исходя из необходимости повышения конкурентоспособности экономики. Это достигается за счет интенсивного развития основных базовых предприятий, составляющих остов народнохозяйственного комплекса страны, и расширенного воспроизводства новых поколений высокотехнологичной продукции, основанной на передовых достижениях отечественной и зарубежной науки. С этой целью каждые 5 лет в стране по утвержденной ГКНТ методике (рис. 2) разрабатываются приоритеты научно-технической деятельности. Основной упор сделан на финансирование ИР через госпрограммы научных изысканий и ГНТП. На конкурсной основе также реализуются гранты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.
Г
У
Рис. 2. Структура приоритетов научно-технической деятельности Республики Беларусь
Системные причины низких темпов перехода на инновационный путь развития на постсоветском пространстве лежат в неадекватном институциональном ответе на глобальные вызовы. Главной из них является отсутствие скоординированной политики, позволяющей объединить усилия отдельных государств в проведении НИОКР, стоимость которых постоянно возрастает, что может стать непосильной ношей для малых стран и стран с низким размером удельного ВВП. По обоим показателям Беларусь, а по последнему и Россия, относятся к данной категории (табл.).
Такой интеграционный механизм может быть реализован и в СНГ, и в рамках Таможенного союза, но наиболее эффективен он будет там, где для этого есть объективные экономические предпосылки. Поэтому следует учитывать роль стимулирующего фактора спроса на рынке научно-технической продукции, который в значительной степени детерминируется уровнем развития машиностроительного
сектора экономики. Так, удельный вес продукции последнего в общем объеме промышленного производства в нашей стране составляет порядка 25%, в России - 14%. В то же время в Казахстане, Армении, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Азербайджане этот показатель не превышает 5% [3]. Таким образом, преимущественно Россия и Беларусь имеют наиболее полновесные основания для глубокой, системной интеграции их научно-технологических потенциалов, направленной на повышение роста конкурентоспособности национальных производств, снижение затрат на ИР.
Накопленный мировой опыт, принятые подходы в рамках развития инновационных процессов в Содружестве Независимых Государств позволяют сформулировать методологию формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России. При этом особое внимание должно быть уделено межакадемической интеграции фундаментальных исследований.
Таблица. ВВП в долл. на душу населения по отдельным странам мира, 2009 г.
Страна США Япония Франция Германия Россия Беларусь
ВВП, тыс. долл. на душу населения 46,2 38,4 46,1 44,4 11,2 5,5
Источник: http://data.cemi.rssi.ru/isepweb/cowpdn.asp.
Здесь следует заметить, что научная деятельность по своей сути достаточно транс-парентна. Она имеет высокий уровень позитивного традиционализма, в наибольшей мере регулируется государством - главным организующим звеном в интеграционных процессах. В то же время, в силу специфики распространения научных знаний, для организации взаимодействия структур, производящих их, в рамках ЕНТП не требуется каких-либо масштабных системных трансформаций. Стратегическая цель создания ЕНТП состоит в получении синер-гетического эффекта от совместной реализации конкурентных преимуществ России и Беларуси в научной,технологической и производственной сферах, который должен обеспечивать более высокие темпы социально-экономического развития.
Тогда, исходя из поставленной стратегической цели, можно детерминировать ряд базовых принципов формирования ЕНТП. Первый из них заключается в концентрации совместных усилий на наиболее приоритетных направлениях инновационного развития, как условии достижения требуемого экономического эффекта. Второй основан на комплементарности проведения ИР. Применительно к формированию ЕНТП он предполагает исключение дублирования и оптимизацию ресурсов за счет проведения совместных исследований по согласованной тематике, а также разделения сфер ключевой компетентности и ответственности в области научно-технической деятельности. Третий - равнодоступность результатов НИОКР для участников совместных проектов. Это дает возможность использования наработок в полном объеме для собственных нужд. Вопрос же распределения инновационной ренты в случае их коммерческой реализации в третьих странах должен основываться на соотношении вложенных в их разработку материальных и интеллектуальных средств.
В качестве механизма образования ЕНТП предлагается опираться на программно-целевой метод, в основе которого должна лежать Программа Союзного государства Беларуси и России по формированию единого научно-технологического пространства как базового института инновационного развития стран-участниц. Можно выделить три основных этапа ее разработки и реализации.
Первый - «подготовительный». На нем проводится комплексный анализ научно-технологической сферы двух стран, включая практику организации и проведения исследований, механизмов финансирования, возможностей материально-технической базы и структуры кадрового потенциала. При этом выявляются сильные и слабые стороны, вероятные угрозы и определяются действия по их парированию. В результате разрабатывается концепция и механизмы формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства, инструменты согласования основных направлений ИР, схемы их проведения, в основу которых могут быть положены принципы полидисциплинарности и институционального финансирования, широко используемые в мировой практике для организации НИОКР. Одновременно на этом этапе должны быть проведены исследования по технологическому форсайту, по результатам которого определятся приоритетные направления НИОКР Союзного государства. Итогом работы по первому этапу должна стать Комплексная программа развития научно-технологического пространства Беларуси и России.
Второй этап - «корреляционный», в ходе которого предполагается создать единые информационные ресурсы, утвердить совместные планы действий в научно-технической сфере, унифицировать законодательную базу, прежде всего правовые механизмы защиты объектов промышленной собственности, и разработать процедуру совместного использования результатов НИОКР. Формируется единая система исследовательских программ и технологических проектов, корреспондируются подходы к стимулированию ИР, определяются требуемые ресурсы.
На третьем, «кооперационном» этапе, создается институциональная система ЕНТП, изучается возможность образования в ней совместных научно-производственных кластеров как исходного базового звена для формирования инновационной экономики. При этом организуемая в границах Союзного государства интеграционная конструкция должна обладать определенным уровнем масштабируемости, обеспечивающим возможность включения в нее при необходимости новых партнеров из числа сопредельных стран.
Отдельно следует остановиться на программе фундаментальных научных исследований и ее ресурсном обеспечении. В рамках Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства налажено устойчивое взаимодействие между РАН и НАН Беларуси. Поэтому в основу совместной программы ФИ могут быть положены управленческие решения, реализованные в 2008-2011 гг. в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук. Применительно к рассматриваемой ситуации суть их заключается в том, что программа формируется на основе общих приоритетов, а финансирование осуществляется из национальных источников. Этот подход применяется для организации взаимодействия институтов РАН с европейскими научными структурами в рамках проекта ERA-NET.
Формирование программы могло бы быть осуществлено под эгидой вышеназванного Межакадемического совета. Для этого потребуется, во-первых, законодательное придание ему необходимых полномочий в рамках Союзного государства, в том числе закрепление функций научного, экспертного, информационного и организационного сопровождения принимаемых управленческих решений. И, во-вторых, выделение финансовых средств из бюджета Союзного государства на разработку Программы формирования ЕНТП и ее научное обслуживание.
В результате осуществления намеченных целей будет реализован реальный демонстрационный проект, который станет серьезным практическим вкладом в центростремительный процесс политической и экономической интеграции, наметившийся в последние годы на постсоветском пространстве.
Литература
1. Фундаментальная наука России: состояние и перспективы развития. - М., 2009.
2. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2010. - Мн., 2010.
3. Интеграционный потенциал российской и белорусской науки: научные материалы, выпуск первый / Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства. - М., 2010. С. 141.