Научная статья на тему 'Законодательное регулирование инновационной деятельности (опыт Кыргызской Республики)'

Законодательное регулирование инновационной деятельности (опыт Кыргызской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / правовое регулирование / венчурная деятельность / венчурный проект / инновационная деятельность / инновационная инфраструктура / инновационный продукт / инновационный проект / национальная инновационная система (экосистема инноваций) / новшество (новация) / экономическая безопасность / сравнительное правоведение / public administration / legal regulation / venture activities / venture project / innovation activity / innovation infrastructure / innovative product / innovative project / national innovation system (innovation ecosystem) / innovation (novation) / economic security / comparative law

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье проанализированы основные положения Закона Кыргызской Республики от 23 марта 2023 года № 65 «Об инновационной деятельности» с целью выработки предложений по совершенствованию правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative regulation of innovation activities (experience of the Kyrgyz Republic)

The article analyzes the main provisions of the Law of the Kyrgyz Republic dated March 23, 2023 № 65 «On Innovation Activity» in order to develop proposals for improving the legal regulation of innovation activity in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование инновационной деятельности (опыт Кыргызской Республики)»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 114—118. State service and personnel. 2023;(4):1 14—1 18.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-114-118 NIION: 2012-0061-04/23-212

EDN: https://elibrary.ru/XKFTNX MOSURED: 77/27-008-2023-04-412

Законодательное регулирование инновационной деятельности (опыт Кыргызской Республики)

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва,

Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В статье проанализированы основные положения Закона Кыргызской Республики от 23 марта 2023 года № 65 «Об инновационной деятельности» с целью выработки предложений по совершенствованию правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное управление, правовое регулирование, венчурная деятельность, венчурный проект, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационный продукт, инновационный проект, национальная инновационная система (экосистема инноваций), новшество (новация), экономическая безопасность, сравнительное правоведение.

Для цитирования: Редкоус В.М. Законодательное регулирование инновационной деятельности (опыт Кыргызской Республики) // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 114—118. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-114-118 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/XKFTNX

Original article

Legislative regulation of innovation activities (experience of the Kyrgyz Republic)

Vladimir M. Redkous

Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science,

Moscow, Russia, rwmmos@rambler.ru

Abstract. The article analyzes the main provisions of the Law of the Kyrgyz Republic dated March 23, 2023 № 65 «On Innovation Activity» in order to develop proposals for improving the legal regulation of innovation activity in the Russian Federation.

Keywords: public administration, legal regulation, venture activities, venture project, innovation activity, innovation infrastructure, innovative product, innovative project, national innovation system (innovation ecosystem), innovation (novation), economic security, comparative law.

For citation: Redkous V.M. Legislative regulation of innovation activities (experience of the Kyrgyz Republic) // State service and personnel. 2023; (4) : 114—118. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-114-118 EDN: https://elibrary.ru/XKFTNX

Правовому регулированию инновационной деятельности (далее — ИД) в Российской Федерации придается важное значение в силу ее важности для достижения нашей страной высоких показателей экономического развития, что позволит обеспечить ее суверенитет, технологическую независимость, экономическую безопасность, а также экономический базис поступательного прогрессивного развития российского общества [1; 2]. Вопросы ИД разрабатывались целым рядом ученых, однако сложность данной

© Редкоус В.М. М., 2023.

темы требует продолжения начатых исследований [3; 6].

Вопросы ИД, инноваций в РФ регламентированы целым рядом законодательных и иных нормативных правовых актов, среди который можно выделить, например, федеральные законы: «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, «О промышленной политике в РФ» от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ, «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ, «Об инновацион-

№ 4/2023

ных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ, «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ и ряд других.

Видно, что нормы, регламентирующие отдельные вопросы ИД в РФ, «разбросаны» по нормативным правовым актам различной юридической силы, не систематизированы, что усложняет их понимание и правоприменение. Единого законодательного акта, регламентировавшего бы основные вопросы ИД, в российской правовой системе попросту нет, невзирая на явную потребность. В этих целях может стать полезным учет положительного опыта законодательного регулирования ИД в Кыргызской Республики (далее — КР), где был принят Закон КР «Об инновационной деятельности» от 23 марта 2023 г. № 651 (далее — Закон КР).

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ определяет ИД как деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Закон КР «Об инновационной деятельности» от 23 марта 2023 г. № 65 закрепляет содержание целого ряда таких основных понятий, как: «венчурная деятельность», «венчурный проект», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационный продукт», «инновационный проект», «национальная инновационная система (экосистема инноваций)», «новшество (новация)», «стартап».

Инновационную деятельность Закон КР определяет как деятельность по преобразованию новшества в инновацию, направленную на создание и введение в гражданский (хозяйственный) оборот инновационного продукта.

Инновационный продукт — это новая или усовершенствованная продукция, технология, услуга, а также новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые:

а) создаются с использованием способных к правовой охране результатов ИД;

б) обладают более высокими технико-экономическими или иными показателями по сравнению с аналогами, представленными в определенном сегменте рынка;

в) являются конкурентоспособными.

1 Эркин Тоо. 2023. № 31. 18 апр.

Субъектами ИД являются: во-первых, физические лица — граждане КР, лица без гражданства и иностранные граждане, осуществляющие ИД;

во-вторых, юридические лица — отечественные и иностранные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие ИД;

в-третьих, обладатели исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, реализуемые и используемые в ИД;

в-четвертых, инвесторы, осуществляющие инвестиции в ИД;

в-пятых, субъекты инновационной инфраструктуры — технопарки, инновационные центры, инновационные кластеры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, инновационные фонды и иные организации, признанные субъектами инновационной инфраструктуры в порядке, определяемом Кабинетом Министров КР;

в-шестых, органы государственного управления КР и органы местного самоуправления, участвующие в координации и регулировании ИД. Физические и юридические лица являются субъектами ИД на период осуществления данной деятельности.

Объектами ИД являются:

во-первых, инновационные и инвестиционные проекты, программы, работы и услуги, связанные с созданием, освоением и распространением инновационного продукта;

во-вторых, инновационные продукты; в-третьих, объекты исключительных прав, связанные с созданием инновационного продукта;

в-четвертых, новые знания, результаты интеллектуальной и ИД;

в-пятых, финансовые активы, ценные бумаги инновационных организаций.

Важным моментом в правовом регулировании ИД является определение ее содержания.

Закон РК в ст. 6 устанавливает, что к ИД относятся: проведение маркетинговых и патентных исследований, экспертизы новшества, обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, составляющих новшество; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для преобразования новшества в инновационный продукт; выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), новой или усовершенствованной технологии, реализуемых в гражданском (хозяйственном) обороте; реализация новых идей и научных знаний в сфере

№ 4/2023

государственного управления (регулирования); деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции, внедрению новой или усовершенствованной технологии; проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новой продукции (работ, услуг), технологий; производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и (или) применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта; создание и развитие инновационной инфраструктуры; охрана, приобретение и передача прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации с целью их освоения и реализации способами, не противоречащими законодательству; разработка инновационного продукта; выполнение работ по подготовке и освоению на производстве инновационного продукта; производство инновационного продукта; введение в гражданский (хозяйственный) оборот инновационного продукта; организация сервисного сопровождения и обслуживания инноваций; выполнение иных работ (оказание иных услуг), необходимых для осуществления ИД.

Единство правового регулирования в области ИД обеспечивается благодаря реализации таких принципов ИД, которыми являются: свобода ИД; равный доступ к государственной поддержке ИД; прозрачность государственной поддержки ИД; содействие развитию конкуренции; свободный доступ и обмен информацией; обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате ИД; непричинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

К субъектам инновационной инфраструктуры относятся: технопарк; инновационный центр; инновационный кластер; центр трансфера технологий; венчурная организация; бизнес-инкубатор; другие субъекты инновационной деятельности, обеспечивающие или осуществляющие инновационную деятельность. Регистрация, продление срока действия регистрации в качестве субъектов инновационной инфраструктуры и отмена такого их статуса осуществляются по решению уполномоченного государственного органа в области ИД.

Технопарк обеспечивает оказание организациям высшего профессионального образования, научно-исследовательским структурам и другим субъектам ИД инфраструктурных и профессиональных услуг на определенной территории.

Основным направлением деятельности технопарка является оказание поддержки резидентам технопарка — юридическим и физическим лицам путем: содействия в создании производств по выпуску новой или усовершенствованной продукции, освоении новой или усовершенствованной технологии для их реализации на рынке; содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения инноваций на внешний рынок; предоставления на договорной основе в соответствии с актами Кабинета Министров КР движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения; оказания услуг по подготовке бизнес-планов и управлению инновационными проектами; информационного продвижения инновационного продукта посредством организации участия субъектов ИД в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий; содействия в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и деловых партнеров; выполнения работ, связанных с изготовлением и проведением испытаний опытного образца, иных опытно-конструкторских работ; предоставления услуг по сертификации и регистрации продукции, в том числе услуг по предоставлению правовой охраны объектам интеллектуальной собственности; содействия развитию интеграции сферы образования, научных исследований и производства; предоставления иных услуг и выполнения иных работ, связанных с научно-исследовательской и инновационной деятельностью технопарка. Отношения технопарка с резидентами строятся на основании заключаемых между ними договоров на осуществление ИД.

Инновационный центр является составной частью экосистемы инноваций и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения физическим и юридическим лицам, начинающим свою деятельность, оказывает содействие им в разработке инновационных продуктов, позволяющих в будущем развивать собственное производство товаров и услуг.

К основным направлениям деятельности инновационного центра относятся: содействие в создании прототипов инновационных разработок, их последующей реализации, коммерциализации и масштабировании путем предоставления заинтересованным лицам рабочей площадки, а также доступа к техническим средствам и оборудованию; оказание услуг по предоставлению офисных и производственных площадок, информационных, консультационных и патентно-лицензионных услуг; создание и актуализация баз данных новых идей и разработок, а также участников экосистемы инноваций на соответствующей тер-

№ 4/2023

ритории; оказание поддержки новаторам и стар-тапам по выходу на рынки, доступу к научно-технической и патентной информации, результатам научных исследований; содействие в разработке и реализации инновационных проектов; содействие развитию кооперации между субъектами инновационной деятельности; предоставление рекламных и выставочных услуг с целью популяризации новых идей, разработок и технологий.

Инновационный кластер представляет собой совокупность территориально локализованных субъектов ИД, взаимодействующих между собой на договорной основе, осуществляющих и обеспечивающих ИД. Инновационный кластер создается в целях организации выпуска конкурентоспособного инновационного продукта посредством эффективного взаимодействия между участниками кластера, совместного использования ресурсов, мощностей и обмена знаниями.

Основными направлениями деятельности инновационного кластера являются: организация проведения совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, коллективного использования результатов ИД; совместное продвижение результатов ИД на рынок, в том числе на внешний; организация разработки и реализации инновационных проектов; объединение потенциала участников инновационного кластера в области научных исследований, образования и производства для разработки и реализации определенных инновационных продуктов, а также удовлетворения потребностей рынка; разработка и реализация программ подготовки и переподготовки кадров с целью обеспечения квалифицированными кадрами участников инновационного кластера; содействие в создании отраслей и предприятий, специализирующихся на производстве новых или улучшенных разработок, выпуске востребованных инновационных продуктов. Инновационный кластер создается на основе взаимной заинтересованности субъектов ИД исходя из потребностей экономики и ликвидируется по их решению в порядке, установленном гражданским законодательством КР.

Центр трансфера технологий является субъектом инновационной инфраструктуры, осуществляющим функции передачи технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Основным направлением деятельности центра трансфера технологий является осуществление трансфера технологий, в частности: проведение исследований конъюнктуры рынка по выявлению организационно-технических возможностей введения в гражданский (хозяйственный) оборот новшеств; формирование и актуализация

базы данных новых идей и разработок; оказание услуг по правовой охране и защите результатов интеллектуальной деятельности; оказание услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов; содействие в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и деловых партнеров; распространение информации, связанной с трансфером технологий.

Венчурные организации — это физические и юридические лица, осуществляющие венчурную деятельность. Учредителями венчурных организаций могут выступать юридические и физические лица, в том числе иностранные. Венчурные организации вправе: принимать долевое участие в уставном фонде вновь создаваемых юридических лиц; передавать свои средства на реализацию новых разработок без залога, поручительства и гарантии.

Основными направлениями деятельности венчурной организации являются: финансирование венчурных, инновационных стартап-проектов; передача субъектам инновационной деятельности по договору лизинга оборудования, необходимого для осуществления инновационной деятельности; оказание управленческих, консультационных и иных услуг субъектам инновационной деятельности, являющимся исполнителями венчурных, инновационных стартап-проектов.

Бизнес-инкубатор предназначен для создания и поддержки (инкубации) малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, выполняющих инновационные проекты на ранней стадии их деятельности, а также для продвижения идей резидентов до сформированного бизнес-проекта путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Задачами бизнес-инкубатора являются: стимулирование создания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах; содействие повышению инновационной активности субъектов малого предпринимательства; отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе и заключение с ними соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве; оказание консультационной помощи начинающим малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям по экономико-правовым и бухгалтерским вопросам; осуществление консалтингового сопровождения и трансфера инновационных технологий и продукции субъектов малого предпринимательства; взаимодействие с финансовыми структурами и международными организациями, в том числе с венчурными организациями; обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам.

№ 4/2023

Источниками финансирования инновационных программ и проектов являются: республиканский бюджет; инновационные фонды; венчурные фонды; добровольные средства физических и юридических лиц; иностранные и отечественные инвестиции; иные средства, не запрещенные законодательством КР. В целях финансового обеспечения ИД, в том числе на условиях софинан-сирования за счет средств, полученных из различных источников, не запрещенных законодательством КР, создается фонд поддержки ИД. Инновационный фонд предоставляет средства для финансирования инновационных проектов, стар-тап-проектов на возвратной или безвозмездной основе, а также в порядке, установленном их уставами, выполняет функции поручителей по обязательствам субъектов ИД. Для финансирования мероприятий по государственной поддержке ИД создается Государственный инновационный фонд.

Информационное обеспечение в области ИД предусматривает обмен информацией между научно-исследовательскими организациями, образовательными учреждениями и другими субъектами и участниками ИД, а также популяризацию достижений в области ИД. Информационное обеспечение в области ИД обеспечивает: отслеживание нововведений во всех отраслях экономики и выработку рекомендаций Кабинету Министров КР и иным заинтересованным сторонам для принятия решений; проведение анализа состояния и тенденций развития ИД в стране и мире; постоянный мониторинг инновационной деятельности для организации управления инновационными процессами.

Таким образом, опыт КР свидетельствует о возможности подготовки и принятия базового законодательного акта, в котором бы системно регламентировались основные вопросы осуществления инновационной деятельности, что может быть с успехом адаптировано и в РФ [4; 5].

Список источников

1. Дегтярев М.В. Инноватика в праве: Инновационные публично-правовые режимы и инновационные регуляторные технологии: Базовый тезаурус / Под ред. И.В. Понкина / Московский гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). М.: Буки Веди, 2023. 116 с.

2. Инновационное право: Учебник / А.И. Мар-кеев, В.А. Свиридов, Н.М. Тюкавкин, Р.З. Юсупов / Отв. ред. А.В. Юдин. Самара, 2020. 308 с.

3. Костенко Л.Н. Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности // Науч. журнал Кубанского гос. аграрного ун-та. 2014. № 96.

4. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 1. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Буки Веди, 2023. 500 с.

5. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 2: Научные исследования. 4-е, изд., доп. и перераб. М.: Буки Веди, 2023. 640 с.

6. Редкоус В.М. Особенности регулирования отношений государственно-частного партнерства в отношении объектов информационных технологий или объектов информационных технологий и технических средств обеспечения функционирования объектов информационных технологий // Аграрное и земельное право. 2023. № 4 (220). С. 68—72.

References

1. Degtyarev M.V. Innovation in law: Innovative public legal regimes and innovative regulatory technologies: Basic thesaurus / Ed. I.V. Ponkin / Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL). M., 2023. 116 p.

2. Innovation law: Textbook. Samara: Samara, 2020. 308 p.

3. Kostenko L.N. Concept and legal regulation of innovative activity // Scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. № 96.

4. Ponkin I.V. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 vol. Vol 1. 4th ed., add. and processed. M., 2023. 500 p.

5. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 vol. Vol 2: Scientific research. 4th ed., add. and processed. M., 2023. 640 p.

6. Redkous V.M. Features of regulation of public-private partnership relations in relation to information technology objects or information technology objects and technical means of ensuring the functioning of information technology objects // Agrarian and land law. 2023. № 4 (220). Pp. 68—72.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор

Статья поступила в редакцию 29.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Redkous У.М. — D.Sc. in law, professor

The article was submitted 29.09.2023; approved after reviewing 08.1 1.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.