Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 114—118. State service and personnel. 2023;(4):1 14—1 18.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-114-118 NIION: 2012-0061-04/23-212
EDN: https://elibrary.ru/XKFTNX MOSURED: 77/27-008-2023-04-412
Законодательное регулирование инновационной деятельности (опыт Кыргызской Республики)
Владимир Михайлович Редкоус
Институт государства и права РАН, Москва,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы основные положения Закона Кыргызской Республики от 23 марта 2023 года № 65 «Об инновационной деятельности» с целью выработки предложений по совершенствованию правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственное управление, правовое регулирование, венчурная деятельность, венчурный проект, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационный продукт, инновационный проект, национальная инновационная система (экосистема инноваций), новшество (новация), экономическая безопасность, сравнительное правоведение.
Для цитирования: Редкоус В.М. Законодательное регулирование инновационной деятельности (опыт Кыргызской Республики) // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 114—118. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-114-118 ЕЭЫ: https://elibrary.ru/XKFTNX
Original article
Legislative regulation of innovation activities (experience of the Kyrgyz Republic)
Vladimir M. Redkous
Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the main provisions of the Law of the Kyrgyz Republic dated March 23, 2023 № 65 «On Innovation Activity» in order to develop proposals for improving the legal regulation of innovation activity in the Russian Federation.
Keywords: public administration, legal regulation, venture activities, venture project, innovation activity, innovation infrastructure, innovative product, innovative project, national innovation system (innovation ecosystem), innovation (novation), economic security, comparative law.
For citation: Redkous V.M. Legislative regulation of innovation activities (experience of the Kyrgyz Republic) // State service and personnel. 2023; (4) : 114—118. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-114-118 EDN: https://elibrary.ru/XKFTNX
Правовому регулированию инновационной деятельности (далее — ИД) в Российской Федерации придается важное значение в силу ее важности для достижения нашей страной высоких показателей экономического развития, что позволит обеспечить ее суверенитет, технологическую независимость, экономическую безопасность, а также экономический базис поступательного прогрессивного развития российского общества [1; 2]. Вопросы ИД разрабатывались целым рядом ученых, однако сложность данной
© Редкоус В.М. М., 2023.
темы требует продолжения начатых исследований [3; 6].
Вопросы ИД, инноваций в РФ регламентированы целым рядом законодательных и иных нормативных правовых актов, среди который можно выделить, например, федеральные законы: «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, «О промышленной политике в РФ» от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ, «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ, «Об инновацион-
№ 4/2023
ных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ, «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ и ряд других.
Видно, что нормы, регламентирующие отдельные вопросы ИД в РФ, «разбросаны» по нормативным правовым актам различной юридической силы, не систематизированы, что усложняет их понимание и правоприменение. Единого законодательного акта, регламентировавшего бы основные вопросы ИД, в российской правовой системе попросту нет, невзирая на явную потребность. В этих целях может стать полезным учет положительного опыта законодательного регулирования ИД в Кыргызской Республики (далее — КР), где был принят Закон КР «Об инновационной деятельности» от 23 марта 2023 г. № 651 (далее — Закон КР).
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ определяет ИД как деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Закон КР «Об инновационной деятельности» от 23 марта 2023 г. № 65 закрепляет содержание целого ряда таких основных понятий, как: «венчурная деятельность», «венчурный проект», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационный продукт», «инновационный проект», «национальная инновационная система (экосистема инноваций)», «новшество (новация)», «стартап».
Инновационную деятельность Закон КР определяет как деятельность по преобразованию новшества в инновацию, направленную на создание и введение в гражданский (хозяйственный) оборот инновационного продукта.
Инновационный продукт — это новая или усовершенствованная продукция, технология, услуга, а также новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые:
а) создаются с использованием способных к правовой охране результатов ИД;
б) обладают более высокими технико-экономическими или иными показателями по сравнению с аналогами, представленными в определенном сегменте рынка;
в) являются конкурентоспособными.
1 Эркин Тоо. 2023. № 31. 18 апр.
Субъектами ИД являются: во-первых, физические лица — граждане КР, лица без гражданства и иностранные граждане, осуществляющие ИД;
во-вторых, юридические лица — отечественные и иностранные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие ИД;
в-третьих, обладатели исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, реализуемые и используемые в ИД;
в-четвертых, инвесторы, осуществляющие инвестиции в ИД;
в-пятых, субъекты инновационной инфраструктуры — технопарки, инновационные центры, инновационные кластеры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, венчурные фонды, инновационные фонды и иные организации, признанные субъектами инновационной инфраструктуры в порядке, определяемом Кабинетом Министров КР;
в-шестых, органы государственного управления КР и органы местного самоуправления, участвующие в координации и регулировании ИД. Физические и юридические лица являются субъектами ИД на период осуществления данной деятельности.
Объектами ИД являются:
во-первых, инновационные и инвестиционные проекты, программы, работы и услуги, связанные с созданием, освоением и распространением инновационного продукта;
во-вторых, инновационные продукты; в-третьих, объекты исключительных прав, связанные с созданием инновационного продукта;
в-четвертых, новые знания, результаты интеллектуальной и ИД;
в-пятых, финансовые активы, ценные бумаги инновационных организаций.
Важным моментом в правовом регулировании ИД является определение ее содержания.
Закон РК в ст. 6 устанавливает, что к ИД относятся: проведение маркетинговых и патентных исследований, экспертизы новшества, обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, составляющих новшество; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для преобразования новшества в инновационный продукт; выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), новой или усовершенствованной технологии, реализуемых в гражданском (хозяйственном) обороте; реализация новых идей и научных знаний в сфере
№ 4/2023
государственного управления (регулирования); деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки; осуществление технологического переоснащения и подготовки производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции, внедрению новой или усовершенствованной технологии; проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новой продукции (работ, услуг), технологий; производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и (или) применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта; создание и развитие инновационной инфраструктуры; охрана, приобретение и передача прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации с целью их освоения и реализации способами, не противоречащими законодательству; разработка инновационного продукта; выполнение работ по подготовке и освоению на производстве инновационного продукта; производство инновационного продукта; введение в гражданский (хозяйственный) оборот инновационного продукта; организация сервисного сопровождения и обслуживания инноваций; выполнение иных работ (оказание иных услуг), необходимых для осуществления ИД.
Единство правового регулирования в области ИД обеспечивается благодаря реализации таких принципов ИД, которыми являются: свобода ИД; равный доступ к государственной поддержке ИД; прозрачность государственной поддержки ИД; содействие развитию конкуренции; свободный доступ и обмен информацией; обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате ИД; непричинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
К субъектам инновационной инфраструктуры относятся: технопарк; инновационный центр; инновационный кластер; центр трансфера технологий; венчурная организация; бизнес-инкубатор; другие субъекты инновационной деятельности, обеспечивающие или осуществляющие инновационную деятельность. Регистрация, продление срока действия регистрации в качестве субъектов инновационной инфраструктуры и отмена такого их статуса осуществляются по решению уполномоченного государственного органа в области ИД.
Технопарк обеспечивает оказание организациям высшего профессионального образования, научно-исследовательским структурам и другим субъектам ИД инфраструктурных и профессиональных услуг на определенной территории.
Основным направлением деятельности технопарка является оказание поддержки резидентам технопарка — юридическим и физическим лицам путем: содействия в создании производств по выпуску новой или усовершенствованной продукции, освоении новой или усовершенствованной технологии для их реализации на рынке; содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения инноваций на внешний рынок; предоставления на договорной основе в соответствии с актами Кабинета Министров КР движимого и недвижимого имущества, в том числе помещений различного функционального назначения; оказания услуг по подготовке бизнес-планов и управлению инновационными проектами; информационного продвижения инновационного продукта посредством организации участия субъектов ИД в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий; содействия в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и деловых партнеров; выполнения работ, связанных с изготовлением и проведением испытаний опытного образца, иных опытно-конструкторских работ; предоставления услуг по сертификации и регистрации продукции, в том числе услуг по предоставлению правовой охраны объектам интеллектуальной собственности; содействия развитию интеграции сферы образования, научных исследований и производства; предоставления иных услуг и выполнения иных работ, связанных с научно-исследовательской и инновационной деятельностью технопарка. Отношения технопарка с резидентами строятся на основании заключаемых между ними договоров на осуществление ИД.
Инновационный центр является составной частью экосистемы инноваций и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения физическим и юридическим лицам, начинающим свою деятельность, оказывает содействие им в разработке инновационных продуктов, позволяющих в будущем развивать собственное производство товаров и услуг.
К основным направлениям деятельности инновационного центра относятся: содействие в создании прототипов инновационных разработок, их последующей реализации, коммерциализации и масштабировании путем предоставления заинтересованным лицам рабочей площадки, а также доступа к техническим средствам и оборудованию; оказание услуг по предоставлению офисных и производственных площадок, информационных, консультационных и патентно-лицензионных услуг; создание и актуализация баз данных новых идей и разработок, а также участников экосистемы инноваций на соответствующей тер-
№ 4/2023
ритории; оказание поддержки новаторам и стар-тапам по выходу на рынки, доступу к научно-технической и патентной информации, результатам научных исследований; содействие в разработке и реализации инновационных проектов; содействие развитию кооперации между субъектами инновационной деятельности; предоставление рекламных и выставочных услуг с целью популяризации новых идей, разработок и технологий.
Инновационный кластер представляет собой совокупность территориально локализованных субъектов ИД, взаимодействующих между собой на договорной основе, осуществляющих и обеспечивающих ИД. Инновационный кластер создается в целях организации выпуска конкурентоспособного инновационного продукта посредством эффективного взаимодействия между участниками кластера, совместного использования ресурсов, мощностей и обмена знаниями.
Основными направлениями деятельности инновационного кластера являются: организация проведения совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, коллективного использования результатов ИД; совместное продвижение результатов ИД на рынок, в том числе на внешний; организация разработки и реализации инновационных проектов; объединение потенциала участников инновационного кластера в области научных исследований, образования и производства для разработки и реализации определенных инновационных продуктов, а также удовлетворения потребностей рынка; разработка и реализация программ подготовки и переподготовки кадров с целью обеспечения квалифицированными кадрами участников инновационного кластера; содействие в создании отраслей и предприятий, специализирующихся на производстве новых или улучшенных разработок, выпуске востребованных инновационных продуктов. Инновационный кластер создается на основе взаимной заинтересованности субъектов ИД исходя из потребностей экономики и ликвидируется по их решению в порядке, установленном гражданским законодательством КР.
Центр трансфера технологий является субъектом инновационной инфраструктуры, осуществляющим функции передачи технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Основным направлением деятельности центра трансфера технологий является осуществление трансфера технологий, в частности: проведение исследований конъюнктуры рынка по выявлению организационно-технических возможностей введения в гражданский (хозяйственный) оборот новшеств; формирование и актуализация
базы данных новых идей и разработок; оказание услуг по правовой охране и защите результатов интеллектуальной деятельности; оказание услуг по подготовке бизнес-планов инновационных проектов; содействие в привлечении инвестиций, поиске инвесторов и деловых партнеров; распространение информации, связанной с трансфером технологий.
Венчурные организации — это физические и юридические лица, осуществляющие венчурную деятельность. Учредителями венчурных организаций могут выступать юридические и физические лица, в том числе иностранные. Венчурные организации вправе: принимать долевое участие в уставном фонде вновь создаваемых юридических лиц; передавать свои средства на реализацию новых разработок без залога, поручительства и гарантии.
Основными направлениями деятельности венчурной организации являются: финансирование венчурных, инновационных стартап-проектов; передача субъектам инновационной деятельности по договору лизинга оборудования, необходимого для осуществления инновационной деятельности; оказание управленческих, консультационных и иных услуг субъектам инновационной деятельности, являющимся исполнителями венчурных, инновационных стартап-проектов.
Бизнес-инкубатор предназначен для создания и поддержки (инкубации) малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, выполняющих инновационные проекты на ранней стадии их деятельности, а также для продвижения идей резидентов до сформированного бизнес-проекта путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Задачами бизнес-инкубатора являются: стимулирование создания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах; содействие повышению инновационной активности субъектов малого предпринимательства; отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе и заключение с ними соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве; оказание консультационной помощи начинающим малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям по экономико-правовым и бухгалтерским вопросам; осуществление консалтингового сопровождения и трансфера инновационных технологий и продукции субъектов малого предпринимательства; взаимодействие с финансовыми структурами и международными организациями, в том числе с венчурными организациями; обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам.
№ 4/2023
Источниками финансирования инновационных программ и проектов являются: республиканский бюджет; инновационные фонды; венчурные фонды; добровольные средства физических и юридических лиц; иностранные и отечественные инвестиции; иные средства, не запрещенные законодательством КР. В целях финансового обеспечения ИД, в том числе на условиях софинан-сирования за счет средств, полученных из различных источников, не запрещенных законодательством КР, создается фонд поддержки ИД. Инновационный фонд предоставляет средства для финансирования инновационных проектов, стар-тап-проектов на возвратной или безвозмездной основе, а также в порядке, установленном их уставами, выполняет функции поручителей по обязательствам субъектов ИД. Для финансирования мероприятий по государственной поддержке ИД создается Государственный инновационный фонд.
Информационное обеспечение в области ИД предусматривает обмен информацией между научно-исследовательскими организациями, образовательными учреждениями и другими субъектами и участниками ИД, а также популяризацию достижений в области ИД. Информационное обеспечение в области ИД обеспечивает: отслеживание нововведений во всех отраслях экономики и выработку рекомендаций Кабинету Министров КР и иным заинтересованным сторонам для принятия решений; проведение анализа состояния и тенденций развития ИД в стране и мире; постоянный мониторинг инновационной деятельности для организации управления инновационными процессами.
Таким образом, опыт КР свидетельствует о возможности подготовки и принятия базового законодательного акта, в котором бы системно регламентировались основные вопросы осуществления инновационной деятельности, что может быть с успехом адаптировано и в РФ [4; 5].
Список источников
1. Дегтярев М.В. Инноватика в праве: Инновационные публично-правовые режимы и инновационные регуляторные технологии: Базовый тезаурус / Под ред. И.В. Понкина / Московский гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). М.: Буки Веди, 2023. 116 с.
2. Инновационное право: Учебник / А.И. Мар-кеев, В.А. Свиридов, Н.М. Тюкавкин, Р.З. Юсупов / Отв. ред. А.В. Юдин. Самара, 2020. 308 с.
3. Костенко Л.Н. Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности // Науч. журнал Кубанского гос. аграрного ун-та. 2014. № 96.
4. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 1. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Буки Веди, 2023. 500 с.
5. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 2: Научные исследования. 4-е, изд., доп. и перераб. М.: Буки Веди, 2023. 640 с.
6. Редкоус В.М. Особенности регулирования отношений государственно-частного партнерства в отношении объектов информационных технологий или объектов информационных технологий и технических средств обеспечения функционирования объектов информационных технологий // Аграрное и земельное право. 2023. № 4 (220). С. 68—72.
References
1. Degtyarev M.V. Innovation in law: Innovative public legal regimes and innovative regulatory technologies: Basic thesaurus / Ed. I.V. Ponkin / Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL). M., 2023. 116 p.
2. Innovation law: Textbook. Samara: Samara, 2020. 308 p.
3. Kostenko L.N. Concept and legal regulation of innovative activity // Scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2014. № 96.
4. Ponkin I.V. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 vol. Vol 1. 4th ed., add. and processed. M., 2023. 500 p.
5. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 vol. Vol 2: Scientific research. 4th ed., add. and processed. M., 2023. 640 p.
6. Redkous V.M. Features of regulation of public-private partnership relations in relation to information technology objects or information technology objects and technical means of ensuring the functioning of information technology objects // Agrarian and land law. 2023. № 4 (220). Pp. 68—72.
Информация об авторе
Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор
Статья поступила в редакцию 29.09.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the author
Redkous У.М. — D.Sc. in law, professor
The article was submitted 29.09.2023; approved after reviewing 08.1 1.2023; accepted for publication 14.11.2023.
№ 4/2023