Научная статья на тему 'Повышение эффективности национальной инновационной системы на основе инновационно-продуктовой интеграции'

Повышение эффективности национальной инновационной системы на основе инновационно-продуктовой интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННО-ПРОДУКТОВЫЙ ИНТЕГРАТОР / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Вячеслав Александрович, Андреева Элина Александровна, Тарасов Андрей Валерьевич

В статье рассматриваются подходы к повышению эффективности национальной инновационной системы за счет формирования спроса на инновации со стороны реального сектора. Авторы предлагают создание системы инновационно-продуктовых интеграторов, сопровождающих цикл создания новых продуктов, обусловленных потребностями рынка, активизирующих инновационную деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности национальной инновационной системы на основе инновационно-продуктовой интеграции»

показателей мониторинга для оценки эффективности кластеризации.

Мы полагаем, что при формировании кластеров наибольшее внимание должно уделяться высокотехнологичным отраслям, образующим основу «новой экономики». Тогда формирование инновационных кластеров может рассматриваться как основа региональных инновационных систем, обеспечивающих не только конкурентоспособность регионов, но и экономики страны в целом.

В современной экономике с учетом формирования мегарегионов и кластерного подхода изменяются как понятие конкурентоспособности региона, так и само содержание региональной экономики, а также основное направление формирования региональных инновационных систем и содержание инновационной политики.

Литература

1. Флорида Р. Мегарегионы: значимость места // Harvard Business Review Россия. 2008. Апр.

2. TraxlerH., LugerM. Business and the Internet: implications for firm consequences of IT for location and clustering // Comparative Journal of Policy Analysis. 2000. N 2 (3).

3. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов: 2004-2005 гг. // Эксперт. 2005. № 44. ^

4. Агеев С. Новые приоритеты: Ленинградская область пе- < реходит от экстенсивной к интенсивной модели разви- о тия // Эксперт — Северо-Запад. 2004. № 4 (161). ^

5. Стратегии развития регионов Дальнего Востока России. о (Сер.: Научные доклады: независимый экономический анализ; № 159). М.: Московский общественный научный m фонд, 2005. о

6. Основные направления стратегии социально-экономи- g ческого развития Северо-Западного Федерального округа х Российской Федерации на период до 2015 г. / С. Д. Во- ш ронцова, М. Н. Григорьев, С. М. Климов и др. СПб.: Знание, 2003. ^

7. Андреев Ю. А. Приоритетное инвестирование в условиях ^ региональной кластеризации экономики: Автореф. дис. m ... канд. экон. наук. Гатчина: ЛОИЭФ, 2007. "

8. Тихомиров С. А. Инновационное направление регионального развития // Инновации. 2005. № 7 (84). ^

9. ПанкрухинА. П. Маркетинг территорий: Учеб. пособие. i М.: Изд-во РАГС, 2002. g

10. Панкрухин А. П. Муниципальное управление: Маркетинг х территорий. М.: Логос, 2002. ^

11. Feldwik P. What is Brand Equity Anyway, and How Do You m Measure It? // Journal of the Market Research Society. ° 1996. Vol. 38, N 2. =■=

12. Mariotti J. L. Smart Things To Know About Brand & Branding. Capstone Pub, 2001.

Повышение эффективности национальной инновационной системы на основе инновационно-продуктовой интеграции

УДК 338.439

В. А. Казаков

заместитель директора по информатизации и дистанционному обучению Пензенского регионального центра высшей школы (филиала) Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, доктор технических наук, профессор

Э. А. Андреева

доцент Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Москва), кандидат экономических наук

Российская экономика настоятельно нуждается в смене модели развития. Экономический рост должен базироваться не только на экстенсивном расширении производства за счет эксплуатации природных ресурсов, но и на создании новых продуктов и услуг, на использовании инновационного потенциала всех

А. В. Тарасов

профессор Пензенского регионального центра высшей школы (филиала) Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, доктор экономических наук, доцент

отраслей народного хозяйства. Эффективность и глубина инновационного потенциала определяется инвестиционной привлекательностью экономических сфер, в которых создаются нововведения, и способностью инновационной инфраструктуры обеспечивать эффективную трансформацию результатов научно-исследовательской деятельности в рыночные продукты и услуги.

Национальная инновационная система (НИС), как основное звено трансфера интеллектуального потенциала в рыночную среду, определяет качество и эффективность современной экономики. Она формирует и обеспечивает благоприятные условия для создания и внедрения инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов.

НИС включает в себя различные элементы, которые находятся в тесной функциональной вза-

>| имозависимости, опосредуются информационного коммуникативными связями, а также кадровыми,

2 финансовыми и ресурсными потоками. Необходи-° мыми элементами НИС являются:

д • государство, которое заинтересовано в реализации ^ и финансировании долгосрочных инновационных проектов на основе фундаментальных и прикладных о исследований, поскольку оно отвечает за развитие о науки и образования. Оно регулирует взаимоотно-^ шения всех участников инновационной системы че-^ рез законодательную систему и институциональную ш основу НИС. Государство может выступать и в роли партнера, располагающего значительными ресур-т сами для внедрения инновации, или организатора

3 развития национального инновационного предпринимательства. Государство разрабатывает инно-

о вационную, научно-техническую и промышленную политики, являющиеся основой устойчивого роста, ° конкурентоспособности отечественной экономики и ^ регулирующие взаимоотношения органов власти с т промышленными предприятиями государственного

и частного секторов; х • научные и исследовательские учреждения, продуцирующие научные знания, которые посредством центров трансфера технологий (ЦТТ) вовлекаются в виде интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и реальный сектор экономики. ЦТТ оказывают помощь инновационным предприятиям (особенно малым) или проводят для них технологический аудит, патентные и маркетинговые исследования, предпродажную подготовку и продажу (передачу) технологий, привлекают инвестиции и партнеров по проектам;

• образовательные и консалтинговые учреждения, обеспечивающие устойчивое развитие НИС. Образовательные учреждения готовят специалистов, проводят их отбор и повышают их квалификацию. Консалтинговые структуры решают проблемы защиты интеллектуальной собственности, стандартизации и сертификации для субъектов инновационной деятельности. Внутри образовательных учреждений или на их основе возникают кадровые потоки, обеспечивающие функционирование НИС;

• банковская система, государственные и частные инвестиционные фонды, государственные и региональные программы поддержки малого инновационного бизнеса, которые наиболее часто используются в качестве источников финансирования инновационных проектов. Селекция инноваций происходит через конкурсный отбор проектов, через совершенствование системы экспертизы и мониторинга их качества;

• бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), центры коллективного пользования и иные подобные элементы инновационной инфраструктуры, играющие адаптационную роль при выходе инновационных предприятий на рынок, за счет формирования условий, благоприятных для развития предпринимательства при наличии должной информационной и экспериментальной базы. Бизнес-инкубаторы, технопарки, ИТЦ и центры коллективного пользования нацелены на оказание помощи в разработке бизнес-планов для реализации идей предпринимателей, в организации обучения персонала инновационных предприятий, участвующего в выставках и рекламно-презента-ционной деятельности, в привлечении необходимых инвестиций, в организации делопроизводства (предоставление оргтехники, офисных помещений

и дорогостоящего оборудования субъектам малого предпринимательства на льготных условиях), в комплексном консалтинговом сопровождении инновационных проектов, в содействии защите интеллектуальной собственности;

• наукограды в комплексе с научно-производственными структурами и крупными хозяйствующими субъектами, иногда входящими в технологические кластеры или действующими в пределах технико-внедренческих зон, нацеленные на выпуск серийных партий инновационного продукта. При этом многие крупные корпорации являются учредителями малых инновационных предприятий, разрабатывающих новые технологии, что способствует появлению инновационно-промышленных комплексов (ИПК), которые являются организациями, объединяющими малый инновационный бизнес с крупным производством. Создающаяся на основе общности экономических интересов система позволяет сократить до минимума время перехода от фундаментальных исследований к созданию высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;

• малые инновационные и инновационно-активные предприятия, обеспечивающие связь между научными исследованиями и серийным производством. Эта часть структуры ответственна за изобретение, разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иные виды инновационной деятельности, исследования рынка, создание малых партий и тестирование потребностей рынка в данном продукте;

• предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке. Они расширяют потенциал существующих или способствуют появлению нестандартных технологий;

• потребитель (рынок) инноваций. Каждая инновация нацелена на соответствующего потребителя, которым может быть государство, хозяйствующие субъекты или массовый пользователь.

В представленной традиционной структуре НИС наиболее трудные проблемы связаны с функцией, заключающейся в создании востребованного рынком нового продукта. Имеются все способствующие его появлению составляющие, но нет самого главного — нет структуры, формирующей или проектирующей потенциально необходимый потребителю продукт. Принято считать, что в существующей структуре НИС продукт рождается «автоматически», на основе предпринимательского духа, возникающего в глубинах метафизической связи кипучего котла научных знаний, рыночных потребностей, практического опыта и, в конце концов, гения инноватора. Да, есть институты, которые помогут выявить потребности рынка, найти технологию и производственную площадку, предоставить финансовые ресурсы, но отсутствует структура, которая могла бы принять на себя координирующие функции в сфере регулирования определенных стадий цикла создания продукта, от выявления потребности до осуществления продаж.

Итак, в НИС имеется, пусть и недостаточно зрелый, механизм выявления инновационно активных субъектов, через структуры бизнес-инкубаторов, технопарков, ИТЦ и ИПК, посредством которых косвенно реализуется и маркетинговая составляющая НИС. Существует механизм передачи технологий в промышленный сектор, через взаимосвязь науки и бизнес-структур посредством ЦТТ Имеются профильные технологические и производственные площадки в нау-

Финансирование создания продукта

>— Инновационно-продуктовый интегратор

Создание продукта

<

Рис. 1. Взаимосвязь рынка и НИС через инновационно-продуктовый интегратор

коградах и технико-внедренческих зонах. Определены условия и способы финансирования инновационной деятельности. Однако системная связь между всеми вышеназванными элементами инновационной инфраструктуры отсутствует, вследствие чего происходит замедление процессов создания рыночных продуктов с использованием новшеств из сферы науки. Коммерциализации уже созданных новшеств препятствует низкий уровень взаимодействия инновационной инфраструктуры с рынком.

Таким образом, успешная коммерциализация достижений науки и трансфер технологий возможны лишь при создании инновационно-продуктового интегратора (ИПИ), обеспечивающего взаимодействие элементов НИС и рынка через механизм регулирования отдельных стадий цикла создания нового продукта, включающего выявление потребности, создание модели нового продукта, определение и отбор перспективных производственных технологий, подготовку документов для научно-технического и производственного сотрудничества с контрагентами, поиск механизмов финансирования процесса создания нового продукта и вывода его на рынок, построения каналов продаж и дистрибуции нового продукта, выявление стратегических партнеров.

Необходим своего рода «инновационно-продуктовый девелопер», способный обнаружить новый продукт и заниматься его развитием и совершенствованием в целом, доводя его до стадии роста или зрелости, с последующей передачей стратегическим инвесторам. Схема создания нового продукта через ИПИ с использованием НИС представлена на рис. 1.

Для результативной инновационной деятельности необходимо наличие не только развитой инновационной системы с ее механизмом производства знаний, технологическими возможностями и финансовой структурой, но и катализаторов инноваций в виде ИПИ, возможно, специализирующихся в конкретных предметных отраслях или сегментах рынка. При этом представляется целесообразным построение типовой структурной схемы организации ИПИ, использование которой позволит оказывать управляющее воздействие на развитие инновационных процессов в рамках НИС за счет государственного регулирования, путем создания нормативно-правовой базы функционирования интегратора и в результате проявления рыночных механизмов, опосредующих его взаимодействие с элементами НИС.

Основные цели организации ИПИ могут быть сформулированы следующим образом:

• повышение эффективности НИС за счет активизации инновационной деятельности на основе формирования спроса на инновации, обусловленного выявлением актуальных рыночных потребностей;

• координация и управление циклом создания новых продуктов, с применением оптимальных инновацион-

/

Производство (существующие технологии)

Р

ных решений, имеющихся в технологическом банке т НИС, на базе проведения экспертиз, улучшения ка- 5 чества и организации сотрудничества между наукой, ^ образованием и производственным сектором; о

• обеспечение финансирования различных стадий ^ создания нового продукта, с применением наибо- ° лее приемлемого способа инвестиционного фон- ^ дирования. т

Таким образом, в структуре ИПИ должен присут- □= ствовать центр формирования интеллектуальных ре- ^ шений, возможно, со своим научно-лабораторным комплексом, и фонд прямых или венчурных инвестиций. Алгоритм функционирования ИПИ будет состоять из следующих этапов:

1. Выявление потребности и моделирование продукта.

2. Определение составных элементов продукта.

3. Выявление и поиск технологий, необходимых для производства и продвижения продукта на рынок.

4. Осуществление взаимодействия с производственной сферой, при наличии готовых технологий, или с элементами НИС, при их отсутствии.

5. Финансирование или поиск фондирования для различных стадий цикла создания нового продукта.

6. Вывод нового продукта на рынок.

В процессе создания продукта взаимодействие с партнерами, по нашему мнению, может строиться как на основе прямых хозяйственных договоров, так и при посредстве аутсорсинга. Финансирование может осуществляться либо в частной форме, либо в форме государственно-частного партнерства.

Для построения целостной концепции активизации деятельности НИС за счет спроса на инновации со стороны ИПИ необходимо наметить пути уменьшения или распределения рисков при финансировании инновационных проектов. Если необходимой технологией располагает инновационное предприятие, лишь начинающее производственную деятельность в условиях низкой рентабельности, что сопряжено со значительным риском потери инвестиций, использование только фонда венчурного капитала становится нецелесообразным. Риски освоения новой технологии могут быть распределены между венчурными инвесторами и такими крупными элементами НИС, как технопарки и ИТЦ. Наличие фондов венчурных или прямых инвестиций позволяет выделить два этапа финансирования малых инновационных предприятий.

На первом этапе инвестор за счет долговых инструментов финансирует технопарк или ИТЦ. Технопарки и ИТЦ, имеющие периодические доходы от аренды помещений и оборудования или от других предоставляемых услуг, совместно с инвестиционными институтами секьюритизируют их, выпуская облигации для инвесторов и перенаправляя денежные потоки от периодических доходов на выплату процентов по долго-

НИС

(инновации, новые технологии)

>| вым инструментам. Средства, полученные от эмиссии,

и направляются на освоение выбранной перспективной

2 технологии в рамках технопарка или ИТЦ.

На втором этапе фонд венчурных инвестиций, в д случае положительного результата освоения новой ^ технологии, прибегает к традиционному венчурному ^ финансированию, приобретая долю в малом предо приятии.

о Таким образом, инвестор в лице финансовой струк-

^ туры ИПИ приобретает облигации с опционом на

^ покупку в будущем доли в необходимом для него

ш инновационном проекте, перекладывая часть своих

н- рисков на элементы инфраструктуры НИС.

х

ш

Процессы слияний и поглощений (M&A) относятся к наименее изученной сфере предпринимательской деятельности. В то же время этот специфический феномен оказывает влияние как на формирование системы управления процессом предпринимательства, так и на экономическое и социальное развитие деловых структур. Анализ процессов M&A позволяет выделить, по крайней мере, четыре группы факторов, определяющих особое их положение в предпринимательстве.

1. Необходимость значительных затрат (инвестиций и текущих издержек) на осуществление слияний и поглощений. В настоящее время оценка и анализ соответствующих затрат сводится преимущественно к определению стоимости приобретаемого бизнеса и премии его собственникам.

2. Более высокий уровень неопределенности и риска рынка M&A по сравнению с традиционными рисками предпринимательской деятельности связан с нестабильностью и неопределенностью предпринимательской среды. Задача усложняется тем, что в процессе слияний, помимо экономии и дополнительной прибыли, возникают и дополнительные расходы, оценить величину которых весьма непросто.

3. Возникающие в процессе объединения нестабильность и неопределенность не только обусловливают возникновение дополнительных рисков, но и от-

Подводя итоги, отметим, что приоритетным направлением повышения активности НИС является не только развитие инновационной инфраструктуры, сети трансфера технологий и создание единого информационного пространства инновационной деятельности, построение системы венчурного финансирования инновационных проектов, развитие территориальных образований с высокой концентрацией научного и инновационного потенциала, но и повышение спроса на инновации со стороны реального сектора, исходя из потребностей рынка. При этом существенным фактором активизации деятельности НИС является формируемый ИПИ спрос на качественные инновации.

крывают новые инновационные возможности роста предпринимательских доходов, позволяют выявить резервы развития бизнеса. Поэтому, несмотря на большое число случаев, когда объединения компаний приносят отрицательные результаты, рынок M&A продолжает расти. 4. Процессы слияний и поглощений оказывают существенное влияние на степень соответствия деятельности их участников интереса общества в целом. Оно проявляется, с одной стороны, через непосредственное воздействие на интересы персонала объединяемых компаний, а с другой — через ассоциирующиеся с этим процессом экстер-налии. Последние проявляются через возможные изменения рыночной ситуации для конкурентов и партнеров по бизнесу. Эффективное управление процессом M&A должно предусматривать согласование интересов не только участников сделки, но и общества, а ключевой его проблемой становится количественная оценка ожидаемых результатов. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы предложить адекватные целям слияний и поглощений критерий или систему критериев. Данная задача представляется весьма актуальной. Однако ее решение затруднено в силу ряда причин. Во-первых, отсутствует достаточно точное легитимное понимание целей роста и развития хозяйствующих субъектов. Значительная часть собственников и менеджеров рассматривают в качестве целевой функции предпринимательства получение прибыли. Более того, на решение этой задачи ориентирована и система учета и отчетности. Однако теоретические выкладки многих ученых, опыт стабильно растущих отечественных и зарубежных компаний позволяют сделать вывод о том, что данная целевая функция не соответствует ни интересам общества, ни стратегическим интересам предпринимателей [1, 2].

Во-вторых, слияния и поглощения в силу их сложности и многостороннего влияния на предпринимательские системы и общество являются многокритериаль-

Критерий и показатели социально-экономической эффективности слияний и поглощений

УДК 334.78

В- В- Богданов

исполнительный директор ОАО «Рязанский шпалопропиточный завод»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.