Научная статья на тему 'Развитие инновационной системы Санкт-Петербурга'

Развитие инновационной системы Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2070
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / TOOL FOR REGIONAL DEVELOPMENT / INNOVATIVE POTENTIAL OF THE REGION / INNOVATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильцова Вероника Михайловна, Васильцов Виталий Сергеевич

Инновационная система Санкт-Петербурга формируется под влиянием субъективных городских и объективных для России факторов, таких как размеры страны, наличие ресурсов, особенности развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Предпосылкой ее эффективного функционирования является взаимодействие ключевых агентов инновационной деятельности - сектора генерации знаний (вузов, НИИ, разработчиков и малых инновационных предприятий), сектора потребления знаний (промышленных предприятий и населения) и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advancing of innovation system in St. Petersburg

The innovative system of Saint Petersburg is formed under the influence of subjective and objective for Russia factors, such as the territory of the country, the natural resources available, the features of state institutions development and the forms of entrepreneurial activity. Pre-condition of its effective functioning is co-operation of key agents of innovative activity a sector of knowledge generation (institutes of higher learning, SRI, developers and small innovative enterprises), a sector of knowledge consumption (industrial enterprises and population) and the state.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной системы Санкт-Петербурга»

Развитие инновационной

системы Санкт-Петербурга

В.М. Васильцова,

д.э.н., профессор кафедры политической экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного горного института (ТУ) им. Г.В. Плеханова

19197676@mail.ru

В.С. Васильцов,

к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Череповецкого государственного университета

Инновационная система Санкт-Петербурга формируется под влиянием субъективных городских и объективных для России факторов таких как размеры страны, наличие ресурсов, особенности развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Предпосылкой ее эффективного функционирования является взаимодействие ключевых агентов инновационной деятельности — сектора генерации знаний (вузов, НИИ, разработчиков и малых инновационных предприятий), сектора потребления знаний (промышленных предприятий и населения) и государства.

Ключевые слова: региональная инновационная система, инструмент регионального развития, инновационный потенциал региона, инновационная инфраструктура.

Инновационная система регионального уровня обладает следующими характерными чертами: является частью национальной инновационной системы; выступает в качестве базы для разработки региональной и муниципальной инновационной политики; оказывает влияние на все стороны жизни в регионе; определяет качество жизни его населения страны в целом. Она может быть определена как совокупность предприятий и организаций региона, осуществляющих научно-техническую и инновационную деятельность; организаций региональной инновационной инфраструктуры; региональных финансовых, социальных и юридических институтов и отношений между ними в области инновационной деятельности.

Результативность перехода к инновационной экономике зависит от состояния национальной ин-

The innovative system of Saint Petersburg is formed under the influence of subjective and objective for Russia factors, such as the territory of the country, the natural resources available, the features of state institutions development and the forms of entrepreneurial activity. Pre-condition of its effective functioning is co-operation of key agents of innovative activity — a sector of knowledge generation (institutes of higher learning, SRI, developers and small innovative enterprises), a sector of knowledge consumption (industrial enterprises and population) and the state.

новационной системы, обеспечивающей связь между субъектами и объектами инновационной деятельности на всех уровнях. Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, таких как размеры страны, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Однако важнейшей предпосылкой ее эффективного функционирования является взаимодействие ключевых агентов инновационной деятельности — сектора генерации знаний (университетов, исследовательских институтов и лабораторий, организаций разработчиков и малых инновационных предприятий), сектора потребления знаний (промышленных предприятий и опосредованно — населения) и государства.

Для регулирования развития национальных инновационных систем все государства определяют условия осуществления инновационного бизнеса, разрабатывают прогнозы технологических изменений и стратегию инновационного развития экономики, определяют на этой базе научно-технологические

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

приоритеты, содействуют формированию и совершенствованию инновационной инфраструктуры, непосредственно и косвенным путем стимулируют инновационную деятельность, участвуют в организации исследований и разработок. Во всех странах национальные инновационные системы необходимо вместе с тем рассматривать и как один из основных инструментов регионального развития.

Город Санкт-Петербург по своему инновационному потенциалу входит в тройку крупнейших российских инновационных систем, наряду с Москвой и Московской областью. Геополитические преимущества города, созданный в нем благоприятный инвестиционный климат, а также принятая, регулярно контролируемая и корректируемая программа мероприятий по реализации инновационной политики, обеспечивают лидирующую роль городу в инновационной сфере страны. В городе сосредоточено 11% всего научного потенциала страны. В учреждениях науки и образования работают около 14% всех российских исследователей. В санкт-петербурге учится более 8% всех российских студентов, 13% аспирантов и 15% докторантов.

В Санкт-Петербурге функционируют 329 научных организаций, в том числе 49 научных организаций российской академии наук и других академий, имеющих государственный статус;190 отраслевых научных организаций; 12 государственных научных центров; 78 высших учебных заведений, осуществляющих научную деятельность. В научных организациях города занято более 170 тысяч научных сотрудников, в том числе 5,4 тысяч докторов наук; более 18 тысяч кандидатов наук. Около 300 тысяч жителей города связано с деятельностью научных организаций.

Система высшего и среднего профессионального образования включает 49 государственных гражданских вузов, 20 военных вузов, 47 негосударственных вузов, 78 учреждений среднего профессионального образования. В ведении Комитета по науке и высшей школе находится также около 100 учреждений дополнительного профессионального образования. Численность обучающихся студентов составляет более 520 тысяч человек. Преподавательский состав вузов, техникумов и колледжей насчитывает около 30 тысяч человек, в том числе 3,7 тысяч докторов наук, более 12 тысяч кандидатов наук [1].

Инновационная инфраструктура Санкт-Петербурга включает в себя следующие основные составляющие элементы: Технико-внедренческие зоны («Нойдорф» и «Новоорловская»); наукоград (муниципальное образование «Петергоф»);информаци-онно-технологический парк (формируется на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций); 11 инновационно-технологических центров (восемь из них созданы на базе высших учебных заведений). В Санкт-Петербурге достаточно активно ведется деятельность венчурных фондов — здесь зарегистрирована Российская ассо-

циация прямого венчурного инвестирования (РАВИ), организующая венчурные форумы; формируется региональный венчурный фонд на основе государственно-частного партнерства; развивается корпоративное венчурное инвестирование. Деятельность по формированию региональной инновационной системы рассматривается администрацией города как одно из приоритетных направлений региональной экономической политики [2].

В то же время, возможно, назвать как минимум три проблемы, препятствующие развитию региональной инновационной системы в Санкт-Петербурге.

Во-первых, это недостаточно адаптированное к требованиям глобальной экономики государственное и региональное законодательство в области регулирования инновационной деятельности и отсутствие, по этой причине, единой концепции формирования региональной инновационной системы. Эта проблема характерна в той или иной степени для всех российских регионов, однако в Санкт-Петербурге она стоит достаточно остро. Отсутствует законодательство об инновационной деятельности (его нет и в РФ в целом, хотя законы, регулирующие отношения в этой сфере, уже приняты во многих российских регионах). Несогласованные элементы законодательного регулирования инновационной деятельности присутствуют лишь в отдельных нормативных актах, издаваемых различными комитетами Правительства города.

Во-вторых, существует несоответствие элементов государственной поддержки инновационной сферы требованиям центров инновационной активности в Санкт-Петербурге. Известно, что город является крупным центром отечественного машиностроения, которое в настоящий момент находится в тяжелой ситуации, проигрывая зарубежным конкурентам как по соотношению «цена — качество», так и по технологическому уровню выпускаемой продукции. Однако взаимодействие разработчиков новых технологий и их потенциальных потребителей не налажено, а соответствующие центры трансфера технологий не развиты. кроме того, не учитывается изменение роли Санкт-Петербурга в экономической системе России, связанное с его превращением в крупный транспортный центр, что вызывает необходимость поддержки инновационной деятельности и в этой сфере.

Третьей важной проблемой российской экономики в целом, и Санкт-Петербурга в частности, является отсутствие квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента, технологического трансфера, венчурного бизнеса.

Рассмотрим более детально каждую из названных проблем с точки зрения разработки и реализации мероприятий по их решению. что касается совершенствования правового поля инновационных преобразований, то в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N° 884 от 20.07.2007 «О концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» инновационное раз-

витие города определено как одно из основных направлений развития. За последние годы Правительством Санкт-Петербурга принят ряд Постановлений, предусматривающих, в том числе, отдельные мероприятия в сфере поддержки и развития инновационной деятельности:

— Постановление № 881 от 20.07.2007 «Об Основах инновационной политики в санкт-Петербурге на 2008-2011 годы»;

— Постановление № 1423 от 13.11.2007 «Об утверждении плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы»;

— Постановление № 1053 от 29.08.2006 «Об утверждении Программы развития инновационно-технологической сферы в промышленности Санкт-Петербурга на 2006-2008 годы»;

— Постановление № 684 от 19.06.2007 «Об утверждении плана основных мероприятий по развитию научной деятельности в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» и др.

На основании упомянутых Постановлений и Постановления № 883 от 20.07.2007 «О плане мероприятий по выполнению в Санкт-Петербурге задач, вытекающих из положений Послания Президента РФ федеральному Собранию РФ 2007 года» и в соответствии с «Основными направлениями политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утверждены письмом Правительства РФ от 05.06.2005 № 2473п-П7) было разработано и принято Постановление «Об утверждении комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы», обобщающее методы реализации мероприятий по совершенствованию инновационной сферы Санкт-Петербурга.

Особый интерес представляет нормативное обоснование и алгоритм разработки этого комплексного результирующего документа. Проект Постановления разрабатывался Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли (далее — КЭПРТ) в соответствии с полномочиями, отнесенными Федеральным законом № 184-Фз от

06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральным законом № 127-Фз от 23.08.1996 «О науке и государственной научно-технической политике», правовыми актами Правительства РФ к ведению субъектов РФ, согласно статье 4 закона № 489-58 от

20.10.2000 «О науке и научно-технической политике Санкт-Петербурга».

Кроме того, учитывались положения Постановления Правительства РФ № 832 от 24.08.1998 и Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 годы, согласно которой инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики, определяющей цели

инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. При этом статьей 21 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ. таким образом, для издания Правительством Санкт-Петербурга указанного Постановления существовали правовые основания.

Постановление систематизирует положения уже действующих нормативных правовых актов, регламентирующих инновационную деятельность в Санкт-Петербурге, и вводит новые положения, которые в совокупности с первыми формируют комплекс мероприятий, обеспечивающих целенаправленно развитие инновационной системы в городе. Реализация Постановления направлена на достижение стратегической цели, установленной на заседании Правительства Санкт-Петербурга 20.07.2007 г. — к 2025 году, город должен стать инновационным центром мирового уровня.

В среднесрочном периоде действие Постановления направлено на повышение конкурентоспособности экономики Санкт-Петербурга, обеспечение взаимодействия промышленности и сферы услуг с образовательной, научной и финансовой сферами, создание механизма поддержки инновационной деятельности на всех стадиях жизненного цикла инновации. кроме того, реализация положений Постановления позволит повысить инвестиционную привлекательность Санкт-Петербурга, приблизить уровень жизни и условия ведения хозяйственной деятельности в городе к уровню европейских стандартов.

Постановление состоит из двух взаимосвязанных документов:

— «Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы» (далее — Программа);

— «Регламента взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге».

Программа включает перечень мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Мероприятия Программы сгруппированы в соответствии с приоритетными направлениями реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге, определенными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 881 от 20.07.2007.

Все мероприятия разделены на два блока:

1. «Проекты, реализация которых осуществляется исполнительными органами государственной

власти Санкт-Петербурга во взаимодействии

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

с субъектами инновационной деятельности». В этот блок включены мероприятия, разработка и реализация которых осуществляется исключительно исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга без участия федерального уровня. в этот блок включены:

— мероприятия уже действующих нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, которые оказывают влияние на развитие инновационной системы Санкт-Петербурга. на реализацию этих мероприятий уже предусмотрено бюджетное финансирование, и дополнительного финансирования они не требуют;

— новые мероприятия, сформулированные КЭРПт по результатам многочисленных обсуждений с экспертами в сфере инновационной деятельности, в том числе в рамках совещаний Межведомственного координационного совета по экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политике при Правительстве Санкт-Петербурга и Научно-технического совета при Губернаторе Санкт-Петербурга.

2. «Проекты, разработка и реализация которых осуществляется в Санкт-Петербурге при организационной, финансовой и информационной поддержке федеральных исполнительных органов государственной власти».

К этому блоку относятся мероприятия, разрабатываемые и реализуемые в рамках совместных проектов федерального и регионального уровней власти. мероприятия финансируются из федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга, дополнительного финансирования не требуется.

Регламент формирует механизм взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Программы, в том числе при реализации мероприятий иных программ (мероприятия группы «б» блоков 1 и 2). Регламент позволяет реализовать КЭПРт свои полномочия в сфере обеспечения и реализации единой инновационной политики в Санкт-Петербурге.

По расчетам реализация проектов потребует дополнительного финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере (млн. руб.):

таблица 1

Необходимое дополнительное финансирование на реализацию проектов КЭРПТ

Целевые значения показателей формировались с учетом материалов прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008 год и на период до 2010 года, прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2020 года. целевые значения показателей взаимоувязаны с це-

левыми значениями целевых ориентиров проекта «Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы» и целевыми значениями индикаторов выполнения «задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы».

Программа включает такие мероприятия как развитие инновационной структуры, подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности, содействие экспорту инновационной продукции, развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа, парка информационных технологий, созданного на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, развитие наукограда в г. Петергофе, расширение деятельности Фонда венчурных инвестиций и другие.

Вторая проблема развития инновационной системы состоит в стимулировании и управлении развитием реальной инновационной инфраструктуры. Прежде всего, это касается инициации бизнес-идей в малом бизнесе. С целью создания необходимых условий, обеспечивающих процесс начального становления малых предприятий, КЭПРТ создал бизнес-инкубатор по адресу: ул. Седова, д. 37.

На общей площади в 3200 кв. м, в этом инновационном комплексе, предполагается разместить до 40 предприятий малого бизнеса, которых обеспечат оборудованными рабочими местами на 160 сотрудников. В здании имеется конференц-зал, оборудованный для проведения лекций и семинаров, переговорные комнаты, оргтехника для коллективного пользования, мини-АтС с выходом на городскую линию и международную связь, охрана, оптоволоконный кабель для быстрого доступа в интернет.

В соответствии с Положением о бизнес-инкубаторе, размещение начинающих малых предприятий планируется осуществлять на конкурсной основе. При этом не менее 70% размещенных субъектов малого предпринимательства должны осуществлять свою деятельность в научно-технической и инновационной сферах. Приоритет будет отдан выпускникам федеральной программы «Старт», реализуемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Стоимость арендной платы для инкубируемых предприятий устанавливается в следующем процентном соотношении относительно расценок, принятых для данных площадей: в 1-й год размещения в бизнес-инкубаторе — 40%, во 2-ой год — 60%, в 3-ий год — 100%.

Для субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе, в целях создания благоприятных условий их деятельности, предоставляются следующие основные услуги:

— предоставление в аренду СМП оборудованных нежилых помещений бизнес-инкубатора в порядке и на условиях, определенных положением;

2008 2009 2010 2011 Всего

55,5 145,8 169,6 610,4 981,3

— осуществление технической эксплуатации части здания бизнес-инкубатора;

— почтово-секретарские услуги;

— консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

— доступ к информационным базам данных;

— обслуживание электронно-вычислительной техники и сетевого оборудования;

— внешнее бухгалтерское обслуживание;

— иные услуги.

В настоящее время объявлен конкурс на право размещения начинающих субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

С целью создания необходимых условий, обеспечивающих процесс начального становления и роста малых инновационных предприятий, в 2006 году Правительство Санкт-Петербурга совместно с Минэкономразвития России создало «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Санкт-Петербурга» (далее — Фонд). В соответствии с Постановлением Правительства российской Федерации № 249 от 22.04.2005 «Об условиях и порядке предоставления в 2006 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» финансирование данного проекта осуществляется на условиях равнодолевого участия средств федерального бюджета (100,0 млн. руб.) и бюджета Санкт-Петербурга (100,0 млн. руб.).

Имущество Фонда, сформированное за счет вышеуказанных источников, было передано в доверительное управление победившей в открытом конкурсе Управляющей компании с целью включения этого имущества в состав закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере» (далее — ЗПИФ). При этом Управляющая компания призвана обеспечить привлечение денежных средств иных инвесторов к участию в формировании зПИФ в объеме не менее 200 млн. рублей. Таким образом, общая капитализация зПИФ к концу 2008 г. составит около 400 млн. рублей.

наряду с малым бизнесом, инфраструктурное обеспечение инновационной системы Санкт-Петербурга развивается за счет тесного сотрудничества науки с производством на примере функционирования наукограда, где ежегодно осуществляется корректировка проектно-сметной документации на окончание строительства инновационно-технологического центра (ИТЦ), представляющего собой пилотный инфраструктурный проект в рамках развития г. Петергофа как наукограда. Итц создается на его базе с использованием его юридических, финансовых, организа-

ционных и иных возможностей, во взаимодействии с технико-внедренческой особой экономической зоной «нойдорф», расположенной на территории района. В ядро данного центра входят:

— Технопарк информационных технологий (1Т-парк), который будет специализироваться на услугах в области разработки заказного и тиражируемого программного обеспечения и 1Т-аутсорсинга. Основной задачей 1Т-парка является создание материально-технической, социальной и финансовой базы для эффективного развития предприятий, специализирующихся в сфере информационных технологий.

— Центр нанотехнологий. Специфика предлагаемого междисциплинарного центра нанотехнологий состоит в использовании междисциплинарности университетского образования и науки. Результатом деятельности Центра должны стать новые технологии для создания оптоэлектронных фотонных кристаллов, полимерных сенсоров и покрытий поверхности полупроводников, спинтронных фильтров и электронных квантовых вентилей, квантовых сетей и разветвителей для оптических и квантовых суперкомпьютеров и информационнокоммуникационных систем.

Кроме того, Центр будет производить подготовку кадров всех уровней, специализирующихся в области нанотехнологий, а также разработку программ и методических материалов для подготовки соответствующих специалистов. Центр нанотехнологий уже сейчас имеет большое количество инновационных проектов. В частности, проект по утилизации боеприпасов с истекшим сроком годности и созданию на их основе нанокристаллитов — материалов для новых технологий, разработка технологии нанослойного покрытия внутренней поверхности труб газопроводов для защиты их от коррозии.

— Центр малотоннажного производства медицинских препаратов на основе биотехнологий и генной инженерии — предприятие, осуществляющее разработку, производство и маркетинг рекомбинантных препаратов для медицинских и ветеринарных рынков России. Основой продуктового портфеля являются разработки ООО «Биотех».

— Центр биотехнологий будет направлен на разработку и использование современных биотехнологий, подготовку кадров в данной области. Уже сейчас идет разработка и производство антивирусных препаратов нового поколения на основе пептидов иммунной системы насекомых.

— Бизнес-инкубатор научно-инновационных проектов для вовлечения малого бизнеса Петергофа в реализацию высокотехнологичных бизнес-проектов. Создание Бизнес-инкуба-

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

тора позволит многократно увеличить число вновь возникающих предпринимательских структур в Петродворцовом районе. Общая площадь ИТЦ 56 тысяч кв.м., период строительства 2007-2010 годы.

Созданию ИТЦ объективно способствует наличие мощной научной и образовательной базы — Петро-дворцового учебно-научного комплекса СПбГУ с его естественнонаучными факультетами и институтами.

При значительном научном, образовательном и инновационном потенциале Петергофа в городе работает большое количество малых и средних инновационных предприятий, которые будут составлять основной источник увеличения налогооблагаемой базы, количества рабочих мест, расширения номенклатуры и увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции. В настоящее время эти предприятия испытывают трудности из-за недостаточно развитой инновационной инфраструктуры. ИТЦ станет ключевым проектом развития инновационной инфраструктуры.

В пусковых корпусах строительства первой очереди планируется расположить: инновационно-технологическую зону (7600 кв. метров); цех малотоннажного производства медицинских препаратов на основе биотехнологий и генной инженерии (2440 кв. метров); центр биотехнологий (2020 кв. метров); офисные помещения (1500 кв. метров); выставочный холл и конференц-залы (1440 кв. метров).

Проектно-изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации на строительство ИТЦ в г. Петергофе были начаты и проведены в 2006 г. В 2007 году началось строительство пускового корпуса первой очереди ИТЦ, а в 2008 — были внедрены рабочие оборудованные площадки общей площадью 15 тыс. кв. м. В рамках данного мероприятия осуществлена прокладка I этапа магистрального оптоволоконного кабеля телекоммуникационной сети наукограда г. Петергофа с подключением образовательных учреждений района. Таким образом, по состоянию на начало 2008 года в Петергофе, благодаря наличию постоянного и качественного выхода в Интернет, выполняется в полном объеме образовательный стандарт по предмету «Информатика и информационные технологии». Талантливые школьники района имеют возможность проявить себя в международном пространстве национальных конкурсов России и общеевропейских конкурсах школьников по информационным технологиям; появилась возможность организовать дистанционное обучение школьников. Наличие телекоммуникационной сети в районе позволяет реформировать управленческую деятельность образовательных учреждений. В 2008 году планируется завершение прокладки II этапа магистрального оптоволоконного кабеля телекоммуникационной сети наукограда.

В рамках данного мероприятия планируется создание многофункционального портала «наукоград

Петергоф», решающего задачи информационного обеспечения деятельности инновационного комплекса наукограда. Коллектив разработчиков проекта внедрения портала занимался:

— разработкой способов представления информации, механизмов доступа к ней с целью улучшения восприятия и упрощения освоения системы неподготовленными пользователями;

— стандартизацией процедур и протоколов обмена информацией между различными информационными системами, взаимодействующими с порталом;

— исключением дублирования информационных объектов и программных компонентов в различных пользовательских сервисах портала;

— реализацией приложений, которые делают доступной через Интернет справочную и сопроводительную информацию в электронной форме по получению той или иной услуги;

— наличием электронных форм и электронного взаимодействия, обеспечивающих предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и организациям для взаимодействия с государством; включают в себя возможность пересылки заполненных форм и получения автоматизированных (формализованных) ответов;

— интеграцией информационных массивов, существующих и разрабатываемых информационных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация проекта обеспечит формирование портала как информационной системы, обеспечивающей централизованный, структурированный и унифицированный доступ к набору сервисов, информационных объектов, веб-интерфейсов, базам данных и другим информационным системам. Планируется обеспечить комплекс информационной и маркетинговой поддержки наукограда, а также административной и программной поддержки структуры «электронного города».

Еще одна проблема укрепления инновационной системы Санкт-Петербурга — создание Центра трансфера технологий. В рамках выполнения данного мероприятия необходимо активизировать процессы передачи технологий из научных учреждений, малых предприятий в промышленность, а также реализовать взаимодействие по цепочке «технологические запросы — технологические предложения». Решение проблемы состоит, прежде всего, в формировании банка данных инвесторов и обеспечении консалтингового сопровождения научно-инновационных проектов. Данная работа позволит создать концептуальную схему приема и сопровождения частных инвестиций в сферу инноваций и научно-образовательных услуг.

Создание Центра трансфера технологий (далее — ЦТТ) направлено на облегчение доступа пред-

принимательских структур региона к современным высокоэффективным патентам и лицензиям, обеспечивающим перспективные формы бизнеса. Разработана система управления трансфером технологий и инноваций, основными компонентами которой являются информационные базы данных технологических запросов промышленности и городского хозяйства, технологических предложений учреждений высшей школы и научно-производственных предприятий г. Петергофа. Кроме того, система включает в себя базы данных ресурсов, протоколы администрирования правами пользователей системы, оперативного планирования, управления и мониторинга бизнес-процессов ЦТТ по реализации деятельности в области трансфера технологий, статистические отчеты о деятельности ЦТТ. На настоящий момент разработана организационная структура ЦТТ, бизнес-план его функционирования, сформирована база данных технологических запросов и технологических предложений. Завершено формирование материальнотехнической базы ЦТТ: организованы рабочие места, комнаты для проведения консультаций и совещаний. ЦТТ оборудован локальной сетью с интернет-, файл-серверами и рабочими станциями и выходом в Интернет. Приобретено программное обеспечение для осуществления электронного документооборота и защиты данных, правовых баз данных, содержащих нормативные акты в области интеллектуальной собственности, инновационной деятельности и комментарии к ним, информационных баз данных о промышленных предприятиях РФ.

Основными результатами деятельности ЦТТ станут сведения о привлеченных инвестициях; количестве образованных малых предприятий; количестве созданных рабочих мест; разработанных продуктах и услугах; интенсивности торговли исключительными правами (количество заключенных лицензионных соглашений и договоров уступки патента); количестве поступивших технологических запросов/предложений, количестве контактов, установленных учреждениями высшей школы и научно-производственными предприятиями Петергофа с промышленными предприятиями Северо-западного региона; проведенных конференциях и рабочих совещаний, в том числе с участием пользователей системы управления трансфером технологий и инноваций; тенденции изменения доли наукоемкой продукции в общем объеме продукции, выпускаемой предприятиями наукограда РФ г. Петергофа.

Создание ЦТТ должно позволить:

— сконцентрировать средства федерального и регионального бюджета для решения задачи развития экономики региона по инновационному пути;

— интегрировать научный потенциал учреждений и предприятий Петергофа в промышленность региона путем активизации процесса трансфера технологий;

— обеспечить взаимодействие учреждений, организаций и научно-производственных предприятий Петергофа с промышленными предприятиями и городским хозяйством Санкт-Петербурга по всему спектру научных, научно-технических и технологических направлений;

— обеспечить доступ заинтересованных пользователей к базам данных на основе использования современных информационных технологий и компьютерных сетей;

— организовать взаимодействия ЦТТ с аналогичными центрами, созданными Министерством образования и науки РФ;

— катализировать процесс создания малых инновационных предприятий, использующих результаты научно-технической деятельности учреждений и предприятий г. Петергофа, что будет способствовать увеличению числа рабочих мест и налоговых поступлений в городской бюджет.

Как отмечают многие отечественные и зарубежные специалисты, основная проблема большинства организаций заключается в отсутствии у них эффективного инновационного менеджмента. «Ученый как коммерсант, руководитель предприятия, менеджер по продажам — явление сегодня не редкое. Но для масштабной коммерциализации разработок, технологий — это препятствие... Представления ученых, разработчиков о рынке зачастую весьма поверхностны. отчетливо разбираясь в технологиях и производстве, они не отдают себе отчета в том, какие средства надо использовать по продвижению продукта к рынку...»

Несмотря на излишнюю категоричность данного высказывания, нельзя не согласиться с тем, что у разработчиков инноваций отсутствуют необходимые экономические знания для быстрой и эффективной коммерциализации инновационных технологий. Следовательно, для повышения эффективности внедрения результатов инновационной деятельности им необходимо либо прибегать к услугам сторонних организаций (инжиниринговых фирм), либо иметь в составе коллектива разработчиков инноваций квалифицированных специалистов, отвечающих за продвижение разработки. В общем случае эти специалисты должны решать следующие задачи:

• определение перспективных, с точки зрения рынка, направлений исследований и разработок;

• оценка технологии, выявление ее научнотехнического уровня и коммерческого потенциала, определение ее предполагаемой стоимости;

• анализ возможностей и разработка моделей коммерциализации технологий, их оптимизация;

• маркетинговый поиск потенциальных пользователей (заказчиков) на усовершенствован-

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

ные технологии и новые проекты, проведение переговоров и уточнение стоимостных характеристик технологии, корректировка моделей технологического трансфера;

• поиск партнеров по трансферным отношениям (соисполнителей НИОКР, контрагентов, производственных предприятий, финансовых институтов консалтинговых и инжиниринговых фирм и т. д.);

• разработка рекомендаций по повышению коммерческой привлекательности технологии, в том числе повышение стадии ее готовности, организация правовой защиты, сертификации, разработка оптимального плана внедрения, организация обучения персонала и т. д.

к необходимым для организации трансфера инновационных технологий кадрам относятся:

• специалисты по технологическому и инновационному менеджменту;

• специалисты в области оценки инновационных проектов, технологического аудита, мониторинга реализации инновационных проектов;

• специалисты в области защиты прав интеллектуальной собственности, торговле лицензиями, заключения коммерческих договоров в инновационной сфере;

• профессиональные менеджеры для венчурных фондов и их управляющих компаний и др.

решение перечисленных проблем, как представляется, позволит повысить эффективность функционирования инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и будет способствовать формированию региональной инновационной системы.

стратегической задачей российской экономики, позволяющей обеспечить ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, является переход к инновационному развитию. Еще относительно недавно наша страна лидировала по многим показателям, характеризующим уровень национального научнотехнического потенциала. отечественная наука была одной из самых эффективных в мире по показателю объема научной продукции на один доллар затрат, превосходя в этом отношении такие страны, как США, Япония, Германия, Франция. В 1990 г. в стране насчитывалось 5 млн. студентов, занятых НИОКР. В 1988 г. по числу статей, отреферированных Сервисом Химических Абстрактов (Chemical Abstracts

Service), СССР занимал второе место в мире после США, сравниваясь с Германией и Великобританией вместе взятыми. В 2005 году по тому же показателю Россия была всего лишь седьмой, немного уступая франции. В постсоветской России финансирование научных исследований неуклонно сокращалось. Сокращение государственного финансирования сопровождалось уменьшением валового внутреннего продукта и сокращением объемов государственного заказа, что не стимулировало и финансирование научных исследований со стороны бизнеса. В итоге сформировалась устойчивая тенденция уменьшения реальных ассигнований на науку и образование, которые за последние 10 лет снизились почти в семь раз. Затраты на НИОКР в расчете на одного исследователя в России стали в 25 раз меньше, чем в ведущих промышленно развитых странах. В среднем (в процентном отношении) в России на науку в настоящее время тратится меньше, чем в Чили и Португалии, а в абсолютном отношении — меньше, чем в Чехии и Дании. По другим оценкам, уровень использования знаний в экономике России примерно в 1,7-2,3 раза ниже, чем в странах ЕС и ОЭСР [3].

В последние годы объемы финансирования научного сектора, прежде всего, фундаментальной науки, в абсолютном выражении, растут. Правительство объявило о намерении достичь в реальности установленного законодательством показателя (3% от ВВП). Однако проблема заключается не только в увеличении объемов финансирования научных исследований и разработок, а в повышении эффективности использования выделяемых средств, то есть в стимулировании коммерциализации результатов НИОКР. Эффективность инновационных процессов в экономике зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих экономических субъектов инновационной деятельности, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами.

Литература

1. Лексин В., Карачаровский В. Причины и последствия сверхконцентрации экономического и социального потенциалов России в ее крупнейших городах // Российский экономический журнал. 2007. № 1-2. С. 46.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. М., 2007. 910 с.

3. Министерство регионального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.minregion.ru.

Васильцова Вероника Михайловна — автор более 200 научных трудов, из них 12 монографий, 15 учебных пособий. Областью научных интересов является: исследование инновационных возможностей региона и промышленных предприятий.

Васильцов Виталий Сергеевич — автор более 30 научных трудов, из них 2 монографии, 4 учебных пособия. Областью научных интересов является: исследование инновационных возможностей региона и промышленных

предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.