УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Егорова М. А.
Систематизация опыта правового регулирования инновационной инфраструктуры в странах СНГ...
Интеграционное право в сфере частного права
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОПЫТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СТРАНАХ СНГ В КОНТЕКСТЕ ОХРАНЫ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Инновационная инфраструктура как объект правового регулирования недостаточно исследована. В статье проведено обобщение практики совершенствования законодательства в области инновационной деятельности в странах Содружества Независимых Государств, которые являются лидерами инновационного развития — в Республике Казахстан, Республике Беларусь и Республике Армения, которые были определены на основании индекса человеческого развития и глобального инновационного индекса. Рассмотрена нормативная база этих стран СНГ с позиции государственного регулирования инновационно-технологической политики, создания технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных организаций, центров трансфера технологий. В ходе исследования выявлено, что национальные инновационные системы стран СНГ имеют существенные особенности. В выводах отмечается, что законодательная база охраны результатов инновационной деятельности недостаточно систематизирована, фрагментарно и разнородно сформирована по странам СНГ. По данному аспекту необходимо более широкое межгосударственное сотрудничество в рамках СНГ.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, правовое регулирование, страны СНГ, интеллектуальная собственность, результаты инновационной деятельности.
DOI: 10.17803/2311-5998.2021.83.7.127-135
Мария Александровна ЕГОРОВА,
начальник Управления международного сотрудничества, профессор кафедры конкурентного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сопрезидент Международного союза юристов и экономистов (Франция),
эксперт Центра научной и экспертной аналитики Международного центра компетенций «АйПи» Российской
государственной академии
интеллектуальной
собственности,
доктор юридических наук,
профессор
125993, Россия,г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© М. А. Егорова, 2021
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
M. A. EGOROVA, Head of the International Cooperation Department, Professor of the Competition Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Co-President of the International Union of Lawyers and Economists (France), expert of the Center for Scientific and Expert Analytics of the International Competence Center "IPI" of the Russian State Academy of Intellectual Property, Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 SYSTEMATIZATION OF THE EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN THE CIS COUNTRIES IN THE CONTEXT OF THE PROTECTION AND COMMERCIALIZATION OF RIA Abstract. The innovation infrastructure as an object of legal regulation has not been sufficiently studied. The article summarizes the practice of improving legislation in the field of innovation in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS), which are leaders in innovative development — the Republic of Kazakhstan, the Republic of Belarus and the Republic of Armenia, which were determined on the basis of the human development index and the global innovation index. The regulatory framework of these CIS countries is considered from the position of state regulation of innovation and technological policy, the creation of technoparks, business incubators, venture organizations, technology transfer centers. The study revealed that the national innovation systems of the CIS countries have significant features. In the conclusions, it is noted that the legislative framework for the protection of the results of innovation activity is insufficiently systematized, fragmentary, and heterogeneously formed. On this aspect, broader interstate cooperation within the CIS is needed. Keywords: innovation infrastructure, legal regulation, CIS countries, intellectual property, results of innovation.
В международных соглашениях под интеллектуальной собственностью понимают совокупность личных и неимущественных исключительных прав на результаты интеллектуальной и творческой деятельности. Интеллектуальная собственность принадлежит конкретному правообладателю, поэтому является мощным инструментом конкурентного преимущества. С эффективностью инновационной инфраструктуры и институтом интеллектуальной собственности связывают развитие науки и коммерциализацию РИД1.
1 Васильева А. Л. Формирование нормативной правовой основы для создания единого инновационного пространства в Евразийском экономическом союзе // Международное сотрудничество евразийских государств. 2015. № 3. С. 63.
тз
L-—^ i,
'К^ЖЖ Егорова М. А.
УНИВЕРСИТЕТА Систематизация опыта правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюА) инновационной инфраструктуры в странах СНГ...
Рассмотрим опыт законодательного регулирования инновационной инфраструктуры в некоторых странах СНГ Содружество Независимых Государств основано 8 декабря 1991 г и объединяет Азербайджанскую и Кыргызскую Республики, Республики Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Российскую Федерацию и Украину.
Поскольку предмет исследования междисциплинарный и охватывает правовые, инновационные, изобретательские аспекты, то целесообразно выявить статус стран СНГ по международному индексу человеческого развития (ИЧР), поскольку он косвенно свидетельствует о потенциале инновационного производства в стране (табл. 1). Сопоставим данные табл. 1 с местом страны по Глобальному индексу инноваций (Global Innovation Index) по последним данным на 2020 г. (табл. 2).
Таблица 1
Динамика индекса человеческого развития в странах СНГ (место страны за период 2018—2020 гг.)2
Страна СНГ 2018 2019 2020
Российская Федерация 49 49 52 (высокий ИЧР)
Азербайджанская Республика 80 87 88 (высокий ИЧР)
Республика Армения 83 81 81 (высокий ИЧР)
Республика Беларусь 53 50 53 (высокий ИЧР)
Республика Казахстан 58 50 51 (высокий ИЧР)
Кыргызская Республика 122 122 120 (средний ИЧР)
Республика Молдова 112 107 (средний ИЧР) 90 (высокий ИЧР)
Республика Таджикистан 127 125 125 (средний ИЧР)
Республика Узбекистан 105 108 106 (средний ИЧР)
Украина 88 88 74 (высокий ИЧР)
2 Составлено по Индексу человеческого развития (ИЧР, Human Development Index) стран -членов ООН за 2018, 2019 и 2020 гг.
I
Т m
Ш р
П>
Э-Е
mn
р?
Ш I
зАст п Ш
ТП
Ip
m
□ □
ПРАВА
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-имени O.E. Кугафина (МПОА)
Таблица 2
Динамика Глобального индекса инноваций в странах СНГ (место страны за период 2018—2020 годов)3
Страна СНГ 2018 2019 2020
Российская Федерация 46 46 47
Азербайджанская Республика 82 84 82
Республика Армения 68 64 61
Республика Беларусь 86 72 64
Республика Казахстан 74 79 77
Кыргызская Республика 94 90 94
Республика Молдова 48 58 59
Республика Таджикистан 101 100 109
Республика Узбекистан - - 93
Украина 43 47 45
Анализ динамики Глобального индекса инноваций позволяет в группах показателей выявить уровень располагаемых ресурсов и условий для проведения инноваций (Innovation Input), в том числе институты и инфраструктуру, а также достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output), включая результаты творческой деятельности (РИД). Кроме того, Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) в своих исследованиях также использует Глобальный инновационный индекс. Из стран СНГ в глобальном индексе инноваций Казахстан вошел в группу стран Центральной и Южной Азии, лидирующих в области инноваций. Россия в рейтинге за 2020 г. по количеству выданных патентов занимает 17-е место. Также Россия показала высокие результаты по объему платежей за использование результатов интеллектуальной собственности. Данная информация также доступна на официальном сайте Роспатента4.
Важный вопрос, задаваемый в условиях пандемии COVID-19, которая нанесла человечеству и мировой экономике глобальный ущерб, — кто будет финансировать инновации.
3 Глобальный индекс инноваций (Global Innovation Index) // URL: https://www.globalinnova-tionindex.org/Home (дата обращения: 14.06.2021).
4 Глобальный инновационный индекс 2020 : Кто будет финансировать инновации? // URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_gii_2020_keyfindings.pdf (дата обращения: 13.06.2021) ; Глобальный Инновационный индекс — 2020 : Россия заняла 17-е место // URL: https://rospatentgov.ru/ru/news/globalnyj-innovacionnyj-indeks-2020-rossiya-zanyala-17-mesto (дата обращения: 13.06.2021).
Егорова М. А.
УНИВЕРСИТЕТА Систематизация опыта правового регулирования L_имени o.e. кугафина(мгюА) инновационной инфраструктуры в странах СНГ...
Поскольку Республика Казахстан входит в лидеры стран в области инноваций, она достаточно интересна для изучения и возможной адаптации к российской практике инструментов правового регулирования охраны инноваций и РИД, обеспечения инновационной инфраструктуры. В Республике Казахстан создана нормативно-правовая база инновационного развития, что также свидетельствует о результативности национальной инновационной системы.
Национальные инновационные системы стран СНГ имеют существенные особенности, поскольку включают институциональные условия реализации инновационной политики конкретной страны. Термин «национальная инновационная система» ввел в научный оборот К. Фримен5. С его позиции, национальная инновационная система представляет собой взаимосвязанные между собой частные и государственные институты и организации, деятельность которых приводит к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий.
Наиболее существенным является то, что связи между различными элементами системы имеют решающее значение для инноваций и, следовательно, понимание этих взаимосвязей и взаимозависимостей должно обусловливать политику вмешательства государства6. Одними из базовых документов в Казахстане следует считать Концепцию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020—2025 годы7 и Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2020—2025 годы8, направленную на реализацию комплексной стратегии модернизации страны посредством совершенствования инновационных проектов в ключевых отраслях экономики страны.
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 10.01.2018 «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» и пункт 8 Указа Президента Республики Казахстан № 633 от 09.02.2018 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года» отражает роль государства и бизнеса, институтов развития в создании инновационного государства.
Кроме того, регулирование инновационной инфраструктуры обозначено в Указе Президента Республики Казахстан от 15.02.2018 № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года». Ответственный
Freeman С., Soete L. The Economics of Industrial Innovation, 3rd ed. London : Pinter, 1997.
Обзор инновационного развития. Казахстан / Европейская экономическая комиссия ООН. 1
Женева, 2012. С. 15—16. Т
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20.12.2018 № 846 «Об утверж- ш р
дении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на □>
2020 — 2025 годы» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов mE
Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000846 (дата обращения: j I
13.06.2021). £□
Постановление Правительства Республики Казахстан от 31.12.2019 № 1050 «Об утверж- С ш
дении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республи- 1 Р
ки Казахстан на 2020—2025 годы» // Информационно-правовая система нормативных im В
правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900001050/ □□
history (дата обращения: 12.06.2021). ПРАВА
>
5
7
8
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
исполнительный орган в Республике Казахстан в области инноваций — Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Для развития и управления специальными экономическими зонами в Республике Казахстан, а также в целях дальнейшего развития и продвижения индустриальных зон усовершенствовано законодательство страны, в том числе 03.04.2019 подписан Закон Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах»9, которым предусмотрены упрощение процедуры получения государственных мер, предоставление налоговых льгот в соответствии с налоговым законодательством страны. В главе 4 «Создание и функционирование индустриальных зон» предусмотрены виды таких зон — индустриальная зона республиканского или регионального значения, малая (частная) индустриальная зона.
Статья 27 Закона Республики Казахстан № 242 регламентирует в том числе допуск участников к осуществлению деятельности на территории индустриальной зоны. Он производится на основании договоров об осуществлении деятельности, заключаемых между управляющей компанией индустриальной зоны и участниками индустриальной зоны. На основании ст. 36 координация деятельности специальных экономических и индустриальных зон осуществляется Единым координационным центром. Одной из задач Единого координационного центра является обеспечение информационного сопровождения деятельности потенциальных участников специальных экономических и индустриальных зон, в том числе по РИД.
Утверждены Правила деятельности международного технологического парка «Астана Хаб»10, согласно которым функции технопарка — в том числе оказание услуг акселерации, технологического бизнес-инкубирования участникам технопарка; оказание услуг по проведению консультационных, информационных, аналитических, образовательных мероприятий для стимулирования развития участников технопарка. Хотя напрямую об информировании в отношении объектов интеллектуальной собственности и РИД не сказано, но по смыслу оно предполагается.
Рассматривая опыт Республики Беларусь, отметим, что в 2012 г. принят Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»11. В его статье 1 используется термин «введение в гражданский оборот продукции, технологии, услуги, организационно-технического решения» — совершение любых сделок, предметом которых
9 Закон Республики Казахстан от 03.04.2019 № 242-VI ЗРК «О специальных экономических и индустриальных зонах» (в ред. Закона РК от 02.01.2021 № 399-VI).
10 Приказ министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 26.09.2018 № 415. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26.09.2018 № 17437 «Об утверждении Правил деятельности международного технологического парка "Астана Хаб"» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017437 (дата обращения: 12.06.2021).
11 Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/ ?guid=3871&p0=H11200425 (дата обращения: 13.06.2021).
73
L-—^ Ii
Егорова М. А.
УНИВЕРСИТЕТА Систематизация опыта правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюА) инновационной инфраструктуры в странах СНГ.
является переход к другому лицу имущественных прав на продукцию, технологию, организационно-техническое решение, в том числе имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые при создании этих продукции, технологии, организационно-технического решения, а также оказание услуг.
Вместе с тем в целях и задачах указанного закона отсутствует прямое указание на создание инновационной инфраструктуры, коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности и охрану РИД. Косвенно данные задачи вытекают из обеспечения правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики; формирования и комплексного развития национальной инновационной системы; создания благоприятных условий инновационной деятельности; стимулирование авторов (соавторов) инновации. В статье 13 в составе компетенций уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности предусмотрено содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры, которая более подробно регулируется положениями главы 5. Субъектами инновационной инфраструктуры являются центры трансфера технологий, технопарки, венчурные организации (ст. 25).
Регистрация (продление срока действия регистрации) юридических лиц в качестве субъектов инновационной инфраструктуры и лишение их этого статуса осуществляются по решению уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности. Порядок регистрации (продления срока действия регистрации) юридических лиц в качестве субъектов инновационной инфраструктуры и лишения их этого статуса определяется Президентом Республики Беларусь.
Технопарк, в соответствии со ст. 26, вправе оказывать резидентам услуги: по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом; по проведению патентных исследований; по организации и проведению оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов; по сертификации и регистрации продукции, необходимые в соответствии с законодательством для производства продукции на основе новшества. Отношения технопарка с резидентами технопарка строятся на основании заключаемых между ними договоров на осуществление инновационной деятельности. В соответствии с законодательством определяется организационная структура технопарка.
Центр трансфера технологий, по законодательству Республики Беларусь, помимо основной деятельности, может оказывать услуги по управлению инноваци- И онными проектами, а также по информационному продвижению новшеств и (или) Т продукции, технологий, услуг, организационно-технических решений, созданных на основе новшеств, посредством организации участия субъектов инновационной п ^ деятельности в проведении выставок, ярмарок, конференций и других мероприя- В-!= тий, изготовления рекламно-информационной продукции, тем самым участвуя в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
На основании ст. 28 деятельность венчурной организации связана с приоб- С ^
ретением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, тп
результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-техно-
логических работ, передачей в последующем этих прав субъектам инновационной
нШ □ □
ПРАВА
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
деятельности, являющимся исполнителями венчурных проектов, на возмездной или безвозмездной основе.
В Республике Армения правовые основы инновационной деятельности заложены Конституцией. В 2006 г. принят Закон Республики Армения «О государственном содействии инновационной деятельности»12. Его статья 1 вводит типовые понятия «технопарк», «бизнес-инкубатор», «научно-инновационный центр», «инновационная инфраструктура». Статья 4 к видам инновационной деятельности относит приобретение и передачу прав на объекты интеллектуальной собственности, секретную научную, научно-техническую и технологическую информацию; создание и развитие инновационной инфраструктуры; передачу технологий и пр.
В статье 7 определены основные направления государственного содействия инновационной деятельности в части создания и развития инновационной инфраструктуры — научно-инновационных центров, фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов.
В части охраны объектов интеллектуальной собственности в Республике Армения в 2006 г. принят Закон «Об авторском праве и смежных правах»13. Отношения в сфере создания, правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов регулируются с 2008 г. соответствующим законом14. В 2010 г. принят Закон «О географических указаниях»15, правовая охрана распространяется только на пищевые продукты и сельскохозяйственную продукцию, а также Закон «О товарных знаках»16.
Вместе с тем следует отметить, что системные меры по нормативному обеспечению инновационной инфраструктуры коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в Республике Армения комплексно не представлены.
Таким образом, на основании проведенного исследования сформулируем ряд выводов.
Во-первых, институт интеллектуальной собственности оказывает не только позитивное влияние на развитие инноваций, но, возможно, и деструктивное, в случае наличия противоречий интересами всех инновационных звеньев.
Во-вторых, в странах СНГ за 30 лет накоплен значительный опыт и достигнут определенный прогресс государственного, организационного и нормативного регулирования инновационного развития.
В-третьих, законодательное регулирование в области охраны интеллектуальной собственности является основой национальных инновационных систем.
12 Закон Республики Армения от 14.06.2006 № ЗР-63 «О государственном содействии инновационной деятельности» // URL: http://www.parliament.am/legislation. php?sel=show&ID=2624&lang=rus (дата обращения: 10.06.2021).
13 Закон Республики Армения от 15.06.2006 «Об авторском праве и смежных правах» // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/15942 (дата обращения: 11.06.2021).
14 Закон Республики Армения от 10.06.2008 «О патентах, полезных моделях и промышленных образцах» // URL: https://www.aipa.am/ru/PatentLaw/ (дата обращения: 11.06.2021).
15 Закон Республики Армения от 22.05.2010 № ЗР-60 «О географических указаниях» // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/435425 (дата обращения: 10.06.2021).
16 Закон Республика Армения от 29.04.2010 «О товарных знаках» // URL: https://wipolex. wipo.int/ru/legislation/details/8116 (дата обращения: 11.06.2021).
тз
L-—^ ь
'К^ЖЖ Егорова М. А.
УНИВЕРСИТЕТА Систематизация опыта правового регулирования имени o.e. кугафина(мгюА) инновационной инфраструктуры в странах СНГ.
Правовое регулирование инновационной инфраструктуры в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Беларусь, Республике Армения неоднородно и связано с особенностями функционирования национальных инновационных систем.
В-четвертых, если рассматривать с позиции формирования единых норм регулирования охраны результатов инновационной деятельности, общих для пространства СНГ, то целесообразно и более обосновано, с нашей позиции, совершенствовать общую организационную и нормативную базу в сфере охраны интеллектуальной собственности в рамках стран — участниц ЕАЭС, созданного на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Гармонизация и синхронизация законодательства стран — участниц СНГ, входящих в ЕАЭС, направлены на развитие инструментов охраны интеллектуальной собственности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Васильева А. Л. Формирование нормативной правовой основы для создания единого инновационного пространства в Евразийском экономическом союзе // Международное сотрудничество евразийских государств. — 2015. — № 3. — С. 52—64.
2. Обзор инновационного развития. Казахстан / Европейская экономическая комиссия ООН. — Женева, 2012. — 206 с.
3. Freeman С, Soete L. The Economics of Industrial Innovation. — 3rd ed. — London : Pinter, 1997.