Научная статья на тему 'Трансферт технологий стран-членов ЕАЭС: региональные особенности'

Трансферт технологий стран-членов ЕАЭС: региональные особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ / TRANSFER OF TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / HI-TECH PRODUCTION / РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ / MARKET OF TECHNOLOGIES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИННОВАЦИОННАЯ / INNOVATIVE POLICY / ПОЛИТИКА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / EUROASIAN ECONOMIC UNION (EAEU)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьёва Юлиана Владимировна

Трансферт технологий является одним из ключевых факторов развития как национальных экономик, так и мировой экономики в целом. При этом степень участия каждой страны в процессе получения и реализации результатов интеллектуальной деятельности во многом определяет как перспективы научно-технологического развития страны, так и ее конкурентоспособность. В статье рассматриваются формы и условия взаимодействия участников инновационного процесса, особенности создания и развития организационной системы трансферта технологий в странах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На основе анализа систем трансферта, функционирующих в различных странах (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия), автором выделяются ключевые и наиболее перспективные направления развития интеграции научно-образовательной, производственной сфер и государства с целью формирования специальных механизмов организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между всеми его участниками. Делается вывод о необходимости создания организационной системы, основанной на интеграции институтов государства, науки, бизнеса и образования в странах ЕАЭС для формирования конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, улучшения структуры экспорта за счет увеличения в нем доли инновационной продукции и снижения сырьевой направленности, повышения статуса стран на мировом рынке технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES TRANSFER IN EAEU MEMBER COUNTRIES: REGIONAL FEATURES

The technologies transfer is one of key factors of development both national economies, and world economy in general. At the same time extent of participation of each country in the course of receiving and realization of results of intellectual activity in many respects defines both prospects of scientific and technological development of the country, and her competitiveness. In article forms and conditions of interaction of participants of innovative process, feature of creation and development of organizational system for technologies transfer in member countries of the Euroasian economic union (EAEU) are considered. On the basis of the analysis of the transfer systems functioning in various countries (Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia), the author allocates the key and most perspective directions of development of integration of scientific and educational, production spheres and the state for the purpose of special mechanisms formation of the innovative processes organization for providing effective interaction between all its participants. The conclusion about need of creation of the organizational system based on integration of institutes of the state, science, business and education in EAEU countries for formation of competitive hi-tech production, improvement of structure of export due to increase in a share of innovative production in him and decrease in a raw orientation, increase of the status of the countries in the world market of technologies is drawn.

Текст научной работы на тему «Трансферт технологий стран-членов ЕАЭС: региональные особенности»

УДК 330.341

ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕАЭС: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

© 2016

Соловьёва Юлиана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Российский университет дружбы народов, Москва (Россия)

Аннотация. Трансферт технологий является одним из ключевых факторов развития как национальных экономик, так и мировой экономики в целом. При этом степень участия каждой страны в процессе получения и реализации результатов интеллектуальной деятельности во многом определяет как перспективы научно-технологического развития страны, так и ее конкурентоспособность. В статье рассматриваются формы и условия взаимодействия участников инновационного процесса, особенности создания и развития организационной системы трансферта технологий в странах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На основе анализа систем трансферта, функционирующих в различных странах (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия), автором выделяются ключевые и наиболее перспективные направления развития интеграции научно-образовательной, производственной сфер и государства с целью формирования специальных механизмов организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между всеми его участниками. Делается вывод о необходимости создания организационной системы, основанной на интеграции институтов государства, науки, бизнеса и образования в странах ЕАЭС для формирования конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, улучшения структуры экспорта за счет увеличения в нем доли инновационной продукции и снижения сырьевой направленности, повышения статуса стран на мировом рынке технологий.

Ключевые слова: трансферт технологий, инновации, инновационный процесс, национальная инновационная система, высокотехнологичная продукция, рынок технологий, интеграция, инновационная, политика, Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

TECHNOLOGIES TRANSFER IN EAEU MEMBER COUNTRIES: REGIONAL FEATURES

© 2016

Solovieva Yuliana Vladimirovna, candidate of economical science, associate professor, professor of the department of «Enterprise economy and entrepreneurship», doctoral candidate of The Russian academy of national economy and public service under the President of Russian Federation Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

Abstract. The technologies transfer is one of key factors of development both national economies, and world economy in general. At the same time extent of participation of each country in the course of receiving and realization of results of intellectual activity in many respects defines both prospects of scientific and technological development of the country, and her competitiveness. In article forms and conditions of interaction of participants of innovative process, feature of creation and development of organizational system for technologies transfer in member countries of the Euroasian economic union (EAEU) are considered. On the basis of the analysis of the transfer systems functioning in various countries (Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Russia), the author allocates the key and most perspective directions of development of integration of scientific and educational, production spheres and the state for the purpose of special mechanisms formation of the innovative processes organization for providing effective interaction between all its participants. The conclusion about need of creation of the organizational system based on integration of institutes of the state, science, business and education in EAEU countries for formation of competitive hi-tech production, improvement of structure of export due to increase in a share of innovative production in him and decrease in a raw orientation, increase of the status of the countries in the world market of technologies is drawn.

Keywords: transfer of technologies, innovations, innovative process, national innovative system, hi-tech production, market of technologies, integration, innovative, policy, Euroasian economic union (EAEU).

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие и экономический рост практически любой страны зависят от целого ряда факторов, способствующих не только увеличению реальных объемов производства, но и повышению качества роста, а также уровня эффективности. В процессе развития экономик меняется перечень этих факторов, оценка их важности. Однако для большинства ведущих стран мира на первое место выходит развитие инновационной сферы, высоких технологий, экономики знаний.

Трансферт технологий является одним из ключевых факторов развития как национальных экономик, так и мировой экономики в целом. При этом степень участия каждой страны в процессе получения и реализации результатов интеллектуальной деятельности во многом определяет как перспективы научно-технологического развития страны, так и ее конкурентоспособность. Формирование экономики нового типа, основанной на постоянном инновационно-технологическом совершенствовании, на производстве и трансферте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью выходит на базовые позиции промышленно развитых стран. Такой тип экономики принято называть инновационным. В современных условиях именно уровень развития инновационной экономики создает мировое АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)

экономическое превосходство страны. Инновационная экономика становится следующей экономической формацией, сменяющей индустриальную экономику.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами управления инновационными процессами и форм интеграции бизнес-структур, государственных органов, институтов науки и образования занимались многие исследователи (Люндвалл Б.-А.[1], Нельсон Р.[2], Шумпетер Й. [3], Ицкович Г. [4] и др). Формирование постиндустриальной информационной экономики и нового технологического уклада рассмотрено в работах таких отечественных экономистов, как Глазьев С. [5, 6], Сорокин Д. [7], Яковец Ю. [8, 9] и др. Исследованию вопросов формирования национальной инновационной системы, роли и места в ней науки, государственного управления научно-техническим развитием посвящены труды Анчишкина А. [10], Голиченко О. [11], Ивантера В. [12], Мау В. [13], Осипова Ю. [14] и др. Вопросы интеграции в инновационной сфере и экономического роста рассматриваются в работах Назарбаева Н. [15, 16], Спицына А. [17]. О необходимости интеграции в образовании и науке говорится в работах Дежиной И. [18],

Сулейменова Е., Васильевой Н. [19] и др._

223

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью написания статьи явился анализ: региональных особенностей сложившихся на постсоветском пространстве национальных инновационных систем и систем трансферта технологий стран-членов ЕАЭС; возможностей создания системы, основанной на интеграции научно-образовательной и производственной сфер стран-участниц ЕАЭС.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Особое место на мировом рынке высоких технологий занимают экономические организации и союзы. Так, страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не только осуществляют взаимодействие в различных сферах (борьба с терроризмом, социально-экономическое и научно-технологическое сотрудничество, партнерство в топливно-энергетической сфере), но и обладают значительным количеством важных для мировой экономики ресурсов:

- Армения - располагает существенными запасами медно-молибденовых и полиметаллических руд, строительного камня, минеральных вод, месторождениями драгоценных металлов, полудрагоценных и поделочных камней;

- Беларусь - более 4 тысяч разведанных месторождений и залежей полезных ископаемых, около 30 видов минерального сырья. Особое место среди них занимают калийные соли, по промышленным запасам которых страна занимает одно из первых мест в Европе [20]. Огромные запасы каменной соли. Широко распространены залежи торфа;

- Казахстан - 2-я экономика постсоветского пространства (после России), крупнейшая в Центральной Азии, обладает огромными запасами ископаемого топлива, и большими запасами других ископаемых и металлов;

- Киргизия - находится на пересечении двух важнейших транспортных осей, ведущих с Севера на Юг и с Запада на Восток, имеет значительный потенциал для развития транспортной инфраструктуры;

- Россия - 5-6-я экономика мира по паритету ВВП, богата минеральными ресурсами, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав.

Для оценки научного и инновационного потенциала с 2007 г. аналитическим подразделением журнала «Economist Intelligence Unit» ежегодно рассчитывается глобальный инновационный индекс (табл. 1). Так, в 2014 г. исследование охватило 143 страны, являющиеся в совокупности производителями 99,4% мирового ВВП. Рейтинг возглавляет Швейцария с индексом 64,78. Россия, бывшая в 2013 г. на 62 месте, поднялась до 49.

Таблица 1 - Глобальный инновационный индекс стран-членов ШОС, 2014 г.

Рейтинг оощий Страна Индекс Рейтинг в регионе Регион

49 Россия 39.14 42 Европа

58 Беларусь 37.10 13 Европа

65 Армения 35.05 4 Северная Африка и Западная Азия

79 Казахстан 32.75 25 Центральная и Южная Азия

112 Киргизстан 27.75 8 Центральная и Южная Азия

Источник: [21].

Каждая из этих стран прошла свой путь инновационного развития, формирования системы трансферта технологий. Рассмотрим основные особенности сформировавшихся систем стран-членов ЕАЭС.

Беларусь. Национальная инновационная система (НИС) Республики Беларусь начала свое формирование с принятием в 1993 г. Закона «Об основах государственной научно-технической политики» и последовавшей за ней Программой развития научно-инновационной деятельности, разработанной с целью активизации процесса продвижения научно-технических разработок в производство, создания новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса и его государственной поддержки. Как следствие реализации данной Программы произошло принятие пяти Законов, а имен-224

но: «О научной деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «Об инновационной деятельности», «О научно-технической информации», на основе которых был разработан ряд документов методического характера.

В тот же период произошло формирование элементов инновационной инфраструктуры (технопарков, инкубаторов малого предпринимательства, фондов специального назначения), организованы вод эгидой Национальной академии наук такие научно-исследовательские структуры, как Центр системного анализа и стратегических исследований, Национальный центр информационных ресурсов и технологий, Центр по проблемам союзного государства Беларуси и России, Республиканский центр инновационной деятельности «Академтехнополис»[22, С.80].

Важным моментов в формировании и развитии НИС Беларуси стало принятие в 1999 г. ряда нормативных актов, стимулирующих научную и инновационную деятельность, в т.ч. посредством льгот (Указ Президента Республики Беларусь «О поддержке малого научно-инновационного предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях», Закон Республики Беларусь «О малом предпринимательстве»), а также закрепивших условия правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и их коммерциализации (Законы о патентах на изобретения и полезные модели, о патентах на промышленные образцы, о товарных знаках и знаках обслуживания).

В настоящее время в Беларуси действуют 9 технопарков, 5 центров трансфера технологий, ряд организаций, выполняющих функции субъектов инновационной инфраструктуры, а именно: Белорусско-китайский научно-технологический парк в г.Чанчунь (КНР), Китайско-белорусский индустриальный парк в г.Минске, Парк высоких технологий [23].

Армения. Формирование инновационной системы, а также организационной системы трансферта технологий в Республике началось не так давно, в 2000-х гг. Связано это с принятием ряда нормативно-правовых актов: Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, Закон о научной и научно-технической деятельности, 2000 г.; Постановление Правительства о Концепции развития информационных технологий и плане мероприятий по ее реализации, Указ Президента о создании Совета содействия развитию информационных технологий, 2001 г.; Постановление Правительства о создании Национального центра развития малого и среднего предпринимательства Республики Армения (НЦР МСП), Постановление Правительства об утверждении национальных приоритетов развития науки и техники, 2002 г.; Закон о государственной поддержке инновационной деятельности, 2006 г.; Стратегия развития науки на 2011-2020 гг.; Приоритеты развития науки и техники на 2010-2014 гг.; Стратегический план мероприятий по развитию науки на 2011-2015 гг.; Постановление Правительства об утверждении Стратегии Республики Армения в области защиты прав интеллектуальной собственности, 2011 г.; Концепция стартовой стратегии формирования инновационной экономики, 2011 г.; Постановление Правительства об утверждении Стратегии экспортоориентированной индустриальной политики Республики Армения, 2011 г. и др.

НИС Армении представлен преимущественно государственными органами, выступающими в качестве посредников и определяющими политику, носящую межотраслевой характер и затрагивающую многие министерства и ведомства. Также реализуются и некоторые частные инициативы (например, Ассоциация передачи технологий, технопарк «Виасфер» и Парк ИТ в Ереване). В табл. 2 показаны основные субъекты, инструменты инновационной политики, ключевые характеристики.

Таблица 2 - Основные субъекты и инструменты инновационной политики Армении

Организация

Государственный комитет по науке

Министерство экономики

Национальная академия наук

Технопарки и центры инноваций

Фонд «Инкубатор

предприятий»

(Е^)

Инструменты

Целевое программное и тематическое финансирование: поддержка прикладных исследований в научных институтах и коммерциализации их результатов. Базовое финансирование на различных уровнях институтов.

Создание центров НИОКР. Национальный онкологический центр Армении. Национальный центр инноваций и предпринимательства

Фонд развития науки при НАН. Сбор и представление в Правительство инновационных исследовательских проектов. Планы по формированию организации, занимающейся передачей технологий, в целях стимулирования коммерциализации и распространения технологий. Сотрудничество с национальными структурами поддержки инноваций.

Инновационная инфраструктура, инкубаторы, НИОКР и обучение кадров, взаимодействие с отечественными университетами. Финансирование, участие в акционерном капитале и фондах, консультирование менеджмента, услуги маркетинга.

Предоставление консультационных услуг компаниям, правительству, посредникам. Объекты и инфраструктура для стартапов и существующих предприятий (например, Центр информационных технологий Гюмри). Поддержка предпринимательства и стартапов (программа «Предпринимательство в области науки и технологий»). Электронное правительство и электронное общество. Предоставление информации, осуществление исследований, деятельность в области связей с общественностью. Армяно-индийский центр. Представительство в Силиконовой долине. Проекты сотрудничества с международными компаниями ИКТ и донорами. Долевые субсидии и мини гранты, создание венчурных фондов для финансирования ранних этапов развития предприятий (совместно с Всемирным банком).

Источник: [24, С.42-43].

Характеристики

Специальные проекты взаимодействия науки и бизнеса, гранты, софинансирование. Переход от базового финансирования к механизмам финансирования на конкурсной основе и прикладной ориентации исследований.

Инициативы «большой науки», которые должны дать эффект на региональном уровне. Платформы для распространения информации и развития связей между партнерами.

Инициативы запланированы, реализация откладывается. Начался сбор инновационных проектов, однако процесс не носит системный характер.

Центр информационных технологий Гюмри. Центр технологий Ванадзор. Бизнес-парк ИТ (частный). Технопарк «Виасфер» (частный).

Акцент на ИКТ, но открыт для работы со всеми высокотехнологичными и инновационными компаниями. Продвижение программ через СМИ, вебсайт, мероприятия и сеть ЕЖ Конкурсы и соревнования как стимулы и инструменты отбора проектов. Процедура отбора при поступлении учащихся в Центр информационных технологий Гюмри. Семинары и лекции. Механизмы софинансирования 50:50 государственное и частное финансирование, фонд работает как организация, ориентированная на получение прибыли.

Также необходимо отметить особую роль в формировании инновационной системы Армении таких организаций, как:

•Национальный центр инноваций и предпринимательства (НЦИП) призван играть важную роль в разработке инновационной политики и предоставлении различных услуг в области поддержки инноваций. Однако он находится на раннем этапе своего существования и ему еще предстоит стать полноценным субъектом для выполнения этих функций.

•Агентство интеллектуальной собственности -это национальный орган, отвечающий за правовую защиту интеллектуальной собственности в Республике Армения.

Казахстан. Начало формированию национальной инновационной системы Казахстана положило принятие в 2003 г. Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. В соответствии со Стратегией, основными направлениями развития страны становятся: 1.содействие в формировании высокотехнологичных производств, в том числе в создании эффективной системы трансферта технологий как зарубежного, так и межотраслевого; 2.создание и поддержка деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры в городах, где имеется сеть научно-технических и промышленных организаций и предприятий с высоким научно-технологическим потенциалом; З.использование существующего научно-технического потенциала в развитии передовых, с точки зрения постиндустриальной экономики, отраслей; 4.создание необходимых условий для проведения исследований в области современных научно-технических направлений, таких как: новые материалы и химические технологии; информационные технологии; 5.со-вершенствование законодательной базы, направленное на стимулирование инновационной деятельности научно-технических и производственных организаций и предприятий, привлечение инвестиций в сферу науки и инноваций, скорейшее вхождение инноваций в промышленность и сферу услуг [25].

На начальном этапе реализации Стратегии для создания НИС была сформирована сеть государственных институтов развития, включившая в себя Банк Развития Казахстана, Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорацию по страхованию экспорта.

К 2009 г. была сформирована единая система национальных институтов развития, в перечень которых вошли Национальный инновационный фонд, Фонд науки, Центр инжиниринга и трансферта технологий, КазАгроИнновация, Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства [26]. Значительное влияние на развитие национальной системы оказало создание в 2000 г. Банка развития Казахстана [27], в соответствии с Уставом которого данная организация также отнесена к национальным институтам развития [28].

В марте 2010 г. была утверждена Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг., в рамках реализации которой был создан ряд отраслевых инновационных центров, сеть исследовательских центров, национальных лабораторий, инжиниринговых, проек-тно-конструкторских бюро четыре технопарка, поставлена задача рыночного внедрения местных инновационных разработок, создания и поддержания базы данных для промышленных структур [29].

В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года определяется государственное обеспечение формирования национальной инновационной системы на следующих принципах: 1) создание университетов мирового уровня и развитие университетской науки для формирования передовой системы НИОКР; 2) финансирование приоритетных для государ-

ства НИОКР на основе системы грантов. Определение приоритетов НИОКР в соответствии с приоритетами индустриализации страны будет осуществляться Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан; 3) внедрение транспарентного процесса оценки заявок на гранты с привлечением экспертов, включая иностранных специалистов; 4) применение эффективных зарубежных технологий, адаптированных к национальным потребностям [30].

Киргизстан. Основные элементы НИС Киргизстана сформулированы в Законе Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» от 26 ноября 1999 года № 128. В соответствии с Законом, проводимая Правительством Республики национальная инновационная политика государства предусматривает: создание государственной инновационно-инвестиционной сети (далее сеть) с центральным управлением, отвечающим за подготовку и проведение в жизнь решений по вопросам национальной политики в области инноваций; утверждение подготовленных управлением сети национальных государственных инновационных программ и предложений об участии страны в международных инновационных программах; приоритетность государственных закупок и государственных заказов на продукцию субъектов национальной инновационной деятельности; разработку и осуществление управлением сети мероприятий, направленных на проведение в жизнь инновационной политики, согласованных решений и программ; подготовку законопроектов Кыргызской Республики, регулирующих инновационные отношения [31].

Высшим органом управления и координации инновационно-инвестиционной деятельности в Республике определяется Государственный совет по инноватике, руководитель которого назначается Премьер-министром. Отраслевые инновационные инфраструктуры управляются и создаются отраслевыми министерствами на базе научно-исследовательских институтов, опытно-селекционных станций, государственных племенных заводов и других предприятий, деятельность которых связана с научно-исследовательскими и внедренческими работами [31].

Правительством Кыргызской Республики формируются Государственные инновационно-инвестиционные комплексы, являющиеся государственными учреждениями по реализации полного инновационно-инвестиционного цикла и создающиеся на базе существующих многопрофильных высших учебных заведений, научных, проектных организаций с максимальным использованием их ресурсов, при этом центральное подразделение комплекса во главе с его генеральным директором «организуется преимущественно на базе ведущего технического университета в регионе или другой крупной многопрофильной государственной организации, имеющей достаточное количество высококвалифицированных кадров, специалистов и ученых, владеющих основными приемами инновационной и научной деятельности, а также достаточное количество помещений и инфраструктуры для проведения инновационно-инвестиционной деятельности в регионе» [31].

Также на основании Закона (ст.18), в регионах, наиболее подверженных депрессии и спаду производства, создаются Инновационные центры передовой техники (техно-центры) и новых технологий (технопарки), подчиняющиеся отраслевым научно-исследовательским институтам и вместе с ними входящие в состав сети. Инфраструктура центров может быть различной и включать в себя: научную лабораторию или институт, производство, сертификационные и маркетинговые отделы и др. [31].

Существенной составляющей НИС Киргизстана является Государственный инновационный фонд, созданный для финансирования и материально-технической поддержки мероприятий по обеспечению развития и использованию достижений науки и техники, основное содержание и направления деятельности которого закреплены Положением о Государственном инновационном 226

фонде (утверждено постановлением Правительства КР от 27 января 2003 года № 28).

Элементы формирования НИС Республики заложены «Государственной программой по формированию и развитию Национальной инновационной системы Кыргызской Республики на 2006-2010 годы».

В качестве элементов инновационной инфраструктуры Киргизстана необходимо отметить и научно-исследовательские учреждения, находящиеся в подчинении Национальной академии наук Кыргызской Республики, различные НИИ и научные подразделения вузов, сеть исследовательских центров и лабораторий при промышленных предприятиях, занимающихся прикладными изысканиями в своей отрасли, технико-внедренческие зоны, ряд технопарков (ключевой - технопарк Национальной академии наук Кыргызской Республики).

В 2015 г. при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО и Правительства Кыргызской Республики начал свою работу Центр внедрения инноваций (г.Бишкек) в Центральной Азии, основной задачей которого является внедрение инновационной продукции на территории стран Центральной Азии, а также трансферт технологий из России в Киргизию [32].

Россия. Сложившаяся в настоящее время в России система трансферта технологий обладает рядом особенностей, свойственных переходному периоду. Так, для эффективно развивающейся экономики характерно преобладание в структуре импорта новых наукоемких технологий, а в структуре экспорта - наоборот, сбыта зрелых технологий. Однако, рассматривая структуру экспорта при торговле технологиями в 2014 г. отметим, что превалирующими из всех объектов сделок явились только научные исследования, по остальным же объектам доля импорта значительно превысила долю экспорта. При этом в системе трансферта технологий с зарубежными партнерами (табл. 3) заметно значительное превышение импорта над экспортом в целом (почти в 1,5 раза), что сопутствует преимущественному ввозу технологий, не обладающих достаточной степенью новизны с позиций мирового рынка технологий. Так, принципиально новыми для России является 88,4% разработанных передовых технологий, из которых только 11,6% является принципиально новыми на мировом технологическом рынке (табл. 4).

Таблица 3 - Торговля технологиями с зарубежными странами по объектам сделок в 2014 г.

Источник: [33].

Объект сделки Экспорт Импорт

Число Стоимость Поступление Число Стоимость Выплаты

согла- предмета средств за согла- предмета средств за

шении долл. США год, млн. долл. США шении долл. США год, млн. долл. США

Всего 2061 8991.6 1279.2 2842 7724.6 2455.8

б том числе по объектам

сделок:

патент на изобретение 3 0.1 0.1 15 75.8 20.?

патентная лицензия на 95 90.9 26.6 137 367.0 100.8

изобретение

полезная модель 2 0.1 0.04 10 3.0 4.1

ноу-хау 19 99.1 11.5 67 203.8 121.7

товарный знак 17 4.6 2.8 154 777.1 381.2

промышленный образец 4 53.4 2.0 б 1.0 0.2

инжиниринговые услуги 708 7516.5 707.7 1363 4617,5 1147.9

научные исследования 606 966.2 356.5 371 351.4 151.5

прочие 607 260.9 172.0 719 1327.8 527.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4 - Разработанные передовые производственные технологии по группам в 2014 гг. (единиц)

Передовые производственные Число из них

технологии технологий новые принципиально с использованием запатенто-

- всего Для новые ванных изооретении при разработке технологии

Всего 1409 1245 164 712

в том числе:

проектирование и инжиниринг 445 390 55 214

производство, обработка и сборка 506 450 56 267

автоматизированные погрузочно-

разгрузочные операции;

транспортировка материалов и деталей 22 20 2 13

аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 110 84 26 56

связь и управление 202 187 15 ПО

производственные информационные 65 59 6 27

интегрированное управление и контроль 59 55 4 25

Источник: [33].

АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2(15)

Основы формирующейся в настоящее время системы трансферта технологий были заложены в Советском Союзе в 1950-е гг. в связи с происходящими значительными интеграционными процессами в академической и вузовской среде. В следствие взаимодействия научных организаций с производством, отраслевыми министерствами и ведомствами, в академических институтах формируются научно-технические объединения, научно-учебные и научно-технические центры и лаборатории. В вузовском секторе создаются организации, выполняющие научные исследования и разработки. Происходит формирование научно-исследовательских институтов, проектных организаций, кафедр, вузовских и факультетских конструкторских и технологических бюро с собственной экспериментальной базой, научных групп и секторов, обсерваторий, совместных подразделений с организациями академического и отраслевого секторов науки. Создаются проблемные и отраслевые лаборатории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, опытные и экспериментальные хозяйства (подробнее см.: [34]).

В 1970-е гг. в СССР происходит организационное формирование межвузовской науки посредством создания комплексов, объединявших для выполнения комплексных научно-исследовательских и научно-технических задач научные коллективы различных вузов. На базе межвузовского сотрудничества в связи с совместным использованием опытно-конструкторской, экспериментально-производственной базы, вычислительных, научно-технических центров и иных центров и лабораторий, создается разветвленная инфраструктурная сеть. Таким образом, происходит формирование учебно-научно-производственных комплексов.

В 90-е гг. ХХ в. в России, с одной стороны, было создано значительное количество новых интегрированных научно-образовательных структур (таких как университетские комплексы, научно-образовательные и иные центры), с другой (вплоть до начала 2000-х гг.) - отмечалось наращивание числа НИИ за счет создания новых либо разукрупнения действующих организаций, что происходило на фоне резкого сокращения структур, призванных обеспечить трансферт научных результатов в инновационную сферу (сети конструкторских и проектных организаций, опытных заводов, научно-технических служб предприятий). В большинстве случаев это происходило посредством создания новых юридических лиц и не приводило к укреплению исследовательской базы вузов и предприятий, составляющих основу инновационных систем в странах с развитой рыночной экономикой. Как следствие, в структурной составляющей научной сферы возникли значительные диспропорции: если в 1992 г. действовало 3437 самостоятельных НИИ, конструкторских бюро и проектных организаций, то в 2014 г. их количество сократилось до 2038 организаций, причем из них число проектных и проектно-изыскатель-ских организаций сократилось в 15,5 раз [35] (табл. 5).

Таблица 5 - Организации, выполнявшие научные исследования и разработки в постсоветский период

Число организаций 1992 1995 2000 2005 2007 2008 2010 2012 2013 2014

Всего 4555 4059 4099 3566 3957 3666 3492 3566 3605 3604

в том числе:

научно-исследовательские организации 2077 2284 2686 2115 2036 1926 1840 1744 1719 1689

конструкторские 5юро 865 548 318 489 497 418 362 338 331 317

проектные и проектно-изыскательские организации 495 207 85 61 49 42 36 33 33 32

опытные заводы 29 23 33 30 60 58 47 60 53 53

образовательные учреждения высшего профессионального образования 446 395 390 406 500 503 517 562 673 700

научно-исследовательские, проектно конструкторские подразделения организациях 340 325 284 231 265 239 238 274 266 275

прочие организации 303 277 303 234 550 480 452 555 530 538

Источник: [33, 35].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В сложившейся в результате трансформации экономики страны системе передачи технологий возникает необходимость форми-

рования специальных механизмов организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между всеми его участниками - государством, промышленными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, финансовыми институтами. В данном случае может пригодиться зарубежный опыт в организации передачи технологий (подробнее см.: [34, 36]), эффективное использование которого лежит в основе формирования и развития соответствующей инновационной инфраструктуры. А именно:

- формирование нормативно-правовой базы, ориентированной на стимулирование инновационного предпринимательства и гарантирующей защиту прав интеллектуальной собственности;

- создание специализированных научно-образовательных центров, центров трансферта и коммерциализации технологий, инновационных, научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов, инновационных предприятий, способствующих преобразованию перспективных научных идей и знаний в продуктовые, информационные и технологические нововведения;

- финансирование исследований и разработок за счет частного и предпринимательского секторов, в том числе посредством правовых и финансовых гарантий, льготных кредитов, привлечения внебюджетных и совместных фондов, различных мер государственного поощрения;

- формирование и развитие сети венчурных компаний и фондов, малых внедренческих предприятий, иных элементов инновационной инфраструктуры.

В формировании эффективной инновационной системы в условиях России большую роль играет и региональная составляющая. Разрабатывая региональную инновационную политику, направленную на развитие научно-технологической составляющей и сферы производства, каждый регион формирует свой подход к трансферту технологий, учитывающий его ресурсные резервы, климатические, отраслевые и иные региональные особенности.

Что касается стран-участниц ЕАЭС, необходимо отметить, что повышению эффективности трансферта технологий способствует формирование необходимой организационной системы, ориентированной на обеспечение процесса получения, реализации и распространения результатов научных исследований и разработок с привлечением всех участников инновационного процесса - государства, науки, сферы образования, бизнеса. Создание системы, основанной на интеграции научно-образовательной и производственной сфер в странах ЕАЭС, будет способствовать формированию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, улучшению структуры экспорта за счет увеличения в нем доли инновационной продукции и снижения сырьевой направленности, повышению статуса стран на мировом рынке технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Lundvall В.А. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London: Printer Publishers, 1992; National Innovation Systems: A.Comparative Analysis / R. Nelson (cd.). Oxford: Oxford Univ. Press, 1993.

2. Nelson R., National Innovation System. New York, Oxford, 1993.

3. Шумпетер Й. Теории экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.

4. Etzkovitz H., Leydcsdorff L. The Dynamic of Innovations: from National System and «Mode 2» to a Triple Helix of University-Industry-Government Relations Research Policy 29. 2000. P. 109-129.

5. Глазьев С. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // Российский экономический журнал. - 2008. - № 7-8. - С.24-34.

6. Глазьев С. О стратегии развития России до 2020 года // Свободная мысль. - 2008. - № 5(1588). - С.5-21.

7. Сорокин Д. О стратегии развития России // Вопросы экономики. - 2010. - №8. - С.28-40.

8. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. - М.: Экономика, 1988. - 285 с.

9. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации 21 века. -М.: Экономика, 2004. - 444 с.

10. Анчишкин А.И. Наука-техника-экономика. - 2-е изд. - М.: Экономика, 1989. - 384 с.

11. Голиченко О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения // Вопросы экономики. - 2010. - №8. - С.41-53.

12. Ивантер В.В. Влияние технологического прогресса на перспективную структуру российской экономики // Вестник Российской Академии наук. - 2009. - Т. 79 (3).

- С.246-249.

13. Мау В. Трансформировать российскую экономику в экономику, генерирующую и воспринимающую инновации, - задача потруднее, чем переход от коммунизма к рыночным отношениям // Человек и труд. - 2010.

- №2. - С.4-9.

14. Осипов Ю. Об общем научном пространстве стран СНГ // Общество и экономика. - 2009. - №7. - С.5-13.

15. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех ка-захстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Бшм, 1997. - 176 с.

16. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. - 288 с.

17. Спицын А.Т. Интеграция на пространстве СНГ как стратегическая перспектива инновационной модернизации экономики: опыт теоретического анализа. - М.: Экономика, 2009. - 295с.

18. Дежина И.Г. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России / Дежина И.Г., Киселева В.В.

- М.: ИЭПП, 2008. - 225 с.

19. Сулейменов Е.З., Васильева Н.В. Интеграция образования и науки. - Алматы, Национальный центр научно-технической информации РК, 2006.

20. ПРООН в Беларуси. - URL: www.by.undp.org/ соПей/Ье1агш/т^оте/соипйу^о/(дата обращения: 15.02.2016).

21. The Global Innovation Index 2014: The Local Dynamics of Innovation. URL: www.globalinnovationin-dex.org (дата обращения: 15.02.2016).

22. Силуянова Е. В. Национальная инновационная система Беларуси: перспективы развития // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. Выпуск 87, 2004. - С. 75-87.

23. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь // Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы. - URL: http://belisa.org.by/ru/nis/gospr/ gospr2011-2015/technopark_Bel.html (дата обращения: 18.03.2016)

24. Обзор инновационного развития Армении. -Нью-Йорк, Женева: Организация объединенных наций.

- 2014. - С.42-43.

25. Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» от 17 мая 2003 года № 1096 // САПП Республики Казахстан. № 2324, 2003. - ст. 217.

26. Об утверждении перечня институтов инновационного развития. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 1201. URL: http://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respub-liki_kazahstan_premer_ministr_rk/gpajdanskoe_pravo/id-P090001201_/ (дата обращения: 18.03.2016).

27. Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года № 531 «О Банке развития Казахстана».

URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021268 (дата обращения: 18.03.2016).

28. Устав АО «Банк развития Казахстана». URL: www.kdb.kz/ru/about/acts/ (дата обращения: 18.03.2016).

29. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. URL: http://kaztrade. ru/kazakhstan_republic/economy/industrial/industrial_ innovative/ (дата обращения: 18.03.2016).

30. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922. URL: http://minplan.gov.kz/2020/ (дата обращения: 05.04.2016).

31. Закон Кыргызской Республики "Об инновационной деятельности"от 26 ноября 1999 года № 128. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/preview/ru-ru/291/10?mode=tekst (дата обращения: 05.04.2016).

32. В Киргизии начал работу Центр внедрения инноваций в Центральной Азии. URL: www.rusnano.com/ about/press-centre/news/20150526-fiop-v-kirgizii-nachal-rabotu-tsentr-vnedreniya-innovatsiy-v-tsentralnoy-azii (дата обращения: 01.05.2016).

33. Россия в цифрах - 2015: Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 01.05.2016).

34. Соловьёва Ю.В., Шкваря Л.В. Научные и бизнес-коммуникации как ключевой фактор экономической интеграции. - М.: Астрея-центр, 2012.

35. Россия и страны мира - 2014: Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 01.05.2016).

36. Соловьёва Ю.В. Формирование и развитие системы трансфера технологий в России и за рубежом // Вопросы экономики. - 2015. - №4. - С.5-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.