ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS
УДК: 334
к.э.н., доцент Соловьёва Юлиана Владимировна,
Российский университет дружбы народов, Москва
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ТРАНСФЕРТА ТЕХНОЛОГИЙ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В статье рассматриваются формы и условия взаимодействия участников инновационного процесса, особенности создания и развития организационной системы трансферта технологий в странах-членах Евразийского экономического союза. На основе анализа систем трансферта, функционирующих в странах ЕАЭС, автором выделяются ключевые и наиболее перспективные направления развития интеграции научно-образовательной, производственной сфер и государства с целью формирования специальных механизмов организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между всеми его участниками. Делается вывод о необходимости создания организационной системы, основанной на интеграции институтов государства, науки, бизнеса и образования в странах ЕАЭС для формирования конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, повышения статуса стран на мировом рынке технологий.
Ключевые слова: трансферт технологий, инновационный процесс, национальная инновационная система, рынок технологий, интеграция, Евразийский экономический союз.
FEATURES OF TECHNOLOGIES TRANSFER SYSTEMS IN EURASIAN ECONOMIC UNION MEMBER COUNTRIES
Ph.D. (economics) Yu.V. Solovieva, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow
In article forms and conditions of interaction of participants of innovative process, feature of creation and development of organizational system of a transfer of technologies in member countries of the Eurasian Economic Union are considered. On
the basis of a transfer systems analysis functioning in the EEU countries, the author allocates the key and most perspective directions of development of integration of scientific and educational, production spheres and the state for the purpose of formation of special mechanisms of the organization of the innovative processes providing effective interaction between all its participants. The conclusion about need of creation of the organizational system based on integration of institutes of the state, science, business and education in the EEU countries for formation of competitive hi-tech production, increase in the status of the countries in the world market of technologies is drawn.
Keywords: transfer of technologies, innovative process, national innovative system, market of technologies, integration, Eurasian Economic Union.
Экономическое развитие любого государства зависит от многих факторов, оказывающих влияние не только на увеличение реальных объемов производства, но и экономическому росту в целом, повышению его качества. Перечень этих факторов меняется по мере развития экономик, происходит оценка и переоценка их важности. Для большинства ведущих стран мира процесс передачи знаний и технологий, производство и трансферт высокотехнологичной продукции выходят на ключевые позиции. В современных условиях именно уровень развития национальной инновационной системы создает мировое экономическое превосходство страны.
Экономические организации и союзы занимают особое место на международном технологическом рынке. Так, страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не только осуществляют взаимодействие в топливно-энергетической, социально-экономической, научно-технологической сферах, но и сотрудничество в борьбе с терроризмом и др. Помимо этого страны обладают существенным количеством значимых для мировой экономики ресурсов:
• Армения — значительные запасы медно-молибденовых и полиметаллических руд, строительного камня, месторождения драгоценных металлов, полудрагоценных и поделочных камней, минеральных вод;
• Беларусь — более 4 тысяч разведанных месторождений и залежей полезных ископаемых, около 30 видов минерального сырья (по промышленным запасам калийных солей страна занимает одно из первых мест в Европе [1]), значительные запасы каменной соли. Широко распространены залежи торфа;
• Казахстан — вторая после России экономика постсоветского пространства, крупнейшая в Центральной Азии, огромные запасы ископаемого топлива, других ископаемых и металлов;
• Киргизия — находится на пересечении двух важнейших транспортных осей, ведущих с Севера на Юг и с Запада на Восток, обладает значительным потенциалом для развития транспортной инфраструктуры;
• Россия — крупнейшая в мире территория, шестая экономика мира по паритету ВВП, одна из двух крупнейших в мире ядерных держав, богата практически всеми минеральными ресурсами.
Начиная с 2007 г., ежегодно экспертно-аналитическим подразделением журнала «Economist Intelligence Unit» проводится расчет Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index — GII), показывающего инновационное развитие стран, находящихся на разных уровнях экономического развития, в т.ч. оценку их потенциала. В 2017 г. исследование охватило 127 стран, в которых проживает 92% населения мира и которые произвели в совокупности 98% мирового ВВП (табл. 1). Рейтинг возглавляет Швейцария с индексом 67,69. Заслуживает внимания динамика показателей России, находившейся в 2013 г. на 62 месте и находящейся на данный момент на 45 позиции.
Все эти страны прошли свой путь формирования и развития инновационных систем, организационных механизмов трансферта технологий. Рассмотрим основные особенности, свойственные системам технологического трансферта стран-членов Евразийского экономического союза.
8
Таблица 1.
Глобальный инновационный индекс стран-членов Евразийского экономического союза, 2017 г.
Рейтинг общий Страна Индекс
45 Россия 38,76
59 Армения 35,65
78 Казахстан 31,50
88 Беларусь 29,98
95 Киргизстан 28,01
Источник: составлено автором по данным [2].
Республика Беларусь. Начало формированию инновационной системы Беларуси было положено Законом "Об основах государственной научно-технической политики" (1993 г.). Затем последовала Программа развития научно-инновационной деятельности, разработанная для активизации процесса продвижения в производство научно-технических разработок, создания новых механизмов стимулирования научно-технического прогресса, его государственной поддержки. В результате реализации принятой Программы развития были приняты Законы «О научной деятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестной конкуренции», «Об инновационной деятельности», «О научно-технической информации». На их основе был разработан ряд документов методического характера.
В то же время формируются элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, инкубаторы малого предпринимательства, фонды специального назначения). Происходит создание ряда научно-исследовательских структур, курируемых Национальной академией наук (Центр системного анализа и стратегических исследований, Национальный центр информационных ресурсов и технологий, Центр по проблемам союзного государства Беларуси и России, Республиканский центр инновационной деятельности «Академтехнополис»).
Принятие в 1999 г. ряда нормативно-правовых актов было направлено на стимулирование научной и инновационной деятельности (Закон Республики Беларусь «О малом предпринимательстве», Указ Президента Республики Беларусь «О поддержке малого научно-инновационного предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О стимулировании создания и развития в Республике Беларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»). Принятием Законов о патентах на изобретения и полезные модели, о патентах на изобретения и полезные модели, о патентах на изобретения и полезные модели происходит закрепление условий правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности
На данный момент в Республике Беларусь функционируют 9 технопарков, 5 центров трансфера технологий. Также функционируют организации субъектов инновационной инфраструктуры — Парк высоких технологий, Белорусско-китайский научно-технологический парк в г. Чанчунь (КНР), Китайско-белорусский индустриальный парк в г. Минске [3].
Армения. Формирование инновационной системы Армении связано с принятием следующих законодательных актов: Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, Закон о научной и научно -технической деятельности (2000 г.); Постановление Правительства о Концепции развития информационных технологий и плане мероприятий по ее реализации, Указ Президента о создании Совета содействия развитию информационных технологий (2001 г.); Постановление Правительства о создании Национального центра развития малого и среднего предпринимательства Республики Армения; Закон о государственной поддержке инновационной деятельности (2006 г.). Дальнейшее развитие было получено с разработкой и принятием Стратегии развития науки на 2011-2020 гг., Приоритетов развития науки и техники на 20102014 гг., Концепции стартовой стратегии формирования инновационной экономики, 2011 г. Постановления Правительства об утверждении Стратегии
Республики Армения в области защиты прав интеллектуальной собственности, 2011 г. и др.
Инновационная система Армении представлена в основном государственными структурами, осуществляющими посреднические функции и формирующими политику, носящую межотраслевой характер с вовлечением многих министерств и ведомств. Происходит реализация и частных инициатив (к таким можно отнести технопарк «Виасфер», Ассоциацию передачи технологий, Парк ИТ в Ереване). В табл. 2 представлены основные субъекты инновационной политики, их инструменты и основные характеристики.
Таблица 2.
Основные субъекты и инструменты инновационной политики Армении
Организация Инструменты Характеристики
Государственный комитет по науке Целевое (в т.ч. базовое, программное, тематическое) финансирование прикладных исследований в научных институтах различных уровней и коммерциализации их результатов. Специальные проекты взаимодействия науки и бизнеса, гранты, софинансирование. Переход от базового финансирования к механизмам финансирования на конкурсной основе и прикладной ориентации исследований.
Министерство экономики Создание центров НИОКР. Национальный онкологический центр Армении. Национальный центр инноваций и предпринимательства Инициативы науки на национальном и международном уровне, которые должны дать эффект на уровне региональном. Распространение информации и развития связей между партнерами.
Национальная академия наук Фонд развития науки при Национальной академии наук. Сбор и представление в Правительство инновационных исследовательских проектов. Составление планов по организации передачи технологий, в целях стимулирования их коммерциализации и распространения. Сотрудничество с национальными структурами поддержки инноваций. Реализация инициатив откладывается. Начался сбор инновационных проектов, однако процесс не носит системный характер.
Технопарки и центры инноваций Центр информационных технологий Гюмри. Центр технологий Ванадзор. Бизнес-парк ИТ. Технопарк "Виасфер". Инновационная инфраструктура, инкубаторы, НИОКР, обучение кадров, взаимодействие с отечественными университетами. Финансирование, участие в акционерном капитале и фондах, консультирование менеджмента, услуги маркетинга.
Фонд "Инкубатор предприятий" Предоставление консультационных услуг компаниям, правительству, посредникам. Объекты и инфраструктура для стартапов и существующих предприятий. Проведение исследований, осуществление деятельности в области связей с общественностью, в т.ч. электронное правительство, электронное общество. Сотрудничество с международными компаниями: в сфере ИКТ и донорами, создание Армяно-индийскиого центра, деятельность Представительства в Силиконовой долине. Долевые субсидии и мини гранты, создание совместно с Всемирным банком венчурных фондов для финансирования ранних этапов развития предприятий. Акцент на ИКТ, но открыт для работы со всеми высокотехнологичными и инновационными компаниями. Продвижение программ через СМИ, вебсайт, мероприятия и сеть ЕШ. Конкурсы и соревнования как стимулы и инструменты отбора проектов. Процедура отбора при поступлении учащихся в Центр ИТ Гюмри. Семинары и лекции. Механизмы государственного и частного софинансирования 50:50, фонд работает как организация, ориентированная на получение прибыли.
Источник: составлено автором по данным [4].
Существенное значение в формировании инновационной системы Армении имеют такие организации, как Национальный центр инноваций и предпринимательства (создан для предоставления услуг в сфере поддержки инноваций, содействия в разработке инновационной политики), Агентство интеллектуальной собственности (национальный орган, деятельность которого направлена на правовую защиту интеллектуальной собственности в Республике Армения).
Казахстан. Создание инновационной системы страны началось с принятием Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. Ключевыми направлениями развития Республики становятся: содействие в формировании высокотехнологичных производств; создание эффективной системы трансферта технологий; создание и поддержка деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры в городах, обладающих сетью научно-технических и промышленных организаций и предприятий с высоким научно-технологическим потенциалом; создание условий для проведения исследований в области современных научно-технических направлений (новые материалы и химические технологии; информационные технологии; совершенствование законодательной базы, направленное на стимулирование инновационной деятельности научно -технических и производственных организаций и предприятий, привлечение инвестиций в сферу науки и инноваций, скорейшее вхождение инноваций в промышленность и сферу услуг) [5].
Для реализации Стратегии формируется сеть государственных институтов развития, в которую вошли Банк Развития Казахстана, Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорацию по страхованию экспорта. В 2009 г. создается единая система национальных институтов развития: Национальный инновационный фонд, Фонд науки, Центр инжиниринга и трансферта технологий, КазАгроИнновация, Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства [6]. В 2000 г. Банк развития Казахстана [7] также включается в структуру национальных институтов развития [8].
В рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг. создается ряд отраслевых инновационных центров, сеть исследовательских центров, инжиниринговых, проектно-конструкторских бюро, национальных лабораторий, четыре технопарка, ставится задача рыночного внедрения местных
инновационных разработок, создания и поддержания базы данных для промышленных структур [9].
Кыргызская Республика. Базовые элементы национальной инновационной системы страны были определены в Законе Кыргызской Республики "Об инновационной деятельности" от 26 ноября 1999 года № 128. Законом закрепляется создание государственной инновационно-инвестиционной сети с центральным управлением, отвечающим за подготовку и проведение в жизнь решений по вопросам национальной политики в области инноваций; утверждение подготовленных управлением сети национальных государственных инновационных программ и предложений об участии страны в международных инновационных программах; приоритетность государственных закупок и государственных заказов на продукцию субъектов национальной инновационной деятельности; разработку и осуществление управлением сети мероприятий, направленных на проведение в жизнь инновационной политики, согласованных решений и программ; подготовку законопроектов Кыргызской Республики, регулирующих инновационные отношения [10].
Ведущим государственным органом по координации и управлению инновационной деятельностью в Киргизии определяется Государственный совет по инноватике. Инновационные инфраструктуры создаются отраслевыми министерствами на базе научно-исследовательских институтов, опытно-селекционных станций, государственных племенных заводов и других предприятий, деятельность которых связана с научно-исследовательскими и внедренческими работами. Помимо этого Правительством Киргизии на базе существующих многопрофильных высших учебных заведений, научных, проектных организаций с максимальным использованием их ресурсов формируются государственные учреждения по реализации полного инновационно-инвестиционного цикла — Государственные инновационно-инвестиционные комплексы.
В регионах, наиболее подверженных спаду производства, создаются Инновационные центры передовой техники (техноцентры) и новых технологий (технопарки), подчиняющиеся отраслевым научно-исследовательским институтам. Инфраструктура инновационных центров может различается и включать в себя исследовательский институт или научную лабораторию, производство, сертификационные и маркетинговые отделы и др. [10].
Значимыми элементами инновационной инфраструктуры Кыргызской Республики являются научно-исследовательские учреждения, подчиняющиеся Национальной академии наук, различные научно-исследовательские институты и научные подразделения вузов, технико-внедренческие зоны, сеть исследовательских центров и лабораторий при промышленных предприятиях, осуществляющих прикладные исследования в своей отрасли, ряд технопарков (ключевой — технопарк Национальной академии наук Кыргызской Республики).
В 2015 г. при поддержке Правительства Кыргызской Республики и Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО в г.Бишкек начал функционировать Центр внедрения инноваций в Центральной Азии. Основная деятельность Центра направлена на внедрение инновационной продукции на территории стран Центральной Азии, а также трансферт технологий из России в Киргизию [11].
Россия. Отечественная система технологического трансферта проявляется в настоящее время особенностями, характерными переходному периоду. Эффективно развивающейся экономике свойственно в структуре импорта превалирование новых наукоемких технологий, а в структуре экспорта — сбыта зрелых технологий. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 г., при торговле технологиями с зарубежными странами в структуре экспорта из всех объектов сделок преобладающими явились только научные исследования (в 2,4 раза). По остальным объектам сделок в 2016 г. доля импорта существенно превысила долю экспорта. В настоящее время в торговле технологиями с зарубежными странами (табл. 3) заметно превышение импорта
над экспортом (в 1,6 раза), что показывает преимущественный ввоз технологий, не представляющих новизны с позиций мирового технологического рынка. Принципиально новыми для России в 2016 г. явились 89,3% передовых производственных технологий. Из них всего 10,7% являются абсолютно новыми на мировом рынке технологий (табл. 4).
Таблица 3.
Торговля технологиями с зарубежными странами по объектам сделок в 2016 г.
Объект сделки Экспорт Импорт
Число согла-шени й Стоимость предмета соглашения, млн долл. США Поступление средств за год, млн долл. США Число согла-шени й Стоимость предмета соглашения, млн. долл. США Выплаты средств за год, млн долл. США
Всего 2182 27981 1277 3449 14147 2499
в том числе по объектам сделок:
патент на изобретение 6 0,0 0,0 27 109,3 5,4
патентная лицензия на изобретение 96 321,5 83,1 171 513,4 80,6
полезная модель 9 2,4 2,0 8 0,0 1,1
ноу-хау 30 44,9 28,7 111 350,3 104,9
товарный знак 16 1,7 0,9 211 956,7 444,8
промышленный образец 5 69,5 50,1 38 12,6 10,5
инжиниринговые услуги 771 26452,4 819,0 1667 10671,9 1547,9
научные исследования 800 709,7 140,7 337 405,6 149,1
прочие 449 379,4 152,4 877 1126,6 154,5
Источник: [12].
Таблица 4.
Разработанные передовые производственные технологии по группам в 2016 гг.
(единиц)
Передовые Число из них
производственные технологий новые принципиально с использованием
технологии — всего для России новые запатентованных изобретений при разработке технологии
Всего
2016 1534 1342 192 527
в том числе:
проектирование и инжиниринг
2016 402 352 50 149
производство, обработка и сборка
2016 509 449 60 171
автоматизированные
погрузочно-разгрузочные
операции; транспортировка
материалов и деталей
2016 34 29 5 9
аппаратура
автоматизированного наблюдения (контроля)
2016 160 111 49 76
связь и управление
2016 285 264 21 81
производственные информационные системы
2016 83 80 3 29
интегрированное управление
и контроль
2016 61 57 4 12
Источник: [12].
Основы формирующейся сейчас в России системы технологического трансферта были заложены в 1950-е гг., в результате происходивших в академической и вузовской среде интеграционных процессов. В большинстве академических институтов в этот период создаются научно-технические объединения, включая научно-учебные и научно-технические центры и лаборатории. В вузовском секторе создаются организации, осуществляющие исследования и разработки. Происходит активное формирование научно-исследовательских институтов, проектных организаций, конструкторских и технологических бюро на уровне кафедр, вузов и факультетов с собственной экспериментальной базой, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки и др. Организуются проблемные и отраслевые лаборатории, опытные и экспериментальные хозяйства, ботанические сады.
В 1970-е гг. в Советском Союзе появляются территориальные межвузовские комплексы, объединявшие научно-исследовательские коллективы различных вузов для реализации существенных научно-исследовательских и научно-технических задач. На основе межвузовского кооперирования в связи с совместным использованием вычислительных и научно-технических центров, опытно-конструкторской, экспериментально-производственной базы, формируется разветвленная инфраструктурная сеть.
Научно-инновационная сфера России в 1990-е гг. обладала характерными особенностями. С одной стороны, наблюдалось формирование новых интегрированных научно-образовательных структур (созданы университетские комплексы, научно-образовательные и иные центры). С другой — на фоне резкого сокращения структур, призванных обеспечить трансферт научных результатов в инновационную сферу (сети конструкторских и проектных организаций, опытных заводов, научно-технических служб предприятий), вплоть до начала 2000-х годов наблюдалось увеличение числа НИИ за счет создания новых либо разукрупнения действующих организаций. Происходило это посредством образования новых юридических лиц, а не укрепления
исследовательской базы организаций. Все это привело к диспропорции в институциональной структуре науки: если в 1992 г. действовало 3437 самостоятельных НИИ, конструкторских бюро и проектных организаций, то в 2015 г. их число сократилось до 2059, причем количество проектных и проектно-изыскательских организаций сократилось в 17 раз1 (табл. 5).
Таблица 5.
Организации, выполнявшие научные исследования и разработки в 1992-
2015 гг.
Число организаций 1992 1995 2000 2005 2008 2010 2012 2014 2015
Всего 4555 4059 4099 3566 3666 3492 3566 3604 4175
в том числе:
научно-исследовательские организации 2077 2284 2686 2115 1926 1840 1744 1689 1708
конструкторские бюро 865 548 318 489 418 362 338 317 322
проектные и проектно-изыскательские организации 495 207 85 61 42 36 33 32 29
опытные заводы 29 23 33 30 58 47 60 53 61
образовательные учреждения высшего профессионального образования 446 395 390 406 503 517 562 700 1040
научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях 340 325 284 231 239 238 274 275 371
прочие организации 303 277 303 234 480 452 555 536 644
Источник: [12].
В сформировавшейся на данный момент в стране системе технологического трансферта существует необходимость создания и развития специальных механизмов организации инновационных процессов, способствующих эффективному взаимодействию всех его участников — государства, научно-образовательной сферы, производственного сектора.
1 Россия в цифрах — 2017: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru
Необходимым условием для его формирования является создание соответствующей инновационной инфраструктуры, в которую включается:
1. нормативно-правовая база, ориентированная на гарантию защиты прав интеллектуальной собственности с целью стимулирования инновационного предпринимательства;
2. специализированные научные и научно-образовательные центры, технологические (инновационные) парки, бизнес-инкубаторы, центры трансферта и коммерциализации технологий, инновационные фирмы, деятельность которых направлена на преобразование научных идей и знаний в продуктовые, информационные и технологические инновации;
3. финансирование предпринимательским сектором научно-исследовательской сферы, в т.ч. посредством предоставления гарантий льготных кредитов, различных фондов (совместных и внебюджетных), применения мер государственного поощрения;
4. развитая телекоммуникационная инфраструктура для информационного обеспечения российской науки, расширения сети электронных библиотек, увеличения возможности доступа отечественных ученых к международным банкам данных;
5. сеть венчурных компаний и фондов, инновационных предприятий (в т.ч. малых), внедренческих фирм, других элементов инновационной инфраструктуры.
Необходимо отметить, что повышению эффективности трансферта технологий стран-участниц Евразийского экономического союза способствует формирование организационной системы, направленной на обеспечение процесса получения, реализации и распространения результатов научных исследований и разработок с привлечением всех участников инновационного процесса — государства, науки, сферы образования, бизнеса. Создание системы, основанной на интеграции научно-образовательной и производственной сфер в странах ЕАЭС, будет способствовать формированию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, улучшению структуры экспорта за счет
увеличения в нем доли инновационной продукции и снижения сырьевой направленности, повышению статуса стран на мировом рынке технологий.
Литература
1. ПРООН в Беларуси [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.by.undp.org/content/belarus/ru/home/countryinfo/
2. The Global Innovation Index 2017: The Local Dynamics of Innovation [Электронный ресурс]. URL: www.globalinnovationindex.org
3. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь // Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/nis/gospr/gospr2011-2015/technopark_Bel.html
4. Обзор инновационного развития Армении. — Нью-Йорк, Женева: Организация объединенных наций. — 2014. — С.42-43.
5. Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриально -инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» от 17 мая 2003 года № 1096 // САПП Республики Казахстан. № 23-24, 2003. — ст. 217.
6. Об утверждении перечня институтов инновационного развития. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 1201 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //tengrinews. kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/gpa jdanskoe_pravo/id-P090001201_/
7. Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года № 531 «О Банке развития Казахстана» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 1021268
8. Устав АО «Банк развития Казахстана» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kdb.kz/ru/about/acts/
9. Государственная программа по форсированному индустриально -инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //kaztrade.ru/kazakhstan_republic/economy/industrial/industrial_innovative/
10. Закон Кыргызской Республики "Об инновационной деятельности"от 26 ноября 1999 года № 128 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //cbd. mini ust.gov.kg/act/preview/ru-ru/291/10?mode=tekst
11. В Киргизии начал работу Центр внедрения инноваций в Центральной Азии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rusnano.com/about/press-centre/news/20150526-fiop-v-kirgizii-nachal-rabotu-tsentr-vnedreniya-innovatsiy-v-tsentralnoy-azii
12. Россия в цифрах — 2017: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru
References
1. PROON v Belarusi. (in Russian) www.by.undp .org/content/belarus/ru/home/countryinfo/
2. The Global Innovation Index 2017: The Local Dynamics of Innovation. URL: www.globalinnovationindex.org
3. Sub'ekty innovacionnoj infrastruktury Respubliki Belarus' // Belorusskij institut sistemnogo analiza i informacionnogo obespechenija nauchno-tehnicheskoj sfery. http://belisa.org.by/ru/nis/gospr/gospr2011-2015/technopark_Bel.html (in Russian)
4. Obzor innovacionnogo razvitija Armenii. — N'ju-Jork, Zheneva: Organizacija ob#edinennyh nacij. — 2014. — S.42-43. (in Russian)
5. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan «O Strategii industriaTno-innovacionnogo razvitija Respubliki Kazahstan na 2003-2015 gody» ot 17 maja 2003 goda № 1096 // SAPP Respubliki Kazahstan. № 23-24, 2003. — st. 217. (in Russian)
6. Ob utverzhdenii perechnja institutov innovacionnogo razvitija. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 6 avgusta 2009 goda № 1201. http://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/gpa jdanskoe_pravo/id-P090001201_/ (in Russian)
7. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 28 dekabrja 2000 goda № 531 «O Banke razvitija Kazahstana». http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021268 (in Russian)
8. Ustav AO «Bank razvitija Kazahstana». www.kdb.kz/ru/about/acts/
9. Gosudarstvennaja programma po forsirovannomu industrial'no-innovacionnomu razvitiju Respubliki Kazahstan na 2010-2014 gody. http: //kaztrade.ru/kazakhstan_republic/economy/industrial/industrial_innovative/ (in
Russian)
10. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki "Ob innovacionnoj dejatel'nosti"ot 26 nojabrja 1999 goda № 128. http://cbd.minjust.gov.kg/act/preview/ru-ru/291/10?mode=tekst (in Russian)
11. V Kirgizii nachal rabotu Centr vnedrenija innovacij v Central'noj Azii. www.rusnano.com/about/press-centre/news/20150526-fiop-v-kirgizii-nachal-rabotu-tsentr-vnedreniya-innovatsiy-v-tsentralnoy-azii (in Russian)
12. Rossija v cifrah — 2017: Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. www.gks.ru (in Russian)