Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты осуществления комплексной научно-технической политики в ЕАЭС'

Организационно-экономические аспекты осуществления комплексной научно-технической политики в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INNOVATION / RESEARCH AND TECHNOLOGY ADVANCEMENT / INFORMATION SYSTEM / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Байдурин М.С., Чиналиев В.У.

Тема. Проблемы и возможности осуществления комплексной научно-технической политики в рамках ЕАЭС. Цели. Выработка системных мер повышения конкурентоспособности квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств участников ЕАЭС на основе вариативного использования управленческих, информационных и организационных факторов для управления участниками научно-технической деятельности как многоагентной метасистемой. Методология. Рассматриваются процессы интеграции научно-технических систем и научно-технических рынков как элементы экономической интеграции государств участников ЕАЭС. Обосновывается необходимость формирования в нашей стране структуры пакета интегративных услуг во взаимосвязанной области образования, науки и производства для реализации пула стратегических инновационных программ мирового уровня. Предлагается создание организационной структуры управления научно-техническим развитием, например в форме евразийско-союзных инновационных сетей, объединяющих инновационные кластеры. Результаты. Создается возможность комплексной сетецентрической консолидации различных научно-технических звеньев инновационной цепочки и оптимизации организационного взаимодействия с опорой на создание единого научно-технологического пространства. Выводы. Сформулированы механизмы сквозного координированного управления локализованными сегментами инфраструктуры инновационных систем стран ЕАЭС, основанного на интеграции их экономик и на росте внутреннего научно-технического оборота, реализуемого в рамках квазиединого распределенного информационно-телекоммуникационного пространства, позволяющего оказывать любому удаленному инновационному агенту информационные, телекоммуникационные и вычислительные услуги и предоставлять сервисы на базе конвергентной технологической платформы как интегрированного телекоммуникационного базиса осуществления научно-технической деятельности. Применение. Рассматриваемая управленческая технология предлагается как составная часть технологий управления НИС России и других государств членов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Байдурин М.С., Чиналиев В.У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic aspects of integrated scientific and technical policy implementation within the EAEU

Subject The article addresses challenges and opportunities of implementing the complex scientific and technical policy within the EAEU. Objectives The study aims to develop the framework of actions for improving the competitive edge of quasi-integrated scientific and technical complexes of the EAEU member States based on the use of management, information and organizational factors to manage the participants of scientific and technical activities as a multi-agent metasystem. Methods We analyze processes of integration of scientific and technical systems and scientific and technical markets as elements of economic integration of the EAEU member States. The study provides a rationale for the need to form in our country a package of integrative services in the interrelated fields of education, science and industry to realize a pool of world-class strategic innovation programs. Results The study shows an opportunity to provide a complex network-centric consolidation of various scientific and technical links in the innovation chain and to optimize organizational interaction that would be backed by the establishment of common scientific and technical space. Conclusions The paper formulates mechanisms of end-to-end coordinated control over localized segments of infrastructure of innovative systems within the EAEU member States, which is based on their economies integration and the growth of internal scientific and technical turnover realized within the quasi-common distributed information-and-telecommunications space. The latter will enable to deliver information, telecommunications and computing services to any remote innovative agent on the basis of a converged technological platform being an integrated telecommunication basis of scientific and technical activities.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты осуществления комплексной научно-технической политики в ЕАЭС»

ISSN 2311-8709 (Online) Проблемы глобализации

ISSN 2071-4688 (Print)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЕАЭС

Евгений Леонидович ЛОГИНОВ"^, Светлана Ивановна БОРТАЛЕВИЧЬ, Марат Серикович БАЙДУРИНС, Владимир Улукбекович ЧИНАЛИЕВа

a доктор экономических наук, профессор РАН, заместитель руководителя департамента мировой экономики и международных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация evgenloginov@gmail. com

b доктор экономических наук, доцент, заведующая Центром исследования проблем развития энергетических рынков и энергетической инфраструктуры, Институт проблем рынка РАН, Москва, Российская Федерация energo-inst.safety@mail.ru

c кандидат экономических наук, докторант, Институт проблем рынка РАН,

Москва, Российская Федерация

mbaidurin@mail.ru

d кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем рынка РАН,

Москва, Российская Федерация

instituteb@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 15.07.2016 Принята в доработанном виде 19.09.2016

Одобрена 13.10.2016 УДК 004.942

JEL: Е44, F20, F21, F29, F37

Ключевые слова: инновации, научно-техническое развитие, информационная система, стратегическое управление

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Аннотация

Тема. Проблемы и возможности осуществления комплексной научно-технической политики в рамках ЕАЭС.

Цели. Выработка системных мер повышения конкурентоспособности квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств - участников ЕАЭС на основе вариативного использования управленческих, информационных и организационных факторов для управления участниками научно-технической деятельности как многоагентной метасистемой. Методология. Рассматриваются процессы интеграции научно-технических систем и научно-технических рынков как элементы экономической интеграции государств - участников ЕАЭС. Обосновывается необходимость формирования в нашей стране структуры пакета интегративных услуг во взаимосвязанной области образования, науки и производства для реализации пула стратегических инновационных программ мирового уровня. Предлагается создание организационной структуры управления научно-техническим развитием, например в форме евразийско-союзных инновационных сетей, объединяющих инновационные кластеры. Результаты. Создается возможность комплексной сетецентрической консолидации различных научно-технических звеньев инновационной цепочки и оптимизации организационного взаимодействия с опорой на создание единого научно-технологического пространства.

Выводы. Сформулированы механизмы сквозного координированного управления локализованными сегментами инфраструктуры инновационных систем стран ЕАЭС, основанного на интеграции их экономик и на росте внутреннего научно-технического оборота, реализуемого в рамках квазиединого распределенного информационно-телекоммуникационного пространства, позволяющего оказывать любому удаленному инновационному агенту информационные, телекоммуникационные и вычислительные услуги и предоставлять сервисы на базе конвергентной технологической платформы как интегрированного телекоммуникационного базиса осуществления научно-технической деятельности.

Применение. Рассматриваемая управленческая технология предлагается как составная часть технологий управления НИС России и других государств - членов ЕАЭС.

Процессы глобализации, а также проявления глобального финансово-экономического кризиса продемонстрировали уязвимость стран и национальных компаний к неблагоприятным флуктуациям конъюнктуры и макроманипуляциям глобальных геоэкономических игроков [1].

Макроэкономическая нестабильность актуализировала необходимость выработки универсального организационно-экономического подхода к «упаковке» инновационных факторов, ресурсов и компетенций в экономике различных стран мира [2, 3].

Падение цен на нефть поставило задачу расширения экспорта высокотехнологичной продукции, что в свою очередь требует повышения эффективности научно-технического развития России, а также других государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [4, 5].

Одним из ключевых показателей научно-технического развития государств - участников ЕАЭС является динамика патентной активности в экономике [6]. Патентная активность включает различные объекты интеллектуальной собственности: патенты, товарные знаки, промышленные образцы [7].

Приведем динамику патентной активности в экономике России (рис. 1). Как видно, она в период после 2003 г. примерно соответствует динамике роста ВВП России. При этом более высокими темпами нарастали объемы интеллектуальной собственности в сфере промышленных образцов и товарных знаков, тогда как динамика роста патентов на изобретения была существенно ниже темпов роста ВВП, а после 2013 г. вообще по этому показателю наблюдается спад.

Тем не менее в рамках ЕАЭС именно Россия является основным генератором фундаментальных научных открытий и реальных инноваций, пусть и в сравнительно узких сферах деятельности (ОПК, космос, атомная энергетика).

Приведем для сравнения динамику патентной активности в экономике Белоруссии (рис. 2). Как видно, после 2006 г. она превышает темпы роста ВВП Белоруссии. При этом, как и в России, объемы интеллектуальной собственности в сфере промышленных образцов и товарных знаков росли сравнительно более быстрыми темпами, чем патенты на изобретения. После 2013 г., так же как и в России, динамика патентной активности в Белоруссии демонстрирует спад.

В связи с этим в рамках ЕАЭС Белоруссия, по мнению авторов, является вторым по значению генератором фундаментальных научных открытий и реальных инноваций в высокотехнологичных областях науки и техники, пусть и в сравнительно узких сферах деятельности (ОПК, машиностроение).

Рассмотрим динамику патентной активности в экономике Казахстана (рис. 3). Как видно, после 2001 г. она характеризуется ярко выраженным преобладанием роста объемов интеллектуальной собственности в сфере промышленных образцов по сравнению с темпами роста ВВП Казахстана и

темпами роста патентов на изобретения и числа товарных знаков, которое повышалось значительно медленнее, чем ВВП страны.

В связи с этим в рамках ЕАЭС, Казахстан, по мнению авторов, является третьим по значению генератором инноваций в высокотехнологичных областях науки и техники и потенциальным импортером инноваций российского и белорусского происхождения.

Проанализируем динамику патентной активности в экономике Армении (рис. 4). Она свидетельствует о практически полной деградации научного потенциала и отсутствии реальных инноваций, не говоря уже о фундаментальных открытиях, которые в перспективе и создают новые рынки научно-технической продукции. Гипертрофированный рост объемов интеллектуальной собственности в сфере промышленных образцов (признак быстрого роста «отверточной» сборки на основе импорта основных комплектующих) по сравнению с темпами роста ВВП Армении подтверждает этот вывод.

В связи с этим в рамках ЕАЭС Армения, по мнению авторов, является импортером инноваций российского и белорусского происхождения.

Наконец динамика патентной активности в экономике Киргизии (рис. 5) весьма близка к динамике патентной активности в экономике Казахстана. В целом с учетом небольших размеров страны, мизерного промышленного и экономического потенциала Киргизия, по мнению авторов, является импортером инноваций российского и белорусского происхождения.

Разрыв хозяйственных и научно-технических связей между республиками бывшего СССР привел к заметной деградации их научно-технических комплексов. Динамика патентной активности демонстрирует низкий спрос на отечественные инновации в государствах -участниках ЕАЭС. Выходом из сложившейся ситуации является интеграция в научно-технической сфере участников ЕАЭС для управления комплексом участников научно-технической деятельности как многоагентной метасистемой с осуществлением союзно-координированной политики в этой сфере. Такая интеграция актуализирует необходимость формирования новой структуры основных технологий и модулей управления научно-технической деятельностью применительно к задачам комплексной сетецентрической консолидации различных научно-технических

звеньев инновационной цепочки и оптимизации организационного взаимодействия ее участников с опорой на создание единого научно-технологического пространства.

Приведем предлагаемую структуру основных технологий и модулей управления научно-технической деятельностью (рис. 6).

Рассмотрим функциональное назначение таких модулей.

• Модуль оптимизации организационных процессов (синхронизации) образовательной, научной и производственной деятельности предназначен для «стыковки» бизнес-процессов в различных структурах, участвующих в научно-технической деятельности для того, чтобы результаты работы каждой отдельной структуры соответствовали потребностям кооперации в рамках единой научно-технической цепочки, все звенья которой функционируют в рамках упорядоченного процесса.

• Модуль организационного структурирования функциональных и хозяйственных связей (в том числе формирования схем генерации инноваций и их коммерциализации) предназначен для обеспечения выбора наилучшего кооперационного партнера при формировании научно-технических цепочек с выходом на единую базу заказов и поставок в рамках имеющихся образовательных, научных и производственных структур.

• Модуль формирования научно-технических кластеров разного типа и других форм инновационных альянсов предназначен для кластерной группировки имеющихся образовательных, научных и производственных структур различных организационно-правовых форм и форм собственности для повышения управляемости массивом бизнес-единиц, участвующих в научно-технической деятельности.

• Модуль преобразования сложившихся форм научно-технической и образовательной деятельности предназначен для совершенствования функциональной деятельности участников научно-технических цепочек в целях выхода на более конкурентоспособные результаты по профилям конкретных организаций.

• Модуль формирования новых типов производств на базе новых научно-технологических результатов предназначен для коренной модернизации имеющихся производств и создания новых производств как завершающих

звеньев научно-технических цепочек с производством высокотехнологичной, наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках.

• Модуль оптимизации структуры и процессов функционирования соответствующих научно-технических мощностей и инновационно-технологической инфраструктуры предназначен для наращивания и развития основных производственных фондов и других видов имущественных активов, используемых в функциональной деятельности образовательных, научных и производственных структур.

Мультиагентное управление научно-техническими комплексами государств - участников ЕАЭС предлагается реализовывать с интеграцией информационных процессов, систем, сервисов, а также баз данных и знаний через «бесшовную» конвергенцию фиксированных и мобильных информационно-коммуникационных технологий. Такие организационные и информационные решения необходимо вырабатывать с учетом приоритетов встраивания квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств -участников ЕАЭС в мировые образовательные, научные, производственные цепочки. Стратегическое позиционирование евразийско-союзных научных организаций в системе международных инновационных центров мира должно быть ориентировано на бизнес-модель концентрации усилий, на борьбе евразийско-союзных участников научно-технической деятельности за одно из ведущих мест на мировых рынках наукоемкой продукции и инновационных технологий. С учетом неэффективности по сравнению с другими странами сегодняшних процессов, а также структурных и объемных характеристик организационно-управленческих механизмов в научно-технической сфере ЕАЭС необходимо формирование в нашей стране структуры пакета интегративных услуг во взаимосвязанной области образования, науки и производства для реализации пула стратегических инновационных программ мирового уровня.

Эти меры должны быть структурированы в рамках концепции создания евразийско-союзных инновационных сетей, объединяющих инновационные кластеры для реализации комплексной научно-технической политики на основе формирования благоприятной научно-технической и социокультурной среды в научно-технической сфере, основанной на постиндустриальных императивах управленческой деятельности.

Необходима также выработка системных мер повышения конкурентоспособности квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств - участников ЕАЭС (в перспективе, НИС ЕАЭС). Она должна проходить на основе вариативного использования управленческих, информационных и организационных факторов для управления комплексом участников научно-технической деятельности (бизнес-единиц, участвующих в инновационных процессах) как многоагентной метасистемой. Также нужно преобразование сложившихся форм организационного развития путем выхода на интегрированный научно-технический потенциал универсальной организационной формы - инновационного кластера (территории, отрасли, ведомства, группы предприятий, сетевого сообщества). При этом необходимо опираться на структуру формирования международной сети евразийско-союзных бизнес-единиц, участвующих в инновационных процессах на глобальных рынках научно-технической продукции, опирающихся на бизнес-модель встраивания структур квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств -участников ЕАЭС (с опорой на госкорпорации) в ключевые точки бизнес-активности мировых рынков наукоемкой продукции и инновационных технологий и построения на их основе системы концентрации инвестиционных ресурсов в прорывных проектах.

Формирование международной сети евразийско-союзных хозяйствующих субъектов (бизнес-единиц), участвующих в инновационных процессах, требует внедрения унифицированных стандартов для взаимодействия через обмен информацией между удаленными источниками данных, каждый из которых может являться источником информации для регулирования организационно-управленческих итераций в научно-технической сфере.

Приводится схема комплекса мониторинга и регулирования организационно-управленческих итераций в научно-технической сфере ЕАЭС (рис. 7).

Как видно, комплекс мониторинга и регулирования организационно-управленческих итераций в научно-технической сфере ЕАЭС должен реализовать последовательность управленческих операций для декомпозиции управляемой системы по организационным единицам, процессам, взаимосвязям, ресурсам и пр. с выяснением соответствия реализуемых корпоративных стратегий хозяйствующих

субъектов евразийско-союзной политике и национальным политикам государств-участников ЕАЭС для выработки корректирующих мер по отношению как к отдельным участникам, так и ко всей системе.

Осуществление комплексной научно-технической политики требует поддержания системной синхронизации научно-технической и производственной деятельности [8, 9]. Необходимо ускорение процессов смены поколений оборудования для расширения сектора постиндустриального производства [10, 11]. Переход к информационной экономике определяет потребность в преобразовании сложившихся форм технологического развития евразийско-союзной промышленности [12]. Предлагается изменение фокусов господдержки модернизационных процессов для повышения конкурентоспособности квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств - участников ЕАЭС [13, 14]. Евразийско-союзная кооперация предполагает формирование последовательных трансграничных инновационных цепочек с учетом интеллектуально-производственных циклов [15].

Для концентрации знаний и других интеллектуальных ресурсов необходимо осуществление государственной технологической экспертизы и инновационно-технологического аудита, которые должны стать неотъемлемым элементом государственной и коммерческой экспертизы инновационных проектов и программ. Требуется также создание организационной структуры управления научно-техническим развитием, например в форме евразийско-союзных инновационных сетей, объединяющих

инновационные кластеры.

Основная идея здесь состоит в том, что факторы комплексной научно-технической политики на основе формирования интегративной научно-технической и социокультурной среды в научно-техниче ской сфере, основанной на постиндустриальных императивах управленческой деятельности, реализуются через формирование стратегических программ. Эти программы нацелены на поддержание системной устойчивости механизмов генерации пула стратегических инновационных программ на национальной организационной и кадровой основе. Также факторы комплексной научно-технической политики реализуются через балансирование секторов квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств -

участников ЕАЭС по финансовым и научно-техническим ресурсам.

Предполагается формирование доступности для бизнес-единиц, участвующих в инновационных процессах широкого спектра информационно-вычислительных сервисов. Для этого предлагается создание в каждом субъекте государств -участников ЕАЭС центра облачных информационных услуг и вычислительных сервисов (облачных дата-центров).

Необходимо доведение высокоскоростных телекоммуникационных сетей от таких центров до каждого объекта (с итоговым выходом на программно-конфигурируемые сети) для формирования взаимоувязанной системы сервисов, работающих на бесплатной и платной основе, при создании которой наиболее важные функции реализуются в свободном интернет-доступе, а дополнительные функциональные возможности - на условиях платной подписки и разовых платежей.

Рассматриваемые механизмы в сфере современной автоматизации играют важную роль в процессах развития интегрированной мультифункциональной организационной структуры управления научно-техническим развитием [16, 17]. Такая система управления позволит обеспечить гармоничное социально-экономическое развитие с учетом глобальной финансово-экономической неустойчивости и критической неравновесности товарных и финансовых рынков [18]. Управление научно-техническим развитием предполагает координирование совместной производственной и торговой активности в странах ЕАЭС, а также налаживание механизмов координирования в отношении БРИКС, ШОС и пр. [19].

Решение задач коренного преобразования квазиинтегрированных научно-технических

комплексов государств - участников ЕАЭС необходимо реализовать путем выбора моделей консолидированного управления пакетом наиболее важных проектов, стратифицированных в системе участников научно-технической деятельности.

На рис. 8 приводится схема управления пакетом наиболее важных проектов в отношении квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств - участников ЕАЭС.

Управление пакетом наиболее важных проектов осуществляется с помощью модулей управления научно-технической деятельностью в рамках организационного и информационного взаимодействия исходя из имеющихся ресурсов

реализуются имеющиеся возможности корпоративных структур, органов управления ЕАЭС и государственных органов и организаций государств - участников ЕАЭС, структурированные по цепочке управленческих действий.

Необходимо обеспечить комплексную сетецентрическую консолидацию различных научно-технических звеньев инновационной цепочки и оптимизацию организационного взаимодействия с опорой на создание единого научно-технологического пространства государства (среды обеспечения функционирования и развития науки и технологий, характеризующаяся единой государственной научно-технологической политикой). Данные меры должны транслироваться в производственную и торговые сферы путем оптимизации процессов производства, накопления и обмена индивидуально определенных товарно-инновационных единиц при выстраивании макросистемных механизмов взаимодействия цепочки наукоемких бизнесов.

Здесь предлагается внедрение систем масштабируемой виртуальной реальности, оптимизации системы хранилищ знаний, средств их автоматического пополнения, создание полей знаний, методов их анализа, методов мониторинга возникновения новых научных направлений и новых технологий, средств стандартизации и унификации, необходимых для формирования единого научно-технического пространства.

Требуется обеспечить евразийско-союзным инновационным структурам системно-распределенный доступ по требованию к единому пулу настраиваемых информационно-

вычислительных ресурсов в рамках региональных и/или корпоративных центров облачных вычислений для устранения разрывов в национальном инновационном цикле при переходе от образования к науке и от нее к массовому производству с формированием новых типов отраслей на научно-технологической базе реализации стратегических инновационных программ.

Требуется также стимулирование процессов координации реальных процессов формирования, концентрации и перераспределения всех форм и видов финансовых ресурсов с привлечением инвестиционных средств из всех возможных источников, ориентированных на снижение операционных затрат и концентрацию средств в прорывных проектах: в фокусированном перечне НИОКР в рамках приоритетов развития пула стратегических инновационных программ с

повышением эффективности организационно-управленческих итераций в научно-технической сфере.

То есть нужно оптимизировать количественные и качественные характеристики процессов интеграции в квазиинтегрированных научно-технических комплексах государств - участников ЕАЭС больших объемов финансовых ресурсов в форме различных финансовых инструментов и обеспечить повышение управляемости потоками финансовых ресурсов с учетом нерегулярности поступления иностранных инвестиций.

Организационно-экономические механизмы

оптимизационного конфигурирования макропроцессов формирования новой технологической базы на основе пакета ключевых рынкоформирующих инноваций должны быть нацелены на формирование нового технологического каркаса мировой индустриальной системы, который сформирует новые рынки (и новые формы научно-технического и финансового доминирования) через глобализационное конструирование новых рыночных полей востребуемых в будущем товарных продуктов, основанных на формировании новой технологической базы на основе пакета ключевых рынкоформирующих инноваций.

Стратегическое управление в рамках евразийско-союзных инновационных сетей, объединяющих инновационные кластеры, должно опираться на построение многопрофильной гиперсетевой инструментально-технологической архитектуры управления различными видами предметной деятельности в сфере науки и техники (в том числе в оболочке облачных вычислений). Такой подход является перспективным и отражает современные задачи сквозного координированного управления локализованными сегментами инфраструктуры инновационных систем стран ЕАЭС с ориентацией на интеграцию их экономик и на рост в рамках ЕАЭС внутреннего научно-технического оборота, реализуемого в квазиедином распределенном информационно-телекоммуникационном пространстве, позволяющем оказывать любому удаленному инновационному агенту

информационные, телекоммуникационные и вычислительные услуги и предоставлять сервисы на базе конвергентной технологической платформы. Тем самым будет реализован импульс инновационных перемен в рамках международной парадигмы оптимизационного конфигурирования макропроцессов формирования новой

технологической базы на основе пакета ключевых рынкоформирующих инноваций.

Рисунок 1

Динамика патентной активности в экономике России (2000 = 1) в 2000-2014 гг. Figure 1

Trends in the patent activity in the economy of the Russian Federation (2000 = 1), 2000-2014

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=RU

Source: Statistical Country Profiles. World Intellectual Property Organization. Available at: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=RU

Рисунок 2

Динамика патентной активности в экономике Белоруссии (2000 = 1) в 2000-2014 гг. Figure 2

Trends in the patent activity in the economy of the Republic of Belarus (2000 = 1), 2000-2014

6

I I I I I I I I I I I I I I

2000 2001 2002 2003 Ж 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

I патенты - - товарные Д промышленные

знаки образцы

- - ВВП

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=BY

Source: Statistical Country Profiles. World Intellectual Property Organization. Available at: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=BY

Рисунок 3

Динамика патентной активности в экономике Казахстана (2000 = 1) в 2000-2014 гг. Figure 3

Trends in the patent activity in the economy of Kazakhstan (2000 = 1), 2000-2014

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=KZ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Source: Statistical Country Profiles. World Intellectual Property Organization. Available at: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=KZ

Рисунок 4

Динамика патентной активности в экономике Армении (2000 = 1) в 2000-2014 гг. Figure 4

Trends in the patent activity in the economy of Armenia (2000 = 1), 2000-2014

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=AM

Source: Statistical Country Profiles. World Intellectual Property Organization. Available at: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=AM

Рисунок 5

Динамика патентной активности в экономике Киргизии (2000 = 1) в 2000-2014 гг. Figure 5

Trends in the patent activity in the economy of Kyrgyzstan (2000 = 1), 2000-2014

Источник: Statistical Country Profiles / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=KG

Source: Statistical Country Profiles. World Intellectual Property Organization. Available at: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=KG

£ Рисунок 6

Структура основных технологий и модулей управления научно-технической деятельностью Figure 6

Structure of basic technologies and modules of management of scientific-technical activity

x

QÍ I

о

СГ

T3 CD

Универсальный цикл инновационной деятельности <>

Задача наблюдения

Задача обработки данных

Задача принятия решений

Задача действий

Технология наблюдения

Технология обработки данных

Технология принятия решения

Технология действия

Функции базовых организационных и информационных технологий

Мониторинг и анализ ситуации

Управление инновационно-технологичес-кой инфраструктурой

Автоматизированная обработка данных и информационное обеспечение органов управления

Связь и Обеспече-

управление ние дей-

оргструкту- ствии персо-

рами нала

Эксплуатация и модернизация оборудования

Обеспечение развития и применения ИКТ

Расширение синергети-

ческого комплекса управляемых процессов

Расширение

спектра управляемых процессов

Обеспечение мобильности маневра силами и средствами

Модуль оптимизации организационных

процессов (синхронизации) образовательной,

научной и производственной деятельности

Основные модули управ.

тения

Модуль организационного структурирования функциональных и хозяйственных связей (в том числе формирования схем генерации инноваций и их коммерциализации)

Модуль формирования научно-технических кластеров разного типа и других форм инновационных альянсов

Модуль преобразования сложившихся форм научно-технической и образовательной деятел ьности

Модул ь формирования новых типов производств на базе новых научно-технологических результатов

Модуль оптимизации структуры и процессов функционирования соответствующих научно-технических мощностей и инновационно-технологической инфраструктуры

Источник: составлено авторами Source: Authoring

ю

ю о

СП

W I

W

о

CD 03 Q.

О —i CD Q.

Рисунок 7

Схема комплекса мониторинга и регулирования организационно-управленческих итераций в научно-технической сфере ЕАЭС

Figure 7

A scheme of the complex of monitoring and control of organizational and managerial iterations in scientific and technical sphere of the EAEU

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Рисунок 8

Схема реализации факторов управления пакетом наиболее важных проектов в отношении квазиинтегрированных научно-технических комплексов государств - участников ЕАЭС

Figure 8

A scheme of realization of control factors over the package of the most important projects in relation to quasi-integrated scientific and technical complexes of the EAEU member States

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Логинов Е.Л., Райков А.Н. Образовательно-научно-производственная сеть для развития компетенций высококвалифицированных кадров // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2014. № 11. С. 22-25.

2. Агеев А. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 12-20.

3. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. М.: ИКАР, 2009. 245 с.

4. Омарова З.К.Стратегическое управление распределенными объектами в условиях самоорганизованной критичности внешней среды. М.: ИПР РАН, 2015. 202 с.

5. Петров Д.В. Мирохозяйственная адаптация организационных механизмов инвестиционного стимулирования модернизационных программ // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014. № 1. С. 226-231.

6. Зоидов З.К. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. М.: ИПР РАН, 2015. 141 с.

7. Борталевич В.Ю. Оптимизация системы стратегического управления инвестиционного потенциала в отраслях промышленного производства в рамках ЕАЭС // Стратегическое планирование и развитие предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. С. 25-27.

8. Формирование инвестиционной политики компаний топливно-энергетического комплекса. Улан-Удэ: Бурят. гос. ун-т, 2008. 215 с.

9. Цветков В.А., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Формирование интеллектуального ядра сетевой инфраструктуры сферы высшего образования и науки // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 3. С. 372-379.

10. Арутюнов А.А. Формирование научно-технического «каркаса» промышленности ЕАЭС как основа формирования конкурентоспособной индустриальной базы // Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 28-32.

11. Деркач А.К. Формирование инвестиционных проектов коммерческих банков // Технологические вызовы конкурентоспособности российских предприятий: проблемы и пути решения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: НИЭБ, 2012. С. 11-15.

12. Борталевич В.Ю. Проблемы обеспечения энергобезопасности России и ЕАЭС // Формирование финансово-кредитных механизмов обеспечения стабильности и экономического роста с учетом перспектив развития интеграции в ЕАЭС. Материалы международной научно-практической конференции. М.: ИПР РАН, 2016. С. 138-139.

13. Борталевич В.Ю. Стратегическое планирование ключевых направлений энергетического комплекса стран ЕАЭС // Стратегическое планирование и развитие предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2016. С. 28-29.

14. Цветков В.А., Моргунов Е.В., Илларионов Н.В. Инновационная экономика как форма постиндустриального развития // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 1. С.24-42.

15. Проблемы повышения энергетической безопасности. Улан-Удэ: БГУ, 2012. 168 с.

16. Цветков В.А., Петраков Н.Я. К вопросу о реорганизации науки и наукоемкого сектора // Экономист. 2013. № 10. С. 3-15.

17. Эриашвили Н.Д. Цикло-когерентная динамика кризисных явлений в экономике США // Вестник Московского университета МВД. 2016. № 5. С. 207-211.

18. Цветков В.А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России // Международная экономика. 2010. № 3. С. 5-12.

19. Агеев А.И. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы // Экономические стратегии. 2015. Т. 17. № 4. С. 120-125.

ISSN 2311-8709 (Online) Challenges of Globalization

ISSN 2071-4688 (Print)

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF INTEGRATED SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY IMPLEMENTATION WITHIN THE EAEU

Evgenii L. LOGINOVa% Svetlana I. BORTALEVICHb, Marat S. BAIDURINc, Vladimir U. CHINALIEVd

a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation evgenloginov@gmail. com

b Market Economy Institute of RAS, Moscow, Russian Federation energo-inst.safety@mail.ru

c Market Economy Institute of RAS, Moscow, Russian Federation mbaidurin@mail.ru

d Market Economy Institute of RAS, Moscow, Russian Federation, instituteb@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Corresponding author

Article history:

Received 15 July 2016 Received in revised form 19 September 2016 Accepted 13 October 2016

JEL classification: E44, F20, F21, F29, F37

Keywords: innovation, research and technology advancement, information system, strategic management

Abstract

Subject The article addresses challenges and opportunities of implementing the complex scientific and technical policy within the EAEU.

Objectives The study aims to develop the framework of actions for improving the competitive edge of quasi-integrated scientific and technical complexes of the EAEU member States based on the use of management, information and organizational factors to manage the participants of scientific and technical activities as a multi-agent metasystem.

Methods We analyze processes of integration of scientific and technical systems and scientific and technical markets as elements of economic integration of the EAEU member States. The study provides a rationale for the need to form in our country a package of integrative services in the interrelated fields of education, science and industry to realize a pool of world-class strategic innovation programs.

Results The study shows an opportunity to provide a complex network-centric consolidation of various scientific and technical links in the innovation chain and to optimize organizational interaction that would be backed by the establishment of common scientific and technical space. Conclusions The paper formulates mechanisms of end-to-end coordinated control over localized segments of infrastructure of innovative systems within the EAEU member States, which is based on their economies integration and the growth of internal scientific and technical turnover realized within the quasi-common distributed information-and-telecommunications space. The latter will enable to deliver information, telecommunications and computing services to any remote innovative agent on the basis of a converged technological platform being an integrated telecommunication basis of scientific and technical activities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2Q16

References

1. Loginov E.L., Raikov A.N. [Educational-scientific-production network to develop competencies of highly qualified personnel]. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1: Organizatsiya i metodika informatsionnoi raboty = Scientific and Technical Information. Series 1: Organization and Methods of Informational Work, 2014, no. 11, pp. 22-25. (In Russ.)

2. Ageev A. [State Committee for Scientific and Technical Policy as a center of network concentration of scientific-technical links in the key areas of knowledge for integrated management in the field of science and technology]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2014, no. 8, pp. 12-20. (In Russ.)

3. Raikov A.N. Konvergentnoe upravlenie i podderzhka reshenii [Converged management and decision support]. Moscow, IKAR Publ., 2009, 245 p.

4. Omarova Z.K. Strategicheskoe upravlenie raspredelennymi ob"ektami v usloviyakh samoorganizovannoi kritichnosti vneshnei sredy [Strategic management of distributed objects under self-organized criticality of external environment]. Moscow, MEI RAS Publ., 2015, 202 p.

5. Petrov D.V. [World economic adaptation of organizational mechanisms that are used to encourage investment in modernization programs]. Ekonomika. Pravo. Pechat'. VestnikKSEI = Economy. Law. Press. Bulletin of KSEI, 2014, no. 1, pp. 226-231. (In Russ.)

6. Zoidov Z.K. Puti formirovaniya integrirovannoi rynochnoi infrastruktury i regulirovaniya proizvodstva i tovarooborota v ramkakh EAES [Ways to build an integrated market infrastructure and regulate production and trade turnover within the EEU]. Moscow, MEI RAS Publ., 2015, 141 p.

7. Bortalevich V.Yu. Optimizatsiya sistemy strategicheskogo upravleniya investitsionnogo potentsiala v otraslyakh promyshlennogo proizvodstva v ramkakh EAES. V kn.: Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii [Streamlining the system of strategic management of investment potential in industrial sectors within the EEU. In: Strategic Planning and Development of Enterprises]. Moscow, Central Economics and Mathematics Institute of RAS Publ., 2016, pp. 25-27.

8. Formirovanie investitsionnoi politiki kompanii toplivno-energeticheskogo kompleksa [Developing an investment policy of companies operating in the fuel and energy complex]. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2008, 215 p.

9. Tsvetkov VA., Loginov E.L., Raikov A.N. [Building the intelligent heart of the network infrastructure of higher education and science sphere]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo = Educational Technologies and Society, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 372-379. (In Russ.)

10. Arutyunov A.A. [Formation of scientific and technical 'skeleton' of the EEU industry as a basis for building a competitive industrial facility]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2013, no. 5, pp. 28-32. (In Russ.)

11. Derkach A.K. [Formation of investment projects of commercial banks]. Tekhnologicheskie vyzovy konkurentosposobnosti rossiiskikh predpriyatii: problemy i puti resheniya. Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Technological Challenges to Competitiveness of Russian Companies: Problems and Solutions]. Moscow, Institute of National and Economic Security Publ., 2012, pp. 11-15. (In Russ.)

12. Bortalevich V.Yu. [Problems of ensuring the energy security in Russia and the EAEU]. Formirovanie finansovo-kreditnykh mekhanizmov obespecheniya stabil'nosti i ekonomicheskogo rosta s uchetom perspektiv razvitiya integratsii v EAES. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Developing the financial and credit mechanisms to ensure the stability and economic growth based on prospects for integration into the EAEU]. Moscow, MEI RAS Publ., 2016, pp. 138-139. (In Russ.)

13. Bortalevich V.Yu. Strategicheskoe planirovanie klyuchevykh napravlenii energeticheskogo kompleksa stran EAES. V kn.: Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii [Strategic planning of key areas of the energy complex of the EAEU countries. In: Strategic Planning and Development of Enterprises]. Moscow, Central Economics and Mathematics Institute of RAS Publ., 2016, pp. 28-29.

14. Tsvetkov V.A., Morgunov E.V., Illarionov N.V. [Innovative economy as a form of post-industrial development]. Promyshlennaya politika v Rossiiskoi Federatsii = Industrial Policy in the Russian Federation, 2008, no. 1, pp. 24-42. (In Russ.)

15. Problemy povysheniya energeticheskoi bezopasnosti [Problems of increasing the energy security]. Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2012, 168 p.

16. Tsvetkov V.A., Petrakov N.Ya. [On reorganization of science and high technology sector]. Ekonomist = Economist, 2013, no. 10, pp. 3-15. (In Russ.)

17. Eriashvili N.D. [Cyclo-coherent dynamics of crisis developments in the U.S. economy]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD = Bulletin of Kikot Moscow University of the Ministry of Interior of Russia, 2016, no. 5, pp. 207-211. (In Russ.)

18. Tsvetkov V.A. [Causes, development and consequences of economic crisis for Russia]. Mezhdunarodnaya ekonomika = The World Economics, 2010, no. 3, pp. 5-12. (In Russ.)

19. Ageev A.I. [Eurasian economic integration: Experience and prospects]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, vol. 17, no. 4, pp. 120-125. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.